Военно-морские силы китайской народной республики. Военно-морские силы китайской народной республики Пекин создает опорные точки ВМС на всем пути к Суэцкому каналу

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» является вторым кораблем проекта 1164 «Атлант» (код НАТО - класс Слава).

Данный класс советских ракетных крейсеров, занимает промежуточное положение между кораблями типа «Ушаков» (проекта 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Атлант» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР. Головным кораблем данного проекта является гвардейский ракетный крейсер (введен в строй 30 декабря 1982 года). Назван в честь Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова.

Всего было построено 4 крейсера этого типа, а введено в строй - 3.

Разработчиком проекта 1164 «Атлант» является Северное ПКБ.

Ракетные крейсера проекта 1164 предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» был заложен под именем «Адмирал флота Лобов» (строительный номер 2009) 05 октября 1978 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Спущен на воду 25 февраля 1982 года. 23 марта 1985 года был переименован в «Маршал Устинов». 15 сентября 1986 года введен в строй, а 05 ноября включен в состав Северного флота. Порт приписки Североморск. Имел следующие бортовые номера: 118 (1986 год), 088 (1987 год), 070 (1990 год), 055 (с 1993 года).

Основные характеристики: Водоизмещение 11280 тонн. Длина 186,5 метра, ширина 20,8 метра, осадка 7,6 метра. Максимальная скорость хода 32 узла, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 7500 миль. Автономность 30 суток. Экипаж составляет 476 человек, максимально 510 человек.

Питание осуществляется от 4 двигателей каждый мощностью 22500 л.с., а также от двух двигателей каждый мощностью 7700 л.с. Общая мощность составляет 105000 л.с.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 2 АК-130.

Зенитная артиллерия: 6 ЗУ АК-630.

Ракетное вооружение: 16 ПУ ПКРК (П-1000 «Вулкан»), 64 ПУ ЗРК С-300Ф «Форт», 2 × 2 ЗРК «Оса-МА».

Минно-торпедное вооружение: 2 × 5 533-мм торпедных аппарата.

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27.

В 1989 году выполнил задачи боевой службы в Средиземном море. С 21 по 29 июля 1989 года нанес официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года находился на плановом ремонте на Петербургском АО «Северная верфь». В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

В мае 1995 года принял участие в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.

В июле 1996 года участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота.

В январе 2001 года начал навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО Звёздочка. 21 февраля над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.

17 июля 2008 года крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена, приняв смену у большого противолодочного корабля , по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам».

С июля 2011 года находится на капитальном ремонте на судоремонтном заводе «Звёздочка».

01 декабря 2014 года официальный представитель судоремонтного завода «Звёздочка» Евгений Гладышев заявил что в третьем квартале 2015 года корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний. В четвёртом квартале корабль будет передан военно-морскому флоту.

По сообщению от 27 июня 2015 года в ходе совещания на «Звездочке», главком ВМФ адмирал Виктор Чирков поставил задачу перед предприятием и контрагентами ракетного крейсера в текущем году и обеспечить готовность его перехода к месту базирования в город Североморск. По сообщению от 17 февраля 2016 года на борту ракетного крейсера, находящегося в заводском ремонте в Центре судостроения «Звездочка» (Северодвинск), по отработке действий экипажа в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных с ликвидацией различных видов задымлений и возгораний. На учение также привлекались расчеты противопожарной службы судоремонтного предприятия. 30 октября 2016 года крейсер для выполнения программы заводских ходовых испытаний. Переход к месту постоянного базирования запланирован на IV квартал 2016 года. 05 ноября в акватории Белого моря экипаж ракетного крейсера юбилейную дату – 30-летие со дня приёма в состав Северного флота. 30 ноября у причала Центра Судоремонта «Звездочка», завершив выполнение программы заводских ходовых испытаний. 24 декабря причал ЦС «Звездочка» и отправился к месту постоянного базирования в Североморск в сопровождении ледокола «Руслан».

По сообщению от 12 мая 2017 года в Баренцево море для выполнения элементов второй курсовой задачи по плану боевой подготовки. 16 мая комплекс артиллерийских стрельб по морской цели в прибрежных полигонах в Баренцевом море. 25 мая в Баренцево море для участия в учении, которое состоится в рамках ежегодных практических занятий со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. По сообщению от 16 июня учебно-боевых упражнений в ходе кратковременного выхода в Баренцево море. 17 июня в Баренцево море для отработки взаимодействия в составе соединения. 29 июня покинул Североморск и совершил переход на Балтику для участия в Главном военно-морском параде. По сообщению от 04 июля межфлотский переход с Северного флота на Балтику. По сообщению от 01 декабря в полигоны Северного флота в Баренцевом море для повышения военно-морской выучки экипажа, совершенствования навыков борьбы за живучесть на ходу, а также проверки навигационных и радиотехнических систем. 26 декабря в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море ряд учебно-боевых задач во взаимодействии с самолётами и вертолётами армии ВВС и ПВО.

По сообщению от 29 марта 2018 года в Баренцевом море для выполнения учебно-боевых задач в полигонах боевой подготовки Северного флота. По сообщению от 10 июня дозаправку ракетного крейсера. По сообщению от 22 августа в Средиземное море. 29 августа участие в учении с кораблями Северного флота в южной части Норвежского моря и приступил к выполнению задач дальнего похода. 29 августа деловой заход в порт Алжир – столицу Алжирской Народной Демократической Республики и вышел в Средиземное море. 10 сентября деловой заход в основанный Александром Македонским город-порт Александрия Республики Египет. По сообщению от 15 сентября во время якорной стоянки пополнил запасы топлива от среднего морского танкера «Вязьма».


Сравнительные размеры эсминцев пр. 055 и 052 D (илл. с top81.cn из публикации popsci.com от 04.06.2015)


Во время работы над первыми материалами о ВМС НОАК ( , ) проект 055 прошёл мимо меня стороной, т. к. почти всё внимание пришлось сосредоточить на выяснении действующего корабельного состава, разобраться с которым было очень непросто. Виной тому − "непрозрачность китайского военно-морского строительства − сродни той, что имела место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane"s Fighting Ships" (вольная самоцитата). Между тем, головной суперэсминец уже более года (с 27.12.2014 ссылка 3 ) находился в работе на верфи "Цзяннань", что на острове Чансин в Шанхае.

Анализировать ТТХ пр. 055 сейчас преждевременно, ибо кроме натурного макета в Ухани и сформированной носовой оконечности информации о нём крайне мало, причём главным и едва ли не единственным её источником являются дискуссии на китайских военных форумах. Предполагается , что корабль будет иметь длину порядка 183 м, ширину 22 м, газотурбинную ГЭУ, 128 УВП (2х64), 1х1 130- или 152-мм АУ, БИУС с АФАР и ангар на два вертолёта (ссылка 4 ). При указанных размерениях полное водоизмещение эсминца составит около 12 000 тонн (коэффициент общей полноты K оп=0,54 при B / T =3,14 − примерно как у РКР пр. 1164). В то же время, на приведённой выше схеме, выполненной, надо полагать, путём авторской дорисовки макета в нос и в корму, 055 получается на 10 м короче и, соответственно, на 2 000 тонн легче.

Предполагается также, что серийность постройки кораблей данного проекта составит 16 единиц (причём, 8 из них − с атомной ГЭУ), а перспективная китайская АУГ помимо авианосца будет включать в себя два больших эсминца типа 055, четыре "малых" типа 052 D и четыре фрегата типа 054 A (ссылка 4).

Может показаться, что, запуская в серию многоцелевой боевой корабль океанской зоны величиной с "вашингтонский" (тяжёлый) крейсер, ВМС НОАК бросают вызов ("перчатку") своим ближайшим конкурентам − ВМС США и ВМФ России, и делают (подтверждают) заявку на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе , однако я не стал бы ставить вопрос столь категорично. На сегодняшний день US Navy − сильнейший в мире океанский флот мультидержавного стандарта, который будет пребывать в подобном статусе ещё очень и очень долго. Даже если китайцам удастся реализовать все свои амбициозные планы и нарастить ВМС, скажем, вдвое , американцы всё равно окажутся вдвое сильнее, перебросив силы с атлантического на тихоокеанский ТВД через Панамский канал и вокруг мыса Горн (и это не считая союзников) .

Тем более, что размерения и серийность это одно, а боевая эффективность систем морских вооружений, опробованная тактика применения военно-морских сил, боевой опыт и основанная на нём методика подготовки личного состава − совсем другое. Современный американский флот родился в жарких сражениях с сильным, умным и отважным противником в Великой войне на Тихом океане и закалился, как и ВМФ СССР, в Холодной войне на всех четырёх океанах планеты, потребовавшей от обеих сторон крайнего напряжения умственных, технических и экономических ресурсов.

ТТХ создававшегося в те годы морского оружия определялись реальной возможностью скорого глобального военного столкновения не на жизнь, а на смерть, и это оружие продолжает поступательно совершенствоваться до сих пор. Китайцы же, вообще не имевшие флота во время Второй мировой и конкурентоспособного − в годы Холодной войны, вознамерились вдруг, начав с нуля, превзойти всех за какую-то пару десятилетий за счёт копирования и модернизации по своему разумению чужих разработок прежних лет. Лично я отказываюсь верить в столь удивительные достижения, а вместе с ними и в эффективность китайских ПКР, КРБД, ПЛУР, ЗУР с непонятными характеристиками, и не удивлюсь, если весь тот впечатляющий арсенал нового суперэсминца, изображённый ниже, на поверку окажется "бумажным тигром".

По отношению к ВМС США и всем, кто считает их образцом для подражания, Type 055 − не вызов, а, скорее, стимул строить красивые корабли новых поколений в отличие от уродцев типа "Зумвальт" − плода безумно дорогого эксперимента по радикальному снижению ЭПР, которое, если и сделает их малозаметными "14-метровыми шхунами", то только на первое время − чтобы скрыть свой радиотехнический портрет от средств РТР, им придётся выключить все РЛС, а в извечном противоборстве "брони и снаряда" рано или поздно появятся ПКР - разведчики с пассивными РГСН и заложенными в память РТ-портретами, которые будут наводить на правильную цель другие ракеты в залпе.

Применительно к ВМФ России, суперэсминцы пр. 055 также являются стимулом, но не по части корабельной архитектуры (за исключением 20386 и концепт-проектов КГНЦ, у нас с этим пока всё в порядке), а касательно масштабов и темпов строительства. В своё время мы научили китайских товарищей строить боевые корабли , сегодня нам не грех поучиться у своих учеников.


Носовая оконечность головного эсминца типа 055 на верфи "Цзяннань", Шанхай (фото Hongjian с hobbyshanghai.net из публикации popsci.com от 20.10.2016)

Церемония начала строительства головного эсминца типа 055, 27.12.2014 (фото с militaryparitet.com)

Не так давно, в прошлом августе, в блоге Прохора Тебина был пост с интересными картинками.

Пост этот был посвящен грядущему китайскому ЭМ тип 055. Кояблик заинтересовал, после чего последовал поиск информации об нем. В процессе копания материала по теме нашлись некоторые подробности и изрядное количество занятных иллюстраций.

Скажем так, изображений возможного внешнего вида данного проекта нашлось изрядно много, так что можно предположить, что это один из концептов, предложенных разработчиками. Ниже будут представлены все найденные варианты.

Итак, как я понял из надыбанного на просторах Всемирной Паутины, первоначально речь шла о чем-то наподобие "Замволт мейд ин Чайна":

Довольно "стеллсово", включая и башню универсальной АУ. Причем, по некоторым данным, речь могла идти о 155-мм артсистеме.

Также есть еще и такое изображение:


Данный вариант изрядно напоминает либо "Бёрк", либо, скорее, южнокорейский KDX-III.

Следующий вариант дизайна тоже довольно "стелсовый".





Попадался вариант, напоминающий тип 052D "на стероидах":


Последующий варианты выглядят несколько более "классически":




И еще такой:


И еще вот такой:


И еще вот такой вот:

В общем, на данный момент довольно сложно утверждать конечный вид перспективного боевого корабля.
По поводу ТТХ (имеющаяся информация взята в основном из Википедии и с сайта "Невский бастион"):

Водоизмещение стандартное/полное 9000/12000-12300 т.
Длина 174 м., ширина 23 м., осадка 8 м.
Пропульсивная система по типу CODOG - 4 ГТУ QC280, суммарная мощность 100 мВт.
Скорость полного хода 32 уз., дальность плавания экономическим ходом 7000 миль./16 уз.
Экипаж 310 человек.

Вооружение изрядно разнообразное, включает в себя:

ЗРК дальнего радиуса HHQ-26 (заатмосферный перехватчик, аналог SM-3, ни изображений, ни более-менее примерных ТТХ не нашел), среднего радиуса HHQ-9 (аналог отечественного "Форт-М"), также заявлены HHQ-16 (в данном случае, как я понимаю, выступают аналогом ESSM), дополняет все это великолепие ЗРК самообороны FL-3000 N .

Ударное ракетное вооружение представлено дальнобойными ПКР YJ-18 и КР DH-10 для ударов по сухопутным обьектам. Судя по изображению на инфографике речь идет о аналоге российской системы "Калибр"/CLUB.

Размещается ракетное вооружение (за исключением ЗРК самообороны) в двух УВП по 64 ячейки каждая.

Артсистемы представлены универсальной 130-мм АУ H/PJ-38:


и 11-ствольный "гатлинг" тип 1130:




От семиствольной АУ тип 730 отличается большей скорострельностью (до 10000 в минуту), наличием двух магазинов по 640 выстрелов (располагаються по обе стороны от автомата).

Наверху фок-мачты неповоротная РЛС, скорее всего с АФАР X-диапазона. Она для обнаружения и сопровождения низколетящих и надводных целей. Аналог MFR или APAR.

на надстройке неповоротная РЛС с АФАР S-диапазона (или C-диапазона). Предназначена для обнаружения и сопровождения самолетов и ракет на больших высотах (и дальностях). Аналог AMDR-S.

на кормовой надстройке поворотная РЛС похожая на РЛС дальнего воздушного обзора с АФАР SMART-L. Дальность обнаружения цели типа "истребитель" у прототипа составляет до 2000 км.

Впрочем, есть инфографика варианта компоновки фок-мачты с иероглифическими подписями, если кто владеет китайским - может чего подробнее узнаете:

Авиационное вооружение - 2 противолодочных вертолета, возможно Z-18F , проходящие испытания:


Интересно сравнить размеры перспективного "большого эсминца" с предшественником, ЭМ тип 052D:

В общем, в настоящее время особой определенности во внешнем облике ЭМ тип 055 пока нет. Но имеются фотографии, изображающие, судя по всему, отработку компоновочных решений на макете в натуральную величину:




В общем, будем посмотреть, что в итоге получится. По крайней мере, головной корабль был заложен 27 декабря прошлого года на верфи Jiangnan-Chagxing, спуск на воду предполагается в 2017-м, вступление в строй в 2019 г. Так что года чере два, если все пойдет нормально, некоторые нюансы внешнего вида станут менее таинственны...

Центральное телевидение Китая сообщило, что на верфи Jianghan Shipyard в Шанхае был спущен на воду головной корабль серии эсминцев или эскадренных миноносцев Type 055.

Китайцы спустили на воду свой вариант Zumwalt

Этот военный корабль был заложен 27 декабря 2014 года, и это нам говорит о том, что от начала строительства эсминца до его окончания прошло ровно полгода. Точный облик корабля до сих пор не известен – китайцы держат эту информацию в секрете, но водоизмещение в 12 тысяч тонн говорит о том, что это будут самые крупные суда подобного класса после американских эсминцев типа Zumwalt, который был спущен на воду в 2013 году и давно стал героем СМИ.

Это многофункциональный корабль, который, как эсминцы предыдущего поколения – Type 052D, в качестве вооружения имеет вертикальные установки пуска разных типов ракет так называемого ячеистого типа – это китайский аналог знаменитой американской пусковой .

Данное обстоятельство позволяет кораблям этого типа выполнять широкий спектр военных задач – от усиления зональных ПВО, ПРО и ПЛО до вхождения в состав авианосных ударных групп.

Примечательно, что вооружение этого военного корабля имеет «российские корни» – это такие ракетные комплексы, как HQ-9, являющийся китайским вариантом С-300, а также HQ-16, который является российско-китайской модернизации отечественного ЗРК «Штиль».

Другие компоненты систем ПРО и ПВО копируют американскую систему Aegis – например, HQ-26 является прямым аналогом SM-3, а ЗРК FL-3000N – комплекс ближней обороны RAM.

Интересно, что ударные функции на Type 055 будут осуществляться ракетным комплексом YJ-18, который является китайским индексом российской крылатой ракеты типа «Калибр».

Type 055 создается Китаем для действий в открытом море

Также нужно обратить внимание на то важное обстоятельство, что облик нового корабля имеет максимально уменьшенные корабельные надстройки, что необходимо для достижения Type 055 наибольшей незаметности, и это копирует подход США при конструировании Zumwalt.

По мнению обозревателя The Diplomat Боба Фарли , эсминцы Type 055 построены для того, чтобы выполнять функции головного корабля военно-морской группы дальнего радиуса действия или корабля сопровождения в составе ударной авианосной группы китайских ВМС.

Это необходимо Китаю для того, чтобы продемонстрировать всем потенциальным противникам возросшую мощь и оперативный радиус современных китайских военно-морских сил.

Все это говорит о том, что сегодня в Китае уделяют повышенное внимание нуждам национальных ВМС, причем Пекин делает ставку на военно-морской флот, преследуя не только оборонительные цели, поскольку для достижения таких целей достаточно и других компонентов, а для того, чтобы обеспечить китайское оперативное присутствие в рамках мирового океана.

Китай осуществляет «Морской шелковый путь»

Заведующий сектором экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что ставка Китая на строительство большого военно-морского флота проходит в рамках реализации концепции «Морского шелкового пути».

«Все это часть китайской инициативы «один пояс и один путь», для чего Пекину необходимо построение точек экономического роста на протяжении всей морской части этого проекта, чтобы процесс транспортировки товаров в Европу проходил безболезненно», - заключает Луконин.

Для этого, как замечает Сергей Александрович, Китай на протяжении всего пути будет делать базы поддержки, а защищать все эти проекты должны будут новые китайские ВМС.

«На это китайцы не пожалеют никаких средств, не говоря уже о том, что в таких портах Пекин собирается организовать свободные экономические зоны. Все это уже позиционируется, как прямые китайские экономически интересы, вследствие чего в китайский военно-морской флот сегодня пошли беспрецедентные для этой страны инвестиции», - резюмирует Луконин.

Это свидетельствует о том, что Китай на сегодня делает основную ставку в развитие собственных ВМС, не говоря же об инновационном подтексте во всем этом стратегическом проекте.

Пекин создает опорные точки ВМС на всем пути к Суэцкому каналу

«Китайцы сегодня специально осуществляют такие мегапроекты для того, чтобы это послужило инновационным фактором для развития национальной промышленности Китая, чтобы эта страна могла самостоятельно производить и проектировать все необходимые виды военной техники. И здесь нужно отметить, что китайцы идут к успеху», - констатирует Луконин.

Что касается морского варианта шелкового пути, то, как замечает эксперт, это маршрут из Китая в Европу, причем его точки можно проследить по китайским геополитическим инициативам.

«Китай сегодня осуществляет инвестиции во многие порты из Азии в Европу – в частности, это пакистанский Гвардар. Здесь китайцы также выполняют стратегическую задачу обеспечения себя энергоносителями – это в данном отношении дублирующий маршрут поставок Пекина. Кроме того, можно вспомнить китайские инвестиции на Мальдивы и на Шри-Ланку, а также военную базу, которая сегодня построена в государстве Джибути», - заключает Луконин.

Военная база в Джибути здесь весьма показательна, поскольку эта страна находится перед самым входом в Красное море и в Суэцкий канал, т.е. в торговые ворота Евросоюза.

Достаточно вспомнить про открытие второй ветки Суэцкого канала в 2015 году, которая была осуществлена в Египте при значительной роли китайского капитала.

Как сообщают китайские сетевые ресурсы, 24 августа 2018 года из Шанхая впервые вышел в море на заводские ходовые испытания головной китайский большой эскадренный миноносец нового проекта 055, носящий название Nanchang (南昌 , "Наньчан", бортовой номер "101"). Корабль был построен на шанхайской верфи Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation ("Цзяннань-Чансин") предприятия Jiangnan Shipyard (Group) компании Shanghai Shipbuilding Сompany, входящей в состав китайской государственной судостроительной корпорациии China Shipbuilding State Corporation (CSSC).

Китайские эсминцы проекта 055 (западное обозначение Renhai-class) являются самыми крупными строящимися сейчас в мире неавианесущими эскортными надводными боевыми кораблями, имея оценочное полное водоизмещение около 13 тысяч тонн и длину 180 метров. В КНР они официально именуются "эсминцами 10000-тонного класса". , а министерством обороны США они с 2017 года именуются "крейсерами". Эсминцы проекта 055 должны быть оснащены универсальными вертикальными пусковыми установками со 112 ячейками для ракет различного назначения.

Головной эсминец проекта 055 Nanchang строился на шанхайской верфи Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation с 2014 года и был спущен на воду 28 июня 2017 года. Ожидается, что после достаточно обширной программы испытаний корабль будет передан ВМС НОАК в 2019 году.

Всего к настоящему времени в КНР ведется постройка восьми (с учетом головного Nanchang) эсминцев проекта 055. Помимо шанхайской верфи Shanghai Jiangnan Changxing Shipbuilding and Heavy Industry Corporation корпорации CSSC, их строительство осуществляется также в Даляне на судостроительном объединении Dalian Shipbuilding Industry Company (Group) (DSIC), входящем в состав другой китайской государственной судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC). К сегодняшнему дню в Шанхае в достройке на плаву находится еще один эсминец данного типа (был спущен на воду 28 апреля 2018 года) и еще два находятся в стадии стапельного строительства, а Даляне в достройке на плаву находятся два эсминца проекта 055 (оба были спущены в один день 3 июля 2018 года) и еще два находятся в стадии стапельного строительства.


Вывод в море из Шанхая на заводские ходовые испытания головного китайского большого эскадренного миноносца нового проекта 055 Nanchang (南昌 , "Наньчан", бортовой номер "101"), 24.08.2018 (с) cjdby.net

Видео выхода из Шанхая.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: