Примеры профессиограмм рабочих профессий. Профессиограмма для оформления инвалидности образец Как составить профессиограмму: пошаговая инструкция

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПСИХОГРАММА РАЗМЕТЧИКА 1

Современная техника машиностроения предъявляет высокие требования к точности обработки деталей машин. Но значительная часть заготовок поступает в цехи в виде отливок, поковок, проката с поверхностями нечи­стыми, неровными. Для придания детали требуемой формы и требуемого размера заготовки приходится обрабатывать на токарных, фрезерных, стро­гальных и других металлорежущих станках. В процессе обработки с заго­товки снимается излишний слой металла, называемый припуском. Чтобы снять с заготовки только припуск и получить деталь такой формы и такого раз­мера, какие соответствуют чертежу, деталь.размечают. Разметка заключается в том, что на поверхностях заготовки специальными инструментами откла­дывают в натуральную величину размеры, указанные на чертеже (рис. 3). По разметочным рискам в механических цехах ведут последующую обра­ботку заготовки.

Разметка - одна из наиболее ответственных операций. От ее качества зависит точность дальнейшей обработки детали. Разметка позволяет избе­жать брака, сэкономить материал, ускорить технологическую обработку детали, значительно повысить производительность пруда.

Разметка представляет собой сложный комплекс сенсомоторных дей­ствий, связанных с решением ряда сложных геометрических задач, воссозда­нием объекта и последующим перенесением его контура на поверхность заготовки. В процессе разметки требуется так изображать деталь на плос­кости, чтобы по полученному плоскому изображению можно было полностью определить проектируемую деталь однозначно. Особенность разметочных работ заключается в том, что подавляющее большинство решений сложных задач носит нестандартный характер и зависит только от опыта и интуиции самого разметчика. Разметочные операции состоят из множества сложных ручных операций, которые трудно, а подчас и невозможно механизировать. Это предъявляет довольно высокие требования к психомоторной сфере раз­метчика, в особенности к координации движений.

В процессе разметочных работ можно выделить шесть этапов, каждый из которых предъявляет свои специфические требования к психике рабочего.

Первый этап-планирование деятельности -включает в себя освоение чертежа, ознакомление с заготовкой, обмер заготовки, мысленное воссоздание контуров будущей детали, выбор базы, выбор инструмента, необходимого для разметки данной детали. На этом этапе от разметчика требуется тща­тельно продумать.ход и последовательность работ. Здесь особые требования предъявляются в отношении:

Глазомера,

Внимания (объем и переключение),

Памяти (особенно оперативной),

Пространственных представлений,

Творческого воображения,

Понимания технических устройств.

Силовая нагрузка на первом этапе полностью отсутствует.

Второй этап - подготовительные операции, которые производятся.с целью подготовки заготовки к разметке (очистка, окраска заготовки и т. п.). Эти операции являются наиболее простыми, не специфическими для разметчика. На этом этапе его внимание направлено в основном на моторное поле (кото­рое составляют заготовка, кисть или пульверизатор, измерительный и рабо­чий инструменты), причем движения и действия, совершаемые на этом этапе, относятся к наиболее простым по темпу, траектории, точности и т. п.

Третий этап - чертежно-измерительные операции. Они представляют собой наиболее сложный комплекс работ, занимающий центральное место в разметке,и предъявляющий целый ряд специфических требований к пси­хике человека. В чертежно-измерительные операции входят: приведение базы к плоскости -разметочной плиты; детальная выверка заготовки и выкраивание из нее детали; установка размеров на измерительных приборах и инстру­ментах; геометрические построения.

Чертежно-измерительные операции помимо чертежно-графичееких навы­ков требуют большой концентрации внимания, глазомера, зрительного и ося­зательного контроля, пространственных представлений и конструктивного воображения. Большое значение здесь имеет наблюдательность. Работа с измерительными приборами и инструментами требует сложных, координи­рованных движений, причем требования в основном предъявляются не к силе, а к точности, ловкости, корреляции и^тонкой дифференцировке движений. Часто бывает, что деталь закреплена так, что разметчику приходится произ­водить измерение и наносить размер на.поверхности детали, находясь в не­удобной рабочей иозе. При этом требуется одним движением измерительного инструмента «схватить» размер и закрепить его на шкале. Такое сложное движение успешно осуществляется в сочетании со зрительным и кинестети­ческим контролем.

При планировании операции не всегда удается предусмотреть весь ход измерений и их фиксации, а потому разметчику необходимо варьировать порядок действия в зависимости от сложности детали. Тем самым предъяв­ляются требования к умению ориентироваться в ситуации, к оперативному мышлению.

Для третьего этапа, таким образом, характерно сочетание сложных сенсомоторных действий и мыслительных операций.

Четвертый этап - решение задач по начертательной геометрии - явля­ется одним из наиболее ответственных, так как ошибочное решение задачи приводит к браку. Пространственная (объемная) разметка осуществляется при помощи проекционного метода. Успешность выполнения этой работы требует от разметчика специальных математических способностей, простран­ственных представлений, активного мышления (абстрактно-логического), кон­структивного воображения, оперативной памяти (особенно запоминания гео­метрических фигур). Решение задач сочетается в работе разметчика с необходимостью как можно точнее наносить указанные на чертеже размеры на поверхность заготовки. Эта операция предъявляет повышенные требо­вания к зрительному анализатору, в особенности к глазомерной функции.

На этом этапе необходимо отметить важную роль внимания к деталям построений и измерений. Со стороны психомоторики требуются ловкость и точность движений.при построении и измерениях детали.

Пятый этап - операции по нанесению на заготовку рисок и точек - предъявляет очень высокие требования к точности и координации движений, ибо неточно нанесенная риска приводит ж браку. Наносится риска спе­циальной разметочной чертилкой, изготовленной из металла повышенной твердости, на металлическую поверхность заготовки. При этом некоторые требования предъявляются к регулированию силы нажима, его направления и равномерности. Слабый нажим не обеспечит хорошей видимости риска, а чрезмерно сильный приведет к искажению размера. Основная область работы на этом этапе - моторное поле.

Шестой этап - операции ударные, кернение рисок и точек. Керненяе рисок позволяет довольно продолжительное время сохранять следы раз­метки. Последующая обработка деталей ведется по кернам; таким образом, очень важно нанести их с предельной точностью, что требует от разметчика сильных, быстрых и точных движений. Удар по кернеру должен быть силь­ным и метким. Эти действия весьма упражняемы, и поэтому они в значи­тельной мере автоматизируются.

На основании.проведенного анализа можно сделать выводы о требова­ниях профессии разметчика к индивидуально-психологическим свойствам индивида.

Психомоторика. Профессия разметчика не предъявляет особых требо­ваний к силе мышц, так как разметочные операции не связаны с тяжелым физическим трудом. Разметчик не имеет дело с тяжелым и крупным инстру­ментом, при разметке крупногабаритных деталей на помощь ему приходят подъемно-транспортные средства. В большей степени предъявляются требо­вания к мышечной выносливости, т. е. способности выполнять движения (со слабой и средней нагрузкой) в течение продолжительного времени.

Повышенные требования профессия разметчика предъявляет к коорди­нации движений, к устойчивости руки и ее движений, т. е. сохранению направления ее движений без колебаний и отклонений в сторону. При при­менении в разметке лекал и шаблонов, при откладывании размеров и про­ведении разметочных рисок движения должны.быть четкими, точными и устойчивыми.

Производительность труда разметчика в значительной степени зависит от времени, затрачиваемого на различные моторные действия, которые должны сочетать в себе скорость и точность. Разметчику необходима мет­кость удара при операции кернения и маркировки деталей. В основе этих профессиональных способностей лежит высокое развитие зрительно-моторной координации.

Психомоторные функции весьма упражняемы. В зависимости от про­должительности работы или обучения движения человека автоматизиру­ются, становятся все более свободными и экономными. Это, однако, не исключает необходимости определения скорости овладения двигательными навыками (обучаемости), так как индивидуальные различия в области.психомоторики достаточно велики.

Сенсорные и перцептивные свойства. Ведущее значение в работе раз­метчика имеют характеристики зрения. В процессе разметочных работ раз­метчик осуществляет зрительный контроль "за выполнением собственных действий, за показаниями измерительных приборов. К разметчику предъяв­ляются высокие требования в области зрительной чувствительности, вос­приятия пространственных отношений (расстояний, величины, формы). Важ­нейшей психической функцией для разметчика является глазомерная функ­ция. Глазомер необходим разметчику при операциях выкраивания детали из заготовки, различных измерениях и нанесении размеров на заготовку, для распознавания на глаз небольших отклонений в расстояниях, углах, форме.

Не менее важна для разметчика наблюдательность - активная форма вос­приятия, предъявляющая особые требования к вниманию.

Внимание. Оно требуется разметчику на всех этапах его работы, начиная со знакомства с чертежом или эскизом и кончая кернением рисок. Анализ причин брака показал, что около 70% деталей, попавших в брак по вине разметчиков, есть результат невнимательного прочтения чертежа или ошибки в измерениях. Из этого следует, что характеристики внимания необычайно важны для успешного овладения профессией разметчика.

Ему необходима сосредоточенность на узкой зоне (заготовка или ее часть) для точного восприятия всех деталей. При чтении чертежа, перене­сении размеров на заготовку, контроле измерительного инструмента необ­ходима концентрация внимания.

Одновременная работа с несколькими объектами (чертеж, заготовка, измерительные приборы) требует от разметчика распределения внимания. Для профессии разметчика характерен быстрый переход от концентра­ции внимания на одном объекте (чертеж, эскиз) к концентрации внимания на другом (заготовка, деталь, шаблон), что требует от разметчика такого свойства, как легкое и быстрое переключение внимания.

В процессе разметки необходимо представить контуры будущей детали и мысленно уложить ее в размеры заготовки. Эта творческая работа требует от разметчика точного восприятия, наблюдательности, внимания.

Внимание и наблюдательность развиваются по мере приобретения про­фессионального опыта, но зависят и от индивидуальных свойств личности разметчика, от его интеллекта.

Память. Выполнение разметочных операций требует от разметчика актив­ной мобилизации прошлого опыта, развитой памяти. Деятельность разметчика носит многоплановый характер. Он получает разнообразную информацию о состоянии сразу нескольких переменных. Источниками информации служат одновременно чертежи, заготовка, деталь, технологические указания, пока­зания измерительных приборов и т. д. Всю эту информацию надо прочно удерживать в памяти для контроля последовательности решения основной задачи.

В процессе своей работы разметчик имеет дело с цифровым материалом (размеры, обозначенные в чертеже, и показания разметочных инструментов), и с геометрическими фигурами и телами. Поэтому успешность его работы в большой мере зависит от его способности сохранять в памяти значитель­ное количество цифрового материала на непродолжительный срок и от спо­собности запоминать локализацию геометрических объектов, их форму.

Особенности мыслительной деятельности. Разнообразие выполняемых раз­метчиком операций требует от него активного мышления для понимания различных по сложности заданий, ориентировки и контроля при решении сложных математических и конструктивных задач. В процессе разметочных работ мыслительные операции сочетаются с практическими действиями. Раз­метчик не имеет возможности видеть деталь: он должен построить ее в своем воображении и, учитывая особенности детали, спланировать свою работу. Анализ особенностей объекта и процесса своей деятельности соче­тается с практическим синтезом - объединением отдельных действий и прие­мов в единую систему.

В начале разметки работа характеризуется высокой степенью неопре­деленности, и поэтому необходима развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач.

При выборе базы и перенесении размеров на поверхность заготовки разметчик применяет индуктивный способ решения, так как зачастую он дол­жен не только представить себе формы детали, но и предвидеть возможные их изменения в процессе обработки. Абдуктиввая форма мышления необ­ходима разметчику в силу нестандартного характера решаемых задач, боль­шой неопределенности условий.

Наконец, только на последнем этапе, когда решены основные про­странственные задачи и требуется лишь перенести на поверхность заготовки ее размеры, разметчик обращается к дедукции. Таким образом, он идет от более сложных форм мышления в начале работы к более простым в конце ее.

Для успешного решения основных задач разметчику необходимы также сообразительность, быстрый и уверенный счет, четкость логических суждений, комбинаторные способности.

Пространственное воображение. Это особая форма комбинаторно-перцеп­тивной деятельности, успешность которой является важнейшим залогом общей успешности деятельности разметчика, сочетающей требования к пер­цептивным и мыслительным (комбинаторным) свойствам.

Изучение деятельности разметчика позволило сделать вывод о возмож­ности компенсации одних профессионально значимых свойств другими. Ком­пенсируются не только второстепенные функции, но и ооновные, профили­рующие для данной профессии. Так, недостатки коррекции движений могут компенсироваться высокой степенью развития глазомера. В свою очередь недостаточное развитие глазомера все же не оказывается препятствием для успешного выполнения разметочных работ при условии высокой концентра­ции и большого объема внимания. Недостатки памяти компенсируются повышенной устойчивостью внимания, функции мышления могут подкреп­ляться и частично замещаться хорошо развитой памятью и т. д. Явление компенсации необходимо учитывать при прогнозе профессиональной "пригод­ности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРА 2

1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд

Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекват­ностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты - воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунк­тов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправиль­ных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают посте­пенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные харак­теристики профессиональной среды.

На данном этапе анализа психологического содержания профессиональ­ных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятель­ности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соот­ветствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица).

Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;

Этап деятельности

Профессиональные задачи

Психологическое содержание задач

I. Подготовка к де­журству

1. Знать фактиче­скую и прогнозируе­мую погоду в районе аэродрома я в районе запасных аэродромов 2. Знать все ограни­чения и запреты на полеты в районе аэро­дрома 3. Знать о наличии особых рейсов 4. Знать имеющиеся распоряжения и указа­ния по управлению дви­жением воздушных судов (схемы полетов, сведения о занятости отдельных эшелонов « т. д.)

1. Принять информа­цию, поступающую в словесной и цифровой форме в основном по слуховому каналу (ин­структаж) и по зри­тельному (табло метеоданных) 2. Осмыслить, логи­чески переработать (со­поставить, классифици­ровать) полученную информацию 3. Закрепить в логи­ческой и образной па­мяти информацию, не­обходимую для решения задач УВД 4. Создать установку на мгновенное выборочное воспроизведение не­обходимой порции информации

II. Прием дежурства на рабочем месте

1. Проверить работу всего комплекса радиотехобеспечения ра­бочего места

2. Настроить (под свои зрительные и слу­ховые анализаторы) изображение, яр­кость, фокусировку, усиление радиосигнала

3. Уточнить \у смен­ного диспетчера курс взлета и курс посадки, фактическую погоду, наличие и характер ограничений и запре­тов, воздушную обста­новку (количество, типы, номера, местона­хождение воздушных судов, их высоту и на­правление), нижний безопасный эшелон, зоны ожидания, план полетов

1. Принять информа­цию, поступающую от радиотехнического комплекса

2. Сопоставить эту информацию с пред­ставлениями о нормаль­ной работе аппаратуры и характеристиках сиг­налов

3. При настройке поль­зоваться знаниями о причинно-следствен­ных связях между ха­рактеристиками сигна­лов и органами управ­ления

4. Владеть навыками манипулирования орга­нами управления радио­техническим комплексом

5. Принять словесную информацию о воздуш­ной обстановке и дру­гих компонентах произ­водственной ситуации

6. Осмыслить, логи­чески переработать по­лученную информацию(сопоставить, классифи­цировать)

7. Закрепить в образ­ной и логической памя­ти необходимую инфор­мацию

8. Сконструировать в воображении образ воздушной обстанов­ки - целостный, дина­мический, цространственно-временной

III. Управление воз­душным движением су­дов при взлете.

IV. Управление воз­душным движением су­дов при посадке

1. Получить информацию аэродромного диспетчерского пункта по каждому взлетаю­щему воздушному суд­ну (ВС)

2. Сообщить диспет­черу пункта посадки условия входа воздуш­ного судна в зону

3. Установить радио-связь с взлетающим воздушным судном. Передать экипажу условия выхода из района аэропорта

4. Контролировать продвижение ВС по установленной схеме полета

5. Обеспечить про­дольное, баковое и вертикальное эшелони­рование воздушных су­дов в своей зоне

6. Передать ВС дис­петчеру районного диспетчерского пункта (РДП), радиосвязи - место воздушного суд­на (выход из зоны)

1. Принять от дис­петчера РДП информа­цию о воздушном судне, входящем в район аэродрома

2. Передать диспет­черу РДП условия входа ВС в район подхода

3. Идентифицировать воздушное судно с по­мощью радиолокатора и УКВ-пеленгатара

4. Установить радио­связь с ВС, входящим в зону

5. Управлять движе­нием воздушного суд­на

6. Согласовать с дис­петчером посадки ус­ловия входа ВС в зону посадки

7. Дать указания на связь с диспетчером по­садки и путем прослу­шивания убедиться, что диспетчер круга привял управление воздушным судном

1. Опознать и иден­тифицировать сигналы на экране радиолокато­ра

2. Принимать инфор­мацию в речевой фор­ме, часто закодирован­ную. Декодировать ее

3. Сопоставлять поло­жение объекта «а экра­не со слуховой инфор­мацией, полученной от экипажа ВС

4. Устойчиво сохра­нять внимание на зри­тельных и слуховых си пиалах

5. Своевременно пере­ключать внимание на те или иные элементы про­изводственной ситуа­ции.

6. Распределять вни­мание между различны­ми источниками инфор­мации

7. Запоминать необ­ходимую информацию о воздушных судах и сохранять ее до вы­хода воздушного судна из зоны

8. Избирательно вспо­минать данные, необхо­димые для решения той или иной задачи

9. Забывать (выбра­сывать из памяти) дан­ные о ВС, вышедших из зоны или совершив­ших посадку

10. Строить простран­ственный образ воздуш­ной обстановки (с опо­рой на слуховое и зри­тельное восприятие) и перестраивать про­странственный образ воздушной ситуации по мере изменения обста­новки

11. Прогяозировать изменения ситуации (ее пространственно - вре­менного образа)

12. Осуществлять по­следовательность ум­ственных действий для реализации готового алгоритма (сравнивать данные о ВС, оценивать их положение с точки зрения безопасности движения)

13. Принимать реше­ние при возникновении непредвиденной ситуа­ции: - оценивать воздуш­ную обстановку, - выбирать средства для ее изменения., - определять необхо­димую последова­тельность действий для реализации ре­шения

На всех этапах

1. Вести радиопереоворы, лаконично, чет­ко передавая команды и сообщения, сохраняя спокойный тон в любой ситуации

2. Сохранять собран­ность в непредвиденных ситуациях

3. Проявлять самообладение в конфликтных ситуациях

4. Длительно вести интенсивную работу по управлению воздушным движением, не ухудшая качества и не снижая темпа

Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.

А. Задачи, связанные с приемом информации

1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светя­щихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объ­ектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.

2. Перцептивные задачи - это задачи восприятия с помощью анализато­ров целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастаю­щее значение этих задач в трудовом процессе - одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.

Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устрой­ствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный слу­жебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая осна­щенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.

Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схема­тической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточ­ным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.

Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необхо­димость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соот­ветствующих навыков.

3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информа­ции. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохра­нения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «опти­мальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.

Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации

1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой.информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.

Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы" решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.

Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.

2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) опери­рование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.

3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремаль­ном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи.между элемен­тами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгорит­мов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших "рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого реше­ния и определить необходимую последовательность действий.

В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД

Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-мотор­ные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).

Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей "связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Тре­бования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).

В данном разделе приведены конкретные примеры различных видов профгесиограмм. В подразделе 2.3.1. даются краткие. профессиограммы, составленные для заводского информационного стенда с целью проведения профагитационной работы. В подразделе 2.3.2. помещены краткие профессиограммы, являющиеся основой для определения требований профессии к работнику, выявления профессионально важных качеств. В подразделе 2.3.3. дан пример развернутом профессиограммы, используемой при профотборе и определении профпригодности.

2.3.1. Профессиограммы, предназначенные для заводского информационного стенда

СБОРШИК МИКРОСХЕМ

Сборщик микросхем собирает изделия полупроводниковой техники. Готовые приборы обычно имеют очень небольшие размеры. Например, ъ спичечном коробке можно разместить несколько десят­ков микросхем. А детали, из которых они собираются, естественно, во много раз меньше, поэтому большинство сборочных операций выполняется с помощью мощных микроскопов.

Основныморудием труда сборщика микросхем является специаль­ный сварочный аппарат. С его помощью выполняется сложная и тонкая операция - приварки очень тонких выводов. Сборщик берет пинцетом микросхему из упаковки (пластмассовая коробочка) и кладет на предметный столик. Затем, наблюдая в микроскоп, он наводит сварочную иглу с заправленной проволокой на контактную площадку. Игла находится на довольно значительном расстоянии от контактной площадки, нависая над ней. "Прицелившись", сборщик нажимает на педаль пуска сварочного аппарата, игла опускается на контактную площадку и происходит приваривание выводов. Точ­ность попадания иглы должна быть очень высокой, так как размеры контактной площадки весьма незначительны. Закончив приварку выводов на одном приборе, сборщик кладет изделие в специальную

Коробочку, которая защищает его от попадания пыли, влаги, ца­рапин и других повреждений.

В течение смены этот цикл повторяется многократно, что приводит к некоторой монотонности в работе. Поэтому с ней успешно справ­ляются люди усидчивые, настойчивые и спокойные.

Рабочий день сборщиков микросхем начинается с подготовки рабо­чего места, которое они протирают белыми салфетками, так как производство требует особой чистоты. Работают они в белых халатах и шапочках. На каждом рабочем месте, кроме общего освещения, имеется отдельный светильник. В цех подается очищенный от пыли воздух определенной температуры и влажности. Работают сборщики сидя.

Каждый год работникам предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 дня. „

ОПЛАТА ТРУДА

Ученики по специальности "Сборщик микросхем" получают 90 рублей в месяц. После присвоения разряда заработная плата зависит от количества сделанной работы (выработки). Поэтому раз­мер оплаты труда сборщиков колеблется от 100 до 300 рублей. Чем опытнее сборщик (а это зависит, как правило, от стажа работы по специальности), тем больше он зарабатывает. Распределяет зарпла­ту Совет бригады (если сборщик является членом последней). Но возможна также индивидуальная работа. Тогда размер зарплаты зависит от количества и качества сделанной конкретным сборщиком продукции.


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКУ

Сборщику приходится иметь дело с мелкими деталями. Это требует от работника внимательности, аккуратности, усидчивости, точных движений, терпения. Эти качества в большей степени присущи женщинам. Поэтому сборщикам микросхем в основном работают женщины.

Важное место в работе сборщиков занимает контроль качества как поступающих деталей, так и своей работы. Чтобы осуществлять кон­трольные функции, сборщик должен иметь развитое внимание, вы­сокую скорость зрительного восприятия. Кроме того, он должен обладать хорошей памятью, так как ему необходимо помнить требо­вания "Технических условий", предъявляемые к качеству изделий.


Лучшей формой обучения специальности "Сборщик микросхем" является обучение на рабочем месте в условиях производства. Оно длится 5 месяцев. После этого ученик сдает экзамен и ему присваивают второй разряд. Однако для получения полноценных навыков по данной специальности ему необходимо проработать еще приблизительно год. Только тогда приобретается мастерство. Макисмальный квалификационный разряд сборщика микросхем -

Если профессия Вам понравится, то имеет смысл продолжить обра­зование в техникуме или в институте, и таким образом повысить свою квалификацию.

ОПЕРАТОР ПРЕЦИЗИОННОЙ ФОТОЛИТОГРАФИИ

Основой микросхемы некоторых полупроводниковых приборов служит пластина (подложка) площадью 1-2 кв. миллиметра или более, на которой нанесен "рисунок" нужных размеров и конфигу­раций. Этот рисунок создается с помощью одного из основных про­цессов в производстве пролупроводниковых приборов - фотолитографии. В целом этот процесс напоминает фотопечать, но сложность и точность фотолитографии неизмеримо выше. Она и называется прецизионной, т.е. сверхточной. От точности работы оператора прецизионной фотолитографии зависит формирование всей микросхемы.

Кратко суть фотолитографии состоит в следующем: через фотошаб­лон (его можно сравнить с кадром фотопленки) на поверхность под­ложки, покрытую сверхчувствительным слоем, наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдель­ных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последователь­но наносится сложный рисунок, который затем определяет области расположения отдельных деталей электросхемы. На одну и ту же пластину последовательно наносится несколько рисунков. При этом недопустимо даже самое незначительное их смещение относительно друг друга.

После входного контроля, когда поступающие пластины прос­матриваются под микроскопом, оператор приступает к нанесению фоточувствительного слоя. Под воздействием света, падающего на отдельные участки фоточувствительного слоя, они изменяют свои физико-химические свойства, и на пластине образуется рисунок определенной конфигурации.

Для того, чтобы свет попал на строго определенные участк

пластины, оператор должен совместить фотошаблон с пластиной

После того, как оператор добился полного совмещения рисунка, о

нажимает на кнопку контакта и производит экспонирование - за

свечивание пластины. Совмещение и экспонирование - самы

ответственные операции в процессе фотолитографии. Следующие з;

ними операции - проявление, задубливание, травление, снятие i

отмывка остатков фоточувствительного слоя - механизированы. I

установках обрабатывается сразу партия пластин, и работа операто)

ра ограничивается управлением технологическими процессами n

показаниям приборов в соответствии с заданным режимом.

Оператор прецизионной фотолитографии работает в условия^ стабильного микроклимата, тщательной изоляции от условий внеш-)| ней среды. На участках, где изготавливается особо важная проч дукция, фотолитографией занимаются в "чистых комнатах" -I изолированных внутри цеха помещениях, где требования электрон­но-вакуумной гигиены выполняются еще тщательнее. Работают в белых халатах и шапочках. Операторы прецизионной фотолитог-i рафии работают в две смены по 8 часов. Продолжительность их отпуска - от 24 до 27 рабочих дней.

ОПЛАТА ТРУДА Если Вы начнете работать без образования, то Вас будут обучать фотолитографии на рабочем Месте. В период обучения Вам будут платить 90 рублей. После обучения Вы сдадите экзамен на разряд и Ваша зарплата будет зависеть от количества и качества Вашего тру­да. На нашем заводе операторы прецизионной фотолитографии j объединились в бригады, поэтому Совет бригады, при участии мае- \ тера распределяет заработную плату между рабочими - членами ] бригады.

Как правило, в течение 2-х лет после получения разряда операторы ] фотолитографии получают от 150 до 200 рублей. При большом стаже ] работы зарплата возрастает и в среднем составляет 240 рублей (со всеми доплатами).

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К РАБОТНИКУ

Пластины (подложки), с которыми работают операторы, сделаны из очень хрупкого материала. Поэтому от работника требуется ак­куратность и осторожность в обращении с подложками.

Почти на каждой операции прецизионной фотолитографии производится контроль изделий. На операциях контроля оператору необходимы высокая устойчивость внимания, хорошая зрительная память (он должен помнить все виды брака), отличное зрение, хоро-


шая способность к различению цветов и координация движений. Труд операторов прецизионной фотолитографии физически не тя­желый, но требует постоянного напряжения внимания, строгого соб­людения инструкций и правил, ответственного отношения к делу. Поэтому для рабочих важно такое качество, как эмоциональная yi i ойчивость. Хорошо справляются с этой работой уравновешенные, спокойные люди. Очень важны развитый глазомер, наблюдатель­ность. Следует отметить, что сама работа способствует формированию и развитию этих качеств.

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Получить специальность оператора прецизионной фотолитог­рафии можно в ПТУ или на предприятии. Но приобрести надежные навыки практической деятельности можно лишь в процессе работы на предприятии. И если Вы решите выбрать обучение на рабочем месте, то в течение 6 месяцев получите не только теоретические Знания, но и овладеете основами мастерства. После обучения Вам присвоят второй разряд, если Вы сдадите экзамен. А в течение 2-3 лет при добросовестной работе можно достигнуть максимального разряда - пятого. Но и это не предел повышения квалификации. Вы можете поступать в техникум или институт и продолжить образо­вание.

В родильных домах, родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах оказывает лечебно-профилактическую, акушерско-гинекологическую помощь, оказывает медицинскую помощь при родах и в послеродовом периоде.

Аналитики работают в самых разных областях - в научных и исследовательских учреждениях, в банках, в государственных учреждениях, в страховых фирмах, в медицине, в организациях, занимающихся исследованием рынка и т.д. Работа аналитика заключается в сборе различных цифровых данных, их анализе и трактовке. Для анализа данных существуют различные методы. Аналитик выбирает метод в зависимости от цели анализа. Бюджетные аналитики дают рекомендации по подготовке годовых бюджетов и по техническому осуществлению. Их помощь используется как на частных предприятиях, так и в общественном секторе. В частном секторе бюджетные аналитики оценивают бюджет и ищут возможности для увеличения эффективности и прибыльности предприятия, на предприятии общественного сектора они ищут возможности для самого целесообразного и эффективного распределения денег между разными отделами и деятельностями. Биржевые аналитики оценивают экономическое развитие котирующихся на бирже предприятий и его влияние на стоимость акций. Работа заключается в поиске информации, ее анализе и предоставлении рекомендаций по покупке-продаже. Аналитик должен знать основы формирования рыночных цен и уметь составлять прогноз о том, в каком направлении могут изменяться цены. В этой работе важно знать психологию инвестиции. Финансовые аналитики и финансовые консультанты анализируют коммерческую деятельность предприятий и помогают принимать инвестиционные решения. И те и другие собирают финансовую информацию, а их задания зависят от задач клиентов, на благо которых они работают. Финансовых аналитиков также называют и аналитиками безопасности или инвестиционными аналитиками. Они работают в банках, страховых и других коммерческих фирмах, анализируя финансовые данные, прогнозируя направления и делая предсказания. В научных учреждениях и в высших учебных заведениях аналитиков часто включают в исследовательские группы. Большая часть работы аналитика - это анализ данных, выполняемый за компьютером, но приходиться и общаться (принимать участие в рабочих совещаниях, представлять результаты работы клиентам и т.п.). В случае больших анализов работа выполняется в команде. Если, например, в фирме, занимающейся исследованием рынка, будет заказан анализ какой-то конкретной области или темы, то, несомненно, надо будет эффективно сотрудничать с клиентом, чтобы как можно более точно определить задачу анализа.

Работает на предприятиях по производству лекарственных средств (медикаментов), где ведет технологический процесс получения гормонов. Дозирует и загружает сырье и полуфабрикаты в реакторы. Проверяет герметичность оборудования и коммуникаций. Регулирует процесс по показаниям контрольно-измерительных приборов и по результатам контрольных анализов. Ведет учет расхода сырья и полуфабрикатов, а также готовой продукции. Готовит оборудование к ремонту и принимает его из ремонта.

Биоаналитики работают в лабораториях, где исследуется состояние организма человека, строение и функции органов, тканей, клеток, молекул, микробиоценоз, а также факторы, влияющие на окружающую среду и человеческий организм. Результаты исследований помогают врачам устанавливать правильный диагноз и назначать лечение, наблюдать за эффективностью лечения и давать оценку прогно за болезни.

Проводит прививки и др. ветеринарные мероприятия по профилактике заболеваний и лечению животных, экспертизу продуктов животноводства, контролирует качество кормов, производит предубойный осмотр и вскрытие трупов павших животных, принимает меры к предотвращению падежа животных.

Местом работы вирусолога является преимущественно лаборатория - современная, оснащенная новейшей аппаратурой, позволяющей использовать различные биохимические, биофизические, радиобиологические и др. методы. В арсенал вирусологов входит оптическая и электронная микроскопия, вычислительная техника. Вирусологи работают также в вивариях, на опытных станциях и полигонах, организуют специальные вирусологические экспедиции.

Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.

Травматология - область клинической медицины, изучающая повреждения, их лечение и профилактику. Тесно связана с ортопедией - разделом медицины, занимающимся изучением врожденных и приобретенных деформаций и других заболеваний опорно-двигательного аппарата (костей и мышц), их профилактикой и лечением. Медицинский работник с высшим образованием, специализирующийся по этому профилю, называется травматологом-ортопедом. Работает в ортопедо - травматологических отделениях больниц, в травматологических больницах, травматологических пунктах и кабинетах при поликлиниках. Оказывает ортопедическую и травматологическую помощь. Использует консервативные (физиотерапию, лечебную физкультуру, санаторно-курортное лечение) и хирургические (операции на костях и мягких тканях) методы лечения. При необходимости назначает протезно-ортопедические изделия (корсеты, протезы, специальную обувь).

Врач акушер-гинеколог, работающий в женской консультации, ведет профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления онкологических, воспалительных и других заболеваний половой сферы, занимается лечением болезней, наблюдает за беременными женщинами. Врачи, работающие в больнице, кроме того, выполняют операции различной сложности. Работает и в родильных домах, где вместе с акушеркой производит наблюдение, консультирование, помощь при родах и послеродовом уходе за женщиной, а при необходимости - и оперативное вмешательство, являясь также врачом определенного хирургического профиля.

Если он специализируется в биофизике, то, совместно с врачами-лечебниками, участвует в обследовании больного и ставит диагноз с помощью медицинской техники и аппаратуры в функционально-диагностических центрах, лабораториях, отделениях. Занимается инструментальными методами диагностики, в число которых входят электрокардиография, электроэнцефалография и т.д. Если он биохимик, то с помощью биохимических методов исследования, совместно с врачами-лечебниками, определяет диагноз. Изучает причины, тонкие механизмы возникновения болезней, занимается совершенствованием и созданием новых методов диагностики и лечения болезней на основе биохимии - науки о веществах, входящих в состав живых организмов и об их превращениях.

Оказывает помощь больным и пострадавшим по вызовам на дом (и в криминальных случаях) при заболеваниях сердечно-сосудистой и двигательной системы, костных заболеваниях и травмах органов брюшной и грудной полостей, глаз, ушей, горла, носа, нервной системы, при травмах опорно-двигательного аппарата, акушерско-гинекологической патологии, психических и инфекционных заболеваниях, острых отравлениях, термических поражениях. Производит госпитализацию больных или после оказания помощи дает рекомендации по дальнейшему лечению и режиму. В свободное время оказывает медицинскую помощь обратившимся на станцию больным. Осуществляет руководство работой персонала своей бригады. Лечит заболевания очень широкого профиля: сердечно-сосудистой и двигательной системы, костные заболевания и травмы органов брюшной и грудной полостей, глаз, ушей, горла, носа, заболевания нервной системы, травмы опорно-двигательного аппарата, акушерско-гинекологическую патологию, психические и инфекционные заболевания, острые отравления, термические поражения.

Аллергология - раздел медицинской науки, изучающий аллергические заболевания, к которым приводит повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей или внутренней среды, называемых аллергенами (пыльца растений, химические вещества, некоторые лекарства и пищевые продукты, микробы, вирусы). Врач, специализирующийся в этой отрасли, называется аллергологом. В аллергологических отделениях больниц и в поликлиниках он выявляет аллергические заболевания при помощи специальных диагностических проб и лабораторных исследований. Лечит больных, проводит их диспансеризацию, а также ведет учет и статистику аллергических заболеваний. Пропагандирует знания по профилактике аллергий среди населения.

Гастроэнтерология изучает этиологию (причины) и клинические проявления неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, разрабатывает методы их лечения и профилактики. Специалист в этой области называется гастроэнтерологом. Работает в гастроэнтерологических кабинетах поликлиник, гастроэнтерологических отделениях больниц и санаториев. Занимается выявлением, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой гастрита, дуоденита, энтерита, колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваний органов пищеварения. Использует различные методы диагностики (зондирование, фиброгастроскопия, рентгеноскопия).

Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм при производстве всех видов продукции, за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания, за сроками и условиями хранения и реализации пищевых продуктов и готовых блюд, изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта с целью сохранения и укрепления здоровья населения.

Оказывает помощь при заболеваниях кожи и при венерических болезнях, проводит профилактические осмотры и санитарно-просветительскую работу среди населения, осуществляет обязательное лечение и учет больных венерическими болезнями, а также выявление источника заражения.

Составляет рационы лечебного питания. При составлении любого рациона врачу диетологу необходимо учитывать особенности усвоения пищевых веществ в организме человека. Назначенный рацион должен удовлетворять энергетические, пластические и прочие потребности организма, обеспечивать нужный уровень обмена веществ, а также правильный режим (кратность) приема пищи. Больному нередко приходится ограничивать потребление отдельных видов продуктов, а иногда и полностью их исключать. Рассчитывает объем суточного рациона или отдельных разовых порций, определяет методы кулинарной обработки продуктов, состав пищи, ее консистенцию.

Кардиология - отрасль медицины, изучающая заболевания сердечно-сосудистой системы и методы их профилактики и лечения. Специалист в этой области называется кардиологом. Работает в кардиологических кабинетах поликлиник, кардиологических отделениях больниц, специализированных бригадах скорой медицинской помощи, кардиологических санаториях, кабинетах (отделениях) восстановительного лечения. Оказывает медицинскую помощь (консультирует и назначает лечение) больным с заболеванием органов кровообращения, а также проводит мероприятия по профилактике этих заболеваний. Оказывает срочную медицинскую помощь при неотложных состояниях, проводит реанимационные мероприятия - непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию легких, электрическую дефибрилляцию.

Изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей. Оказывает непосредственную медицинскую помощь. Характер деятельности различен в зависимости от его специализации: хирург, терапевт, педиатр и т.д. и от того, где он работает – в поликлинике или больнице. В поликлинике врач за очень короткое время приема должен решить множество вопросов: что с больным, где и как его лечить, трудоспособен он или нет, возможны ли осложнения, не опасна ли болезнь для окружающих. Проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет в стационар. В больнице лечащие врачи ежедневно проводят обходы палат, осматривают больных, назначают обследование и лечение, выполняют всевозможные манипуляции (включая хирургические операции), организуют консультации и консилиумы.

Неонатолог - врач-педиатр, который, как правило, работает в родильном доме и специализируется на наблюдении и лечении новорожденных детей. Может показаться, что неонатолог - "узкий" специалист, потому что он занимается только новорожденным. На самом деле неонатолог - специалист очень широкого профиля, потому что ему приходится предупреждать и лечить заболевания всех органов и систем: быть и пульмонологом, и кардиологом, и нефрологом, и гастроэнтерологом, и невропатологом.

Своевременная диагностика онкологических заболеваний, регистрация больных с впервые установленным диагнозом, проведение специального лечения, реабилитационные мероприятия и профилактика опухолей. Проводит также массовые профилактические осмотры населения, и осуществляют первичное обследование больных с подозрением на онкологическое заболевание.

Пульмонолог занимается выявлением, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой бронхита, пневмоний, бронхиальной астмы и неспецифических заболеваний легких. Выявляет и устраняет факторы риска заболевания легких. Диагностирует и проводит дифференциальную диагностику различных заболеваний легких, оценивает результаты различных методов исследования пульмонологических больных. Подбирает индивидуальные оптимальные методы лечения, организует и проводит комплекс мероприятий по выявлению больных с заболеваниями легких и их профилактику.

Реабилитология - это область, где специалист имеет дело с людьми, пораженными различными недугами. Перед реабилитологом стоит задача: возвратить человека к полнокровной жизни или создать условия для включения инвалида в такую жизнь. Состояние инвалидности является экстремальной ситуацией существования личности, так как сопровождается полной или частичной неспособностью удовлетворять насущные потребности, значительно ограничивает свободу и возможности человека. Эта экстремальность существования инвалидов и специфика деятельности реабилитолога предъявляет особые требования к специалисту и его профессиональным качествам. Помощь людям должна быть для реабилитолога потребностью, составляющей важную часть его жизни.

Врачи-реаниматологи не воскрешают из мертвых, их цель - сохранить, отстоять жизнь на самых крайних ее пределах, пока клиническая смерть не перешла в биологическую. Работа врачей-реаниматологов сопряжена с огромным напряжением физических и духовных сил. Как правило, они работают в ситуациях, когда времени для спасения осталось в обрез, часто при неопределенном диагнозе. Все члены дежурной бригады реаниматологов осознают, что исход поединка зависит только от них. В подобных случаях бригада берет жизнеобеспечение больного на себя. Они заставляют аппарат обеспечить дыхание, необходимый ритм сердца задает электрокардиостимулятор. В готовности N1 - аппараты для наружного массажа сердца, для отсоса содержимого желудка, ультразвуковые ингаляторы, ларингоскопы, респираторы и другая техника. Здесь прекрасно знают и ценят электронику. Однако опытный специалист может то, на что не способна никакая техника. Обостренной интуицией, сверхчувствительной наблюдательностью, напряженными нервами он по смутным, неясным симптомам может предугадать приближение опасности. Врач-реаниматолог должен быть постоянно в состоянии готовности к оказанию помощи.

Оказывает медицинскую помощь при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, почек, крови, эндокринных желез, обмена веществ и др., осуществляет лечение больных при помощи консервативных методов.

Трансплантология - отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы пересадки органов и тканей, разрабатывающая методы их консервирования, а также создания и применения искусственных органов (искусственная почка, искусственное сердце). Врач, специализирующийся в этой области, называется трансплантологом. Работает в центрах трансплантации при крупных областных или республиканских лечебных учреждениях. Вместе с иммунологом он подбирает пары: донор (организм, у которого берут орган или ткань для трансплантации) - реципиент (человек, принимающий их). Готовит последних к осуществлению оперативной пересадки чужого органа, проводит ее, наблюдает за больным после операции. Осуществляет консультативный прием больных с функционирующим донорским или искусственным органом, а также выездные консультации по линии санитарной авиации.

Работает в районных, городских, областных и республиканских поликлиниках и больницах, а также осуществляет консультационную помощь по линии санитарной авиации. Основные заболевания, которые лечит уролог - мочекаменная болезнь, воспалительные заболевания и врожденные аномалии почек, мочевыводящих путей, мужских половых органов, опухоли почек, мочевого пузыря и предстательной железы, воспалительные и травматические сужения мочевыводящих путей и др. Предоставляет срочную помощь при травме почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры, а также при острых гнойных воспалениях почек, предстательной железы и яичек.

Фтизиатрия - раздел клинической медицины, изучающий этиологию и патогенез туберкулеза и разрабатывающий методы его лечения и профилактику. Специалист в этой области называется фтизиатром. В противотуберкулезных диспансерах, туберкулезных кабинетах, больницах, санаториях занимается диагностикой, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой туберкулеза, оказывает консультативную и методическую помощь другим медицинским специалистам по вопросам раннего выявления и профилактики этого заболевания.

Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Эндокринология - наука и область клинической медицины, изучающая строение и функции желез внутренней секреции, их заболевания, а также разрабатывающая методы лечения и профилактики. Железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечная) выделяют гормоны - высокоактивные биологические вещества, влияющие на рост и физическое развитие, обмен веществ, половое развитие организма. Врач эндокринолог работает в эндокринологических кабинетах поликлиник, в эндокринологических отделениях больниц, эндокринологических диспансерах и научно-исследовательских учреждениях. Оказывает помощь при нарушениях деятельности органов эндокринной системы. Врач эндокринолог занимается диагностикой, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой эндокринологических нарушений, оказывает консультативную и методическую помощь другим медицинским специалистам по вопросам раннего выявления и профилактики этих заболеваний.

Времена, когда пациенты обращались к дантисту только для того, чтобы поставить пломбу или выдернуть зуб проходят. Состояние зубов существенно влияет на пищеварение человека, его психическое состояние и даже имидж. В стоматологии бурное развитие в наше время получают новые технологии: обычное сверло уступает место лазерному, что делает ужасающий для многих процесс сверления зубов безболезненным; естественные зубы могут заменяться самыми различными видами искусственных, которые живут дольше натуральных; появились эффективные методики и средства лечения пародонтоза и кариеса (98% населения страдает кариесом). Все это существенно изменяет содержание работы дантиста и профессиональные требования к нему.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой профессиональной и прочих сферах. Существует несколько дефектологических специальностей - сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопедагог - с недостатками зрения. Логопед - специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Дефектолог работает в условиях высокой психологической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно. Области применения: дефектологи работают в специальных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.

Проводит работу по обучению детей в дошкольных учреждениях в соответствии с программой и методиками физического воспитания с учетом возраста, индивидуальных и психофизических особенностей, обеспечивает полную безопасность детей при проведении физкультурных занятий.

Осуществляет профессиональную деятельность, направленнную на сохранение психического, соматического и социального благополучия населения. Определяет факторы препятствующие развитию личности человека и принимает меры по оказанию психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной), проводит диагностику различного назначения и психопедагогическую коррекцию девиантного поведения, анализирует полученные данные и изложенную ситуацию, обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях, дает рекомендации на основании данных полученных в ходе работы. Участвует в разработке развивающих программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности, консультирует педагогических работников и родителей по вопросам психологии.

Работа консультанта по наркотикам не укладывается в жесткую схему, каждый день приносит абсолютно новые проблемы. Такие консультанты работают не только с наркоманами, но и с алкоголиками, заядлыми курильщиками. Если алкоголики и курильщики, как правило, сами обращаются к консультантам, то с наркоманами приходится работать на улице, в барах, гостиницах и т.д. Эффективность работы консультанта напрямую зависит от его универсальности, способности сочетать правовую и психологическую компетентность, гражданскую смелость, социальную активность и неравнодушие. Консультантам по наркотикам приходится иметь не только дело с наркоманами, но и бороться против поставщиков наркотиков. Как правило, мелкие поставщики - сами наркоманы, но крупные наркодельцы принадлежат к наркомафии, разделяющей рынки сбыта в городах и регионах страны. Правовое положение наркоманов в разных странах различно. Большинство правительств, ООН (и его подразделение - международный контроль за наркоманами) рассматривает наркоманов как преступников, требующих наказания. В то же время в Нидерландах, Германии и в других странах проводится более либеральная политика. В этих странах покупка, хранение и употребление слабых наркотиков, хранение и употребление сильных не преследуется по закону. Консультанты по наркотикам считают, что уголовное преследование в подобных случаях должно быть заменено социальной помощью, включая лечение. В ряде стран есть даже специальные санитарные комнаты, где разрешается принимать небольшие наркотические дозы под наблюдением консультантов. Такая мера помогает бороться со смертностью от приема наркотиков. Но, с другой стороны, подобные меры могут увеличивать число наркоманов. Каждому консультанту по наркотикам необходимо проводить гибкую политику, учитывающую возможные последствия. Нередко семьи, в которых проживает наркоман, нуждаются в консультационной поддержке (как спасти члена семьи?). Тем, кто порвал с наркотиками, необходимы работа и квартира. Ежедневная работа консультанта напоминает работу «скорой помощи». На улицах, железнодорожных станциях, в притонах и т.п., кроме наркоманов, находятся тысячи людей, нуждающихся в помощи: кто-то умирает, кому-то нужен врач; одни нуждаются в пище, другие - в ночлеге и т.д. и т.п.; нередко родители разыскивают детей и просят о помощи... Консультанты по наркотикам стараются помочь во всех этих случаях, только при необходимости прибегая к помощи полиции.

Содержание труда

В лечебно-профилактических учреждениях, спортивных организациях проводит лечебный, профилактический и спортивный массаж. При помощи особых механически дозированных приемов: поглаживания, разминания, растирания, поколачивания и других - воздействует на определенные системы организма человека. В рамках профессии массажиста существует ряд специализаций: лечебный и профилактический массаж, спортивный массаж, нетрадиционные виды массажа и др. Основной инструмент массажиста - его руки, требующие подготовки (регулярного выполнения специальных упражнений) и ухода. В отдельных видах массажа применяются ручные (палочки различного сечения) и электромеханические (вибромассажеры) инструменты. Характерны многочисленные контакты с клиентами. Несет повышенную ответственность за здоровье клиента. Работает в помещении, соответствующем определенным санитарным нормам. Характерна вынужденная рабочая поза - положение стоя. Работа требует физических усилий (в некоторых видах массажа - значительных). Возможны профессиональные заболевания кистей рук.

Медицинский представитель – это специалист, занимающийся продвижением лекарственных препаратов компаний-производителей в больницах, поликлиниках, медицинских центрах и аптеках. Однако любой медицинский представитель – это в первую очередь продавец, ведь ни для кого не секрет, что основным критерием оценки его работы являются объемы продаж. Чтобы быть успешным, вне зависимости от продаваемого товара (идеи или конкретного препарата), медицинский представитель должен стремиться совершенствовать технологии продаж, пополнять знания терапевтического эффекта продвигаемых лекарственных средств, быть осведомленным о состоянии фармрынка. В некоторых фармацевтических компаниях медицинские представители, работающие по Москве и Московской области, наряду с продвижением лекарственных средств выполняют и другие функции: принимают участие в организации конференций в регионах РФ, периодически ездят в краткосрочные командировки в другие города для налаживания связей с местными администрациями, руководителями отделов здравоохранения, представителями местной медицинской элиты. В ряде фармацевтических компаний они могут совмещать работу медицинского представителя с функциями менеджера по продукту – подготавливают информационные материалы для врачей, статьи для СМИ. Иногда медицинские представители работают с компаниями-дистрибьюторами с целью заключения контрактов на поставку лекарственных средств, принимают участие в организации пострегистрационных клинических испытаний, маркетинговых исследований (проведение опросов, сбор информации о препаратах компаний-конкурентов и т. п.).

Профессиограмма – это требование профессии к личностным качествам, психологическим особенностям, психологическим возможностям человека, а так же требования, которые описывают необходимые для данного вида деятельности человека личности, составляющие основу профессионального вида деятельности ядром являются психограмма, которая представляет собой “портрет” профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности

Профессиограмма – это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Составление профессиограммы не всегда возможно в массовых профессиях (таких как в социальной работе) часто приходится говорить об обществе, о программе труда, но не о профессионализме. Важность проблема видна либо для профессионала и из вне не всегда видны несколько вариантов развития профессии.

Примерный образец профессиограммы для профессии "Социальный работник", которая по предмету труда относится к типу - "человек-человек", а по характеру труда является профессией творческого класса.

1. Назначение профессии : оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.).

2. Основные решаемые задачи : изучение личности и ее окружения, анализ различных ситуаций, предвидение и предотвращение конфликтов, установление контакта с детьми, создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход в работе с людьми, исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме, выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе, деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической, работа с людьми девиантного поведения, помощь в реализации прав и свобод личности, помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям, консультирование, организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социальных инициатив личности и микросреды.

Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

3. Основой профессии выступают как школьные знания, так и специальные знания: общественные науки, возрастная психология, социальная психология, психология девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, педагогика, социология;

Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

4. Профессионально-важные качества: инициативность, оптимизм, доминирование положительных эмоций, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность аргументировано отстаивать свое мнение, способность к переключениям с одной деятельности на другую, старательность, исполнительность, стремление к профессиональному совершенству, экстравертированность (ориентация на взаимодействие с людьми, общительность), речевой слух (восприятие устной речи), внимание к деталям, способность к созданию образа по словесному описанию, способность к образному представлению предметов, процессов и явлений, абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления, аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, понятийное мышление, предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления, стратегическое мышление, память на лица, эмоциональная память, коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми), способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе, умение грамотно выражать свои мысли, способность контролировать свои эмоции, умение работать в условиях ненормированного графика, умение хранить тайну.

5. Заболевания, противопоказанные для профессии : заболевания сердца или нарушения артериального давления, нервно-психические расстройства, судороги, потери сознания, употребление наркотиков, зависимость от алкоголя, некорректируемое снижение остроты зрения, расстройства слуха, вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движений, расстройства речи, хронические инфекционные заболевания, кожные заболевания, выраженные физические недостатки.

6. Уровень образования: Для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование по специальности: 0205 - Социальная работа. Квалификация - Социальный работник

7. Учебные заведения, обучающие данной профессии .

2.8 Понятие о профессиограмме.

По сути, она должна представлять собой набор научно обоснованных нормативов и требований профессии к психо-физическим характеристикам специалиста, его личности, профессиональным знаниям, умениям и навыкам. К сожалению, можно сказать, что в настоящее время отсутствует полный и качественный набор профессиограмм даже по отношению к наиболее массовым профессиям, что вызвано целым рядом объективных причин.

Первая из них - большая затратность такой работы, та как создание даже одной качественной профессиограммы требует напряженного труда целого коллектива специалистов - как психологов, так и экспертов по данной профессии.

Вторая причина - огромное разнообразие специальностей в рамках одной профессии, в результате чего возникает необходимость создания целого ряда профессиограмм для многих профессий. Выше мы уже приводили пример, что профессиограмма водителя-дальнобойщика и водителя-таксиста будут существенно отличаться по требованиям к показателям их внимания. Существенные различия будут также по отношению к их коммуникативным качествам, скорости реакции, темпераменту и пр. То же самое можно сказать о профессии «менеджер», «врач» и т. д. Получается, что профессиограмм должно быть несколько тысяч, а при больших трудозатратах на их создание это становится нерентабельным.

Ранее, в СССР усилия по созданию профессиограмм координировало и финансировало Министерство труда , ныне же профессиограммы, как правило, создаются или в рамках региональных Центров профориентации или менеджерами по персоналу крупных предприятий. Дело в том, что при проведении профессионального отбора на важные позиции без профессиограммы просто не обойтись. Для того, чтобы из нескольких кандидатов на принять на должность лучшего из них, нужно четко понимать, какие качества предъявляет данная специальность и данное рабочее место к работнику. Поэтому даже схематичная профессиограмма лучше, чем никакая. Другой вопрос, что менеджеру по персоналу приходится регулярно совершенствовать банк профессиограмм и вносить в него необходимые коррективы, пока он не определит важнейшие требования профессии к человеку, который ей занимается.

На примере профессии бухгалтера дадим примерную схему профессиограммы, которую может создать сотрудник кадровой службы для эффективного отбора и обучения персонала (Табл. 2.6).

Компоненты

профессиограммы

1. Содержание труда:

Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.

2. Профессионально важные качества работника

2.1 Психофизиологические параметры:

Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.

2.2 Личностные качества:

Интраверсия, организованность, добросовестность, с ерьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.

2.3 Интеллектуальные качества

Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям

3. Знания, умения, навыки

Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).

4. Условия работы

В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.

5. Медицинские противопоказания:

Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).

6.Требования к профессиональной подготовке

Требования к предварительной профессиональной подготовке:

хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: ф инансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.

7.Занимаемый сегмент на рынке труда

7.1 Родственные профессии

Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.

7.2 Диапазон должностей

Бухгалтер - руководитель подразделения - главный бухгалтер

7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.

7.4 Востребованность профессии на рынке труда

Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: