Сравнительная характеристика гдр и фрг. Образование фрг и гдр

Несмотря на то что на Потсдамской конференции страны‑победительницы согласились рассматривать Германию как единую державу, уже в самой совместной оккупации побежденной страны четырьмя победителями были заложены предпосылки для последующего расчленения Германии. Борьба двух систем, которая охватила весь мир, отразилась самым непосредственным образом и на Германии, которую тянули каждый в свою сторону и Запад, и СССР.

В Восточной (советской) зоне оккупации Германии опорой нового строя стала Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она возникла путем объединения коммунистической партии с социал‑демократической партией. В английской и американской зонах усиливалось влияние Христианско‑демократического союза (ХДС) и Христианско‑социального союза (ХСС). Создатели этих партий рассчитывали, что возрождение христианских принципов в политической жизни Германии поможет ее примирению с Западом. В рядах этих партий были представители разных слоев населения.

Ухудшение отношений между недавними союзниками уже в конце 1947 г. привело к срыву переговоров о выплате германских репараций. Еще в декабре 1946 г. американская и английская оккупационные зоны объединились в так называемую Бизонию. В феврале 1948 г. прошла сепаратная Лондонская конференция западных держав, которые высказались за создание уже Тризонии (включившей в себя и земли, которые оккупировала Франция). Был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла и на подготовку к созданию на территории трех зон оккупации западногерманского государства.

Особенно острым был вопрос о Берлине. Западные секторы Берлина представляли собой анклав внутри советской оккупационной зоны. СССР рассчитывал полностью вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. советская сторона ограничила связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западной зонами, а 24 июня полностью блокировала Западный Берлин, крайне затруднив снабжение его жителей продовольствием и предметами первой необходимости.

Официальной причиной блокады стала попытка распространить на Западный Берлин проведенную в западных оккупационных зонах денежную реформу. Эта акция была вызвана тем, что СССР и страны Запада не смогли договориться о создании единого общегерманского банка при Союзном контрольном совете и о предоставлении ему права эмиссии денег. А между тем, для обеспечения плана Маршалла была нужна твердая валюта. В Тризонии появились новые марки. Одновременно был отменен контроль государства над ценами, чего также требовал упомянутый план.

В ответ в советской зоне была введена в обращение восточная марка, которую СССР стремился распространить на весь Берлин, включив, таким образом, Западный Берлин в экономическую систему Восточной Германии. Глава Советской военной администрации в Германии (СВАГ) маршал Соколовский заявил, что блокада будет продолжаться до тех пор, пока Запад не откажется от планов создания западногерманского правительства.

Командующий американскими силами в Германии генерал Л. Клей предложил провести деблокирование Западного Берлина наземными силами, но президент Трумэн счел, что это слишком рискованно. Тогда был организован воздушный мост: американские тяжелые транспортные самолеты бесперебойно доставляли в Западный Берлин товары, прежде перевозившиеся поездами. Американцы перебросили в Англию 60 тяжелых бомбардировщиков, способных нести атомное оружие, и привели в боевую готовность стратегическую авиацию. 12 мая 1949 г. блокада Берлина была снята. СССР не смог добиться от бывших союзников отказа от курса на создание нового западногерманского государства, на включение Западного Берлина в сферу своего влияния (даже чисто финансового). 23 мая представители земель (Парламентский совет) Западной Германии проголосовали за утверждение новой конституции.

Берлинский кризис стал, по сути, точкой отсчета на пути к окончательному расколу Германии на два государства. 20 сентября 1949 г. была провозглашена Федеративная Республика Германии, в которую вошли три западные оккупационные зоны. 5 октября Немецкий народный совет, созданный с помощью СССР в Восточной Германии, объявил о своем преобразовании в парламент. 7 октября 1949 г. он провозгласил создание Германской Демократической Республики и введение в действие ее конституции. Столицей ГДР стал Восточный Берлин.

ФРГ являлась федерацией отдельных земель со своими правительствами. Главным органом власти был двухпалатный парламент. Нижняя палата – избираемый бундестаг, верхняя – бундесрат – образована из назначенных правительствами земель представителей. Во главе государства находятся президент и обладающий большими полномочиями глава правительства – канцлер. На первых выборах в бундестаг, состоявшихся в 1949 г., победу одержал блок партий ХДС – ХСС во главе с К. Аденауэром. До определенного момента оккупировавшие Западную Германию державы оставляли за собой право контроля над ее разоружением, уровнем промышленного производства, развитием Рурской области, внешними сношениями и торговлей и другими вопросами.

11 октября 1949 г. временный парламент избрал президентом ГДР видного деятеля германского рабочего движения Вильгельма Пика. 12 октября было сформировано Временное правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. Советское правительство передало ГДР функции управления, принадлежавшие Советской военной администрации.

Отношения между республиками долго оставались враждебными. ФРГ вплоть до 1970 г. отказывалась признавать ГДР, а германский вопрос оставался одним из главных источников международной напряженности.

ФРГ быстро обогнала свою восточную соседку в уровне развития. Именно здесь были сосредоточены основные запасы сырья и квалифицированные рабочие ресурсы. Западная Германия по плану Маршалла получила значительную помощь от Запада, здесь была создана эффективная модель рыночной экономики. К концу 1950‑х годов ФРГ вышла на второе место в западном мире по уровню промышленного производства, лишь в конце 1960‑х годов ее обогнала Япония.

Одним из последствий Берлинского кризиса стало создание в апреле 1949 г. Североатлантического блока – НАТО. В состав НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция.

В начале 1949 г. СССР и страны Восточной Европы в противовес плану Маршалла создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. оформлением Организации Варшавского договора (ОВД). Европа оказалась разделенной на враждующие военные и экономические блоки.

1969-1974 Густав Хайнеманн 1974-1979 Вальтер Шеель 1979-1984 Карл Карстенс 1984-1990 Рихард фон Вайцзеккер Федеральный канцлер Германии 1949-1963 Конрад Аденауэр 1963-1966 Людвиг Эрхард 1966-1969 Курт Георг Кизингер 1969-1974 Вилли Брандт 1974-1982 Гельмут Шмидт 1982-1990 Гельмут Коль

Западная Герма́ния , официально Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland ), ФРГ (BRD ) была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской , британской и французской зонах оккупации нацистской Германии (Тризония). Предполагалось, что впоследствии в состав Федеративной Республики Германия войдут и остальные германские территории, что предусматривалось и обеспечивалось специальной статьёй 23 Конституции ФРГ.

История [ | ]

Германия в первые годы после капитуляции [ | ]

После оккупации Германии войсками союзников («Четыре Державы» - США, Великобритания, Франция и СССР) её территория была поделена на четыре зоны оккупации - советскую, французскую, британскую, американскую и город Берлин с особым статусом (также разделён на четыре зоны). К 1949 году западные державы объединили управление своих зон оккупации в Тризонию . Восточная часть Германии по-прежнему оставалась под управлением Советского Союза.

Провозглашение Федеративной Республики Германия [ | ]

Политический статус и притязания на всю германскую территорию [ | ]

Правительство ФРГ с самого начала рассматривало себя как единственного легитимного представителя всего немецкого народа, а ФРГ - как единственное государство-последователь Германской империи , и поэтому имело притязания на все территории, принадлежащие Германской империи по состоянию на 31 декабря 1937 года (до начала военной экспансии Третьего рейха), в том числе и на территорию ГДР, Западный Берлин и отошедшие Польше и СССР «бывшие восточные области » . Преамбула конституции ФРГ подчёркивала стремление немецкого народа к воссоединению в едином государстве . Правительство ФРГ в первые годы всячески избегало любых прямых контактов с правительством ГДР, чтобы избежать возможного истолкования таких контактов как признание ГДР в качестве самостоятельного государства .

Германское государство, которое после коллапса не прекратило существовать, сохраняется и после 1945 года, даже если и созданная на основании Основного закона структура временно ограничивается в своём действии на часть территорий этого государства. Таким образом, Федеративная Республика Германия идентична с Германской империей. Решение Конституционного суда, 1957 - BVerfGE 6, 309 (336 ff., Zit. Abs. 160, Abs. 166)

Великобритания и США также придерживались мнения, что ФРГ является правопреемником Германской империи, однако Франция поддерживала идею о том, что Германская империя полностью исчезла как государство в 1945 году. Президент США Гарри Трумэн выступал против подписания мирного договора с ФРГ, так как, по его мнению, это означало бы признание существования двух немецких государств . На нью-йоркской конференции министров иностранных дел трёх держав в 1950 году был, наконец, официально определён статус ФРГ. Государства признали притязания правительства ФРГ на право единственного легитимного представления немецкого народа, однако отказались признать правительство ФРГ в качестве правительства всей Германии .

По причине непризнания ГДР законодательство ФРГ признавало дальнейшее существование единого немецкого гражданства , происходящего от гражданства Германской империи, поэтому называло своих граждан просто немецкими гражданами и не считала территорию ГДР заграницей . По этой причине в стране продолжал действовать закон о гражданстве Германии 1913 года, а не принимался новый закон о гражданстве ФРГ. Любопытно отметить, что тот же самый закон о гражданстве Германии 1913 года продолжал действовать и в ГДР вплоть до 1967 года, и Конституция ГДР также признавала существование единого немецкого гражданства. На практике такая ситуация означала, что любой «немецкий гражданин» из ГДР мог официально получить загранпаспорт в ФРГ, оказавшись на её территории. Чтобы это предотвратить, правительство ГДР законодательно запретило своим жителям получать паспорта в ФРГ. Лишь в 1967 году в ГДР взамен немецкому гражданству было введено собственное гражданство ГДР , которое было дано всем немецким гражданам, проживавшим на территории ГДР на момент её создания и не потерявшим право на гражданство ГДР по ряду причин . В ФРГ существование особого гражданства ГДР было официально признано лишь в октябре 1987 года, когда Конституционный суд ФРГ постановил, что любое лицо, получившее гражданство ГДР в порядке натурализации автоматически получает немецкое гражданство (по сути гражданство ФРГ) .

Непризнание существования ГДР отображалось и на обозначение границ государств в географических атласах. Так, в изданных в 1951 году в ФРГ картах, по-прежнему, существует единая Германия в границах 1937 года. При этом граница между ФРГ и ГДР , а также линия Одер/Нейсе (новая граница с Польшей) и граница между Польшей и СССР в Восточной Пруссии указаны едва видимыми пунктирными линиями; территории, отошедшие Польше и СССР, по-прежнему, входят в состав единой Германии, хотя и подписаны как «территории под польским и советским управлением», а находящиеся на них топонимы, по-прежнему, носят старые немецкие названия. О существовании ГДР также нет и речи. В издании 1971 года указанные границы уже указываются более чёткой штриховой линией, однако всё ещё отличаются от линии, обозначающей государственные границы .

Развитие внутри страны [ | ]

Благодаря помощи со стороны США по плану Маршалла , а также в результате реализации планов экономического развития страны, разработанных под руководством Людвига Эрхарда , в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров , в основном из Турции .

С 1954 года 17 июня в стране празднуется «День немецкого единства» в честь выступлений 17 июня 1953 года в Восточном Берлине . С отменой оккупационного режима 5 мая 1955 года Федеративная Республика Германии официально стала суверенным государством. При этом суверенитет распространялся лишь на области действия «Основного закона» и не включал Берлин и другие бывшие территории Германской империи.

До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже со СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии . Был продолжен внутриполитический курс, связанный с денацификацией , то есть устранением последствий нахождения нацистов у власти, недопущением возрождения нацистской идеологии и организаций. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО .

Внешняя политика и отношения с ГДР [ | ]

Правительство ФРГ не только не признавало существования ГДР, но и долгое время (с сентября 1955 года до октября 1969 года) придерживалась доктрины , согласно которой разрывались все дипломатические отношения с любыми государствами (исключением был лишь СССР ввиду принадлежности его к Четырём Державам), официально признавшими ГДР. На практике же разрыв дипломатических отношений по указанной причине произошёл дважды: в 1957 году с Югославией и в 1963 - с Кубой .

Флаги ФРГ и ГДР

После возведения властями ГДР Берлинской стены в 1961 году в ФРГ всё чаще стали появляться дискуссии о возможном признании ГДР в качестве самостоятельного государства. С вступлением Вилли Брандта в должность канцлера ФРГ в 1969 году начинается новый этап в отношениях между ФРГ и ГДР и между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы вообще. Подписанный в 1970 году Московский договор , согласно которому ФРГ отказывалась от своих притязаний на бывшие восточные области Германской империи , отошедшие после войны Польше и СССР, ознаменовал начало эпохи «новой восточной политики».

Наиболее влиятельные политические партии:

  • Коммунистическая партия Германии (Kommunistische Partei Deutschlands , KPD , КПГ ) - наиболее левая из влиятельных партий, не голосовала за Боннскую конституцию, настаивая на созыве Парламентского совета представлявшего все земли, в том числе и 5 восточных земель, в 1956 году была запрещена, созданная в 1968 году вместо неё Немецкая коммунистическая партия (Deutsche Kommunistische Partei , DKP , НКП ) серьёзным влиянием не пользовалась
  • Социал-демократическая партия Германии (Sozialdemokratische Partei Deutschlands , SPD , СДПГ ) - правее КПГ, поддерживала Боннскую конституцию, но левее СвДП, левое крыло симпатизировало КПГ
  • Свободная демократическая партия (Freie Demokratische Partei , FDP , СвДП ) - правее СДПГ, но левее ХДС, поддерживала Боннскую конституцию
  • Христианско-демократический союз (Christlich Demokratische Union , CDU , ХДС ) - правее СвДП, поддерживала Боннскую конституцию
  • Немецкая консервативная партия - Немецкая правая партия (Deutsche Konservative Partei – Deutsche Rechtspartei ) - самая правая из влиятельных, не поддерживала Боннскую конституцию, в 1950 году влилась в Немецкую имперскую партию (Deutsche Reichspartei , DRP ) в 1964 году запрещена, созданная в 1964 году Национал-демократическая партия Германии (Nationaldemokratische Partei Deutschlands , NPD ) большим влиянием не пользовалась

Судебная система [ | ]

Высшая судебная инстанция - Федеральный суд (Bundesgerichtshof ), суды апелляционной инстанции - оберландесгерихт (oberlandesgerich ), суды первой инстанции - ландгерихты (landgericht ), первичное звено судебной системы - амтсгерихты (amtsgericht ):

  • Шлезвиг-Гольштейнский Оберландесгерихт (Schleswig-Holsteinisches Oberlandesgericht ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Ганзейский Оберландесгерихт (Hanseatisches Oberlandesgericht ) (Гамбург)
  • Камергерихт (Kammergericht ) (Западный Берлин)
  • Оберландесгерихт Целле (Oberlandesgericht Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Брауншвейг (Oberlandesgericht Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Ольденбурга (Oberlandesgericht Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Ганзейский Оберландесгерихт Бремена (Hanseatisches Oberlandesgericht Bremen ) (Бремен)
  • Оберландесгерихт Хамма (Oberlandesgericht Hamm ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Дюссельдорфа (Oberlandesgericht Düsseldorf ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кёльна (Oberlandesgericht Köln ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кобленца (Oberlandesgericht Koblenz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Пфальцский Оберландесгерихт (Pfälzisches Oberlandesgericht ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберландесгерихт Франкфурта-на-Одере (Oberlandesgericht Frankfurt am Main ) (Гессен)
  • Саарландский Оберландесгерихт (Saarländisches Oberlandesgericht ) (Саарланд)
  • Оберландесгерихт Карлсруе (Oberlandesgericht Karlsruhe ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Штутгарта (Oberlandesgericht Stuttgart ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Мюнхена (Oberlandesgericht München ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Нюрнберга (Oberlandesgericht Nürnberg ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Бамберга (Oberlandesgericht Bamberg ) (Бавария)

Высшая судебная инстанция административной юстиции - Бундесфервальтунгсгерихт (Bundesverwaltungsgericht ), суды апелляционной инстанции административной юстиции - оберфервальтунгсгерихты (Oberverwaltungsgericht ), суды первой инстанции административной юстиции - фервальтунгсгерихты (Verwaltungsgericht ):

  • (Совместный) Оберфервальтунгсгерихт земель Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн ((Gemeinsames) Oberverwaltungsgericht für die Länder Niedersachsen und Schleswig-Holstein ) (Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония)
  • Оберфервальтунгсгерихт Вольного ганзейского города Бремена (Oberverwaltungsgericht der Freien Hansestadt Bremen ) (Бремен)
  • Оберфервальтунгсгерихт земли Северный Рейн-Вестфалия (Oberverwaltungsgericht für das Land Nordrhein-Westfalen ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберфервальтунгсгерихт Рейнланд-Пфальца (Oberverwaltungsgericht Rheinland-Pfalz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберфервальтунгсгерихт Саарланда (Oberverwaltungsgericht des Saarlandes ) (Саарланд)
  • Гессенский административный суд (Hessischer Verwaltungsgerichtshof ) (Гессен)
  • Административный суд Баден-Вюртемберга (Verwaltungsgerichtshof Baden-Württemberg ) (Баден-Вюртемберг)
  • Баварский административный суд (Bayerischer Verwaltungsgerichtshof )

Органы прокурорского надзора - генеральный бундеспрокурор при Федеральном суде (Generalbundesanwalt beim Bundesgerichtshof ), прокуратура Баварского верховного земельного суда, генеральные прокуратуры и прокуратуры:

  • Шлезвиг-Гольштейнская генеральная прокуратура (Schleswig-Holsteinische Generalstaatsanwaltschaft ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Генеральная прокуратура Гамбурга (Generalstaatsanwaltschaft Hamburg ) (Гамбург)
  • Генеральная прокуратура Берлина (Generalstaatsanwaltschaft Berlin ) (Западный Берлин)
  • Генеральная прокуратура Целле (Generalstaatsanwaltschaft Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Ольденбурга (Generalstaatsanwaltschaft Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Брауншвейга (Generalstaatsanwaltschaft Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Хамма (Generalstaatsanwaltschaft Hamm )
  • Генеральная прокуратура Дюссельдорфа (Generalstaatsanwaltschaft Düsseldorf )
  • Генеральная прокуратура Кёльна (Generalstaatsanwaltschaft Köln )
  • Генеральная прокуратура Кобленца (Generalstaatsanwaltschaft Koblenz )
  • Генеральная прокуратура Цвайбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Zweibrücken )
  • Генеральная прокуратура Саарбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Saarbrücken )
  • Генеральная прокуратура Франкфурта-на-Майне (Generalstaatsanwaltschaft Frankfurt am Main )
  • Генеральная прокуратура Карлсруе (Generalstaatsanwaltschaft Karlsruhe )
  • Генеральная прокуратура Штутгарта (Generalstaatsanwaltschaft Stuttgart )
  • Генеральная прокуратура Мюнхена (Generalstaatsanwaltschaft München )
  • Генеральная прокуратура Нюрнберга (Generalstaatsanwaltschaft Nürnberg )
  • Генеральная прокуратура Бамберга (Generalstaatsanwaltschaft Bamberg )

В 1988-1989 году число представителей юридической профессии в ФРГ составляло :

  • Профессиональных судей - 17627 чел. (294 чел. на 1 млн населения);
  • Государственных обвинителей - 4560 чел. (75 чел. на 1 млн населения);
  • Адвокатов - 54107 чел. (902 чел. на 1 млн населения).
  • Большое число адвокатов . В ГДР 1 адвокат приходился на 2 государственных обвинителей и на 2 судей, тогда как в ФРГ было 3 адвоката на 1 судью;
  • Намного большее число профессиональных судей . В ФРГ на 1 млн населения было 294 судьи, а в ГДР - 90 судей.

При этом число государственных обвинителей в ГДР и ФРГ в 1988-1989 году было сопоставимым - по 75 человек на 1 млн населения .

Силовые структуры [ | ]

Экономика [ | ]

Денежная единица - марка (Deutsche Mark ) (32 копейки СССР, 1 доллар США - 2 марки 75 центов ) была представлена

Бундесбанку были подчинены региональные государственные сберегательные банки:

  • Баварский земельный банк (Bayerische Landesbank )
  • Земельный банк Штутгарта (Landesbank Stuttgart )
  • Гессенский земельный банк (Hessischen Landesbank )
  • Земельный банк Рейнланд-Пфальца (Landesbank Rheinland-Pfalz )
  • Земельный банк Саара (Landesbank Saar )
  • Западный земельный банк (Westdeutsche Landesbank )
  • Гамбургский земельный банк (Hamburgische Landesbank )
  • Бременский земельный банк (Bremer Landesbank )
  • Нижнесаксонский земельный банк (Niedersächsische Landesbank )
  • Земельный банк Шлезвиг-Гольштейн (Landesbank Schleswig-Holstein )
  • Берлинская сберегательная касса (Berliner Sparkasse )

Из частных банков основную роль играли 3 крупнейших банка :

Оператор железнодорожных перевозок - Бундесбан (Bundesbahn ), воздушных перевозок - «Люфтганза» (Deutsche Lufthansa ), почтовой и телефонной связи - Бундеспочта (Bundespost ).

Средства массовой информации [ | ]

Надрегиональные ежедневные газеты:

Надрегиональные общественно-политические еженедельники:

Партийный органы:

  • «Форвертс» («Vorwarts») - орган СДПГ, издавала в Бад-Годесберге;
  • «Социаль-демократ магацин» («Sozialdemokrat Magazin») - ежемесячник СДПГ, издавалась в Бонне;
  • «Фрайе демократише корреспонденц» («Freie Demokratische Korrespondenz») - информационный бюллетень СвДП, издавалась в Бонне;
  • «Унзере цайт» («Unsere Zeit») - ежедневная газета, ЦО ГКП, издавалась в Эссене
  • «Унион ин Дойчланд» («Union in Deutschland») - еженедельник ХДС
  • «Дойчес монатсблатт» («Deutsches Monatsblatt»), ежемесячный журнал, орган ХДС, выходила в Бонне;
  • «Байерн-курир» («Bayern-Kurier»), еженедельная газета, орган ХСС, выходила в Мюнхене
  • «Дойче вохен-цайтунг» («Deutsche Wochen-Zeitung»), еженедельная газета, выходила в Ганновере

В ФРГ действовали региональные теле- и радиоцентры :

  • Северо-Германское радио (Norddeutscher Rundfunk ) (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония и Гамбург)
  • Южно-Германское радио (Süddeutscher Rundfunk ) (часть Баден-Вюртемберга)
  • Западно-Германское радио (Westdeutscher Rundfunk ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Юго-западное радио (Südwestfunk ) (часть Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальц)
  • Гессенское радио (Hessischer Rundfunk ) (Гессен)
  • Баварское радио (Bayerischer Rundfunk ) (Бавария)
  • Бременское радио (Radio Bremen ) (Бремен)
  • Саарское радио (Saarländischer Rundfunk ) (Саарланд)

Передавались 2 общегосударственные телепрограммы:

На заграницу вещали радиостанции:

  • «Дойче велле» (Deutsche Welle ) на 3 языках;
  • «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk ) на 14 языках, также внутри ФРГ вещала ещё одну программу.

Религия [ | ]

Большая часть лютеран и часть кальвинистов были представлены Евангелической церковью Германии (Evangelische Kirche in Deutschland ), состоявший из:

  • Евангелическо-унионистской церкви (Evangelische Kirche der Union ), объединявшей как лютеранские, так и кальвинистские общины, состоявшей в свою очередь из:
    • Бременской евангелической церкви (Bremische Evangelische Kirche )
    • Церкви Липпе (Lippische Landeskirche )
    • Евангелической церкви Вестфалии (Evangelische Kirche von Westfalen )
    • Евангелической церкви Рейнской области (Evangelische Kirche im Rheinland )
    • Евангелической церкви Кургессен-Вальдека (Evangelische Kirche von Kurhessen-Waldeck )
    • Евангелической церкви Гессена и Нассау (Evangelische Kirche in Hessen und Nassau )
    • Евангелической церкви Бадена (Evangelische Landeskirche in Baden )
    • Евангелической церкви Пфальца (Evangelische Kirche der Pfalz )
    • Евангелическо-реформатской церкви (Evangelisch-reformierte Kirche )
  • Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands ), состоявшей в свою очередь из:
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шлезвиг-Гольштейна (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schleswig-Holsteins )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Гамбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche im Hamburgischen Staate )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Любека (Evangelisch-Lutherische Kirche in Lübeck )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ганновера (Evangelisch-lutherische Landeskirche Hannovers )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ольденбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche in Oldenburg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Брауншвейга (Evangelisch-lutherische Landeskirche in Braunschweig )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шаумбург-Липпе (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schaumburg-Lippe )
    • Евангелической церкви Вюртемберга (Evangelische Landeskirche in Württemberg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Баварии (Evangelisch-Lutherische Kirche in Bayern )

Меньшинство лютеран были представлены Независимой евангелическо-лютеранской церковью (Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche ), часть кальвинистов - Союз евангелическо-реформатских церквей Германии (Bund Evangelisch-reformierter Kirchen Deutschlands ).

Католики были представлены епархиями объединёнными в Фульдскую конференцию католических епископов:

  • Мюнхенско-Фрайзингской митрополией
    • Архиепархией Мюнхена и Фрайзинга
    • Епархией Регенсбурга
    • Епархией Пассау
    • Епархией Аугсбурга
  • Бамбергской митрополией
    • Архиепархией Бамберга
    • Епархией Айхштета
    • Епархией Вюрцбурга
    • Епархией Шпайера
  • Фрайбургской митрополией
    • Архиепархией Фрайбурга
    • Епархией Роттенбург-Штутгарта
    • Епархия Майнца
  • Кёльнской митрополией
    • Архиепархией Кёльна
    • Епархией Мюнстера
    • Епархией Трира
    • Епархией Аахена
    • Епархией Лимбурга
    • Епархия Оснабрюка
  • Падерборнской митрополией
    • Архиепархией Падерборна
    • Епархией Фульды
    • Епархией Хильдесхайма

Иудаисты были представлены Центральным советом евреев Германии (Zentralrat der Juden in Deutschland ), состоявший из:

  • Земельной федерации еврейских религиозных общин Баварии (Landesverband der Israelitischen Kultusgemeinden in Bayern )
  • Еврейской религиозной общины Вюртемберга (Israelitische Religionsgemeinschaft Württemberg )
  • Еврейской религиозной общины Бадена (Israelitische Religionsgemeinschaft Baden )
  • Еврейской общины Саара (Synagogengemeinde Saar )
  • Земельной федерации еврейских общин Гессена (Landesverband der Jüdischen Gemeinden in Hessen )
  • Земельной федерации еврейских общин Рейнланд-Пфальца (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Rheinland-Pfalz )
  • Земельной федерации еврейских общин Северной Рейнской области (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Nordrhein )
  • Земельной федерации еврейских общин Вестфалии-Липпе (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Westfalen-Lippe )
  • Земельной федерации еврейских общин Нижней Саксонии (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Niedersachsen )
  • Еврейской общины Гамбурга (Jüdische Gemeinde Hamburg )
  • Еврейской общины Бремена (Jüdische Gemeinde im Lande Bremen )
  • Земельной федерации еврейских общин Шлезвиг-Гольштейна (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Schleswig-Holstein )

Согласно которой на исторической Германской территории признавалось наличие двух германских государств. Официальный текст договора об окончательном урегулировании в отношении Германии также называл страну «Федеративная Республика Германии»

После 1990 года в русском языке употребляется форма «Федеративная Республика Германия », подчёркивающая завершённость процесса объединения немецкого народа в едином государстве - Германии. В современных источниках ФРГ того времени называется как «Федеративная Республика Германии», так и «Федеративная Республика Германия». В том числе и РИА Новости употребляет оба варианта .

Между тем в ФРГ теория двух государств отвергалась. ФРГ с самого момента своего создания не признавала ГДР субъектом международного права и считала себя единственным полноправным последователем Германской империи. Это отражалось и в прессе. Например, вплоть до 1989 года журнал Die Welt .

В ГДР же по отношению к ФРГ употреблялись как сокращение «ФРГ», так и форма «Западная Германия» и даже «Германская Федеративная Республика» (ГФР) по аналогии с ГДР . В советской печати до середины 1950-х годов также мог использоваться вариант ГФР (Германская Федеральная Республика). Например, наименование «Германская Федеральная Республика» было использовано в отчётах к футбольному матчу 1955 года между СССР и ФРГ .

До 1974 года и ФРГ, и ГДР продолжали использовать введённый ещё в 1910 году международный автомобильный код D (Deutschland), что создавало определённую путаницу. С 1 января 1974 года в ГДР стали использовать код DDR , сложившуюся, как утверждает Большая Советская Энциклопедия, в результате «сепаратистской политики западных держав» . Например, в изданном в 1960 году в Лейпциге (ГДР) толковом словаре «Дуден » имелись статьи «Западный Берлин» и «Берлин»; в последней даже утверждалось, что Берлин является столицей Германии . В изданных в ГДР публикациях встречались также наименования «демократический Берлин» для обозначения восточной части Берлина .

В ФРГ и в самом Западном Берлине использовалось самообозначение West-Berlin и Berlin (West) , чем подчёркивалось, что западная часть города является частью единого города, а не отдельной административной единицей . Принятая в 1949 году конституция ФРГ вообще рассматривала весь Большой Берлин в качестве федеральной земли и части ФРГ, несмотря на то, что четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину , принятое в 1971 году, рассматривало западные сектора города вне зоны действия конституции ФРГ. Название Восточный Берлин официально не употреблялось ни в ФРГ, ни в ГДР. В неофициальных документах для обозначения восточной части города в ФРГ и в Западном Берлине использовались названия Berlin (Ost) и Ost-Berlin .

См. также [ | ]

Датой образования Германии (в том виде, в котором она находится сейчас) является 3 октября 1990 года. До этого территория страны была поделена на два государства: Федеративную Республику Германия (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР). Сегодня мы с вами подробнее разберемся, что такое ФРГ и ГДР, и познакомимся с историей этих государств.

Краткая характеристика

23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ее состав вошли участки фашисткой Германии, расположенные в британской, американской и французской зонах оккупации. Специальная статья конституции ФРГ предполагала, что в дальнейшем в состав новообразованного государства войдут и остальные германские территории.

Из-за оккупации Берлина и наделения его особым статусом столица страны была перенесена в провинциальный городок Бонн. 7 октября того же года на советской зоне оккупации провозгласили Германскую Демократическую республику (ГДР). Ее столицей был назначен Берлин (фактически только восточная часть города, которая пребывала под контролем ГДР). Последующие 40 с лишним лет два немецких государства существовали отдельно. До 1970-х годов власть страны ФРГ категорически не хотела признавать ГДР. Позже она начали признавать «соседей», но лишь частично.

Мирная революция в ГДР, которая состоялась осенью 1990 года, привела к тому, что 3 октября ее территории были интегрированы в состав ФРГ. Тогда же столица ФРГ была возвращена в Берлин.

Теперь познакомимся с этими событиями более детально.

Разделение Германии после капитуляции

Когда войска союзников (Америка, СССР, Великобритания и Франция) захватили фашистскую Германию, ее территория была поделена между ними на четыре зоны оккупации. Разделен был и Берлин, однако он получил особый статус. В 1949 году западные союзники объединили подвластные им территории и назвали этот регион Тризонией. Восточная часть страны по-прежнему осталась под оккупацией Советского Союза.

Образование ФРГ

24 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне (город, который относился к британской оккупационной зоне), под строгим контролем военных губернаторов провозгласил ФРГ. В ее состав вошли вновь созданные к тому моменту районы, относящиеся к британским, американским и французским оккупационным зонам.

В тот же день была принята конституция. 23-я статья документа декларировала его распространение на Берлин, который формально мог только частично входить в ФРГ. Основные положения этой статьи предусматривали также перспективу распространения конституции и на другие германские земли. Таким образом была заложена основа для вхождения в ФРГ всех территорий существовавшей ранее Германской империи.

В преамбуле конституции была явно обозначена необходимость объединения немецкого народа на базе воссозданного государства. Сам же документ позиционировался как временный, поэтому официально его даже назвали не конституцией, а «Основным законом».

Так как Берлин был наделен особым политическим статусом, сохранить в нем столицу Федеративной Республики не представлялось возможным. В этой связи было принято решение назначить провинциальный город Бонн, в котором произошло провозглашение страны ФРГ, ее временной столицей.

Создание ГДР

Германские земли Советской оккупационной зоны не намеревались признавать законы ФРГ, принятые 23 мая 1949 года. 30 мая делегаты Немецкого народного конгресса, избранные двумя неделями ранее, приняли конституцию ГДР, признанную 5 землями советской оккупации. На базе принятой конституции в республике, которая называла себя также Восточной Германией, были созданы органы государственной власти.

19 октября состоялись выборы в Палату земель и Народную палату первого созыва. Президентом ГДР стал председатель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вильгельм Пик.

Политический статус и перспектива расширения ФРГ

С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.

Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.

Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.

Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.

Развитие ФРГ

Первым канцлером Федеративной Республики стал Конрад Аденауэр - опытный юрист, администратор и активист Партии Центра. Его концепция руководства базировалась на социальной рыночной экономике. В должности канцлера ФРГ он оставался 14 лет (1949-1963 гг.). В 1946 году Аденауэр основал партию под названием Христианско-демократический союз, а в 1950-м - возглавил ее. Главой оппозиционной социал-демократической партии был Курт Шумахер - бывший боец Рейхсбаннера, прошедший заключение в нацистских концлагерях.

Благодаря содействию США в реализации плана Маршала и планов экономического развития страны Людвига Эрхарда в 1960-х экономика ФРГ устремилась вверх. В истории этот процесс получил название «Германское экономическое чудо». Чтобы удовлетворить потребность в недорогой рабочей силе, Федеративная Республика поддержала приток гастарбайтеров, главным образом из Турции.

В 1952 году произошло объединение земель Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн в единую землю Баден-Вюртемберг. ФРГ стала федерацией, состоящей из девяти земель (государств-членов). В 1956 году, после референдума и подписания с Францией Люксембургского договора, в состав ФРГ вошла Саарская область, находившаяся ранее под протекторатом Франции. Ее официальное присоединение к Республике Германия (ФРГ) произошло 1 января 1957 года.

5 мая 1955 года с отменой оккупационного режима ФРГ официально была признана суверенным государством. Суверенитет распространялся только на зону действия временной конституции, то есть не охватывал Берлин и бывшие территории империи, которые на тот момент принадлежали ГДР.

В 1960-х годах был разработан и внедрен ряд чрезвычайных законов, которые накладывали запрет на деятельность ряда организаций (в том числе коммунистической партии), а также на некоторые профессии. Страна вела активную денацификацию, то есть борьбу с последствиями нахождения у власти нацистов, и всеми силами пыталась обеспечить невозможность возрождения нацистской идеологии. В 1955 году ФРГ вошла в состав НАТО.

Отношения с ГДР и внешняя политика

Правительство Республики Германия не признавало ГДР и вплоть до 1969 года отказывалось вступать в дипломатические отношения с государствами, чья позиция по этому вопросу отличается. Исключение составлял разве что Советский Союз, который признавал ГДР, но входил в состав четырех оккупационных держав. На практике указанная причина только дважды привела к разрыву дипломатических отношений: с Югославией в 1967 году и с Кубой - в 1963-м.

Еще в 1952 году Сталин заговорил об объединении ФРГ и ГДР. 10 марта того же года СССР предложил всем державам-оккупантам как можно быстрее в сотрудничестве с общенемецкими правительствами разработать мирный договор с Германией, и даже составил проект этого документа. Советский Союз был согласен с объединением Германии и при условии ее неучастия в военных блоках даже допускал существование в ней армии и военной промышленности. Западные державы фактически отвергли предложение СССР, настаивая на том, что вновь объединенная страна должна иметь право на вступление в НАТО.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены - инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Смена канцлера

Когда в 1969 году на должность канцлера Федеративной Республики Германия вступил Вилли Брандт, в отношениях между ФРГ и ГДР начался новый виток. Социал-демократы, пришедшие к власти, ослабили законодательство и признали нерушимость послевоенных государственных границ. Вилли Брандт и его последователь Гельмут Шмидт улучшили отношения с Советским Союзом.

В 1970 году был подписан Московский договор, в котором ФРГ отказалась от притязаний на восточные области бывшей Германской империи, отошедшие после войны СССР и Польше. Документ также декларировал возможность объединения республик. Это решение ознаменовало начало «новой восточной политики». В 1971 году ФРГ и ГДР подписали Основополагающий договор, регламентирующий их взаимоотношения.

В 1973 году обе республики пополнили состав ООН, несмотря на то, что ФРГ по-прежнему не хотела признавать международно-правовую независимость ГДР. Тем не менее статус-кво Демократической Республики, закрепленный Основополагающим договором, поспособствовал потеплению в отношениях «соседей».

«Мирная революция»

В сентябре 1989 года в ГДР возникло оппозиционное движение «Новый форум», частично состоящее из членов политических партий. В следующем месяце по республике прокатилась волна протестов, участники которых требовали демократизации политики. В результате руководство СЕПГ подало в отставку, а его место заняли представители недовольного населения. 4 ноября в Берлине состоялся массовый согласованный с властями митинг, участники которого требовали соблюдения свободы слова.

9 ноября граждане ГДР получили право на свободный (без уважительной причины) выезд за границу, что привело к стихийному падению Берлинской стены. После выборов, состоявшихся в марте 1990 года, новое правительство ГДР начало активные переговоры с представителями ФРГ о перспективе объединения.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

Возникшие в послевоенный период на немецкой земле Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика на протяжении сорока лет как бы олицетворяли две социально-экономические и политические системы, два образа жизни – капиталистический (ФРГ) и социалистический (ГДР). Из них каждая по-своему «работала» на авторитет соответствующей системы.

Однако это экономическое состязание в конечном результате оказалось не в пользу социалистической модели. Так, в конце 1980-х годов производительность труда в ГДР была намного ниже западногерманской и значительная часть предприятий в стране были убыточными, но необходимо учитывать, что в основе этого лежали не только институциональные причины, но и политическое давление Запада.

Стартовые условия после войны были схожими, политический раскол Германии привел к экономической дезинтеграции стран, к расколу единого хозяйства. Но основные диспропорции возникли между относительно развитой обрабатывающей промышленностью, на территории ГДР и предельно недостаточной для нее угольно-металлургической сырьевой и энергетической базой, которая осталась на Западе. Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью был дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было базиса тяжелой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Учитывая практически полное отсутствие внешних валютных кредитов (СССР их предоставлял, но не в таких объемах, как США по «плану Маршалла» для ФРГ), груз репараций (ФРГ выплатила в меньшей степени) и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после1953 г.), экономические достижения ГДР в 50-е годы можно назвать феноменальными. Если ФРГ (а ее темпы роста в разы превосходили показатели Великобритании и Франции) увеличила с 1950 по 1958 гг. выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР – на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950-58 гг. составлял 10%, а в ФРГ – 8,5%. В1957 г. ГДР обошла ФРГ и по объему роста промышленности в сравнении с1936 г. Если взять уровень этого года за 100%, то в1957 г. промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ – в 2,26 раза. Причем стартовые позиции обеих стран в1950 г. были примерно одинаковыми: ГДР – 110,6% от уровня 1936 года, ФРГ – 110,9%. Однако за этими впечатляющими цифрами скрывались серьезные структурные проблемы экономики ГДР.

Развивая тяжелую промышленность и ухитряясь при этом избегать инфляции и дефицита госбюджета, правительству ГДР пришлось серьезно ограничить рост производства товаров народного потребления. Волнения населения в июне1953 г. во многом объяснялись не только повышением и без того высоких нормы выработки, но и перебоями в снабжении некоторыми продуктами, а также высокими ценами в госторговле на мясо, масло, ткани, одежду, кожаную обувь и посуду. Вследствие этого правительство ГДР произвело массированное перераспределение инвестиций с тяжелой промышленности в пользу отраслей, непосредственно удовлетворявших нужды населения. Однако новое направление инвестиционной политики государства сделало невозможным коренное переоснащение основных фондов изрядно устаревшей промышленности Восточной Германии. Большинство ее предприятий оставались на технологическом уровне1939 г., в то время как в ФРГ обновление оборудования в промышленности (и так гораздо меньше пострадавшей от войны, чем индустрия ГДР) произошло после1945 г. дважды.

И если первоначально перераспределение средств в пользу легкой и пищевой промышленности было оправдано, то в конкретных условиях индустриально развитой ГДР оно слишком затянулось. Страна все равно объективно не могла накормить и одеть себя за счет внутренних ресурсов. Следовательно, нужно было наращивать экспорт, а основными экспортными товарами Восточной Германии всегда были промышленное оборудование и изделия химической промышленности. Но так как в эти отрасли не направлялось достаточное количество средств, то их продукция морально устаревала и с каждым днем становилась все менее конкурентоспособной на Западе. Соответственно сокращались валютные поступления, которые можно было использовать для закупки продуктов и высококачественных товаров народного потребления, многие из которых (например, традиционные для потребления в Германии кофе и шоколад) не могли поставляться из стран соцлагеря. Получалось, что западные немцы к середине 50-х годов уже входили во вкус т.н. южных фруктов (т.е. бананов, ананасов и т.д.), в то время как для жителей ГДР пока еще не хватало хорошего кофе. Причем очень интересно, что эти проблемы прекрасно понимали в СССР, хотя многим это казалось несущественным. Но если советские рабочие и крестьяне были в 1950-е годы непритязательны в выборе потребительских товаров, и отсутствие некоторых вещей не воспринималось ими как лишения и тяготы, то немцы традиционно имели более высокую культуру потребления. Отсутствие кофе было для них весьма чувствительным. К тому же ГДР имела перед собой пример ФРГ, и выживание немецкого рабоче-крестьянского государства действительно зависело от того, сможет ли оно обеспечить своим гражданам хотя бы сравнимый с ФРГ уровень жизни. ГДР из года в год была вынуждена импортировать (в основном из СССР) значительную часть потребляемого в стране продовольствия. За границей закупалось 25% зерна, 11% мяса, 7% масла и 8% яиц.

Понятно, что в ГДР формировали такую же структуру экономики, какой она была в СССР, что влекло за собой процессы национализации и огосударствления. В 1952 году в деревнях стали создаваться производственные кооперативы, причем с применением как экономического, так и административного нажима. Пик принудительной коллективизации в ГДР пришелся на 1960 год. В течение этого года было коллективизировано сельскохозяйственных земель столько же, сколько за все предыдущие восемь лет. К концу 1960 года более 80% сельскохозяйственных земель в ГДР было огосударствлено. Аналогично строилась политика и в индустриальном секторе, и если в начале 1960-х годов социалистический промышленный сектор производил 85% всего совокупного общественного продукта, то к началу 70-х годов доля народных (государственных) предприятий в промышленном производстве составила уже 94,9%.

В ФРГ к середине 1950-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10,3% в 1950 до 1,2% в 1960).

К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»). Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 годы среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с1 га, а в 1967 и 1968 — соответственно 41,2 и 42,3 ц с1 га. Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам.

В числе факторов, способствовавших столь успешному развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:

  • западная часть Германии исторически была сформирована как индустриальный центр страны, где сконцентрировались самые квалифицированные трудовые кадры;
  • значительная стартовая помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по Плану Маршалла (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
  • государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
  • укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
  • минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
  • многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны, что стало дополнительным источником рабочей силы. Для экономики ФРГ беженцы из ГДР дали очень много, так стоимость человеческого капитала, перемещаемого из ГДР, составляла в ФРГ в 50-х годах 2,6 млрд. марок ежегодно (экономия на образовании и обучении персонала). В1960 г. доля беженцев и переселенцев (не только из ГДР, но и из других стран Восточной Европы) составляла 30,7% всех лиц наемного труда ФРГ;
  • поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.

Тот факт, что уже через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей, говорит о высокой эффективности реформ рубежа 1940-1950-х годов, ставших надежной стартовой площадкой развития западногерманской экономики. Для социально-экономической модели ГДР же были присущи все недостатки, характерные для командно-административной системы государственного социализма. Так, плановое хозяйство в значительной степени лишило граждан ГДР личной инициативы и самостоятельности, полностью был ликвидирован средний слой общества как базис экономического развития, предпринимательство и трудовая активность были парализованы. В результате производительность экономики была относительно низкой в сравнении с западными странами. В1979 г. она составляла 46% западного уровня и упала к1989 г. до 30-40%.

Сегодня многие немцы принципиально не желают делить страну на Запад и Восток и предпочитают забыть о пережитках прошлого. Однако даже спустя более двадцати лет после объединения между двумя частями страны остаются существенные экономические и институциональные различия не в пользу восточного региона Германии.

1) Экономическое развитие ФРГ

Главная политическая задача ФРГ состояло в определении статуса и стратегии экономического восстановления и развития страны. В ФРГ начали строить «социальное-рыночное хозяйство».

Принципы социально-рыночного хозяйства:

Государство не занимается регулированием хозяйственных процессов, но устанавливает правила, по которым действуют частные хозяйствующие субъекты («государство как судья на футбольном поле, который в футбол не играет, но следит за соблюдением установленных правил»)

Государство поддерживает конкуренцию, но не переходит границы свободы бизнеса

Государство создает простор для частной инициативы и предпринимательства.

При этом в ФРГ была сильная социальная политика способная смягчить социальные контрасты между богатыми и бедными. В итоге темпы прироста промышленного производства ФРГ в 60 и 70-е годы составили 8,5% в год. ФРГ вышло на 2 место в мире по уровню жизни населения. С 1975 года в ФРГ вступила в полосу экономического кризиса, которому был подвержен весь капиталистический мир.

2) Экономическое развитие ГДР

После образования ГДР руководство страны взяло курс на построение социалистического общества. Была проведена индустриализация с перевесом тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве установленные колхозы и совхозы, введен принцип уравнительной заработной платы. До 1958 года в ГДР сохранялись продовольственные карточки. В 1953 году в ГДР произошли массовые выступления людей против тоталитарного социализма, которые были подавлены советским правительством, уровень жизни восточных немцов в 15 раз отставал от уровня жизни западных стран. Предприятия были слабо оснащены технически, наблюдалась низкая производительность труда и низкая заработная плата. Восточные немцы начинают бежать в ФРГ, где уровень жизни был гораздо выше, чем в ГДР. Поэтому в 1961 году была построена берлинская стена, которая окончательно разделила одну страну на два государства. В начале 60-х годов, в ГДР было решено отказаться от государственной дотаций в экономику промышленных предприятий, перевести их на хозрасчет (предприятиям разрешили продавать свою продукцию, извлекать прибыль и пускать её в оборот). Предприятия улучшили свое техническое оснащение, повысили качество продукции и производительность труда. Материальное положение немцев улучшилось. В 1981 году к власти пришел ярый коммунист Эрик Хоннекер, который свернул все демократические реформы и вернул страну к тоталитарному режиму. В октябре 1889 году в ГДР экономический кризис достиг своего пика и в стране свершилась «бархатная революция». 18 октября 1989 года Хоннекер ушел в отставку, 9 ноября 1989 года пала берлинская стена, 3 октября 1990 года произошло историческое событие - обе части Германии соединились в одно государство. СССР, США и Германия подписали договор о международном партнерстве и сотрудничестве.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: