Не оставайтесь должными никому и ничем. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Ключевой стих: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви". (Рим.13:8)

Есть немало причин, которые влияют на наши отношения с людьми, иногда становясь поводом для конфликтов и разногласий. К ним относятся сплетни, обиды, непонимание, а также невыполненные обязательства - долги. (пример - 100$) "Богатый господствует над бедным, и должник [делается] рабом заимодавца". (Прит22,7) В процессе жизни между людьми создаются дружеские отношения, но они легко могут быть разрушены из-за финансовой необязательности кого-то из них. Долг делает самого близкого друга рабом. Верующий брат и сестра могут попасть в настоящую зависимость из-за своего долга, стать жертвой манипуляций, обвинений и угроз. Это касается не только рядовых членов церкви, но любых лидеров и служителей. (пример - причина коррупции зачастую связана с давлением на тех людей, которые что-то должны или чем-то обязаны). Библейским примером может служить история Неемиии, произошедшая во время восстановления Иерусалима. Из-за голода и больших налогов одни верующие стали брать в долг у других, отдавая под залог сначала свои земли и имущество, а потом и свою жизнь. Это и стало причиной рабства среди народа Божьего!

"У нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других". (Неем. 5,5)

1) нарушенные взаимоотношения

По причине того, что кто-то взял на себя долговые обязательства, но не выполняет их, приводит к проблемам в общении. Теряется авторитет должника, утрачивается доверие к нему. Да и где гарантия в верности человека, который ненадежен в финансовой сфере. С должниками бывает трудно поддерживать и духовное общение. Вполне возможно, что каждое обличение и замечание должник будет связывать со своими финансовыми проблемами. "А я знаю почему ты критикуешь меня. Это все из-за долга, который я не могу вернуть".

2) страх

Когда человек знает, что он имеет долг, который не может вернуть, или обязательство, которое не в состоянии выполнить, то он зачастую избегает встреч и открытого разговора. Его преследует страх. Он боится ответственности, критики, а может быть наказания за неотданные долги. И это касается самых разных сфер жизни. В нашей стране много отцов скрывающихся от уплаты алиментов, предпринимателей уклоняющихся от налогов, молодежи, не желающей идти в армию. Всеми ими движет страх.

3) нищета

"Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать". (Втор.15,6) У нас может быть иллюзия, что возможность взять в долг иногда является решением финансовой проблемы. На самом деле долги часто усугубляют ситуацию, ведя к нищете. Согласно Св.Писания и практического опыта долги вряд ли кто назовет благословением.

Представьте себе, что вы сделали большую покупку (например купили стир.машину) и не подумали, на что будете жить оставшееся до зарплаты время. Что делать в такой ситуации? Обычно не задумываясь, люди берут деньги в долг … до следующей зарплаты. Но когда в следующем месяце они получают деньги, от них ничего не остается. Почти все может уйти на уплату долга. И вновь нужно где-то занимать, и так постоянно. Я заметил, что те, кто допускают долги в своей жизни делают это очень часто. Но при этом они несчастны. Такие люди ломают голову, на что купить продукты, где подзаработать, кто еще может дать в долг. У должников наверняка бывают искушения, связанные с десятиной и пожертвованиями. Чем может благословить человек, который сам по уши в долгах? Он лишь вызывает жалость, и не может быть примером преуспевающего христианина.

"Не оставайтесь должными никому " (Рим. 13,8)

Долг пред отдельными людьми

Неумелое или неправильное управление финансами ведет к долгам. Когда нет планирования заработанных денег, когда желания превышают возможности, всегда приходит искушение взять в долг. Но это не решает проблемы. Чтобы не оказаться под бременем долгов и не испортить отношения с близкими людьми, важно разобраться в причинах нехватки финансов. Возможно, кому-то из нас нужно начать тратить деньги только на самые необходимые нужды, а кому-то стоит научиться вести семейный бюджет.

Долг пред государством

"Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь". (Рим.13:7)

В некоторых странах, в том числе и в России многие люди (до 50%) уклоняются от налогов, считая их необязательными или не столь важными. Порой можно услышать высказывания о том, что "воровать у государства не грешно". Но это не соответствует христианской морали, потому что сам Иисус сказал "отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье" (Мтф.22,21)

Налоги и сборы, которые мы платим, идут на такие гос.службы, как милицию, пожарную охрану, здравоохранение и образование. Те, кто уклоняются от налогов, обрекают на нищету многие социальные службы: помощь инвалидам, престарелым и детям-сиротам.

Долг пред Богом

Наверное, тот долг, который должен быть возмещен в первую очередь - это наш долг пред Богом. К нему относится десятая часть всех наших доходов. "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня". (Мал.3,10) Очень важно для любого верующего человека быть верным в финансовых даяниях. Согласно Слова мы не можем задерживать отдачу десятины, сокращать ее или использовать по своему усмотрению.

Чтобы долги и отношения с должниками не стали бременем

  1. пусть ваши потребности согласуются с финансовыми возможностями (1 Тим.6,6)
  2. планируйте семейный бюджет, распределяя деньги по необходимым статьям (кварт.плата, проезд, продукты питания, имущество …) (Лук.14,28-29)
  3. в стесненных финансовых ситуациях доверяйте Богу, а не человеческому расчету.
  4. не берите в долг, если не знаете, каким образом будете отдавать.
  5. не давайте деньги близким или знакомым с целью извлечения прибыли (Пс.14,5)
  6. не давайте в долг верующим без согласования с кем-то из служителей. (Деян.4,34-35)
  7. одалживайте такую сумму, за которую вы не будете переживать. (Лук.6,35)
  8. если вам не возвращают долг, будьте готовы простить его (Втор.15,2)

Бог не запрещает нам брать в долг и не считает это грехом, но Он предупреждает, что долги могут привести нас к рабству. Долг платежом красен - гласит пословица, а это значит, что брать взаймы нужно очень осмотрительно. Если мы не знаем чем и когда будем расплачиваться за ссуду или кредит, то возможно и не стоит рассчитывать на эти средства. Важно помнить, что жизнь без долгов - это путь к свободе, процветанию и добродетельному служению.

Павел только что вел речь об уплате налогов (ст. 6-7), и увещевание не оставаться должными никому ничем продолжает тему финансовых обязательств христианина.

Эту фразу иногда толкуют в том смысле, что христианин никогда и ничего не может брать в долг. Но ни Ветхий, ни Новый Завет не содержат категорического запрета одалживать или брать взаймы.

Закон Моисея требовал: "Если даешь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста" (Исх. 22:25; ср. Пс. 14:5). Из этого стиха следует, что позволялось брать в долг, поскольку позволялось давать в долг. Моральная проблема заключалась в отношении процента, взимаемого с бедных. Еще яснее об установлении процентов сказано в книге Левит: "Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою" (Лев. 25:35-36, Неем. 5:7; Иез. 22:12).

Бог также предостерег Свой народ от отказа дать ссуду соотечественнику из-за того, что близок седьмой год, в который прощаются все долги (см. Втор. 15:7-9). Господь пообещал бескорыстному и щедрому кредитору, что "за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками" (ст. 10). Он заявил, что "праведник милует и дает... Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословении будет" (Пс. 36:21, 26), и что "благотворящий бедному дает взаймы Господу: и Он воздаст ему за благодеяние его" (Прит. 19:17). Независимо от того, вернет должник деньги милостивому кредитору или нет, ему непременно возместит все Господь.

Из процитированных и из многих других стихов становится ясно, что давать в долг, а следовательно и брать в долг, было обычным делом в древнем Израиле. Закон тщательно регулировал вопрос о заимодавстве, запрещая взимать проценты с сильно нуждавшихся, но не запрещая давать деньги под справедливый и разумный процент.

В Нагорной проповеди Иисус косвенно одобрил практику одалживания и повелел потенциальным заимодавцам: "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Матф. 5:42). Развивая высказанную выше мысль о Божественном благословении для тех, кто дает милостиво и щедро, Иисус сказал: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего" (Лук. 6:35). Снова нам обещано, что когда даем с искренней сердечностью тем, кто нуждается, Сам Господь Божественно вознаградит нас.

Итак и в Ветхом, и в Новом Завете взятие в долг допускается для тех, кто испытывает серьезную нужду и не обладает другими ресурсами, и оба завета требуют от верующих, имеющих возможность дать взаймы нуждающимся братьям, делать это, не стремясь к выгоде.

В области предпринимательства Иисус одобрил одалживание денег с целью их вложения в дело. В притче о талантах (см. Матф. 25:14-30) хозяин очень хвалил двух слуг, мудро вложивших его деньги, но строго упрекал неверного раба, который просто закопал порученные ему деньги: "Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью" (ст. 27).

Многие виды бизнеса не смогли бы существовать без займа денег для инвестиций в строительство, оборудование или сырье. Многие фермеры не смогли бы вырастить новый урожай, не заняв денег для покупки семян и удобрений. Многие семьи никогда бы не смогли купить жилье, не взяв заем.

Когда действительно необходимо брать деньги в долг, их следует возвращать, как условлено с кредитором - вовремя и полностью. Св. Писание нигде не оправдывает взятие денег в долг для покупки ненужных вещей, в особенности предметов роскоши, которые они не могут себе позволить. Всем необходимо возвратить свои долги вовремя и полностью. Эти финансовые принципы составляют сущность увещевания Павла - "не оставайтесь должными никому ничем".

Затем апостол высказывает, на первый взгляд, противоположное утверждение, заявляя, что все христиане имеют одну постоянную задолженность. Абсолютно независимо от финансового положения и обстоятельств все верующие имеют постоянную обязанность - взаимную любовь. Этот долг мы должны выплачивать постоянно, но никогда не сможем выплатить полностью. Ориген, один из отцов раннехристианской церкви, сказал: "Долг любви остается с нами всегда и никогда не покидает нас. Это долг, который мы должны выплачивать ежедневно и всегда". И благодаря милостивому предусмотрению нашего Господа мы всегда будем обладать возможностью выплачивать этот долг, и чем больше мы его выплачиваем, тем более желанной и радостной становится плата.

Наша взаимная любовь затрагивает прежде всего наших братьев верующих, наших сестер и братьев в Христе. "Заповедь новую даю вам, - сказал Иисус, - да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13:34-35). Служить другим христианам значит служить Христу. "Ибо алкал Я, и вы дали мне есть, - сказал Он, - жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25:35-36, 40). Служба святым не только являет нашу любовь к ним, но и нашу любовь к Богу (Евр.6:10).

Тема 1-го Послания Иоанна - любовь. Он говорит нам, что тот, "кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна" (1 Иоан. 2:10). Он напоминает нам, что Бог заповедал, "чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам" (3:23). Он наставляет нас: "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (4:7), и "мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (4:21).

Павел тоже может много сказать о любящих христианских братьях. В послании в Колоссы он писал: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:12-14). Он советовал коринфским верующим, которые часто действовали раскольнически и по-мирски, достигать любви (см. 1 Кор. 14:1), и советовал Тимофею поощрять благочестивых женщин пребывать в вере, любви и святости (см. 1 Тим. 2:15). Он молился о том, чтобы любовь филиппийских верующих "еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве" (Фил. 1:9).

Апостол Петр, который познал, насколько трудно любить так, как хочет Господь (например, Иоан. 21:15-22, Деян. 10), писал: "Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22).

Но никому ничем относится также и к неверующим, ко всем неверующим, а не только к тем, кто симпатичен, и с кем установились дружеские взаимоотношения. Наш Господь говорит нам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф. 5:44). Как мы видели в предыдущей главе Послания к Римлянам, Павел заповедает: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте" (12:14), и "если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его" (ст. 20). В послании галатийским церквям он напутствует: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10).

Праведная любовь настолько важна, что "любящий другого - исполнил закон". Это истина, которую Павел повторяет в ст. 10, и мы ее обсудим подробно при изучении этого стиха.

Ясно, что праведная, благочестивая любовь - это намного больше, чем просто эмоции. Как видно из только что процитированного текста из Послания к Галатам, любовь начинается с искреннего сострадания, доброты, смирения, мягкости и терпения. Но она также всегда находит возможность "делать добро" тем, кого мы любим, заслуживают они того или нет. Поскольку расстояние и другие обстоятельства неподвластны нам, иногда единственное доброе дело, которое мы можем совершить - это молиться о них или простить их. Конечно, молиться и простить - это наилучшее из того, что можно совершить для человека, особенно если мы молимся о спасении, а наше прощение может побудить человека искать Божьего прощения. Но как уже отмечено выше, "доколе есть время" мы должны проявить нашу любовь непосредственно и практически. Благочестивая любовь включает служение для удовлетворения физических и финансовых нужд других людей: и верующих и неверующих. Эта истина лежит в основе притчи Иисуса о добром самарянине (см. Лук. 10:25-37).

Существует множество других способов проявить благочестивую любовь. Наивысший - учить Божьей истине и жить в соответствии с ней. Самое важное, что можно передать неверующим, - это Благая весть о спасении. Верующие учатся Божьей истине, верно живя "в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией" (2 Кор. 6:6-7). Даже когда мы считаем нужным предупредить или упрекнуть других, мы должны говорить истину с любовью (см. Ефес. 4:15).

Благочестивая любовь никогда не использует свою свободу "поводом к угождению плоти" (Гал. 5:13) и никогда не сорадуется лжи или неправде (1 Кор. 13:6). Любовь отказывается совершать что-либо даже негреховное само по себе, если это может оскорбить верующего или послужить к моральному или духовному преткновению (см. Рим. 14:21). "Более же всего, - напоминает нам Ап. Петр, - ищите усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Пет. 4:8).

Благочестивая любовь прощает. Мы должны быть "друг ко другу добры, сострадательны", прощать друг друга, "как и Бог во Христе простил [нас]" (Ефес. 4:32). За обещанием Господа, что "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный", следует предупреждение: "А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф. 6:14-15; ср. Лук. 6:36-37).

Для благочестивой любви характерны смиренномудрие, кротость, долготерпение и снисхождение друг ко другу (см. Ефес. 4:2). В прекрасном обращении к коринфской церкви, которой не была свойственна любовь, Павел сказал: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13:4-8).

Наивысший критерий благочестивой любви - ее готовность пожертвовать своими собственными нуждами и благосостоянием ради нужд и благосостояния других людей и даже пожертвовать жизнью, если это необходимо. "Нет больше той любви, - сказал Иисус, - как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:13). Наивысший пример такой любви явил Сам Иисус, Который "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:6-8). Мы должны подражать "Богу, как чада возлюбленные", и жить в "любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Ефес. 5:1-2). Как напоминает нам Ап. Иоанн: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан. 3:16).

Но спросим себя, сможем ли мы любить столь праведно и самоотверженно? Во-первых, мы должны помнить, что наш милостивый небесный Отец дает Своим детям все необходимое, что выполнять Его заповеди и следовать Его примеру. Нам Богом дана возможность заплатить наш великий долг любви, "потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5). Божья любовь - неистощимый родник, из которого мы можем черпать сверхъестественную любовь, которой Он заповедал нам жить. Павел молился о ефесянах:

"Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться с нею полнотою Божиею" (Ефес. 3:17-19).

Чтобы любить, как заповедал Бог, христиане должны подчиниться Св. Духу. Делая это, мы должны отказаться от всякой ненависти, враждебности, злобы, мести и гордыни, которые разделяют нас с теми, кого мы призваны любить. "О братолюбии же нет нужды писать вам, - говорит Павел, - ибо вы сами научены Богом любить друг друга" (1 Фес. 4:9). Сам Бог учит нас любить через Своего Духа Святого! И поскольку Сам Бог есть любовь (см. 1 Иоан. 4:16), неудивительно, что первый плод духа - любовь (Гал. 5:22).

Любовь, которую заповедал нам Бог, должна быть чистой и искренней, поскольку любовь не может соседствовать с лицемерием. Поэтому Петр увещевает: "Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22). Ниже в этом же послании апостол призывает к любви безотлагательно: "Близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов" (4:7-8).

Благочестивая любовь - дело выбора, и лишь искренняя любовь угодна Богу и может укрепить силой и объединить Его народ. "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:14). Наша благочестивая любовь побуждает к любви других верующих. Поэтому в Послании к Евреям сказано: "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам" (Евр. 10:24). Самая лучшая возможность пробудить любовь в других - "не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но... увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (ст. 28). "Если есть какое утешение во Христе, - говорил Павел филиппийцам, - если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Фил. 2:1-2).

И замечательно, что по бесконечной благодати нашего Господа праведная любовь - взаимная любовь. Мы знаем, что можем любить Бога лишь потому, что "Он прежде воз любил нас" (1 Иоан. 4:19). Несмотря на это Господь обещает: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... И Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:21-23).

Выражение любви

Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла (13:9-10а)

Провозгласив, что любовь исполняет закон (ст. 8б), апостол иллюстрирует эту мысль, называя шесть конкретных законов из Ветхого Завета. Первые пять из Десяти Заповедей в другом порядке представлены в Исх. 20:13-17 и Втор. 5:17-21. Шестой закон - из Лев. 19:18.

Благочестивая любовь не прелюбодействует, поскольку в таком греховном осквернении человека проявляется неуважение к чистоте другого. Любовь высоко ценит достоинство других и не может совершить ничего такого, что могло бы осквернить морально. Как и другие проявления половой распущенности, прелюбодеяние - результат грязного греховного вожделения, а не чистой любви.

То же самое относится и к человеку, совершившему убийство или кражу. Любовь не лишает других жизни или имущества.

Поскольку жажду чужого можно распознать не всегда, Господь - единственный. Кто всегда знает об этом грехе. Но опять же, если мы любим, то не будем желать чужого, поскольку любовь не имеет ничего общего с неправдой (см. 1 Кор. 13:6).

Иисус объяснил, что все грехи возникают в сердце независимо от того, имеет ли это внешнее проявление: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Матф. 15:19). В Нагорной проповеди Он предостерег: "Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону" (Матф. 5:21-22), и "вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (ст. 27-28).

Любящий Божьей любовью христианин не нарушит ни эти, ни какие-либо другие заповеди, включая и две другие из Десяти Заповедей, которые определяют наше отношение к другим людям, а именно заповеди о почитании отца и матери и о лжесвидетельстве (см. Исх. 20:12,16). Все Божьи законы, касающиеся человеческих взаимоотношений, заключаются в сем слове: "Люби ближнего твоего, как самого себя".

Если мы действительно будем любить других, как самих себя, мы не будем испытывать желание нанести им какой-то вред. Этот цитируемый Павлом закон записан в Лев. 19:18, и Иисус провозгласил его вторым по важности вслед за Наибольшей заповедью: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Матф. 22:37-39), так записано во Втор. 6:5.

Апостол не говорит здесь о Первой и Наибольшей заповеди и о других заповедях, прямо связанных с Богом, поскольку он говорит о наших взаимоотношениях с другими людьми, которых апостол называет нашими ближними. И как отмечено выше, Иисус объяснил, что ближние - это все, с кем мы общаемся, особенно те, кто испытывает нужду (Лук. 10:25-37).

Заповедь "возлюби ближнего твоего, как самого себя", не служит поддержкой, как некоторые толкуют сегодня, популярной, но абсолютно небиблейской точке зрения о том, что мы должны обладать высокой психологической самооценкой. Это, скорее, означает, что как падшие люди мы и так уже высокого мнения о себе и должны, по Божьей благодати, думать также и о других. В другом месте Павел наставляет нас, что мы должны заботиться о других больше, нежели о себе. "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, - говорит он, - но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Фил. 2:3-4).

Если верующие так самоотверженно заботятся о благосостоянии других, то несомненно делают это из искренней и благочестивой любви, не делающей ближнему зла, то есть не делающей плохого никому.

Смысл сказанного Павлом заключается в том, что христианин, который позволяет Божьей любви управлять своей жизнью, Божественно защищен от греха и расположен к праведности. Любящий христианин повинуется Божьему закону не потому, что боится последствий ослушания, но потому что он любит Бога и стремится угодить Ему, любя других.

Страх - естественная причина отвращения от греха, поскольку Библия бесчисленное количество раз предупреждает о грехе и его последствиях. Независимо от мотивов греховного поведения всегда лучше не совершать греха, чем грешить. Но страх - не главная причина отвращения от греха, особенно для христианина. Даже неверующие воздерживаются от многих явно неправильных поступков, поскольку боятся, что их задержат и накажут.

Многие номинальные христиане ведут внешне моральную жизнь в надежде угодить Богу и своим хорошим поведением завоевать Его расположение. Но как сказал во времена Исайи Господь о древнем Израиле: "Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих" (Ис. 29:13).

Божье Слово изобилует обещаниями благословений и наград для Его верных детей, хотя они не всегда совершаются именно так, как мы хотели бы, и не всегда приятны плоти. Но даже милостивая и чудесная перспектива Его небесного благословения - не самый высокий и чистый повод для верующего повиноваться Господу. Благочестивые христиане отвергают зло и творят добро, поскольку это единственное, к чему побуждает их пребывающая в них любовь к пребывающему в них Господу. Желания Бога станут нашими желаниями. Как заметил кто-то, если мы любим Бога и других людей всем сердцем своим, мы можем поступать так, как нам хочется, поскольку мы будем хотеть лишь того, что угодно Богу и полезно другим людям.

Предназначение любви

итак любовь есть исполнение закона (13:10б)

Вопреки тому, что многие думают, жизнь по любви и жизнь по закону не исключают друг друга. В действительности они неразрывно связаны. Божий закон невозможно исполнить без любви, поскольку любовь и только любовь, как уже объяснил Павел (ст. 8б), есть исполнение закона.

В начале Своего служения Иисус провозгласил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Матф. 5:17-19).

Позже в Нагорной проповеди Он высказал то, что обычно называют золотым правилом: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матф. 7:12). Иаков говорит о любви к ближнему как к себе самому, как об исполнении закона царского по Писанию (см. Иак. 2:8). Любовь выполняет золотое правило Господа и царский закон Господа.

Я приведу прекрасную аналогию из музыки, помогающую понять величие и полноту любви. В музыке всего семь основных нот; чтобы выучить их, многим детям нужен час или даже меньше. Но такие великие композиторы, как Гендель или Бетховен, не смогли истощить эти ноты и их вариации за всю свою жизнь. Такова и Божья любовь. Она использует основные и иногда кажущиеся незначительными события и явления, чтобы породить великие. Любовь управляет характером и рассудком. Она стремится преодолеть недостатки и развить достоинства. Под руководством Св. Духа и благодаря Его силе она преобразует все больше искупленных мужчин и женщин по образу и подобию Иисуса Христа. Не существует человеческих вершин, до которых любовь не может поднять человека. По сути, ничего нельзя сделать без любви, поскольку в любви - сущность человека.

Несколько лет назад появилась такая перефразировка 1 Кор. 13:

"Если я в совершенстве знаю язык и говорю, как все живущие здесь, и не имею к ним Божьей любви, я - ничто. Если я имею дипломы, степени, знаю все новейшие методы, но не имею прикосновения Его понимающей любви, я - ничто. Если я могу с успехом выступать против человеческих религий и высмеивать их, но не имею Его заботы, я - ничто. Если я имею всю веру, великие идеалы и великолепные планы, но не имею Его любви, которая страдает, кровоточит, плачет и молится, я - ничто. Если я отдаю людям одежду и деньги, но не имею Его любви к ним, я - ничто.

Если я отказываюсь от своих планов, оставляю дом и друзей, совершая жертвенное миссионерское служение, но становлюсь хмурым и эгоистичным среди ежедневных трудностей и огорчений миссионерской жизни, не имею любви, которая уступает свои права, удовольствия, любимые планы, я - ничто. Из меня перестала исходить добродетель. Если я могу излечить все болезни, но я раню сердца и задеваю чувства из-за недостатка во мне Его любви, я - ничто. Если я умею писать статьи и издавать книги, которые получают восторженный прием, но не в состоянии истолковать Слово о Кресте на языке Его любви, я - ничто". (Неизвестный автор)

. Всякая душа да будет покорна высшим властям;

Предложив слушателям достаточно наставлений касательно нравственности и научив их быть благосклонными даже ко врагам, предлагает и настоящее увещание, научая всякую душу, хотя бы кто был священник, хотя бы монах, хотя бы апостол, подчиняться начальникам; ибо подчинение это не подрывает благочестия. А предлагает это увещание апостол с целью – показать, что Евангелие учит не измене или неповиновению начальству, но благородному образу мыслей и повиновению.

ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? – Не то говорю я, – отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но «нет власти не от Бога» . Поэтому, говорю, рассуждает о самом предмете, о начальстве. Подобно сему, когда премудрый говорит: «разумная жена – от Господа» (), высказывает не то, что соединяет каждого, вступающего в брак, но то, что брак установлен Богом. Итак, все власти, какие бы ни взял в рассмотрение, отца ли над сыном, мужа ли над женой, все ли прочие, даже те, которые существуют между животными, например, между пчелами, журавлями, рыбами, – все установлены Богом.

. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Дабы верующие не могли сказать: ты унижаешь нас, подчиняя начальникам тех, которые имеют получить Небесное Царство, показывает, что повинующийся начальствам повинуется Богу, или, что гораздо страшнее, неповинующийся начальствам противится Богу, установившему начальства, а противящийся будет наказан и Богом и людьми. Последнее внушил, сказав: «противящиеся сами навлекут на себя осуждение» .

. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее.

Чего боишься и ужасаешься? Разве начальник бранит тебя, если делаешь добро? Разве он страшен для тебя, если ревнуешь о добродетели? Напротив, если ты делаешь добро, то начальник поставлен хвалить тебя. Он столь далек от того, чтобы наводить на тебя страх, что даже хвалит тебя.

. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Он, говорит, содействует воле Божией. Например: советует тебе быть целомудренным: и начальник предписывает тоже законами. Бог увещевает тебя не быть любостяжательным и вором: и начальник поставлен судьей над тем же. Следовательно, он нам поспешник в добрых делах, если предаемся ему.

Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч:

Значит, не начальник производит в нас страх, но пороки наши, по причине которых и меч начальника, то есть власть наказывать. Начальник, говорит, не напрасно опоясывается мечом, но для того, чтобы наказывать порочных.

он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Когда начальник хвалит добродетель, исполняет волю Божию; и когда употребляет в дело меч, есть слуга Божий, защищающий добродетель и прогоняющий порок. Многие делают добро не столько из-за страха Божия, сколько по боязни начальников. Посему, когда начальник защищает добродетель и наказывает порок, то он – Божий слуга.

. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Тебе необходимо, говорит, повиноваться не потому только, чтобы не испытать гнева и Божия, и начальнического, как непокорному, и не подвергнуться несносному наказанию, но и потому, чтобы не оказаться бессовестным и неблагодарным к благодетелю. Великие благодеяния доставляют начальства государствам. Ими поддерживается благосостояние наше, а если бы не было их, давно уже все ниспроверглось бы от того, что сильнейшие поглотили бы слабейших. Итак, собственная совесть твоя, говорит, пусть убедит тебя почитать тех, которые доставляют тебе столько благ.

. Для сего вы и подати платите,

Ты говорит, сам свидетельствуешь, что начальник благодетельствует тебе, потому, что даешь ему вознаграждение, очевидно, как промышляющему о тебе. Мы не стали бы платить подати изначала, если бы не знали, что получаем пользу от начальства, проходящие которое неутомимо бодрствуют вместо нас, а мы свободны от хлопот по сему.

ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

Поэтому и Богу угодно, чтобы мы платили служителям Его подати. хочет, чтобы в гражданском обществе было мирно, жили добродетельно и поражался порок; а в этом-то и служат начальники воле Божией, ревностно заботясь об общем спокойствии, прилагая неутомимое попечение о том, чтобы мы проводили жизнь в мире и тишине. Если иной употребляет начальствование во зло, то это ничего не говорит против пользы самого начальства.

. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Благодарность к начальникам есть, говорит, неизбежный долг твой. Отдавай же должное всякому, кому вручены различные начальствования: кому следует подать, то есть подать поголовная, тому отдавай подать, а кому оброк, то есть взнос за землю, тому отдавай оброк. Но не одни только деньги давайте. Воздавайте и страх, то есть почтение, благоговение и отменную почесть. Поэтому присовокупляет: «кому честь, честь» . Страх бывает двух родов. Один страх тот, которым боятся преступники, – страх, происходящий от худой совести: этот страх еще прежде отверг апостол. Другой же страх тот, который имеют любящие к любимому, то есть высшая степень почтения, как сказано: «нет скудости у боящихся Его» () и: «страх Господень чист, пребывает вовек» (). Здесь разумеется благоговение.

. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви.

Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг – любить ближнего.

ибо любящий другого исполнил закон.

. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

Кто любит ближнего, тот исполняет закон. Поэтому каждый должен любить ближнего своего потому, что получает от него и от любви к нему столько благодеяний, что исполняет весь закон. Не сказал: дополняется, но «заключается» , то есть в этой заповеди сокращенно заключается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Далее, закон требует любви в высшей степени. "Люби" – говорит, – «ближнего, как самого себя» , а Господь наш требует большего, внушив, чтобы мы любили ближнего более, нежели себя; ибо научает полагать за друга душу ().

. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Показывает, что любовь имеет то и другое совершенство. Когда говорит, что «любовь не делает ближнему зла» , обозначает, что она есть воздержание от зла, а словами «любовь есть исполнение закона» указывает, что она есть делание добра. Итак, любовь совершает в нас добродетель, указываемую законом, во всей ее полноте.

. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна.

Вы должны, говорит, весьма высоко ценить любовь, а чрез нее – все прочие добродетели. Таково уже время. Близок день воскресения, близок суд, и нам должно пробудиться от сна нерадения и быть готовыми к делам, достойным воскресения.

Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

Вероятно, они в начале, по обращении своем, были ревностнейшими, а потом, с течением времени, охладели. Поэтому говорит: теперь мы ближе к будущему веку; ибо его разумеет под «спасением» , назвав его так с лучшей его стороны, потому что для грешников он не спасение, но погибель. Приближаясь же к будущей жизни, мы должны усилить свое внимание. Это и показывает далее.

Ночь прошла (προέκοψεν ), а день приблизился:

То есть ночь скоро кончится. Например: положим, что ночь состоит из двенадцати часов. Когда пройдет десять часов, то говорим, что ночь кончается (προέκοψεν ), вместо: прошла, близка к концу. Ночью называет настоящий век, потому что в нем многие находятся во тьме и житие каждого покрыто тьмой; а днем именует век будущий, как по причине светлости праведных, так и потому, что тогда откроются тайны всех. В Евангелии же днем называется настоящий век потому, что во время его должно делать, а ночью именуется будущий век потому, что тогда никто не может делать ().

итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

Делами назвал греховные действия, как нечто трудное, сопряженное с великими неудобствами, подверженное тысячам опасностей даже в нынешнем веке; а оружием света наименовал действия добродетельные: ибо они поставляют имеющего их, как оружие в безопасности, и делают светлым как оружие света. Словами «отвергнем» и «облечемся» показал удобство того и другого, то есть и удаления от злых дел и обращения к добродетели. Как не трудно отложить одежду и облечься в другую, так возможно удалиться от порока и воспринять добродетель.

. Как днем, будем вести себя благочинно,

Выше сказал: «день приблизился» , а теперь показывает, что он уже наступает, и учит вести себя в нем благочинно. Благочинством привлекает тех, которые много уважали славу народную; и не сказал: ведите себя, – но «будем вести себя» , делая свое увещание сносным. Ибо ничто так не безобразно, как грех, и ничто так не доставляет благообразия, как добродетель.

не предаваясь ни пированиям и пьянству,

Не пить запрещает, но пить без меры; не употребление вина, но пьянство. «Пированием» называется (состояние) в пьяном виде, соединенное с обидами, что называется также бесчинием в пьяном состоянии.

ни сладострастию и распутству,

Сказав прежде о пьянстве, теперь говорит о происходящем от него зле; ибо распутство происходит от пьянства, и здесь отсекает не сообщение с женщинами, но блуд.

ни ссорам и зависти.

Угасив зло, рождающееся от похоти, подавляет теперь и то зло, которое происходит от гнева. Ибо ничто так не возжигает похоть и не воспламеняет гнев, как пьянство и бесчиние в пьяном состоянии. От зависти происходит рвение или ссора, потому что завидующий другому доходит и до ссор. Посему-то, отъяв ссору, восходит и к началу ее – зависти. Упоминает же о ссоре и зависти вместе с распутством потому, что от последнего происходят брани и превращения домов.

. но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа,

Совлекши с нас одежду греховную, украшает наконец нас, облекая нас уже не в оружия света, но, что более может ужасать, делая одеянием нашим Самого Владыку. Кто облечен в эту одежду, тот имеет всякую добродетель.

и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Не запрещает попечения о теле, но "похоти" . Заботься, говорит, о теле для здоровья, а не для непотребства. Ибо то было бы не попечение, когда бы ты возжег пламень и распалил печь во вред себе. Старайся только о том, чтобы иметь тело здоровое, а что сверх того, о том не заботься, и не возжигай похоти тела, но все тщание обрати к духовному.

Наверно, с каждым случалось: спросят, за кого ты голосовал на выборах, и смотрят потом пристально в глаза – за власть ты или против? Но дело в том, что голосуем мы за или против того или иного кандидата. Это никак не должно влиять на наше отношение к власти как явлению.

Во всём виноват переводчик?

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, – учит апостол Пётр, – для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым». А это из апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

На днях мне заявили, что святой Павел не мог такого сказать – наверное, это ему приписал переводчик. Подобным образом можно усомниться в любом фрагменте Библии, сделав её объектом своего произвола. Поэтому давайте лучше попытаемся понять апостолов. «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых, – говорил апостол Павел. – Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Но ведь именно мечом его и убили, как римского гражданина. При этом он заранее знал, что его ждёт, но не стал избегать смерти, не изменил и своего отношения к власти. Попытаемся это осмыслить. У нас часто обвиняют Церковь, что она служит власти, чтобы получить какие-то блага. Но триста лет по смерти Спасителя христиан убивали самыми зверскими способами, а они продолжали повиноваться не за страх, а за совесть. Каждое слово, сказанное на эту тему апостолом Павлом, оплачено его кровью, а не деньгами и не страхом, ведь святой мог в любой момент покинуть Римскую империю. Но он остался её гражданином. Христиане знали, что нарушают закон, и принимали смерть без проклятий. Нарушали один-единственный закон, потому что выше его – благодать и спасение души, потому что все установления земные ничто перед Богом. Но во всём, что не касается веры, – «воздадите кесарево кесареви».

Пьетро делла Веккиа «Динарий кесаря (изображение с сайта eaculture.ru)

Слово о власти апостола Павла заканчивается так: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». То есть власти повинуйтесь, а служите любви.

Христиане давали империи лучших воинов, строителей, мыслителей, потому что всё, за что брались, делали на совесть. И когда доказали, что они лучшие, император Константин задумался: «Что же мы творим, отталкивая лучших?» Что-то похожее случилось и на Руси. Только на них власти можно было опереться по-настоящему. Поэтому не переводчики исказили святого Павла, а современные «борцы с режимом» решили «поправить» уже и Священное Писание.

Пусть безбожники и маловеры надеются, что жизнь изменится к лучшему, если сменить очередное шило на очередное мыло, верующий же человек пусть старается делать что должно.

Всегда ли подчиняться?

Понятно, однако, насколько вопрос этот больной, какую массу сомнений он поднимает. Нет такого правила, которому нужно следовать бездумно. Вспомним Смутное время, когда Патриарх Иов отказался признать самозванца Лжедмитрия сыном Ивана Грозного. Дело тут было ещё и в том, что Собор предал авантюриста анафеме, ещё когда тот вступил в пределы Московского царства. Было ясно, что это враг, ополчившийся на законную власть, и даже когда он победил, для Церкви это мало что изменило.

П. И. Геллер. «Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV» (изображение с сайта rop.ru)

То есть подтверждение законности власти происходит далеко не столь автоматически, как казалось архиепископу Минскому Варлааму (Шишацкому), в 1812 году присягнувшему Наполеону. Он увлёк за собой две трети белорусского духовенства. Закончилось это тем, что Варлаам вновь стал простым монахом и через несколько лет ослеп от слёз. Остальному духовенству велено было шесть воскресных дней при народе полагать в знак покаяния по 50 земных поклонов.

В то же время и Патриарх Тихон, и Церковь признала законной власть большевиков-богоборцев, несмотря на то, что они взяли её силой и Самозванец на их фоне выглядел православным патриотом и радетелем об Отечестве. Многие православные так и не смирились, но святой Тихон твёрдо понимал две вещи.

Первая. Народ, который позволил в феврале 1917-го свергнуть законную власть, утратил всякое понятие, где лево, где право, рухнули все опоры, на которых держалась Русь, погибли все институты законности и порядка. Невозможно было рассчитывать на новое ополчение Минина и Пожарского – лишь немногие готовы были биться за Святую Русь, да и среди них людей серьёзных, умных было немного. Остальные воевали каждый за своё. Безверие пожирало всё, как ржа.

Вторая вещь, которую знал святой Патриарх Тихон: необходима хоть какая-то власть, которая физически защитит народ от уничтожения или порабощения. Было ясно, что стране предстоят войны не с теми, так с другими. И здесь вот что важно – разница между внешним и внутренним врагом, узурпировавшим власть. Внутренний, так или иначе, вынужден заботиться о стране, чтобы строились заводы, умножалось население, сохранялись моральные нормы и воинские качества. У внешней власти идея одна – грабить, и если русский народ исчезнет, горевать не станет, найдёт, кого завезти на наше место. Это враг смертельный, который властью от Бога не станет никогда.

Три требования

– Тебе нравятся эти царские кровопийцы, презревшие нужды народа? – можно было услышать до революции.

– Тебе нравятся безбожники-большевики? – можно было услышать во времена СССР. – Они тоже Божьи слуги, данные нам на добро?

– Тебе нравится этот предатель России, ограбивший народ? – можно было услышать в девяностые годы.

При этом забывается, что, свергнув Царя, мы погубили десятки миллионов человек. «Это он во всём виноват, – отвечают на это, – слабый был человек». Он не был слабым. Но допустим, что так. Значит, сильным нужно было стать ещё сильнее, прийти Царю на помощь, подставить плечо. Теперь о большевиках. Про безбожников и злодеев очень убедительно звучало до 1941 года. А потом сам генерал Деникин высказывал желание стать рядовым Красной Армии.

Постепенно власть умягчалась, в 88-м году примирилась с Церковью. Тут-то её и разрушили, и снова миллионы жертв, притом ГУЛАГа не было, но нашли другие способы. В начале нового века, однако, и эта власть начала меняться, хотя и была очень слаба. Господь неустанно пытается власть вразумить, и люди, преодолев первую растерянность, что-то делают к лучшему.

Три главных требования к власти:

– Самодержавность, то есть независимость. Она не должна быть марионеточной, превращая свой народ и богатства страны в корм для других народов и других стран.

– Забота об умножении сил, богатств и способности защитить себя. Сбережение народа. Какая бы власть у нас ни была, мы всё равно останемся недовольны. Поэтому довольно того, чтобы она хотя бы пытается что-то сделать в этом направлении.

– Не покушаться на нашу веру. То есть свободу. Речь не о гонениях, которые были во времена Римской империи и в жесточайшей форме протекали в СССР. Власть не должна покушаться на суть нашей веры, духовные святыни народа.

«Бойтесь своих желаний»

Существует вековая мечта, требование, чтобы власть подчинялась народу, исполняя его желания. Есть, однако, такая поговорка: «Бойтесь своих желаний – они могут сбыться».

У писателя-фантаста Кира Булычёва есть рассказ на эту тему – «Поступили в продажу золотые рыбки», где небольшой городок получил возможность осуществить свои мечты. Последствия представить легко, но я остановлюсь на сцене, предшествующей финалу, когда выясняется, что народ у нас очень сердобольный. Нашлось немало тех, кто решил потратить одно из трёх желаний на то, чтобы помочь инвалиду Эрику, потерявшему руку и повредившему ногу, спасая старушку на пожаре:

«Все обернулись в сторону города и оцепенели от ужаса. Ибо зрелище, представшее глазам, было необычайно и трагично. К берегу бежал человек о десяти ногах, о множестве рук, и он махал этими руками одновременно. И когда человек подбежал ближе, его узнали.

– Эрик! – сказал кто-то».

Теперь вообразите, что свои желания решил реализовать целый народ, убеждённый, что власть его не слышит и это нужно немедленно исправить. Так как реальные золотые рыбки могут лишь бездумно глядеть на нас из аквариумов, реализовать наши надежды обещают лишь:

– Идеалисты. Именно они убили царя Александра Второго и непрестанными стенаниями разрушили историческую Россию.

– Грантополучатели. Поскольку их зарплата не зависит от состояния экономики – деньги они получают, как правило, из-за рубежа – проблемы в стране не только не ухудшают их положения, но, наоборот, делают востребованнее и состоятельнее.

– Жулики. Для них гибель страны открывает колоссальные возможности, когда закон не работает, народ растерян – это их звёздный час.

– Властолюбцы. Наиболее крикливая и наглая публика. Для них это то счастливое время, когда они могут взлететь из грязи в князи.

Я хочу сказать, что власти, способной оперативно откликаться на пожелания всего народа, не существует и никогда не существовало в природе. Есть просто власть, которая практически никогда не бывает хороша. Та же Америка своим процветанием обязана не власти, а тому, что двести с лишним лет живёт, избегая революций.

«Зачем там революции, там же демократия?» – возразят мне.

Но почти все цветные революции произошли в странах, где тоже имелась демократия, да и дореволюционная Россия была к 1917 году весьма далека от авторитаризма, а в последние годы перед разрушением СССР мы были свободнее, чем когда-либо впоследствии.

Нет, христианский путь вовсе не исключает борьбы за свои права, это как раз нормально для гражданина – добиваться, чтобы его страна становилась лучше, чтобы не было в ней несправедливости, беззакония. Исключает он лишь революции и прочие потрясения, твёрдо покоясь на словах святого Павла: «Всякая власть от Бога».

Сказав наперед: «не оставайтесь должными никому ничем» , он потом присовокупил «кроме взаимной любви» , желая, чтобы всякий наш долг здесь был уплачен, а этот долг оставался постоянно неуплаченным, потому что это особенно поддерживает и скрепляет нашу жизнь.

Беседа на слова апостола: знаем, что любящим Бога все содействует ко благу.

Свт. Феофан Затворник

Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга закон исполни

Пред сим указал, что должностным лицам, какою бы то ни было властию облеченным, надлежит воздавать должное, всякому свое по чину его. Рождается вопрос: а в отношении к другим согражданам что есть должное? Ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга . Тут неуплатимым долгом своим имейте любовь. Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, - и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным. Святой Златоуст говорит: «Апостол снова обращается к матери благ, к совершительнице всякой добродетели, - к любви, и говорит, что она есть долг наш не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Ибо он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, Апостол открывает и выгоды любви, говоря: любяй бо друга закон исполни ».

В этом и заключается ответ на вопрос, как действовать должно в отношении к другим. Люби, - и все должное в сем отношении исполнишь. Ибо любовь есть исполнение закона, - она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать, кроме законного, сознает ли она сие законное или не сознает. Она же есть основа мира, благоденствия и спокойствия общественного. Когда бы сделалась она общедвижущею силою, тогда не нужно было бы ни охранителей порядка, ни судов. Все спелось бы стройно само собою. А без любви общежитие не прочно. Внешно все одно, а внутренно разрознены: это куча песку несцепленного. «Если нет любви в нас, то весь состав тела расторгнут» - говорит святой Златоуст.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Никому же ничем не должайтесь, кроме того, чтобы друг друга любить, ибо кто любит ближняго , тот весь закон исполнил .

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блж. Августин

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Когда Павел говорит: Любящий другого исполнил закон , он показывает, что исполнение закона основано на любви. Так и Господь говорит, что весь закон и пророки основаны на этих двух заповедях, то есть любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:37-39; Мк. 12:30-31; Лк. 10:27). Потому и Тот, Кто пришел исполнить закон, даровал любовь через Духа Святого, так чтобы любовь могла исполнить то, что не смог сделать страх.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Если мы любим другого, которого считаем праведным, мы не можем не любить и образ его, показывающий, что такое душа праведная, - дабы и мы могли стать праведными. Ведь если бы мы не любили в нем образ Божий, мы бы не имели к человеку любви, поскольку она основана на образе. Но покуда мы сами неправедны, наша любовь к образу недостаточна для того, чтобы сделать нас праведными.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Иные долги, говорит, отдавайте. Но любовь не желайте никогда выплатить, а всегда имейте ее долгом постоянным. Если ты всегда окажешь ближнему расположение любящего, то не воображай, что поэтому завтра ты должен пренебречь им: напротив, всегда думай, что на тебе лежит долг - любить ближнего.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Мы видим, что долг часто и во многих случаях приравнивается ко греху. Итак, Павел хочет, чтобы всякий греховный долг был уплачен и ни один греховный долг не оставался за нами; но чтобы сохранялся и никогда не упразднялся долг любви: по его словам, этот долг мы уплачиваем ежедневно и всегда остаемся в долгу.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви . Павел хочет, чтобы мы, по возможности, были в мире со всеми, братолюбивы, в почтительности предупредительны. Теперь он говорит о должниках: человеку, который достоин почести - будь то настоящей, или будущей, - достойно и возвращать должное. Возвращать следует тому, от кого обрел честь: потому он и зовется должником. А если же по отношению к начальствующему не сделаешь этого, то ты горделив; то же относится и к человеку заслуженному или в возрасте. Кто любит ближнего, тот исполнил закон, данный Моисеем, потому что закон новый обязывает возлюбить и врагов (см.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: