Кто увез донос кочубея на мазепу царю. Василий Леонтьевич Кочубей: биография

малороссийский генеральный судья, служивший в гетманской канцелярии

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника.

Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал ее, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом ее родителей.

Как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепой был учрежден надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников - полковника Ивана Искру и священника Святайлу - ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д. М. Голицына .

Еще в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России. В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Мазепе сообщили о нем. Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру, священника Святайлу и своих свойственников и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова.

Казнь

Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.

Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью , где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик . Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.

Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила их находится возле Трапезной церкви. Рядом с этой могилой в 1911 г. похоронен убитый премьер-министр России Петр Столыпин .

Вскоре после смерти Василия совершилась измена Мазепы, о которой он предупреждал Петра I. Петр I, сознаваясь в ошибке своей и называя Кочубея «мужем честным, славныя памяти», тогда же приказал возвратить жене и детям несчастливца конфискованные имения с прибавкою новых деревень.

Герб Кочубеев

После осознания Петром I своей ошибки, к старинному родовому гербу Кочубеев - в красном поле золотые полумесяц, звезда и два ровноконечных креста - было прибавлено пламенеющее сердце в лазоревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» - возвышаюсь когда погиб…

Семья

  • Сыновья:
    • Василий, бунчуковый товарищ, с 1727 полтавский полковник (ск. 1743),
    • бунчуковый товарищ Федор.
  • Дочери:
    • Ганна (старшая) - жена племянника Мазепы Ивана Обидовского.
    • Мотря (младшая) - героиня любовной истории с Мазепой.

Образ в литературе и историографии

В.Л. Кочубей является одним из центральных персонажей в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Граф А. К. Толстой писал:

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. В начале XX века, накануне крушения Российской империи, образы Кочубея и Искры были популярны, окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников.

Память

В 1914 г. в Киеве установили памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В. А. Самонов..

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».

Ключ к тайне Ивана Мазепы подобрал киевский историк Сергей Демин. Уже третье поколение его семьи собирает материалы об этом украинском гетмане

Сергей Демин -- обыкновенный школьный учитель истории. Но начало съемок фильма об Иване Мазепе воспринял как событие, к которому его семья имеет непосредственное отношение. Дело в том, что судьба этого исторического персонажа -- семейное увлечение трех поколений историков Деминых. От деда к отцу, а затем к внуку передается папка с бесценными документами -- копиями писем гетмана, отзывов о нем и его роли в истории таких людей, как Вольтер, Байрон, де Боплан, Мериме, Жак де Блюз, Рылеев, Пылып Орлик… а также историков и литераторов, которые просто хотели понять человеческую суть Ивана Мазепы.

Есть в этой папке материалы, которые мало известны даже специалистам и которые дали Сергею Демину основание для собственной трактовки характера Мазепы, а значит -- и его поступков, имевших последствия для Украины.

«Я для матери ни лях, ни казак, а выродок», -- считал гетман и боялся ее всю жизнь

То, что гетман был любвеобильным мужчиной, широкой публике известно. Но Сергей Демин считает, что руководила им не просто тяга к женским чарам.

Мазепа, правда, написал стих, -- говорит Сергей, -- из которого следует: если женщины «здровы, гожи, млоды», то для него не имеет значения

«Чи шляхцянка, чи крулювка, Чи ли жона воеводы, Чи москевка, чи русинка, Чи Маруся, Катаржинка… »

Но на самом деле он искал искренней любви -- любви ни за что. Такой любовью одаривает свое дитя мать. Но именно от матери Иван ее не дождался:»Всю жизнь точила ты меня, как червь старую осину. Может, оттого и сидит во мне этот червь, которого никто, кроме меня, не чует».

Сергей, а почему мать не любила Ивана, за что «точила»?

Трагедия их взаимоотношений коренится скорее всего в амбициях Марии-Магдалины Мокиевской. Когда русские воеводы приводили к присяге новых подданных Московского государства, она «записалась» в шляхту, а ее муж Адам-Степан Кисиль-Мазепа -- в казачество. Маленький Ян оказался между ними: отец видел в сыне будущего казака, а мать -- «уродзеного паныча», которого и воспитывала соответственно «по-польски».

«Я для нее ни лях, ни казак, а выродок», -- считал Иван. Боялся ее всю жизнь,даже будучи гетманом, не мог смотреть ей в глаза. Чувствовал, что мать хорошо знает его и может даже читать «бесовские мысли». Ему было неловко, и он вынужден был притворяться. И так с младенчества: когда она качала и пела ему колыбельную «У котика-кота колиска золота», он закрывал глаза и вроде бы засыпал, но на самом деле ждал, когда она замолчит и уйдет.

Добрый отец его баловал, а гордая мать лепила из него шляхтича. Мальчик вынужден был подстраиваться под ее гонор, но естество его протестовало. Отсюда в их отношениях -- обман, следующее за ним покаяние, новый и более изощренный обман, и опять покаяние… Теряя доверие к сыну, мать все больше от него отдалялась.

Когда Мазепа принял православие, мать не обрадовалась, потому что замечала: молится он нарочито, холодно. Однажды сказала сыну, стоящему в церкви на коленях: «Ты же знаешь, что у Бога очи лучше моих. Я и то вижу, а он… » Потом мать пристроила Ивася ко двору короля Яна-Казимира -- «покоевым дворянином».

Пани Ганна предложила гетману: «Если не можешь убить врага, обними его»

При дворе и начались его любовные приключения, -- продолжил Сергей свой рассказ. -- Марию-Магдалину это раздражало. Она делала ему замечания. Но он вошел во вкус, ведь ему дарили свою благосклонность уже не горничные, а жены магнатов. Из этой серии история с пани Фальбовской. Он наезжал к ней в маеток по ночам, и однажды молодого любовника схватила стража, раздела донага, привязала к спине лошади и отпустила в степь. Таким образом он якобы попал к запорожцам. Впоследствии пани Дольская, сыгравшая роковую роль в его жизни, выслушав эту историю, мило ее скорректировала: дескать, казаки взяли Ивана в плен, а когда познакомились с ним ближе, назначили его писарем, т. е. секретарем Сечи. Отсюда и вышел, мол, умный Иван в гетманы.

В чем же роковая роль Ганны Дольской?

Это же она навязала честолюбивому своему любовнику искушение -- переметнуться на шведскую сторону. Он был без ума от Ганны -- восхищался ее красотой, шляхетностью, но более всего умом. Их беседы прелестница превращала в анализ политической обстановки в Украине, России, Польше и убеждала Мазепу, что сам Бог ему велит вершить великие дела. Пани спала и видела себя на троне, поэтому изо всех сил пыталась сблизить польского короля Станислава со своим возлюбленным.

Но ведь Мазепа был искушен во дворцовых интригах, как же он не распознал хитрости своей любовницы?

Он и сам предполагал: «Бiситься баба, хоче мене ошукати». Но чары красавицы и ее репутация добропорядочной матери двоих детей, видимо, усыпляли в Мазепе бдительность. История с Дольской явственно подтверждает: он искал в любви замужних женщин опеки и понимания, которых не встретил у своей матери.

А из чего видно, что Ганна Дольская «преследовала корыстную цель»?

По ее плану Станислав Лещинский, посаженный на польский трон Карлом XII, должен был уговорить шведского короля вырвать из рук русского царя Сиверское княжество, принадлежавшее в прошлом польскому королевству. У Карла же его должен был выторговать Мазепа, выдвинув условия: независимость -- Украине и Сиверское княжество -- пани Дольской. Но выяснилось, что на территорию претендует любимец Петра Александр Меньшиков, и тогда пани Ганна предложила гетману другую игру: «Если не сможешь убить врага, обними его».

У Ивана Степановича был любимый племянник, и Дольская посоветовала женить его на родственнице Меньшикова. Не вышло и это: «Мне не хватало в доме еще этого безродного хохла», -- сказал Меньшиков. Мазепе же объяснил отказ тем, что на девушке сам государь думает жениться. «Храни верность Петру до тех пор, пока не убедишься, что мой король сильнее», -- велела на этот раз пани Ганна Мазепе. Дольская хвалила любовника за то, что он отказался от национальной одежды, убедила носить прусский военный мундир, чтобы понравиться царю, просила не прятать орден Святого апостола Андрея Первозванного, которым наградил его Петр за верность. Учила с радостью и благодарностью принимать все подарки царя.

А саму княгиню не смущало, что Мазепа -- не голубых кровей? Да и православный…

По рождению он католик. И пани Ганна была убеждена, что в душе он католиком остался. А то, что он из мелких шляхтичей, это для нее, видимо, не имело значения-- гонор-то у него был шляхетский! Из-за него Мазепу удалили от двора Яна-Казимира, где он посмел обнажить саблю -- прямо в королевских покоях. Пани Ганна это проступком не считала. Как и другим «пятнам» на биографии возлюбленного, она и этому придала ту «конфигурацию», которая ей нравилась.

Были ли у Мазепы еще романы?

Конечно! О романах с Фальбовской и Загоровской знали все. А вот о браке со вдовой Фридрикевич был известно только Дольской, но она не ревновала.

«Я очарована тобой, вижу в тебе великого мужчину», -- говорила Мотря Кочубей гетману

Ну, о Мотре Кочубей и спрашивать не стоит -- об этой любовной истории столько написано! И все-таки витает над ней тень загадки…

Их роман -- сплошная загадка. Когда Мазепа спрашивал ее, за что она его любит, она отвечала: «Думаешь, я горда тем, что любовница гетмана? Нет, я очарована тобой. Вижу в тебе великого мужчину… »

Бытует мнение, что Мазепа просто покупал ее любовь -- дарил бриллианты и за каждое свидание давал по 10 тысяч червонных золотых…

В начале этого сумасшедшего романа он обещал Мотре, как и Дольской когда-то, что на престол ее посадит. Ради такой цели, считал он, можно и царю изменить. И юная Мотря шептала: «Спасибо, что считаешь меня достойной услышать такое важное слово. Это честь для меня». Раскрывая возлюбленной планы разрыва с Петром, Мазепа услышал то, что хотел: «Позовешь меня, духом прилечу к тебе, где бы ты ни был».

Он был очень богат. Дарил Мотре бриллиантовые перстни, деньгами засыпал. Просил ее отрезать для него прядь волос, отдать ему ночную сорочку, кораллы с шеи -- может, пытался приворожить крестницу? Но когда она убежала из дому к нему -- сама, без зова, понял, что юное создание любит его роковой любовью. Упал перед ней на колени и молил: «Прости, прости меня, чистая!» Возвращаться в свой дом Мотря не хотела -- родители грозились проклясть дочку, заботясь о девичьей чести. Но Мазепа уговорил ее вернуться к отцу с матерью.

Вернулась, но Кочубей боялся, что Мазепа девушку в покое не оставит. Поэтому поехал с доносом на изменника -- он привез царю письма Мазепы к Мотре, надеясь на защиту от посягательств «растлителя». Но Петр не поверил Кочубею, и вскоре Мазепа казнил и Кочубея, и Искру, которых обвинили в «изблевании клеветы». После смерти отца Мотря вместе с матерью и сестрами какое-то время находилась под арестом, но ни это, ни проклятие матери не остудило ее страсть. Страдала лишь, что потеряла любимого, как ей казалось, навсегда.

Шла война, Мазепа воевал на стороне шведов, Мотря не знала, где он. В отчаянии хотела покончить жизнь самоубийством, но молитва ее спасла. Она поехала в Киев, разыскала во Фроловском монастыре мать Мазепы и осталась там жить. Долгими зимними вечерами она расспрашивала игуменью о своем возлюбленном. И прикипела душой к чужой, похожей на хищную птицу старухе, которую в Диканьке многие называли ведьмой. И эта «ведьма», которая никому не выдавала тайны своего отношения к сыну, нарушила обет молчания и рассказала Мотре, как жила при дворе польских королей, как родился ее Ивась, какой это был странный и непредсказуемый мальчик и как она поняла, что душа его не найдет пристанища в этом мире.

После смерти игуменьи Мотря с няней Устей перебрались поближе ка родному дому. Но в Диканьке оставаться побоялась -- там жила ее мать, которая не хотела даже знать несчастную. Пришлось искать прибежища у тетки -- вдовы казненного Искры в Полтаве.

«Я, проклятая, виновата. Я погубила и отца, и Мазепу, и всю Украину», -- перед смертью призналась монахине Мотря

Почему же Мазепа не взял с собой Мотрю?

Карл не отпускал гетмана от себя, чувствуя в нем опору. Но как только Мазепа узнал, что его «ясочка коханая» в Полтаве, захотел увидеть ее и непременно жениться, чтобы вместе идти к цели -- обещанной Карлом герцогской короне. Если бы не это, может, и не состоялась бы историческая битва. Мазепа убедил Карла идти на Полтаву -- якобы для того, чтобы накормить голодных шведских солдат и добыть сухой порох. Чем это кончилось 27 июня 1709 года, известно -- разгромом шведов.

Мотрю гетман увидел на дороге, по которой отступали шведы. Усадил в походную коляску и отправились они с обозом в Турцию. Но через несколько месяцев в селе Варниц Мазепа умер. И последние слова его были обращены к любимой: «О, моя ясочко, закрий менi очi рученьками своїми та вертайся додому, на Вкраїну милу. Не вдержу вже й булави, а хотiв скипетр одержати, та тобi його, моє сонечко, передати».

Мотря же умерла в Пушкаревском монастыре под Полтавой. Те места, где ступали старческие ноги проклятого всеми, но такого дорогого ей человека, считала святыми. Посещала она и могилу отца. Ей не давала покоя горькая надпись, высеченная на камне над его могилой: «Злуданьем Мазепы всевечно правы». И только перед своей смертью она сказала монахине Оксане Хмаре: «Я, проклятая, виновата: я погубила и отца, и Мазепу, и всю Украину. Не будь меня, не полюбив меня, гетман не пошел бы против воли мамы и тата, а тато не пошел бы к царю… »

Так случилось, что только Мотря дала гетману то, чего он искал всю жизнь, -- любовь не за титул, не за богатство. Просто за то, что он есть на этом свете.

По-вашему выходит, что если бы мать любила и понимала Ивана, не отдалилась бы от него, то и жизнь у него сложилась бы иначе?

Великий гетман сам признавался Мотре: «Я был бы добрее, если бы ее глаза добрее смотрели на меня». Но Мария-Магдалина его под конец жизни прокляла: чтобы шведов привести на Украину!.. Чтобы казнить лучшего друга!.. Чтобы грешить со своей «духовной дщерью»!.. Чтобы сказать родной матери: «Не нужно мне твоего благословения»!.. Однако, когда анафема Мазепе звучала во всех церквях, игуменья Магдалина простила его. Сын этого так и не узнал…

История любви гетмана Мазепы и Мотри Кочубей.

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.
Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.
Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку - Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

П.Григорьев. Мазепа и Мария

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Резиденция Мазепы в Батурине.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.
Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Карта Батурин.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей - обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.


Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.
Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.
Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.
В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.
Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ
В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве - Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.
Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом - обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.


Французский засол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание гетмана: «Взгляд у него грозный, глаза блестящие, руки тонкие и белоснежные, как у женщины, хотя тело его сильней, чем тело германского рейтара, и он красивый наездник».

О МОТРЕ КОЧУБЕЙ


Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.
Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».
Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.
Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга - «Государь» Никколо Макиавелли.
В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.
Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.
Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! - пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. - Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».
По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.
Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Аллея в Любви парке Кочубеев.
Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.
Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.
Сколько она пробыла у Мазепы - непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Гетман целовал «беленькие ручки» и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.
Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.
Мазепа рекомендовал Мотре, от которой отвернулись все ее родные, идти в монастырь, «а я буду знать, что тогда с вашей милостью делать». Мотря сходила с разума, как писал сам Кочубей, «плевала» на отца и мать.
Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что... не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.
Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство - гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала.
Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я - хоть любишь, хоть не любишь меня - до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.
Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри - генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.
Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи́мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.
Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.
Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.
Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.
Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри.).Позже она вернулась на Украину.
По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.

СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА,
После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.
Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.
"Батурин держался несколько дней, - но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена - камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью! (…) „Жиночек и диточек“ - прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке - в Сейм побросали и потопили!"
- писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев.
Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри - разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.
Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина.

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.


Восстановленная резиденция гетмана Разумовского.


Центральным объектом заповедника "Гетманская столица" является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.


Цитадель Батуринской крепости - это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Памятник погибшим казакам в Батурине.


Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.
Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.

25 июля 1708 года недалеко от села Борщаговка Винницкой области был казнен генеральный судья войска Запорожского Василий Кочубей. Официальная версия гласит, что он знал о готовящемся заговоре гетмана Ивана Мазепы против Петра I и донес на Мазепу царю. Но Петр поверил гетману, и Кочубея казнили за клевету.

На самом деле эта история была куда сложнее и интереснее, чем многие считают. В ней было место и политическим интригам, и романтике. О Мазепе и Кочубее сегодня и поговорим.

Генеральный писарь

Предком Василия Кочубея был ногайский татарин Кучук-бей, который в свое время уехал в Украину, крестился, и стал родоначальником казацкого рода. Сам Василий Леонтьевич рос ребенком усидчивым и склонным к наукам. Повзрослев, он решил сделать чиновничью карьеру и пошел по «канцелярской линии», так как хорошо знал делопроизводство того времени.

Усидчивость и трудолюбие сделали свое дело. В 1687 году Кочубей стал генеральным писарем Войска Запорожского. Поначалу взаимоотношения с Мазепой у него складывались хорошие и продуктивные. Гетманом Левобережной Украины тогда был Иван Самойлович, против которого к 1687 году созрел заговор среди казацкой старшины. Участвовал ли Мазепа в этом заговоре - вопрос открытый. О его активном участии данных нет, но он точно о нем знал и не препятствовал заговорщикам.

Донос князю Голицыну, которые стал для Самойловича билетом в ссылку, написал именно новый генеральный писарь Василий Кочубей. После того как место гетмана занял Мазепа, он одарил семью Кочубеев деревнями (в том числе, кстати, и знаменитой благодаря Николаю Гоголю Диканькой), а вскоре сделал его генеральным судьей.

Ссора с Мазепой


Первым яблоком раздора между Мазепой и Кочубеем стало восстание казацкого канцеляриста Петрика Иваненко. Петрик выступал против связей Войска Запорожского с Москвой и предлагал заключить союз с Крымским ханством. Его поддержало всего пять сотен казаков, но и крымскому хану идея понравилась.

Благодаря поддержке хана Петрик попытался свергнуть Мазепу, но был разбит, и скрылся где-то в Приднестровье. Все бы хорошо, но племянница Кочубея была замужем за мятежным канцеляристом. Доподлинно неизвестно, пытался ли Кочубей оказать Петрику протекцию, но многие историки сходятся на том, что именно этот эпизод зародил в душе судьи неприязнь к Мазепе.

Последняя любовь гетмана

Еще одна, куда более серьезная история, повлиявшая на отношения гетмана и Кочубея, произошла в 1704 году. За два года до этого 65-летнии Мазепа овдовел. Его биографы пишут, что интереса к женщинам он, несмотря на почтенный возраст, не потерял. И, судя по всему, биографы не врут.

Дело в том, что после смерти жены гетман закрутил роман с 16-летней Мотрей, дочерью Василия Кочубея. Некоторые исследователи биографии Мазепы считают, что расчетливая Мотря хотела охмурить престарелого гетмана. Другие полагают, что это как раз Мазепа положил глаз на юную красавицу. Впрочем, может, это и правда была настоящая любовь.

Но Кочубей отказал Мазепе, когда тот пришел просить руки его дочери. Основным аргументом было, то, что Мазепа был крестным отцом Мотри и считался ее родственником. А по церковным канонам такой брак запрещен. Вполне возможно, что Кочубей руководствовался не церковными канонами, а чистой прагматикой. Где это виданно, чтобы жених был на полвека старше невесты?

И тут всех удивила сама Мотря, которая в один прекрасный день сбежала из дома, и поселилась у Мазепы. Но там она долго не задержалась. Во-первых, сам Кочубей поднял скандал и призвал Мазепу вернуть дочь в семью. А во-вторых, все-таки жить с юной девицей без венчания было гетману совершенно не к лицу, и он отправил ее домой. Впрочем, чувства Мазепы к Мотре так быстро не угасли, и он начал писать ей письма. Поначалу девушка отвечала, а потом перестала. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Говорят, она вышла замуж за другого престарелого казацкого офицера.

Противостояние


В любом случае, конфликт между Кочубеем и Мазепой разгорелся, и его было уже не остановить. Внешне они сохраняли деловые отношения, но втайне друг друга не любили.

Нет никаких данных о том, что Кочубей начал писать доносы на Мазепу из желания отомстить. Вполне возможно, что он действительно был лоялен Москве и противился плану отделения Украины. Впрочем, переманить на свою сторону человека, у которого ты увел из дома дочь, шансов нет ни малейших.

В 1706 году Кочубей узнал о планах Мазепы бунтовать против Петра I. И уже спустя год передал первый донос в Москву через монаха Никанора. Петр доносу не поверил, но активных действий пока не решил не предпринимать, посмотреть, что будет дальше.

В 1708 году Кочубей состряпал очередной донос, которому в Москве опять не поверили, еще и сообщили об этом самому Мазепе. Вскоре Кочубея и его соратника полковника Искру арестовали. Допрашивали их царские чиновники. Под пытками Кочубей признал, что оговорил Мазепу. Вскоре обоих казнили.


А всего через пару месяцев доносы Василия Кочубея оказались правдивы. Мазепа действительно поднял восстание и нашел поддержку у шведского короля Карла XII. Петру I оставалось только признать свою ошибку. Ему неоднократно сообщали о том, что Мазепа не так уж верен Москве, и давно думает о независимой Украине. А он не верил, и последовательно казнил всех доносчиков. Такая вот ирония судьбы.

Восстание Ивана Мазепы не было успешным. И Москва оказалась слишком сильна, и единства среди Войска Запорожского не было. Многие казаки были напуганы амбициями Мазепы и не доверяли ему. А другие, как, например, Кость Гордиенко, желали видеть Украину независимой не только от России, но и от самого чересчур богатого и влиятельного гетмана Мазепы. Но это уже совсем другая история.

Иван Мазепа и Матрена Кочубей

Некоторые личности оставляют такой глубокий след в истории, что отголоски их деятельности слышны даже не через десятилетия, а через века. Бесспорно, именно такой выдающейся личностью был Иван Мазепа – гетман войска Запорожского, талантливейший полководец, эрудит, владевший несколькими языками, философ и политик.

Портрет Ивана Мазепы. Осип Курилас

Когда Иван Мазепа впервые увидел шестнадцатилетнюю красавицу, дочь своего друга и соратника Василия Кочубея не дружескими, а мужскими глазами, ему было уже за шестьдесят. Любовь вспыхнула в его сердце мгновенно – а не зря говорят, что последняя мужская любовь по своей силе намного превосходит любовь первую…

Иван попросил у родителей руки Матрены, и те были шокированы: почти полувековая разница в возрасте, вдовство Мазепы и, наконец, самое главное, через что невозможно было переступить людям верующим, – Матрена была крестницей Ивана! А по церковным канонам брак между крестным и крестницей приравнивался к кровосмесительству!

Василий с женой ответили резким отказом, даже не спросив, что думает по этому поводу сама Матрена – а ей, несомненно, было что сказать. Статный Иван Мазепа с гордым взглядом давно будоражил душу черноокой красавицы, но она покорялась родительской воле, впрочем, до поры до времени…

Пока гетман, сердце которого пребывало в тяжкой тоске по поводу отказа, отсиживался в своем роскошном дворце, его разум прирожденного хитрого и умного политика искал выход из сложившейся ситуации. Матрена должна была принадлежать ему, но как? Каким образом завладеть девушкой – ведь в поместье Кочубеев ему после отказа и показаться зазорно?

По зимнему снежку к воротам усадьбы подкатили сани – то пан гетман прислал своему другу Василию подарок, воз свежей рыбы. Пока подношение сносили в кладовую, возница успел повидаться с Матреной и передать ей на словах то, что осторожный Мазепа не желал доверить бумаге – и правильно сделал. Ибо, попади его дерзкое предложение в руки родителей девушки или недругов самого гетмана, не миновать бы ему крупных неприятностей…

Предложение Мазепы заключалось в следующем: Матрена сама должна была сбежать к нему. А уж потом, для того чтобы сохранить перед обществом честь девушки, женитьба на ней станет просто необходимостью. Неизвестно, что больше подействовало на Матрену: первая страсть, от которой она буквально сгорала, общественное ли положение жениха (быть гетманшей – великая честь!) или же то, что Мазепа предлагал ей за побег десять тысяч червонцев – сумма невиданная по тем временам, куда больше сегодняшнего миллиона долларов!

За девушкой не следили – с момента неудачного сватовства времени прошло достаточно, слухи и толки улеглись, да она и не давала поводов для родительских подозрений… Матрена выбралась в поле через дыру в частоколе усадьбы, прыгнула в сани, еще пахнущие рыбой, и была такова.

Несмотря на то что Матрена жила во дворце Мазепы уже довольно долго, упрекнуть ни ее, ни гетмана-похитителя в разврате нет ни малейших оснований – дочь Кочубеев сохранила девичью честь. Но любовь, подкрепленная видом друг друга, разожгла в душах Ивана и Матрены такой пожар, что они поклялись любить друг друга вечно, несмотря ни на какие преграды и расстояния.

Кочубеи быстро обнаружили пропажу дочери, но догнать беглянку уже не смогли. Зато они прекрасно знали, где ее теперь искать. Да и сам Мазепа скоро осознал, какую кашу заварил, еще и втянул в нее невинную девушку! Учитывая высокое положение гетмана Украины, а также то, что у каждого гетмана найдется не одна сотня врагов, которые не преминут донести на него самому царю Петру, скорому на расправу, Мазепа начинает раскаиваться в том, что сделал. Ему уже не до брака с Матреной, и поэтому он решает уладить щекотливое дело миром, вернув девушку родителям.

Матрена плакала и умоляла не отсылать ее, но Мазепа скрепя сердце все же отправляет ее обратно. Беглянку ждал не самый радостный прием: родители были более чем уверены, что гетман натешился юным телом их дочери, остыл к ней и просто избавился от надоевшей наложницы. Матрена защищалась как могла – и не раз в пылу гнева кричала, что, несмотря ни на какие преграды, все же будет женой Мазепы! Стычки между девушкой и ее родителями были столь яростными, что доходило до рукоприкладства, а сама Матрена даже плевала в лицо родителям… Потрясенные поведением когда-то кроткой и любящей дочери, Кочубеи стали говорить, что гетман чем-то опоил, околдовал их дитя!

Несмотря на строгий надзор, влюбленные продолжали свои отношения – они переписывались. На сегодня известно двенадцать писем Мазепы к любимой. И каждое письмо гетмана – это потрясающая поэма в прозе… Но признания в любви не давали ответа на бесконечно мучивший Матрену вопрос: когда же они соединятся? Между тем уже было совершенно ясно, что этому не бывать никогда, поскольку сам Мазепа предпочел высокое положение своей последней, а Матрениной первой любви…

От любви до ненависти – всего один шаг. Матрена уже не сомневалась, что тот, кто клялся ей в вечной, неподвластной времени и расстоянию страсти, предал ее, променял на выгоды и свой высокий титул. Мазепа еще предпринимал шаги, чтобы помириться с Кочубеями, решить вопрос о женитьбе с церковью, прощупывал политическую почву, но все это было уже напрасно. Любовь Матрены не выдержала давления и испытаний, ниспосланных ей, и угасла навеки.

Внешне все наладилось: Кочубеи помирились со своим кумом и гетман даже виделся и разговаривал с Матреной, однако внутренние напряжения в этом многоугольнике все нарастали и нарастали. И хотя Василий Кочубей все еще оставался рядом со своим давним товарищем Иваном Мазепой, давал своему другу и куму разумные советы и поддерживал во всех начинаниях, в душе у отца Матрены было черным-черно. И Василий, и его жена были уверены в том, что Матрена, несмотря на все заверения в обратном, обесчещена. И кто теперь возьмет ее замуж с такой славой?

Ненависть семейства Кочубеев к Мазепе была столь сильной, что они решили уничтожить гетмана – и как политическую фигуру, и просто как человека, который воспользовался их безграничным доверием, а потом средь бела дня украл самое дорогое, что было… Однако своими руками делать такое было неразумно, и Кочубей пишет донос на гетмана самому царю, перечисляя в нем все настоящие и вымышленные вины, а также обвиняя Мазепу в том, о чем и подумать было страшно и чего мстительный Петр I уж точно бы не спустил – в государственной измене!

Доносчики не учли одного – несомненного ума царя Петра. Такое тотальное очернительство гетмана Ивана Мазепы, который всегда был у царя на хорошем счету, выглядело более чем подозрительно. И Петр приказывает провести дознание. Под пытками сам Василий Кочубей и полковник Искра, которого он втянул в заговор против Мазепы, признаются в том, что хотели оклеветать гетмана из мести. Царь передает закованных в кандалы Искру и Кочубея в руки Мазепы, и гетману не остается ничего иного, как казнить старых друзей, которых им же самим затеянный любовный роман превратил в его заклятых врагов…

Мазепа, не выдержав угрызений совести, решает кардинально поменять свою жизнь – он переходит на сторону шведского короля Карла. Однако судьба больше не покровительствует бывшему гетману: победоносный Карл терпит сокрушительное поражение под Полтавой. Мазепа бежит через море, в Турцию, где вскоре и умирает – от разбитого ли сердца, от крушения всех надежд, от бесславия ли… Или от всего этого разом.

Матрена Кочубей, жизнь которой сломали в самом начале ее цветения, ушла в монастырь, справедливо посчитав, что Бог никогда не предаст ту, что любит его больше жизни…

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: