Признаки изменения психики. Какие изменения в психике отмечаются у пожилых людей

Много писать об этом в литературе для широкого круга читателей не принято. Но практически любой из нас наблюдал это у кого-то из родственников. И каждого третьего из нас это ожидает после 60-65-ти лет. Это – атеросклероз сосудов головного мозга. Можно ли эту напасть встретить достойно? И есть ли возможность отодвинуть ее по времени хоть на чуточку? Об этом и поговорим сегодня.

Синдром катастрофы

Системному патологическому состоянию атеросклероза предшествует отложение жироподобного вещества в тканях стенок сосудов. В результате к коре не поступают в должной мере питание и энергия, что и приводит к целому ряду симптомов.

Появление первых признаков атеросклероза – забывчивости, быстрой утомляемости, незначительных интеллектуальных затруднениях человек в состоянии фиксировать сам. Послушайте трогательную историю о том, как ответил на предложение продолжить возглавлять кафедру Дерптского университета известнейший немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Он сказал: «Пока происходящее со мной ввиду моего возраста очевидно лишь мне одному. Но спустя какое-то время, все поменяется, о досадных особенностях моей болезни станет известно всем, однако, они уже не будут осознаваемы мной».

Если человек не находит в себе мужества или мудрости признать подобное положение дел, не отдает себе отчета в происходящем, заболевание будет прогрессировать. А это чревато внезапным наступлением того, что американскими психиатрами принято называть термином «синдром катастрофы». То есть человек входит в состояние, при котором испытывает страх от ощущения полной потери самоконтроля. Он не может нормально (читай: логично) воспринимать привычную реальность, не понимает, что происходит вокруг и с ним самим. В его сознании смешивается внешнее и внутреннее, причины и следствия, события и чувства.

Атеросклеротические изменения психики влекут нарушения . Эти нарушения своеобразны, часто они характеризуются тем, что быстрее забываются события, случающиеся здесь и сейчас, либо в совсем недавнем времени. Слышали о законе Рибо? – запомнившееся позже сотрется из памяти раньше. В соответствии с этим законом пожилой человек отлично помнит многое из того, что произошло много лет назад, в детстве или юности. Он может даже припомнить подробности и какие-то детали. А вот то, что случилось вчера или несколько часов назад, он помнит плохо, словно сквозь дымку, а через короткое время и вовсе забывает.

Например, он затрудняется сказать, что он ел на завтрак (и ел ли вообще), куда положил квитанции на оплату электроэнергии, которые только что держал в руках, за чем он пришел в магазин и т.д.

Обидчивы, капризны и плаксивы

Довольно часто встречающееся расстройство при атеросклерозе – слабодушие. Я говорю об особой сентиментальности, когда человек, например, не в силах сдержать слезы при просмотре мыльной оперы, при виде маленького котенка, симпатичного карапуза или милой старушки. Эти слезы – не показатель ярких душевных эмоций, а частый и преимущественно непроизвольный акт, нередко сопровождающийся приторной ласковостью и уменьшительными суффиксами в речи (так наз. сюсюканье). Бедняжечка – про героиню сериала, ути-пути и кисонька – про котенка, славненький и крепенький – про малыша, чистенькая и миленькая – про старушку. И т.д.

Впрочем, можно отметить и оборотную сторону слабодушия. Человек, чью психику затронули атеросклеротические изменения, становится чрезмерно обидчив. Он припоминает застарелые неприязненные отношения с кем бы то ни было, давние скандалы и ссоры, обижается по пустякам и долго (насколько это позволяет ему его заболевание) хранит в себе это негативное чувство. Часто общение такого человека с родственниками и близкими людьми сводится к нескончаемым взаимным упрекам.

У больного без видимых на то причин, по мнению окружающих (родных и близких), портится характер. Изменение личности происходит, как говорят медики, по типу «карикатуризации», т.е. особенности, присущие человеку ранее, усиливаются до невыносимости (карикатурно). Так, из экономных появляются скряги, из осторожных – подозрительные, из консерваторов – вечно брюзжащие ворчуны, из тонко чувствующих – капризные эгоисты и т.д.

Впрочем, медики говорят и об универсальных закономерностях – склонности к пессимизму, осуждению и неприятию людей, нарастании эгоцентризма, когда все происходящее вокруг воспринимается человеком только через психические установки «А как это отразиться на моей жизни?», «А мне от этого будет хорошо или плохо?», «А что мне это даст?» и др.

В связи со всем вышеизложенным появляются закономерные вопросы – что делать? Каким образом предотвратить? как уменьшить симптомы атеросклероза? Ответы на эти вопросы – в следующей статье. Следите за обновлениями сайта.

Людмила Новицкая, врач-терапевт.

Менопауза – естественный этап развития женского организма. Его не удастся пропустить и не получится игнорировать. Поэтому лучший вариант – подготовиться к наступлению менопаузы, зная, какие изменения в психическом состоянии она может вызвать.

Что такое менопауза?

Менопауза – это природные изменения в женском организме, связанные с прекращением менструаций и концом репродуктивного периода. Обычно эти изменения проходят у женщин в возрасте 40-50 лет.

Часто считается, что климакс – это обязательно депрессивные состояния, бесконечные истерики и непрекращающийся невроз. Однако не все женщины переживают менопаузу так. Поэтому сразу настраиваться на плохое – это заведомо ложный путь.

Изменения в жизни

Важно знать, что менопауза проходит в определенном возрасте, и с ним часто связывают многие негативные процессы в психике женщины. Поэтому называть их психическими последствиями климакса будет неразумно, равно как и преодолевать все это одинаковыми методами.

40-50 лет – это и возраст наибольшего расцвета у женщин. Возраст, когда они достигают успеха на работе , находятся на высоких позициях или успешно занимаются своим бизнесом. В этом возрасте, как никогда, женщина раскрывается как женщина, заслуживает настоящей любви и восхищения.

Если женщина замужем, это возраст, как правило, уже второй семьи (либо самый устойчивый период первой). Женщина уже прошла все стадии «приживания» с мужем, их отношения уже спокойны и стабильны. И на фоне всего этого спокойного счастья резко возникают проблемы со здоровьем, когда начинается менопауза.

В эти годы обычно у женщин уже взрослые дети, которые строят свои семьи и уходят из «отчего дома». Однако есть процент женщин, которые в этом возрасте одиноки. Именно из-за неподготовленности к одиночеству, а также с учетом изменений в организме, могут начаться серьезные трудности в работе и в семейных отношениях.

Давайте подробно рассмотрим психическое состояние женщины в период менопаузы.

1. Об истериках

«Люде было 48 лет, когда я заметил, что даже самые мелкие вопросы, которые не стоят никакого внимания, у нас перерастают в крупные скандалы. Не купил молока – плохо, купил молока – плохо, потому что не посмотрел, что нет еще и хлеба, позвонил спросить, купить ли еще что – невнимательный и не могу сам решить, что делать.

Раньше таких вопросов не возникало, а сейчас из пакета молока у нас, образно выражаясь, вытекает целая истерика, которая заканчивается перечислением всем мыслимых и немыслимых моих недостатков и ошибок в поведении», – рассказывает Дмитрий, 51 год.

Что происходит?

Действительно, в период менопаузы женские истерики – явление достаточно распространенное. Истерика – это прямое следствие гормональных изменений и сопутствующей им резкой смены настроений. В этот период женщина реагирует на все происходящее острее, принимает близко к сердцу те вещи, на которые раньше не обращала внимания.

Что делать близким?

Все, чего хочет женщина добиться таким поведением – выплеснуть тот внутренний дискомфорт, который одолевает ее, и с которым она не может справиться одна. Поэтому важно помнить, что все упреки относятся не к мужу, а к ней самой. Не все могут испытывать такие депрессивные состояния и одновременно признаваться себе в том, что виной этому – они сами.

Мужчине лучше отстраняться от необоснованных претензий в ее истериках и сохранять спокойствие. Не нужно говорить ей, что все, что она чувствует и думает – это глупость. Возможно, это и правда. Но зачастую женщину успокаивает тот факт, что мужчина просто позволяет ей испытывать такие чувства. И это характерно для женщин не только в период менопаузы.

Если женщину расстроила ситуация с пакетом молока, близким не стоит кричать в ответ, что расстраиваться из-за этого глупо. Лучше обнять ее и сказать, что они понимают ее расстроенные чувства и в самое короткое время обязательно найдут молоко, даже если для этого нужно будет купить корову.

Особенно важно так делать мужчинам, дети могут просто промолчать. Мужское спокойствие – уникальный и всегда действующий рецепт женского умиротворения. При этом важно различать спокойствие (читай – принятие) и равнодушие. Последнее вызывает еще большую бурю эмоций.

Истерикой женщина хочет получить эмоции . И от близких зависит, как она их получит – либо с любовью, либо руганью и последующей напряженной атмосферой дома.

2. «Я боюсь остаться одна!»

«Я помню тот период очень хорошо. Говорят, что менопауза не у всех сопровождается какими-то депрессивными состояниями. Тогда я искренне верила, что меня эта участь все-таки обошла стороной, но сейчас понимаю, что это не так.

Мне было внутренне очень некомфортно, все казалось не так: и детей не так воспитала, и на работе ничего не достигла, хотя все было не так трагично. Тогда больше всего я боялась остаться с этим наедине, без мужа. Дети к тому времени уже жили не с нами, и он был единственным близким мне человеком.

Я не отпускала его в командировки, постоянно звонила, спрашивала, где он, устраивала истерики, когда он задерживался или проводил время с кем-то другим. Я делала трагедию из того, что он не заметил, какой вкусный ужин я приготовила, или что я поменяла прическу», – делится Валентина, 49 лет.

Что происходит?

Период менопаузы часто сопровождается уходом детей из родительского «гнезда», стабильностью отношений с мужем. На фоне этого происходит вполне естественный для женщины процесс – боязнь одиночества . И это не связано только с менопаузой, скорее это обычные процессы, проходящие в жизни почти каждой женщины в 40-50 лет. Менопауза может только обострять эти процессы.

Поэтому списывать страх одиночества или требование повышенного внимания только на климакс совершенно не стоит. Подумайте о том, что женщина в этот период теряет то, чему она посвятила практически всю свою жизнь, и ее состояние перестанет вам казаться таким странным и необъяснимым.

В период менопаузы женщина становится более чувствительной. Ранее, когда ее жизнь была на подъеме, она легко справлялась со всеми трудностями. Сейчас же она чувствует, что появились такие проблемы, с которыми она просто не может справиться и которые она не контролирует. Кроме того, былая привлекательность начинает понемногу покидать ее, и для того, чтобы не потерять веру в себя, женщине необходимо ощущать поддержку близких и особенно мужа.

Женщине важно знать, что в ее отношениях ничего не изменится от того, что у нее начались проблемы со здоровьем и каким-то образом начала меняться ее внешность. Внимание для женщины в этот период также значит, что она кому-то нужна, ее не бросят, и она не останется со своими проблемами один на один.

Что делать близким?

Требование повышенного внимания из-за боязни одиночества вызывает чаще всего одинаковую реакцию у всех людей: дистанцироваться – в лучшем случае, и ответить истерикой на истерику и дистанцироваться – в худшем. Хотя в таких ситуациях все-таки руководствоваться первым появляющимся инстинктом крайне опасно.

Мужу в такой ситуации стоит предугадывать (задача не из легких, мы понимаем!) женское поведение, и вместо того, чтобы потом отвечать на вопросы рассерженной жены «Где ты был? Трудно позвонить, что ли, было?», лучше позвонить заранее и ответить на все еще незаданные вопросы. Гневаться, упрекая жену в тотальном контроле, тоже не самый хороший вариант, ведь свое поведение женщина уже поменять вряд ли сможет.

Менопауза – это самое время доказать жене еще раз, что ваши отношения строятся уже на более прочной основе, чем внешность. Фраз типа «Ну мы же столько лет вместе, разве ты еще не поняла, что я тебя люблю? Я же не мальчик доказывать это!» – недостаточно. Без них, конечно, тоже не обойтись, но важно помнить, что сейчас нужны именно доказательства, а точнее – подарки, комплименты, сюрпризы, приятные слова.

Также мужчине стоит больше времени проводить с женой, разговаривать с ней, устраивать совместные поездки.

Детям же стоит почаще вспоминать о родителях, проводить с ними время, например, выбираться на дачу /пикники /за город. Стоит позволять общаться с внуками. Активная вовлеченность в жизнь семьи не позволит женщине почувствовать одиночество.

3. «Я никому не нужна!»

«Больше всего, – признается Тамара, – меня тогда расстраивало то, что я была никому не нужна. Дети проводили время со своими семьями и приходили к нам только по праздникам. Муж уже был на пенсии и, несмотря на это, уделял внимание только своему увлечению – истории, к нему постоянно ходили ученики, а я только как тень слонялась по квартире. Мне казалось, что если я исчезну, то никто и не заметит моего отсутствия».

Что происходит?

Теряя былую физическую привлекательность, женщина чувствует, как жизненная сила покидает ее. Размеренность жизни уменьшает количество получаемых эмоций, и из-за этого женщина чувствует психическую опустошенность. Занятость близких своими делами делает ненужной заботу и внимание женщины, а это вообще разрушает ее психику.

В период менопаузы женщина теряет внимательность, концентрацию, быстрее устает. Все это интуитивно говорит ей о том, что она уже не сможет быть так полезна и нужна всем окружающим, как раньше. Поэтому даже незначительное уменьшение внимания со стороны близких людей в ее адрес воспринимается как трагедия. А отсутствие необходимого внимания на протяжении долгого времени – это уже прочная основа для депрессии.

Что делать близким?

Чтобы не дать женщине окончательно утратить веру в себя, близким необходимо советоваться с ней, рассказывать ей о своей жизни, делиться чем-то, благодарить за заботу и внимание, просить что-то. Все это может помочь женской психике восстановиться.

Кроме того, сейчас женщине важно понять, что ее любят и ценят не за то, что она делала или говорила, а просто потому, что она – это она. Это очень сложно, и тем не менее, осознание этого поможет женщине слезть с коня, приостановить борьбу за внимание и любовь, успокоиться и наслаждаться своей жизнью.

Комментарий психолога

Наш эксперт Елена Шубина считает, что «повышенная возбудимость и истеричность – это всегда показатель того, что человек не справляется . Значит, если мы все поможем ему выйти из ситуации, уйдет львиная доля истеричности. Кроме того, если женщина живет в ладу с миром и с собой, то менопауза не очень страшна для нее. Намного страшнее она для женщин, которые считают, что чего-то не успели, в чем-то не состоялись, плохо выглядят, накопили в себе много обид».

Как помочь женщине в это время? Всем нам нужно внимание и любовь ! «Единственное, что я бы не советовала делать, – говорит Елена, – это устраивать такой «театр всеобщей любви», который иногда устраивают родственники и друзья, когда с человеком что-то происходит. Фраза «а ты у меня еще ого-го!», сказанная на фоне проходящей мимо юной красотки, может ранить намного больше, чем просто молчание. И вообще, в отношениях близких людей должно срабатывать железное правило: то, что можно сказать без слов – действиями, лучше говорить без слов!»

Мужьям психолог советует делать для своих жен то, что они делали, когда ухаживали за ними. Приглашайте на танцы, в кино, дарите цветы, покупайте драгоценности и красивое белье. Но не переборщите! Потому что грань между настоящим и смешным, старательным и фальшивым очень тонка.

Детям Елена предлагает понять, что если у мамы наступила менопауза, то некоторые вещи ей становится делать чуть сложней: уже трудно просыпаться очень рано и ложиться поздно, могут раздражать громкие звуки и голоса, чаще болеть голова. Просто учитывайте это, не «вешайте» на нее в это время маленьких детей и большие уборки в доме. Будьте внимательнее к ней.

1. Следите за своим психическим состоянием и задавайте себе позитивный настрой

Возможно, это и звучит смешно, но психологи в один голос говорят: настрой – самое важное, что делает результат любого действия, за которое мы беремся. Поэтому еще до периода менопаузы следует точно определить и сказать себе, почему вы счастливы, поблагодарить жизнь за прекрасного мужа/детей/работу/увлечения.

Так в менопаузу вы уже войдете счастливым человеком и в особо серые или черные дни вы сможете всегда напомнить себе, что на самом деле вы счастливы! А то состояние, что вы испытываете сейчас – временное и просто вызванное естественной перестройкой организма.

2. Не забывайте о своей жизни!

Посвятив всю жизнь работе, мужу и заботе о детях, вы рискуете в период менопаузы впасть в депрессию, из которой выбраться вам сможет помочь только квалифицированный психотерапевт.

Заботиться о домашних, безусловно, нужно и это наверняка самое правильное предназначение женщины. Но дети уходят из семьи, отношения с мужем становятся ровными и спокойными, а душа по-прежнему просит эмоций. Поэтому нужно развиваться, посещать культурные мероприятия, общаться с подругами, найти увлечения. Посвящение времени себе взращивает женскую психическую энергию, а это, в свою очередь, помогает всей семье.

Часто женщинам в период менопаузы становится безразличен их внешний вид: «Если не будет, как раньше, то все равно, как я выгляжу!» Приятие своей природы – самый лучший способ вернуть любовь к себе. Ведь после 30 вы не погрузились в депрессию из-за таких же изменений и научились быть шикарной женщиной независимо ни от чего! Что же мешает вам сейчас?

3. Соблюдайте режим дня и правильно питайтесь

Некоторые врачи говорят, что правильный режим дня и правильное питание – это вообще лекарство от всех болезней.

В период менопаузы для того, чтобы выровнять психическое состояние, женщине необходимо ложиться спать в одно и то же время, делать умеренное количество физических нагрузок, правильно и вовремя питаться, делать травяные ванны , массаж, растирания и много гулять на свежем воздухе.

4. Радуйте себя

Исследования говорят о том, что при климаксе у женщин часто развивается дефицит серотонина и норадреналина, которые отвечают за радость в жизни и ощущение счастья. Поэтому женщинам необходимо кушать сладкую пищу, чаще бывать на солнце и находиться в светлом пространстве.

Также уровень этих гормонов поднимают физические нагрузки – тренажерный зал, фитнес, танцы. Не стоит забывать и про секс: интимные отношения с любимым мужчиной с легкостью стирают все негативные последствия менопаузы.

5. Следите за своими эмоциями

Следить за своими эмоциями – не значит «загонять» негативные переживания глубоко внутрь, а значит анализировать их. Зная настоящую причину, не составит проблемы избавиться от них мирными способами.

Осознанность в поведении – признак взрослого человека. Менопауза – это процесс, происходящий в организме и неподвластный вашему контролю. Но вы всегда можете контролировать свое поведение.

Не стоит все пускать на самотек, внимательно прислушивайтесь к своим потребностям, ощущениям. Если хочется плакать просто так – плачьте. Если посещают грустные мысли – просите о помощи мужа, подруг, детей, а не требуйте внимания и помощи агрессивными путями, позволяйте себе радовать себя. Если посещают состояния неконтролируемой истерии, то разработайте свою систему по контролю своего состояния – считайте до 10, используйте дыхательные практики и т.д.

Если вы не можете смотреть на себя в зеркало, то оглянитесь на свою жизнь, посмотрите, что есть в ней сейчас, найдите то, чем вы гордитесь и чему можете радоваться – и радуйтесь. Ведь в любом возрасте красота зависит только от внутреннего настроя. Счастливый человек не может быть некрасивым.

Если вы одиноки

Наиболее тяжело период менопаузы переносится женщинами, рядом с которыми нет мужчины. Часто происходящая в это время переоценка ценностей заставляет по-новому посмотреть на годы, потраченные на карьеру. Становится грустно от того, что начальник не может поддержать в трудный период, работа не может крепко и тепло обнять, а на зарплату не покупаются искренние чувства.

«По статистике, именно в приближении возраста менопаузы такие женщины вдруг начинают вспоминать о том, что в мире есть мужчины, и пытаются «запрыгнуть в последний вагон», все-таки построить семью, – рассказывает Елена Шубина. – Вроде бы нормальное желание, но… если вы много лет не катались, допустим, на коньках, вам будет трудно встать на них и сразу же сделать «ласточку» на льду, ведь так? Так же и здесь!

Если женщина долго игнорировала мужской мир, ей придется заново учиться взаимодействовать с ним. А это непросто. Времена рыцарей без страха и упрека прошли. С мужчинами сейчас в принципе сложно. Поэтому, если вас постигла неудача, даже несколько неудач, не ставьте на себе крест, продолжайте искать!»

Даже если вам далеко до менопаузы, и вы прочитали эту статью просто из любопытства, мы советуем вам не откладывать работу над собой и своей жизнью в долгий ящик. Тогда вы сможете прийти к тому периоду, о котором мы говорили, без багажа психических проблем и трудностей.

Если же менопауза для вас сейчас – самая актуальная тема, то самое время вспомнить крылатую фразу, что наверняка «…после 40 жизнь только начинается!». В элегантном возрасте уже окончательно становится понятно, что такое настоящая красота и откуда она исходит. И менопауза – это еще один повод об этом вспомнить!

И мы уверены, что в ваших силах подтвердить это своим примером.

В старости человек теряет способность адаптации к новым ситуациям, способность положительного видения мира и людей, чувство юмора. Всё меньше и меньше его интересуют общие вопросы, а также проблемы друзей и даже близких. Он отодвигается, отступает, а окружение не может, а иногда и не хочет наладить с ним контакт.

От такого состояния духа и ума старых людей – только шаг к депрессии, галлюцинациям или другим расстройствам и даже психическим заболеваниям.

Депрессия часто бывает в старости

Бич людей пожилого возраста – депрессия, часто не распознаётся даже врачами. Подсчитано, что от неё страдает до 50 процентов пожилых людей. Её редко лечат, потому что бытует мнение, что старость должна быть грустной, а седой и морщинистый человек имеет право быть мрачным, ныть и на всё жаловаться.

А между тем, это симптомы депрессии , которую можно успешно лечить, хотя это и нелегко. Врачи, особенно первого контакта, как правило, этого не умеют. Они выписывают пожилым пациентам дозы лекарственных средств, предусмотренные для людей среднего возраста. Не учитывают того факта, что старый организм хуже усваивает любые вещества. В результате, через несколько дней больной получает побочное действие препарата. И болезнь развивается.

Поэтому, если у близкого пожилого человека происходит ухудшение настроения, повышение аутокритичности, нарушения сна и аппетита , тревожность, беспокойство или заторможенность движений, нужно проконсультироваться у специалиста, то есть у психиатра. Он определит, является ли это кратковременным расстройством или началом тяжелой болезни (депрессия у многих пожилых людей ведёт к самоубийству).

Нарушения памяти в старости: синдром заходящего солнца

Примерно 20 процентов старых людей имеет расстройства сознания, как результат ишемии и гипоксии мозга. Наиболее банальная причина – обезвоживание . Это связано с тем, что в пожилом возрасте уменьшается желание пить и частно назначается приём мочегонных лекарств (чтобы ликвидировать отеки).

Когда организм имеет слишком мало жидкости, кровь становится вязкой и медленнее циркулирует, следовательно, в мозг поступает меньше кислорода и глюкозы. Этого достаточно, чтобы произошли нарушения сознания.

Болезнь старости....

Наиболее распространенными являются, так называемые, помутнения сознания , развивающиеся в синдром заходящего солнца. Помутнения – это короткие, длительностью в несколько минут, максимум час, повторяющиеся по вечерам периоды, когда человек забывает совсем недавние события повседневной жизни. Это первый признак синдрома заходящего солнца . Утром и до полудня пожилые люди находятся в отличной форме, всё правильно запоминают. А вечером понижается давление, кровь течет по венам лениво и всё начинается смешиваться.

Пожилой мужчина говорит жене: «Мы должны были пойти в магазин, когда мы пойдём за покупками?» А жена удивляется и отвечает: «Ведь мы с утра ходили по магазинам».

Эти нарушения явно ухудшаются ночью. Тогда семья замечает, что с пожилым родственником невозможно договориться, потому что он говорит странные вещи или ведет себя странно, например, одевается и хочет пойти домой. Объяснение, что здесь его дом не помогает. Например, бабушка помнит, что под окном её комнаты был столик (было это 30 лет назад), которого здесь нет. Мало семей ведёт такого родственника к врачу.

Между тем, болезнь будет развиваться. Даже небольшие, короткие нарушения сознания всегда предполагают, что система снабжения мозга кислородом нарушена. А причин такого состояния много и распознать их может только врач-специалист.

Мозг стареет так же, как и остальные части тела. Скорость этого процесса зависит от многих факторов. Психологи утверждают, что от рождения мы набираем, так называемый, резерв избыточности мозга , то есть запас возможностей для создания новых связей между нейронами, которые определяют ясность мышления. Чем больше будет этот запас, тем дольше мозг сохранит активность в старости. Когда процессы обновления соединений между нейронами становятся медленнее, а распад – быстрее, тогда мозг начинает расходовать резерв. А когда он иссякнет, у человека меняется мышление.

Опасные заблуждения старости

В пожилом возрасте начинаются проблемы с рациональным мышлением и рациональной оценкой событий . Так, например, когда взрослая дочь уезжает из дома, мать в возрасте 50 лет может себе сказать: «Да, я тоже когда-то покинула родительский дом, но ведь не перестала любить своих родителей, а они меня». Но, если дети уходят от матери преклонного возраста, она думает уже по-другому: «Я им больше не нужна. Я помогла им вырастить внуков, но теперь они оставляют меня одну. Когда приходят, то только делают вид, что хотят узнать о моём здоровье, а, действительно, они хотят денег». От этого только один шаг до обвинения: «В последнее время у меня из коробочки в комнате пропали деньги. А ведь я выходила на кухню, когда у меня была дочь». Такого рода рассуждения о событиях складываются в логическое целое, потому что наш мозг имеет тенденцию к образованию логически целых систем, даже если они основаны на ложных предпосылках.

Люди, страдающие от мании, очень несчастны и очень неприятны для окружающей среды. Он чувствуют страх, который идёт рука об руку с чувством агрессии против всех – близких и чужих. Все постоянно замышляют что-то плохое. Больной чувствует угрозу, боится подойти к кому-то, с кем подружиться, потому что именно этот человек может оказаться врагом.

В крайних случаях, старый человек баррикадирует себя в квартире, отключает подачу газа, вырывает электрические провода из стен или собирает в квартире вещи, найденные в мусорных баках.

Бред, даже в начальной стадии, нужно лечить. Наиболее полезна в этом плане психотерапия, которая помогает избавиться от убеждения, что окружающий мир – это территория ожесточенных боев, и понять, что есть человеческая доброта и желание взаимопомощи.

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

  • субъективной оценке;
  • личностному анализу;
  • имеющемуся у человека житейскому опыту;
  • запасу знаний;
  • интересам;
  • устремлениям;
  • складу характера;
  • комплексам и т. д.

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

  • найти место в мире;
  • взаимодействовать с действительностью;
  • выстраивать отношения в социуме;
  • поступать определенным образом в различных ситуациях.

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

  • гормональные изменения;
  • беременность;
  • уход за детьми;
  • менопауза и многие другие.

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

  • компонентный (критический аспект);
  • эмпирический аспект;
  • контекстный или ситуативный (практический аспект).

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

  • способны с легкостью адаптироваться к окружающей среде;
  • могут изменяться, попадая в другие среды;
  • готовы корректировать свою среду обитания, когда это необходимо.

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

  • первый уровень – доконвенциональная (преднравственная) мораль, имеет отношение к моральной аргументации, и обуславливает поведение, основанные на правилах и страхе наказания (первый этап) и корысти (второй этап);
  • второй уровень – традиционная мораль, выражается в стремлении соответствовать ожиданиям социума и помогать другим (третий этап), соблюдая закон и поддерживая порядок (четвертый этап);
  • третий уровень – постконвенциональная мораль (самая высокая ступень), связана с принятием относительности и изменчивости правил и законов (пятый этап), а также с совестью, направленной на решение проблем и защиту прав человека (шестой этап).

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

  • память;
  • восприятие;
  • мышление;
  • сны и пр.

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

  • волю;
  • интеллект;
  • речь и т. п.

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

  • движения;
  • дыхание;
  • речь;
  • чувствительность и т. д.

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

  • теменную;
  • затылочную;
  • височные.

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

  • с концентрацией внимания;
  • проблемы крупной и мелкой моторики;
  • не способен критично относиться к себе;
  • не терпит критики со стороны;
  • не способен к позитивным изменениям, личностному росту, так как не признает ошибок и не умеет их анализировать.

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

  • сознание;
  • автобиографическую память;
  • личностную идентичность;
  • самоконтроль поступков;
  • точный самоанализ;
  • способность контролировать свои мысли.

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

  • сознательное,
  • подсознательное,
  • бессознательное.

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

  • она, как нематериальный «жесткий диск», хранит воспоминания;
  • а также, как нематериальная «пищеварительная система», «переваривает», анализирует информацию, знания, ощущения, опыт.

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

  • интеллектуальные или когнитивные (способствуют развитию познавательной деятельности);
  • коммуникативные (обеспечивают общение в социуме);
  • эмоционально-волевые (определяют поведение, поступки людей).

В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида, опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

  • характеру эмоций (стыд, печаль, тревога, агрессия и т. д.);
  • уровню психического напряжения;
  • интенсивности переживаний;
  • физиологическим проявлениям;
  • продолжительности;
  • общему настроению (позитивное, негативное).

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Среди свойств человеческой психики выделяют:

  • направленность личности, которая является основным свойством психики (объединяет мотивы и цели);
  • характер человека (совокупность устойчивых состояний психики, свойственных
  • для конкретного человека);
  • его темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
  • индивидуальные способности (общие и специальные, таланты).

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

  • состояния здоровья в целом;
  • когнитивных способностей;
  • социального окружения;
  • экономического благополучия;
  • экологии и т. д.

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

  • воспитания и обучения;
  • информирования, в том числе ложного, дезинформирования;
  • агитации;
  • пропаганды;
  • манипуляций сознанием;
  • зомбирования.

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

  • нормальная самоидентификация личности в пространстве, времени и т. д.;
  • типичные, адекватные эмоции, переживаемые в определенных ситуациях;
  • критичное отношение к себе, собственным возможностям, поступкам и пр.;
  • возможность властвовать собой, своими чувствами, в соответствии с ожиданиями общества, социальными нормами, общественной моралью, светскими законами;
  • стремление к долгосрочному планированию, осуществлению поставленных целей;
  • пластичность поведения при смене обстоятельств, условий внешней среды.

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

  • ассоциированные с органическими поражениями;
  • поведения и психики, коррелирующие с употреблением веществ с психоактивными свойствами;
  • настроения;
  • шизофренические, бредовые;
  • поведения, обусловленные физиологическими нарушениями;
  • соматоформные и невротические, как последствия стрессов;
  • обусловленные умственной отсталостью;
  • ассоциированные с нарушениями развития психики;
  • эмоциональные и поведенческие (у детей и подростков);
  • личностные и поведенческие (в зрелом возрасте);
  • психические расстройства (без дополнительных определений).

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

  • эндогенные;
  • экзогенные.

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

  • Депрессивные расстройства диагностируют в популяции, в соответствии с различными данными, у 9-20% от общего числа населения.
  • У 5-10% наблюдаются реккурентные депрессивные расстройства.
  • 5-10% людей испытывают тревожные расстройства.
  • До 8% жителей земли страдают алкогольной зависимостью.

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

  • мании;
  • депрессии;
  • биополярные расстройства психики.

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

  • генерализованные;
  • социальная тревожность;
  • постстрессовые или посттравматические;
  • панические;
  • обсессивно-компульсивные;
  • фобии.

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

  • Человек неадекватно воспринимает реальность, его мышление нарушено.
  • Он может видеть то, что не существует.
  • Слышать голоса.
  • Им могут владеть бредовые идеи, которые он отстаивает с особой горячностью.

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

  • психологических;
  • биологических;
  • социальных.

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

  • гипертрофированные эмоции или отсутствие каких-либо изменений в настроении в тех ситуациях, когда (в норме) они должны быть;
  • нарушения общественных норм поведения (навязчивые действия, бессмысленные движения, половые извращения и пр.);
  • потеря способности к критичности, обеспечивающей верное восприятие себя и окружающего мира;
  • нарушение способностей к логическому мышлению.

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

  • бихевиоральная или поведенческая психотерапия;
  • глубинно-психологическое воздействие, основанное на психоанализе;
  • беседы, как форма поддерживающего психотерапевтического воздействия.

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

Психика в действии Берн Эрик

7. Как человек растет и меняется?

Как легко понять, одна из «целей» либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо проявляется в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы имеем индивида, находящегося в «постоянной погоне за обещанием оргазма», как удачно выразился Сен-Сир. Очевидно также, что мортидо помогает индивиду выжить, внушая ему желание устранять все, что ему угрожает. Если, однако, индивид живет среди цивилизованных людей, эти примитивные порывы ему приходится маскировать. Ввиду того что жизнь сложна и побуждения Ид фильтруются Эго, непосредственные, девственные проявления либидо и мортидо мы можем наблюдать лишь в исключительных случаях.

Ид способно только желать. Оно не способно учиться, мыслить, расти и сколько-нибудь существенно меняться (если не считать того, что в особые периоды жизни, например при половом созревании, меняется его сила). Ид управляется ищущими выход напряжениями-желаниями. С желаниями Ид может произойти одно из двух: они либо удовлетворяются, частично или полностью, либо подавляются. Когда они удовлетворяются, напряжение снимается, что ощущается человеком сразу после нормального полового акта или сразу после неудачной попытки самоубийства. Если желания Ид подавляются, то напряжение возрастает, и Ид предпринимает все новые попытки его снять.

Поскольку первичные влечения к созиданию и уничтожению фундаментально измениться не могут, рост или изменение человеческой личности происходят путем изменения способов снятия этих напряжений.

Ид способно выражаться лишь в таких формах, которые допускаются физическим состоянием тела и окружающей среды. У новорожденного многие функции еще не развиты. Ид грудного младенца не может выражаться никаким способом, связанным с самостоятельным передвижением, поскольку нервы и органы еще недостаточно развиты. Младенец лишен многих удовольствий, так как не может вполне управлять своим телом, пока не созреют нервы, ведущие к различным органам и мышцам. Он старается извлечь максимум из того, чем он может пользоваться. В момент рождения самые важные движения, подвластные ему, - это сосание и из-давание звуков. Всякое удовлетворение либидо и мор-тидо должно, следовательно, достигаться с помощью этих и других не вполне развитых механизмов. Инстинкты Ид обычно полнее удовлетворяются при контакте с другим человеком, и это подтверждается тем, что наибольшее удовольствие младенец получает, когда его прикладывают к материнской груди.

По мере того как ребенок растет, его нервная система овладевает все более широким диапазоном движений и действий, что открывает новые пути для удовлетворения Ид, - пока наконец не наступает половая зрелость, когда становятся достижимыми конечные цели Ид - полноценная сексуальная активность и агрессия. Возможности получать удовольствие ширятся, и вместе с тем расширяется круг деятельности, поскольку человек любит жить возможно шире. После периода наслаждения сосанием ребенок осваивает управление своими кишечником и мочевым пузырем и обретает возможность получать большее удовольствие от их опорожнения. Новые возможности получения удовольствий открываются, когда ребенок учится пользоваться своими конечностями. Позже, когда созревают его половые органы, он пользуется ими для снятия психического напряжения. Достигая каждого нового этапа, человек более или менее перерастает удовольствия предыдущего этапа, органы же, переставшие служить для наслаждения, используются для более обыденных целей. Таким образом, сточки зрения главных источников наслаждения он переживает оральную стадию, потом анальную, телесную и, наконец, генитальную.

Однако во многих случаях человек продолжает держаться за отжившие свое способы получения удовольствия, когда новые ему не слишком удаются или когда обстоятельства мешают экспериментировать с этими новыми способами, как это можно видеть на примере ребенка-сироты, лишенного многих возможностей и потому продолжающего сосать большой палец, застряв на одной из ранних стадий развития. Он может развиваться нормально, но в периоды стресса возвращаться к одной из предыдущих стадий, отказываясь на время от некоторых новообретенных методов снятия напряжения; это можно видеть на примере достаточно подросшего карапуза, который принимается сосать большой палец, когда мать уезжает на отдых, и перестает это делать, едва она возвращается.

По мере роста и развития нервной системы, желез и организма в целом поэтапно меняются не только органы, с помощью которых Ид ребенка получает удовлетворение, но также скорость, методика, частота и сами объекты желания. На эти изменения большое влияние оказывает Эго, и происходят они обычно в соответствии с Принципом Реальности. Человек узнает, что некоторые способы получения удовольствий ведут в конечном счете к еще большей неудовлетворенности, и старается быть более благоразумным в этом отношении. Он учится на своем опыте. Ид, по-видимому, «лениво» и упрямо держится своих привычек, снова и снова пытаясь «насытиться» теми же старыми бесплодными путями. Если Эго не остережется, Ид заставит индивида повторять без конца одни и те же простые детские ошибки.

Ид не только ничему не учится, пользуясь снова и снова теми же наивными и совершенно неприемлемыми методами в своих попытках получить удовлетворение, но временами может довольствоваться фальшивыми реалиями, фантазируя, мечтая и даже пытаясь убедить Эго в реальности воображаемого - того, что мы называем галлюцинациями. Например, в состоянии алкогольной горячки вышедшее из-под контроля мортидо может искать удовлетворения в видениях змей и чудовищ, подменяя этим свое влечение к убийству или самоубийству, так как «проверка реальности» со стороны Эго дает сбои. Часто молодые люди пытаются удовлетворить свое либидо, воображая, что их любит какая-нибудь красавица, хотя та зачастую даже не подозревает об их существовании. Если молодой человек начинает по-настоящему верить в подобные выдумки, эти ложные представления называют «заблуждениями».

По мере того как человек растет и развивается, он, как правило, старается вести себя все более достойно и осторожно, воздерживаясь от поступков, способных запятнать его доброе имя и подорвать самоуважение, вследствие чего напряжения мортидо оборачиваются против самого индивида. Ребенок может дать волю своему мортидо в приступе ярости, не очень этим смущаясь, но взрослый человек, злясь или досадуя на своих коллег, обычно пытается сдержать себя, и в результате мортидо в поисках выхода может обратиться против него самого.

Два самых обыкновенных проявления мортидо в таких ситуациях: повышение артериального давления и изменение просвета кровеносных сосудов желудка. Частые трансформации эмоций в физические реакции могут привести к более или менее стойким изменениям. Например, кровяное давление может не нормализоваться после спокойных выходных, как мы видели на примере мистера Кинга, а постоянные нарушения желудочного кровообращения могут привести к язве желудка. Профилактика подобных проблем заключается не в том, чтобы бить по щекам секретаршу или пинать прораба в мягкое место, но в том, чтобы научиться не раздражаться по пустякам, к числу которых следует относить и финансовые потери. В конечном счете лучше иметь в целости желудок, чем деньги. Но слишком часто люди предпочитают сохранить за собой кабинет, обставленный мебелью красного дерева, а желудок отдать на растерзание хирургам.

По мере роста индивида Эго все более эффективно исполняет три своих задачи, которые состоят в облегчении либидо, облегчении мортидо и уменьшении угрозы со стороны внешнего мира. Хорошим примером служит земледелец, которому мортидо дает энергию «терзать» землю, а либидо - энергию ухаживать за растущим урожаем. Продажа этого урожая уменьшает угрозу голода и в то же время увеличивает вероятность дальнейшего удовлетворения либидо и мортидо, делая более реальной будущую женитьбу.

Таким образом, личность нормального человека развивается и меняется по мере того, как он учится новым методам удовлетворения своих либидо и мортидо, используя все новые органы и способности, которые становятся подвластны ему, и отказываясь от прежних, инфантильных путей. В этом росте ему содействует Принцип Реальности, помогая бороться с навязываемыми ему со стороны Ид старыми, потерявшими свою актуальность и даже опасными методами достижения удовлетворения.

Из книги NLP. Полное практическое руководство автора Олдер Гарри

УРОК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ Все меняется В этой главе: - Методики изменений - Изменение личной истории - Избавление от фобий - Подробное анкетирование личной истории НЛП означает изменения - перемены в том, что вы делаете и как мыслите, изменения отношений и убеждений. Как

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Врожденное меняется в мыслях и ощущениях По мере того как Кимберли и Рассел испытывали то, что было описано, по мере того как мы идем через Процесс Сущностной Трансформации, мы обычно спонтанно и естественно меняем свои убеждения о себе и мире. Наши ограниченные мнения

Из книги Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены автора Толстая Наталья

§ 1. Девочка растет (Из кого вырастают счастливые жены; один из подзагов: Моя подруга Мама)Мне повезло родиться в волшебном месте.Еще в позапрошлом веке ученый мировой величины Д.И. Менделеев восхищался богатством недр нашей донской земли, красотой рек и ковыльными

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

7. Как человек растет и меняется? Как легко понять, одна из «целей» либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если либидо проявляется в неприкрытой форме, как это бывает у многих молодых людей, то мы имеем

Из книги Пять путей к сердцу ребенка автора Чепмен Гэри

РЕБЕНОК РАСТЕТ Младенцы и малышиВ первые годы жизни детям необходимо, чтобы взрослые как можно чаще прикасались к ним. К счастью, брать ребенка на руки, укачивать его - это почти что инЛинкт для матери. А чаще всего и отцы активно выражают свою привязанность

Из книги. Матери, воспитывающие сыновей автора Латта Найджел

13 Личность: все меняется и остается прежним В людях (как в мальчиках, так и в девочках) интересно то, что, несмотря на все споры и дискуссии, мы, повзрослев, превращаемся в большую версию того, с чего начинали. Из разговоров с мамами и папами об их сыновьях я давно уже составил

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Все меняется Мир постоянно пребывает в движении, поэтому перемены неизбежны. Сменяются фазы Луны и времена года, планеты движутся, гаснут и загораются звезды. Даже клетки нашего организма обновляются. На различных стадиях жизни мы неизбежно сталкиваемся с

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Так меняется жизнь Примерно в это время Канаэ начала слегка тревожиться, поскольку у нее по какой-то причине нарушился месячный цикл. Мы много путешествовали, проводили занятия и семинары, и она надеялась, что ее биологические часы сбились из-за волнений и

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Все меняется в жизни Злоба - наиболее энергоемкий стресс.Если тело требует пищи, следует задуматься о том, что же Вас разозлило. Об этом обычно не думают, не хотят вспоминать, а приступают к еде. Если Вы ощущаете сытость, а аппетит не уменьшается, то начните прощать своей

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Упражнение 38 Все меняется! Прочитайте следующий текст и ответьте на поставленный вопрос. Однажды в 9 часов вечера мне звонит по телефону мать подруги моей дочери и просит одолжить ей на следующей неделе на пару часов фургон, чтобы она перевезла кое-что из мебели.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: