Препринт. Филонов, Лев Борисович - Психологические аспекты установления контактов между людьми: (Методика контакт
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
филонов лев борисович
(р. 1925) российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988).В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955).
В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968).
В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.
В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006).
Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева
Филонов Лев Борисович, 01.08.1925 - 11.04.2016
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный профессор РГСУ.
Главный научный сотрудник Российского института культурологии. Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Член диссертационного совета при МГППУ.
Известнейший специалист в области юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики и психопрогностики. Основатель отечественной юридической психологии, автор множества методик, активно использующихся в спецслужбах, уголовно-исполнительной системой и в практике работ других правоохранительных органов.
Руководитель секции психологической антропологии Московского психологического общества. Действительный член Академии имиджелогии, Академии Сан-Марино, МАНПО. Член Ассоциации содействия Международной академии наук.
Член редколлегии серии «Педагогика. Психология» «Вестника ПСТГУ».
В 1942 г., не окончив 10 класс, ушел добровольцем в армию, после курсов подготовки артиллеристов отправлен на фронт. Демобилизован в 1944 г. после двух ранений.
В 1949 г. окончил Казанский юридический институт, в 1954 г. - отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, в 1963 г. - аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук СССР.
В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объекта», в 1986 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие контактов между людьми в условиях затрудненного общения».
В 1949-1961 гг. - практикующий юрист, адвокат.
В 1955 г. начал профессиональную психологическую деятельность младшим научным сотрудником Института психологии АПН.
С 1963 г. возглавлял лабораторию судебной психологии МГУ.
В 70-80-е гг. работал психологом в системе МВД СССР.
В начале 1980-х гг. работал в лаборатории по изучению причин и предупреждению правонарушений учащихся Института общих проблем
воспитания АПН СССР.
В 1986-1990 гг. заведовал кафедрой психологии Московского государственного заочного педагогического института.
В 1987-1996 гг. работал на кафедре юридической психологии Академии МВД.
С 1990 г. работает в НИИ культурологии МК и РАН (Российском институте культурологии): с 1992 г. - заведующий лабораторией психологической антропологии, с 2000 г. - главный научный сотрудник.
В 90-е гг. преподавал на факультете педагогики и психологии МПГУ.
В 1992-1994 гг. - заведующий кафедрой психологии Университета Российской академии образования.
С 1992 г. - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2002-2012 гг. преподавал на кафедре социальной психологии Московского (сейчас - Российского) государственного социального университета.
С 2009 г. - профессор кафедры юридической психологии и права Московского городского (сейчас - государственного) психолого-педагогического университета, руководил магистерскими программами «Юридическая психология: технологии работы с детьми и подростками» и «Юридическая психология: судебно-экспертная практика».
Область научных интересов:
- юридическая психология
- социальная психология
- психология личности
- общая психология
- дифференциальная психология
- психодиагностика
- процессы восприятия
- особенности коммуникативного взаимодействия людей, развития контактов в условиях затрудненности общения
- психология личности с отклоняющимся поведением
В 1961-1963 гг. занимался исследованием профессов восприятия в лаборатории восприятия и памяти Института психологии АПН СССР. Описал явление «броского признака». Зависимость скорости реакции от числа различительных признаков, установленная Л.Б. Филоновым в кандидатском исследовании, получила название «феномена Филонова».
В 1960-х гг. также вел исследования, связанные с проблемой «восприятия человека человеком», в лаборатории восприятия и памяти ИП АПН. В результате были сформулированы основные идеи концепции резонансной природы восприятия человека человеком. Эти идеи заложили основы науки о межличностных контактах - контактологии.
В 1964-1969 гг. совместно с В.Я. Дымерским и Л.Б. Ермолаевой-Томиной занимался проблемой диагностики характера человека по почерку посредством графометрических параметров. Задачей работы было установление возможности проявления черт личности в почерке и возможность определения их объективными методами. Был найден принцип разделения мужских почерков и женских через ряд параметров, также были установлены взаимосвязи между отдельными чертами характера человека и особенностями его почерка. Таким образом, Л.Б. Филонов создавал систему отечественной графометрики, использующую объективные параметры для определения характера личности по почерку.
С 1979 г. исследует психологию личностей с отклоняющимся поведением и концентрирует внимание на анализе особенностей коммуникативного взаимодействия людей в условиях затрудненного общения, что характерно для сферы юридической практики. Одновременно он исследует вопросы развития и формирования асоциальных качеств личности, психологию подростковой преступности и в целом закладывает основы социальной психологии развития.
В начале 1980-х гг. Л.Б. Филонов интегрирует свой опыт работы юристом с психологическими идеями и создает методику контактного взаимодействия и технологию проведения тренинга по установлению межличностных контактов, которые описывает в докторской диссертации. «Методика контактного взаимодействия» легла в основу практики проведения сотрудниками МВД переговоров с террористами, используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.
В это же время Л.Б. Филонов разрабатывает первый отечественный учебный курс по юридической психологии, который впоследствии читался на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 90-е гг. разрабатывал проблемы психологической антропологии, в частности, модель диагностируемой личности, проблемы психологии в юридической сфере.
Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, в частности исследований по методологическому, коммуникационному и эмпирическому изучению девиации и девиантности в Российском институте культурологии. Изучаются возможности применения комплекса методик для изучения индивидуальности, были разработаны новые принципы интерпретации результатов экспериментов. Результаты коммуникационного направления исследований используются для снятия барьеров, сокращения психологических дистанций и установления доверительных отношений. Выявлена стадиальная природа развития и установления контакта, доказана связь между мерой воздействия и формированием асоциальных качеств личности.
С 2002 г. вел исследования проблем психологической антропологии на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии.
В процессе многолетних комплексных исследований Л.Б. Филоновым, его учениками и последователями были разработаны и стандартизированы 12 психодиагностических методик.
Вклад Льва Борисовича Филонова в развитие психологической науки составляют:
- концепция признаковой постановки психологического диагноза;
- концепция девиационной природы изменчивости;
- концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности;
- концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств;
- концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта;
- концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога.
Читает курсы:
- Юридическая психология
- Психология личности с отклоняющимся поведением
- Психология общения
- Психодиагностика
- Графометрика
- Системный анализ
- Технология установления контакта между людьми в условиях предварительного следствия
- Психологические способы воздействия: приемы допроса
Основные публикации: более 190 работ, в том числе
- О возможности установления характерологических особенностей личности по почерку (в соавт.)
- Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1979
- Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981
- Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982
- Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983
- Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М.: АПО, 1992
- Юридическая психология: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
- Тренинг контактного взаимодействия: Учебно-методическая программа // Сборник учебно-методических программ. М.: МГУ, 1998
- Психолого-педагогическая антропология: Курс лекций (в соавт.). М., 2003, 2007.
- Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008.
Награды:
- 6 правительственных наград за участие в Великой Отечественной войне
- Отличник просвещения (1995)
- медаль «За социальное служение» (2006)
Участие в конкурсе «Золотая Психея»
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете» , 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
(р. 1925) - российский психолог, спец. в обл. юрид. психологии, психодиагностики и психопрогностики. Докт. психол. наук (1986), проф. (1988). В 1949 г. окончил Казанский юрид. ин-т, работал адвокатом (1949-1954). Одновр. заочно учился на психол. отделении философ. ф-та ЛГУ, окончил его в 1954 г. Начал профессиональную деятельность мл. науч. сотр. Ин-та психологии АПН (1955). В 1963 г. защитил канд. дис.: «Зависимость скорости реакции выбора от числа различительных признаков объектов». Описал явление «броского признака» и открытые закономерности организации признаков, к-рые были названы в Голландии «феноменом Филонова» (1968). В 1986 г. защитил докт. дис. «Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения». Разработал «методики контакта», к-рые доведены до инструментального уровня. В наст. вр. они применяется в спец. службах, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами и используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора. В 1986-1990 гг. заведовал каф. психологии в МГЗПИ, в 1992-1996 гг. заведовал каф. психологии в ун-те РАО, в 1990-2000 гг. - зав. лаб. психол. антропологии в НИИ культурологии МК и РАН. В наст. вр. - гл. науч. сотр. РИК, проф. каф. психологии труда МГУ им. М. В. Ломоносова, засл. проф. каф. социальной психологии РГСУ. Многие годы является руководителем комплексных исследований личности и индивидуальности, разрабатывая науч.-исслед. программы, консолидируя вокруг себя группу ученых, образующих «школу Филонова». «Предметное поле» школы Ф. составляют: концепция признаковой постановки психол. диагноза; концепция девиационной природы изменчивости; концепция периодов возникновения отклонений в развитии личности; концепция модели проявления утаиваемых обстоятельств; концепция коммуникативных технологий развития контакта и эскалации конфликта; концепция личностно-опосредованного формирования специалиста-психолога. Последние разработки связаны с обоснованием психолого-антропологического конструктивного подхода в психологии. Под его рук. защищено 38 канд. диссертаций, он имеет награды: отличник просвещения (1995), медаль за социальное служение (2006). Осн. труды: Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства, 1979; Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учеб. пособие, 1983; Психологические аспекты установления контактов между людьми (Методика контактного взаимодействия), 1982; Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан, 1992; Психологопедагогическая антропология (в соавт), 2007; Словарькомпендиум психолого-антропологической диагностики (в соавт.), 2008. Н. А. Ананьева
Другие новости по теме.
Поздравление юбиляру Льву Борисовичу Филонову – 90 лет.
Поздравление юбиляру Льву Борисовичу Филонову – 90 лет
Мечательному человеку, большому ученому
Льву Борисовичу Филонову, доктору психо-
Логических наук, профессору, специалисту
В области социальной и юридической пси-
Хологии, академику академий Сан-Марино,
МАНПО, Академии имиджелогии, члену Ас-
Социации содействия международной ака-
Демии наук.
Ста 1925 года в г. Оренбурге. Через неко-
Торое время семья поселяется в г. Казани
На окраине города. По рассказам Л.Б. Фи-
Лонова, это и определило его дальнейшую
Судьбу. Рядом находились две небольшие
Деревеньки, в которые выселяли лиц, от-
Бывших наказание. Приходилось отстаивать
Свою безопасность. Драки стали обычным
Делом. Но это не помешало иметь блестящие
Оценки в школе. Со школьной скамьи Лев
Борисович Филонов ушел на фронт. Дважды
Был ранен. Имеет шесть правительственных
Наград за участие в Великой Отечественной
Стремление узнать, что представляет со-
Бой преступность, заставило пойти учиться
В юридический институт г. Казани, закончил
Его с отличием, а затем также с отличием
Закончил отделение психологии философ-
Ского факультета Ленинградского государ-
Ственного университета.
В 1963 году Лев Борисович Филонов за-
Щитил кандидатскую диссертацию на тему:
«Зависимость скорости реакции выбора
От числа различительных признаков объ-
Екта». Установленная в исследовании за-
Висимость получила название «феномен
Филонова». Тема вызвала интерес у зару-
Бежных коллег. Л.Б. Филонов был пригла-
Шен на международную конференцию в Гол-
Ландию, посвященную памяти Ф. Дондерса,
Затем на конференцию в Болгарию по про-
Блемам избирательности в информации.
После защиты кандидатской диссертации
Возглавлял лабораторию судебной психоло-
Гии МГУ. Заведовал кафедрой психологии
Московского государственного заочного пе-
Дагогического института (1986-1990) и ка-
Федрой психологии Университета Россий-
Ской академии образования (1992-1994).
В это же время работал в академии МВД
На кафедре криминалистики и уголовного
Процесса, преподавал в МПГУ на факультете
Педагогики и психологии и работал в долж-
Ности заведующего лаборатории психологи-
Ческой антропологии Российского института
Культурологии. В течение десяти лет рабо-
Тал на факультете психологии МГУ имени
М.В. Ломоносова профессором на кафедрах
Психологии труда и инженерной психологии.
Длительное время Лев Борисович Фило-
Нов занимался изучением черт характера
Человека через анализ его почерка. При-
Менялся метод графометрии - измерение
Параметров почерка и соотнесение их с раз-
Ными методами получения информации
О личности. Интересные результаты были
Получены в связи с особенностями женского
И мужского почерков. Итогом исследований
Группы ученых в составе В.Я. Дымерского,
Л.Б. Ермолаевой-Томиной и Л.Б. Филонова
Стала работа «О возможности установления
Характерологических особенностей лично-
Сти по почерку». С 1979 года научный ин-
Терес Л.Б. Филонова обращен прежде всего
К проблеме личностей с девиантным поведе-
Нием и анализу особенностей межличност-
Ного взаимодействия в условиях затруднен-
Ного общения, в частности, в юридической
Практике. В 1986 году Л.Б. Филонов защи-
Щает докторскую диссертацию на тему «Раз-
Витие контактов между людьми в условиях
«методики контактного взаимодействия»,
Которая легла в основу практики сотрудни-
Ков МВД во время проведения переговоров
С террористами. Лев Борисович Филонов -
Один из первых разработчиков учебных кур-
Сов по юридической психологии.
Сегодня Лев Борисович Филонов актив-
Но трудится на факультете юридической
Психологии Московского городского психо-
Лого-педагогического университета, руко-
Водит магистерскими программами: «Юри-
Дическая психология: технологии работы
С детьми и подростками» и «Юридическая
Психология: судебно-экспертная практика»,
Член диссертационного совета Д-850.013.01.
Под его руководством защищены 38 кан-
Числе 7 монографий. Среди них: «Психоло-
Гические способы выявления скрываемого
Обстоятельства», (1979 г.); «Детерминация
Возникновения и развития отрицательных
Черт характера у лиц с отклоняющимся пове-
Дением / Психология формирования и раз-
Вития личности» (М., 1981); «Психологиче-
Ские аспекты установления контактов между
Людьми: методика контактного взаимодей-
Ствия» (Пущино, НЦБИ АН СССР, 1982); «Пси-
Хологические способы изучения личности
Обвиняемого: учебное пособие» (М., 1983);
«Тренинги делового общения сотрудников
Органов внутренних дел с различными кате-
Гориями граждан» (М., 1992); «Психолого-
Педагогическая антропология: курс лекций»
(в соавт., М.: МГОУ, 2003).
Л.Б. Филонов возглавляет секцию психоло-
Гической антропологии в Московском отделе-
Нии Российского психологического общества,
Объединяет психологов и педагогов разных
Научных школ через идею развития и станов-
Ления человека посредством различных сфер
Его социокультурных проявлений.
Дорогой Лев Борисович! От всей души
Мы - Ваши многочисленные ученики, друзья,
Коллеги поздравляем Вас с юбилеем! Же-
Лаем здоровья, долгих и плодотворных лет
Жизни, новых идей и творческих успехов!
Главный редактор журнала
«Ученые записки РГСУ»