Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – не приговор Задержка психического развития понятие причины классификация

Еще в детском саду выделяют малышей, которые отличаются от своих ровесников. Они сначала делают, затем думают, слишком импульсивны, не могут сосредоточиться на определенном деле. Задержка психического развития ребенка характеризуется отставанием в разговорной речи, концентрации внимания, моторики, мышления, памяти. Проявляется отставание в учебе, регуляции поведения, неконтролируемых эмоциональных всплесках.

Дети с ЗПР нуждаются в специально организованном воспитании с медицинским сопровождением. Психиатры относят такую задержку к маловыраженным отклонениям. ЗПР у детей не относится к грубым нарушениям формирования детской психики, проблема не связана с недоразвитием двигательной системы, не стоит путать с или инвалидностью.

Заметить у детей симптомы ЗПР, можно обратив внимание на некоторые особенности поведения ребенка:

  • без помощи взрослых школьники не усваивают учебную программу (письмо, чтение, счет);
  • неконтролируемое поведение, неусидчивость, невнимательность;
  • запаздывает умственное, речевое развитие;
  • тяжело выразить правильно мысль;
  • не получается составить пересказ прочитанного или рассказанного текста, выстраивают только отдельные фрагменты рассказа;
  • замедленный мыслительный процесс;
  • заметно снижение памяти;
  • не произносят все буквы, звуки;
  • такие дети наивные, прямолинейные, несамостоятельные;
  • часто конфликтуют с ровесниками;
  • трудно воспринимают и выполняют школьные задания, предписания;
  • некоторые игры вызывают страх;
  • слабая работоспособность;
  • быстрая утомляемость;
  • не могут организованно, слаженно играть;
  • учебный материал усваивают медленно;
  • дети недостаточно любознательны;
  • импульсивны, раздражительны;
  • они сосредоточенны на второстепенных моментах;
  • сложно вникнуть в основную мысль задания;
  • свойственна суетливость, агрессивность, неуверенность, экспрессивность;
  • быстрая смена настроения;
  • требуют постоянного внимания, одобрения.

Обнаруживают задержку развития в дошкольном возрасте по следующим признакам:

  • младенец 6-8 мес. не держит головку самостоятельно;
  • ребеночек 7-9 мес. не переворачивается;
  • после 7 мес. не сидит сам;
  • к полугоду малютка не лепечет, полтора года — не произносит простые слова или слоги (па, на, ма, да, мама, папа);
  • дитя постоянно ходит на «цыпочках».
Важно! Если проявились эти симптомы, обращаются за консультацией к педиатру, психиатру.

Причины задержки развития

Малыш испытывает сложности с обучением и в социальной адаптации. Наблюдают неустойчивые интеллектуальные способности. Малышей могут отнести к педагогически запущенным случаям, указывая, что причина зависит от социального положения ребенка.

Возможные причины ЗПР, возникшие при беременности матери:

  • краснуха, ветрянка;
  • ОРЗ, ОРВИ, грипп;
  • внутриутробные инфекции;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкогольных напитков;
  • курение;
  • контакт матери с ядохимикатами;
  • кислородное голодание плода;
  • разный резус-фактор у родителей.

Послеродовые факторы проявления ЗПР:

  • травмы, нанесенные младенцу во время родов;
  • асфиксия у грудничка;
  • у недоношенного младенца могут проявиться признаки ЗПР;
  • желтуха;
  • обвитие пуповиной;
  • отслойка плаценты.

Другие причины ЗПР:

  • дефицит внимания;
  • нехватка психологического воздействия родителей на малыша;
  • педагогическая запущенность;
  • ограничение жизнедеятельности;
  • ссоры, насилие, алкоголики в семье;
  • излишняя опека;
  • травма головы, опухоль;
  • гидроцифалия;
  • рахит;
  • менингит;
  • эпилепсия;
  • задержка физического развития;
  • лишний вес, хронические болезни матери;
  • нервные срывы будущей мамы;
  • наследственность.

При нейропсихологическом обследовании отмечалось медленное формирование лобных частей обеих полушарий мозга, которые отвечают за поведение, мышление, внимание, память. Выражается в медлительности восприятия, обработке получаемой информации. Если невролог выявит повреждения, то назначит препараты, активирующие работу клеток мозга, координирующие возбудимость малыша.

Современные дети замкнуты в своем мире, компьютерные игры негативно влияют на развитие. Со временем появляется дефицит общения со сверстниками, возникает страх к новым знакомствам. Возникает боязнь контакта с детьми и с взрослыми.

Проблемы с психикой малыша могут развиться при нарушениях слуха, зрения, возникают дефекты речи. Ребенок ощущает себя неполноценным, замыкается, перестает общаться, становится раздражительным.

Классификация ЗПР

Познавательные, физические способности детей с ЗПР ограничены. Интеллект их ниже, чем у ровесников. Они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые требования. Игры, определенные интересы выходят на первый план. Такие ребята при различных ситуациях ведут себя по-разному.

В соматогенную группу входят дети с соматическими болезнями (астма, болезни сердца, почечная недостаточность, пневмония и др.). Перенесенные заболевания влияют на функции мозга. Детки долгое время прибывают в лечебных учреждениях. Они отличаются низкой трудоспособностью, рассеянностью, с трудом запоминают материал, у них поверхностное внимание, заторможенность. Новый коллектив воспринимают сложно, адекватно реагируют на окружающую обстановку, вежливы, не проявляют инициативы.

Конституционная задержка зависит от наследственности. Замедленное созревание центральной нервной системы приводит к расстройству психики, и к отставанию физического развития. Поведение таких малышей не соответствует их возрасту. Одни ведут себя как малыши, другие стараются показать, что они взрослые. Детки непосредственны, у них недостаточный объем памяти, не сконцентрированное внимание, не обидчивы, часто хорошее настроение. Выполняют те задания, которые представляют для них интерес.

ЗПР психогенного характера возникает при неблагоприятных условиях социального и соматического характера. К этой группе относят безнадзорность, нехватку или отсутствие родительского воспитания, жестокое обращение, сильную опеку. Малышам свойственна импульсивность, слабый интеллект, несамостоятельность. Ребенок становится нервно-психическим, беспокойным, его одолевает тревога. Гиперопека приводит к безволию, отсутствию целеустремленности. Если проблем с ЦНС нет, ребенок постепенно адаптируется к школьной среде пребывания, преодолеет барьер общения с одноклассниками.

Церебрально-органическое происхождение обусловлено поражением или аномалией головного мозга и центральной нервной системы, церебральным параличом. Нарушения затрагивают любые сферы психики, все зависит от масштаба и зоны поражения.

Кто и когда проводит диагностику

Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:

  1. Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
  2. Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
  3. Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
  4. Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.

Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.

Действия родителей при ЗПР

Такой диагноз не окончательный, развитие ребенка не стоит на месте, оно просто идет своим темпом. Первые годы учебы важны для формирования личности. Это время закладывания базисных знаний, отношений с окружающими людьми. Помощь предполагает психологическую, педагогическую коррекцию.

Действие взрослых:

  1. Отставание развития требует грамотной психокоррекции, начать заниматься надо вовремя. Не следует надеяться на кого-то (школу, педагога), нужно брать ситуацию под контроль.
  2. Коррекционный класс поможет быстрее освоиться, постепенно усвоить учебный материал, подружиться с одноклассниками.
  3. После корректировки ребенок вылечивается, готов вернуться в обычную школу к 5 — 6 классу, отставания не будет заметно.
  4. Обращаться следует к разным докторам. Несколько раз за год консультироваться у невролога, психиатра. По назначению проходить курс лечения.
  5. Если в школе нет логопеда, придется найти его самостоятельно. Дважды за неделю посещать занятия специалиста, дополнительные задания делать дома.
  6. Консультации, занятия у дефектолога.
  7. С учителем совместно составить план по восполнению недочетов учебных занятий.
  8. Объяснить ребенку ориентировку в пространстве (где лево, а где право, времена года, месяцы, дни, разбираться по часам). Занятия дадут результат, если их проводить в игровой форме. Включают игры с моторикой, действия в песочнице.
  9. Первое время занятие длится 8-15 мин, письмо 5 мин. Затем переключают внимание на другой урок. Через 40 минут делают перерыв: кушают, бегают, прыгают, рассматривают картинки.
  10. По возможности нанимают репетиторов.
Совет! В интернете много обучающих игр и упражнений детям с задержкой психики.

Чем раньше взрослые обратят внимание на отставание малютки, тем быстрее наступит выздоровление.

Если доктор посчитает, что необходимо медикаментозное лечение, то назначают ноотропные препараты.

Часто родители контролируют каждое движение малыша: собирают портфель, делают за него уроки, кормят, одевают его. Такая излишняя забота лишает их чадо самостоятельности, вселяет неуверенность, делает безответственным. Контроль нужен, но ограничить полностью самостоятельные действия нельзя. Например, папа спрашивает: «Какие уроки задали? С какого предмета начнешь учить? Что положил в портфель? Покажи прочитанную книгу?». Подобные вопросы формируют у малыша чувство ответственности, подталкивают на самостоятельные действия, помогают принимать самому решение.

Сильная загруженность снижает работоспособность ребенка, появляется заторможенность, раздражение, агрессия, перемены настроения. Повышенные нагрузки выполнить тяжело, дитя нервничает, переживает, теряет веру в себя.

Безразличие, попустительское отношение наблюдают в неблагополучных семьях и там, где родители слишком заняты, не видят проблему. С возрастом ситуация начинает проявляться, взрослые пугают ремнями, тумаками, придумывают разные способы наказания. В дальнейшем это приводит к необратимым последствиям.

Что делать?

  1. Как бы не было тяжело, останавливаться, опускать руки нельзя, занятия со временем дадут результат. Хвалите чадо за каждое успешное решение, за маленькие достижения.
  2. Помочь малышу, если попросит помощи.
  3. Создать в семье положительный микроклимат. Проводить больше времени вместе.
  4. Вселять в сына (дочь) уверенность, убеждать в успехе, объяснять: надо только приложить усилие.
  5. Вызвать желание учиться, соблюдать распорядок дня.
  6. Не допускать переутомления.
  7. Давать больше самостоятельности: пусть сам кушает, одевается, складывает вещи, убирает постель, моет посуду.
  8. Помочь .
  9. На прогулке показывать разные формы, цвета, считать предметы. Например: «Сколько стоит машин? Какого они цвета? Покажи машинку большую и маленькую?».
  10. Телесно-эмоциональный контакт: обнимать, целовать.
  11. Наблюдать состояние малютки с раннего возраста.
  12. Консультироваться с педиатром.

Задавать следует те упражнения, с которыми малыш справится.

Совет! Если в городе находится коррекционное учебное заведение, лучше чадо отдать туда.

Количество учеников в коррекционном классе меньше, чем в обычной школе, педагог уделяет внимание каждому учащемуся. Учителя имеют опыт занятий с такими детками. Стоит запастись терпением, нельзя срываться на ребенке, он замкнется, и уже не будет возможности что-либо исправить.

Задержкой психического развития (ЗПР) называют комплексное нарушение, при котором выявляется отставание в формировании психических функций ребенка по сравнению с общепринятой для конкретной возрастной группы нормой. Чтобы правильно выстроить развивающую и воспитательную работу с дошкольником, нужно хорошо знать симптомы задержки психического развития у детей.

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 1997 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 1997 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы » не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2015 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2016 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины ЗПР

Задержка психического развития – сложное явление, которое может быть обусловлено причинами, имеющими разную природу. Анализируя признаки ЗПР у ребенка, к биологическим причинам возникновения ЗПР обычно относят следующие:

  • патологическое протекание беременности;
  • нарушение в снабжении кислородом в продолжение беременности и в процессе родов;
  • патологические роды;
  • частые заболевания новорожденного;
  • ранние нарушения зрения и слуха;
  • наследственность и др.

Кроме биологических, выделяются также социальные причины появления ЗПР:

  • неблагополучная обстановка в семье (недостаточный уход, безнадзорность, гиперопека, эмоциональная нестабильность);
  • психологические травмы;
  • отсутствие условий для нормального развития (ограничение физической активности, отсутствие эмоционального и речевого контакта с окружающими) и др.

В большинстве ситуаций указывают на комплекс социально-биологических . В соответствии с указанными причинами формируются симптомы и признаки ЗПР у детей дошкольного возраста.

Обратите внимание! Причинами развития ЗПР часто оказываются хирургические операции, перенесенные в младенчестве, медикаментозное лечение.

Симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у годовалого ребенка

Диагностировать задержку психического развития у новорожденных достаточно сложно. Однако можно назвать некоторые признаки ЗПР у детей в год. Например, если к 3 месяцам новорожденный не умеет следовать взглядом за игрушкой, не признает близких, не поворачивается на голос или появление матери, отца, бабушки и других домашних, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Признаками, которые должны насторожить родителей годовалого младенца, являются следующие:

  • начал держать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ножки, ходить позже, чем нормально развивающиеся сверстники;
  • с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку;
  • первое лепетание, редкое повторение звуков и слогов появилось только к 12 месяцам или не появился вообще;
  • к 12 месяцам малыш чаще всего тихо лежит или сидит в кроватке, мало двигается, неэмоционален;
  • движения нескоординированные, ему сложно выполнять точные движения руками (брать предмет с полки, удерживать некоторое время и др.);
  • затруднено формирование жевательных движений.

Конечно, нельзя без консультации у врача утверждать, что данные особенности – это симптомы ЗПР в год. Каждый малыш имеет свои особенности развития, поэтому стоит продолжить наблюдение, больше заниматься с ребенком и обязательно проконсультироваться по поводу отмеченных симптомов с врачом-невропатологом.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются .

Важно! На задержку в психике могут указывать такие симптомы, как различные расстройства сна, аппетита, повышенная возбуждаемость ребенка и его неспособность успокоиться без помощи взрослых.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры.

Симптомы ЗПР у детей в 4 года

К 4 годам отличия дошколят с задержкой развития становятся более заметны. Признаки отстающего от средних возрастных показателей развития можно разделить на несколько групп (таблица).

Физическая форма Познавательная сфера Отношения с людьми
Малоподвижность,слабый тонус мышц Неразвитость связной речи Замкнутость, погруженность в себя, незаинтересованность в играх со сверстниками
Нарушения мочеиспускания Неспособность запоминать на слух или зрительно Отсутствие интереса к миру
Головные боли, головокружение Рассеянность внимания Тревожность, агрессивность, настороженность
Тошнота в транспорте Несформированность знаний о мире Капризы, перемены настроения
Утомляемость Отсутствие интереса к познавательным играм Инфантилизм

Кроме указанных признаков, можно назвать такие симптомы ЗПР в 4 года, как затруднения с формированием навыков самообслуживания (неумение одеваться, обуваться, аккуратно принимать пищу и др.)

Симптомы ЗПР у ребенка в 5 лет

Пятилетний дошкольник с задержкой развития заметно отличается от ровесников прежде всего признаками недостаточной сформированности эмоциональной и волевой сферы. Он видит себя как очень маленького ребенка, поэтому в большинстве ситуаций неспособен самостоятельно принять решение, довести начатое или полученное дело до конца, предпочитает общаться с младшими. Ему сложно организовать себя из-за рассеянности внимания. У него плохо развита мелкая моторика, представляет трудность работа с материалами для лепки, рисование карандашами и красками. Заметны такие симптомы и признаки ЗПР у детей в 5 лет, как то, что дошкольник не может сидеть спокойно, ерзает на стуле, двигает руками и ногами, теребит одежду или другие предметы, много, быстро и неразборчиво говорит.

У пятилетнего дошкольника сохраняются проблемы с запоминанием, выполнением мыслительных операций, называнием признаков объектов, целостным восприятием предметов и явлений, совершенствованием фонетического и грамматического строя речи.

Важно! Серьезные симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у ребенка-дошкольника – отставания в формировании фонетического, лексического, грамматического строя речи и комплексные речевые нарушения.

Симптомы и признаки задержки психического развития у детей (ЗПР) разнообразны и проявляются по-разному. Поэтому необходимо обращаться за помощью к педагогу-дефектологу, осуществлять постоянное наблюдение за динамикой развития дошколенка. Малышу необходимо комплексное обследование и индивидуальный план коррекционной работы.

Видео

Работая с детьми с задержкой психического развития, я все время успокаиваю родителей: «ЗПР - это не самое страшное, при систематических занятиях ребенок «выравнивается» и даже доходит до нормы, смотря, какова причина этой патологии». В большинстве своем дети-зэпээрки - милые, очень ласковые, покладистые. Заниматься с ними - одно удовольствие. О причинах ЗПР у детей и формах решения проблемы поговорим в этой статье.

Что такое задержка психического развития?

Первыми проблему задержки психического развития выявили медики. ЗПР характеризуется замедленным темпом созревания психических и психомоторных функций и отражается на незрелости личности в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, а также познавательных способностей мозга: памяти, внимании, мышлении. Отставание детей с ЗПР от сверстников проявляется в недостаточной сформированности всех мыслительных операций: анализе, синтезе, обобщении, классификации, переноса, абстракции. Но нарушения эти негрубые, носят компенсаторный характер и имеют обратное развитие.

Отличительной чертой детей с ЗПР является их стремление получать удовольствие, их интересы неустойчивы, мотивы расплывчаты, в деятельности они очень любят перемены, но при этом имеют неадекватное представление о самом себе, часто считают себя исключительными. Дети с ЗПР имеют неустойчивую концентрацию внимания, его низкую переключаемость и распределяемость, поэтому быстро утомляются на уроках. С трудом решают словесно-логические задачи, затрудняются в определении причинно-следственных связей, часто смешивают понятия, например времена года с месяцами, не умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, что сказывается на освоении элементарных представлений о них. Игровая деятельность детей характеризуется неумением самостоятельно организовать развернутую игру без помощи взрослого. Дети данной категории часто импульсивны, гиперактивны, тревожны, агрессивны, имеют трудности в обучении в школе. В то же время задержка психического развития получила название «психического инфантилизма», который определяется как несоответствующий возрасту незрелый психический и физический статус.

ЗПР может выступать как первичный, так и вторичный дефект на фоне расстройства речи , например. В структуре дефекта ЗПР может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также церебрастенический и психоорганический синдром. Данные синдромы могут выступать как отдельно, так и в сочетании друг с другом.

Причины ЗПР

Динамика задержки психического развития различна и зависит от многих факторов. Причины возникновения задержки психического развития принято делить на две больших группы. Первая группа носит органический или наследственный характер, вторая - обусловлена социальными факторами, педагогической запущенностью и эмоциональной депривацией.

Первая группа, причины полигенного характера обусловлены локальными поражениями зон мозга во внутриутробном развитии. Связано это с инфекционными, соматическими и токсическими заболеваниями матери, а также могут быть следствием асфиксии плода или травмы в натальный или постнатальный период. Не исключается также генетическая предрасположенность, которая может стать причиной первичной задержки созревания систем мозга. 50-92 % таких детей имеют неврологическую симптоматику, встречаются случаи с признаками гидроцефалии, вегето-сосудистой дистонии, с нарушением черепно-мозговой иннервации. Эти признаки можно выявить на ЭЭГ, где хорошо прослеживается отсутствие альфа-ритма и вспышки дельта-волн. Кроме этого выявлен ряд энцефалопатических симптомов, обусловленных органическим поражением мозга и влекущих за собой минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Первичная задержка развития зон мозга может повлечь за собой вторичную, которая связана с недостаточностью отдельных познавательных функций, таких как память, речевая деятельность , целенаправленность действия, объем и концентрация внимания.

Вторая группа причин социального происхождения свидетельствует о том, что у ребенка было недостаточно стимулов для развития: эмоциональная и материнская депривация, нарушения питания и системы ухода за ребенком с раннего детства. В качестве важных социальных причин выступает педагогическая запущенность, то есть ребенку не уделяли должного внимания в овладении каким-либо навыком. Педагогическая запущенность тоже имеет свои причины: алкоголизация родителей, раннее сиротство, конфликтность, нестабильность в семье, авторитарный режим, дефицит общения с окружающими, легкие умственные нарушения у родителей, закрытое детское учреждение. В последнее время одним из факторов педагогической запущенности называют отрицательное воздействие школьной системы обучения и учителя. Любое педагогическое воздействие, которое не учитывает индивидуальных особенностей детей, может стать непосредственной причиной возникновения задержки психического развития.

Часто ЗПР формируется под воздействием и биологических, и социальных факторов. Ребенок, имеющий ММД, попадает в неблагоприятную среду, под влиянием неправильного воспитания в семье и школе начинает отставать в развитии, не может усвоить школьную программу. В результате страдают не только познавательные процессы, но и психика. Любой психотравмирующий социальный фактор приводит и без того больного ребенка к задержке развития. Сочетание двух групп причин делают невозможным ликвидацию ЗПР с возрастом ребенка, и как следствие возникает его социальная дезадаптация.

Виды ЗПР

Основываясь на причинах возникновения задержки психического развития, выделяют несколько ее видов:

Задержка психического развития конституционального происхождения. Дети этой категории отличаются одновременной незрелостью физического, (маленький рост и вес), и психического развития, отличаются инфантильностью, обращают на себя внимание с первых дней в школе своим любопытством к происходящему. Они довольно быстро находят друзей, пользуются уважением и любовью из-за кроткого и уживчивого нрава. Настроение у такого ребенка в основном всегда положительное, он ласков, приветлив. На уроках обычно непоседлив, много разговаривает, не умеет концентрировать внимание, постоянно опаздывает, неорганизованн, поэтому страдает успеваемость. В силу несформированности мыслительных операций дети имеют малый запас знаний об окружающей среде.

Задержка психического развития соматогенного происхождения . Дети данной группы рождаются здоровыми, без наследственных патологий. ЗПР возникает в результате перенесенных заболеваний и травм в раннем детстве, которые оказывают влияние на развитие функций мозга. Минимальная мозговая дисфункция ведет к состоянию психического инфантилизма и астении при достаточной сохранности интеллекта. Эти дети в школе имеют трудности с адаптацией, постоянно хнычут, скучают по родителям, отличаются беспомощностью, безынициативностью, бездеятельностью, пассивностью, у них отсутствует мотивация к обучению, быстро утомляются, отказываются отвечать на вопросы, неорганизованны. Их поступки часто нелепы, они часто болеют, пропускают занятия, отказываются работать, критичны к трудностям и неуспеху, вследствие чего очень глубоко переживают неудачи.

Задержка психического развития психогенного происхождения . Дети здоровы и имеют нормальное физическое развитие. Структура их нарушения связана с социально-психологическим фактором, например, дети, воспитывающиеся в детском доме, или в неблагополучной семье в ситуации безнадзорности. В первую очередь у них страдает эмоциональная сфера, без материнского тепла и при однообразии социальных контактов возникает задержка психического развития и, как следствие, интеллектуального. Социальная обстановка является психотравмирующим фактором, ведущим к педагогической запущенности. Эти дети также инфантильны, повышено тревожны, пассивны, несамостоятельны, забиты. У них отмечается недоразвитость анализирующей деятельности, они не разграничивают плохое от хорошего, существующее от несуществующего. Нарушен интеллект, словарный запас скуден, отсутствуют обобщения. В поведении проявляется повышенная агрессивность, индивидуализм, необъективность суждений, в отдельных случаях, наоборот, приспособленчество, покорность.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза . В этом случае ЗПР связана локальными органическими пражениями мозга вследствие патологии во время беременности, родовой травмы или инфекционных заболеваний на первом году жизни. У таких детей присутствует церебральная недостаточность, астения, приводящие к снижению работоспособности, памяти, концентрации внимания, что влечет неуспеваемость в школе к концу первого года обучения. Дети характеризуются примитивностью мышления, сниженными эмоциональными реакциями, несамостоятельностью, повышенной внушаемостью, снижением мотивации и пресыщаемостью, не умеют строить взаимоотношения с окружающими, не соотносят понятия «хочу» и «надо». Такие дети или чрезмерно возбудимы, что вызывает частые конфликты, агрессию, раздражительность, рукоприкладство, или заторможены, в результате чего - пассивны, вялы, плаксивы, медлительны, тревожны и пугливы.

Обучение детей с задержкой психического развития

Коррекция ЗПР связана, прежде всего, с возрастными этапами. Чем раньше выявлена форма задержки развития и начата работа по устранению психических отклонений, тем лучше. Возрастной фактор может изменить характер и динамику развития болезни, смягчая ее проявления. Также на этапе коррекционно-развивающей работы важно знать причину ЗПР. Если причина - педагогическая запущенность или другой социальный фактор, то при систематических занятиях с психологом и дефектологом можно полностью устранить ЗПР и довести ребенка до нормы.

Большое значении в коррекции ЗПР имеет знание вида задержки. Так для конституциональной ЗПР прогноз благоприятный. Если грамотно и целенаправленно оказано педагогическое воздействие, в доступной для ребенка игровой форме, поскольку у детей-ЗПР-ок наглядно-действенное мышление развито гораздо лучше, чем наглядно-образное, то от проблемы не останется и следа. Раннее обучение этих детей с акцентом на развитии познавательных функций: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, может полностью решить проблему отставания в развитии.

Классификация Лебединской, в основу которой положены основные этиологические факторы и патогенетические механизмы, вызывающие задержку развития и приводящие к определенной структуре дефекта. На основе этого критерия выделяются 4 основные формы ЗПР .

ЗПР конституционального происхождения (врождённая). Но нередко ее происхождение связано и с негрубыми обменно-трофическими расстройствами во внутриутробном периоде и в первые годы жизни.

Ребенок отличается особым, инфантильным (детским) типом телосложения, у него детское лицо и детская мимика, инфантильная психика (психический инфантилизм). Характерным признаком этой формы ЗПР является сочетание незрелости эмоцио­нальной и интеллектуальной сфер. При этом эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. У детей преобладает эмоциональная мотивация поведения, отмечается повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении у них связаны не столько с их интеллектуальной несостоятельностью, сколько с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, со стойким преобладанием игровых интересов. Прогноз развития таких детей благоприятный, они со временем выравниваются в своем развитии и достигают уровня своих сверстников при благоприятных условиях обучения и воспитания. ЗПР соматогенного происхождения. Наблюдается у тех детей, которые длительно и часто болеют тяжелыми соматическими заболеваниями (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, болезни кровеносной системы и др.). До основного заболевания развитие ребенка протекало без особенностей, его нервная система также функционировала нормально, так как изначально не было ее органического поражения. 1. Страдает нервная система и головной мозг , так как соматическое нездоровье оказывает вредоносное влияние на все системы организма, в том числе и на нервную систему и головной мозг (интоксикации, гипоксия). 2. Уменьшается продолжительность времени активности ребенка , когда он может играть, учиться, общаться с другими людьми, так как это время тратится на обследование и лечение ребенка. 3. Снижается психический тонус из-за общей болезненной слабости (астении), повышенной истощаемости и утомляемости, поэтому возможности развития ребенка резко ограничиваются. В самостоятельной деятельности производят меньше манипуляций с предметами по сравнению со здоровыми детьми. Снижается общая активность, и особенно познавательная активность. Происходит колебание внимания, снижается концентрация. В наиболее тяжелых случаях у детей наблюдаются также церебрастенические явления. Синдром церебрастении проявляется у ребенка не только в повышенной утомляемости, но и в нарастании психической медлительности, в ухудшении концентрации внимания, памяти, в немотивированных расстройствах настроения, слезливости, вялости, сонливости. У ребенка наблюдаются повышенная чувствительность к яркому свету, сильному шуму, духоте, головные боли. Все это негативно отражается на учебной успеваемости. Патогенное влияние на развитие ребенка оказывает и длительный, болезненный и тяжело переживаемый ребенком процесс лечения, длительные и частые госпитализации. Детям предписываются многочисленные запреты и ограничения в питании, времяпровождении, общении, связанные с характером заболевания и лечения. Постепенно у детей также изменяется и содержание основных потребностей, круг их интересов строится вокруг основного заболевания, его меньше интересует все то, чем живут здоровые сверстники. Ребенка заботит и волнует его состояние, возможности выздоровления. Основным принципом в отношениях между взрослыми и детьми становится гиперпротекция, то есть избыточная забота. Гиперпротекция сама по себе приводит к снижению активности ребенка, он ждет, что за него все сделают взрослые. Родители занижают уровень требований к ребенку, формируя у него потребительскую позицию, неуверенность в своих силах, низкую самооценку. Поощряется эгоцентризм, фиксируется внимание ребенка на его болезни, ей придается особая значимость. Нередко у детей наблюдается и задержка эмоционально-волевого развития, связанная с неуверенностью, боязливостью, страхами, общей тревожностью, так как ребенок осознает и ощущает свою физическую неполноценность. Таким образом, у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями начинает постепенно накапливаться отставание в развитии при изначально нормальном развитии. Астенизация (слабость, вялость) в сочетании с неблагоприятными социально-психологическими условиями приводит к искажению формирования личности ребенка. Прогноз развития у детей с соматогенной формой прямо зависит от степени тяжести, течения и исхода основного заболевания. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями жизни и воспитания ребенка, как в семье, так и вне семьи. ЗПР психогенного происхождения часто возникает у тех детей, которые с раннего возраста подвергались психической (лишение эмоций, впечатлений) и социальной (лишение общения) депривации, что особенно типично для детей, которые воспитываются в учреждениях закрытого типа (детские дома, интернаты), в социально неблагополучных семьях. Депривация имеет длительные негативные последствия, которые проявляются в искажениях развития эмоционально-волевой, а в дальнейшем и интеллектуальной сферы. Данная форма ЗПР имеет социальное происхождение, она не связана с незрелостью или поражениями головного мозга. Но при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующие факторы могут привести к стойким изменениям и в нервно-психической сфере ребенка. В младенчестве у таких детей резко снижена потребность в общении, у них не формируются отношения привязанности с близкими взрослыми, в раннем возрасте у них отмечается апатичность и бездеятельность, безынициативность, снижение общей и познавательной мотивации, отставания в речевом развитии. В дошкольном возрасте отмечается подавленность, сниженная эмоциональность, пассивность, не формируются эмпатические способности. В младшем школьном возрасте у детей не развивается произвольность, отмечается недостаточность интеллектуальной сферы, эти дети склонны к конфликтному и агрессивному поведению. Одновременно они испытывают большую потребность в доброжелательном внимании со стороны окружающих, их потребность в общении е удовлетворяется. В подростковом возрасте у детей отмечаются разнообразные проблемы формирования личности, ее самосознания, складывается нечеткая ориентация на будущее, причем все эти особенности сохраняются и во взрослой жизни. Этот тип ЗПР считается достаточно благоприятным с точки зрения преодоления временного отставания в развитии. При своевременно начатой коррекционной работе (как можно раньше) и грамотно проводимой коррекционной работе, при создании для ребенка адекватных благоприятных условий воспитания задержка развития может быть преодолена или значительно уменьшена. Однако воспитание вне условий семьи в самом раннем возрасте не может быть преодолено окончательно, ибо возникающее в этом возрасте состояние эмоционального неблагополучия ребенка сохраняется в разных формах на протяжении всей жизни человека. У детей с психогенной формой ЗПР не наблюдаются грубые нарушения интеллекта или его предпосылок (памяти, внимания, работоспособности) – эти функции остаются относительно сохранными. Главным фактором, который приводит к снижению интеллектуальной продуктивности, к школьной неуспеваемости, является снижение мотивации и искажения в формировании эмоционально-волевой сферы. Эту форму ЗПР необходимо отличать от явлений педагогической запущенности. При педагогической запущенности наблюдается недостаточность знаний и умений ребенка, снижен круг представлений вследствие недостаточности информации и бедной среды, окружающей ребенка. При восполнении информации ребенок быстро усваивает и приобретает знания и умения, накапливает впечатления. ЗПР психогенного происхождения является следствием длительных патологических состояний, действующих системно, и она не может быть преодолена только за счет передачи информации и создания благоприятных условий среды. ЗПР церебрально-органического происхождения. У ребенка имеется органическое поражение ЦНС. Повреждения мозга у ребенка преимущественно происходят на поздних сроках внутриутробного развития, в период родов и в первые дни после рождения. В большинстве случаев задержка в развитии у таких детей полностью не может быть преодолена, она может быть компенсирована только частично. Более благоприятным является вариант, когда у ребенка на первый план выходит нарушение внимания и двигательная расторможенность, и в меньшей степени страдает память и мышление. Марковская описывает два варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза. 1-й вариант – с преобладанием явлений органического инфантилизма: у детей наблюдается меньшая тяжесть мозговых поражений, прогноз развития и преодоления задержки развития более благоприятный. У детей преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, нарушения высших психических функций носят мозаичный и в основном динамический ха­рактер, обусловленный низким психическим тонусом и повышенной истощаемостью, недоразвитием регулятивных механизмов психи­ки. Первичные нарушения интеллекта отсутствуют: вербаль­ный и невербальный интеллект находятся в среднем в пределах возрастной нормы. Снижена умственная работоспособность и внимание. Данный вариант наблюдается также у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Для2-го варианта характерна большая тяжесть мозговых поражений, их локализация в теменной и височной областях головного мозга, для них прогноз менее благоприятен. При этом варианте преобладают нарушения познавательной деятельности, то есть памяти, мышления и воображения. Наблюдается первичная дефицитарность высших пси­хических функций: трудности восприятия усложненных объектов, нарушения зрительно-моторных координаций, пространственной ориентировки, фонематического слуха, слухоречевой памяти, активной речи, недостаточность словесно-логического мышления. По­казатели коэффициента интеллекта (общего, вербального и невербального), измеренные с помощью теста Векслера, находятся в пограничной зоне между нормой и умственной отсталостью.

Сегодня мы попытаемся разобраться в одном сокращении, которое наводит страх на многих родителей. ЗПР - что это такое? Поддается ли это состояние коррекции?

В медицине это обозначается как гиперактивность: ребенок вертится, не может устоять на месте, не в состоянии дождаться очереди в игре, отвечает, не дослушав вопрос до конца, у него не получается говорить или играть тихо.

Нарушения при ЗПР

Что это такое - теперь понятно. ЗПР часто выражается и в темпах речевого развития. Как правило, ребенок с данной проблемой в общении уделяет больше внимания жестам и интонации, имея ограниченный словарный запас. Нарушения при этом носят обратимый характер, поддаваясь коррекции. С каждым годом ребенок все больше догоняет своих сверстников, преодолевая речевую недостаточность.

Наблюдается у таких детей и отставание во всех формах мышления (анализ, обобщение, синтез, сравнение). Они не могут выделить, например, основных признаков при обобщении. Отвечая на вопрос: «Как можно назвать одним словом платье, брюки, носки, свитер?» - такой ребенок скажет: «Это все нужное для человека» или «Это все лежит у нас в шкафу». При этом дополнить предлагаемую группу предметов дети с ЗПР могут не затрудняясь. При сравнивании предметов этот процесс проводят по случайным признакам. «Чем отличаются люди от зверей?» - «Люди ходят в пальто, а звери - нет».

Проблемы коммуникативной адаптации детей с ЗПР, что это такое

Отличительной чертой детей с ЗПР является проблематичность межличностных отношений для них как со сверстниками, так и со взрослыми. Потребность в общении у таких детей снижена. В отношении взрослых, от которых они зависят, у многих обнаруживается повышенная тревожность. Новые люди таких детей привлекают гораздо меньше, чем новые предметы. При появлении проблем ребенок скорее прекратит свою деятельность, чем обратится за помощью к кому-либо.

К «теплым» отношениям со сверстниками дети с ЗПР, как правило, не готовы, сводя их к чисто «деловым». Причем в играх учитывается интерес лишь одной стороны, а правила всегда имеют жесткий характер, исключающий любые вариации.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: