Симптомы нарушениий когнитивных функций. Умеренные когнитивные расстройства Что значит когнитивные расстройства

Который сигнализирует о расстройстве работы головного мозга. Эти нарушения напрямую влияют на способность к разумному познанию мира. А причинами тому может быть целый ряд различных заболеваний. В чем же суть данной патологии?

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции. Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется. Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Симптомы

Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:


Виды

Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета. Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и

Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений - это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление - полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Когнитивные нарушения у детей

Эта проблема довольно часто наблюдается у детей и подростков. Ее причины могут крыться в дефиците необходимых для организма витаминов и минералов, травмах при родах, перенесенных заболеваниях, гипоксии головного мозга, внутриутробных инфекциях.

Важно знать, что самая частая причина когнитивных расстройств у детей - это гиповитаминоз. Ученые провели ряд исследований, в результате которых обнаружили явную закономерность понижения когнитивных функций у детей, причиной которой является недостаточная обеспеченность их микронутриентами.

Характерные признаки когнитивных нарушений у детей - это синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нестабильная психика, нарушенные поведенческие рефлексы, сложность при освоении навыков письма и чтения.

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Как выявить когнитивные расстройства, происходящие в мозге

Для того чтобы обнаружить наличие и степень когнитивного нарушения мозга, необходимо детально опросить больного и его родственников. Нужно учитывать наличие травм в анамнезе, наследственности, психическое и эмоциональное состояние пациента, употребление лекарств, вредные привычки.

Неврологи проводят осмотр пациента на предмет присутствия основного заболевания, которое может дать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние поможет определить профильный специалист, пользуясь нейропсихологическим тестом. Такие тесты являются уникальными упражнениями на воспроизведение слов и рисунков, решения задач, выполнения каких-либо двигательных упражнений и подобные действия.

При когнитивных нарушениях у пожилых очень хорошо использовать шкалу MMSE - это список вопросов, которые могут оценить, в каком положении них находятся память, восприятие, речь, чтение, срисовывание, ориентация в пространстве и пр. Эта шкала также может использоваться для оценки адекватности и эффективности лечения.

У пациентов с когнитивным расстройством приобретенного характера следует проводить специальные лабораторные обследования. Врачу необходимо иметь данные биохимических и клинических анализов крови, уровня тиреотропных гормонов, липидограммы и некоторых других показателей.

Из аппаратных способов при этом используются: электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту необходимо устранить возможные соматические заболевания.

Если есть какое-либо подозрение на болезнь Альцгеймера, следует провести дифференциальную диагностику данного заболевания с сосудистой деменцией.

Как лечит нарушение когнитивных функций?

Методы терапии

Если вы наблюдаете у себя даже самые незначительные признаки когнитивных нарушений, нужно начать пользоваться витаминно-минеральными комплексами и принимать аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение не рекомендуется, так что, до того как начать какую-либо терапию, следует посоветоваться с врачом.

Коррекция когнитивных нарушений, конечно, во многом будет зависеть от причины их происхождения. Но самая важная ее цель - это исправление патологических изменений, которые возникают в головном мозге. Кроме лечения основной болезни, врачи советуют принимать средства нейропротекторного действия, чтобы повысить когнитивные функции. К таким относятся: «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин», «Милдронат». Это также хорошая профилактика дальнейшего возникновения этого расстройства.

Если пациент имеет выраженные когнитивные нарушения и выявленную деменцию, ему будут назначены такие препараты: «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Ривастигмин», «Донепезил». Продолжительность курса и дозировка определяются строго индивидуально.

Пациенту показаны также лекарственные средства, которые помогут справиться с гиперхолестеринемией - «Симвастатин», «Торвакард», «Аторвастатин». Помимо этого, врачи рекомендуют соблюдать безхолестериновую диету. Надо внести в рацион овощи, фрукты, нежирное молоко, творог и морепродукты. Также важно отказаться от вредных привычек, если такие имеются. Полезен будет курс психотерапии.

Дополнительная информация

Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение - замечательная зарядка для мозга.

Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

Профилактика и прогноз

Составить общий прогноз при когнитивных нарушениях невозможно. В каждом отдельном случае результаты имеют индивидуальный характер. Но если своевременно обратиться за помощью к врачу и соблюдать все предписания, удастся притормозить развитие болезненного процесса.

Необходимо отметить, что имеются две формы когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первую форму можно корректировать, а вот вторую - нет.

Профилактика включает в себя специальные мероприятия, которые направлены на понижение стресса и увеличения умственной и физической активности человека. Во избежание появления подобных патологий, следует уже с молодого возраста стараться постоянно выполнять какие -либо интеллектуальные задачи. Кроме этого, в целях профилактики деменции нужно вовремя проводить лечение сосудистых заболеваний, печеночных болезней, а также пополнять недостаток витаминов группы В.

Лечение когнитивных нарушений должно быть своевременным.

Большая часть случаев говорит о том, что симптомы только прогрессируют. Так что важная цель профилактики - торможение дальнейшего течения разрушительных процессов, уменьшение патологических влияний на головной мозг. Для этого следует придерживаться определенных правил:

  • Заниматься различными упражнениями для тренировки когнитивных свойств, о которых мы уже упоминали.
  • Принимать лекарственные препараты, назначенные врачом.
  • Сохранять стабильное психическое и эмоциональное состояние, остерегаться отрицательных эмоций, стрессов.
  • Так как существует связь между когнитивными функциями и физической активностью, следует обязательно заниматься каким-либо спортом (гимнастикой, плаванием, йогой, пилатесом, ходьбой).
  • Нельзя не обращать внимания на важность социальной деятельности. У людей, которые социально изолированы, риск возникновения подобных нарушений велик.
  • Также необходимо акцентировать внимание на свое питание. Нужно, чтобы оно было сбалансированным. Положительный эффект будет, если соблюдать средиземноморскую диету. Можно принимать витамины и пищевые добавки: витамин Е, витамины группы В, медь, цинк, омега-3.

В заключение

Нарушения когнитивного развития, конечно же, являются очень серьезной проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне необходимо ее обнаружение на первых этапах возникновения. Это может помочь в принятии адекватных мер для профилактики прогрессирования болезни.

Когнитивное расстройство у человека — это особые изменения, которые происходят в его познавательной области деятельности. Они проявляются снижением памяти, ухудшением мыслительных способностей по сравнению с изначальным личностным уровнем.

Благодаря когнитивным способностям мозга человек имеет возможность познавать окружающий его мир, взаимодействовать с ним. Получение и обработка информации, которая фиксируется и сохраняется в течение длительного времени, позволяет впоследствии эффективно использовать ее для осуществления поставленных целей.

Причины когнитивного расстройства

Для когнитивных нарушений свойственен либо функциональный, либо органический характер. Если нет непосредственных повреждений головного мозга, говорят о расстройствах функционального характера.

Причины когнитивного расстройства, как правило, связаны с наличием переутомления, периодическими стрессами, физическим и умственным перенапряжением, повторяющимися проявлениями отрицательных эмоций. Такие нарушения встречаются в каком угодно возрасте. После устранения патологического фактора эти нарушения практически нивелируются и исключительно редко требуют медикаментозного вмешательства.

Развивается в связи с повреждением мозга после травмы или заболевания. Как правило, этому подвержены люди в старческом возрасте. Изменения глубже и тяжелее. Правильно подобранная лекарственная коррекция способна смягчить и затормозить негативные процессы.

Чаще всего органические нарушения есть следствием недостаточности мозгового кровообращения, снижения массы головного мозга, его инволюции (атрофии), что в свою очередь развивается при гипертонии, сосудистых заболеваниях, сопровождающихся хронической ишемией мозга, после . Своевременная диагностика и показанная терапия этих болезней являются профилактикой возникающих осложнений.

Атрофические процессы, которые протекают в головном мозге, и усиливающиеся с возрастом, приводят к более выраженным нарушениям когнитивных способностей. Это состояние известно как болезнь Альцгеймера и имеет прогрессирующее течение. Степень ухудшения состояния мыслительной функции в значительной степени разнится, снижение ее может происходить исключительно медленно и пациенты довольно долго сохраняют способность к самостоятельной жизни.

На сегодня возможно достижение стабильного состояния пациента благодаря новым методам лечения. К подобным расстройствам могут приводить аномалии в головном мозге, метаболические нарушения, внутренние болезни, излишнее употребление алкоголя, отравления.

Симптомы когнитивных нарушений

Симптомы когнитивных нарушений определяются степенью выраженности процесса и локализации нарушений головного мозга. Наиболее часто затрагиваются несколько или сразу все функции.

Пациенты демонстрируют плохую память, низкую ментальную выносливость, не могут четко выразить свои мысли, сконцентрировать внимание, появляются сложности в счете, нарушается ориентация в незнакомой местности. Отмечается утрата критичности по отношению к себе.

Ослабление памяти проявляется прогрессирующим нарушением запоминания текущих или близких событий, затем теряется память о давних событиях. Снижение активности мышления выражается в беспомощности, когда требуется провести анализ информации, обобщить данные, извлечь из них выводы. Неспособность концентрировать внимание резко затрудняет решение конкретизированных задач.

Легкие когнитивные нарушения

Под легкими когнитивными нарушениями понимают расстройство высших функций головного мозга, причиной которого являются сосудистые нарушения. Это так называемое сосудистое слабоумие, которое начинается с легких изменений в когнитивной сфере, прежде всего памяти, и может прогрессировать вплоть до слабоумия. Клинические симптомы включают снижение памяти, внимания, быстрое утомление при , снижение обучаемости.

При этом атрофические процессы в головном мозге отсутствуют, а подобные нарушения называют церебрастеническим синдромом, при котором пациенты остаются относительно сохранными. Диагностируются нарушения по результатам клинических и психологических исследований. Отличием от органических расстройств является отсутствие эмоциональных, поведенческих и продуктивных изменений.

Умеренные и тяжелые когнитивные расстройства

Если происходит ухудшение в одном или нескольких когнитивных процессах, которое выходит за рамки нормы для данного возраста, но не доходит до степени деменции, то говорят об умеренном когнитивном расстройстве. Оно встречается у 20% людей, имеющих возраст более 65 лет. В последующие 5 лет у 60% из них наступает деменция. Примерно 20-30% пациентов демонстрируют стабильный или медленно ухудшающийся процесс снижения когнитивной функции. Если же несколько симптомов возникают за малый промежуток времени, необходима помощь специалиста.

К тяжелым формам когнитивных расстройств у человека относится , при которой возникают серьезные проблемы в профессиональной и социальной деятельности, самообслуживании. Для диагностики нарушений используется метод нейропсихологического тестирования, позволяющий обнаружить наличие и характер выраженности когнитивных нарушений. В ранний период возникновения такие расстройства хорошо корректируются медикаментозно и различными психологическими приемами.

Когнитивные нарушения у детей

В последнее время прослежена связь когнитивных нарушений в детском возрасте с недостаточным поступлением в организм ребенка витаминов и микроэлементов. Недостаток в рационе современного ребенка сырых, термически необработанных, нерафинированных продуктов приводит к дефициту этих важных для здоровья веществ.

От насыщенности организма витамином С, витаминами группы В зависят функции памяти, интенсивности мышления, четкости , концентрации внимания, обучаемости и др.

Эти проблемы встречаются почти у 20% детей и подростков. Частыми являются трудности при письме и чтении, гиперактивность с недостатком внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения поведенческих реакций.

Причинами могут быть и перенесенные ранее заболевания, такие как гипоксия мозга, родовые травмы, внутриутробные инфекции, а также некоторые нарушения обмена веществ, дегенеративные заболевания психики. Как можно более раннее выявление патологии способствует эффективной профилактике инвалидности у таких детей.

Лечение когнитивных расстройств

Лечение когнитивных расстройств подбирается индивидуально, во многом определяется причинами, приведшими к когнитивным расстройствам и степенью их выраженности. Широкое применение получили препараты, которые осуществляют ингибирование ацетилхолинэстеразы в головном мозге.

Кроме медикаментозной коррекции используется психотерапия таких пациентов, направленная на выработку способности изменять свое поведение и мысли. Основная задача – обучить пациента адаптивной реакции на негативные мысли, самоунижение.

Также рекомендуется тренировка памяти специальными упражнениями, например, заучивание стихотворений. Постепенное усложнение задач, постоянная оценка происходящих изменений личности человека, улучшение приспособления к стрессу, постоянная поддержка психотерапевта дают больному шанс адаптироваться к происходящим изменениям.

Под термином «умеренные когнитивные нарушения » понимают нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые выходят за пределы возрастной нормы, но не достигают выраженности деменции. «Если ты достиг преклонных лет и не замечаешь в себе никаких признаков старческого слабоумия, значит первый признак уже налицо» (Т. Ойзерман). Синдром умеренных когнитивных нарушений в большинстве случаев является патологическим состоянием, вследствие чего изменения на данном этапе не исчерпываются только возрастными инволютивными процессами. В большинстве случаев он связан с начинающимся заболеванием головного мозга (повторяет этиологию деменции).

Согласно данным ряда исследователей, синдром умеренных когнитивных нарушений отмечается у 15-20% лиц старше 65 лет. Длительные наблюдения свидетельствуют, что в течение 5 лет деменция развивается у 60-80% пациентов с данной патологией. В 20-40% случаев умеренные когнитивные расстройства носят стабильный или медленно прогрессирующий характер (т.е. не переходят в деменцию).

В настоящее время выделяют три основных клинических варианта заболевания

(R. Peterson, 2001):

  • амнестический вариант (доминируют нарушения памяти на текущие события) (является предвестником болезни Альцгеймера);
  • с множественной когнитивной недостаточностью (наличие сочетанного поражения нескольких когнитивных функций) (исходом может быть болезнь Альцгеймера или, реже, сосудистая деменция);
  • с нарушением одной когнитивной функции при сохранности памяти (так, например, преобладание зрительно-пространственных нарушений означает повышенный риск развития деменции с тельцами Леви).
  • Основными симптомами умеренных когнитивных нарушений являются:

  • нарушения памяти на текущие события;
  • невозможность пересказать только что прочитанное;
  • невозможность запомнить имена новых знакомых;
  • нарушения ориентировки в незнакомой местности;
  • снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев;
  • трудности подбора слова при разговоре;
  • нарушение выполнения счетных операций.
  • Ниже представлены модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (S. Guatheir et. аl., 2004):

    когнитивные нарушения, по словам пациента и/или его ближайших родственников;

  • ухудшение когнитивных способностей по сравнению с исходным уровнем;
  • объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонений от среднестатистического возрастной нормы);
  • отсутствие нарушений привычных для пациента форм повседневной активности (допускается возможность затруднений в сложных видах деятельности);
  • отсутствие деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса менее 24 баллов).
  • В настоящее время термин «умеренные когнитивные нарушения» включен в последний пересмотр международной классификации болезней (МКБ-10) как самостоятельный диагноз:

  • жалобы на снижение памяти или повышенную утомляемость при умственной работе;
  • объективные свидетельства снижения памяти, внимания или способности к обучению;
  • уровень нарушений не достаточен для диагностики деменции;
  • когнитивные нарушения имеют органическую природу.
  • Прогноз при наличии синдрома умеренных когнитивных нарушений достаточно серьезный. Так, в 1,7 раза выше риск летального исхода и в 3,1 раза - возникновения болезни Альцгеймера. Неблагоприятными прогностическими признаками при умеренных когнитивных расстройствах являются:

  • пожилой возраст;
  • низкие результаты нейропсихологических тестов;
  • отягощенный семейный анамнез по деменции;
  • атрофия гиппокампа на МРТ головного мозга;
  • быстрое нарастание церебральной атрофии при повторных КТ или МРТ-исследованиях;
  • носительство аллеля АПОЕ-4.
  • По данным Y. Stern с соавт. (1992) для развития деменции у лиц с высшим образованием необходимы более значительные органические изменения (пословица: «Учиться никогда не поздно »).

    Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта. Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия. Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

    Что такое когнитивные нарушения

    Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций. Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

    Симптомы

    Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

    Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание. Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать. Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

    Легкое когнитивное расстройство

    Его можно считать начальным этапом в цепочке сбоев высшей мозговой активности, которые по большей части, касаются памяти больного. Легкий вид нарушений может провоцироваться не только возрастными изменениями. Нередко причиной становится энцефалит или травма головы. Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

    Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

    Умеренные когнитивные нарушения

    При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет. Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция. У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

    Тяжелая форма

    Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов. Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий. На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

    Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект. Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка. При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

    Причины

    Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

    Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

    • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
    • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
    • Проблемы обмена веществ.
    • Алкоголизм и отравления.
    • Сердечно-сосудистая недостаточность.

    У детей

    Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента. Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка. Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

    Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

    У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается. Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы. Уцелевшие нейроны не остаются прежними, они претерпевают функциональные изменения. На внешнем плане это может проявляться в том числе в виде нарушений когнитивных функций.

    Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

    Классификация

    Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы. При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой. При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

    Диагностика когнитивных нарушений

    Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса. Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография. Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

    Лечение

    Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

    Профилактика

    Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье. Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание. Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

    Видео

    Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

    Обсудить

    Когнитивные нарушения головного мозга

    Многие знают, что нарушение кровообращения в сосудах шеи и головы является одним из главных факторов риска развития острого инсульта, имеющего серьезные последствия для здоровья и жизни больных. Между тем, гораздо чаще дисциркуляторные проблемы вызывают изменения, которые неочевидны на первый взгляд: прогрессирующее снижение памяти и способности концентрировать внимание, а также прочие расстройства познавательной функции.

    Почему развиваются когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга, как они проявляются, диагностируются и лечатся: разберём в нашем обзоре и видео в этой статье.

    Мозг стал хуже справляться со своей работой — возможно, это признак болезни

    Суть проблемы

    Когнитивными называют наиболее сложные функции мозга, связанные с:

    • процессом рационального познания окружающего мира;
    • целенаправленным взаимодействием с доступными предметами, явлениями и живыми существами;
    • восприятием (сбором, получением) информации;
    • обработкой и анализом полученных данных;
    • запоминанием и хранением в памяти;
    • обменом информацией;
    • построением и последовательным выполнением последовательных действий, оценка их результатов.

    Таким образом, когнитивные нарушения связаны со снижением этих функций относительно исходного уровня (индивидуальной нормы).

    Обратите внимание! Каждый человек обладает собственным уровнем развития познавательных способностей, обусловленных генетическими особенностями. Так, кто-то может похвастаться феноменальной памятью, а кто-то с трудом заучивает несложное четверостишье. Общепринятых норм оценки когнитивных функции не существует.

    Существует более двадцати патологий, сопровождающихся нарушением когнитивных функций. Сосудистые заболевания среди них занимают важное место.

    Распространенными причинами снижения способности к познанию являются:

    • ишемический инсульт (инфаркт) мозга определенных локализаций (см. );
    • мультиинфарктное состояние;
    • хроническая ишемия нервных тканей – дисциркуляторная энцефалопатия, сосудистая деменция;
    • последствия субарахноидального или внутрижелудочкового кровоизлияния;
    • дисметаболические (смешанные сосудисто-дисметаболические) энцефалопатии — печеночная, почечная, гипогликемическая и др.

    К сожалению, большинство хронических сосудистых заболеваний вызывают необратимые нарушения когнитивных функций. В некоторых случаях (например, при успешной терапии острого нарушения мозгового кровообращения, коррекции метаболических нарушений) возможно их полное или частичное восстановление.

    Какие расстройства чаще встречаются при ЦВЗ

    Итак, какие когнитивные нарушения провоцирует нарушение тонуса мозговых сосудов? В зависимости от степени тяжести их делят на лёгкие, среднетяжелые и тяжёлые.

    Легкая степень

    Лёгкая степень нарушений характеризуется сохранением показателей психометрических шкал на уровне средневозрастной нормы. Однако пациенты замечают снижение способности к запоминанию, концентрации внимания и анализу информации и часто проявляют беспокойство по этому поводу.

    Обратите внимание! Ухудшение кратковременной памяти и рассеянность – одни из первых симптомов хронических цереброваскулярных заболеваний, которыми сопровождается нарушение тонуса сосудов мозга.

    Несмотря на жалобы больных лёгкие когнитивные расстройства:

    • незаметны для окружающих;
    • не вызывают затруднений в быту и на работе;
    • не влияют на качество жизни пациентов.

    Среднетяжелая степень

    Умеренные расстройства сопровождаются появлением жалоб на высокую утомляемость во время умственных нагрузок, выраженное снижение памяти, внимания и способности к обучению.

    При этой форме недостаточности церебрального кровообращения признаки расстройства познавательной функции:

    • находят отражение в жалобах больного;
    • заметны окружающим;
    • препятствуют выполнению сложных интеллектуальных задач.

    Обратите внимание! Согласно статистике, такая форма патологии определяется у 12-17% населения земного шара пожилого возраста.

    Тяжелая степень

    Тяжелая степень когнитивных расстройств, которую спровоцировало нарушение тонуса сосудов мозга, получила название сосудистая деменция. Она встречается в 15-20% от всех случаев снижения познавательных функций, занимая втрое место после деменции при болезни Альцгеймера и других дегенеративных заболеваний нервной системы.

    Деменция – это приобретенное психическое расстройство, которое сопровождается выраженным снижением интеллекта и полной социальной дезадаптацией пациента.

    Заболевание сопровождается комплексным расстройством когнитивных функций, среди которых:

    • память – способность воспринимать и воспроизводить полученную информацию;
    • внимание;
    • речь;
    • гнозис – способность узнавать предметы по восприятию с помощью органов чувств;
    • праксис – способность выполнять целенаправленные движения;
    • мышление;
    • способность планировать;
    • способность принимать решения;
    • способность к контролю собственного труда и действий окружающих.

    Обратите внимание! В отличие от умственной отсталости, проявляющейся с рождения, признаки деменции нарастают постепенно, чаще в пожилом возрасте.

    Проявляется замедлением и ригидностью всех психических процессов. Пациенты испытывают трудности даже при выполнении простых бытовых задач (покупки продуктов, приготовление еды). Мнестические расстройства прежде всего выражаются в снижении способности к обучению, позже возникает нарушение памяти на прошлые и текущие события.

    Более чем 50% больных сталкиваются с эмоциональным «недержанием» — слабодушием, плаксивостью, вспыльчивостью. Многие из них имеют клинические проявления депрессии.

    Помимо когнитивных расстройств клиника сосудистой деменции часто сопровождается развитием неврологического дефицита. Основные синдромы поражения мозговых тканей представлены в таблице ниже.

    Таблица: Неврологические синдромы при тяжёлых когнитивных нарушениях:

    Синдром (локализацию поражения – см. на фото) Проявления

    • снижение силы в нижних конечностях;
    • невозможность совершать «тонкие» движения – продеть нитку в ушко иглы, играть на музыкальных инструментах;
    • развитие спастической походки (ограничение движения ног);
    • повышение коленного сухожильного рефлекса;
    • появление патологических рефлексов (Бабинского, Оппенгеймер, Россолимо).

    • дизартрия – нарушения произношения;
    • дисфония – потеря звучности голоса;
    • дисфагия – расстройство акта глотания.

    • интенционный тремор (дрожание) пальцев;
    • «пьяная» походка;
    • невозможность выполнить ряд быстрых повторяющихся движений (например, набрать телефонный номер);
    • нистагм;
    • изменения почерка, который становится крупноразмашистым, корявым.

    Кроме того, возможны параличи и парезы конечностей, нарушение контроля тазовых функций (недержание мочи, кала). Пациенты с сосудистой деменцией часто теряют навыки самообслуживания и нуждаются в постоянном уходе.

    Методы диагностики когнитивных нарушений

    Диагностику когнитивных расстройств проводит врач невропатолог.

    Стандартная инструкция подразумевает использование следующего минимального объема обследования:

    1. Сбор жалоб и анамнеза (со слов больного и родственников).
    2. Общий неврологический осмотр.
    3. Нейропсихологическое тестирование.
    4. Инструментальные данные (КТ/МРТ (см. )).
    5. Скрининговые тесты:
    • «5 слов»;
    • проба Шульте;
    • тест рисования часов;
    • краткая шкала оценки психического статуса.

    Принципы лечения

    Главная роль в коррекции когнитивных расстройств при ЦВЗ отводится устранению сосудистых факторов риска. Всем пациентам рекомендуется соблюдать рациональную диету, отказаться от вредных привычек, быть физически активным. Немаловажное значение имеет контроль артериального давления, концентрации глюкозы и холестерина в крови.

    Если нарушения познавательных функций возникли после острого мозгового инсульта, показано назначение:

    • антитромбоцитарных средств (Тромбо-Асс, Тиклопидин, Клопидогрель, Дипиридамол);
    • непрямых антикоагулянтов;
    • антигипертензивных средств.

    Для улучшения познавательных функций важно регулярно тренировать память, заучивая стихи и решая кроссворды.

    Дополнительно могут быть назначены лекарственные средства:

    • Пирацетам;
    • Галантамин;
    • Донепизил;
    • Винпоцетин;
    • Глиатилин и др.

    Подбор конкретного препарата определяется выраженностью и характером когнитивных нарушений, наличием сопутствующих патологий, переносимостью больным тех или иных лекарственных средств.

    За редким исключением когнитивные расстройства – проблема пожилого возраста. Чтобы избежать снижения памяти, внимания, способности к обучению и практически полной несамостоятельности в старости, важно вести здоровый образ жизни, правильно питаться, быть физически активными и регулярно проводить «тренировки» для мозга.

    Хорошие результаты в профилактике снижения познавательных функций даёт и своевременное лечение нарушения кровообращения в церебральных сосудах

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: