Министр труда и соцзащиты максим топилин. Биография Топилин м а министр труда и социальной защиты российской федерации

Максим Топилин – государственный деятель России. Политикой занимается с 2004 года. В мае 2012 года его назначили на пост министра труда и социальной защиты, в 2018 году он сохранил за собой пост.

Родился Максим Топилин 19 апреля 1967 года в Москве. Является коренным москвичом. По словам самого министра, его родители – представители трудовой интеллигенции. Отец Анатолий Топилин ведущий специалист в области социальной демографии и экономической социологии.

Доктор экономических наук, работал в государственных органах управления. Он занимается вопросами миграции, занятости и рынка труда. Поэтому не удивительно, что Максим решил пойти по стопам отца. Он до сих пор во многом разделяет его взгляды и идеи.

После школы он поступил в Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова на экономический факультет. Позднее стал аспирантом Научно-исследовательского института Государственного комитета СССР по социальным вопросам.

С 1988 по 1990 годы был младшим научным сотрудником при НИИ. В 1991 году защитил докторскую диссертацию и занял должность заведующего сектором.

Работая в НИИ, Максим Анатольевич познакомился с – ныне председателем счетной палаты РФ. Она также работала в этом НИИ младшим научным сотрудником. У них завязались дружеские отношения, которые сохранились и после ее ухода в Министерство финансов.

Политика

В 1994 году Топилина пригласили на должность специалиста-эксперта и консультанта в Департамент труда. Он занимался вопросами занятости и миграции. В 1996 году стал консультантом отдела Департамента труда и здравоохранения, а с 1998 года был назначен начальником отдела социальной политики и труда Департамента социального развития.

Карьерный взлет Максима Топилина начался в сентябре 2001 года. – на тот момент председатель Правительства РФ – назначает Максима Анатольевича заместителем министра труда и соцразвития. В это время пост министра занимает .


Топилин курировал направление трудовой занятости граждан, а также вопросы профобучения. Через 3 года ведомство после административной реформы было реорганизовано и стало Федеральной службой по вопросам труда и занятости в составе Министерства здравоохранения и социального развития.

Топилина назначили его руководителем. Таким образом, он «перешагнул» своего руководителя Починка. На тот момент никто не сомневался, что Александр Петрович претендовал на эту руководящую должность. А уже в следующем году Максима Анатольевича сделали главным госинспектором труда России. Эту должность он занимал вплоть до 2008 года.


С 2007 года пост министра здравоохранения заняла Татьяна Голикова. В 2008 году она «пригласила» Топилина в министерство в качестве собственного заместителя. В итоге 31 июля 2008 года распоряжением главы правительства Максим Анатольевич был назначен заместителем Голиковой.

В мае 2012 года объявили новый состав правительства. Министерство было решено разделить на два – министерство труда и социального развития и министерство здравоохранения. Их возглавили замы Голиковой – Максим Топилин и соответственно.


СМИ сразу же «обрисовали» обязанности Топилина в новой должности – в его задачи входит реализация пенсионной реформы. После назначения он сообщил, что выступает против повышения пенсионного возраста. Главными нововведениями стало увеличение минимального стажа с 5 до 15 лет. А также переход на бальную систему расчета пенсионных выплат.

В сентябре 2012 года на совещании Владимир Путин был крайне неудовлетворен тем, как реализуются его поручения. Еще в мае 2012 года он подписал указ об увеличении заработной платы для бюджетных работников, а также расходов на строительство дорог, на военных, служащих по контракту, и ЖКХ. Президент РФ обратился к с тем, чтобы он объявил выговор министрам этих ведомств. Максим Топилин вошел в их число.


За время работы в Министерстве труда Максим Топилин дал немало обещаний и прогнозов, к слову, многие из них сбылись. Например, в сентябре 2013 года глава Минтруда сообщил, что в 2014 году размер материнского капитала вырастет на 20 тыс рублей, в итоге сумма выплат составила 429,4 тыс рублей.

Правда, уже в следующем году он пообещал, что к 2017 году материнский капитал превысит полмиллиона рублей. Это обещание Министерству выполнить не удалось. В 2017 году размер маткапитала составил 453 тыс рублей.

Личная жизнь

Максим Топилин женат. Его жена Мария Валентиновна тоже москвичка. Познакомился с ней Максим, когда еще учился в десятом классе – они жили в одном доме в Ясенево. А вот учились в разных школах.

Сейчас Мария работает в сфере асбестовой промышленности. Женщина – учредитель ООО «Минерал трейдинг». К слову, в семье Топилиных именно она является «добытчицей». В 2016 году Мария задекларировала 22,8 млн рублей, в то время как зарплата супруга составила 5,8 млн рублей. Когда Марию Топилину спросили по этому поводу, она сообщила, что если бы она могла себе позволить, то с удовольствием бы не работала.


Также у нее в собственности есть недвижимость в Болгарии и России – квартира площадью 115 кв.м. и 77,1 кв.м. соответственно.

У Топилиных две дочери – Маруся и Марта. Супруги очень много работают, у Максима Анатольевича один выходной в неделю – воскресение. Времени свободного крайне мало. В интервью «Комсомольской правде» он рассказал, что во время новогодних каникул любит покататься на коньках со старшей дочкой Марусей. И старается проводить отпуск с семьей – чаще всего они ездят на море.

Максим Топилин сейчас

В настоящий момент Максим Топилин продолжает трудиться на благо государства. В январе 2018 года Минтруд направил в Минфин законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда до суммы прожиточного минимума. По словам министра, с мая 2018 года МРОТ составит 11 163 рубля.


В феврале 2018 года глава Минтруда провел совещание с представителями регионов, на котором он озвучил основную задачу в социальной сфере.

По его словам, прежде всего следует выполнить указ президента о повышении зарплаты бюджетникам. В 2018 году заработная плата врачей и учителей должна достигнуть 200% от средней по региону. А по другим категориям бюджетных работников – 100%.

18 марта 2018 года состоялись , на которых победу вновь одержал Владимир Путин. После вступления в должность Путин предложил место премьера Дмитрию Медведеву. 18 мая был озвучен перед журналистами. Максим Топилин сохранил за собой должность главы Минтруда.

Награды и достижения

  • 2008 – Орден Мужества
  • 2015 – Медаль «За вклад в создание Евразийского экономического союза» 2 степени

Но делать это нужно очень плавно - и только повысив средний размер пенсии, считает высокопоставленный чиновник

Глава Минтруда рассказал «КП», ­почему у нас низкие пенсии, как ­победить серые зарплаты и легко ли найти работу после 40 лет.

ВСЕ ПЛОХОЕ УЖЕ ПРОИЗОШЛО

- Максим Анатольевич, у нас странная ситуация в экономике. С одной стороны, вроде бы кризис. А с другой, безработица - на минимальном уровне. Казалось бы, несочетаемые вещи. Это правда? Или здесь кроется какая-то статистическая хитрость?

Я бы не сказал, что это кризис. Были очень серьезные изменения в конце 2014 года. Тогда резко вырос курс доллара, понизились цены на нефть, возросли ставки по кредитам. Экономика в 2015 и 2016 годах подстраивалась под эту новую систему координат, но сейчас можно констатировать, что она более или менее адаптировалась. Какие-то отрасли даже получили от этого плюсы, а какие-то - потребовали господдержки. Подстраивался под новые реалии и рынок труда. К примеру, в прошлом году сильно просела реальная зарплата, и это не позволило безработице значительно вырасти.

- Получается, людям просто снизили оклады, но увольнять не стали…

Да, именно так. Это в западных странах экономика по-другому реагирует. Там зарплаты не снизишь. Отсюда и безработица выше. Хотя нельзя сказать, что у нас не было напряжения в отдельных секторах и городах. Но сейчас все серьезные изменения произошли. И в последние месяцы мы видим, что заработная плата в среднем по стране, наконец, пошла вверх. Причем не только номинальная, но и реальная (то есть превышающая рост цен). К примеру, в январе-октябре - это плюс 0,5% к тому же периоду прошлого года.

- «Дно» на рынке труда мы уже достигли. И даже оттолкнулись от него?

Дело в том, что у нас еще численность трудоспособного населения уменьшается. Эта демографическая траектория тоже спасает нас от возможных последствий в виде высокой безработицы. Для сравнения, в 2008 году уровень общей безработицы достигал 9%, сейчас - 5,4%.

НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ БОЛЬШЕ РАБОТЫ, А НЕ УВЕЛИЧИВАТЬ ПОСОБИЕ ЛЕНТЯЯМ

- А как вы боретесь с безработицей, пусть и относительно маленькой?

Так же, как и всегда. В этом году около 2,5 млрд рублей из федерального бюджета выделили на то, чтобы регионы смогли сформировать свои программы по снижению напряженности на рынке труда. В основном - это временная занятость и переобучение. Если вы обратитесь к мировому опыту, как страны переживают кризисные явления на рынке труда, все ровно то же самое. В космос никто безработных не отправляет. Тем более что работы много. Возьмите тот же «КамАЗ». Курс валюты поменялся - импортные автомобили стало не так выгодно завозить. Более того, появилось больше экспортных возможностей.

- Когда поднимут пособие по безработице? Его уже много лет не увеличивали...

Я не думаю, что нужно сейчас это делать. По крайней мере, до тех пор, пока мы не поменяем законодательство о занятости - с точки зрения оснований для назначения пособия. Ведь на учете стоит достаточно много так называемых профессиональных безработных. Многие из них не имеют никакого опыта работы. Поэтому мы пособие планируем увеличить, но только тем, кто имеет соответствующий стаж.

- В общем, чтобы не халявщикам платить, а тем, кто действительно не может найти работу?

Да. Для тех, кто никогда не работал или имеет очень большой перерыв в трудовой деятельности, будут сжиматься программы материальной поддержки. Но эти люди смогут воспользоваться банком вакансий, пойти на временные работы или на переобучение. Это чувствительная тема. Когда мы найдем точную конструкцию, будем выходить с законодательными инициативами. Но подход будет таким. Повышать пособие по безработице при наличии достаточно большого количества вакансий? Мне кажется, это неправильно. Это будет демотивировать людей. Нам нужно, наоборот, предлагать больше работы, повышать квалификацию, давать новые знания и навыки. А просто выплачивать пособия - не совсем верный путь.

- Как часто говорят: давать удочку, а не рыбу.

Совершенно верно.

ВЫНЬТЕ ЗАРПЛАТЫ ИЗ КОНВЕРТОВ

- У нас интересный рынок труда. Очень много людей вообще не платят никаких налогов и сборов, хотя работают и получают доход. Во сколько вы оцениваете этот уровень «серости» или «черноты» российской экономики?

Есть оценки Пенсионного фонда, которые говорят, что около 20% трудоспособного населения находятся в «тени» и за них не уплачиваются страховые взносы.

- А сколько это человек?

Если из трудоспособного населения, за которое не уплачиваются страховые взносы, вычесть зарегистрированных безработных, мам, которые ухаживают за детьми до трех лет, студентов, инвалидов, военнослужащих, то получится порядка 15 млн человек. Это очень большая «черная» зона. И когда мы говорим, что у нас низкие пенсии, то нужно понимать, что за этих 15 млн людей работодатели вообще не уплачивают страховые взносы. Плюс многим оставшимся зарплата выплачивается частично в конвертах. Представляете, какие это потери?! Очень сложно в такой системе платить достойные пенсии, потому что они являются производными от зарплат. Так что ключевая задача - обеление рынка труда.

- Какими способами?

Разными. Во-первых, недавно репетиторов, нянь, помощников по дому освободили от налога на доходы физических лиц, а их работодателей (нанимателей) - от уплаты страховых взносов. Посмотрим, будет ли эта мера действенной. Во-вторых, у нас сильно развит наличный оборот, особенно в торговле, строительстве, сфере услуг. А в Европе вы этого не увидите. Там практически все идет через безналичный расчет. Меньше возможностей уклоняться от налогов, потому что все транзакции отслеживаются. Постепенно к этому двигаемся и мы. В-третьих, нужно объяснять, почему нужно работать легально. Многие говорят: зачем мне платить страховые взносы, государство все равно обманет, просто в банк положу эти деньги. Но у нас же солидарная система: одно поколение работает, платит со своей зарплаты страховые взносы, а другое, которое уже этот путь прошло, получает пенсии из этого источника. Другими словами, такой человек не участвует в обеспечении своих собственных родителей. Это правильно? Думаю, что нет. То же самое с бесплатным здравоохранением: все пользуются бесплатными услугами поликлиник, но взносы в ФОМС нелегально работающий не платит. Получается, что официально работающие оплачивают медпомощь за скрывающих свои доходы. Это несправедливо.

БЕЛЫЕ ПРОТИВ ЧЕРНЫХ

- Мы тут плавно перешли к инициативе о введении налога на тунеядство. Все-таки будете его вводить или нет?

У нас труд свободен. Человек может легально не работать, если у него есть такая возможность. Идея в другом. В несправедливости по отношению к тем, кто работает официально: у станка, в поле, в институте, в больнице. Согласитесь, неправильно, если эти люди оплачивают бесплатную медицину за того парня, который не платит страховые взносы.

- Тогда с меня, как с официального работника, могли бы брать меньше денег?

Либо меньше, либо объем бесплатных медуслуг был бы другим, либо пенсия у ваших родителей была бы выше. Это очень важный сигнал, который должны все услышать. Информационные системы сейчас серьезно развиваются. Мы видим всех, у кого есть имущество, транспортные средства, при этом за них не уплачиваются страховые взносы. Мы сведем базы и сделаем выводы. Когда закончим этот процесс, то перенастроим системы адресной помощи, различные пособия по нуждаемости, предоставление госуслуг и прочее. Невозможно жить в обществе, пользоваться всеми его услугами, но ничего не платить.

- Каким образом будете мотивировать людей платить?

Есть разные способы. Когда мы в прошлом году в регионах эти конструкции потихоньку отрабатывали, то собрали только в Пенсионный фонд дополнительно за счет сверки баз порядка 20 млрд рублей.

- Одна из проблем - большая доля налогов на фонд оплаты труда. Они почти в полтора раза увеличивают расходы работодателя. Может, снизить налоги? Тогда, глядишь, многие и выйдут из «тени»...

Мы пробовали такую схему. В 2005 году снизили ставку взносов в Пенсионный фонд с 28 до 22%. И если до этого ПФР сам себя обеспечивал, то после этого понадобились трансферты из федерального бюджета (то есть, теперь бюджет вынужден перечислять ПФР часть денег, чтобы компенсировать недостачу).

- То есть зарплаты из «тени» тогда не вышли?

Доходы населения росли благодаря высоким ценам на нефть. Но никакого резкого выхода из тени и повышения собираемости не произошло. На мой взгляд, нужно стимулировать граждан трудиться легально. Если бы все трудились легально, то и, допустим, в пенсионной системе было бы больше средств: одно дело - получать на пенсии 7 тысяч рублей, а совсем другое - 20 тысяч.

70-ЛЕТНИЕ РАБОТНИКИ ДАДУТ ФОРУ МОЛОДЫМ

- А сейчас это возможно? Обычно пенсионеры, наоборот, жалуются: мол, по-разному работали, а все получают примерно одинаково...

- «Старые» пенсии действительно такие. Это остатки советского стажа и наследие предыдущей пенсионной системы. У новой - совсем другие правила, и по ним дифференциация в пенсиях будет существенно расти. Суть пенсионной реформы 2015 года как раз в том, чтобы от легальной зарплаты и продолжительности стажа зависело гораздо больше. Именно это мы и пытаемся донести до наших граждан. И даем возможность все это контролировать самому.

По действующей пенсионной формуле те, кто долго работал, стремился повысить квалификацию, увеличить заработок, выиграют. Те же, кто не выработал минимальный стаж, необходимый для получения страховой пенсии (увеличивается ежегодно, в 2017 году это 7 лет, с 2025 года и далее - 15 лет), смогут рассчитывать лишь на социальную пенсию.

- Я, кстати, периодически захожу на сайт госуслуг и считаю, какую пенсию я получил бы, будь мне уже ближе к 60 годам. Единственное, насчет возраста нет уверенности. Его будут все-таки поднимать?

Сейчас наши граждане живут значительно дольше. В последние 5-7 лет эта тенденция стала явной. Думаю, нам еще нужно поработать над увеличением продолжительности жизни. Но это не значит, что мы никогда не придем к вопросу повышения пенсионного возраста. Когда-то это придется делать, чтобы мы смогли купировать риски на будущее. Это должно быть мягким процессом, с серьезной адаптацией. Но наша принципиальная позиция - если повышение возраста выхода на заслуженный отдых произойдет, то нынешние пенсионеры должны от этого получить эффект. То есть должна вырасти их пенсия, а не доходы федерального бюджета.

- Наиболее частый вопрос. Как устроиться на работу после 40 или 50 лет? Работодатели не очень охотно берут возрастных сотрудников...

Молодые люди то же самое скажут - мол, не могут устроиться на работу, потому что опыта нет. Я исхожу из того, что в каждом конкретном случае могут быть проблемы. Где-то не стыкуются потребности в заработной плате, месте работы и жительства. Но всегда можно найти выход. В большинстве случаев это зависит от позиции конкретного человека. И от того, что он умеет. У меня есть несколько сотрудников, которым уже к 70 годам. Скоро у них возможности на госслужбе работать не будет, и я с ужасом жду этого момента. Они работоспособны и обладают такими знаниями, каких у молодых людей не может быть. Они фору дадут кому угодно с точки зрения активности и продуктивности. И еще надо понимать, что мы живем в другом обществе. Все меняется очень быстро. Жизнь показывает, что темп этих изменений становится сумасшедшим. Надо к этому готовиться, воспринимать как должное. И постоянно учиться, учиться и учиться.

- Программу материнского капитала хоть и продлили еще на два года, но сам капитал индексировать не будут. Будут ли дополнительные меры поддержки для семей?

Надеюсь, что будут. Для сравнения, в 2006 году у нас суммарный коэффициент рождаемости был 1,3 - то есть 1,3 ребенка на одну женщину. Сейчас этот показатель достиг 1,8. Гораздо выше, чем в большинстве стран Европы. Я не знаю, каким еще странам удалось добиться такого роста всего за 10 лет. Это значит, что наша демографическая программа эффективная. Но женщин в репродуктивном возрасте становится значительно меньше - демографический факт. Поэтому ученые говорят, что меры поддержки рождаемости должны дополняться постоянно. Только тогда можно помогать семьям, влиять на их поведение. Это ведь не только вопрос денег. Государство создает уверенность в том, что оно поможет - в разных ситуациях. Люди понимают, что, родив ребенка, у них будет место в детском саду, будет возможность вернуться на работу, восстановить свои доходы. А материнский капитал дает возможность приобрести жилье. В итоге появляется уверенность. Государство должно постоянно демографические меры обновлять. Мы над этим работаем. Надеемся, в следующем году мы что-то еще придумаем. И это будет дополнительным стимулом для семей.

Досье «КП»

ТОПИЛИН Максим Анатольевич . Министр труда и социальной защиты России. Родился в Москве в 1967 году. Получил экономическое образование в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. Потом поступил на службу в НИИ труда СССР. С 1994 года работает в Аппарате Правительства России. В 2004 - 2008 голаз возглавлял Роструд. Нынешнюю министерскую должность получил в 2012 году. Женат. Есть две дочери.

Топилин Максим Анатольевичс мая 2012 года занимает пост главы Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации. В обществе известен, прежде всего, высказываниями по поводу труда наемных работников, в частности нянь, а также относительно пенсионной реформы.

Молодые годы

Родился Максим Топилин девятнадцатого апреля 1967 года. Коренной москвич. По словам самого министра, его родители - представители трудовой интеллигенции. Топилины проживают в Москве уже несколько поколений, и ее представители по мужской линии всегда получали высшее образование и трудились на руководящих постах. А вот Максима Анатольевича привлекла политика.

После школы юноша поступил в московский нархоз, который успешно окончил в 1988 году, получив диплом экономиста. Примечательно, что в том же институте, но на курс старше, учился А на одном факультете с Топилиным постигала гранит науки Татьяна Голикова, ставшая впоследствии начальницей Максима Анатольевича и главой Министерства здравоохранения и соцразвития.

Продолжив обучение в аспирантуре Научно-исследовательского института Госкомитета Советского Союза по соцвопросам, Топилин там же работал младшим научным сотрудником в отделе заработной платы.

Окончание аспирантуры и защита диссертации датируются девяносто первым годом. Это событие совпало с развалом Советского Союза и образованием новой самостоятельной России. Новоиспеченный кандидат экономических наук остается работать при институте, только уже в должности старшего научного сотрудника. Под его заведованием находился сектор НИИ.

Начало карьеры

Спустя три года после защиты, в девяносто четвертом, Максим Топилин, биография которого началась в семье трудовой интеллигенции, получает кресло специалиста-эксперта и консультанта в Департаменте труда, здравоохранения и соцзащиты при аппарате российского правительства. В его компетенцию входят вопросы труда, соцполитики и миграции.

С 1996 года Топилин консультирует уже сферу соцполитики и труда в том же Департаменте, правда называющемся теперь Департаментом труда и здравоохранения.

В 1997 году произошла реорганизация правительственного аппарата, и Максим Топилин реализовывал те же задачи, только в Департаменте соцразвития. А спустя год возглавил свой отдел соцполитики и труда.

Повышение

2001 год ознаменовался для чиновника серьезным взлетом по карьерной лестнице. Из рук тогдашнего премьера Касьянова он получил должность замминистра труда и соцразвития. На посту министра тогда был Александр Починок. Основными направлениями, которые курировал Топилин Максим, являлись трудовая занятость россиян, профобучение, а также развитие человеческих ресурсов.

Спустя три года, когда в результате админреформы Министерство труда и соцразвития стало Федеральной службой по вопросам труда и занятости в составе Министерства здравоохранения и социального развития, Максим Анатольевич шагнул еще выше, возглавив эту службу и фактически подсидев своего бывшего руководителя Починка, который тоже претендовал на данное кресло. В 2005-м Топилина назначили главным госинспектором труда Российской Федерации.

Замминистра здравоохранения и соцразвития

С лета 2008 года Максим Топилин являлся вторым лицом в Министерстве здравоохранения и соцразвития. Здесь его начальницей стала бывшая однокашница Татьяна Голикова.

На этом посту Максим Анатольевич преуспел в внедрив несколько эффективных программ: создание рабочих мест временного характера, профессиональная переподготовка, миграция внутри страны и субсидирование самозанятости населения. Кризис на рынке труда, благодаря усилиям Топилина, был частично преодолен.

Министр Максим Топилин: повышение

В 2012 году Максима Анатольевича ждало еще одно повышение. В возрасте сорока пяти лет он возглавил Министерство труда и соцзащиты, образовавшееся после разделения Минздравсоцразвития на две структуры. Премьером Российской Федерации на тот момент был Дмитрий Медведев, у которого закончился президентский срок. В задачи новоиспеченного министра входила, прежде всего, реализация пенсионной реформы, на счет которой у Топилина были свои личные соображения.

Спустя короткое время после назначения у Топилина вышел конфликт с Путиным. Президент Российской Федерации выразил свое недовольство работой министерства, которое не обеспечило повышение зарплат работникам бюджетной сферы, не выделило дополнительных средств на строительство и ремонт дорог, усовершенствование системы ЖКХ и т.д.

Защищаясь, обвиняемая сторона парировала, что Путин обещал все выше перечисленные блага в рамках своей предвыборной программы, не учитывая реальное количество имеющихся бюджетных средств. Максим Топилин тогда получил выговор. Но пост министра не потерял и занимает его по сей день.

Инициативы и взгляды Топилина

Едва получив министерское кресло, Максим Анатольевич выступил в средствах массовой информации с речью, в которой заявил, что он является противником повышения пенсионного возраста. Позже Топилин мотивировал такую позицию убежденностью в отсутствии пользы от повышения возраста для бюджета страны, поскольку система предусматривает перенаправление высвободившихся средств на увеличение выплат пенсионерам. То есть, по мнению министра, экономика государства в результате не получит ничего.

Среди других позиций Топилина - желание превратить государственную из "страшилки" в помощника и советчика. Этой идеей чиновник был окрылен во время работы на посту главы данной инспекции.

В 2010-м году Максим Топилин, фото которого частенько тогда мелькали в средствах массовой информации, развил широкую кампанию за легализацию труда людей, которые в частном порядке оказывают услуги нянь, кухарок, домработниц, садовников, водителей и т.д. Чиновник заявлял, что эти работники трудятся «в тени», получая зарплаты в конвертах, не платя налогов, не имея при этом никаких соцгарантий. А между тем, по словам Топилина, таких людей в стране около двадцати миллионов, то есть фактически каждый седьмой россиянин.

Оценка деятельности

По поводу деятельности Максима Анатольевича в российской прессе высказываются разные точки зрения. Кто-то называет его крепким профессионалом своего дела, другие - слабоватой кандидатурой на пост министра. Имели место обвинения Топилина в его необъективности относительно конфликтов работодателей и работников, якобы министр становится на сторону первых.

Если же говорить о ярлыках, которые неизбежно появляются на видных государственных деятелях, то к Топилину приклеился образ трудоголика. По информации журналистов, с работы министр уезжает чуть ли не в полночь. Да и сам чиновник не раз сообщал, что вынужден трудиться по шестнадцать часов в сутки.

Важной заслугой Топилина перед обществом можно считать его работу в Южной Осетии, где он как заместитель министра здравоохранения находился с первых дней войны. За это Максим Анатольевич получил от государства

Доходы и личная жизнь

Личная жизнь Топилина никогда не становилась предметом особых обсуждений. Известно, что министр женат и вместе с супругой воспитывает двоих дочек.

Является ли обеспеченным человеком Топилин Максим Анатольевич? Жена чиновника, согласно декларациям, зарабатывает больше, чем он, раза в два с половиной. По крайней мере, так было в 2011 году, когда супруги обнародовали доходы: 4,1 и 10,6 миллионов соответственно. Возможно, сейчас ситуация несколько иная, ведь и должность у Топилина выше. Просторным жильем и автомобилями чета, естественно, обеспечена и не скрывает этого от общественности.

Таким образом, олигархом Топилина не назовешь, но на безбедную жизнь в Министерстве труда за много лет он себе вполне заработал.

Родился 19.04.1967 года в г. Москве.

В 1988 году он окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист». Имеет ученую степень кандидат экономических наук.

После окончания вуза Максим Топилин работал в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (после 1991 года – Министерство труда и социального развития РФ), в котором прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором. В 1994 году он перешел в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата Правительства РФ, в котором занимал должности специалиста-эксперта и консультанта отдела.

В 2001 году Топилин, будучи консультантом отдела социальной политики и труда Департамента труда и здравоохранения аппарата Правительства РФ, был приглашен занять пост заместителя министра труда и социального развития РФ. В марте 2004 года он стал руководителем Федеральной службы по труду и занятости, а в мае 2005 года – главным государственным инспектором труда РФ.

В июле 2008 года Максим Топилин был назначен заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ. В мае 2012 года он стал министром труда и социальной защиты РФ.

Имеет двух дочерей

Информация к размышлению:

Отец Максима Топилина, Анатолий, считается одним из ведущих специалистов в области социальной демографии и экономической социологии. Он является одним из авторов концепции по замещению коренного населения РФ мигрантами. При этом сын разделяет взгляды своего отца, фактически реализовывая его идеи на практике.

В НИИ труда при Государственном комитете СССР по труду и социальным вопросам Топилин попал по протекции отца. Во время работы в нем он познакомился с Татьяной Голиковой, которая работала младшим научным сотрудником в том же институте. Топилин установил с ней тесные контакты и сохранил их после ухода Голиковой на работу в Министерство финансов.

Карьерный взлет Топилина начался в сентябре 2001 года, когда тогдашний Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов решил создать «противовес» министру труда и социального развития Александру Починку, развившего «излишнюю активность». Премьер-министр подобрал в заместители Починку сотрудника своего аппарата, отличавшегося прилежанием и отсутствием политических амбиций. На новом месте Топилин сумел не только закрепиться, но и фактически взял на себя всю текущую работу по министерству, оставив министру лишь представительские функции.

После административной реформы 2004 года, когда Министерство труда и социального развития было ликвидировано, а вместо него создана Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), подчиненная Министерству здравоохранения и социального развития, Топилин возглавил новое ведомство. Одновременно он стал главным государственным инспектором труда РФ. На этой должности он запомнился в основном своими призывами «не бояться трудовой инспекции», а также заявлениями о том, что инспекторы должны «не только наказывать, но и просвещать, неся в массы правовую культуру».

В 2008 году Голикова, занимающая пост министра здравоохранения и социального развития, пригласила Топилина в министерство в качестве своего заместителя. Там он курировал региональные антикризисные программы занятости, на которые было потрачено около 300 млрд. рублей. При этом, по ряду оценок, данные программы были больше похожи на «имитацию» деятельности и «распил» бюджетных средств.

В мае 2012 года Максим Топилин стал министром труда и социальной защиты. Данную должность он занял также благодаря Голиковой, которая таким образом хотела сохранить контроль над своим бывшим ведомством. Планировалось, что Топилин будет курировать запланированную пенсионную реформу, однако инициативу по ее проведению у него «перехватили» Минфин и Минэкономразвития. Кроме того, многие специалисты указывали, что новому министру «не хватит мужества» провести ее в интересах самых широких слоев населения.

Среди государственных наград в коллекции Топилина имеется Орден Мужества, который он получил за то, что во время грузино-югоосетинского конфликта 2008 года лично контролировал поставки медикаментов, социальную помощь беженцам и жертвам конфликта. Несмотря на то, что он во время боев находился во Владикавказе, а в Цхинвал прибыл уже после окончания конфликта, благодаря протекции Голиковой, Топилин не только получил орден фактически в нарушение его статута, но и был признан участником боевых действий.

В сентябре 2012 года президент Владимир Путин объявил публичный выговор Максиму Топилину за ошибки и просчеты в работе его министерства. Поскольку Топилин не входит в «ближний круг» ни Владимира Путина, ни Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, ему была отведена роль «мальчика для битья», которую он сможет еще не раз сыграть не только при обострении или дестабилизации социально-политической обстановки в стране, но и в имиджевых целях заинтересованных лиц. По сути, Топилин является той политической фигурой, которой Кремль незамедлительно пожертвует в случае необходимости.

Сергей Е: Про таких говорят, что он "никакашка", пустое место. Голикова любовничка тащит... У него хватило ума заявить, что в России нет бедных пенсионеров... Правильно - они нищие... Пацаны за Орден Мужества кровь свою и чужую проливали... а это... существо с пивом сидело и за поставками медикаментов наблюдало...Это с его подачи инспекторы по труду бегают и штрафуют... у них план по штрафам в цифрах выражен... на какую сумму надо наштрафовать, не важно кого и за что, а сумму выдай... Вот здесь и порождается беззаконие... Конечно его ВВП при случае выпнет, но он же опять всплывет, ибо ОНО не тонет...

Максим Анатольевич Топилин — российский государственный и политический деятель. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации с 21 мая 2012 года. В правительстве Топилин находится уже почти 15 лет — и все эти годы занимается вопросами рынка труда и социальной занятости. С 2004 по 2008 годы Максим Топилин руководил Федеральной службой по труду и занятости.

Образование и детство Максима Топилина

По словам самого министра, его родители — представители московской трудовой интеллигенции. Отец — Анатолий Топилин — ведущий специалист в области социальной демографии и экономической социологии, доктор экономических наук, работал в государственных органах управления. Он занимался вопросами миграции, занятости и рынка труда. Поэтому не удивительно, что Максим решил пойти по стопам отца. Он до сих пор во многом разделяет его взгляды и идеи.

Высшее образование Максим Топилин получил в 1988 году, окончив Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (экономический факультет). Позднее Максим Анатольевич Топилин стал аспирантом Научно-исследовательского института Государственного комитета СССР по социальным вопросам. В 1991 году Максим Анатольевич защитил докторскую диссертацию и занял должность заведующего сектором.

Карьера Максима Топилина

Из официальной биографии Максима Топилина известно, что в 1994 году его пригласили на должность специалиста-эксперта и консультанта в Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения аппарата правительства Российской Федерации. Максим Анатольевич Топилин занимался вопросами занятости и миграции.

Далее в карьере Максима Топилина были должности консультанта отдела социальной политики и труда в том же департаменте (с 1996 по 1997 гг.) и начальника отдела Департамента социального развития (с 1997 по 2001 гг.).

В 2001 году председатель правительства Михаил Касьянов назначил Максима Анатольевича Топилина заместителем министра труда и соцразвития. В тот период пост министра занимал Александр Петрович Починок .

В сферу деятельности Максима Топилина входило курирование направления трудовой занятости граждан, а также вопросы профобучения. Через 3 года ведомство после административной реформы было реорганизовано и стало Федеральной службой по вопросам труда и занятости в составе Министерства здравоохранения и социального развития.

Карьера Топилина успешно шла вверх. В 2004 году Максим Анатольевич смог занять пост руководителя Федеральной службы по вопросам труда и занятости.

А в следующем году Максима Анатольевича сделали главным госинспектором труда России, сообщается в биографии Топилина в Википедии. Эту должность он занимал до 2008 года.

В 2008 году министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова пригласила Максима Анатольевича Топилина на должность своего заместителя. В итоге 31 июля 2008 года распоряжением главы правительства Владимира Путина Максим Анатольевич был назначен заместителем министра.

Максим Топилин во главе Минтруда России

В мае 2012 года был объявлен новый состав правительства. Министерство было решено разделить на два — министерство труда и социального развития и министерство здравоохранения. Их возглавили замы Голиковой — Максим Топилин и Вероника Скворцова соответственно.

Максим Анатольевич Топилин с приходом на руководящую должность в министерство труда и социальной защиты пообещал , что в РФ увеличится сумма пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет. Эксперты посчитали, что оно должно быть не менее 10 тысяч рублей.

В 2012 году президент России Владимир Путин подписал указ об объявлении дисциплинарных взысканий министру образования и науки, министру регионального развития и главе Минтруда. «Объявить дисциплинарное взыскание в виде выговора министру образования и науки Российской Федерации Ливанову Д.В., министру регионального развития Российской Федерации Говоруну О.М., министру труда и социальной защиты Российской Федерации Топилину М.А.», — говорится в указе.

Выговор министрам связан с невыполнением поручений по президентским указам, сообщали РИА Новости.

Максим Топилин в интервью телеканалу НТВ отмечал , что за 2015 год число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на три миллиона человек — до 19 миллионов.

5 февраля 2016 года на съезде партии «Единая Россия» министр труда РФ Максим Топилин заявил , что в 2015 году реальная заработная плата россиян снизилась более чем на 9 процентов. Однако если брать более длительный период, то «заработная плата по отношению к 2010 году в 2015 году увеличилась на 7 процентов».

Кроме того, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин озвучил сумму, которая пойдет на повышение зарплат бюджетников в 2018 году — 80 млрд рублей.

Реальная зарплата за первые два месяца 2018 года выросла на рекордные 10,5 процента. Об этом заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин на заседании коллегии ведомства.

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин считает, что в XXI веке человечество сможет отказаться от восьмичасового рабочего дня, принятого как стандарт в минувшем веке.

Топилин верит, что в ближайшем будущем рабочий день будет сокращаться и, возможно, однажды составит всего два часа, в течении которых мы будем успевать сделать всё необходимое, а остальное время уделять семье, спорту и развитию, сообщалось в новостях летом 2017 года.

Пенсионная реформа Максима Топилина

В марте 2016 года Максим Топилин заявил, что приоритетом государственной политики в России является стимулирование позднего выхода на пенсию, а не повышение пенсионного возраста.

Как отметил глава Минтруда, поздний выход на пенсию можно считать выгодным в связи с тем, что за каждый год более позднего обращения за пенсией её страховая часть будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

В 2016 году Топилин заявлял , что повышение пенсионного возраста в РФ не планируется. Министр говорил, что обсуждается только элемент, связанный с накопительной пенсией, и что это всего лишь маленькая часть пенсионной системы. По его словам, никакой реформы просто нет. Он также пояснил , что реформа будет широко обсуждаться, но только когда настанет для этого подходящее время и тайно ничего делаться не будет.

Глава Минтруда Максим Топилин в апреле 2016 года заявил, что бедных пенсионеров в России с точки зрения формальных признаков нет. Структуру бедности, прежде всего, составляют работающие бюджетники и семьи с детьми.

«Пенсионеров, как вы знаете, у нас бедных нет. Все пенсионеры получают доплаты до прожиточного минимума. Поэтому мы исходим из того, что нужно не увеличивать пособия и не порождать новые, а двигаться по пути возможного и нормального повышения минимальной оплаты труда до прожиточного минимума», — сказал министр на пленарном заседании Общественной палаты РФ.

В начале 2017 года Максим Топилин заявил , выступая на дискуссионной площадке в рамках съезда «Единой России», что согласно прогнозу Минтруда РФ реальный размер пенсионных выплат в нашей стране будет снижаться ещё три года, несмотря на восстановленный ежегодный порядок индексации.

В июне 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что пенсии в России после внедрения пенсионной реформы за несколько лет могут вырасти на 8−10 процентов. «За 5−6 лет пенсии в реальном выражении, по нашим расчетам, должны вырасти на порядка 8−10 процентов, это серьезная прибавка, такого роста у нас реальных пенсий вообще не было никогда, тем более в последние годы», — сказал Топилин в интервью телеканалу «Россия 24».

Личная жизнь Максима Топилина

Максим Анатольевич Топилин женат, воспитывает двух дочерей. Супруга — Топилина Мария Валентиновна (1969 г. рожд.). Она занимается предпринимательской деятельностью в асбестовой промышленности.

Мария Топилина — соучредитель ООО «Минерал трейдинг».

Доходы Максима Топилина

За 2017 год Топилин заработал 5.928.655 руб. Кроме того, у Топилина имеется три квартиры, гараж, легковой автомобиль.

В собственности супруги министра квартира в Болгарии площадью 115 кв. м и квартира в России площадью 77,1 кв. м. Дочери Топилина владеют в равных долях квартирой площадью 125,6 кв. м в России.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: