Что такое классный час? Классный час "вежливость идет к нам в гости" Оформление и оборудование.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.
Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы . И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?
Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.
Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу группа ребят готовит «сюрприз». Или можно отводить время на подведение итогов за неделю. Легко представить обмен мнениями в кругу по поводу: «Кого класс может поблагодарить?»
Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Основные компоненты классного часа
Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.
Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
Оценочно-аналитический . В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
Составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
Составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
Проведение классного часа;
Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:
2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час (лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Классный час на тему: «Новый год идет по свету».
Цель: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в разных странах.
Форма проведения: беседа.
Оформление: карта мира, на которой флажками отмечены страны, о которых пойдет речь.
Ход мероприятия:
Так волшебно, морозно и снежно,
Что в удачу поверилось вдруг!
Новый год – это праздник надежды,
Сколько глаз засияло вокруг!
Так давай загадаем желанье
И поверим, как дети, точь-в-точь,
Ведь живем волшебства ожиданьем
Только раз – в Новогоднюю ночь.
Роза Гуревич
С приближением новогоднего праздника наши сердца наполняются знакомым теплом, радостью и ожиданием чего-то сказочного. Приготовление к Новому году всегда доставляет немало удовольствия, как и сопутствующий празднику процесс поиска различных подарков, приготовления праздничных блюд, составление поздравлений. В разных странах мира существуют свои традиции празднования этого торжества.
До XV века на Руси Новый год наступал первого марта. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать Новый год с сентября, а не с марта. С 1700 года по указу Петра I, вернувшегося из заграничных путешествий, началом года повелевалось считать не первое сентября, а первое января, как во всех европейских странах. Первые торжества в Москве по случаю празднования нового 1700 года запомнились надолго. Весь вечер в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки, катались на тройках, дома украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом», - приказал Петр - «Если же ослушается кто, то бить батогами нещадно». Но наказывать никого не пришлось – очень уж пришелся по сердцу всему русскому народу праздник. Со временем он украшался исконными славянскими обрядами и персонажами старинных русских сказок, пришли потехи с ряженными, Дед Мороз со Снегурочкой. Обязательными атрибутами Нового года стали украшенные елки, мандарины, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов.
В Англии за несколько дней до Нового года на улицах небольших городков и селений вечером выходят музыканты и певцы-любители. Прежде они исполняли религиозные песнопения, теперь же это большей частью обычные песни. Однако в репертуаре таких новогодних празднеств еще сохранилось несколько старинных баллад, в том числе о легендарном защитнике угнетенных Робин Гуде. К новогоднему столу англичане подают разные блюда, но два считаются обязательными: свиная голова в лавровом венке, приправленная розмаринами, и плам-пудинг, который обливают ромом и поджигают. Английские дети и молодежь в новогодний вечер по традиции играют в прятки.
В сельских местностях Англии под Новый год некоторые отправляются к источнику, чтобы принести в дом ключевую воду, а вместе с ней и удачу. Многие предпочитают новогодний праздник провести дома, в кругу семьи, и с нетерпением ждут, кто из приглашенных придет первым. Желательно, чтобы это был мужчина, еще лучше темноволосый. А так как в Англии много блондинов, счастье заполучить брюнета в качестве первого гостя выпадает сравнительно редко.
В Шотландии и в Уэльсе идущие в гости на встречу Нового года должны непременно принести с собой кусочек угля, бросить его в специально разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Только после выполнения этого обычая хозяева примут гостя как пришедшего с дружескими намерениями. Твердо исполняется и другой старинный обычай: выпуск старого и впуск Нового года. Это делается в 24 часа: кто-нибудь из членов семьи, вскочив из-за праздничного стола, бросается к двери и распахивает ее настежь.
Встречающим Новый год в Болгарии предоставляется редкая возможность – поцеловаться с Дедом Морозом. Провожая старый год, в домах гасят свет. Когда часы бьют полночь, все погружается во мрак. Освещение включают лишь с приходом Нового года. В эти считанные секунды многие пытаются отыскать Деда Мороза и поцеловаться с ним, так как по шуточному поверью, это предвещает особенно удачный год.
В городах Италии в новогоднюю ночь прохожим рекомендуется быть особо бдительными: в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, включая отслужившую в свое время мебель.
В Финляндии в новогоднюю ночь по многовековому обычаю едят чеснок с медом, а девушки, желающие выйти замуж, стоя спиной к двери бросают через плечо туфельку. Если она упадет носком к двери – быть в новом году свадьбе.
Во французских селах гости в знак особого внимания к семьям, пригласившим их на встречу Нового года приносят в качестве подарка толстое полено.
В Панаме в новогоднюю ночь на улицах селений поднимается невероятный шум: играют трубы, воют серены, кричат люди. Это согласно древнему поверью, якобы отпугивает злых духов.
В деревнях Швейцарии в ночь под Новый год тоже принято изгонять злых духов, но только при помощи Санта-Клаусов. Одетые в белые одежды и странные головные уборы с горящими свечами внутри, они истошно изгоняют «нечистую силу» и призывают прийти в их местность добрых духов.
Япония празднует Новый год семь дней, насыщая свою неделю богатой и разнообразной программой веселья. Мужчины развлекаются, запуская бумажных змеев, а женщины соревнуются в ловкости, играя в бадминтон. О появлении Нового года в Японии в полночь 31 декабря извещают 108 ударов гонга в городских и сельских храмах.
Цифры сто и восемь в Японии считаются счастливыми и, по народному поверью, когда звенит гонг, люди, переступают некий порог, за которым их ждет счастье и новая судьба.
С последним ударом гонга спешат лечь спать. Дети кладут под подушку заранее приготовленные рисунки, воплощающие их желания. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается новогодний праздник. Праздничное меню скромное. Едят, как правило, длинные тонкие макароны, рисовое печенье и горох. Макароны символизируют долголетие, печенье - изобилие, горох – здоровье. Молодежь днем устраивает «сисимай»- развлечение, напоминающее старинные русские коляды. От дома к дому ходят танцоры в масках львов и поют новогодние песни.
Во Вьетнаме Новый год отмечается по лунному календарю в конце января или начале февраля, когда здесь наступает ранняя весна. Никто не садится за стол без букетов цветов, особенно без любимых нарциссов. В новогоднюю ночь принято дарить друг другу веточки персикового дерева с набухшими почками.
В Бирме новый год празднуют в апреле, когда наступают самые жаркие дни. Праздник длится обычно пять дней и начинается с фестиваля воды. Красочно оформленные грузовики или повозки разъезжают по улицам населенных пунктов с бочками, наполненными водой и обливают зрителей и участников праздничного кортежа.
В Иране Новый год встречают в полночь 22 марта. В эту минуту гремят выстрелы из ружей. Все взрослые жители держат в руках серебряные монеты, в знак народного поверья о безотлучном пребывании в родных местах в течение всего наступающего года. В первый день Нового года принято разбивать в доме всю старую глиняную посуду и заменять ее новой.
Самыми первыми на земном шаре встречают Новый год жители островов архипелага Фиджи.
Нигде в мире Новый год не отмечается так часто, как на индонезийском острове Бали. Дело в том, что год на Бали длится всего 210 дней. Главный атрибут празднества – разноцветный рис, из которого пекут длинные ленты нередко двухметровые.
Как бы там ни было, все мы ждем прихода этого замечательного праздника. Ведь в душе мы остаемся детьми. Каждый хочет, чтобы в Новом году было все лучше и счастливее, чтобы все были здоровы.
Методическая разработка классного часа «9 мая – День победы»
«Идут по войне девчата…»
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Юлия Друнина
Цель мероприятия - патриотическое воспитание учащихся
Задачи мероприятия:
➢расширениепредставлениядетей о Великой Отечественной войне;
➢воспитание ценностного отношения героическому прошлому нашегоОтечества;
➢знание национальных героев и важнейших событийистории России;
➢побуждение учеников к изучению истории страны.
Форма проведения – час общения
Подготовительная работа –распределение среди детейинформационногоматериала
Оснащение –презентация, музыкальные записи, кадры из фильма
Ход классного часа
I.Вступительное слово учителя:
Сдавних времен повелось так, что защитником, воином, солдатом был мужчина. Предназначение
женщины –ждать мужа, отца, брата с войны. Сохранять домашний очаг, растить и воспитывать детей.
Однако если обратиться к истории, можно узнать, что представительницыслабого пола принимали
участие в боях и сражениях.
По свидетельствам историков, уже в IVдо нашей эры в Афинах и Спарте воевали женщины.
Русский историк Николай Карамзин отмечал: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и
супругами, не боясь смерти. Так при осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми
славянами многие женские трупы».
В XXвеке, в Первую мировую войну, в Англии женщин уже брали в королевские военно-воздушные
силы. Был сформирован женский легион автотранспорта в количестве ста тысяч человек.
Во время Второй мировой войны женщины уже служили во всех родах войск во многих странах мира:
в английской армии – 225 тысяч, в американской 450-500 тысяч.
В советской армии, по разным оценкам историков, воевало от восьмисот тысяч до миллиона женщин.
Они владели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникала
языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» не существовало женского рода,
потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Эти слова родились там, на войне…
Огромные потери советских войск в начале войны заставили главнокомандующего И.В. Сталина издать
охраны. Женских частей было немного: три авиаполка (единственный в истории случай),
женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый
полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Отдельная женская рота
моряков.Женщины составляли 41% всех врачей, 43% фельдшеров, 100% медсестер.
II. Основная часть
(Дваподготовленных ученика читают стихотворение Любови Лодочниковой)
Война и женщина –слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.
Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.
Ты столько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды родина дала.
Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.
Война для всех –суровая година,
В плену, в тылу война для всех –война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой смелою была.
Слово учителя:
Конечно же, невозможно объять необъятное – рассказать обо всех женщинах- военных.
Вот истории только о некоторых из них.
1. Марина Михайловна Раскова - пилот, Герой Советского Союза, установила несколько
женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой
легкобомбардировочный полк.
Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У- 2 (По- 2). Девушки
нежно назвали свои машины «ласточками ». Фанерный самолетик с маленькой скоростью.
Каждый вылет на По- 2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни
зенитный огонь, встречавший «ласточек » на пути не могли остановить их полет к цели.
Летать приходилось на высоте 400- 500 метров.
Наши маленькие По- 2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над
вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать
по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по
максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда
их число доходило до 16- 18 за одну ночь. Лё тчиц буквально вынимали из кабин и несли
на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы:
фашисты назвали их «ночные ведьмы».
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
(Демонстрация кадров из фильма «В бой идут одни старики», сцена с женщинами-
лётчицами)
Рассказывает ученица:
2. Людмила Михайловна Павличенко - выдающийся снайпер, уничтожила 309 фашистов,
в том числе 36 снайперов противника.
Однажды сержанта Павличенкоперевели из ее родного полка в соседний. Слишком им
досаждал гитлеровский снайпер, уже убил двух наших. Сутки Людмила провела в засаде.
Рано утром она увидела, как фашист пополз в ее сторону. Она двинулась навстречу. В
оптический прицел винтовки она увидела светлые волосы и выдающуюся вперед челюсть.
Противник уловил ее взгляд, и в его глазах застыло недоумение –женщина! Этой
секундной задержки хватило Павлюченко, она выстрелила. Чуть позже из снайперской
книжки гитлеровца Дюнкерка она узнала, что он убил более четырёхсот французов и
англичан.
После ранения Людмила Павличенко была отозвана с передовой. В составе делегации она
посетила США и Канаду.
После войны в 1945 году Людмила Павличенко окончила Киевский университет. С 1945
по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба Военно- Морского флота. Позже
вела работу в Советском комитете ветеранов войны.
Слово учителя:
А женщины- медики и медсестры? Это ангелы- хранители простых солдат и офицеров,
невидимые герои войны…
В книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» своими воспоминаниями
делится Александра Ивановна Зайцева, военный врач, капитан: «Сутками стояли у
операционногостола. Стояли, а руки сами падают. У нас отекали ноги, не вмещались в
кирзовые сапоги. До того глаза устанут, что трудно их закрыть. День и ночь работали,
были голодные обмороки. Есть что поесть, но некогда…»
3. Зинаида Александровна Самсонова – Герой Советского Союза, санитарный
инструктор.
Зина пошла на войну, когда ей только исполнилось семнадцать лет. Однополчане ласково
называли ее Зиночка. В 1942 году она оказывается на передовой. Со своими бойцами
Зина прошла самые страшные бои, участвовала в Сталинградской битве. Воевала она и на
Воронежском фронте, и на других фронтах. Осенью, во время боя на правом берегу
Днепра, Зина вынесла с поля боя более тридцати солдат и переправила их на другой
берег реки.
1944 год. Белоруссия. Битва за деревню Холм. Командир погиб, и Зина приняла
командование боем на себя. «Орлы! За мной!» - услышали ее голос друзья- однополчане.
Озаричи Гомельской области. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
(Ученик читает отрывок из стихотворения Юлии Друниной «Зинка»)
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Рассказывает ученица.
Классный час
Тема: «Вежливость идет к нам в гости»
Цель: Познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности.
Продолжать учить детей вежливому поведению, употреблять в речи вежливые слова. Корригировать произношение, внимание, поведение.
Воспитывать культуру общения, взаимоуважение.
Методы: беседа с применением элементов игры
Оборудования : ЗУА; экран, речевые таблички, картинки о вежливости, букет цветов, маски: ежа, зайца, коровы, собаки, мышки, лисы и вороны.
План и ход занятия:
1.Организационный момент.
а) Проверка ЗУА.
б) Установка на правильную речь (Будем слушать внимательно, говорить правильно.
2. Сообщение о теме классного часа.
Ребята, сегодня будем говорить о вежливости. Тема классного часа: «Вежливость идет к нам в гости»
Словарная работа: вежливость - это умение вести себя хорошо, чтобы другим было приятно с тобою общаться.
3. Беседа
Ребята, всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? А как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно?(ВОСПИТАННЫМ.)
Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Чтобы быть вежливымнадо как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которого становится теплее, радостнее, светлее.
Запомните!
Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми. Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому говоришь. Вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведет себя вежливо.
4. Игра-сценка « Вежливость».
А сейчас мы покажем поучительную сценку «Вежливость»(Дети становятся в круг)
А его сосед ушастый
Отвечает: « Ёжик, здравствуй!» (Ерсултан)
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.(Пи!Пи! Больно! - Али)
Поругались бы они,
Но сказал он «Извини!» (Медина)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем «Будь здорова !»(все хором)
Говорит Лиса Матрена (Адэля):
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
В
сем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса не жалуйся, (ворона - Карина)
А скажи: «Пожалуйста!»
Молодцы, ребята, спасибо!
Физминутка
5. Игра «Соберем букет Вежливости»
(Дети вспоминают и перечисляют вежливые слова, к цветам прикрепляем таблички с вежливыми словами»
Работа на «голое» ухо
6. Итог занятия:
Ребята, вам понравился классный час?
Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)
А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».
Что мы делали? (Мы слушали, говорили, играли)
КГУ «Школа-интернат № 4 для слабослышащих детей»
Классный час
Тема: «Вежливость идет к нам в гости »
Подготовила и провела
воспитатель:
Нурмадиева Н.С.