Презентация по "экологическим основам природопользования" на тему "экологический мониторинг". Презентация на тему мониторинг Презентация на тему дистанционные методы экологического мониторинга

Мониторинг качества
образования.
Достоинства и
недостатки.

Под мониторингом следует понимать систему
постоянного сбора данных о наиболее
значимых характеристиках качества
образования, их обработку, анализ и
интерпретацию с целью обеспечения
общества и системы образования достоверной,
достаточно полной и дифференцированной по
уровням использования информацией о
соответствии процессов и результатов
образования нормативным требованиям,
происходящих переменах и прогнозируемых
тенденциях.

К составляющим мониторинга относятся:
объекты и субъекты образовательного
процесса,
комплекс показателей качества
образования,
инструментарий,
базы данных для накопления
информации,
методики анализа, переработки и
интерпретации информации,
программно-инструментальные средства
обработки данных.

Ведущими функциями
мониторинга в образовании
являются:
информационная,
диагностическая,
сравнительная,
прогностическая.

Основная сфера
практического применения
мониторинга -
информационное обеспечение
управления качеством
образования, осуществляемого
различными методами, в том
числе и прямым
административным
вмешательством.

Условия эффективного
проведения мониторинга:
- использование системного подхода,
обеспечивающего слаженную работу
механизма по сбору, обработке,
анализу и интерпретации
информации;
- сочетание количественных и
качественных методов измерения;
- репрезентативная совокупность
показателей мониторинга, учет
различных, в том числе и косвенно
влияющих на результаты обучения,
факторов;
- корректная интерпретация данных
мониторинга с учетом различных
влияний и связей между
показателями;
- репрезентативность выборочных
совокупностей учащихся;
- привлечение к проведению
мониторинга квалифицированных
специалистов;
- использование качественного
инструментария и современного
программного обеспечения для
обработки;
- методическая и финансовая помощь
со стороны органов управления
образованием разного уровня.

Виды мониторинга
В основу классификации видов мониторинга
могут быть положены разные основания:
цели проведения мониторинга; его
основные функции; область применения
данных; инструментарий; модель или
технология проведения мониторинга и др.
Классификация видов мониторинга по
основными функциями:
информационный,
диагностический,
сравнительный,
прогностический.

Информационный мониторинг
Сбор, накопление, анализ, структуризация и
интерпретация данных по выделенной совокупности
показателей при условии, что анализ носит не
сопоставительный или прогностический, а
констатирующий характер.
Отличительной чертой информационного мониторинга
является отсутствие анализа эффектов связи и
взаимного влияния показателей, сопоставления
результатов мониторинга на различных уровнях
управления качеством образования, выявления
тенденций в образовании и прогнозирования их
влияния на качество образования.

Диагностический мониторинг
Предназначен для определения того, как
справляются с различными темами или
разделами учебного плана большинство
учащихся.
Преподаватели выявляют проблемы
усвоения учебного материала и
осуществляют деятельность по
диагностическому мониторингу на уровне
класса.
В районе диагностические системы
мониторинга нацелены на определение
отдельных слабо усвоенных умений и
навыков.

Сравнительный мониторинг
Специфический анализ данных, который
направлен на сопоставление
количественных оценок по совокупности
показателей для регионов, областей,
районов, школ, отдельных
преподавателей и других участников
образовательной деятельности.
Сравнения проводятся либо по вертикали
(территории, регионы, образовательные
учреждения), либо по горизонтали
(рейтинг школьников, рейтинг территорий
и т.д.).

Прогностический мониторинг
Предназначен для выявления и
предсказания позитивных и негативных
тенденций в развитии образовательных
систем.
Он очень важен для решения
управленческих задач в образовании,
связанных с формированием социального
заказа и соответствующих потенциалу
системы образования.

Достоинства и недостатки
мониторинга
Совокупность показателей мониторинга всегда
согласована с наиболее общими тенденциями в
образовании, выработанными руководством страны
и органами управления образованием. В этой связи
сбор обширного количества данных и накопление
описательной статистики не только важны для
образования, но и имеют политический смысл.
Статистика, описывающая состояние системы
образования, может использоваться для
демонстрации потребности в образовательных
реформах, служить доказательством плохой работы
предыдущего управленческого состава в
образовании или показывать преимущества
проводимых в государстве реформ.Достоинства и недостатки
мониторинга
Некоторые критики систем мониторинга
утверждают, что аналитики специально выбирают
для сообщения нужную информацию, которая
зависит от политических целей в образовании и
способствует усилению централизованного
контроля со стороны органов управления
образованием.
Проведение сравнительного мониторинга связано
со сбором дополнительной информации по ряду
показателей, находящихся вне сферы влияния
школ, но требующих учета при проведении
межшкольных, межрайонных и других сравнений
(социальные и экономические особенности региона
или района, организационные механизмы
формирования состава школ и др.).

Спасибо за
внимание!!!



Мониторинг (от англ. monitoring – следящий, слежение) – это система наблюдений, оценки и прогноза окружающей среды. Термин «мониторинг» появился незадолго перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (5-16 июня 1972 г.). Принципиальная схема мониторинга предложена академиком Ю.А. Израэлем.









Биоэкологический мониторинг Биоэкологический (биологический, санитарно- гигиенический, санитарно-токсиологический) мониторинг включает наблюдения: за состоянием окружающей среды; за степенью загрязнения природных объектов вредными веществами; за воздействием этих загрязнителей на человека и биоту в целом (совокупность флоры, фауны и микроорганизмов); за наличием в окружающей среде аллергенов, патогенных микроорганизмов, пыли; за содержанием в атмосфере оксидов азота и серы, тяжелых металлов; за содержанием водных объектов, степенью их загрязнения и т.д.




Геоэкологический мониторинг Системные геоэкологический (природо-хозяйственный) мониторинг заключается в наблюдении: за изменениями в экологических системах (богеоценозах); за продуктивностью биогеоценозов; за динамикой запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов;




Биосферный мониторинг Глобальный биосферный мониторинг имеет целью: контроль за состоянием окружающей среды в глобальном масштабе, наблюдение за глобально-фоновыми изменениями в природе, прогноз возможных изменений биосферы и всей географической оболочки в результате хозяйственной деятельности человека.


Биосферный мониторинг Объектами биосферного мониторинга являются: радиационный баланс, прозрачность атмосферы и ее антропогенное изменение, мировой баланс и загрязнение Мирового океана, крупномасштабные изменения в биохимических циклах элементов и веществ (СО 2, О 2, N, P, S, H 2 O и др.), энергообмен географической оболочки с космосом, мировая миграция животных (включая птиц, насекомых) и растений, изменение климата на планете.


Биосферный мониторинг В целях проведения фоновых наблюдений по всему миру создается сеть биосферных заповедников, на территории которых запрещается производственная деятельность, представляющая опасность для всего живого. В настоящее время в 62-х странах мира создано более 230 биосферных заповедников.


Cлайд 1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе бывающих, ...учинены от испытателей натуры и...сообщены ученому свету, так чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было… М.В. Ломоносов. Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих

Cлайд 2

Литература Основная: Дегтев М.И., Кудряшова О.С. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007. Дегтев М.И., Стрелков В.В., Дегтев Д.М. Окружающая среда и экологический мониторинг. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 330 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.1: Общие вопросы. Методы разделения/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 351 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.2: Методы химического анализа/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 494 с. Дополнительная: Дегтев М.И. и др. Экологический мониторинг: Учебное пособие для вузов. Пермь, 1999. Дегтев М.И. Методы разделения и концентрирования: Учебное пособие. Пермь, 1998. ГОСТ 17.2.3.07-86 Правила контроля воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков. ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа. Дегтев М.И., Торопов Л.И. Аналитический контроль содержания поллютантов в объектах окружающей среды. Пермь, 2003. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие: в 2-х ч. /Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин, В.В. Меньшиков и др. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 337с. Рекомендуемая: Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. Л.: Химия, 1985. 528 с. Муравьева С.И., Казнина Н.И., Прохорова Е.К. Справочник по контролю вредных веществ в воздухе. М.: Химия, 1988. 320 с. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия, 1984. Золотов Ю.А. Окружающая среда - вызов аналитической химии // Вестн. РАН. 1997. Т. 67, № 11. С. 1040-1041.

Cлайд 3

Функции экологического контроля проверка исполнения законов, норм, правил, режимов работы контролируемых объектов. Это эколого-управленческий контроль – ЭУК измерение параметров контролируемых объектов. Это эколого-аналитический контроль - ЭАК и технолого-аналитический контроль – ТАК

Cлайд 4

Основные задачи ЭАК и ТАК Контроль источников загрязнения: экологически значимых параметров технологических процессов, прежде всего контроль организованных выбросов и сбросов; утечек из технологического оборудования, газовыделений из химических веществ, материалов, изделий и других неорганизованных выбросов и сбросов. Контроль воздушной среды и безопасности людей: загрязняющих веществ в воздухе рабочих и жилых зон; индивидуальный химический дозиметрический контроль.

Cлайд 5

Основные операции алгоритма ЭАК и ТАК пробоотбор; анализ отобранных проб; обработка результатов анализов; метрологическое обеспечение измерений.

Cлайд 6

Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов

Cлайд 7

Cлайд 8

Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Cлайд 9

Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» Экологический мониторинг в РФ – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью

Cлайд 10

Основные направления деятельности мониторинга наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; оценку фактического состояния среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Cлайд 11

Контроль экологический - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль

Cлайд 12

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" Статья 68. Задачи экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

Cлайд 13

Cлайд 14

Уровни мониторинга импактный (изучение сильных воздействий в локальном масштабе -И); региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р); фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Cлайд 15

1 слайд

Формирование и обеспечение функционирования дополнительной (региональной) сети государственного мониторинга окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Докладчик: начальник ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Надежда Викторовна Точёнова Составил:начальник отдела мониторинга-Волковская Ольга Михай-ловна 900igr.net

2 слайд

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра S = 534,8 тыс. км2, из которых 152,3 тыс. км2 (или 28,5%) занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. Гидрографическая сеть относится к бассейну Карского моря. Речную сеть территории автономного округа формируют Обь и Иртыш, (протяженность которых 1165 и 244 км соответственно) и 12 их притоков, а также множество мелких речек. Общее число рек в автономном округе около 30 тысяч. Административно – территориальное деление: 16 городов, наиболее крупные – Сургут и Нижневартовск (более 200 тыс. человек), Нефтеюганск (более 100 тыс. человек). Административный центр – г. Ханты – Мансийск с населением более 50 тыс. человек. *

3 слайд

Государственная наблюдательная сеть 1 ПНЗ, 26 ГХП, 2 М-2 атмосферные осадки, 12 М-2 снежный покров, 11 пунктов контроля радиоактивного загрязнения

4 слайд

Экономические показатели I место – по добыче нефти; I место – по производству электроэнергии; I место – по поступлению налогов в бюджетную систему; II место – по добыче газа; II место – по объёму инвестиций в основной капитал

5 слайд

Концепция экологической безопасности (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 г. n 110-рп) развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии; ведение деятельности, способствующей сохранению или увеличению биологического разнообразия в экосистемах; экологическое воспитание и образование населения; создание региональной сети мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды; обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству; повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения безопасного состояния окружающей среды как неотъемлемого условия жизни, здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений жителей, а также улучшения демографической ситуации в автономном округе; снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию автономного округа, а также на соседние территории; охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.

6 слайд

7 слайд

Региональная сеть наблюдений за состоянием окружающей природной среды Базовая Дополнительная Государственная Региональная Локальная (ГУ «Ханты – Мансийский (вне лицензионных (на лицензионных ЦГМС») участков) участках) Вода – 26 постов Вода – 111 точек Вода – 1929 точек Воздух – 1 постов Воздух – 7 постов Воздух – 1027 точек Донные – 111 точек Донные – 1878 точек Снег – 18 точек Снег – 1027 точек Почвы – 1654 точки

8 слайд

9 слайд

Наполнение баз данных Госфонда Периодичность отбора проб: поверхностная вода 4 раза в год (основные гидрологические фазы) донные отложения 1 раз в год (летне-осенняя межень) почва 1 раз в год (сентябрь) снег 1 раз в год (март-апрель) атмосферный воздух 2 раза в год (июнь, сентябрь) Общее количество измерений качества природных сред, поступивших в единую базу данных за 2005-2008 годы более 592000 В первом квартале 2009 года в единую базу данных поступило 15723 измерений загрязняющих веществ поверхностных вод и снежного покрова

10 слайд

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

11 слайд

Функционирование региональной системы экологического мониторинга Росгидромет (Госфонд) Обь-Иртышское УГМС ГУ «Ханты- Мансийский ЦГМС» Базовая (Государственная) Правительство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Закон «о комплексной целевой программе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе Югре в 2005-2010» Постанолвление №302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязнённости компонентов природнеой среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты – Мансийского авытономного округа-Югры Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры Лицензиаты Росгидромета: ГУ «Ханты-Мансийский ЦГМС» ОАО «НПЦ Мониторинг» ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО Компании - недропользователи Дополнительная Региональная (вне лицензионных участков) Локальная (на лицензионных участках)

12 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» -расширена лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в плане отбора и анализа проб снежного покрова на 16 компонентов; - открыта лаборатория почв и донных отложений с анализом проб на 17 и 14 компонентов соответственно. В ноябре 2007 года лаборатории ОМОС аккредитованы с учётом расширенной области деятельности.

13 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Дополнительный объём выполненных работ за период 1-3 кварталы 2008 года возрос на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: вода – 347 проб 6540 определений, донные отложения – 101 проба 1345 определений, воздух – 651 проба 651 определение, снег – 27 проб 350 определений, почвы – 29 проб 493 определения.

14 слайд

Политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области ведения экологического мониторинга Направлена на взаимодействие различных структур всех уровней власти Большая заслуга принадлежит куратору нашей службы – заместителю председателя Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по вопросам недропользования и ТЭК Владимиру Ивановичу Карасёва

15 слайд

Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» - освоение Приполярного Урала, строительство газопровода «Алтай»; - ЕС ТАСИС «Система мониторинга и оповещения для радиационного контроля в бассейне рек Обь и Иртыш; - в проведении международной экологической акции «Спасти и сохранить»; - в проведении съездов экологов нефтяных регионов РФ. - в подготовке проекта комплексной целевой программы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в 2011 – 2015 гг.»

16 слайд

Угроза закрытия региональной сети – пунктов наблюдений за загрязнением атмосферы (ПНЗ) С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. * прекращено окружное финансирование функционирования ПНЗ; * федеральное финансирование невозможно по причине значительного сокращения объемов бюджетных ассигнований, выделенных Росгидромету на 2010 и последующие годы. В настоящее время ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» не имеет средств на содержание ПНЗ.

- информационная система
наблюдений, оценки и прогноза
изменений в состоянии окружающей
среды, созданная с целью выделения
антропогенной составляющей этих
изменений на фоне природных
процессов

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

о состоянии окружающей среды;
о причинах наблюдаемых и вероятных
изменений состояния (т.e. об
источниках и факторах воздействия);
о допустимости изменений и нагрузок
на среду в целом;
о существующих резервах биосферы.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет экологический мониторинг в РФ как комплексную систему наблюде

Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» от 10 января
2002 г. определяет экологический
мониторинг в РФ как
комплексную систему наблюдений за
состоянием окружающей среды, оценки и
прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием
природных и антропогенных факторов.

Блок-схема системы мониторинга

Мониторинг включает три основных направления деятельности:

наблюдения за факторами воздействия
и состоянием среды;
оценку фактического состояния среды;
прогноз состояния окружающей
природной среды и оценку
прогнозируемого состояния.

Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью,

Цель экологического мониторинга – информационное
обеспечение управления природоохранной
деятельностью и экологической безопасностью, для этого
необходимо решить ряд вопросов:
каково состояние природной среды в
рассматриваемый отрезок времени в сравнении с
предшествующим техногенезу состоянием (в
относительной или абсолютной форме) и какие
изменения (положительные, отрицательные)
ожидаются в природной среде в прогнозируемый
отрезок времени;
в чем причины происшедших изменений и
возможных изменений в будущем (в том числе
нежелательных, губительных, критических) и что
явилось, является или будет являться источником
этих изменений (как правило, вредных техногенных
воздействий);

какие воздействия на данную локальную природную
среду, определяемые исходя из выработанной для
данного случая критериальной основы оценок функции
«полезности – вредности», являются вредными
(нежелательными или недопустимыми);
какой уровень техногенных воздействий, в том числе в
совокупности с естественными или стихийными
процессами и воздействиями, происходящими в
рассматриваемой природной среде, является
допустимым для природной среды и отдельных ее
компонентов или комплексов (ценозов) и какие
резервы имеются у природной среды для
саморегенерации состояния, адекватного исходному,
принятому за состояние экологического баланса;
какой уровень техногенных воздействий на природную
среду, отдельные ее компоненты и комплексы
является недопустимым или критическим, после
которого восстановление природной среды до уровня
экологического баланса является неосуществимым.

Классификация экологического мониторинга

Приоритетные направления мониторинга
Объект мониторинга
1. Территория
Высший приоритет
Города
Водные бассейны, объекты питьевого
водоснабжения
Места нерестилищ рыб
2. Среда (компонент
экосистемы)
Атмосферный воздух
Пресноводные водоемы
3. Ингредиенты
загрязнения:
для воздуха
для воды
4. Источники
загрязнения (в городах)
Пыль, двуокись серы, тяжелые металлы
(ртуть), окиси азота, окиси углерода,
бенз(а)пирен, пестициды
Биогенные продукты, нефтепродукты,
фенолы
Автомобильный транспорт, тепловые
электростанции, предприятия цветной
металлургии

Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критери

Определение приоритетов основывается на
свойствах загрязнителей и возможности
организации наблюдений и проводится по
следующим критериям:
размер фактического или возможного эффекта на здоровье и
благополучие человека, на климат или экосистемы;
склонность к деградации в окружающей природной среде и
накоплению в человеке и пищевых цепях;
возможность химической трансформации в физических и
биологических системах, в результате чего вторичные (дочерние)
вещества могут оказаться более токсичными или вредными;
мобильность, подвижность загрязняющих веществ;
фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей
среде и (или) в человеке;
частота и (или) величина воздействия;
возможность измерений;
значение для оценки состояния окружающей среды;
пригодность с точки зрения всеобщего распространения для
равномерных изменений в глобальной или субрегиональной
программах.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС - GEMS)

Основные положения и цели программы ГСМОС были
сформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном совещании по мониторингу.
Первоочередной задачей была признана организация
мониторинга загрязнения окружающей природной среды
и вызывающих его факторов воздействия.
Реализуется на нескольких уровнях:
импактном (изучение значимых воздействий в локальном
масштабе - И);
региональном (проявление проблем миграции и
трансформации загрязняющих веществ, совместного
воздействия различных факторов, характерных для экономики
региона и трансграничного переноса - Р);
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена
всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Программа
Региональный
импактного
мониторинг
(локального)
исследует
мониторинга
состояние
может быть
окружающей
направлена
среды в
на изучение
пределах того
на изучение
или иного
сбросов или
региона.
выбросов
конкретного
предприятия.
Фоновый
мониторинг,
осуществляемый в
рамках
международной
программы "Человек
и биосфера", имеет
целью зафиксировать
фоновое состояние
окружающей среды,
что необходимо для
дальнейших оценок
уровней
антропогенного
воздействия.

Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,
принятая в системе ГСМОС
Kласс
Загрязняющее вещество
Среда
1
Диоксид серы, взвешенные частицы
Радионуклиды
Озон
Воздух
Пища
Воздух
Хлорорганические соединения и диоксины
Кадмий
Нитраты, нитриты
Оксиды азота
Ртуть
Свинец
Диоксид углерода
Оксид углерода
Углеводороды нефти
Фториды
Асбест
Мышьяк
Микробиологические загрязнения
Реакционноспособные загрязнения
Биота, человек
Пища, вода, человек
Вода, пища
Воздух
Пища, вода
Воздух, пища
Воздух
Воздух
Морская вода
Пресная вода
Воздух
Питьевая вода
Пища
Воздух
2
3
4
5
6
7
8
Тип программы
(уровень мониторинга)
И,Р,Ф
И, Р
И(тропосфера),
Ф (стратосфера)
И,Р
И
И
И
И, Р
И
Ф
И
Р, Ф
И
И
И
И, Р
И

ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые
функционируют в различных государствах согласно как международным
требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически
или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических
проблем.
Международные требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы
разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия),
обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную
значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций Гидрометeослужбы
была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля
состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому
принципу.

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой науч

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая как центр единой
научно-технической политики в области экологического мониторинга
должна обеспечивать:
координацию разработки и выполнения программ
наблюдений за состоянием окружающей среды;
регламентацию и контроль сбора и обработки
достоверных и сопоставимых данных;
хранение информации, ведение специальных банков
данных и их гармонизацию (согласование,
телекоммуникационную связь) с международными
эколого-информационными системами;
деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов
окружающей природной среды, природных ресурсов,
откликов экосистем и здоровья населения на
антропогенное воздействие;
доступность интегрированной экологической
информации широкому кругу потребителей.

Поток информации в иерархической системе ЕГСЭМ

Министерство охраны
окружающей среды и природных
ресурсов РФ
Госкомгидромет РФ
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за
загрязнением природной среды (ЕГСЭМ)
Наблюдение и контроль за
состоянием природной среды
атмо
сфе
ра
гидросфера
поверх
ностны
е воды
суши
почв
ы
поверхн
остные
воды
морей и
океанов
1460
4000
1300
наблюдатель наблюдател станций
ных постов ьных
пунктов
Оценка
эффект
ивности
природо
охранны
х
меропри
ятий
Прогноз
изменен
ия
качеств
а
компоне
нтов
природн
ой
среды
1750
наблюдатель
ных пунктов
Структура и функции ЕГСЭМ
Обеспечени
е
организаци
йи
учреждений
оперативно
йи
режимной
информаци
ей о
качестве
природной
среды

Система импактного мониторинга должна накапливать и анализировать детальную
информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду.
В сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в
зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих
предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния
загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и
результаты замеров (ежеквартальных - по воде, ежегодных или более редких - по воздуху).
Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и
промышленных зонах.
В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом,
имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба
Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)
Существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы MAB (Man
and Biosphere).
Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные
населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения.
Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до
некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал)
службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что
загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их
притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа
постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами
для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: