Лубянская площадь сейчас. Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому? Как добраться до улицы Большая Лубянка

Лубянка – всегда лубянка

Лубянская площадь.

Если говорить о горячих точках Москвы, Лубянская площадь все годы существования Комиссии по монументальному искусству остается главной, если не единственной. Предложения чем ее занять поступают бесконечно и с редкой регулярностью. Амплитуда колебаний остается неизменной: от восстановления памятника Дзержинскому до памятника жертвам репрессий и уничтоженной царской семье. Итог за 2000–2001 годы:

о рассмотренных Комиссией предложений о возведении Произведений на Лубянской площади

1. Об установке памятника Ф.Э. Дзержинскому.

Вопрос внесен – Международным Союзом советских офицеров 05.01.99. группой ветеранов ВОВ 16.06.99.

Решение Комиссии от 14.03.2000: отклонить предложение о включении в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения» для утверждения Московской городской Думой.

Обоснование:

Предложения о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади, широко разрекламированные в средствах массовой информации, вызвали ряд обращений общественных организаций и отдельных лиц с прямо противоположными требованиями. Несмотря на высказанные в процессе обсуждения мнения о высоких архитектурно-градостроительных качествах снесенного памятника, комиссия сочла нецелесообразной установку памятника Дзержинскому на Лубянской площади, которая может вызвать нежелательную напряженность в обществе.

2. О сооружении на Лубянской площади монумента Свободы.

Вопрос внесен депутатом МГЦ, координатором МГЦ по вопросам городской символики и развитию московских городских традиций В.Ф. Ковалевским 07.07.2000.

Место возведения – Лубянская площадь.

Обоснование:

Идея предложенного монумента «Свободы» была воплощена в обелиске «Свободы», разобранного из-за реконструкции Тверской (бывшей ул. Горького) улицы. Создание нового варианта монумента, предложенного к установке на Лубянской площади, не будет способствовать стабилизации общественного согласия в обществе.

3. О возведении на Лубянской площади монумента павшим или пострадавшим во внутренних гражданских конфликтах XIX века (Памятник жертвам революций и репрессий).

Вопрос внесен гр. С.С. Савватеевым 20.07.2000. Место возведения – Лубянская площадь. Источник финансирования не определен.

Решение Комиссии от 24.10.2000:

Отклонить предложение о включении в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Обоснование:

Возведение на Лубянской площади как памятника Ф.Э. Дзержинскому, монумента Свободы или жертвам революций и репрессий, в настоящее время, без завершения стабилизационного периода в стране, нецелесообразно.

4. О восстановлении на Лубянской площади памятника Ф.Э. Дзержинскому.

Вопрос внесен – г-н А.И. Куделин 19.11.2001.

Место возведения – Лубянская площадь.

Источник финансирования – не определен.

Решение Комиссии от 18.12.2001:

Комиссия уже рассматривала на заседании 14.03.2000 предложение о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади и не видит оснований для изменения решения по данному вопросу.

5. О возведении в центре Лубянской площади памятника жертвам политических репрессий XX века.

Вопрос внесен – Председателем Российской демократической партии «Яблоко» Г.А. Явлинским 20.09.2002.

Место возведения – Лубянская площадь.

Источник финансирования – не определен.

Решение Комиссии от 08.10.2002:

Отв. секретарь комиссии по монументальному искусству

Е.М. Лыгина

По итогам обсуждения Комиссия решила:

Считать целесообразным включить предложение о возведении памятника-пантеона-музея жертвам политических репрессий XX века в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения» для утверждения Московской городской Думой.

Конкурс – открытый.

Место возведения – провести открытый конкурс на место возведения памятника-пантеона-музея, не исключая Лубянскую площадь.

Источник финансирования – сбор средств в Москве и в Российской Федерации.

Обоснование: Трагические страницы российской истории советского периода, связанные с многомиллионными жертвами политических репрессий, должны быть отражены в общероссийском памятнике-пантеоне-музее в память о погибших и в предостережение для будущего развития России.

Отклонить предложение о возведении на Лубянской площади памятника убиенной царской семье, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых и включении его в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Обоснование: Решение о возведении памятника-пантеона-музея жертвам политических репрессий XX века включает и вопрос увековечения памяти царской семьи. В памятнике-пантеоне-музее должно быть уделено особое место этим первым жертвам политических репрессий.

Мэру Москвы

Ю.М. Лужкову

О воссоздании памятника

Ф.Э. Дзержинскому

В настоящее время в обществе активно дискутируется внесенное Вами предложение по воссозданию памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади, снесенного в ходе революционных событий 22 августа 1991 года.

В связи с этим на меня вышли многие представители московской интеллигенции, во многом продолжающие оставаться носителями моральной позиции в обществе, которые в большинстве своем не поддерживают данное предложение.

Действительно, памятник работы скульптора Вучетича весьма неплох и он хорошо венчает ансамбль Лубянской площади. Действительно, во многих городах стоят памятники жестоким и фанатичным государственным деятелям далекого прошлого (Кортес, герцог Альба, Филипп II Кровавый, Симон де Монфор, Торквемада, Ричард Львиное сердце и др.), и это сегодня может рассматриваться всего лишь как дань Истории, из которой ничего нельзя вычеркнуть и ничего не следует забывать, ни хорошего, ни плохого.

Однако воссоздание памятника Ф.Э. Дзержинскому является в наши дни не историко-культурологическим или градостроительным решением, а носит острый социально-политический характер.

Великая Французская революция началась со штурма ненавистной парижанам крепости-тюрьмы Бастилии, которая была затем снесена. На этом месте сегодня площадь с надписью «здесь танцуют». Это – символ краха «старого режима», память для многих поколений французов.

Обратный пример: во времена Парижской коммуны была снесена Вандомская колонна – символ авторитарной власти. После разгона Парижской коммуны правительство Тьера распорядилось воссоздать колонну, что должно было символизировать «осиновый кол в спину побежденной революции», победу правых сил.

Памятник Ф.Э. Дзержинскому был снесен после победы всех демократических сил над ГКЧП, что стало символом краха коммунистического государства и установления демократического и либерального политического режима в России.

Воссоздание же этого памятника будет рассматриваться в образованном обществе как переход к политической реакции, как отказ от ценностей правового государства, как попрание памяти жертв коммунистического режима, торжество бюрократии над демократией, жандармерии над интеллигенцией. И это мнение может, к сожалению, прочно связаться с Вашим именем, и будет девальвирован в общественном мнении Ваш весомый и неоспоримый вклад в деле становления демократии в России.

Полагаю, что, решившись на этот шаг, Вы откроете возможность для «атаки справа» на Вас соединенными силами либеральной прессы, политических партий и руководителей общественного мнения, которых в этом случае поддержат различные общественные демократические силы в Москве, многие представители интеллигенции России и большая часть русскоязычной диаспоры. В результате могут быть понесены невосполнимые потери в общественном мнении в предстоящий политический год, что будет только на руку всем нашим недоброжелателям и дестабилизирует политическую предвыборную обстановку в Москве.

В связи с вышеизложенным прошу Вас, в соответствии с имеющимися формальными основаниями, а также с имеющимися различными аргументами «за» и «против» этого решения со стороны различных слоев нашего общества, передать данный вопрос на рассмотрение Московской городской Думы, которая его решит после консультаций со специалистами и горожанами.

М.И. Москвин-Тарханов

Мэру Москвы

Ю.И. Лужкову

О референдуме по памятнику

Ф.Э. Дзержинскому

Глубокоуважаемый Юрий Михайлович!

С пониманием отнесся к Вашему решению вынести вопрос о воссоздании памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади на референдум.

Должен отметить, что в соответствии с законодательством города Москвы Мэр Москвы не вправе единолично принять решение по установке монументального произведения без предварительного утверждения предложения Московской городской Думой. Полагаю, что никакие вкусовые и политические соображения не могут побудить нас нарушить закон.

Однако острая социально-политическая дискуссия вокруг этого решения действительно вышла за юридические рамки, и единственным и политически, и юридически безупречным решением вопроса может быть только общегородской референдум на уровне субъекта федерации, который будет иметь преобладающую силу, как над нормами московского закона, так и над любыми федеральными нормами (в соответствии со статьями 73 и 76 Конституции РФ и Уставом города Москвы).

Ни социологические опросы, не имеющие никакой юридической силы, ни местные референдумы на уровне одного или нескольких районов, решения которых по данному общегородскому вопросу не правомочны, не могут подменить собой общегородского референдума, который можно будет провести после выборов Президента Российской Федерации, Мэра Москвы, депутатов Государственной Думы в спокойной обстановке, поставив на такой референдум и ряд других, важных для города вопросов и проблем.

В связи с вышеизложенным прошу Вас передать данный вопрос на общегородской референдум на уровне субъекта Российской Федерации – города Москвы.

Вопрос на контроле.

Депутат Московской городской думы

М.И. Москвин-Тарханов

Депутату Московской городской Думы

Москвину-Тарханову М.И.

Уважаемый Михаил Иванович!

Правительством Москвы внимательно рассмотрено Ваше обращение по вопросу воссоздания памятника Ф.Э.Дзержинскому.

Хочу подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, не о воссоздании, т. к. памятник в бронзе находится в сохранном состоянии, а о восстановлении на прежнем месте одного из лучших произведений всемирно известного скульптора Е.В. Вучетича.

Надо отметить, что после 10-летнего демократического развития нашего государства в обществе происходит осмысление значения ранее утраченных либо забытых исторических ценностей, в том числе и имевшихся в городе памятников, являвшихся произведениями монументального искусства, которые символизировали различные периоды российской истории.

Так, как Вам известно, появилась инициатива воссоздания памятника царю Александру II Освободителю, который после его сноса не был сохранен.

Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы, хотя отношение общественности и средств массовой информации к этому предложению было далеко неоднозначным.

Так же было поддержано предложение о воссоздании памятника генералу Скобелеву и, в настоящее время, ведется конкретная работа по решению юридических, финансовых и организационных вопросов.

Точно так же и вопрос восстановления памятника Ф.Э. Дзержинскому в течение нескольких лет поднимался представителями различных слоев населения, ветеранами войны и труда, депутатами Государственной Думы, которая в 1998 году приняла известное постановление о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади.

Известно, что СМИ почти ежедневно публикуют различные мнения по этой проблеме.

Вместе с тем, как правило, предается забвению тот факт, что ни московской, ни федеральной властью не принималось никаких распорядительных документов о сносе памятника Ф.Э. Дзержинскому. Поэтому действия по сносу памятника носили неправовой характер. Подменять это понятие другими, не юридическими категориями, в т. ч. ссылками на народ, как сейчас пытаются это делать некоторые оппоненты, значит признавать возможность и допустимость подобных действий и в дальнейшем.

Именно руководством Москвы были приняты меры по прекращению самопроизвольного сноса памятников в городе.

Мною лично было дано распоряжение о размещении памятника Ф.Э. Дзержинскому в Парке искусств для сохранения его как художественного произведения.

Упоминаемые в Вашем письме различные мнения граждан по вопросу о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому подтверждают заинтересованное отношение общественности как к монументальной летописи города в целом, так и к отдельным исторически значимым произведениям монументального искусства.

Поэтому считаю, что при решении этой проблемы не должно быть допущено поспешности и излишней политизации.

Представители различных слоев и поколений москвичей, в том числе научной и художественной общественности, должны иметь время и возможность определиться и высказать свое мнение по данному вопросу.

Законом города Москвы от 13 ноября 1998 г. «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» предусматривается процедура рассмотрения ходатайств о возведении новых произведений монументального искусства. Таким образом, рассмотрение вопроса о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому Комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме не требуется. Вместе с тем, мнение депутатов Мосгордумы при принятии Правительством Москвы окончательного решения будет обязательно учтено.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

В ноябре 2002 года Москомархитектура могла писать в своем заключении, что готова к любому варианту решения, хотя приоритет, само собой разумеется, отдается «Железному Феликсу»: «Центральная часть Лубянской площади имеет градостроительные возможности для размещения монументального произведения, в том числе памятника жертвам политических репрессий и убиенной царской семье, причисленной Русской православной церковью к лику святых. Однако до окончательного решения о судьбе памятника Ф. Дзержинскому принятие решений относительно других произведений нецелесообразно».

Со своей стороны Комитет по культуре "рассмотрел обращение группы граждан на имя мэра Москвы Ю.М. Лужкова о сооружении на Лубянской площади памятника убиенной семье царя Николая II.

Сообщаем Вам (имеется в виду Комиссия по монументальному искусству), что памятник царю Николаю II (Романову) установлен вблизи места бывшего царского путевого дворца, у храма Благовещения в 1996 г.

В связи с особым расположением, политическим и градостроительным значением Лубянской площади полагаем, что принятие решения по ее использованию в качестве места для установки какого-либо памятника будет приниматься Правительством Российской Федерации, Правительством России и Правительством Москвы. Первый заместитель Председатели Комитета А.И. Лазарев".

2004 год приносит новый правовой поворот. За той же подписью следует разъяснение от 24 апреля: "В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1997 года № 452, п. 2, приложение 2, стр. 46, памятник Ф.Э. Дзержинскому исключен из числа памятников истории и культуры Федерального (общероссийского) значения и рекомендован для отнесения к категории памятников местного значения.

Предложения граждан о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на прежнем месте ранее рассматривались Комиссией по монументальному искусству и не были поддержаны.

Проблема восстановления может быть решена только в случае возвращения памятнику Ф.Э. Дзержинскому прежнего общегосударственного статуса. Решение правовых аспектов этой проблемы находится в компетенции Президента и Правительства РФ.

Из книги Литературная Газета 6247 (№ 43 2009) автора Литературная Газета

Год молодёжи у нас всегда Cовместный проект "Евразийская муза"Год молодёжи у нас всегдаФОРУМ 24–25 сентября в Кишинёве прошёл IV Форум творческой и научной интеллигенции государств?- участников СНГ, главным организатором которого выступил Межгосударственный фонд

Из книги С намерением оскорбить (1998-2001) автора Перес-Реверте Артуро

КАК ВСЕГДА, ВОВРЕМЯ Выходит, это была ошибка. Маленькое недоразумение. Католическая церковь в лице Папы Римского готова принести Лютеру свои извинения. Это есть ошибка, извинения наши прими, о Лютер! Видишь ли, Люти, дружище, мы просто немного переборщили. С кем не бывает.

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

ВСЕГДА «ЗА», ВСЕГДА «ПРОТИВ» Потом в эти славные ряды прибавились другие любители единогласно осуждать решения, за которые они же голосовали единогласно. Все они причастны к тому, что насмешкой стали звучать слова о твердости партийных планов. С легкостью, поистине

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

ВСЕГДА ЛИ В ШАЛАШЕ РАЙ? Пословицы оспаривать не принято, с ними можно соглашаться или не соглашаться. Возьмем такую, прямо-таки вбиваемую в сознание подрастающего поколения: «С милым рай и в шалаше». Ой, ли? Социологические опросы свидетельствуют: молодежь все неохотнее

Из книги Вернуть Сталина! автора Балаян Лев Ашотович

Москва, Лубянка, монумент Юрию Лужкову Пару лет назад один из начинающих российских бизнесменов прославился тем, что пообещал приобрести клочок земли в Рио-де-Жанейро и установить там памятник Остапу Бендеру. Имя преуспевающего предпринимателя, известного лишь в узких

Из книги Время Ч. автора Калитин Андрей

«Всегда с книгой» В Тифлисской духовной семинарии Лев Толстой и Иван Тургенев были запрещены. Но семинарист Сосо Джугашвили тайком перечитал всего Толстого и всего Тургенева, а также Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Белинского, Писарева, Чернышевского. Ну и, конечно же, высоко

Из книги Речь без повода... или Колонки редактора автора Довлатов Сергей

Лубянка. Служебный вход Ни для кого не было секретом, что Отари Квантришвили входил в так называемый «общественный совет» ГУВД Москвы. Бывший уголовник, осужденный в 1966 году по непопулярной в криминальной среде статье «изнасилование», «ломщик чеков» у магазинов

Из книги Гибель Марины Цветаевой автора Кудрова Ирма

КР Я ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ… Я всегда гордился своей аккуратностью. Хотя гордиться тут особенно нечем. Известно, что повышенная аккуратность - свойство заурядных натур.И все-таки я гордился. Гордился тем, что своевременно возвращаю долги. Тем, что редко опаздываю. Тем, что, как

Из книги Александр Солженицын: Гений первого плевка автора Бушин Владимир Сергеевич

ЛУБЯНКА 1Ранним воскресным утром 27 августа 1939 года Ариадна Эфрон в последний раз спускается с крыльца болшевского дома. Больше никогда она не увидит ни отца, ни мать, ни брата.«Уходит, не прощаясь! - читаем в дневниковой записи Марины Цветаевой. - Я - Что же ты, Аля, так ни

Из книги Литературная Газета 6399 (№ 1 2013) автора Литературная Газета

ВСЕГДА ВПЕРЕДИ! Руководящие и газетные коммунисты очень неравнодушны к Александру Исаевичу. Вспомните… Когда изгнанник пребывал еще в США, тов. Зюганов уверял нас, что он никакой не антисоветчик и не коммунофоб, это, мол, грешок молодости, а теперь он великий патриот, и

Из книги Публицистика автора Иванов Анатолий Степанович

Всё как всегда Всё как всегда А ВЫ СМОТРЕЛИ? [email protected] Была надежда, что после триумфа проекта "Голос" наше телевидение поймёт, по каким песням и голосам истосковался зритель, и начнёт наконец меняться. Оно и изменилось. В худшую сторону. Новогодние праздничные программы

Из книги Дача (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

ВСЕГДА В ПОХОДЕ Моя сознательная жизнь началась с газеты. Поэтому когда говорят о газетчиках, мне вспоминается всегда свежее осеннее утро в полях, размолотые в пыль колесами проселочные дороги, обочины которых присыпаны золотистой соломкой. Не взошло еще солнце, медлит

Из книги Русская война автора Дугин Александр Гельевич

Я всегда о ней думаю Протагонист Борька Моржов - долговязый очкарик лет тридцати, на первый взгляд лузер лузером. Служит методистом муниципального учреждения дополнительного образования (прежде такие МУДО звались домами пионеров), но шикует и филантропствует явно не на

Из книги Москва и москвичи. Избранные главы автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Урок 2: Пусть всегда будут враги, пусть всегда будут друзья Карл Шмитт в книге «Понятие политического» высказал чрезвычайно важную мысль: «Народ существует политически только в том случае, если он образует независимую политическую общность и если он при этом

Из книги Политический эмигрант. Сборник статей и интервью автора Литвиненко Александр

Лубянка Вдевяностых годах прошлого столетия разбогатевшие страховые общества, у которых кассы ломились от денег, нашли выгодным обратить свои огромные капиталы в недвижимые собственности и стали скупать земли в Москве и строить на них доходные дома. И вот

Из книги автора

За карикатурами в датской газете стоит Лубянка Ведущие мировые телеканалы в течение нескольких суток, практически круглосуточно, крутят одну и ту же картинку - как разгневанные мусульмане разрушают и сжигают посольства Дании, той страны, одна из центральных газет

Сегодня на наших календарях суббота, 21 октября 2017 года, а значит в эфире Первого канала можно посмотреть интеллектуальную игру "Кто хочет стать миллионером?". Все ответы в игре, а также текстовый обзор сегодняшней игры можно найти на сайте Спринт-Ответ в этой же рубрике "Телеигра".

Вопрос про Лубянскую площадь в Москве был одиннадцатым по счёту для третьей пары игроков, ведь сегодняшняя игра состояла из трёх частей. В последней части программы играли: Сати Казанова и Андрей Григорьев-Аполлонов. Это был предпоследний вопрос для игроков.

Что располагалось посреди Лубянской площади до установки там памятника Дзержинскому?

Лубянская площадь (включая бывш. Владимирские ворота, 1926-1990 - площадь Дзержинского) - площадь в центре Москвы, недалеко от Красной площади, находится между Театральным проездом, Никольской улицей, Новой площадью, Лубянским проездом, Мясницкой улицей, улицей Большая Лубянка и Пушечной улицей.
Название XIX века дано по местности Лубянка, которое, в свою очередь, было названо по Лубянице - району Великого Новгорода.
В 1926 году была переименована в площадь Дзержинского, в честь скончавшегося летом того же года Феликса Дзержинского, основателя ВЧК - советской службы госбезопасности.
В 1835 году в центре площади был сооружён фонтан работы Ивана Витали. Фонтан выполнял роль водозаборного бассейна, куда подавалась питьевая вода из Мытищинского водопровода.
В 1927 году Лубянская площадь была переименована в площадь Дзержинского.
В 1934 году фонтан Витали был демонтирован и перемещён во внутренний двор Александрийского дворца (где ныне размещается президиум РАН) в Нескучном саду. В настоящее время не работает.

й кабинет. Но он занял.

фото советских времён с памятником Джержинскому

И 15 лет оттуда руководил. Чтобы потом еще два года до самой своей кончины руководить всей страной.

Дорога к храму

Говорят, Андропов искренне верил в «хорошую советскую власть». И считал простым невезением, что до него из Большого Лубянского Дома ее совершенствованием занимались не те люди. Да только уж какое «невезение», если за период с 1918 по 1991 год из 20 начальников «конторы» 14 ушли с «потерей лица», а пятеро (Ягода, Ежов, Берия, Меркулов и Абакумов) были самой же советской властью объявлены преступниками и расстреляны?
Нет! Неким исключением явился он сам. А все остальное стало закономерностью. Что на закате жизни Андропов, похоже, и сам осознавал. Потому что в обнаруженных уже после смерти стихах написал: «Бывают всякие напасти. Да, люди часто рвутся к власти. Но и иная есть напасть, что люди сами портят власть». Оказывается, и эта «дорога не вела к Храму».
А Храм между тем на Большой Лубянке есть. В самом ее конце. Как раз напротив дома № 26, в окна которого его купола заглядывали еще в дни рождения будущего генсека. Они и ныне поглядывают на нас из-за белой стены недавно восстановленного Сретенского монастыря. И нет сегодня на этой улице лучшего места, где можно было бы перевести дух. Хотя, конечно, кто-то предпочтет респектабельное кафе по соседству. Тем более что и название у него соответствующее — «Скромное обаяние буржуазии».

Сретенский монастырь

Дом № 5 по Большой Лубянке и памятник Воровскому

№ 24/15 — доходный дом и городская усадьба архитектора В. И. Чагина, 1902—1907 г. Перестроена из особняка Ф. Э. Сиверса (1892, арх. И. Г. Кондратенко)

25 июля 1662 года Лубянская площадь стала эпицентром Медного бунта. Лубянка помнит немало разных событий. Здесь ополчение К. Минина и Д. Пожарского сражалось с интервентами, выбивая их из Китай-города. По этой площади в 1905 году прошла 200-тысячная процессия рабочих за гробом Н. Э. Баумана. В 1912 году через площадь шла демонстрация протеста против Ленского расстрела.
В XVIII веке Лубянка становится одним из аристократических районов города: там проживал ряд именитых московских фамилий — Голицыны, Волконские, Долгорукие, Хованские, Дадиани… Но от своей жуткой судьбы площади было никуда не деться: тут же находился двор знаменитой своей жестокостью к крепостным крестьянам дворянки Салтыковой, вошедшей в историю под именем Салтычихи.

Мучительница и душегубица Салтычиха.

Дарья Салтыкова в молодости. В Париже ее портрет писал Франсуа Друэ

В отличие от своих ровесников на других столичных улицах, дом на Лубянке не может похвастать обилием владельцев. За всю свою столетнюю историю он имел лишь двух хозяев: страховое общество «Россия» и центральный аппарат отечественной спецслужбы.

К концу века рядом с представителями русской аристократии на Лубянке начинают в изобилии селиться иностранцы. Особенно многочисленной в этом районе становится колония французов, что оставило свой след и в современной московской топонимике. Переулок между Большой Лубянкой и Мясницкой улицей до сих пор именуется Фуркасовским — в честь французского мастера по изготовлению париков Фуркасье. Тогда же на денежные пожертвования французов на улице Малая Лубянка была возведена католическая церковь Святого Людовика, сохранившаяся до наших дней.

В 1835 году посреди Лубянской площади появляется фонтан работы молодого скульптора Витали. Четыре фигурки мальчиков, олицетворявших собой четыре океана, поддерживали большую чашу из красного полированного гранита. Фонтан сразу стал излюбленным местом московских извозчиков-водовозов, наполнявших здесь свои бочки. Мальчики простояли на площади почти сто лет и в 1932 году в связи с прокладкой трамвайных путей были перенесены к зданию президиума Академии наук (Ленинский проспект, 14).
На Лубянской площади размещался своеобразный рынок, так называемый «извозчичий торг». Здесь продавались овощи, фрукты, различная живность, зимой можно было с возов приобрести мороженую рыбу. Историки пишут, что еще при крепостном праве на месте нынешней Лубянской площади размещался балаган со зверинцем.

Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагается нынче здание ФСБ, были каменный дом и большой двор менгрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 года этот участок земли с постройками покупает кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов. По наследству участок переходит к дочерям, а с 1857 года становится собственностью тамбовского помещика, отставного поручика Семена Николаевича Мосолова. Сам он в Москве практически не жил и поэтому сдавал дом внаем.
В 1880 году дом переходит в собственность сына Мосолова — титулярного советника, известного в то время гравера и художника Николая Семеновича Мосолова. Под свою квартиру он занял второй этаж трехэтажного здания. На третьем этаже находились меблированные комнаты, где жили не очень богатые люди: актеры, писатели, доктора и т.д. На нижнем этаже размешалась «Фотография Мебуса» и правление Варшавского страхового общества.
К концу ХIХ века Большая Лубянка превращается в улицу страховых кампаний. На сравнительно небольшом ее протяжении расположилось целых 15 офисов. Поэтому не случайно, что именно на Лубянку обратило свой взор одно из крупнейших страховых обществ того времени под звучным названием «Россия». Правление общества, основанного в 1881 году, находилось в Санкт-Петербурге.

12 апреля 1894 года была заключена купчая, согласно которой Мосолов уступал Обществу за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Заинтересованное в быстром возвращении вложенных средств, общество «Россия» обращается к московским властям с просьбой о дозволении сломать все находившиеся на участке строения, а на их месте построить новое каменное четырех- или пятиэтажное здание с большим количеством квартир, которое планировалось использовать как доходный дом. Городские власти не возражали. На проектирование был объявлен открытый конкурс, в результате которого лучшим был признан проект архитектора Н.М.Проскурнина. Однако его пришлось подправить: «Россия» прикупила еще один участок земли. Речь идет об угловом владении 2, расположенном по другую сторону Малой Лубянки и выходящем также на Лубянскую площадь. В связи с этим возникла идея возведения на этих соседних участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу двух зданий, объединенных в одно. Работы были поручены опытному архитектору Александру Васильевичу Иванову, автору проекта здания гостиницы «Националь». Вместе с Проскурниным он и разработал проект знаменитого ныне Лубянского дома.
Строительство доходного дома на бывшем участке Мосолова началось в 1897 году и закончилось в 1900-м. Первый этаж большого доходного дома был полностью отдан в аренду — под торговлю. Здесь находились магазины — книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка Васильевой и Воронина и другие. На третьем-пятом этажах располагались два десятка квартир, по 4-9 комнат каждая. Постоялец такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы ежегодно — прочие квартиры в Москве стоили вдвое, а то и втрое меньше… В целом со всего дома общество «Россия» имело свыше 160 тысяч рублей годового дохода.

Фото 1900-х гг.

Фото конца 1890-х гг.

Раскрашенная открытка-фото 1910-х гг.

После переезда в марте 1918 года Советского правительства из Петрограда в Москву в доме 11 по Большой Лубянке расположился офис Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Возглавлял комиссию верный соратник Владимира Ленина — Феликс Дзержинский, заработавший за свою преданность Ульянову-Ленину и принципам победившей революции прозвище «железный Феликс».
Что касается дома 2, его просторные апартаменты чекисты облюбовали чуть позже. В соответствии с декретом Совнаркома в декабре 1918 года были ликвидированы все частные страховые общества, в том числе и «Россия», а их имущество и недвижимость, само собой, национализированы. Первоначально в мае 1919 года здание на Лубянской площади было передано в ведение Московского совета профсоюзов. Но профсоюзам оно не приглянулось, и всего несколько дней спустя дом N2 стал пристанищем НКВД РСФСР, которое в течение двух месяцев со скандалом выселило из него прежних квартиросъемщиков.
В сентябре 1919 года часть дома заняли первые представители новой советской спецслужбы в лице Особого отдела Московской ЧК. А через несколько месяцев в этих стенах обосновался Центральный аппарат ВЧК.

К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат. В результате, в стенах дома на Лубянской площади чекистам становится явно тесно. Поэтому на рубеже 20-30-х годов здание бывшего доходного дома страхового общества «Россия» серьезно реконструируется. Прямо за ним, со стороны Фуркасовского переулка, в 1932-1933 годах по проекту архитекторов Лангмана и Безрукова было построено новое здание, выполненное в стиле конструктивизма. Своим главным фасадом новый дом для чекистов выходил на Фуркасовский, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка, имеющая в плане форму буквы «Ш», то есть как бы говорящая «Ша!» всем сюда попавшим, составила единое целое со старым зданием, выходящим фасадом на Лубянскую площадь.
Одновременно была существенно реконструирована и Внутренняя тюрьма, которая находилась во внутреннем дворе дома 2 и функционировала еще с 1920 года. По новому проекту к ней надстроили еще четыре этажа: людей стало совершенно некуда девать. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.
После смерти Дзержинского в 1926 году площадь была переименована в площадь Дзержинского. В 1928-1931 гг. архитектор Фомин выстроил в начале Малой Лубянки огромное здание, выдержанное, по определению архитектора, в стиле «пролетарского классицизма».

Э.Лилье. Толкучий рынок в Москве. Литография. 1855 г.

С приходом в дом на Лубянке нового наркома Лаврентия Берии начинается очередной этап его реконструкции. Приступить к этой работе было поручено одному из самых маститых архитекторов той поры — строителю ленинского Мавзолея Щусеву. У зодчего возникла идея объединить в единое целое два здания, выходящих на Лубянскую площадь и разделенных улицей Малая Лубянка: дом 2, построенный в 1900 году по проекту А.В.Иванова, и дом 1, возведенный по проекту Н.М.Проскурнина. Проектирование нового здания, которое должно было расширить старое, началось в 1939 году. Уже в январе 1940 года эскиз окончательного варианта дома был утвержден Берией, и Щусев получил официальное разрешение на строительство. Работу прервала война.
В 1958 году на площади (тогда еще носившей имя «железного Феликса») был установлен памятник Ф. Дзержинскому, сработанный скульптором Вучетичем. Этот памятник простоял до 1991 года, когда его сняли при большом скоплении народа. Площади было возвращено старое название — Лубянская.
Естественно, главной «достопримечательностью» Лубянки является здание ФСБ. Организация много раз меняла свое название, но это здание обросло множеством страшилок и легенд. Иностранные туристы увлеченно слушают рассказы гида о замученных в застенках тысячах людей, а россияне по привычке с опаской поглядывают на серую громадину.
В конце 70-х — начале 80-х годов, на закате «эры Андропова», окончательно оформляется архитектурный ансамбль Лубянской площади. В 979-1982 годах на левом углу Большой Лубянки (ул. Дзержинского) и Кузнецкого моста группой архитекторов под руководством Палуя и Макаревича было построено новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства. А на правом углу Мясницкой улицы (ул. Кирова) в 1985-1987 годах по проекту тех же зодчих выросло помещение Вычислительного центра КГБ СССР.
..........................

И ещё немножко фото -

Соловецкий камень

Москва. Политехнический музей - II пол. XIX в..
(Новая площадь, 3/4) — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади. Музей создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии его членов, профессоров Московского университета Г. Е. Щуровского, А. П. Богданова и др.
Строительство музея стало возможным также благодаря выделению Московской городской Думой в 1871 году 500 тыс. рублей и передаче необходимого земельного участка на Лубянской площади. Во временном здании на ул. Пречистенке открытие музея состоялось в 1872 году.
В 1877 году по проекту архитектора И. А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея. Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведена по проекту архитектора Н. А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А. Е. Вебер, при участии архитектора И. П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903—1907 годах архитектором В. И. Ерамишанцевым совместно с В. В. Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось 30 лет.
Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств. В комплекс Политехнического музея входит Политехническая библиотека (более 3 миллионов книг и печатных изданий).

Улица Большая Лубянка пролегает от Лубянской площади до площади Сретенских ворот. История ее богата событиями и насчитывает несколько веков.

Происхождение названия улицы

Существует несколько версий происхождения топонима «Лубянка».

Название, возможно, произошло:

От урочища, упоминание о котором встречается в летописях в XV веке;

От слова «луб» - внутренняя часть коры деревьев и кустарников;

От балтийского корня «луб» - очищать, обдирать;

От новгородской улицы Лубяница: во времена переселения новгородцев в Москву они переименовали часть тогда называемой улицы Сретенки в Лубянку.

Переименование улицы

В Большая Лубянка не раз меняла свои названия, но первоначальное ее имя - Сретенка, которое она получила в XIV веке, в честь "сретения" москвичей с В те времена Москва могла подвергнуться нашествию войск Тамерлана, и чтобы защитить город от этого бедствия, была привезена икона. Поклонение (сретение) москвичей иконе произошло возле храма во имя Марии Египетской, который располагался на территории современной улицы Лубянка. Набега Тамерлана Москве удалось избежать, а на месте сретения был построен и в честь этого события названа вся улица.

В начале XIX века улицу стали называть Большая Лубянка, а в 1926 году она была переименована в улицу имени Дзержинского. В 1991 году ей было возвращено прежнее название - Большая Лубянка.

Основные памятные даты в судьбе улицы

С момента основания Сретенского монастыря по улице и площади проходили крестным ходом верующие. Монастырь и храмы Сретенской улицы были очень почитаемы среди верующих Москвы и паломников из других городов.

В 1611 году на территории улицы шли ожесточенные бои, особенно сильный и кровопролитный из них был возле церкви Введение во храм Пресвятой Богородицы напротив имений князя Пожарского. Пожарский сам возглавлял атаки и был тяжело ранен.

В 1662 году на этой улице начался «медный бунт», смута, которая охватил всю Москву.

По улице Сретенке шел знаменитый путь Ломоносова М. В. из Холмогор в Москву (в 1731 году).

В 1748 году на Лубянке был очень сильный пожар, в результате которого сгорело около 1200 домов, 26 церквей и погибло около 100 человек.

Московские пожары 1812 года улицу не затронули.

В XIX веке улица превратилась в главную торговую точку города, а уже к концу столетия она полностью заполнилась агентствами страховых обществ и доходными домами.

Большие потери улица понесла в XX веке. После Октябрьской революции были полностью разрушены церкви во имя Марии Египетской и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь лишился большинства своих строений и храмов, был упразднен, возвращен церкви только в 1991 году.

Была разрушена практически вся застройка в начале улицы, где находились дома церковных служителей, кондитерская, оптический, ювелирный, охотничий и часовой магазины и др.

С 1920 года все строения на четной стороне улицы были заняты органами по охране государственной безопасности. В 30-е годы началось масштабное строительство комплекса существующих и в настоящее время зданий ФСБ, которые занимают целый квартал. В 1979 году здание ФСБ было построено на нечетной стороне улицы.

На остальной территории улицы Большая Лубянка сохранились постройки XVII-XVIII веков и конца XIX века. На улице есть площадь, образовавшаяся на месте снесенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, называется она Площадь Воровского, там же установлен и памятник В. В. Воровскому (посол СССР в скандинавские страны, убит белогвардейцами в 1923 году).

Достопримечательности

Улица Большая Лубянка Москвы - это то место, где тесно переплелись здания НКВД и дворянские усадьбы, научные учреждения и монастырские постройки. Это место, где практически каждый дом является достопримечательностью со своей судьбой.

Сретенский монастырь

Был построен в 1397 году, а в 1930 году большая часть его построек были разрушены до основания. В тех зданиях, которые сохранились, в советское время размещалась школа. Монастырь вернули в ведение церкви только в 1991 году. В настоящее время это действующий мужской монастырь, на территории которого установлен крест в честь героев войны 1812 года и жертв расстрела НКВД 30-40-х годов. В храме хранятся мощи великих православных святых Серафима Саровского, Николая Чудотворца, Марии Египетской.

Здание ФСБ

Здание было построено еще в 1898 году, одно из самых красивых и самых зловещих строений в Москве. Первоначально здание было доходным домом для страхового агентства, но во время революции помещение заняло ВЧК. Позже, именно из-за расположения их штаба на Лубянке, улица стала ассоциироваться с чекистскими структурами и вызывать страх у москвичей. В настоящее время здание выглядит не так зловеще, как раньше, но по-прежнему вокруг него ходят легенды и слухи.

Усадьба Орлова-Денисова

В этом здании в XVI веке располагались каменные палаты князя Дмитрия Пожарского. В начале XVIII века основной дом перестроили, разместив в нем Монетный двор.

В 1811 году хозяином поместья стал граф Ф. Ростопчин.

В 1843 году особняк купил граф В. Орлов-Денисов (герой войны 1812 года), который перестроил строение, добавив два флигеля.

Собор Сретения иконы Божией матери Владимирской

Построен собор в XVII веке на месте храма (построенного в 1397 году). Собор возведен на средства царя Федора III в честь от набега войск Тамерлана.

Городская усадьба архитектора В. И. Чагина

Здание построено в 1892 году и изменено по проекту нового владельца - русского и советского архитектора В. B. Чагина. В доме роскошные венецианские окна на 1 этаже, и арочные - на 2-м. В настоящее время в здании расположены ресторан и офисные помещения. Объект относится к региональным памятникам архитектуры.

Городская усадьба Е. Б. Ракитиной - В. П. Голицина

Построено здание в XVIII веке, как городская усадьба Ракитиных, в 1856 году владельцем поместья стал В. П. Голицын, в 1866 году - П. Л. Карлони, а в 1880 г. домом стал владеть Земельный банк. В 1914 г. здесь родился Ю. В. Андропов.

Новое здание ФСБ

Новый дом по проекту Пауля и Макаревича был построен в 1983 году. Ранее на территории здания-штаба были владения князя Волконского, затем Хилковых, Голицыных. Новое здание образует квадрат с пристройками, где размещается весь руководящий состав ФСБ России.

Соловецкий камень

Осенью 1990 года на Лубянской площади был установлен памятный знак жертвам политических репрессий. Валун был привезен с Соловецких островов, на территории которых располагался лагерь особого назначения и где содержались политические заключенные.

Бывший дом Лухманова

Построено здание в 1826 году по заказу купца Лухманова. В годы революции здание было штабом ВЧК, до 1920 года здесь заседал Ф. Э. Дзержинский. В настоящий момент - памятник культуры.

Как добраться до улицы Большая Лубянка

Московская улица простирается с юго-запада на северо-восток, между Лубянской площадью и улицей Сретенкой. Добраться можно до улицы Большая Лубянка на метро, выйти на станции "Лубянка" или "Кузнецкий мост".

Памятник первому руководителю советских спецслужб Феликсу Дзержинскому напротив здания КГБ на Лубянской площади был открыт в 1958 году. К концу Перестройки он стал для многих символом массовых репрессий. Поэтому одним из первых последствий провала ГКЧП в августе 1991 года стал снос «железного Феликса». Как это происходило и кто возглавлял процесс?

На Старой площади

Выступление ГКЧП и провал путча 21 августа стал началом конца советской власти. Обстановка в Москве была неспокойной, возникали стихийные митинги. Разгоряченная толпа собралась и у комплекса зданий ЦК КПСС на Старой площади.
Несмотря на все просьбы, расходиться люди не собирались, более того, готовился штурм. Потребовалось как-то отвлечь толпу, которая жаждала крови.
И вдруг раздались крики, что совсем рядом, на Лубянской площади, готовятся сносить памятник Дзержинскому. Наблюдать такое шоу было гораздо увлекательнее, поэтому толпа сразу же потеряла интерес к комплексу зданий ЦК и с шумами и криками рванула на Лубянку.
Кто распространил слухи о готовящемся сносе памятника до сих пор неизвестно. Долгое время считалось, что эта идея принадлежала советнику президента РСФСР Бориса Ельцина по политическим вопросам, депутату Моссовета Сергею Станкевичу. Однако в одном из интервью для «Комсомольской правды» он эту версию фактически опровергает.

«Железный Феликс» в окружении

Впрочем, обо всем по порядку. К четырем часам дня 22 августа площадь вокруг монумента была заполнена людьми, звучали призывы не только к его сносу, но и к штурму расположенного напротив здания КГБ СССР.
Всего на площади было около семи тысяч человек. Сначала снос пытались организовать собственными силами. Где-то отыскали трос, зацепили его за автобус и начали дергать. Милиция наблюдала за событиями со стороны и не вмешивалась в происходящее.
Между тем неконтролируемое падение 11-тонного «железного Феликса» грозило многочисленными жертвами от разлетающихся осколков. Более того, тяжелый монумент легко мог обрушить подземный переход под площадью и повредить коммуникации расположенной там же станции метро «Лубянка».
Но самой большой проблемой было желание людей идти на штурм здания КГБ. Сотрудники комитета предусмотрительно забаррикадировались, на руках у них имелся большой запас оружия. Секретные документы и архивы они были готовы защищать любой ценой, даже если для этого пришлось бы пролить реки крови. Ситуация накалилась до предела.

На поводу у толпы

Как гласит одна известная поговорка, если что-то нельзя остановить, то это нужно возглавить. Так и получилось 22 августа на Лубянке. Спешно прибывший туда Станкевич гарантировал собравшимся, что если толпа прекратит буйствовать, то памятник будет демонтирован Моссоветом в течение ближайших нескольких часов. Это помогло, люди начали успокаиваться.
За это время удалось организовать оцепление из правоохранителей, были вызваны краны и специальная бригада. Но специалисты ехали слишком долго, около трех часов. Стало темнеть, а толпа начинала чувствовать себя обманутой, с новой силой раздавались призывы к штурму.
Как вспоминал позже Станкевич, положение спасли актеры театра «Ленком». Они отменили вечерний спектакль, уже в темноте пришли на площадь и стали читать собравшимся стихи и петь песни.
Таким образом, удалось потянуть время до прибытия кранов. Уже ночью, при свете автомобильных прожекторов, гигантский памятник подняли и опустили на платформу. После этого «железного Феликса» отвезли на Крымскую набережную, где и бросили в полном одиночестве как ненужную вещь.

Незаконный снос

Стоит отметить, что с правовой точки зрения удаление памятника Дзержинскому с Лубянской площади было незаконным. Соответствующая процедура была четко прописана в советском законодательстве, которое допускало подобные действия лишь с разрешения союзного правительства в каждом отдельном случае.
После сноса последовали письма от граждан и обращения в прокуратуру. Поэтому уже спустя два месяца, в октябре 1991 года, постановление о носе монумента было одобрено задним числом. Тем не менее, «железный Феликс» выступил своего рода громоотводом, с помощью которого удалось предотвратить развитие более кровавых сценариев.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: