Кто любит отца больше меня. Воскресное чтение евангелие

В Евангелии от Матфея есть выражение: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. Х:37-38). Это выражение очень глубоко по смыслу, но, к сожалению, многие не понимают его. А любое непонимание порождает сопротивление и заводит человека на ложную дорогу. Как же правильно толковать приведенные в Евангелии слова Иисуса Христа? Прочитав или услышав их, некоторые думают: «Ну как же так? Если есть отец и мать, то что, их не надо любить? Не надо им помогать? Неужели надо все оставить и просто идти за Богом, служить только Богу, а о родных напрочь забыть?» Нет, Господь наш Иисус Христос имел в виду другое: кто любит своих родных, близких больше Бога, тот просто не сможет быть по-настоящему счастливым и не сможет искренне идти за Богом.

Когда вы искренне любите Бога, не творите себе кумиров, пытаетесь выполнять заповеди Божии, то Божья любовь пронизывает вашу душу, сердце - и вы автоматически любите родителей, вы автоматически любите свою жену или мужа, своих детей. Вы любите Божественной любовью, а не слепой, не обожествляете их. Вы видите их ошибки и пытаетесь подсказать, чтобы родной человек потом не страдал. Вы не потакаете слепо их неразумным прихотям, умеете сказать: "Нет" когда это нужно. И, конечно, проявляете внимание, терпение, прощаете их, заботитесь о них, хотите жить в согласии. Так, любя родных высокой любовью, вы поступаете по-Божьему. Это значит - Вы достойны Господа, вы идете за Ним. Поэтому идти за Богом - вовсе не значит, что надо оставить все, целыми днями быть в церкви или только молиться, а о своих родных забыть, детей забросить. А люди же порой впадают в крайности. Поэтому следует взвешенно подходить к словам Иисуса Христа, не искажать учение, правильно понимать, что именно Иисус имел в виду.

Мы, Слава Богу, понимаем Писание. Во время литургии, после покаяния, мы просим, чтобы Господь наполнял нас Своей благодатью, наполнял высокими Божьими дарами - любовью и прощением. И Господь дает эту капельку любви в наши сердца, наши души. А через нас Господь затем дает нашим родителям, детям, родным. Для того чтобы получить Божью любовь, которая поможет нам идти за Богом и быть достойными Его, нужно попросить ее у Источники этой любви - у Бога: «Боже, дай мне безграничной любви к Тебе, помоги возлюбить Тебя всем сердцем своим, и всею душой своею и всем разумением своим, и всей силою своею ». Тогда Господь наполняет наше сердце и душу Божественной Любовью, и человек становится счастливым, поскольку в его сердце появляется любовь к самому Творцу Вселенной - и тогда у человека есть силы искренне идти за Богом.

Также Господь говорит о кресте, который хоть и тяжел, но сладок. Какой это крест? Это крест служения, крест помощи Божьему делу на Земле. Мы приходим в церковь, мы молимся, мы просим, чтобы Господь нам помогал в разных делах. И чтобы Божья Церковь развивалась, чтобы истина распространялась по всей Украине. Чтобы все люди становились счастливыми, чтобы они получали духовные знания - это и есть крест - служение. Он, если подумать, очень тяжелый, а с другой стороны, какой же он тяжелый? Он - сладкий. Когда мы молимся и просим, чтобы Господь нам помогал, разве нам тяжело становится от этого? Нет, нам не тяжело, а благодатно, ведь Бог благословляет нас Духом Святым - и нам становится хорошо. После искренней молитвы сходит Дух Святой, утешает сердца наши, души, вдохновляет нас на служение. Когда мы делаем доброе дело, то наш род благословляется, наши дети, внуки в будущем - все благословляются.

Отвечает Денис Подорожный:

Спасибо за важный вопрос. Конечно же не нормально кого-либо убивать – ни только родных, но и вообще посторонних. Приведенные цитаты очень часто порождают смущение, и поэтому я постараюсь ответить на Ваш вопрос развернуто. Мне хотелось бы рассеять все сомнения, касательно этих непростых для понимания стихов Библии.

Кстати, не раз атеисты и различные борцы с христианством упрекали последователей Иисуса Христа в человеконенавистничестве, используя эти места Писания. Действительно, на первый взгляд они сильно отличаются от учения Господа о любви к ближнему.

Процитирую указанные стихи Библии, и попытаюсь сразу же обратить Ваше внимание на их контекст, и попытаемся разобраться с написанным:

1) «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих.7:6).

Этот стих Библии скорее обретает негативный смысл, лишь при неверном толковании последующих мест из Евангелия. Но если смотреть в контексте, то видно, что не читающий повеление Господа делает себя врагом домашним своим, а скорее наоборот. Прочтем отрывок шире, и Вы сразу это увидите:

«Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих.7:2-7).

Михей пророчески описывает состояние глубокого отступничества народа, когда те, кто призван быть лучшими и справедливыми – предельно подлы и корыстолюбивы, а самые близкие человеку – настолько непорядочны, и что Господь повелевает не верить им и стеречь двери своих уст (следить за языком). При таком нечестии пророк не опускает рук, а восклицает: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего».

Правильное понимание слов Михея исключительно важно для последующего толкования слов Христа. Бог не повелевает враждовать, но констатирует факт, что, следуя чистыми путями, человек может столкнуться с противостоянием со стороны близких, и самые родные могут делать себя врагом.

2) «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф.10:34-36).

Согласитесь, жутковатые слова? ... Особенно если не обращать внимание на то, что написано до и после них. Но мы же давайте взглянем шире на написанное:

Эти три стиха следуют за большим пассажем – речью Христа о последних временах и о том, какие гонения придется претерпеть христианам. (Не христиане будут третировать своих родных, но скорее наоборот).

В стихах 21,22 написано: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Затем Иисус утешает учеников тем, что если Его преследуют и унижают, то не удивительно, что и Его последователей будут гнать: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?».

Продолжая мысль, Иисус трижды ободряет учеников словами «Не бойтесь» (26,28,31 стихи), предупреждая о важности устоять в вере во времена гонений: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

И только после этих слов Христос говорит, что принес меч, чтобы разделить родных, и цитирует Михея: «враги человеку – домашние его» (И мы помним, какое значение вкладывал в эти слова Михей).

О каком мече идет речь? Что за меч Господь принес с небес, который разделяет людей, и почему они разделяются? По Его ли совершенной воле?

Писание четко отвечает на этот вопрос, что этим мечом является Слово Божье, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Также в Еф.6:17 оно названо мечом духовным.

И разделение приходит не посредством ненависти, уничижения или раздора! Одни покоряются Слову, а другие – отказываются это делать, ставя себя по другую сторону баррикад. Вражда порождается не по причине ненависти со стороны христиан (одной из двух ключевых заповедей для них является требование любить ближнего), а наоборот – в отношении их. Причиной тому – во-первых, непокорность Господу, Который и становится камнем преткновения и соблазна, а во-вторых, противление Его Слову. Потому-то оно и названо мечом, производящим разделение.

Понимая слова Христа, гораздо легче разобраться с другой цитатой, которая фактически повторяет приведенную выше:

3) «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:51-53).

Интересно также обратить внимание еще на один стих Библии:

4) «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).

Вновь выглядит так, словно Иисус проповедует ненависть! Но странно слышать эти слова, от Того, кто обличал фарисеев, пренебрегавших заботой и попечением о своих родителях, упразднив традициями заповедь «Почитай отца и мать твою...» (см. Мф.15:3-6; Мр.7:9-13).

Разве не Иисус множество раз говорил о любви к ближнему?
Или не Он говорил богатому юноше, желавшему следовать за Ним, почитать отца своего и мать? (Мр.10:19)
А узнав о том, что теща Петра болеет, неужели Он сказал Петру «возликуй и возрадуйся, ибо враг твой болен»? НЕТ! Он не называл ее врагом, а пошел и исцелил ее!
Эти примеры можно продолжать и продолжать – Иисус никогда не проповедовал ненависть к людям. Апостолы постоянно проявляли сострадание и милость к людям, уча: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Тогда как же понять слова Христа о ненависти, сказанные в Лук.14:26?

Все становится на свои места, если сравнить с аналогичной, но сказанной несколько иначе, мыслью:

5) «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Сравнив эти два отрывка, мы ясно видим, что Иисус не говорит буквально о ненависти. Он использует ораторский прием, называемый “гипербола”, т.е. нарочитое преувеличение с целью подчеркнуть значимость какой-либо мысли.

Другими словами, Он сравнивает отношение человека к Богу и отношение к родным и даже самому себе (обычно, самому любимому), и как бы говорит:
Любите ближних, но Бога любите еще сильнее! Намного сильнее! - Всем сердцем, душой, крепостью и разумением! Пусть Ваша любовь к Богу будет настолько сильной, что в сравнении с нею самая сильная любовь к ближним и самому себе будет выглядеть как ненависть.

Итак, на мой взгляд, Иисус учит не о ненависти, а о приоритетах отношениях – к Богу, себе и людям. Что же касается любви, то Христос говорил даже о любви к врагам, не то, что ближним.

В человеконенавистничестве Его не упрекнуть!

Если мы смотрим на Писание целостно и не вырываем никакой стих из контекста, то очень многие сложные места Писания становятся вполне объяснимы. Но даже если что-либо на определенный момент времени не понятно – не теряйте веру и упование! В правильный момент – Бог откроет!

Благословений Вам!

Денис Подорожный

PS. Подписывайтесь на наши письма:
Присоединяйтесь к странице на фейсбук

Из сегодняшнего евангельского чтения Недели всех святых, 1-й по Пятидесятнице:

" Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " (Мф. 10, 37-38).

У Луки в аналогичном месте сказано еще жёстче:
"...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником
" (Лк. 14, 26-27).

Понятно, что "ненавидеть" здесь не буквально испытывать ненависть ("всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца " - 1 Ин. 3, 15), но просто - полюбить меньше или поставить не на первое место. Разумеется, что любой нормальный человек такие слова насчет себя самого не мог произнести, будучи в полном и здравом рассудке! Их мог произнести только "власть имеющий", единственный Сын Бога, в ком "обитала вся полнота божества телесно".

Но кто может со всей прямотой признаться, что Бог и Его Сын возлюбленный всегда в его жизни на первом месте и что Ему одному отдаётся больше всего любви?.. Признание этого умом и теоретически не всегда непременно подтверждается в нашей жизни практически. А последние горестные события ставят следующий вопрос: а кто любит своё земное отечество (незалежную Украину или великую Россию) больше Христа - достойны ли Его? И уж тем более, стоит ли целостность любого государства тех жертв, что уже положены сейчас и еще будут положены? Как и стоят ли разные интересы сопредельных государств этих же жертв?..

Вопросы, разумеется, повисают в воздухе. Никто из тех, кто называет себя христианами (православными, в частности), по-настоящему Христа не достоин, иначе он бы уже был полностью не от мира сего. "Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы " (молитва Херувимской песни на литургии). Иисус пришел спасти не достойных, а недостойных. Не праведников, но грешников. Вопрос в том, хочет ли кто в самом деле стать чуть более достойным Христа! То есть - каковы намерения каждого, какова ценностная ориентация нашей жизни. Воистину, Бог устроил сейчас миллионам людей проверку на их собственное христианство: в частности, что для них значит Христос на самом деле, здесь и теперь, и что - любой человек, несущий в себе образ Божий, но необязательно при этом друг и единомышленник. Пусть это будет очередной самарянин в современном варианте, с которым, допустим, общаться было бы ниже собственного достоинства!

Господь наш Иисус! Если Ты устраиваешь нам, считающих себя Твоими последователями, очередную "проверку на вшивость", да будет так. Ты ли на первом месте всегда, Твоя ли воля, в самом деле, или разные прочие земные интересы?

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

От Матфея 10:37-42

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:

Мф.10:38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!

Мф.10:39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
   
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.

Мф.10:40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
Мф.10:41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка;
И кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.

Мф.10:42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч;

35 Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

41 Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

В этих стихах великий Глава Церкви дает первое поручение тем, кого Он собирается отправить проповедовать Евангелие. В этом отрывке Христос объясняет три важные истины.

Во-первых, Он призывает нас помнить, что Его Евангелие не приносит с собой мира и согласия: «…Не мир пришел Я принести, но меч». В Свое первое пришествие Иисус Христос не ставил перед Собой цели установить тысячелетнее царство, в котором не будет разногласий. Он принес Евангелие, которое привело к раздорам и разделениям. Не удивляйтесь, когда видите, что так оно и происходит. Сам Христос говорит о том, что Евангелие разделяет семьи и приводит к отчужденности между ближайшими родственниками. Так происходит очень часто из-за испорченности человеческого сердца. До тех пор, пока один будет верить, а другой оставаться в неверии, пока один будет стараться избавиться от своих грехов, а другой не будет обращать на них никакого внимания, до тех пор проповедь Евангелия будет разделять людей. И в этом повинно не Евангелие, а человеческое сердце.

Но об этом очень часто забывают. Многие говорят о мире, единстве и гармонии в Церкви Христовой как о самом главном. Говорят, будто ради этого мы должны жертвовать всем! Думающим так людям надо вспомнить слова нашего Господа. Конечно, единство и мир — это великие благословения, мы должны стремиться к ним, молиться о них. Но если дело касается истины, то ситуация меняется. Воображать, что Церкви Христовы до тысячелетнего царства будут безмерно наслаждаться единством и миром, — утопия.

Во-вторых, наш Господь говорит нам, что истинные христиане должны смириться с тем, что в мире их ожидают трудности. Говорим мы или слушаем, учим или учимся, мы должны нести «крест». Мы должны быть готовы ради Христа пожертвовать даже жизнью, смириться с потерей расположения людей и с нуждой, должны отвергнуть себя, так как в противном случае мы никогда не достигнем небес. До тех пор пока мир, дьявол и наша плоть останутся прежними, все это мы должны будем делать.

Полезно помнить об этом и учить этому других. Чрезмерные надежды наносят вере больше всего вреда. Люди ошибочно думают, что служение Христу сделает их жизнь более комфортной, а когда этого не происходит, они полностью разочаровываются в вере. Блажен тот, кто понимает, что, хотя христианство и обещает венец в конце пути, сам путь к венцу надо пройти с крестом на плечах.

И наконец, наш Господь утешает нас тем, что даже немного послужив тем, кто служит Ему, мы получим награду от Бога. Тот, кто сделает для верующего хотя бы малость, например, «напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика… не потеряет награды своей».

Прекрасное обещание! Оно означает, что Господь всегда смотрит на тех, кто служит Ему и пытается приносить пользу людям. Часто делателям их труд кажется незаметным. Усилия проповедников, миссионеров и учителей могут казаться очень незначительными по сравнению с действиями царей и парламентов, армий или государственных чиновников, но для Бога они имеют большое значение. Он видит, кто противостоит Его рабам, а кто помогает им. Он наблюдает, кто к ним относится по-доброму, как Лидия к Павлу, а кто чинит им препятствия на пути, как Диотреф Иоанну (Дяен. 16:15; 3 Ин. 9). Все их переживания в трудах на жатве записаны в великую книгу памяти, Бог вспомнит о них в последний день. Главный виночерпий забыл про Иосифа, когда вернулся к своим обязанностям, но Господь Иисус никогда не забывает о Своих. В утро воскресения Он скажет многим, которые ничего не ждут: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мтф. 25:35).

Спросите себя сейчас, как вы относитесь к служению Христа и к делу Христа в этом мире. Споспешествуете ли вы ему или мешаете? Принимаете ли пророка и праведника? Помогаете ли «одному из малых сих»? Препятствуете ли вы Его труженикам или ободряете их? Это очень серьезные вопросы. Мудро и хорошо поступает тот, кто всегда дает «чашу холодной воды», когда представляется возможность. Но еще лучше делает тот, кто работает в винограднике Господа. Будем же стремиться оставить после себя мир лучший, чем он был тогда, когда мы родились! Стремиться к этому — это значит «иметь разум Христов», это значит осознать ценность уроков, которые содержит эта замечательная глава.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: