Управляющая компания устанавливает единые стандарты деятельности. Минстрой россии обяжет управляющие компании соблюдать стандарт качества сервиса

Эксперт рассказывает об основных причинах неэффективности управляющих компаний в сфере ЖКХ, отсутствии возможности у населения платить за качественные услуги, упадке сферы в целом, а также о путях решения проблемы.

Минстрой РФ предложил сформировать перечень стандартов сервиса для управляющих компаний в сфере ЖКХ. Чиновники хотят установить настолько подробный список требований, что в нем предполагается прописать даже параметры униформы для коммунальщиков. Между тем, некоторое время назад чиновники уже установили ГОСТы для этой отрасли.


Сергей Креков, глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость.

Отобрать лицензии у недобросовестных компаний сейчас практически невозможно.

— Зачем это делается? Неужели стандарты сервиса сейчас настолько плохи?

— Суть в качестве оказываемых услуг и добросовестности того, кто их предоставляет. Это один из ключевых элементов системы, которая должна поменять общий расклад сил, — сломать устойчивый тренд, который давно имеет место в сфере ЖКХ. Сейчас ведь мы понимаем, кто присутствует на рынке, как называется и где находится — раньше не было даже этого.

В стране полтора года действует лицензирование, работает 18 тысяч юридических лиц, из них 6 тысяч — это те юрлица, которые есть на бумаге, но при этом не управляют жилым фондом. На сегодняшний момент отозвано только две лицензии. При этом отзыва лицензии можно добиться всего лишь судебным порядком. Летом [профессиональным сообществом] обсуждался механизм отмены судебного порядка отзыва лицензий у недобросовестных управляющих организаций, при этом было озвучено мнение, что саму же процедуру отзыва предлагается отдать муниципальным и региональным властям. И было общее понимание возможного административного зарегулирования отрасли, но из-за отсутствия приемлемого решения проблемы все остановилось. И теперь предлагается новая версия того же подхода — вот эти стандарты сервиса. Я думаю, что новая инициатива будет вести к тому же решению — создать более простой механизм отзыва лицензии у недобросовестных управляющих компаний.

— Можете привести вопиющие примеры недобросовестности управляющих компаний?

— Их очень много. Приведу наиболее актуальный: в Красноярске (если интересно, желающие могут обратиться к СМИ) управляющая компания какое-то время собирала с жильцов деньги, а потом исчезло руководство и организация объявила себя банкротом. И этот случай не единичный. Эта инициатива — попытка изменить ситуацию на рынке за счет регулирующих механизмов, а также упростить процедуру отзыва лицензий у управленцев. Кроме того, у органов контроля появятся инструменты и определенный инструментарий, чтобы наглядно доказывать нарушения.

Основные причины неэффективности управляющих компаний

— По словам министра ЖКХ, в этот перечень может войти минимальное количество работ, срок их выполнения, а также время реагирования на обращения потребителя — какой смысл внесения именно этих изменений?

— Есть несколько причин, по которым услуги по управлению многоквартирными домами (МКД) оказываются ненадлежащим образом. Я бы хотел остановиться на ключевых. Одна из них — это, безусловно, недобросовестность управляющих компаний, которые априори не ставят перед собой задачу оказывать сервисные услуги на должном уровне, что и вызывает нарекания собственников МКД. Вторая объективная причина, которая влияет на деятельность добросовестных управляющих компаний, — экономическая. Я говорю о тарифах, по которым работают управляющие компании (особенно в Москве, где они почти не индексировались на протяжении более пяти лет, а последние два года индексируются всего лишь на 4%), фактически нет экономических возможностей для качественного оказания услуг. Поэтому введение стандартов и требований к качеству выполняемых работ может столкнуться с определенными трудностями.

Лишь небольшая часть населения готова платить за качественные услуги ЖКХ

— О каких трудностях идет речь?

— Стандарты и требования мы пропишем, дадим характеристики, по которым сможем измерять эти все параметры и, возможно даже, внесем их в механизм отзыва лицензии, но вопрос стоит в другом. Новые ГОСТы могут привести нас к следующей парадигме: добросовестной управляющей компании, оказывающей услуги собственникам, для выполнения всех работ, прописанных в ГОСТе, нужно, чтобы за него кто-то заплатил. В сфере обслуживания жилой недвижимости может сложиться аналогичная ситуация. Вопрос не в том, можно или нельзя написать стандарты, вопрос в другом — готов ли потребитель сегодня за них заплатить?

Я убежден, что внедрение стандартов поставит экономический вопрос по главу угла, и мы поставим добросовестно работающие управляющие компании перед очень сложным выбором: соответствовать стандартам и нести убытки или не соответствовать стандартам и иметь приемлемую экономику управления домом, получать прибыль, но нести тем самым риски отзыва лицензии. Я уверен, что подавляющее большинство предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом, выберут второй вариант. А это говорит о том, что ГОСТ при внедрении не может быть реализован, потому что не будет экономических предпосылок для его внедрения в практической сфере, не получится быть прибыльными.

Сегодня ситуация следующая: в большинстве МКД проживают люди с разным уровнем дохода. Разумеется, социально незащищенным слоям населения будет тяжелее найти деньги на оплату услуг, которые будут оказываться по новым правилам. А для домов бизнес-класса или премиального уровня все это будет вполне приемлемым. С другой стороны, наиболее широкие слои населения могут столкнуться с проблемой: люди захотят качественного обслуживания по доступным ценам, а в управляющих компаниях попросят заплатить за эти услуги по рыночной стоимости.

Лучший выход из сложившейся ситуации — выбирать управленцев на конкурсной основе

— В каком направлении искать выход? Что нужно делать для выстраивания оптимальных отношений?

— В рамках Ассоциации АКОН разработана модель «Института доверительного управления». Она позволяет решить базовый фундаментальный вопрос: как сформировать правоотношения в процессе управления объектом и заказывать услуги на конкурсной основе.

Суть концепции: с жильцов собираются доверенности на участие в собрании собственников дома (шаблон доверенности утвержден приказом № 411 Минстроя), объявляется тендер, выбирается управляющая организация на конкурсной основе. А сейчас все формируется не на конкурсной основе, а по принципу калькуляции, как было в СССР: тарифы управляющих компаний к рыночной экономике не имеют никакого отношения. И нужно понимать, что при выборе компании на конкурсной основе тарифы будут ниже благодаря конкуренции. Модель с доверительным управлением, конкурсным отбором управляющих организаций как раз формирует рыночную систему оказания услуг. При такой системе собственник сможет выбрать качество или минимальный тариф.

К сожалению, сейчас есть дома, где живут только люди, у которых очень мало денег. У них нет средств на высокие стандарты, им важно платить по минимуму. Многие жильцы вообще хотят отказаться от приглашения уборщиц, они говорят: не надо нам мыть лестничную клетку, мы сами будем это делать, начертим график, дайте нам только самый низкий тариф, какой только может быть. Учитывая данную специфику, нужно формировать рыночную природу отношений. Заказчику, у которого есть бюджет, — нужны одни услуги, другому заказчику — другие.

Хочу напомнить, что около двух лет назад были утверждены ГОСТы для управления многоквартирными домами. Это достаточно подробный документ. Когда их принимали, говорили, что в сочетании с лицензированием мы получим механизмы контроля качества в сфере предоставления услуг ЖКХ. В этих документах все прописано. ГОСТы разрабатывались при участии Минстроя, который собирается оформить новые стандарты для управляющих компаний. И здесь возникает разумный вопрос: чем вот эти стандарты будут лучше ГОСТов? Почему они будут работать лучше?

Предложенные Минстроем модели не решают вопроса

— Получается, все принятые ГОСТы не соблюдаются?

— Да не только ГОСТы, вообще ничего не работает! Не работают базовые принципы. Людям вообще нелегко договариваться: муж с женой часто ссорятся, а тут целый дом. Все предложенные Минстроем модели уже не решают вопрос. Нужно не с качеством разбираться, а работать над моделями, которые меняют подходы к управлению. На мой взгляд, главная проблема — отсутствие единого заказчика, и с того момента, когда жители пытаются договориться между собой, начинается настоящая вакханалия. Если начнет работать единый заказчик, он разработает техническое задание и определит его стоимость на основе публичного конкурса для конкретного дома, с учетом пожеланий жильцов. Для решения проблемы есть два способа: первый, где все полномочия передаются государству, второй — коллективное доверительное управление. На мой взгляд, лучше второй: доверить все СРО (саморегулируемым организациям), которые будут работать от жильцов по доверенностям, представлять их интересы.

По правилам осуществления деятельности по управлению МКД, утверждённым Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года , управление всеми жилыми домами должно осуществляться на основе действующих стандартов. В 2014 году в соответствии с ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», а также согласно приказам Росстандарта разработаны и утверждены для добровольного использования национальные стандарты РФ ГОСТ Р .

Национальные стандарты были объединены под общим названием «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Документы утверждены Приказом Росстандарта №543 от 11.06.2014 года и введены в действие с 1 июля 2015 года.

Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД

Национальные стандарты ГОСТ Р выработаны для обеспечения более тесного и лучшего взаимодействия между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями. Документы устанавливают конкретные требования к квалификации специалистов УК, порядку ведения и обновления технической документации, формированию состава, определению стоимости и взиманию оплаты выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

Национальные стандарты и правила осуществления деятельности по управлению МКД устанавливаются Правительством РФ. Управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества в доме должна обеспечивать санитарно-эпидемиологические мероприятия, следить за техническим состоянием МКД и контролировать пожарную безопасность.

Одним из основных условий национальных стандартов ГОСТ Р «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» является наличие чётко сформулированного заказа на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД).

Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»

В данный перечень входят следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56037-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
  • ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.Общие требования.

Эти стандарт целесообразно применять системно, чтобы оптимизировать процесс управления МКД и содержания общего имущества в доме. Для этого, прежде всего, потребуется утвердить состав общего имущества в доме , которое УК принимает для организации и выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту.

Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД

Контроль качества оказываемых работ и услуг

Управляющая компания должна отчитаться перед собственниками жилья за каждый вид работ и услуг, который они заказали (п. 5.21 «Предоставление заказчику отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом» ГОСТ Р 56038-2014).

Кроме того, после введения лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению МКД осуществляется лицензионный контроль за их работой. За несоблюдение лицензионных требований управляющая компания может получить административный штраф в крупных размерах, а её руководитель попасть под дисквалификацию.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт проводит технический заказчик, которым может являться региональный оператор, ТСЖ или УК. При выборе на ОСС способа открытия счёта для формирования фонда капитального ремонта в решении собственников необходимо указать, что капитальный ремонт следует проводить по ГОСТ Р 56193-2014 .

Если фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора , то именно этот оператор отвечает за организацию и проведение капитального ремонта. При выборе спецсчёта МКД вся процедура по организации и проведению капремонта ложится на плечи собственников помещений в доме.

Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

В соответствии со ст.1 и 12 ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» стандартизация деятельности управляющих компаний по управлению МКД основана на добровольном применении регламентирующих документов.

Для перехода на управление МКД по ГОСТ Р, нужно выполнить 3 условия:

  1. На общем собрании собственников помещений нужно принять решение о добровольном переходе управления МКД и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме на основе национальных стандартов ГОСТ Р. Указать в решении собственников жилья все выбранные национальные стандарты, утверждённые требования и порядок выполнения работ.
  2. Специалисты УК должны изучить национальные стандарты с целью их применения на практике.
  3. Управляющей компании нужно внедрить системы управления, подготовки персонала, оценки и контроля качества. УК предстоит внедрять систему оценки и контроля качества и не реже 1 раза в 5 лет в целях прохождения специалистами повышения квалификации (п. 9 ГОСТ Р 56192-2014).

Однако следует учесть, что стандартизация деятельности управляющей компании по управлению многоквартирными домами не должна противоречить соблюдению лицензионных требований, что является основополагающим принципом её работы.

"Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.

Что такое профстандарты

Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования".

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со ст.195.1 ТК РФ . В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников сферы ЖКХ и управления МКД со ссылкой на регламентирующий их НПА.

С 1 июля 2016 года вступает в силу ФЗ №122 от 02.05.2015 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот Федеральный закон устанавливает обязанность для работодателей по применению данных профессиональных стандартов к квалификации работника, необходимой для исполнения своих обязанностей, если это установлено законодательством РФ. В противном случае данные профстандарты будут носить лишь рекомендательный характер.

В документе уточняется понятие профстандарта. Под термином понимается “характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Также Правительство РФ вправе обязать применять требования профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий , государственных корпораций и компаний, а также хозяйственных обществ с долей государства (муниципалитета) свыше 50%.

Разъяснения Минтруда

Минтруд по вопросам обязательности применения профессиональных стандартов ссылается на п.3 ст.1 ФЗ №122 от 02.05. 2015 , согласно которому ТК РФ будет дополнен ст.195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

В этой статье говорится, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена ТК РФ, другими ФЗ или НПА, должны быть взяты работодателями за основу определения требований к квалификации работников . При этом, необходимо учитывать особенности исполняемых работниками обязанностей на рабочем месте.

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд. Реестр размещается на сайте Минтруда, как и остальная информация о профессиональных стандартах.

Утверждённые Минтрудом РФ профессиональные стандарты являются нормативно-правовыми актами . Обязательность применения требований профстандартов установлена для случаев, предусмотренных ст.57 и 195.1 ТК РФ , вне зависимости от формы собственности организации и статуса работодателя. Иными словами, только в части требований, установленных в ТК РФ, других ФЗ, иных НПА, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Профстандарты в сфере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №756н от 20.12.2013)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №753н от 20.12.2013)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России №754н от 20.12.2013)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России №18н от 17.01.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России №192н от 07.04.2014)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России №203н от 07.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России №227н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России №224н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России N 233н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России №242н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России №238н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России №237н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России №247н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России №246н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России №245н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России №232н от 11.04.2014)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России №243н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России №236н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России №266н от 17.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России №620н от 08.09.2014)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России №930н от 21.11.2014)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России №959н от 28.11.2014)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России №929н от 21.11.2014)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России №1082н от 22.12.2014)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России №1182н от 26.12.2014)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России №1120н от 25.12.2014)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России №1123н от 25.12.2014)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России №1144н от 24.12.2015 Приказ Минтруда России №1076н от 21.12.2015)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России №1042н от 21.12.2015)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности. Подробнее о профстандартах в сфере управления МКД мы расскажем в следующих статьях.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Предоставление услуг по содержанию квартирного дома включает не только комплекс работ, но и оплачивание взносов каждый месяц.

Конечно, владельцам квартир хочется знать, что обязана осуществлять УК и на что идут уплаченные денежные средства.

По этой причине на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми управляющие организации должны предоставлять информацию о своей активности.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана каждый год демонстрировать отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах .

Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально п. 10 ст. 161 ЖК РФ утвердил обязанность по раскрытию информации согласно стандарту .

Иначе говоря, законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями. Этот акт получил название «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Правительством РФ.

Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности и о финансовых затратах, но и о самой компании.

Какие данные подлежат оглашению

Учитывая то, что список услуг и осуществляемых работ у всех одинаков, и фирмы, как правило, крайне редко придумывают что-либо иное, но все же существенные различия в их работе все равно находятся.

Для владельцев квартир в многоквартирном доме есть перечень критериев, которые помогут оценить работу фирмы согласно Стандарту.

Общая информация

Для реализации пункта 3 Постановления №731 сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию :

Финансовая

Помимо этого организация должна предоставить сведения материального характера , а именно:

  • главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс;
  • информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности;
  • расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов;
  • расценки и тарифные планы на и различные виды работ.

Безусловно, организация обязана также разместить сведения о:

  • списке осуществляемых услуг;
  • произведенной деятельности;
  • пользовании имуществом многоквартирного дома;
  • фирмах, снабжающих энергией, газом, водой.

Другое

Фирма также должна сообщать о:

  • времени осуществления капитального ремонта;
  • числе организованных собраний владельцев квартир;
  • отчете, который базируется на основе договора управления.

Порядок и форма предоставления

Процедура раскрытия сведений установлена пунктом 5 Стандарта, где оговорено, что информация поступает в общий доступ через :

Важно подчеркнуть, что владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее.

Стоит отметить, что если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями.

Сроки информирования

Как показывает статистика, при прохождении лицензирования для последующего управления многоквартирными домами, фирма предполагает много лет осуществлять работу в жилищной сфере, иногда меняя клиентуру, которая предпочла перейти в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об управляющей компании должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться .

В соответствии с пунктом 9 Постановления организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца как минимум.

При этом ответные письма на обращения владельцев квартир согласно Постановлению должны быть посланы в течение 5 будних дней, а при электронном обращении - 10 дней. Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством изменение должно быть отображено на информационной вывеске в течение 10 дней.

Новые изменения должны быть произведены:

  • на главном портале - 7 суток;
  • периодические печатные издания - 30 суток.

Последствия нарушения стандарта

Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.

За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.

А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей , которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.

Об условиях и правилах информирования владельцев квартир МКД управляющими компаниями в соответствии со Стандартом смотрите в следующем видеосюжете:

В распоряжении АиФ.ru оказался документ, взглянуть на который мечтали бы многие коммунальщики. Это проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

Скриншот проекта постановления Правительства. Фото: АиФ

За длинным названием кроются новые стандарты работы для управляющих организаций: УК, ЖСК и ТСЖ. На 32 страницах машинописного текста подробно и в деталях расписано, что и как должны они делать для нашей с вами комфортной жизни в многоквартирных домах. Травка во дворе — не выше 10 см, уборка крыльца — не реже 2 раз в сутки, дозвон до аварийно-диспетчерской службы — не больше 5 минут и т. д. Центры обслуживания клиентов в управляющих организациях должны быть оборудованы вентиляцией и туалетными комнатами, иметь терминал для оплаты услуг и стенды с доступом в ГИС ЖКХ и на сайт УК. Как говорят представители Минстроя, соблюдение этих стандартов качества станет лицензионным. Если УК их выполняет — она работает, не выполняет — лишается лицензии.

Что нового?

Вот лишь некоторые правила работы УК, перечисленные в новом законопроекте.

В подъезде

— Не реже 2 раз в неделю сухая и не реже 1 раза в неделю влажная, а для первых двух этажей — ежедневная влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок, лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.

— Влажная протирка подоконников, оконных решёток, перил лестниц, шкафов для электросчётчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек с периодичностью, обеспечивающей своевременное удаление пыли, но не реже 2 раз в неделю.

— Мытьё окон с периодичностью, обеспечивающей их нормальную светопроницаемость, но не реже 3 раз в год.

— Очистка систем защиты от грязи (металлических решёток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов) с периодичностью, обеспечивающей их надлежащее содержание, но не реже 2 раз в день.

Во дворе

— Подметание и уборка придомовой территории не реже 1 раза в сутки. Полив тротуаров в жаркие дни по мере необходимости, но не реже 2 раз в сутки.

— Очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, с периодичностью, обеспечивающей их надлежащее санитарное содержание, но не реже 1 раза в сутки.

— Ежедневная уборка газонов и их выкашивание при высоте травы более 10 см.

— Прочистка ливневой канализации не реже 2 раз в месяц.

— Уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решётки и приямка не реже 2 раз в сутки, один из которых — до 7 часов утра, ещё один — в вечерние часы.

— Ежедневная уборка детских площадок и площадок для отдыха.

— Очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда при толщине слоя свыше 5 см.

— Сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см.

— Очистка придомовой территории в отсутствие снегопада от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова) не реже 3 раз в неделю.

— Очистка придомовой территории от наледи и льда, обработка противогололёдными веществами и смесями для недопущения скользкости пешеходных дорожек, тротуаров.

Аварийно-диспетчерская служба

— Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно.

— Время дозвона собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу должно составлять не более 5 минут, в противном случае — осуществление обратного вызова аварийно-диспетчерской службы звонившему собственнику или пользователю помещения в течение 10 минут либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) иное электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления.

— Локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение 30 минут с момента регистрации заявки.

— Ликвидация засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки.

— Устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления, иного общего имущества в срок, не превышающий 3 суток.

— При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки и т. д.

А кто заплатит за комфорт?

Казалось бы, ужесточение требований к управляющим компаниям — дело хорошее. В нашу редакцию приходит немало жалоб на бездействие УК: зимой снег во дворах не убирается, летом трава не косится, лампочки в подъезде не горят, лестницы не моются, мусор не вывозится, дозвониться до коммунальщиков невозможно... Претензий действительно очень много. Люди будут только рады, если власть заставит УК лучше работать. Однако эксперты в области ЖКХ не слишком оптимистично восприняли новый закон и говорят, что если его примут в нынешнем виде, то резко подскочит плата за содержание и текущий ремонт дома.

«Давайте разобьём во дворах швейцарские газоны с травкой не выше 10 см, дважды в день будем намывать крыльцо... Да хоть фонтаны у каждого дома поставим. Вопрос в том, кто же будет платить за эту повышенную комфортность обслуживания? — рассуждает исполнительный директор гильдии УК Вера Москвина. — Управляющие компании — не волонтёрские организации. Собственники (а сегодня у нас 90 % жилья находится в собственности) заказывают УК услуги и оплачивают их. Это договорные отношения. Больше работ — выше плата. Готовы ли жильцы больше платить?! А с новыми стандартами, которые нам предлагают выполнять за прежние деньги, ни одна УК не выживет. Кроме того, это же прекрасный повод для штрафных санкций. То есть приедет во двор госжилинспектор, замерит травку и, если она окажется выше 10 см, выпишет штраф на 250 тыс. руб. Зачем так издеваться над бизнесом?»

«Цены за жилищные услуги у нас сегодня очень разные. Есть дома, которые платят всего 10-12 руб. за квадратный метр, а есть и те, которые отдают больше 100 руб. Некоторые собственники, чтобы снизить плату за содержание дома, например, отказываются от услуги мытья полов в подъезде и вместо УК сами по очереди этим занимаются. Это их право и их выбор, — говорит исполнительный директор НП „ ЖКХ Контроль “ Светлана Разворотнева. — Думаю, что новый законопроект ещё требует доработки и широкого обсуждения общественников и коммунальщиков. На мой взгляд, в нём есть много избыточных требований. При этом некоторые важные моменты так и не вошли в документ. Хотелось бы, чтобы было больше норм, касающихся принципов взаимодействия собственников и УК, чтобы они стали более прозрачными. А то ведь у нас собственники зачастую никак не могут добиться от УК информации о том, сколько на самом деле стоят те или иные услуги по содержанию дома. И делается это сознательно! Потому что нередко старые дома субсидируются за счёт новых. То есть люди в новых домах платят деньги, часть которых идёт не на содержание их жилья, а на поддержание соседнего ветхого дома, который также обслуживает их управляющая компания».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: