"библиотека как социокультурный институт". Школьная библиотека и образование как единое социокультурное пространство Основные функции и категории пользователей

Сельская школа была, есть и будет важной составляющейобразовательной системы. Она призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей, росту уникального потенциала отечественной культуры. В России сельская школа занимает особоеместо, прежде всего благодаря той роли, которая традиционно ей отводится в социальной жизни села.

Изменения приоритетов в образовании, переход на ФГОС нового поколения ставит перед образовательными организациями новые задачи.Выпускники сельских школ на равных конкурируютс городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения. Как и их городские сверстники, они должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, испытывать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, иметь активную жизненную позицию, строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических реалий, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду в разныхсферах деятельности.

Новый образовательный заказ общества станет реально выполним, если сельская школа научится максимально использовать не только свой потенциал, но и кадровый, материальный потенциал социальных партнёров (сельского Дома Культуры, библиотеки, ФАП, сельской администрации). Одной из перспективных моделей такого взаимодействия может быть социокультурный центр.

Социокультурный центр представляет собой образовательнуюорганизацию, интегрирующую общеобразовательную школу, Дом Культуры, сельскую библиотеку, ФАП иреализующую программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающую разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, спортивное, художественное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии.

Предлагаемая инновационная модель социокультурного центра представляет собой социально-педагогическую, социокультурную систему, создаваемую для обеспечения более полноценного образования и разностороннего развития детей и молодежи, а также для вовлечения в образовательный и воспитательный процессывзрослых.

В отличие от традиционной школы сельский социокультурный центр объединяет всех, кто непосредственно занимается вопросами детства, юношества, семьи, социальной работы: школу, семью, детский сад, дом культуры, библиотеку, ФАП, администрацию сельского поселения,производственные предприятия.

Социокультурный центрна основе объединения образовательных ресурсов создает благоприятные возможности для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, её самоопределения в новых социально-экономических условиях.

Важнейшая задача реализуемой модели – защита интересов детей, молодежи, семьи, в связи с этим социокультурныйцентр создает систему социально-педагогической деятельности в деревне, помогает преодолеть существующие противоречия между семьей и школой и психологические барьеры между взрослыми и детьми.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», заботао развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Наш ребенок естественным образом связансо своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств.

Сельский социокультурный центр призван заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим выстраивается система образовательно-культурной деятельности, нацеленная на развитие личности и еёуспешную самореализацию. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни – человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в деревне.

Поэтому администрация и педагоги нашей школы проанализировали потенциал развития школы, в результате были выявлены следующие проблемы:

· Недостаточно полно разработана нормативно-правовая база деятельности школы.

· Отношения с социальными партнерами не оформлены договорами.

· Инновационная деятельность школы не носит систематический характер.

· Недостаточный уровень владения всеми педагогическими работниками современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве).

· Спектр образовательных услуг в рамках дополнительного образования, которые может предложить школа, ограничен возможностями педагогического коллектива школы.

· Из-за малой наполняемости классов отсутствует здоровая интеллектуальная конкуренция, что составляет проблему мотивации участия обучающихся в школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Внеклассная работа по предметам недостаточно ориентирована на подготовку обучающихся к олимпиадам.

· Работаорганов ученического самоуправления неэффективна, низка активность обучающихся в работе детских общественных организаций и объединений.

· Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания обучающихся.

· Устарела материальная база учебных лабораторий.

· Недостаточно оснащены кабинеты мультимедийным оборудованием.

· Количество спонсоров, с которыми налажено эффективное сотрудничество, невелико.

На основании выявленных проблем были поставлены следующие задачи:

1. Привести нормативно-правовую базу школы в соответствие с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Заключить договоры о сотрудничестве ссоциальными партнерами.

3. Обеспечить оптимальный уровень владения всеми педагогами современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативные, технология портфолио, метод проектов, обучение в сотрудничестве) и участие в инновационной деятельности.

4. Привлечь социальных партнеров (сельский Дом культуры, сельская библиотека, ФАП) для развития системы дополнительного образования

5. Ориентировать внеклассную работу по предметам на подготовку обучающихся к олимпиадам, разработать индивидуальные траектории развития одаренных детей.

6. Активизировать работу органов ученического самоуправления за счет участия обучающихся в общественной жизни ближайшего социального окружения, создать условия для самоопределения и самореализации в социальных сферах проживания: в семье, коллективе, деревне, районе, области, России.

7. Организовать здоровьесберегающую образовательную среду с учетом индивидуальных особенностей здоровья обучающихся.

8. Обновить материальную базу учебных лабораторий, фонд библиотеки электронными образовательными ресурсами, методической, художественной литературой и периодикой, укомплектоватькабинеты мультимедийным оборудованием, в том числе и за счет привлеченных спонсорских средств.

9. Планировать деятельность социокультурного центра на основе имеющегося опыта сотрудничества с социальными партнерами и привлечь кадровыйи материально-технический потенциал социума для расширения образовательной среды.

Решение этих задач возможно при интеграции имеющихся в селе культурно-образовательных ресурсов и создании социокультурного центра, который можетстать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Таким образом, целью создания социокультурного центра, является формирование средствами совместной работы школы и социальных партнеров образовательной среды для интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития личности воспитанников и обучающихся.

В основе деятельности социокультурного центра лежат следующие идеи:

· Социокультурный центр позволяет открыть двери образовательного учреждения для всех граждан села, которые нуждаются в саморазвитии и самореализации.

· Социокультурный центр оказывает социально-педагогическую помощь семье и детям.

· Социокультурный центр открывает жителям села доступ к многообразию современной информации, включая Интернет, дает возможность создать на базе общеобразовательного учреждения собственные средства массовой информации (радио,газету).

· Социокультурный центр помогает объединить жителей деревни в сельские сообщества для решения образовательно-культурных, благотворительных, воспитательных, этнокультурных и других проблем и способствует приобщению сельских граждан, включая детей, к общественной жизни школы и села.

· Социокультурный центр помогает создать систему оздоровительной деятельности с различными категориями сельского населения и приобщить значительную часть детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом.

· Социокультурный центр дает возможность осуществления комплексного подхода к развитию художественных способностей и формированию эстетических вкусов детей, молодежи и взрослых. Общими силами педагогов, родителей, детей создается эстетически привлекательная образовательно-культурная среда. Одна из главных задач образовательного процесса – совместное облагораживание окружающего пространства, включая благоустройство школы, деревни и её окрестностей.

· Социокультурный центр ориентирует на организацию наиболее значимой системной деятельности по изучению истории и традиций своей школы, малой и большой Родины, по увековечению памяти погибших защитников Отечества.

· Социокультурный центр позволяет объединить носителей родного языка и традиций приобщить подрастающее поколение к изучению, сохранению и развитию народной культуры и населения.

Образовательная среда социокультурного центра будет развиваться на основеследующих принципов:

1) Принцип природосообразности предполагает, что образование должно согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Этот принцип требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия учителей и обучающихся учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, вплоть до индивидуализации, учитывали состояние здоровья ребенка и его физический потенциал.

2) Принцип культуросообразности . Он заключается в том, что образование должно открывать ребенку дверь в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной культуры. Этот принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы образования будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму родного села, его различных социальных групп и учитывают сложившиеся местныекультурные традиции. Тем более что сельской школе в значительной мере присуще бережное сохранение культуры и народных традиций.

3)Принцип системности требует рассматривать школу как систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, это преемственность ступеней обучения, знаний, комплексность в их усвоении, это система отношений социального партнерства всехорганизаций, заинтересованных в воспитании будущего поколения.

4) Принцип деятельностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Деятельностный подход создает такие условия, которые способствуют раскрепощению в каждом ребенке творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей среды и самого себя, позволяет строить образовательный процесс не на пассивно – созерцательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ребенка.

Школа как социокультурный центр должна обеспечить доступность всех уровней (дошкольное, начальное, основноеобщее, дополнительное) образования в соответствии с потребностями и возможностями обучающегося и независимо от его социального и материального положения. Она может обеспечить организацию здоровьесберегающейсреды и статьцентром пропаганды здорового образа жизни на селе.

Мы сможем повысить качество образования за счет разработки единой логики дошкольного, начального, основного образования, предпрофильной подготовки, дополнительного образования, а также освоения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.

На базе социокультурного центра будет организован воспитательный процесс не как однонаправленнаяпередачаопыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание ориентировано на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Работа социокультурного центра поможет согласовать действия всех сторон, участвующих в образовательном процессе для успешного решения поставленных задач.

Таким образом, школа-социокультурный центр даёт возможность максимально развивать способности каждого ученика, формировать физически здоровую, творчески мыслящую, духовно богатую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, ориентированную на высокие нравственные ценности, интегрированную в систему национальной и мировой культуры, способную в последующем на участие в развитии общества.

Концепция, решение, результат

Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

Концепция

Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция.
  • Образовательная функция.
  • Библиотечная функция.
  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
  • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

Способы реализации

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

  1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
  2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
  5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
  6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
  7. Организация школьного киноклуба, театра.
  8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

  • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
  • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
  • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

«Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

Необходимая материально-техническая база (МТБ)

МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

  1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
  2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
  3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
  4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
    • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
    • функции учёта выдачи электронных версий книг;
    • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
    • функции ведения сайта библиотеки.
  5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!

Школьная библиотека и общеобразовательное учреждение –единое социокультурное пространство

В «Большом толковом словаре русского языка» приводится следующее толкование термина социокультурный – обусловленное социальными и культурными причинами.

Причина, которая является связуюшим звеном школы и школьной библиотеки – воспитание и образование учащихся.

Деятельность любой библиотеки рассматривается в трёх основных качествах: как информационно-образовательный, культурно- просветительный центр и центр духовного, межличностного общения. Во все времена библиотека относится к учреждению культуры. И сегодня мне хочется остановиться на очень важном моменте, который выделяет школьную библиотеку, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения – это её культурная функция. В Положении «О библиотеке общеобразовательного учреждения» основные функции школьной библиотеки определены так – образовательная, информационная, культурная. Библиотека в школе – это особая среда воспитания, воспитания культуры личности читателя. Как не вспомнить слова Клода Гельвеция: «Ничто так не формирует личность, как среда». Поэтому в школьной библиотеке важнейшей задачей становится воспитание человека, способного творить, создавать культуру. В библиотеке сосредоточены все основные социокультурные богатства в виде печатной продукции: книги, хрестоматии, журналы, газеты. Задача библиотек – познакомить читателя с этой информацией. Немаловажную роль играет интерьер библиотеки, система обслуживания. А теперь обратимся к схеме, на которой представлены основные составляющие культуры личности читателя:

Знание правил поведения в общественном месте; Знание правил общего этикета; Знание правил пользования библиотекой; Умение работать с поисковыми библиотечными системами; Умение правильно и грамотно сформулировать свой запрос; Культура общения; Культура чтения (чтение детей – это из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества..) Бесспорно, что основа воспитания читательской культуры закладывается в школьной библиотеке. Прежде всего для этого необходимо создать информационную среду в библиотеке. И несмотря на такое маленькое и нетиповое помещение, в нашей школьной библиотеке есть то, что должно соответствовать этому понятию: оформленные книжные выставки к знаменательным и памятным датам; новинки литературы, как для детей, так и для взрослых читателей; постоянно действующие выставки «Для Вас, педагоги», по краеведению «Земля, моя, Югория». Оформлены красочно стеллажи открытого доступа по самым различным темам для всех возрастных категорий: начальная школа, среднее звено, старшеклассники, для взрослых читателей. На стеллажах не только книги, но также газеты и журналы. К «Неделе детской и юношеской книги» оформляется выставка «Чудо, имя которому – книга», тематические полки «Сегодня – мы писатели», «Книги пишем сами». Надо отдать должное, что читатели обращают внимание на то, что оформлена очередная новая выставка, что появились новые книги, большой популярностью у детей всех возрастов пользуется подборка «Новые журналы и газеты». Читатели ждут с нетерпением новых поступлений, приходя в библиотеку практически на каждой перемене. Есть такие, кто читает каждый номер определённого издания, например, очень популярны журналы: «Друг» для любителей собак и кошек; «Миша», «Моделист-конструктор»», Итак, какими методами мы воспитываем культуру личности читателя? Ежедневные рекомендательные беседы и беседы о прочитанном с читателями всех возрастов при посещении библиотеки (диалог между читателем и библиотекарем)

Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика, что позволяет читателю раскрепоститься, ведь библиотека – это не только пункт выдачи документа или информации, но и место, куда можно прийти передохнуть, поговорить с библиотекарем (особо хочется выделить 5-е классы, 6- е классы) Функция библиотеки как центра духовного общения, присуща и школьной библиотеке.

«Посвящение в читатели» – для учащихся 1-х классов;

Беседа и экскурсия в школьной библиотеке для учащихся 1-х классов. Это очень важно, ведь это их первая библиотека, куда они идут самостоятельно и выбирают издания. Иногда детям интересен сам процесс посещения библиотеки, выбор книг на стеллажах открытого доступа. Опыт работы показывает, как важно именно в первом классе познакомить ребёнка с правилами пользования библиотекой.

Беседа «Культура читателя». По плану работы библиотеки ежегодно такая беседа проводится для учащихся 5-х классов, на классных часах. В каждом классе мы выбрали ответственного за библиотечную работу, наших помощников. Мы им предлагаем в свободное время по желанию приходить в библиотеку и мы даём самые разные посильные поручения. Помощников у нас огромное количество. Одно из направлений в работе с библиотекарями классов – это проведение обзоров детских журналов и газет в классах. Достичь определённых результатов можно только в сотрудничестве заинтересованных учителей-предметников, классных руководителей и библиотекарей, так как библиотекарям охватить всех сразу просто физически невозможно. Я могу привести положительные примеры приобщения учащихся к библиотеке через учителей –предметников: 5-в, Вершинина А.А. – учитель литературы Романенко Е. В. – учитель физики. параллель 6-ых классов (о них я скажу чуть позже). Классные руководители 9-д (Романова А.А., 9-е (Камалова Ф.П.), 9-г.(Киселёва Е.В.). Наиболее частые посетители – это учащиеся (9-Е и 9-Д) классов). Система библиотечных уроков «Основы информационной культуры». Что они нам дают? Библиотечно-библиографические знания – необходимая часть читательской культуры. Все ученики должны получить необходимый минимум знаний о библиотеке, книге, научиться работать со справочной литературой, периодическими изданиями. Творческие уроки, практические занятия, знакомство с лучшими изданиями для детей – всё это приобщает к библиотеке каждого ребёнка, так как необходимость подготовиться к домашнему заданию, работа на практических занятиях по каждой теме создаёт условия, при которых ребёнок должен посетить библиотеку с определённой целью. Такие темы, как познавательная, художественная, справочная литература, детские журналы и газеты, структура книги, история библиотек визуально знакомят учащихся с конкретными изданиями. В конечном итоге – мы воспитаем грамотного, культурного читателя, умеющего вести себя достойно в любой библиотеке. Ведь сегодня учащийся – читатель школьной библиотеки, а завтра – детской, библиотеки колледжа, вуза, научной, а базой для работы в библиотеке другого уровня будут знания и навыки, полученные в школьной библиотеке.

Известный российский литературный критик, обозреватель Константин Мильчин и издатель, публицист Борис Куприянов впервые побывали в Гуманитарном центре-библиотеке имени семьи Полевых. Они приехали в Иркутск по линии Фонда «Вольное дело», который поддерживает программы в области здравоохранения, образования, культуры.

«Константин Мильчин и Борис Куприянов – эксперты первого открытого конкурса грантов по поддержке библиотек «Пространство «Библио», или библиотека как социокультурный центр местного сообщества», который мы провели в этом году, – рассказала директор по коммуникациям и международным проектам Фонда Екатерина Светличная. - Была представлена 581 заявка из 61 региона России, 28 заявок вышли в полуфинал, 22 заявки стали финалистами и получили финансирование на свои проекты. Но, к большому для нас сожалению, ни одна из заявок из Иркутска или Иркутской области не вышла ни в полуфинал, ни в финал. Конкурс был объективный и строгий, каждую заявку рассматривали два эксперта. Победили проекты, которые получили максимальное количество баллов от экспертов. Конкурс был всероссийским, но нам хотелось бы больше ресурсов вкладывать в «свои» регионы, где работает группа компаний «Базовый элемент». Это конкурс станет одной из визитных карточек фонда и станет ежегодным. Поэтому наша задача в Иркутске – познакомиться с библиотеками, нашими аппликантами, которые в будущем подадут заявку на участие. Несмотря на то, что претенденты из Иркутской области не победили в этом конкурсе, мы сами пришли к вам. А эксперты конкурса – эксперты в библиотечном, книжном деле – прочтут в Иркутске те же лекции, что и нашим полуфиналистам, которых мы собрали в Москве».

Разговор Бориса Куприянова с иркутскими читателями, библиотекарями, работниками культуры, издателями в Гуманитарном центре был посвящен теме «Библиотека как социокультурный институт». Участник жюри Национальной литературной премии «Большая книга», соучредитель книжного магазина интеллектуальной литературы «Фаланстер» (Москва), Борис Куприянов стоял у истоков Московского городского Библиотечного Центра. Разработанная им стратегия развития МГЦБ основана на вовлечении районных библиотек в общественную и культурную жизнь города. «Мы изучали, как взаимодействует библиотека и город, как взаимодействует город и библиотека, человек – с книгой, город с – книгой, – рассказывал Б. Куприянов. - Самое интересное, что проблема библиотек существует во всем мире, кроме Китая, Сингапура, Индии, где ценность библиотеки незыблема. Нам был особенно интересен опыт Скандинавии, Великобритании, потому что замечено: чем севернее страна, тем важнее функции библиотек, тем лучше библиотеки».

Б. Куприянов рассказал, что теперь в столичных муниципальных библиотеках от выхода книги в свет до появления на полке проходит чуть меньше месяца: «Раньше библиотеки покупали сами книги на торгах, а не в издательстве. И между выходом издания и появлением в библиотеке проходило 11 месяцев. Сейчас – месяц, для этого вводится единая система обработки, высылается универсальная запись, сейчас это самая быстрая система в России».

Имя редактора отдела культуры журнала «Русский репортер» Константина Мильчина знакомо читателям еженедельника «Книжное обозрение», журналов «Иностранная литература», «Time Out», слушателям утренней программы на «НТВ». Литературный критик К. Мильчин поделился, как в сегодняшнем потоке новостей не пропустить информацию о книжных новинках.

«Мне кажется, библиотека – это такое место, где можно поговорить о книгах. Парадокс в том, что читателям не с кем это обсуждать: чтение только на первый взгляд кажется индивидуальным процессом. А библиотекарь – такой уникальный человек, с которым ты можешь поговорить о книгах, если ты остался один в своем традиционном социуме, и в этом смысле информация о новинках, трендах – очень важная часть вашей работы. И даже если вы не можете сейчас получить новинки, вы должны о них знать».

Константин Мильчин рассказал, какие источники сегодня могут подсказать, что читать.

Прощаясь, Борис Куприянов и Константин Мильчин сказали следующее: «Будьте верными своему служению. То, что вы делаете – это служение. Такого служения в России осталось очень мало, вы каждый день совершаете литургию, каждый день, приходя на работу, привлекая детей и взрослых к чтению. Спасибо вам огромное!».

Заведующая городской библиотекой №1 - Наталья Юрьевна Старостина, отчиталась перед аудиторией о деятельности библиотеки в 2014 году.

Из её отчета следовало, что в прошлом году читателями библиотеки стали 14 730 жителей микрорайона, им выдано 243 590 экз. документов, а общее число посетителей составило 101 679 человек.

Основными направлениями деятельности учреждения является: культурно-просветительская работа, развитие сервисных услуг для населения, работа с персоналом и многое другое.

Стоит отметить, что городская библиотека №1, являясь культурным центром микрорайона, проводит активную работу с категорией самых маленьких любителей книги – детьми дошкольного возраста, сотрудничая с детскими садами. Так, сотрудниками библиотеки организовано тесное культурно-просветительское партнерство с ДОУ № 137 и с ДОУ № 103, в котором уже несколько лет работает передвижная библиотека.


Особой популярностью у маленьких читателей пользуются встречи с детскими пензенскими писателями.

Известно, что 2014 год прошел под эгидой 200-летнего юбилея со дня рождения известного русского классика М. Ю. Лермонтова, этой памятной дате было посвящено внушительное количество мероприятий как для юных, так и для взрослых читателей библиотеки.

Всего для юных жителей микрорайона библиотекой было проведено 592 мероприятия.



Для молодежной категории читателей библиотекой систематически проводятся мероприятия по продвижению здорового образа жизни. Для категории подростков с девиантным поведением в библиотеке действует программа «Право на радость», в рамках которой проводиться культурно-просветительская работа не только с детьми, но и с их родителями.

Для взрослых читателей городская библиотека №1 предлагает не только полный спектр библиотечных услуг, но и проведение приятного интеллектуального досуга. На протяжении нескольких лет в библиотеке работает клуб любителей книги «Общение», объединяющий людей не равнодушных к литературе, искусству, происходящим в обществе событиям.

При клубе организована творческая мастерская и «литературная гостиная», читатели встречаются с интересными людьми, пензенскими писателями, творческими деятелями.


Впрочем, любому проявлению творчества в городской библиотеке №1 всегда рады. В рамках творческого отчета библиотеки перед слушателями выступил вокальный детский коллектив школы № 52 под руководством преподавателя Евгения Чепурина с песнями о родном городе Пензе.


Наталья Лобода, преподаватель школы № 52:

- Нашему сотрудничеству с библиотекой совсем скоро исполнится 20 лет! За эти годы изменилась не только библиотека, но и несколько поколений наших учеников.

Современных детей трудно оторвать от компьютера, но библиотекарям это удаётся. Они учат их главному – искренне любить книгу, уметь пользоваться знаниями, которые они получают. Библиотеки для нас, учителей, настоящие помощники!

Открывают для себя новые возможности не только дети, но и взрослые. Для пенсионеров здесь проводятся занятия по азам компьютерной грамотности, благодаря которым пожилые люди учатся осваивать современные средства Интернет-связи – общаются с близкими по скайпу, находят в социальных сетях своих друзей и одноклассников, разбросанных по всему свету.

Галина Осипова, постоянная читательница библиотеки:

- В библиотеки мы спешим, словно на встречу с добрым другом. Всегда можно быть уверенным в том, что тебя поймут, подскажут необходимое, посоветуют хорошую и добрую книгу. Городские библиотеки всегда будут для пензенцев центрами информации и интеллектуального досуга.

В рамках творческого отчета также были обсуждены перспективы дальнейшего продвижения культуры чтения среди детей дошкольного возраста, возрождения традиций семейного чтения.

Татьяна Доронкина, воспитатель ДОУ № 103:

- Наш детский сад сотрудничает с городской библиотекой № 1 более 4лет. «Передвижка» работает постоянно, проводятся книжные выставки, конкурсы, совместные тематические мероприятия, викторины и литературные часы. Библиотека детским садам просто необходима. Приятно замечать, как вслед за нашими подопечными детской литературой начинают интересоваться родители – спрашивают о современных авторах, с радостью отмечают, что еще популярны журналы их детства – «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Приобщение детей к культуре чтения – трудоемкий и очень захватывающий процесс, ключевую роль в котором играют муниципальные библиотеки.

Роль библиотек в интеллектуальном и нравственном развитии школьников отметила заведующая школьной библиотекой гимназии № 42 Людмила Куболина:

- У своих юных читателей я все время спрашиваю – где именно они предпочитают брать книги для внеклассного чтения, кто-то пользуется домашней библиотекой, программную литературу дети предпочитают брать у нас, а за новинками и художественной – только в городскую библиотеку. Вообще радует, что дети читают. В основном, конечно, младшие школьники. Именно они посещают пришкольные лагеря в летний период. Так вот основную культурно-просветительскую программу для школьников летом обеспечивают городские библиотеки. Это очень выручает педагогов.

Дети с удовольствием принимают участие в библиотечных акциях и конкурсах. На мой взгляд, подобные партнерские отношения идут на пользу обеим сторонам. В 2015 году у нас запланирован проект «Читающая школа», надеюсь, библиотека поможет нам в его реализации.


Много добрых слов от постоянных читателей прозвучало в адрес сотрудников городской библиотеки № 1, которые всегда рады приветствовать не только новых пользователей учреждения, но завсегдатаев читального зала и абонемента, которые давно стали для библиотеки по-настоящему добрыми друзьями.

Закончился творческий отчет решением всех собравшихся тем, что в новом году необходимо усилить совместную работу по продвижению чтения и книги среди жителей микрорайона. Данное решение закрепили голосованием в поддержку Плана работы городской библиотеки №1 на 2015 год.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: