Пасхальные звоны. Лютеранская и протестанская пасха

Первый известный случай, когда епископ Римский назвал себя «папой», относится к 384-му году.

Однако, 1-м римским папой считается св. апостол Пётр, он же Шимон бар Йона, он же Симон Кифа

Кифа (арам . скала или камень) (Ин 1:42; 1Кор1:12; 1Кор 3:22; 1Кор 9:5; 1Кор 15:5; Гал 2:9) – имя, данное Господом Симону, сыну (потомку) Ионы, первому апостолу Христову. Сам апостол всегда называл себя греческим именем Пётр, имеющим то же значение.

Хотя точные датировки события, когда Иисус назначил Петра главой Церкви, и времени его (Петра) смерти отсутствуют, приблизительно сроки его понтификата всё же можно определить. Иисус Христос назначил Петра главой Церкви не позже Своего распятия на Голгофе в 31-м году, в соответствии же с церковным Преданием смерть самого Петра наступила в Риме в 67-м году.

То есть св. апостолу Петру можно приписать самый продолжительный понтификат в сравнении с другими римскими папами.

Тогда 2-е место по продолжительности понтификата отводится 255-му по счёту римскому папе бл. Пию IX (1846-1878) – 31 год, 7 месяцев и 23 дня. Ad hoc cамый короткий понтификат характеризует 228-го папу Урбана VII (15-27 сентября 1590-го года, всего 13 дней). (В эти сравнительные расчёты не включен Стефан II, избранный в 752 году. Он умер 25 марта 752 года на 4-й день после избрания. Хотя Стефан был избран с соблюдением канонических правил, он не был посвящён и не приступал к исполнению обязанностей понтифика. С 1961 года он не считается законным папой).

Сегодняшний верховный иерарх Католической церкви 266-й папа римский Франциск – Хорхе Марио Бергольо (исп . Jorge Mario Bergoglio; род. 17 декабря 1936, Буэнос-Айрес) – аргентинец итальянского происхождения, понтификат с 13.03.2013. Первый в истории папа из Нового Света и первый за более чем 1200 лет папа не из Европы (после 90-го папы сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 год). Первый папа-иезуит. Первый папа-монах со времён 254-го папы Григория XVI (1831-1846), состоявшего в ордене камальдулов (камальдолийцев).

53-й по счёту римский папа св. Иоанн I (итальянец из Тосканы; понтификат с 523 до 18 мая 526 года) в 525-м году поручает римскому аббату, святому Румынской Православной Церкви, уроженцу Малой Скифии гето-даку Дионисию Малому (Dionysius Exiguus, ок. 470 – ок. 544) составление пасхальных таблиц (т.н. пасхалий, или методик расчёта даты Пасхи). Дионисий это поручение, я бы сказал. даже «перевыполнил», став в итоге основоположником летосчисления от начала нашей эры, неточно установившим дату рождения Иисуса Христа, зато точно установившим дату воскресения Спасителя (25 марта 31 года), как и многие убеждённые в этом древние восточные хронологи христианской эпохи.

Дата начала новой эры (нашей эры, христианской эры) соответствует 3761-му году от Сотворения мира (Anno Mundi; A.M.) по иудейскому летосчислению, широко используемому исследователями Библии.

Несколько слов о Пасхе

От сроков Пасхи зависят сроки других церковных праздников, числа которых меняются каждый год. Это праздники с непостоянной переходящей датой: например, Вознесение Христа (die Himmelfahrt Christi) мы всегда празднуем в 40-й день после Пасхи. Это относится, пожалуй, ко всем «вменяемым» христианам планеты.

Через следующие 10 дней, т.е. в воскресенье, в пятидесятый день после Пасхи, у православных наступает праздник Сошествия Святого Духа (Ausgießung des Heiligen Geistes), или Пятидесятница (das Pfingsten), или Троица (Dreieinigkeit; Trinitatis), или Зелёные Праздники (Grünfeste). А вот здесь уже наступает межнаправленческий и межконфессиональный разнобой. Если православные и иже с ними Пятидесятницу и Троицу празднуют единовременно, то в западнохристианской традиции за многие сотни лет сюжеты и духовные основания (обоснования) этих празднеств существенно разошлись.

А ещё через 7 дней, с понедельника, начинается Петров пост, который длится до праздника апостолов Петра и Павла. Петров (Апостольский, или «летний») пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла, в 2017 году длится с 12 июня по 11 июля (всего 30 дней).

Таким образом, от даты Пасхи зависит длительность периода между «неподвижным» праздником Сретения и началом Великого Поста, а также и продолжительность Петрова поста.

Великий Пост начинается у православных и греко-католиков в понедельник, за 48 дней до Пасхи, у римо-католиков – в Пепельную среду за 46 дней до Пасхи (в нашей Евангелическо-лютеранской общине мы отмечали её в 2016 году 10 февраля, а в 2017 году – 1 марта).

Ещё несколько слов о Пасхе и Кириопасхе

Кириопасха (Господственная (Господня) Пасха) – именование православной Пасхи, исчисленной по александрийской пасхалии, приходящейся на 25 марта (7 апреля), – то есть на день праздника Благовещения. Случается весьма редко: так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая кириопасха будет только в 2159 году.

Древние восточные хронологи христианской эпохи были убеждены, что Иисус Христос воскрес 25 марта 31-го года н.э.

Византийский канонист Матфей Властарь (XIV) полагал, что не всякая Пасха 25 марта есть Кириопасха, но для сего потребно, чтобы и луна в сей день была та же самая, что и в год крестной смерти Христа. За период одного индиктиона (532 года) таких совпадений бывает 4 из 12 случаев, когда Пасха падает на 25 марта, как, например, в 1912.

Кириопасха может иметь место как по Юлианскому, так и по Григорианскому календарям, но в разные годы. Она не случается по новоюлианскому календарю, принятому в 1920-е некоторыми православными поместными Церквами.

Хотя Церковь не имеет какого-либо определённого разъяснения особого смысла Кириопасхи, в народном сознании православных греков ей усвояется предзнаменовательный смысл как указания на имеющее в том году произойти событие чрезвычайной исторической важности. В частности, в связи с Кириопасхой 1991 года указывают на прекращение существования СССР.

25 марта Пасха будет праздноваться в текущем столетии последователями западнохристианской традиции, к которым относимся и мы с Вами, дорогие сёстры и братья, только в 2035, 2046, 2057 и 2068 годах.

В прошлом столетии в этот день праздник Пасхи отмечался нашими единоверцами только дважды – в 1951 и 1973 годах, а в позапрошлом только трижды – в 1810, 1883 и в 1894 годах.

Даты пасхальных празднеств вообще христианами Запада и Востока очень разнятся и совпадают не часто. Так, в 1907 году разница между Пасхами была 5 недель, в 1926 – 4 недели, в 1877 – 1 неделя, а в 1896 году Пасхи совпали.

Лютеранская Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Лютеранская Пасха отмечается в воскресенье вслед за первым полнолунием, наступившим после дня весеннего равноденствия (20 марта). Это центральное событие лютеранского календаря и главный церковный праздник года, посвященный великому таинству Воскрешения Иисуса Христа.

Традиции Лютеранской Пасхи

Традиции Лютеранской Пасхи во многом схожи с пасхальными обычаями католиков и православных. Пасхальное торжественное богослужение начинается в Страстную Субботу, за несколько часов до полночи. В темный храм (в котором заранее потушены все огни) вносят одну зажженную свечу, украшенную первой и последней буквами греческого алфавита - альфа и омега. Эти буквы означают первую и последнюю точку земного существования Христа и символизируют начало той новой жизни, которая ждет каждого истинного христианина на Небесах.

В первый день Пасхи у лютеран принято обмениваться подарками, жертвовать деньги незнакомым людям, нищим и бездомным. Также в праздничный день устраиваются народные гуляния и концерты. В некоторых лютеранских церквях проводят ритуал сжигания чучела Иуды - ученика Христа, который предал своего Учителя за тридцать серебренников.

На праздничном столе у лютеран обязательно присутствуют традиционные пасхальные блюда: куличи, крашеные яйца и творожные пасхи.

Протестантская Пасха

Пасха для протестантов - второй по значимости праздник после Рождества. В западных странах Протестантская Пасха совпадает с Католической. В России протестанты отмечают день Воскресения Христова одновременно с православными.

Традиции и обычаи Протестантской Пасхи

Традиции празднования Пасхи у протестантов не отличаются от католических и лютеранских. Торжественное богослужение происходит в ночь с субботы на воскресенье. Во время церковной службы проводится «Благословление Огня». Это литургия, на которой читаются отрывки из Ветхого и Нового заветов и исполняются древние гимны в честь Иисуса.

Главный символ праздника у протестантов - пустая гробница Христа, которая напоминает о том, что Господь воскрес и вознесся на Небеса. На Пасху принято накрывать пышные столы, украшая их свечами и букетами цветов, дарить подарки знакомым и незнакомым людям. Как правило, вечером в пасхальное воскресенье устраиваются благотворительные концерты.

Ежегодно Светлый праздник выпадает на разные дни и поэтому ответить на вопрос, когда Пасха в 2017 году какого числа у верующих довольно сложно, поскольку, во-первых, это зависит от солнечно-лунного календаря, а во-вторых – у людей различных религий эти даты приходятся на разные дни.

Редакция информагентства Nation News выяснила, когда Пасха 2017 года какого числа у православных, католиков и иудеев.

Пасха в 2017 году какого числа у православных

Итак, Пасха 2017 у православных выпадает на 16 апреля (воскресенье) и, согласно древним традициям, главными символами православной Пасхи являются кулич и украшенные или раскрашенные яйца как символ всего живого, Вода, символизирующая пасхальные ручьи, и Благодатный Огонь.

Пасха в 2017 году какого числа у католиков

Обычно разница в датах католической и православной Пасхи составляет несколько недель, однако в этом году католики и православные отмечают Светлый праздник в один день.

Таким образом, Пасха в 2017 году у католиков выпадает на 16 апреля (воскресенье) и, согласно древним традициям, главным символом этой религиозной даты и у них являются крашеные яйца и пасхальный заяц.

Любопытно, что католики разных стран расписывают яйца, согласно своим обычаям и, скажем, в Центральной Европе яйца могут быть расписаны орнаментом или цветами, в то время как западноевропейские католики ограничиваются только красным цветом без каких-либо дополнительных украшений.

Пасха в 2017 году какого числа у армян

Армянская Пасха в 2017 году выпадает на 16 апреля и совпадает с католической и православной, хотя Светлый праздник всегда совпадает с католической датой.

Так, согласно традициям, в день Светлой Пасхи армяне готовят куличи, красят яйца, посещают храмы для участия в Святой Мессе, причащения, а также для того, чтобы исповедаться, а после этого устраивают обед с лучшими блюдами, где, согласно традиции, предпочтение отдается рыбе.

Пасха в 2017 году какого числа у евреев

Еврейская Пасха или Песах традиционно наступает 14 числа месяца нисана и в 2017 году этот день выпадает на 11 апреля.

Как правило, Пасха у евреев, согласно традициям, которые на протяжении веков практически не менялись, празднуется в течение 7-8 дней, зависит это от места проживания и особенностей конкретной семьи.

Праздник Пасхи по праву считается величайшим событием, поскольку символизирует воскресение Иисуса Христа, а значит победу над смертью и любовь к жизни, надежду на вечное существование и прощение всех грехов, и поэтому этот праздник особо почитаем у всех верующих людей и у православных, и у католиков, и у иудеев.

Наталие Кофлер

Церковный год

В мире существует много различных способов, которыми можно измерить время: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Даже если мы остановим свое внимание на годе как промежутке времени, столкнемся с великим разнообразием: календарный, лунный, учебный год.

Продолжительность их самая разнообразная и начинаются они в разное время. Но существует еще один календарь, независимый от обыкновенного. Это церковный год. Здесь в центре событий стоит Иисус Христос. Поэтому церковный год начинается с Его прихода, Адвента. В переводе с латинского Адвент означает «пришествие (Господне)». Адвент продолжается четыре недели, четыре воскресенья. После этого наступает Рождество. Время с Адвента до Рождества символизирует ветхозаветное время, время ожидания прихода Мессии.

Рождество - рождение Иисуса Христа, самый молодой из больших христианских праздников. Впервые отмечалось в 4 веке в Риме (25 декабря). Вскоре после Рождества начинается Великий пост. У нас это слово ассоциируется в первую очередь с воздержанием от пищи и увеселений. Начинается пост с Пепельной среды. Во времена бедствий или когда шло приготовление к какому-нибудь важному делу, объявляли на несколько дней пост, в продолжение которых народ, одевшись во вретища (покрывала из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи. Великий пост длится 40 дней. Он учит нас отделять главное от второстепенного. Пост не основывается на принуждении, поэтому решающим является не выбор пищи или длина поста, а внутренний настрой: воздержание от зла, страстей, обмана.

После 40 дней Великого поста наступает Вербное воскресенье - воскресенье перед страстной неделей. В этот день отмечается торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. На Елеонской горе собрались верующие с пальмовыми ветвями и пели: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Иоанн 12, 13).

Страстная неделя - неделя страданий Иисуса Христа, заканчивающаяся Его казнью. Распятие Иисуса приходится на пятницу, Страстную пятницу, за два дня до Пасхи.

Пасха - праздник праздников, воскресение Иисуса Христа, фундамент христианской веры. В иудаизме отмечается в честь исхода евреев из Египта. В празднование Пасхи привносится идея ожидания Мессии.

Вознесение. После воскресения Иисус еще 40 дней находился среди Своих учеников в новом земном образе. Дав Своим ученикам вернейшее доказательство действительности Своего воскресения, Он вознесся к Отцу.

Пятидесятница - десять дней спустя после вознесения Иисуса (50 дней после Пасхи, отсюда и название праздника) Дух Божий сошел на учеников. Они получили власть свыше, чтобы нести Благую весть всем народам. Этот день считается днем рождения христианской церкви.

Троица (Тринитатис) - праздник, посвященный Триединству Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог Святой Дух. После праздника Троицы наступает непраздничная половина года.

За Праздником урожая, срок которого общины вправе определять сами, приходит День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям Виттенбергской церкви.

День поминовения всех умерших. В этот день принято посещать могилы своих родных и близких. В их память зажигаются свечи. Горящая свеча говорит нам и о том, что Иисус Христос есть свет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанн 11,25).

День покаяния и молитвы заключает церковный год.

Евгений Надалинский

Татьяна Горохова

«В наш храм обычно приходит не больше 150 человек, но на Рождество и Пасху собирается уже 500 человек, – говорит настоятель Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла в Москве пастор Виктор Вебер. – Слава Богу, собор достаточно вместительный: он рассчитан на 1000 человек».

Численность лютеран в нашей стране по разным оценкам составляет от 85-ти до 170 тыс. человек, утверждает специалист по истории Лютеранской и Римско-католической церквей в России Ольга Лиценбергер. А когда-то цифры были совсем другими: до революции у нас проживало почти 3,7 млн лютеран, из них в прибалтийских губерниях – около 2,5 млн. Октябрь 1917 года внес существенные коррективы в общую численность верующих страны. Официально их почти не осталось. Но многие российские немцы сохранили свою веру – в годы гонений и на церковь, и на них самих.

Пастор Виктор Вебер вспоминает сегодня, как уже в послевоенные годы ходил с дедушкой на свои первые богослужения в частный молитвенный дом, пробираясь туда особыми тайными тропинками. Его дедушка-гармонист пел народные песни под аккордеон, а бабушка на Пасху пекла традиционные немецкие сладости и собирала в доме подруг. Все богослужения были на немецком языке, и мальчик, не понимая ни слова, впитывал красоту церковной службы. Именно пение хоралов и проповеди стали одними из светлых моментов его советского детства, а к вере Виктор пришел уже в сознательном возрасте.

Сегодня он хорошо знает, как отмечается Пасха в Лютеранской церкви, и объясняет интересующимся: «Лютеране не держат обязательный для православных 40-дневный пост перед Пасхой. Точнее, сам верующий решает, как ему поститься. Самое главное в это время – это общение с Богом, посещение богослужений, молитва и чтение Евангелия. Если у верующего есть семья, то он несет в нее весть о Христе, о победе над смертью. В нашей церкви всем раздается брошюрка ”Слово Божие“ для чтения, размышлений и пения хоралов дома. На вечернем богослужении в Пепельную среду на лбу каждого верующего ставится пепельный крест – начинается Страстная неделя. Церковь украшается цветами». Кстати, на Страстной цветы фиолетовые, как и пасторское облачение. А вот на божественной литургии в великий праздник Пасхи цвет облачения пастора всегда белый – это цвет чистоты и победы. Весь храм украшают белыми цветами – лилиями и ромашками, а параменты устилают белыми покрывалами.

У лютеран есть обычай сеять в глиняную миску кресс-салат, который должен взойти после Вербного воскресения. На Пасху в него можно спрятать пасхальные яйца, сладости и шоколадного зайца – их потом обязательно разыщут дети. Пустыми расписными яйцами украшают деревья.

В субботу празднуется пасхальная вигилия: в 19. 00 перед храмом на улице зажигают костер, вокруг которого собирается вся община. Из алтаря выносят Пасхал – большую белую свечу, на которой изображен красный крест и символы альфи и омеги. Пастор зажигает ее от костра и прихожане входят в темный храм. Пастор, освещая путь прихожанам, три раза восклицает: «Иисус Христос – свет миру!» Каждый верующий зажигает свою маленькую свечу от большого Пасхала – постепенно храм освещается. Эта часть богослужения символизирует переход от смерти Христа к его воскресению.

На следующий день во многих странах проводятся пасхальные завтраки общин – когда все верующие собираются за одним столом и вкушают пасхальную косу. Евангелическо-лютеранская церковь в России по-прежнему придерживается немецкой церковной традиции.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: