Конспект театрализованной игры во второй младшей группе «Где дружба крепка, там хорошо идут дела. Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе «Навстречу сказке Занятие по театру во 2 младшей группе

Дата публикации: 13.05.18

Цель: Прививать любовь к устному народному творчеству.

Задачи:
Образовательные . Знакомить детей с бытом русского народа. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные действия персонажей,используя средства выразительности: мимику, жесты движения, интонацию речи.
Развивающие . Развивать слуховое внимание, речевую активность, фантазию, умение согласовывать действия с другими детьми, героями сказки.
Воспитательные . Воспитывать уважение к русским традициям, доброжелательность к персонажам сказки, интерес к театрализованной игре.

Материалы и оборудование: фонограмма, элементы декораций, стол с посудой на 2 персоны (чашки, ложки, чайник), самовар, костюм сказочницы, корзинка, шапочка для курочки, мышки, цыплят, шляпа и рубаха для деда, сарафан икосынка для бабы, игрушка – курочка, пёрышки, яйца, мыльные пузыри…

Формы реализации детских видов деятельности : проговаривание отдельных слов и фраз, выполнение имитационных движений, танцевальных движений.

Предварительная работа: создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, обсуждение содержания сказок, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, театрализованные игры, загадывание загадок.
Действующие лица : ведущий, дед, бабка, курочка, мышка.

Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

1.Организационный момент

Воспитатель встречает детей в костюме сказочницы с корзинкой.

Воспитатель : Здравствуйте, дети!

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель: Я – сказочница. Люблю рассказывать сказки.

Воспитатель заводит детей и обращает внимание на гостей

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам гости пришли, давайте с ними поздороваемся, (дети здороваются).

Вы хотели бы сегодня

В сказку заглянуть?

Тогда смелее в путь!

Звучит музыка. (В гостях у сказки)

По мостику мы пойдём…

Прямо в сказку попадём.

По дорожке дети шли,

Корзинку по пути нашли…

Дети под музыку по массажным дорожкам проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребятахотите посмотреть, что лежит в корзиночке? (Ответы детей)

Раздает перышки

Смотрите, здесь лежат перышки. Что это? Ребята. (Перышки). Посмотрите, какие перышки (Легкие, пушистые). Если на перышко подует ветерок, оно сможет полететь. Давайте подуем на перышко и посмотрим, как оно полетит.

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко».

(Дети несколько раз дуют на перышко.) Воспитатель: А кто потерял это перышко, мы сейчас с вами узнаем. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, про кого я говорю.

Загадка .

По двору гуляет,

Цыпляток созывает:

Ко-ко-ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Дети кто это?

(Дети отвечают: - Курочка)

(Звучит музыка для курочки, воспитатель обращает внимание на курочку – мягкую игрушку).

Посмотрите, ребята, кто это? (Курочка).

курочка – красавица в гости к нам пришла.

Курица: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Давайте тоже скажем курочке «Здравствуй курочка»

Полюбуйтесь, какая красивая курочка – красный хохолок, чёрные глазки, желтый клюв, серые перышки…(Любование).

Ребята, а курочка не просто так к вам в гости пришла, она принесла вам сказку.

Воспитатель:

Хотите послушать сказку?

А какую сказку вы знаете про курочку?

Дети: курочка Ряба

Давайте вспомним, что же случилось в этой сказке, и расскажем.

Я начну, а вы мне помогайте.

Садитесь на стульчики удобнее, приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку.

Где жила курочка Ряба? (у деда с бабой)
- Что снесла курочка? (Яичко)
- Как курочка разговаривала? (Ко - ко - ко) (Индивидуальные и хоровые ответы детей)
- Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказку «Курочка Ряба», а теперь давайте с вами поиграем в сказку.
Перед ширмой стоит стол, накрытый на две персоны, за столом дед и баба, в стороне курочка Ряба, «в гнездышке»)
Воспитатель: Жили - были дед и баба (дети по очереди встают и кланяются) и была у них курочка Ряба. Дед и баба дружно жили, кашу ели, чай пили (дед, и баба за столом пьют чай). Вот как - то сидели дед и баба за столом, а курочка в гнездышке как закричит: Ко - ко - ко. (Курочка кричит)
Дед: Баба, что - то наша курочка кричит?
Баба: Дед иди посмотри.
(Дед пошел к курочке, наклонился, взял яичко)

Воспитатель: Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил- бил - не разбил
Баба била - била - не разбила
(бьют яйцо по очереди, баба кладет его на край стола)
(Выбегает мышка)
Воспитатель : Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Мышка бежит, задевает яйцо, оно падает)
Дед плачет, Баба плачет (плачут, вытирают слезы) А курочка им кудахчет: (говорит ребенок - курочка)

Курочка: Не плачь дед, ко - ко - ко,
Не плачь баба, ко -ко -ко.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое.
Воспитатель: Вот как - то сидели дед и баба за столом, а курочка в гнезде как закричит «Ко - ко - ко!»
Дед: Бабка, что - то наша курочка кричит?
Баба: Дед, иди посмотри
(дед пошел к курочке, наклонился, взял яйцо, положил его на стол)
Дед: Надо нашу курочку кормить (берет зерно)
Баба: Надо нашу курочку поить (берет воду) (Дед и баба ставят зернышки и воду курочке)

Игра «Собери яички» Воспитатель: Ребята, курочка покушала и снесла целую корзинку яиц. Посмотрите, сколько здесь яиц? Возьмите себе в руку, по яйцу. Потрогайте яйца, какие они? (Гладкие). А на что похожи яйца курочки? На шарики! Мы с ними сейчас поиграем, их в ладошках покатаем. Только катать нужно осторожно, яичко хрупкое. Его можно раздавить, если сильно нажать. Какое яичко? (Ответы детей 2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика «Яичко на ладони»

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпуская:

Очень хрупкое оно –

Так у кур заведено.

Воспитатель : Молодцы, складывайте яички обратно в корзинку.

Воспитатель : А весной, когда зазеленела травка, привела курочка деду с бабой цыплят.

Физминутка

Воспитатель: Дети, курочка зовет нас погулять. Хотите погулять?

(воспитатель надевает детям ободки)

(Курочка с цыплятами выходят к деду с бабой, музыкальное сопровождение)
Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далекою.

Лапками гребите –

Зёрнышки ищите!

Съешьте толстого жучка,

Дождевого червячка,

Выпейте водицы,

Полное корытце.

Дед и баба встают и зовут цыплят: Цып - цып - цып!

Дети - цыплята вместе с курочкой бегут к деду с бабой.
3. Итог занятия

Воспитатель : Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Ребята, вам понравилась сказка? Как же она называлась?

Дети: «Курочка ряба"

Мы вам сказку показали

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

А курочка приготовила вам сюрприз (показывает корзину с сюрпризом – мыльные пузыри).

Цель занятия:

Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Активизировать в речи детей слова: мишка – медведь, волчище, лисичка-сестричка. Учить малышей участвовать в инсценировании сказки. Учить отвечать на вопросы.

Материал и оборудование:

Настольный театр (деревья, домик, заяц, волк, лиса, медведь, колобок, дед с бабкой, лавочка), картон зелёного цвета, пластилин, дощечки для лепки.

Методы и приёмы:

Рассказ сказки «Колобок».

Просмотр иллюстраций.

Беседы с малышами.

Ход занятия:

Воспитатель в костюме сказочницы входит в группу и приглашает детей пройти, сесть на стульчики:

«Все садимся рядком

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки

Начинаем нашу сказку».

Дети садятся на стульчики. На столах расставлены настольные декорации (домик деда с бабкой, деревья, цветочки и т.д.).

Воспитатель начинает рассказывать сказку «Колобок», параллельно с рассказом меняет декорации и героев (заяц, волк, медведь).

Какой Зайчик – попрыгайчик? (серый, с длинными ушками);

Серый Волк, зубами щёлк (Волк – волчище, злой, сердитый);

Мишка – медведь (косолапый, ушки маленькие, мишка толстый, неуклюжий);

Лиса – рыжая лисичка-сестричка, хитрая прехитрая.

Воспитатель использует кукольный театр

Жили-были дед и баба. Дед и просит бабку: «Сходи-ка, по коробу поскреби, по сусекам помети, может, наберёшь муки на колобок.

Ладно - говорит бабка.

Пошла она в амбар, по коробу поскребла, по сусекам помела – набрала муки. Замесила тесто на сметане, да испекла Колобок. Колобочек получился на славу – кругленький, румяный, с хрустящей корочкой.

Воспитатель показывает детям Колобок. Спрашивает: «Какой Колобок?»

Ответы малышей: румяный, красивый, кругленький.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Продолжаем сказку: так вот, ребятки. Бабка положила Колобок на окошко, чтобы он остудился, а он, проказник, немного полежал на окошке, стало ему скучно. Он спрыгнул и покатился по дорожке. Катится, веселится, песенку поёт:

Я Колобок, Колобок! Я на сметане мешён, в масле пряжён. На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, от бабушки ушёл.

Вдруг навстречу из-за ёлочки Зайчик.

Колобок, Колобок, а я тебя съем. Колобок отвечает:

Не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою!

Воспитатель:

Ребятишки, посмотрите, какой Зайка?

Ответы детей: Серенький, длинные ушки, хвостик маленький.

Воспитатель:

Молодцы, ребятишки. Спел Колобок песенку Зайке и покатился дальше по дорожке. Катится, катится, а навстречу ему Волк.

Увидел Колобка, обрадовался.

Колобок, Колобок, а я тебя съем!

Колобок отвечает:

Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою: я Колобок, Колобок! Я в масле пряжён, на сметане мешён, на окошке стужён. Я от дедушки ушёл, от бабушки ушёл, от Зайки ушёл, а от тебя, Волк, и подавно уйду. И покатился дальше.

Воспитатель:

Ребятки, а кто скажет Волк – какой?

Дети отвечают: Серый, злой, большой.

Воспитатель:

Правильно, а что же наш Колобок? А он опять покатился по дорожке. Катится, катится, а навстречу ему медведь.

Колобок, Колобок, а я тебя съем.

Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою! И снова запел свою веселую песенку.

Я от дедушки ушёл, от бабушки ушёл, от Зайки ушёл, я от Волка ушёл, а от тебя, Мишенька, и подавно уйду! И опять покатился дальше по тропинке.

Воспитатель:

Ребятки, а что же наш медведь? Какой он?

Ответы детей: косолапый, огромный, неуклюжий. У него маленькие ушки.

Воспитатель:

Очень хорошо, ребятки, молодцы!

Катится наш Колобок по тропинке, а навстречу ему идёт Лисонька. Увидала Колобка и говорит:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лисонька. Я тебе песенку спою! И запел свою веселую песенку.

Я от дедушки ушёл, от бабушки ушёл, от Зайки ушёл, я от Волка ушёл, я от Мишки ушёл и от тебя, Лиса, уйду!

Лисичка говорит: «Стала стара, слышу плохо я. Сядь мне на носок, да спой свою песенку ещё раз».

Лисичка хитрая, обманула, Колобок прыгнул ей на язычок, а лиса ам, и скушала глупенького, доверчивого Колобка.

Лисонька довольная идёт, гордится и любуется собой, что не заметила большую глубокую яму, в которую и угодила. Упала, а пока летела вниз, от неожиданности открыла ротик – Колобок прыг, да и выскочил из животика Лисы и быстро закатился за ёлочку.

Воспитатель:

Ребятки, вы, наверное, устали! Давайте-ка, с вами немного поиграем, а потом узнаем, что же стало с нашим Колобком.

Воспитатель играет с детьми на ковре:

Зайка серенький скакал,

Лапкой топал и плясал,

Вот так, вот так,

Лапкой топал и плясал.

Мишка толстый спал, гулял,

Мёд из бочки доставал,

Вот так, вот так,

Мёд из бочки доставал!

Серый, злой, сердитый волк

Так рычит – зубами щёлк!

Вот так, вот так,

Лапой ток – зубами щёлк.

А хитрющая Лисица

Возле Колобка кружится,

Вот так, Вот так,

Возле Колобка кружится!

Дети мимикой и движениями показывают, какие зверушки (прыгают, рычат и т.д.).

Воспитатель:

Ребятишки, а что же наш Колобок? Как он там себя чувствует под ёлкой?

Дети отвечают:

Грустит. Хочет домой!

Воспитатель:

Давайте поможем ему возвратиться домой к дедушке и бабушке.

Да, давайте.

Воспитатель приглашает детей к столам, на которых разложены «дорожки» (листки зелёного картона, маленькие шарики разноцветного пластилина, дощечка для лепки).

Дети усаживаются на стульчики.

Воспитатель:

Ребятки, сначала мы с вами поиграем с ручками и пальчиками, а потом «проложим» тропинку для Колобка, а то Лисичка опять его обхитрит.

Пальчиковая гимнастика:

«Кулачок – Колобок!

Мы сожмём его разок!

Маленький комочек ещё

До чего же он хорош!»

После, дети из кусочков пластилина «укладывают» камешки. Методом расплющивания делают дорожку для Колобка.

Воспитатель помогает малышам, повторяя с ними основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий).

Довольный Колобок благодарит детей:

Спасибо вам, ребятишки, за такую красивую дорожку. Теперь я больше не попадусь Лисе навстречу. Буду послушным и из дома не укачусь.

Ребятишки, вас благодарю

И всем «спасибо» говорю.

Теперь я отправляюсь в путь,

А к вам вернусь когда-нибудь.

Воспитатель:

Ребятки, вам понравилась сказка? А кто из героев понравился особенно? Почему?

Дети по желанию отвечают на вопросы.

Оценка ответов детей (положительная).

Дедушка и бабушка (куклы на столе) очень рады, что Колобок вернулся к ним и для ребят и гостей приготовили угощенье.

Воспитатель-сказочница угощает детей и гостей сладостями.

Вот что у нас получилось…

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЛУКОМОРЬЕ»

муниципального образования город Ноябрьск

Конспект театрализованной игры в НОД (как игровой прием)

для 2 – й младшей группы «Сказочное путешествие».

Подготовила:

воспитатель МАДОУ «Лукоморье»

Дразкова О.В.

2015 – 2016 уч. год

Конспект театрализованной игры в НОД во 2-й младшей группе

"Сказочное путешествие"

Программное содержание: Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог. Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству. Развивать координацию движений, пластическую выразительность, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование: Чудесный мешочек, маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограмма, герои сказки «Теремок» (маленькие игрушки), крупный строительный материал для теремка.

Предшествующая работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, чтение обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Ход занятия

Воспитатель заранее строит теремок из крупного строительного материала.

Дети стоят полукругом перед воспитателем.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.

По дорожке дети шли,
Мешочек по пути нашли,
А мешок - то не простой,
Он волшебный - вот такой!

– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их.

Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает маленькую игрушки с изображением животного. И выставляет его на столе.

ЗАГАДКИ:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц )

По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк )

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала.
(лиса)


Задачи:

Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.

Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмоции проявляются. Развивать воображение.

Речевое развитие . Научить понимать лексическое значение слова «радуга», говорить стихотворные тексты с передачей эмоционального настроения, выразительности движений и тому подобное.

Художественно-эстетическое развитие. Передавать с помощью жестов характер изображаемого героя (медведь, лиса).

Креативное развитие. В театрализованной деятельности уметь разыгрывать сюжет в соответствии с содержанием сказки, передавать характер героя, в зависимости от ситуации и собственного видения. В рисунке передавать эмоциональный настрой с помощью выражения лица.

Социально-нравственное развитие. Дать понятие о том, что внешние черты и слова не всегда соответствуют намерениям определенного лица и быть осторожным в обращении с незнакомыми людьми.

Физическое развитие. Побуждать детей к активному выражению мыслей в различных упражнениях и этюдах. Развивать мелкую моторику руки во время рисования пальчиками.

Материал: ширма, в соответствии с ростом детей; куклы на ложках; игрушка-Медведь; контурные изображения лиц животных (Волк, Лисичка, Белочка, Зайчик, Петушок), гуашевые краски, мокрые салфетки.

Ход занятия во 2 младшей группе детского сада

Воспитатель. - Дети, посмотрите в окно, что это к нам заглядывает? (Солнышко)

Дети, а солнышко какое? (теплое, ласковое, нежное, желтое, ослепительно, яркое, блестящее, приятное, жарко...)

Мы рады солнышку?

А когда еще мы радуемся, кому или чему мы рады?

(подаркам, цветам, хорошим друзьям, теплому ветру, маме, папе и т.д. разным приятным неожиданностям, чудесам)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о различных чудесах, которое так и называется «Радость» (по К. Чуковскому)

(при чтении стихотворения воспитатель выставляет на фланелеграф иллюстрации)

Рады, рады, рады

Белые березы.

И на них от радости

Вырастают косы.

Рады, рады, рады

Темные осинки.

И на них от радости

Вырастают апельсинки.

Это не дождь идет из облака

И не град,

Так посыпался из облака

Виноград.

Так пошли со мной быстро

На зеленые луга,

Там радуга через реку

Соединила берега.

Мы вскарабкаемся на радугу

И поиграем в облаках.

По радуге вниз поедем

Мы на лыжах и санях!

Почему радуются малыши? (им весело, потому что вокруг происходят чудеса, и они катаются по радуге)

А как вы думаете, слово «радуга», веселое, или печальное?

Дети, радуга в небе цветная, красивая, когда мы ее видим, мы радуемся, нам весело. Видимо поэтому она и называется РАДУГА, потому что всем от нее весело, радостно.

Ой, а кто это здесь сидит и рычит? (медведь)

Упражнение на развитие эмоций

Разозлился так Медведь, (сердитый взгляд)

Начал громко реветь: (нахмуренные брови)

Поломалась у меня кровать, (выступает нижняя губа)

И книга порвалась у меня, (качает головой)

Что же мне делать? (трясет ее руками)

Не реви, не злись, медведь, («гладим» медведя)

Склеим твою книгу, (мышцы лица расслаблены)

Отремонтируем твою кровать. (добрый взгляд, ласковая улыбка)

Ты же на постели не прыгай,

Спокойно книгу листай.

А теперь угадай, Медвежонок, кто это к нам идет?

Психологический этюд на выразительность движений

Шла Лисичка по тропинке,

И несла грибы в корзинке:

5 опят, 5 лисичек,

Для лисичек, для сестричек. Хух!

(медленная походка, туловище наклонено вправо - в сторону «тяжелой» корзины, правая рука «сжимает» корзину. На последние слова «ставят» корзину на пол, вытирают лоб обратной стороной ладони).

Дети, в каких сказках встречается Лисичка? («Колобок», «Теремок», «Коза-Дереза», «Соломенный бычок», «Котик и Петушок» и т.д.)

Воспитатель. - Дети, а вы любите играть в театр?

Давайте посмотрим сказочку с участием Лисички.

Театрализованное представление с детьми (кукловоды - дети)

Ведущий (воспитатель): Зрители собираются, сказка начинается. Слушайте и смотрите сказку «О Петушке, Курочке и о Хитрой Лисе»

Ведущий: Жили-были себе Петушок и Курочка. Надоело им то дома сидеть, и пошли путешествовать они по миру.

Вот идут они зеленой рощей, вокруг ветерок кусты качает, а на кустах зеленеет свежие листочки, а между ними ягодки

Вот Курочка и говорит:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик,

Где листья гуще, где ягодок побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Зайчик из своего дома:

Ребенок-Зайчик: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: -Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где орешков побольше!

Ведущий: Только Петушок хотел сломать, а из-под кустика Белочка из своего дома:

Ребенок-Белочка: - Кто здесь ходит по моей роще, кто мои кустики ломает?

Ведущий: Испугался Петушок:

Ребенок-Курочка: - Петушок, сломай мне прутик, где листья гуще, где яблочек побольше!

Ведущий: Осмелился Петушок, начал ломать, а здесь Лисичка со своего дома:

Ребенок-Лисичка: - Заходите, дорогие, ко мне в гости. Вот отдохните в моей избушке - у меня для вас подарки!

Ведущий: Петушок и Курочка очень обрадовались:

Курочка и Петушок (вместе): - Ой какие здесь звери хорошие и милые!

Ведущий: А хитрая лисичка рассуждает себе: «Это же будет мне хороший обед!»

И побежала скорее к Волк e -сосед e , чтобы пригласить его к обеду.

А Петушок и Курочка хорошо поели и отдохнули и так повеселел b , что Петушок даже начал петь.

Здесь именно Зайчик бежал мимо дома. А Зайчик на самом деле был очень хороший, и говорит:

Ребенок-Зайчик: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: А Петушок и Курочка ему не верят.

Курочка и Петушок (вместе): - Здесь же такие хорошие звери!

Ведущий: Тогда Белочка в окошко увидела их:

Ребенок-Белочка: - Бегите быстрее из этого дома, Лисичка хочет вас всех съесть!

Ведущий: Здесь выглянул Петушок во двор, а во дворе - куриные перья.

Ребенок-Петушок: - Ой, ой, надо действительно нам быстро бежать!

Ведущий: А уже Лиса идет в дом, и Волк за ней, страшный и хищный, идет и радуется, что будет обед у них.

Только стали они на порог, а Курочка с петушком в окошко прыг. И скорее домой! Но едва успели!

А Волк с Лисой бежали-бежали - и не нашли под кустами и следа. И остались без обеда!

Обсуждение.

Воспитатель. - Понравилась вам сказка?

Кого первого встретили Петушок и Курочка? (Зайчика)

А кого последнего? (Лису)

Назовите всех героев, участвовавших в спектакле.

Как вы думаете, кто из них был хороший?

А кто был хитрый и хищный/злой?

А какие были Петушок и Курочка? (пугливые)

Покажите, как боялись Петушок и Курочка?

Изобразительная деятельность детей

Воспитатель. - Давайте мы с вами нарисуем различные лица: добрые, злые и испуганные, кто какое хочет. (дети становятся у столов)

Пальчиковая гимнастика.

Сделаем зарядку для пальчиков: (имитация движений согласно текста)

Петушок с Курочкой шли,

Пригоршню зернышек несли,

В клюв зернышек набрали,

Затем немного поклевали.

Остальные на мельницу отнесли,

Затем пирожки испекли.

Всех детей угощали,

Крошки птицы поклевали.

Рисование пальчиком : (детям даются контуры мордочек животных, а они должны изобразить их характеры - веселый, злой, испуганный)

Итог. Рефлексия.

Как называлось представление, которое мы посмотрели?

Можно ли заходить к незнакомым людям в дом?

Благодарю вас, дети, вы сегодня хорошо потрудились.


Сентябрь

Занятие 1

Цель. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с театральными куклами студии. Воспитывать умение следить за развитием дейст-вия в кукольном спектакле.

Материал. Куклы театральной студии.

Ход занятия

Дети вместе с педагогом рассматривают кукол театральной студии. Он предла-гает детям потрогать кукол, подержать в руках. Спрашивает: кто это? (Заяц, лиса, медведь, волк) Дети включаются в беседу, выполняют по просьбе педагога разные действия (погладить мишку, зайчика, лисичку, показать другим детям игрушку, пе-редать ее товарищу).

Педагог показывает детям спектакль настольного театра «Маша и медведь», по-сле просмотра задает вопросы: «Как называется сказка? С кем жила в деревне Ма-шенька? Куда отправилась с подружками? Кого встретила в лесу? Как Машенька убежала от медведя?»
Занятие 2

Цель. Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произно-шения слов.

Материал. Мишка (мягкая игрушка).

Ход занятия

Педагог показывает иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» (М.: Ма-лыш, 1983) и читает русские народные потешки.
Расти, коса, до пояса, Два корыта киселя,

Не вырони ни волоса. Пятьдесят пирогов.

Расти, косынька, до пят -

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся - Баю-бай, баю-бай...

Маму, дочка, слушайся. Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули, Мою Машу не буди!

Наварила, напекла Ты, собаченька, не лай,

Девяносто два блина, Мою Машу не пугай!
После прочтения каждой потешки педагог вовлекает детей в беседу. Побуждает их отвечать на вопросы. Вносит мягкую игрушку - мишку - и предлагает детям по-слушать «Колыбельную» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой). Поет песню без музыкального сопровождения, баюкая мишку.
Баю-бай, баю-бай! Ты поспи, поспи часок.

Спи, мой мишка, засыпай. Баю-бай, баю-бай!

Ты скорей закрой глазок, Спи, мой мишка, засыпай!
^ Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, игрушка плавно покачивается в ритме песни.

Педагог предлагает детям покачать мишку и спеть ему песенку. Малыши баюка-ют мишку, подпевая отдельные слова.

Когда все дети покачали мишку, педагог предлагает его разбудить. Дети и педагог ласково говорят: «Мишенька, проснись!» Мишка просыпается и говорит, что он хочет поплясать. Малышам предлагают взять понравившуюся игрушку и поплясать с ней. Звучит веселая мелодия, дети с игрушками пляшут - кто как хочет. Педагог танцует вместе с ними, показывая простейшие танцевальные движения.
Занятие 3

Цель. Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам, желание играть с ними, умение сосредоточить свое внимание на игрушке. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение ми-микой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять желание де-тей участвовать в танцевальных импровизациях.

Материал. Игрушки: лошадка, кукла, мишки. Костюм сороки. Конь (игрушка-ка-чалка). Шапочки медвежат.

^ Ход занятия

Педагог вносит игрушки: лошадку, куклу и мишек. Дает детям время, чтобы они смогли рассмотреть, потрогать руками кукол. После предлагает детям послушать цикл стихов А. Барто «Игрушки» («Кукла», «Мишка», «Лошадка»). Дети успокаивают куклу, жалеют мишку (обнимают его, прижимая к груди), катаются на лошадке.

Педагог вносит костюм сороки и наряжает в него ребенка.

Педагог.

Сорока-сорока,

Где была?

Ребенок (вместе с педагогом).

Далеко. Ребенок машет рукой.

Кашку варила, Помешивает воображаемой ложкой

в воображаемой кастрюле.

Детушек кормила... ^ Раздает детям воображаемые миски.

Педагог.

На порог скакала, Прыгает на двух ногах в

Гостей созывала. ритме прибаутки, машет

Гости услыхали, «крыльями».

Быть обещали.

Педагог ввозит коня (игрушку-качалку). Предлагает одному мальчику сесть на него и покачаться.

Педагог.

Как у нашего-то Вани С позолоченной дугой,

(называет имя ребенка) Еще новая уздечка,

Полтораста рублей сани, Колокольчик и колечко.

Семисотный конь -

^ Выразительные движения: ребенок сидит на игрушечном коне, тело отклонено назад, подбородок приподнят, на лице улыбка.

Педагог предлагает детям надеть шапочки медвежат и придумать танец на музы-ку «Марш медвежонка» М. Протасова. (Железное С, Железного Е. Веселые уроки: Подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет. М.: Изд-во детских образовательных программ. Весть-ТДА, 1999).
Занятие 4

Цель. Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Под-держивать их стремление рассматривать яркие иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворений, отвечать на вопросы педагога. Знакомить детей с приемами управления настольными куклами. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке. Учить выразительным жестам. Побуждать к участию в танцевальных импровизациях.

Материал. Книга С. Файнштейн «У нас порядок». Гуси (куклы).

^ Ход занятия

Педагог показывает детям иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» и читает русские народные потешки.
Водичка, водичка, Пройди, Маша, горенкой,

Умой мое личико, Топни, Маша, ноженькой.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели, ***

Чтоб смеялся роток, Уж я Танюшке пирог испеку,

Чтоб кусался зубок. Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная,

Маша, Маша маленька, А помазочка медовая,

Машенька удаленька. Моя внученька бедовая!
Педагог вносит кукол гусей. Предлагает детям внимательно их рассмотреть, по-казывает, как надо держать игрушку.

Педагог. Гуси, гуси! Дети придерживают игрушку

одной рукой.

Дети. Га-га-га! Покачивают игрушкой вперед

и возвращают ее в исходное

положение в ритме потешки.

Педагог. Пить хотите? Исходное положение.

Дети. Да, да, да! Покачивают игрушкой.

Педагог. Гуси, гуси, Исходное положение.

Вот вода.

Дети. Га-га-га! Покачивают игрушкой.

Га-га-га!

Педагог предлагает сцепить пальцы в замок. Проверяет, правильно ли дети сде-лали это. Хвалит их.

Педагог читает потешку «На двери висит замок», дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На двери висит замок. ^ Дети сцепляют руки в замок.

Кто его открыть бы мог? Стараются разъединить

сцепленные руки.

Повернули, покрутили, Выполняют вращательные

движения руками.

Постучали и открыли. Стучат сцепленными руками

по коленям и разъединяют руки.

Дети свободно танцуют под музыку «Мишка пляшет» М. Протасова.
Октябрь

Занятие 5

Цель. Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным кук-лам. Знакомить с приемами вождения настольных кукол. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать детей участвовать танцевальных импровизациях с настольными куклами.

Материал. Зайчики (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка».

^ Ход занятия

Педагог вносит зайчиков и предлагает детям взять их в руки, хорошо рассмотреть, погладить. Затем берет одного зайчика, читает потешку, зайчик «прыгает» по столу. Дети внимательно смотрят за действиями педагога, затем сами начинают, подражая ему, манипулировать зайчиками.

Педагог читает потешку «Заиньки». Дети водят зайчиков по столу, потом игруш-ки выполняют легкие прыжки в ритме потешки.

Люли, люли, баиньки, Люлю, люлю, люлю-бай,

В огороде заиньки. Поскорее засыпай.

Зайки травку едят, Уж я по воду пойду,

Ване спать велят. Заек чаем напою.

Педагог предлагает детям посмотреть спектакль настольного театра «Репка», ко-торый разыгрывает сам.

Педагог спрашивает у детей: «Понравилась ли вам сказка? Как она называется? Кто посадил репку? Кто помогал деду ее вытаскивать?»

Выслушав ответы детей, педагог предлагает им поплясать с куклами под русскую народную мелодию.
Занятие 6

Цель. Продолжать знакомить детей с приемами кукловождения в настольном театре. Привлекать к сочинению коротких сказок, историй. Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение.

Материал, Козлик, зайчик, гуси (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка».

^ Ход занятия

Педагог вносит игрушечного козлика, дает возможность детям подержать его в руках, внимательно рассмотреть, погладить. Затем читает потешку «Козлик» и во-дит игрушку по столу.

Вышел козлик погулять, ^ Ведет игрушку по столу, плавно

Свои ножки поразмять. покачивая из стороны в сторону.

Козлик ножками стучит, Останавливает игрушку,

По-козлиному кричит: постукивает ею по столу.

«Бе-е-е, бе-е-е!» ^ Покачивает игрушку,

возвращает ее в исходное положение.

Педагог предлагает детям поводить козлика по столу, еще раз читает потешку, дети с помощью педагога манипулируют козликом.

Педагог спрашивает детей, какие игрушки приходили к ним в гости на прошлых занятиях. Дети называют: гуси, зайка.

Педагог. Сегодня к нам пришли зайка, гуси и козлик. Давайте придумаем сказку об этих игрушках. Назовем ее «Встреча в лесу».

Жил-был козлик - звонкие копытца, и была у него мама. Она не разрешала ему ходить в лес одному так как боялась, что он может потеряться. Но козлик не послу-шал маму и отправился в лес один. Шел он, шел по лесной тропинке и заблудился. (Ребенок ведет козлика по столу.) Вдруг слышит: кто-то шуршит в осенней листве. Козлик подошел поближе и спросил...

^ Козлик (ребенок). Кто там?

Педагог. Никто козлику не ответил, козлик подошел поближе и еще раз спросил...

Козлик. Кто там?

Педагог. Из осенней листвы выпрыгнул зайчик и спросил...

Зайчик (ребенок). А ты кто?

Козлик. Я - козлик! А ты кто?

Зайчик. А я - зайчик! Давай с тобой играть.

Козлик. Давай!

Педагог. И стали они играть в прятки. (Дети с куклами играют в прятки. Одна кукла прячется, другая ее ищет.) Долго играли козлик с зайчиком и забыли о том, что мамы ждут их дома. Мимо летели гуси и сказали зверюшкам...

^ Гуси (дети с куклами). Идите домой, вас ждут ваши мамы.

Педагог. Козлик и зайка попрощались и побежали домой.

Козлик. До свидания, зайка!

^ Зайка. До свидания, козлик!

Педагог. Молодцы, ребятки! Хорошую сказку сочинили. А теперь попробуйте представить больного мальчика. (Читает русскую народную прибаутку «У пчелки хвори».)

У пчелки хвори, А Петенькины хвори -

У ласточки хвори, Уходите за море!

^ Выразительные движения: 1) ребенок изображает больного: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу; 2) ребенок изображает здорового: голова чуть приподнята, тело отклонено назад, на лице улыбка.

Педагог раздает детям шапочки и предлагает им разыграть сказку «Репка». Малы-ши инсценируют ее.

Звучит веселая русская народная мелодия, дети пляшут, импровизируя дви-жения.
Занятие 7

Цель. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театраль-ной кукле. Продолжать обучение детей приемам управления настольными кукла-ми. Учить выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Развивать инте-рес к кукольным спектаклям, желание принимать в них участие. Вызывать эмоци-ональный отклик на музыку и желание двигаться под нее.

Материал. Киска (мягкая игрушка). Шапочки мышек и кота. Декорации и куклы к спектаклю «Маша и медведь».

^ Ход занятия .

Педагог вносит киску, дает возможность детям рассмотреть ее, потрогать, погладить. Затем читает русскую народную потешку «Киска» и показывает приемы кукловождения. Еще раз читает потешку.

Ребенок действует игрушкой в соответствии с текстом.

Проводится этюдный тренаж. .

^ Киска

Русская народная потешка

Педагог.

Идет кисонька из кухни, Ребенок ведет игрушку по столу,

У ней глазоньки опухли. покачивая из стороны в сторону,

О чем, кисонька, ты плачешь? Останавливает игрушку.

Ребенок.

Как мне, кисоньке, не плакать! Покачивает игрушку в ритме

Повар пеночку слизал потешки, чуть наклонив вперед.

Да на кисоньку сказал. ^ Возвращает ее в исходное

положение.

Этюд обучает ребенка переключать внимание с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произнесением текста потешки.

Педагог надевает детям шапочки мышек и кота. Проводится этюд на выражение основных эмоций.

^ Мышка, мышка, что не спишь

Русская народная шутка

Педагог. Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

Ребенок. Я боюсь уснуть, сестрица:

Кот усатый мне приснится!

^ Выразительные движения - ребенок изображает испуг, сжимается в комочек, дрожит.

Звучит музыка «Кот и мыши» М. Протасова. Дети двигаются, стараясь передать характерные движения персонажей.

Педагог вносит декорации и кукол к спектаклю по русской народной сказке «Маша и медведь», приглашает детей принять в нем участие.

^ Кукольный спектакль «Маша и медведь»

Дети управляют куклами: Машей, медведем, собакой - и озвучивают их.

Педагог . Жили-были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька. Раз по-шла Машенька в лес по грибы да по ягоды. Идет по лесу и песню поет.

Маша (ведет куклу по столу и поет).

Цветики, цветики, Васильки, ромашку,

Наберу букетики: Розовую кашку.

(Я. Френкель)

(Ребенок покачивает куклу вперед и назад в ритме песни.)

Педагог. Шла она, шла и видит: стоит избушка. Вошла Машенька в избушку, а в той избушке жил медведь. Обрадовался он и говорит...

Медведь. Будешь у меня жить! (Покачивает игрушку вперед-назад)

Педагог. Делать нечего! Стала Маша жить в медвежьей избушке. Однажды она попросила медведя отпустить ее в деревню к дедушке и бабушке отнести гостинцы.

^ Маша. Отпусти меня к дедушке и бабушке. (Покачивает игрушку)

Медведь. Нет! Не отпущу!

Педагог. Попросила Маша медведя отнести гостинцы в деревню к дедушке и бабуш-ке. Собрала она в короб пирожки и сама туда спряталась. Взвалил медведь короб себе на спину и пошел в деревню. (Ребенок ведет медведя по столу останавливает игрушку)

Шел, шел медведь и говорит...

Медведь.

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

(Ребенок покачивает игрушку)

Педагог: А Машенька из короба…

Маша.

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Педагог. Удивился медведь, поднял короб и понес в деревню. Нашел дом дедушки и бабушки, поставил короб, а собака почуяла медведя и давай лаять.

^ Собака . Гав! Гав! (Покачивает игрушку) .

Педагог. Испугался медведь и убежал в лес, а из дома вышли дедушка и бабушка, увидели Машеньку, обрадовались, стали обнимать, целовать, умницей называть.

Куклы пляшут под русскую народную мелодию.
Занятие 8

Цель. Развивать инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами. Вызвать желание по собственной инициативе участвовать в кукольном спектакле. Привлекать детей к участию в этюдах, обучающих их выражать основные эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Поддерживать стремление детей играть с беззвучными игрушками-инструментами, сопровождая этим свободные пляски в кукольном спектакле и игре-драматизации.

Материал. Гуси, зайчик, козлик, киска (настольные куклы). Куклы к спектаклю «Маша и медведь». Беззвучные балалайки и дудочки.

^ Ход занятия

Педагог вносит настольные куклы: гусей, зайку, козлика, киску - и предлагает де-тям выбрать любую игрушку и принять участие в этюдах с куклами. Малыши вмес-те с педагогом вспоминают ранее выученные этюды с куклами: «Гуси-гуси», «Заинь-ка», «Козлик», «Киска» - и принимают в них участие.

Педагог предлагает детям показать игрушкам кукольный спектакль «Маша и мед-ведь». Для того чтобы вовлечь в него как можно больше детей, делит сказку на не-сколько картин. В каждой картине роли Маши и медведя играют разные дети.

Дети вместе с педагогом вспоминают ранее выученные этюды на развитие вы-разительности жеста, на выражение основных эмоций.

Педагог вносит элементы костюмов к игре-драматизации «Репка» и предлагает детям принять в ней участие.

Свободную пляску всех персонажей игры-драматизации дети сопровождают имитацией игры на балалайках и дудочках (беззвучных).
Ноябрь

Занятие 9

Цель. Побуждать детей к участию в осеннем утреннике: в кукольном спектакле, игре-драматизации, плясках, музыкальных играх, исполнении песен перед родителями, сотрудниками детского сада.

^ Ход занятия

Педагог включает в сценарий осенне-го утренника театральный материал, пройденный за два прошедших учеб-ных месяца. Это могут быть этюды с куклами, этюдный тренаж, драматиза-ция сказки «Репка», кукольный спектакль «Маша и медведь», чтение стихо-творений А. Барто.

Важно, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от участия в утренни-ке. Если по каким-то причинам он не хочет выступать, лучше его не принуждать, а дать возможность быть зри-телем.

Второе занятие на этой неделе прово-дится в виде досуга. В гости к малышам приходят старшие дошкольники, кото-рые показывают кукольный спектакль или отдельные фрагменты своего осенне-го утренника. Малыши тоже принимают участие: по желанию участвуют в куколь-ном спектакле, игре-драматизации, этю-дах с куклами. Педагог стремится вовлечь в театральное действие и малоактивных детей, помогая им, подбадривая их.
Занятие 10

Цель. Закрепить приемы вождения настольных кукол. Формировать умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Вызвать желание инсценировать стихо-творения А. Барто. Учить плавно дви-гаться под музыку, бережно качая куклу.

^ Ход занятия

В руках у педагога настольные куклы: дед и внучка. Они здороваются с детьми. Педагог читает потешку, управляя кук-лами.

Проводится этюд, который помогает детям понять: если одна игрушка «гово-рит», то другая должна замереть и вни-мательно слушать, чтобы зрители могли определить, какая из них в данный мо-мент «разговаривает».

Перед началом этюда двое детей ста-вят на стол деда и внучку, придерживая их рукой сзади. Педагог и дети с игруш-ками в руках читают потешку по ролям.

Педагог.

Утром дед

Спросил у внучки...

^ Дед. Почему не моешь ручки? (Ребе-нок наклоняет игрушку вперед.)

Педагог. Отвечает внучка... (Игруш-ка-дед в исходном положении.)

Внучка. Я не белоручка! (Ребенок на-клоняет игрушку вперед и затем воз-вращает в исходное положение.)

Педагог обучает детей выражать ос-новные эмоции с помощью жестов, ми-мики, движений.

^ Гости

Русская народная игра

1-й ребенок. Мама, мама!

2-й ребенок. Что, что, что?

1-й ребенок. Гости едут!

2-й ребенок. Ну и что?

3-й ребенок.

Здрасте, здрасте!

Чмок, чмок, чмок!

^ 4-й ребенок.

Здрасте, здрасте!

Чмок, чмок, чмок!

Выразительные движения. 1-й ребе-нок показывает радость: тело отклоне-но назад, подбородок приподнят, мыш-цы лица расслаблены, улыбка; 2-й ребенок - удивлен: брови приподняты, руки с разведены в стороны; 3-й и 4-й испыты-вают радость: пожимают хозяевам руки, обнимают их, целуют.

Педагог вносит игрушки: машину и кота. Разучивает с детьми стихотворение «Грузовик» А. Барто.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик

Дети, манипулируя игрушками, повто-ряют стихотворение за педагогом. Он подсказывает нужную интонацию, помогает управлять куклой. Предлагает взять любую куклу и покачать ее. Звучит в грамзаписи песня «Тихо, куколка», муз. М. Протасова (здесь и далее упоминаемые автором песни композитора М. Протасова см.: Железнов С, ЖеяезноваЕ. Веселые уроки. Подвижные музыкальные игры для с детей 2-5 лет. М.: Изд-во детских образовательных программ. Весть-ТДА, 1999). Дети медленно ходят по залу, укачивая куклу.
Занятие 11

Цель. Учить изображать пляску кукол на столе: побуждать к поиску новых выразительных движений. Поощрять желание изображать сердитую козу, используя мимику, жесты, движения. При-общать к сочинению сказок, используя кукол настольного театра. Поддержи-вать желание двигаться под веселую музыку, самостоятельно придумывая танцевальные движения.

^ Ход занятия

Педагог вносит настольные куклы: несколько мышей и кота. Дети ставят на стол игрушки: на один конец - мышат, на противоположный - кота. Педагог читает прибаутку. Дети изображают пляску мышей на столе.

^ Мыши водят хоровод

Русская народная прибаутка

Мыши водят хоровод (дети водят мышат по столу),

На лежанке дремлет кот.

Тише. мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот –

Разобьет весь хоровод. (Дети при-думывают танцевальные движения для мышат.)

В конце потешки кот, которым управ-ляет ребенок, ловит мышат.

Педагог вносит шапочку козы, пока-зывает ее детям. Затем выразительно читает потешку.

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосет,

Молока не пьет,

Того - бу! - забоду,

На рога посажу.

Просит детей ответить: какую козу они будут изображать?

^ Выразительные движения. Корпус на-клонен вперед, коза медленно двигается в сторону детей; брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены; покачивает головой, пытается забодать детей.

Педагог вносит настольные куклы: ли-су, медведя, деда и бабу и предлагает детям сочинить сказку «Лиса и медведь». Каж-дый придумывает реплику своего персо-нажа-куклы, которую держит в руках.

Педагог. Жила-была лиса-плутовка. Ну и хитрая же была! Как-то раз бежала она мимо курятника и решила стащить у деда с бабой курочку. Подбежала, приот-крыла дверь и забралась внутрь. Куры ис-пугались, подняли такой шум, что их крик услышала баба и пришла им на помощь. Баба. Надо кур спасать, открою окно, выпущу их.

Педагог. Баба так и сделала. Выпустила кур через окно, заглянула и видит: по ку-рятнику бегает лиса. Баба взяла тяжелое бревно и положила его у двери, чтобы ли-са не смогла убежать. А сама пошла за де-дом. Лиса выглянула в окно и увидела мед-ведя, который медленно шел по дороге.

^ Лиса. Медведь! Зайди ко мне в гости. Угощу тебя медом.

Педагог. Обрадовался медведь и го-ворит...

Медведь. Иду! Я мед очень люблю!

Педагог. Отвалил медведь бревно, открыл дверь, а лиса со всех ног убежа-ла вон. Удивился медведь и пошел своей дорогой. Вскоре прибежали дед с бабой, видят - дверь открыта. Удивляется дед.

Дед. Ну и хитрая лиса. Открыла дверь и убежала.

Педагог хвалит детей за интересную сказку, которую они все вместе сочини-ли. Предлагает им поплясать (танце-вальная импровизация под музыку «Пальчики» М. Протасова).
Занятие 12

Цель. Учить управлять настольными куклами: изображать бег. Закрепить уме-ние вовремя включаться в диалог, вни-мательно слушать, пока «говорит» кукла партнера. Побуждать выражать печаль и грусть с помощью мимики, позы. При-учать внимательно слушать потешку, изображая спящего человека. Поддер-живать стремление участвовать в танце-вальной импровизации: передавать кон-трастный характер музыки в движениях.

^ Ход занятия

Педагог и дети разыгрывают потешку, используя настольные куклы: кота и щенка. Педагог напоминает детям: когда «говорит» щенок, котик останавливает-ся и внимательно слушает; когда отвеча-ет котик, замирает щенок. Педагог чита-ет потешку. Дети управляют куклами: один ребенок - котом, другой - щен-ком.

^ Котик

Русская народная потешка

Педагог.

Котик серенький бежал (котик бежит по столу),

Пирожок в зубах держал.

Попросил его щенок (котик останавливается)...

Ребенок со щенком. Поиграй со мной чуток! (Покачивает игрушку в ритме потешки.)

Педагог. Крикнул котик...

^ Ребенок с котом. Не могу!

Я ж не просто так бегу.

Я бегу кормить котят.

Очень есть они хотят! (Покачивает игрушку в ритме потешки)

Педагог предлагает послушать по-тешку и изобразить позой, жестом пла-чущего ребенка.

^ Ах не плачь, не плачь

Русская народная шутка

Ах не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть.

^ Выразительные движения. I - туло-вище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, голова опу-щена, рот полуоткрыт; II - улыбка.

Педагог читает потешку «Ночь» и просит детей изобразить спящего ре-бенка.

Ночь пришла, Спит коровка,

Темно вокруг. Спит щенок.

Рыбка спит, Засыпай и ты,

И спит петух. Сынок.

Педагог стремится к тому, чтобы каж-дый ребенок по-своему, не подражая то-варищу, изобразил спящего. Предлагает детям взять кукол и в зависимости от ха-рактера музыки покачать их или попля-сать с ними. Каждый ребенок самостоя-тельно придумывает танцевальные дви-жения для своей куклы под музыку «Ти-хо, куколка» М, Протасова.
Декабрь
Занятие 13

Цель. Поощрять участие детей в теат-рально-игровой деятельности. Форми-ровать умение следить за развитием дей-ствия в кукольном спектакле. Побуждать сочинять сказки с помощью педагога, ис-пользуя для этого куклы настольного теа-тра. Развивать умение мимикой, позой, жестами, движениями передавать основ-ные эмоции. С помощью кукольного теа-тра развивать речь: формировать умение строить предложения, добиваться пра-вильного и четкого произношения слов. Поддерживать желание детей участво-вать в танцевальных импровизациях.

^ Ход занятия

Педагог. Посмотрите, какая краси-вая книжка у меня в руках. Она называ-ется "Расскажи стихи руками". Вы уже знаете, что стихи можно рассказывать с помощью рук, мимики, движений. Да-вайте попробуем. Наше стихотворение называется "Кто как" (см.: Расскажи сти-хи руками/ Вольный перевод В. Егорова. - М.: А/О "Совер" при участии Общества "Пролог", 1992).

Кошка - коль придется - по земле

Крадется.

Может, это слухи, но кролик

Длинноухий,

Если делать нечего, прыгает кузнечи-ком.

Дети самостоятельно мимикой, жес-тами, движениями изображают краду-щуюся кошку, длинноухого кролика, прыгающего кузнечика.

Педагог предлагает им обратить вни-мание на то, как их товарищи исполняют роли персонажей стихотворения, показывает какие-то движения детям, у которых возникают трудности в созда-нии образа. Взрослый стремится к тому, чтобы каждый ребенок изображал кош-ку, кролика, кузнечика по-своему, не ко-пируя других.

^ Педагог Стихи рассказать руками вы можете, а составить рассказ по кар-тинкам?

Дети составляют рассказ "Находка" по рисунку (Сутеев В.Забавные исто-рии. - М.: Малыш, 1983).

Педагог. Давайте поиграем в игру "Ма-ме улыбаемся". Все любят своих мам и, когда видят их, улыбаются. Покажи-те, как вы улыбаетесь! (Читает текст песни «Маме улыбаемся"В.Агафонникова)

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся - вот так!

Маме улыбаемся - вот так!

Дети повторяют движения, которые им показывает педагог. На 1-ю строчку - хлопают в ладоши; на 2-ю - разводят руки в стороны, ладонями вверх; на 3-ю - умываются; на 4-ю строчку - опуска-ют руки и улыбаются.

Педагог. Молодцы! Я вижу, что все дети любят своих мам и ласково им улыбаются.

Посмотрите, к нам в гости пришли куклы: петушок, уточка, коза и Аленушка. Давайте повнимательней рассмотрим их. Какие они яркие, нарядные! Видите, у петушка, утки и козы сзади приделана ручка. Для чего она? (Чтобы водить кук-лу по столу.) Правильно. Эти куклы на-стольные, мы играем с ними на столе, держа их за ручку. А Аленушку мы держим сзади одной рукой, обхватив ее за живот. (Предлагает детям попро-бовать сочинить сказку. Они берут кук-лы. Каждый озвучивает свой персонаж.)

^ Сочинение сказки "Петушок наш не поет"

Педагог. Жил-был в одном дворе пе-тушок. Раньше всех вставал и будил всех своей песенкой. Однажды заболело у него горлышко, охрип, не поет, как раньше. Забеспокоились соседи петуш-ка и решили его проведать. Первой к пе-тушку пришла утка и спросила...

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: