Незаряженный электроскоп 1 соединили с заряженным.

Электризация тел может осуществляться не только при трении. Например, если прикоснуться к телу каким-либо предварительно наэлектризованным предметом, то оно электризуется.

Поднесём наэлектризованную эбонитовую палочку к гильзе, изготовленной из металлической фольги и висящей на шёлковой нити (рис. 33). Гильза сначала притянется к палочке, затем оттолкнётся от неё. Очевидно, гильза, коснувшись палочки, получила от неё отрицательный заряд. Это предположение можно проверить, если к уже заряженной гильзе поднести наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку. Гильза, которая только что оттолкнулась от эбонитовой палочки, притягивается к стеклянной.

Рис. 33. Электризация гильзы

С помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано, т. е. ему сообщён электрический заряд. На рассмотренном физическом явлении основано действие электроскопа (от греч. электрон и скопео - наблюдать, обнаруживать). - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Простейший школьный электроскоп изображён на рисунке 34. В нём металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон закрыт стёклами. Если к незаряженному электроскопу поднести, например, заряженную эбонитовую палочку, то его лепестки разойдутся (рис. 34, а). Если к положительно заряженному электроскопу поднести тело, имеющее заряд того же знака, как электроскоп, то его листочки разойдутся сильнее. Приближая к электроскопу тело, заряженное противоположным по знаку зарядом, заметим, что угол между листочками электроскопа уменьшится (рис. 34, б).

Рис. 34. Обнаружение заряда с помощью электроскопа:
а - незаряженного; б - заряженного

Таким образом, заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано то или иное тело .

По отклонению листочков электроскопа можно определить также, увеличился или уменьшился его заряд. Чем больше угол, на который разойдутся листочки электроскопа при его электризации, тем сильнее он наэлектризован. Значит, тем больший электрический заряд на нём находится.

Существует ещё один вид электроскопа - электрометр (рис. 35, а). В нём вместо лепестков на металлическом стержне укреплена стрелочка - В. Она, заряжаясь от стержня D, отталкивается от него и отклоняется на некоторый угол (рис. 35,6).

Рис. 35. Электрометр:
а - внешний вид; б - механизм зарядки

Вопросы

  1. Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело? .
  2. Опишите устройство школьного электроскопа.
  3. Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

26.1. Домашний эксперимент.
Сделайте из фольги размером 5 х 5 см гильзу и подвесьте ее на нити длиной 15 – 20 см. Потертую о шелк пластмассовую ручку поднесите к гильзе, не касаясь ее. Опишите и объясните свои наблюдения.

Гильза отталкивается, приобретая одноименный заряд

26.2. Закончите текст.

Эбонитовую палочку, потертую о шерсть, и стеклянную палочку, потертую о шелк, по очереди подносят к легкой металлической гильзе, подвешенной на нити, но не касаются ее. При этом гильза отклоняется от вертикального положения, как показано на рисунках. На основании этих наблюдений можно сделать вывод, что палочка заряжена положительно, так как притягивается к отрицательно заряженному эбониту и отклоняется от положительно заряженного стекла.

26.3. На рисунках показано положение двух незаряженных металлических гильз.

а) Нарисуйте положение гильз после того, как до каждой из них дотронулись стеклянной палочкой, потертой о шелк (рис. а); эбонитовой палочкой, потертой о шерсть (рис. б).
б) Около каждой заряженной гильзы укажите знак заряда, находящегося на ней.

26.4. На рисунке показаны незаряженные электроскопы 1 и 2.

а) Изобразите положение лепестков каждого электроскопа, если до шарика электроскопа 1 дотронуться стеклянной палочкой, потертой о шелк, а до шарика электроскопа 2 – эбонитовой палочкой, потертой о шерсть.
б) Около каждой палочки, шарика и лепестков электроскопа укажите знак заряда, находящегося на них после соприкосновения.

26.5. На рисунке показаны незаряженные электроскопы 1 и 2.

а) Изобразите положение лепестков каждого электроскопа, если к шарику электроскопа 1 поднести, не дотрагиваясь до него, стеклянную палочку, потертую о шелк, а к шарику электроскопа 2 – эбонитовую палочку, потертую о шерсть.
б) Укажите знак заряда, находящегося на палочке, шарике и лепестках электроскопа для каждого случая.
Обоснуйте свой выбор знака зарядов на шарике электроскопа и на его лепестках.
Электроны притягиваются к положительно заряженной палочке и отталкиваются от отрицательно заряженной, перераспределяясь.

Пример 8

К одному из незаряженных электрометров, соединенных про­вод­ни­ком, под­нес­ли отрицатель­но за­ря­жен­ную па­лоч­ку. Как рас­пре­де­лит­ся за­ряд на элект­ро­мет­рах?

Пример 9

В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил?

Установите соответствие между указанными физическими величинами и их возможным изменением: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. Цифры в ответе могут повторяться.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Правильный ответ: 3 2. Процент выполнения 22%

Учащиеся не различают электрические свойства проводников и диэлектриков. Так, с заданием, представленным в примере 10, справились только 37 % тестируемых, тогда как 40% выбрали дистрактор 1, присвоив пластмассовой палочке свойства проводника.

Пример 10

оба электроскопа станут отрицательно заряженными (40%)

электроскоп 1 приобретет положительный заряд (15%)

электроскоп 1 останется незаряженным (37% - правильный ответ)

электроскоп 2 разрядится (8%)

Трудности в понимании электрических явлений связаны с незнанием основ теории электронной проводимости, которые начинают формироваться в 8-м классе: больше половины учащихся не смогли ответить, какие частицы в металлах являются носителями электрического тока (пример 11).

Пример 11

Какими носителями электрического заряда создается электрический ток в металлах?

Очень низкий процент выполнения имеют задания на анализ электрических схем (пример 12). Учащиеся не понимают, как меняются общее сопротивление, электрический ток, потребляемая мощность, если параллельно (или последовательно) включить несколько приборов. К сожалению, уроки физики оказываются далеки от практической жизни.

Пример 12

400 " style="width:299.8pt;border-collapse:collapse">

возможный Характер изменения

увеличится

уменьшится

не изменится

Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных физических величин. Цифры в ответе могут повторяться.

Правильный ответ: 3 2 , дали только 7% тестировавшихся.

в 7-х и 8-х классах

1. Оценка уровня подготовки по физике в 7-х и 8-х классах проводилась на представительной выборке (15315 и 13767 обучающихся соответственно). Достаточный уровень овладения учебным материалом продемонстрировали 88% тестировавшихся семиклассников и 83% восьмиклассников.

2. По теме «Давление твердых тел, жидкостей, газов» большинство основных элементов содержания усвоено семиклассниками на неудовлетворительном уровне (средний процент выполнения заданий меньше 65%).

3. В разделе «Электрические явления» восьмиклассники плохо усвоили материал по электризации тел и закону сохранения зарядов (выполнение заданий 48% и 43% соответственно).

4. Администрации школ и методическим службам округов необходимо обратить особое внимание на изучение «проблемных» тем.

5. Результаты выполнения заданий по темам, которые должны изучаться экспериментально, свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности у учащихся практических умений (возможно, не во всех школах выполняются лабораторные работы , предусмотренные программой).

6. Формирование у учащихся понимания смысла физических величин и физических явлений требует использования в процессе преподавания более широкого арсенала методических приемов

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: