Аякс (Аянт, Эант), имя двух славных греческих героев троянской войны. Продолжение битвы

+ Аякс Теламонид / Большой Аякс / RSS / WWW /

Царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей (Нот. II. II 557-558).

Ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Внук Эака, сын царя Саламина, аргонавта Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла.

Имя связано с мифом, в котором Геракл – друг Теламона – во время посещения острова Саламин обращается с мольбой к Зевсу даровать тому доблестного сына. Зевс в знак согласия посылает знамение – орла и Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем (???) (от греч. (???) - орел; Apll. III 12 7).

Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. - ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями.

В "Илиаде" предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный, замкнутый и упрямый человек. Прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Огромен ростом, грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью (VII 206-223). Выступает в бою как сам бог Арес (VII 208), шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага (VII 268-270). При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (XI 485487), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (XI 496 след.).

В битве у кораблей противостоит Гектору (XV 500-514).

Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей (XV 730-745).

Тевкр и Аякс разрушителя встретили вместе: стрелою

Первый уметил ремень его светлый, на персях держащий

Щит в человеческий рост; но Зевс от любезного сына

Смерть отразил, не судивши ему пред судами погибнуть.

Мощный Аякс, налетев, поразил по щиту, и, пробившись,

Пика насквозь оттолкнула врага, распыхавшегось сердцем.

Он от твердыни подался назад, но совсем не оставил

Места сраженья и в сердце надежды, что славы добудет.

Вспять обратясь, восклицал он ликиянам богоподобным:

"Мужи Ликийские! Что забываете бурную храбрость?

Мне одному невозможно хоть был бы еще я сильнейший,

Стену разрушить и к быстрым судам проложить вам дорогу!

Разом со мною, ликийцы! Успешнее труд совокупный!"

Так восклицал, - и они, устыдившися царских упрёков,

Крепче сомкнулись, смелей налегли за советником храбрым.

Рати ахеян с другой стороны укрепляли фаланги

Внутрь их стены. Предстоял их мужеству подвиг великий:

Тут, как ликийцы храбрейшие всё не могли у ахеян

Крепкой стены проломить и открыть к кораблям их дорогу,

Так и ахеян сыны не могли нападавших ликиян

Прочь от стены отразить, с тех пор как они подступили.

Когда происходит борьба за тело убитого Патрокла, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (XVII 132-139), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело, отражая вместе с Оилидом троянцев (XVII 718753).

После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев и выносит его тело (Apollod. epit. V 4) с поля битвы, в то время как Одиссей сражался с троянцами, прикрывая его отход. Оба воина претендовали на доспехи погибшего героя… и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (Судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча становятся стада скота и пастухи. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мертвых непреклонный и упорный дух (Horn. Od. XI 541- 565).

Его тело Аякса (По решению Агамемнона) не было предано огню, а погребено на Ретейском мысе (Apll. epit. V 6).

Почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Aякса (Paus. I 35, 3).

Перед битвой у Саламина греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона (Геродот VIII 64).

Праздник аянтии в его честь справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли (Нот. II. II 558).

Литература

Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс", не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии" и фрагмент "Метаморфоз" Овидия.

Искусство

Один из наиболее популярных персонажей.

В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "спор из-за доспехов Ахилла",

"самоубийство А.",

"поединки А. с Гектором и другими троянцами",

"участие А. в битве за тело Ахилла" и др.

В европейском изобразительном искусстве: "Царство Флоры" Н. Пуссена,

статуя "Аякс" А. Кановы.

Опера Скарлатти.

Библиография

Miihil P. Der grosse Aias. Basel, 1930. (???)

Эксекий. Аякс и Ахилл играют в кости
Амфора чернофигурного стиля. Ок. 530 до н. э. Высота 61 см. Этрусский музей, Ватикан.



Эксекий считается величайшим мастером чернофигурного стиля.

"Эксекий умеет соединять тонкость деталей с обобщенным размахом целого. В его композициях впервые зарождается идея картины как законченного в себе органического целого. <...> В знаменитой амфоре, изображающей Ахилла и Аякса за игрой в кости, Эксекий достигает уже полной свободы композиционного ритма. Обращают внимание пустое пространство в центре композиции и тонкий контраст копий - у Аякса они помещены перед фигурой, у Ахилла позади фигуры, наконец, нежная каллиграфия надписей, как бы витающих в воздухе. Никогда еще на греческих вазовых рисунках не было такого обилия свободного от фигур фона, никогда эти фигуры не были так свободно и естественно расположены на поверхности вазы".

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972.


Этот известнейший рисунок Эксекия нередко приводится как пример "сочетания живой непринужденности с продуманной конструкцией" в древнегреческом искусстве.
"Два воина, с увлечением играющие в кости, - очень жизненная группа, бесконечно далеко ушедшая от примитивно-схематических фигурок на дипилонской вазе. Но, пожалуй, нет ни единой черты в этом изящном рисунке, которая бы не несла конструктивной функции, подчеркивая форму вазы. Склоненные спины игроков вторят округлости стенок сосуда. Щиты, расположенные по бокам, еще раз акцентируют эту округлость. Кубообразный столик помещен в середине, утверждая устойчивость амфоры, отмечая центр тяжести. Может быть, амфора Эксекия показалась бы чересчур рационалистичной, не будь в ней вместе с тем прелестной свежести мироощущения, чего-то в самой построенности безыскусственного. Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соразмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок. Но оно смотрит на мир светлым, радостно-удивленным взглядом, как смотрят золотоволосые коры, некогда украшавшие афинский Акрополь".

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Выпуск первый. - М.: "Искусство", 1985.



Что касается самого сюжета игры Ахилла с Аяксом, известного нам только по изображениям (в основном, вазописным), то высказано обилие гипотез как по поводу того, где она происходит (Троя, Авлида, Аид), так и о том, какой смысл имеет выявление сильнейшего в этом поединке. Среди прочего исследователи обращают внимание на связь обращения художников к этому сюжету с политическими событиями в Афинах во второй половине VI в. до н. э. (утверждением тирании Писистрата). Привлекательна в этой связи версия о параллелях между рассматриваемым сюжетом и сообщением Геродота, что "Писистрат, высадившись на побережье около Марафона, нашел афинян, намеревавшихся оказать ему сопротивление, играющими в кости и спящими после завтрака, и, таким образом, застав их врасплох, одержал легкую победу при Пеллене в 546 г. до н. э. С приходом Писистрата к власти, как замечает <автор версии>, гордость афинян, долгое время живших без тирании, была ущемлена, и лучшим способом сохранить достоинство для них могла служить какая-нибудь сходная ситуация, в которой оказались бы легендарные герои. В этой связи пример Ахилла и Аякса... с одной стороны выступал в качестве своеобразного утешения для афинян, что не только они проявили неосмотрительность, а с другой являлся напоминанием, что перед лицом угрозы необходимо соблюдать бдительность" (Химин М. Н. Игра Ахилла и Аякса в кости. Проблема определения сильнейшего героя). Автор статьи разбивает версию в пух, но нельзя не отметить её симпатичность.



Лекторы из Академии Хана (кстати, очень любопытный образовательный ресурс, содержащий множество качественных микровидеолекций, в том числе по истории искусства; во всех лекциях доступны английские субтитры, в некоторых даже русские) обращают внимание на символичность игры Ахилла с Аяксом, в которой отражаются приметы всей их дальнейшей судьбы. Победа Ахилла в игре (он выбросил "четыре", а Аякс - "три"), напряжённость Аякса в сопоставлении с уверенной и свободной позой его соперника и все детали казалось бы случайной забавы во время перерыва между боями (караульного дежурства?) приобретают особый смысл в свете известного нам героического конца Ахилла и сопряжённого с бесчестием трагического самоубийства Аякса. Удивительно, какое значение может иметь малейший штрих (в вазописи, где цена каждого штриха велика, это особенно обнажено) - так, изображения бровей, отличающиеся всего лишь количеством линий, уже сообщают многое о чувствах героев.



(доступны английские субтитры) Аякс
Древнегреческая мифология

Аякс (Аянт, Эант) (Αιας) - в греческой мифологии - герой, сын Теламона, участник Троянской войны.

Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530-525 до н. э.

Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына. Когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамения орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аякс ("орёл").

Аякс был царем Саламина, приведший под Трою 12 кораблей.

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги. Гомер Илиада (II 557-558) Когда он всходил на корабль, его отец посовето­вал ему на прощание: "Всегда думай о победе, и боги помогут тебе" Сын хвастливо ответил: "С помощью богов любой трус и глупец сможет обрести славу; я надеюсь достичь всего и без их помощи!" Такой по­хвальбой он навлек на себя гнев богов. Однажды, когда Афина явилась, чтобы приободрить его в бою, Аякс воскликнул: "Не мешай, богиня, лучше ободри моих соратников-ахейцев, а там, где я, враг не пройдет!"

Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он был огромен ростом ("большой Аякс"), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью.

Аякс покрывался блистательной медью И, как скоро одеялся весь в боевые доспехи, Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный, Если он шествует к брани народов, которых Кронион Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву: Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данаев, Грозным лицом осклабляясь; и звучными сильный стопами Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля. Все аргивяне, смотря на него, восхищалися духом; Но троянину каждому трепет вступил во все члены; Даже у Гектора сердце в могучей груди содрогалось; Но ни врага избежать, ни в толпы ополчений укрыться Не было боле возможности: сам на сражение вызвал. Быстро Аякс подходил, пред собою несущий, как башню, Медный щит семикожный, который художник составил Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живший; Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность. (Гомер Илиада VII, 206-223) Аякс выступал в бою как сам бог Арес. Когда Гектор вызвал Ахилла на поединок, а тот ответил, что больше не воюет, греки вместо него решили выставить Аякса Теламонида. Два воина сражались без от­дыха до наступления темноты, а когда их развели, каждый как мог вос­хвалял ловкость и отвагу другого. Во время сражения с Гектором, он метнул в него огромнейший камень и пробил им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегались в испуге, а он продолжал разить врагов, бушуя на равнине. Когда был убит Патрокл и произошла борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывал поверженного, а затем помогал ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев.

Аякс Теламонид с телом Ахилла. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 540 до н. э.

В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. Защищая корабль от огня, он убил в рукопашной схватке двенадцать мужей. После гибели Ахилла Аякс донес его тело до ахейских укреплений и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Но доспехи были присуждены Одиссею, который защищал Аякса, пока тот нес тело Ахилла. Оскорблённый Аякс решил перебить ночью всех ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой его меча стали стада скота. Когда рассудок возвратился к Аяксу, он не смог пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей наложницы Текмессы и друзей, в отчаянии покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Агамемнон, вначале на­меревавшийся не совершать погребальный обряд, а оставить тело на растерзание стервятникам, по совету Калханта все же позволил похоро­нить Аякса Теламонида на условиях, подобающих самоубийцам, запре­тив при этом сожжение на костре, поскольку погибший не пал на поле боя. Могилой Аякса стал Ретейский мыс.

Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи Чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 530 до н. э.

Аякс не смог забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он ответил мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух.

Горестно души других мертвецов опочивших стояли. Все домогались услышать о том, что у каждой лежало На сердце. Только душа Теламонова сына Аякса Молча стояла вдали, одинокая, все на победу Злобясь мою, даровавшую мне пред судами доспехи Сына Пелеева... ...О, для чего в состязаньи таком одержал я победу! Что за муж из-за этих доспехов погиб несравненный, Сын Теламонов Аякс, - и своими делами и видом После Пелида бесстрашного всех превышавший данайцев! С мягкой и ласковой речью к душе его я обратился: "Сын Теламонов, бесстрашный Аякс! Неужели и мертвый Гневаться ты на меня никогда перестать не желаешь Из-за проклятых доспехов, так много нам бед причинивших! Ты, оплот наш всегдашний, погиб. О тебе непрестанно Все мы, ахейцы, скорбим, как о равном богам Ахиллесе, Раннюю смерть поминая твою. В ней никто не виновен, Кроме Зевеса, который к войскам копьеборных данайцев Злую вражду проявил и час ниспослал тебе смерти. Ну же, владыка, приблизься, чтоб речь нашу мог ты и слово Слышать. Гнев непреклонный и дух обуздай свой упорный!" Так я сказал. Ничего мне Аякс не ответил и молча Двинулся вслед за другими тенями умерших к Эребу. Гомер Одиссея (XI, 541-565) Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

В греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь (XII 265—370), в обороне кораблей (XIII 46—82, 126 след.), в сражении за тело Патрокла (XVII 531 след., 668 след., 718—753) и сравниваются с двумя могучими львами или быками (XIII 197—205; 701—708).

Аякс Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения (40 человек) из Локриды (Средняя Греция). Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, т. н. «меньший Аякс» или «малый Аякс», — не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Ноm. Il. II 527 — 535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Apollod. epit. V 22; Verg. Aen. II 403 — 406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Paus. X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т. ч. корабль Аякса, метнув в него перун). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Apollod. epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, ни когда не покидая его. Согласно Аполлодору (epit. VI 20) и Полибию (XII 5), этот обычай прекратился после Фокидской войны (4 в. до н.э.).

Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем (от греч. орёл; Apollod. III 12 7). Аякс — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей (Ноm. Il. II 557—558). Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (т. н. "большой Аякс"), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, по крытым медью (VII 206 — 223). Аякс выступает в бою как сам бог Арес (VII 208), шагает крепко, потрясая мощным копьём. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага (VII 268—270). При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (XI 485 —4Й7), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (XI 496 след.). Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (XVII 132 — 139), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев (XVII 718—753). В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору (XV 500—514). Защищая корабль и огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей (XV 730 — 745). После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело (Apollod. epit. V 4) и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причём судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Apollod. epit. V 6). Аякс не может забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мертвых непреклонный и упорный дух (Ноm. Od. XI 541 — 565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла «Аякс» и не дошедшая до нас трилогия Эсхила «Спор об оружии».

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Аякса (Paus. I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона (VIII 64). Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в «Илиаде», где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли (Ноm. Il. II 558).

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, ср. Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин — вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в «Илиаде» также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах из Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооружённого воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин П. П. Рубенса и др.

Аякс Теламонид — один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: «спор из-за доспехов Ахилла», «самоубийство Аякса», «поединки Аякса с Гектором и другими троянцами», «участие Аякса в битве за тело Ахилла» и др. В европейском изобразительном искусстве — «Царство Флоры» Н. Пуссена, статуя «Аякс» А. Каковы и др.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АЯКС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АЯКС
    (?????, Aiax). Имя Аякса носили два героя — Аякс Великий и Аякс Малый. 1) Аякс Великий был сын Теламона, царя …
  • АЯКС
    Аянт (????, род. падеж - ???????), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели …
  • АЯКС в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    (Эант) 1) Греческий герой, внук Эака, сын Теламона в Перибеи, двоюродный брат Ахилла, царь Саламина, приведший к Трое двенадцать кораблей. …
  • АЯКС в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать …
  • АЯКС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. AiaV) - имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои - Один из них, прозывавшийся Локрийцем или Младшим, был …
  • АЯКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч. ????) ? имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои. ? Один из них, прозывавшийся Локрийцем, или Младшим, был …
  • АЯКС в словаре Синонимов русского языка.
  • АЯКС в Словаре русского языка Лопатина:
    А`якс, -а: дв`а …
  • АЯКС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Аякс, -а: два …
  • АЯКС в Орфографическом словаре:
    а`якс, -а: дв`а …
  • АЯКС МАЛЫЙ
    (Аякс “быстроногий”) — царь локров и их предводитель под Троей. Сын царя Локриды Оилея. Сводный брат Медонта. Был небольшого роста, …
  • АЯКС БОЛЬШОЙ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — сын Теламона, брат Тевкра, внук Эака, племянник Пелея. Самый сильный после Ахилла (своего двоюродного брата) герой под Троей. Вынес …
  • ВИЗАНТИЙСКИЙ АНТИК в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - произведения ранневизантийского искусства (IV-VII вв.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением сцен из античной мифологии …
  • ТЕЛАМОН в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь острова Саламин, герой. По древней версии, сын Актея и Главки, дочери саламинского царя Кихрея. Согласно более поздним мифам, …
  • ПАЛАМЕД в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - эвбейский герой, участник Троянской войны, сын царя о. Эвбей Навплия и Климены (дочери Катрея). Изобретатель алфавита, цифр, монет, счета …
  • АРГОНАВТЫ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Argonautae, ???????????). Герои, отправившиеся на корабле Арго в Колхиду за золотым руном под предводительством Язона. Причины этого похода были следующие: …
  • ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Одно из центральных событий в греческой мифологии. Возникновение Троянской войны античные источники объясняют волей Зевса, пожелавшего либо «уменьшить бремя земли» …
  • ТЕЛАМОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии саламинский герой, отец Аякса. По древней версии, сын Актея и Главки, дочери саламинского царя Кихрея. Согласно более …

Аякс Великий (Эак Теламонд)

Аякс Великий - такой же простой смертный, как ?
Вот уже несколько статей подряд я разбираюсь с родословной греческих героев в надежде выяснить - были ли они потомками богов. Эта тематика мне интересна по многим причинам. В частности, я хочу понять -верно ли :

"Согласитесь, интересно, что у греки не просто почитали героев, но частично обожествляли их. Почему? Получается, они не представляли, что нормальный обычный человек способен на подвиги, так? Что на самом деле подвиги совершает только тот, кто носит в себе частицу бога? А как же быть с простыми смертными? Они, выходит, такой частицей бога не обладают?"

Исследования родословной Одиссея и Аякса не было бы, если бы не один из моих читателей, который буквально натолкнул меня на этих греческих героев.

Итак, кто же такой Аякс Великий и каково его происхождение? Носит ли он в себе частицу бога или нет? Попробуем разобраться. Взгляните...

Для начала нужно разобраться - является ли Аякс Великий гером. Конечно, слово "Великий" уже даёт весомый кредит доверия, но всё же знать надо - кем был Аякс. Короткая справка из Википедии:

Сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи). Двоюродный брат Ахилла. Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла, от которого и получил имя Эант. По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка.

С 12 кораблями Эант Теламонид выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахилла . Сражался с Гектором, подарил тому ремень, за который тащили его тело, получил в подарок меч. Убил Гипподама и Хромия. В «Илиаде» убил 14 троянцев. Всего, по Гигину, убил 28 воинов . На погребальных играх в честь Патрокла одержал победу в борьбе, на играх в честь Ахилла — в метании диска. Либо на играх по Ахиллу состязался в борьбе. По Софоклу, у Эанта был сын Еврисак, родившийся в ходе войны от пленницы Текмессы.


Думаю, что после приведённых выше слов вопрос о героизме Аякса Великого можно считать решённым. Герой и точка. С чем же связано величие этого греческого героя? Думаю, полезно будет отметить, что Аякс всё же не простой смертный, а "сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи). Двоюродный брат Ахилла". То есть уже видно, что храбрость, которой восхищается Гомер плотно связана с семейством Аякса, к которому относится и Ахилл.
А теперь взгляните на следующие цепочки, связывающие Аякса с олимпом:

  1. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эндэида -> Хирон (кентавр) -> Филира (Океанида) -> Океан (первоначало всего сущего)

  2. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эндэида -> Хирон (кентавр) -> Кронос (Титан)

  3. Аякс Великий -> Теламон (царь острова Саламин) -> Эак -> Зевс

Интересно, не правда ли? Думаю, что схема родственных связей Аякса будет понятнее:


Что же это получается? Выходит, что и Аякс простым смертным не был! И он происходит от богов... Думаю, что изысканий на этой теме достаточно для того, чтобы убедиться в божественном происхождении героев Древней Греции. Возможно, среди огромного множества героев, которым мы не рассмотрели всё же появится герой "человеческого происхождения", буду очень этому рад. Однако, пока проведённые изыскания говорят об обратном.

На этом тему исследования родословных древнегреческих героев предлагаю закрыть и перейти к обсуждению смежных тем на героическую тематику.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: