Кто проводит обследование возможности установки одпу. О технической возможности установки прибора учета

Регистрационный N 23933

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В. Токарев

Приложение N 1

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 3

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Во многих квартирах до сих пор отсутствуют счетчики потребления коммунальных ресурсов, и люди оплачивают по нормативу — чаще всего больше, чем платили бы по показаниям прибора учета. Но есть и те, у кого счетчик установить негде просто физически, слишком мало места, конструкция внутриквартирных сетей не позволяет, снимать показания будет трудно, трубы старые. Как юридически грамотно первым оснастить свое жилье счетчиками, а вторым отказаться от этого? Тему обсуждаем с директором МБУ «Контакт-центр при главе города Ульяновска» Денисом Седовым.

— Денис Константинович, что такое критерии наличия технической возможности установки прибора учета и какое значение они имеют для конкретного жильца конкретной квартиры?

— Установка приборов учета потребления коммунальных ресурсов регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Во-первых, это Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении…». Во-вторых, это Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 года. И, в-третьих, Приказ №627 от 29.12.2011 года, который называется «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения».

Закон вводит обязанность потребителей устанавливать приборы учета — как общедомовые, так и индивидуальные. Правила регламентируют процедуру учета потребления ресурсов, а Приказ с этим длинным названием определяет, при каких условиях есть возможность установки счетчиков и при каких она отсутствует. Но критерии, подчеркну, разработаны не столько для определения возможности собственно установки прибора, сколько для определения, может ли прибор учета использоваться при расчете платы за коммунальные услуги. Вот такой нюанс.

— Это что, уже установленный прибор могут признать не пригодным для расчета платежей?

— Получается так — исходя из того, соответствует ли сам прибор, место его монтажа и условия эксплуатации прописанным в Приказе критериям. Первый из них можно назвать абсолютным: технические условия для установки приборов учета априори существуют в домах, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона «Об энергосбережении…». Это 27 ноября 2009 года. Есть особенности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии, для которых необходима горизонтальная разводка внутридомовых инженерных систем, тогда как в большинстве эксплуатируемых сегодня многоквартирных жилых домов она вертикальная. Заведомо существуют условия для оприборивания не только во вновь построенных после 27 ноября 2009 года домах, но и введенных на эту дату в эксплуатацию после капитального ремонта или реконструкции. То есть законодатель фактически обязывает застройщиков оприборивать такие дома еще до их заселения, и будущим жильцам беспокоиться на этот счет уже не надо.

— А что с домами, построенными до ноября 2009 года?

— Для домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, критерии установлены в Приложении 1 к Приказу. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика достаточно выявления хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома или помещения невозможна без реконструкции, капительного ремонта внутридомовых инженерных систем или внутриквартирного оборудования или без создания новых систем и оборудования;

— при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством России об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

— в месте, в котором подлежит установка прибор учета, невозможно обеспечить требования к условиям эксплуатации прибора, которые необходимы для его надлежащего функционирования. В том числе из-за технического состояния внутриквартирного оборудования, влажности, температурного режима, электромагнитных помех. Или невозможно обеспечить доступ для снятия показаний, обслуживания счетчика, его замены.

Если в ходе обследования будет выявлено, что указанные выше обстоятельства отсутствуют, значит техническая возможности для установки соответствующего прибора учета имеется.

— Кто это обследование проводит?

— Согласно Приказу во время обследования могут присутствовать собственник жилого помещения (а если подана заявка на установку индивидуального прибора учета, то его присутствие необходимо), представитель РСО, представитель обслуживающей общее имущество организации, который обеспечит, если потребуется, доступ к границе сетей, где обычно и устанавливается прибор, иные лица. При этом присутствие представителей органов власти не является обязательным. По результатам обследования составляется акт — его форма приведена в Приложении №2 к Приказу, в котором и делается вывод о наличии технической возможности для установки счетчика либо о ее отсутствии. В случае, если у кого-то из участников обследования будет особое мнение о его результатах, запись о нем вносится в акт. По одному экземпляру акта вручается каждому из присутствующих.

— На чье имя гражданин подает заявку?

— Пунктом 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении…» обязанность по установке приборов учета, их эксплуатации и замене возложена на ресурсоснабжающие организации (РСО), которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, поскольку он является публичным. Порядок заключения договора и его существенные условия утверждены Приказом Минэнерго России №149 от 17 апреля 2010 года. После получения от заказчика заявки РСО должна провести осмотр объекта с целью проверки технической возможности установки прибора. При ее наличии РСО направляет заказчику подписанный со своей стороны договор и технические условия, которые заказчику предстоит выполнить перед установкой счетчика. А при отсутствии технической возможности заказчику направляется отказ в заключении договора. Если же собственник помещения обращался не к РСО, а к какой-то иной фирме, то она не обязана ни договор подписывать, ни составлять акт обследования на наличие возможности для установки прибора, и этот момент может всплыть уже потом, когда установленный счетчик будет вводиться управляющей организацией (исполнителями) в эксплуатацию. Исполнитель и может обнаружить, что смонтированный прибор учета не пригоден для использования при расчете платы за коммунальную услугу. Обнаружит, иначе говоря, как раз то, для чего и были разработаны критерии наличия или отсутствия технической возможности для установки приборов учета. И он же может составить акт об этом.

— В законе предусмотрено и принудительное оприборивание домов и квартир. Как оно осуществляется в этом случае?

— Да, сроки для добровольной установки приборов учета всех видов, кроме тепловых, истекли, и РСО должны делать это принудительно, предоставляя собственникам рассрочку на пять лет в оплате работ по оприбориванию. Из смысла нормативно-правовых документов следует также, что в случае непригодности по каким-либо причинам объекта к установке счетчиков ресурсники должны сами выполнить все работы по подготовке, скажем, внутриквартирных инженерных систем к оприбориванию, после чего монтировать уже и собственно приборы учета. Это может сильно повысить расходы собственников на оснащение своего жилья приборами учета. Представить это работающим на практике, впрочем, довольно сложно. Скорее, РСО сделает заключение об отсутствии технической возможности установки прибора.

Геннадий Якимчев

№ 2-2478/2015

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

Черновский районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,

при секретаре Елисеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» об исполнении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее:

Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, поводом для которой послужило коллективное обращение жильцов дома, в том числе Подъезжей Т.П. В ходе проведения проверки установлен факт неправомерного установления ресурсоснабжающей организацией ПАО «ТГК № 14» в расположенном в общедомового прибора учета тепловой энергии. Общедомовой прибор учета установлен на основании требований ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627. По смыслу данных документов, установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены. Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме. Прибор учета в указанном доме установлен ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета не составлялся, обследование не проводилось. Согласно акта обследования внутридомовых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: составленного ООО УК «Прогресс» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственников жилого дома, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии, требуется замена до 80 %, вентиля на стояках отопления диаметром 20 мм требуют замены до 90 %. Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований заместителя прокурора г. Читы об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета используемой тепловой энергии жилых домов, в том числе, в связи с отсутствием технической возможности установки приборов учета, поскольку стояки горячего водоснабжения и отопления в данном доме требуют замены на порядок от 80 до 90 %. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время капитальный ремонт внутридомовой системы отопления не проводился. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ составленного ООО УК «Прогресс» следует, что техническая возможность установки коллективного прибора учета отсутствует. Установка невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Таким образом ПАО «ТГК № 14» несмотря на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, в нарушение требований Закона об энергосбережении был установлен в жилом доме общедомовой прибор учета тепловой энергии, который в нарушение требований закона введен в эксплуатацию. Незаконно установленный прибор учета не может быть использован при расчетах с жильцами дома, в том числе с Подъезжей Т.П. Фактически действиями ПАО «ТГК № 14» нарушены права жителей многоквартирного дома, являющихся непосредственными потребителями коммунальных услуг и оплачивающих коммунальные услуги, потребленные в том числе на общедомовые нужды, так как установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих капитального ремонта, влечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей, в том числе на общедомовые нужды вследствие происходящих из-за сильного износа сетей, технологических потерь.

Просит суд признать действия ПАО «ТГК № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , незаконным и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Черновского района г. Читы Полоротова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что основанием для обращения в суд послужило коллективное заявление жильцов дома, в том числе пенсионера Подъезжей Т.П., которые были не согласны с установкой прибора учета. Согласно Закону об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ жильцы многоквартирных домов должны были установить общедомовые приборы учета на воду, электричество, и тепло. Однако, не во всех домах необходим и возможен монтаж общедомовых счетчиков. Приказом Минрегионразвития РФ № 627 от 29.11.2011 года определено, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт, создание новых внутридомовых систем. Зафиксировать, что дом не подходит для установки приборов учета, необходимо в специальном акте, составление которых должна осуществлять управляющая компания или ТСЖ. Поскольку в данном случае составлено два акта, Управляющей компанией и ПАО «ТГК № 14», которые противоречат друг другу, необходимо обратиться к мнению независимого специалиста, таким является специалист ГЖИ, который в ходе судебного разбирательства подтвердил необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, установив их значительную изношенность, наличие протечки. Кроме того, ПАО «ТГК № 14» акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установку ОДПУ перед установкой прибора, как того требует Приказ № 627 не проводился и не составлялся, что подтверждается решением Центрального районного суда г. Читы, которым отказано в удовлетворении искового заявления о понуждении ОАО «ТГК № 14» оснастить прибором учета тепловой энергии данный жилой дом. С момента вынесения решения суда капитальный ремонт инженерных сетей не проводился и состояние сетей за два года не изменилось в лучшую сторону, потому что проводимый управляющей компанией текущий ремонт только позволяет поддерживать систему до капитального ремонта.

Истец Подъезжая Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что счетчик был установлен ДД.ММ.ГГГГ, а жильцы о его установке узнали только в ДД.ММ.ГГГГ года, затем он сломался. С жильцами вопрос установки счетчика не согласовывали.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Жолоб Н.Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что ресурсоснабжающие организации обязаны были в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в тех случаях, если собственники жилых помещений не установили указанные приборы самостоятельно. Во исполнение ФЗ № 261 – ФЗ ПАО «ТГК № 14» произвело установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме. Основным доводом прокуратуры о неправомерности установки прибора учета тепловой энергии является факт отсутствия технической возможности такой установки. С данным доводом ответчик не согласен по следующим основаниям. Актом, составленным ПАО «ТГК № 14» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственника жилого помещения установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. На момент осмотра зафиксировано удовлетворительное состояние тепловых сетей, отсутствие течи. Необходимости проведения реконструкции тепловых сетей не имеется. Приказом Министерства регионального развития РФ № 627, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, не содержит перечень лиц, которым дано право оценить наличие технической возможности, а также требования к компетенции и квалификации таких лиц. Акт от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, составлен представителями ООО УК «Прогресс». При этом в отсутствие каких – либо экспертиз, без применения каких – либо инструментов, либо средств измерения специалисты управляющей компании смогли не только определить необходимость проведения капитального ремонта сетей, но и необходимость проведения реконструкции сети. При этом в акте специалисты управляющей компании указали на рабочее состояние всех элементов элеваторного узла, на отсутствие течи, порывов, состояние «сухого» подвала. Таким образом достоверность данных, указанных в акте, об износе системы отопления, составленном управляющей компанией, ставятся под сомнение. Кроме того, довод о необходимости капитального ремонта, говорит о неисполнении обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений управляющей компанией. Решение о проведении капитального ремонта должно быть принято собственниками помещений в многоквартирном доме, такого решения в материалы дела представлено не было, также как и не представлено доказательств, что указанный дом является ветхим, аварийным или подлежащим сносу. Согласно п. 202 Приложения № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Забайкальском крае, ремонт внутридомовой инженерной сети теплоснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии сетей теплоснабжения на момент принятия указанной программы – ДД.ММ.ГГГГ год, в противном случае ремонт был бы запланирован ранее. Данный жилой дом состоит из 100 квартир. При этом, расходы по установке прибора учета в полном объеме оплачены жильцами 9 квартир, в отношении 28 квартир заключены соглашения о рассрочке платежа. ОДПУ введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Прибор установлен, функционирует, обслуживается, никаких сбоев, утечек ресурса не зафиксировано, в том числе пр проведении повторной проверки. Утверждения представителя истца о нарушении прав жителей преждевременны, поскольку прибор установлен в августе и начисления на основании показаний прибора учета начнут производиться с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, говорить об увеличении коммунальных платежей, вследствие утечки ресурса не имеется. У ООО УК «Прогресс» находится на обслуживании 56 домов, и по всем домам составлены акты о невозможности установки ОДПУ. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Гайчук В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений, данных в предыдущих судебных заседаниях, следует, что действительно после установки ОДПУ возникли проблемы, ввиду неправильной калибровки и так как прибор находился на гарантийном обслуживании, после того как его отрегулировали, ОДПУ ввели в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ООО УК «Прогресс» Пляскина О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Обслуживание указанного дома управляющая компания начала в ДД.ММ.ГГГГ году, а с ДД.ММ.ГГГГ управляющую компанию проинформировали об обслуживании внутридомовых сетей, при этом на составление акта приема – передачи специалисты ПАО «ТГК № 14» не явились. Управляющая компания проводила обследование всего дома, а не только подвала. Когда начинается отопительный сезон от жильцов данного дома поступает большое количество жалоб о наличии протечек, порывов и др., что говорит о ненадлежащем состоянии внутридомовых сетей. Дом, в котором проживает Подъезжая Т.П., построен в ДД.ММ.ГГГГ году и в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.

Свидетель К.Н.Г. в судебном заседании, пояснила, что она проводила проверку по требованию суда в жилом доме, расположенном по адресу: . По результатам обследования данного дома было установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления, сильное поражение ржавчиной, имеются следы ремонта в отдельных местах. Неисправна запорная арматура. На трубопроводе, в месте установки счетчика выявлена негерметичность (капельная течь), однако точное место течи, до или после установленного счетчика, неизвестно. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта, в связи с чем, установка ОДПУ без его проведения невозможна. Кроме того, в данном доме однотрубная система, что говорит о том, что для того чтобы потекла горячая вода, потребителям необходимо пропускать воду около 20 мин., при этом если начисление будет производиться по счетчику, то оплата будет начисляться за все количество воды, в том числе и за то, которым не пользовались.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Как установлено в судебном заседании ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по адресу: установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ). Как следует из пояснений представителя ответчика прибор повторно введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами в суде, а также подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 « Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – Приказ) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также форма акта обследования.

Согласно пунктов 2, 4 вышеуказанного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ТГК № 14» с участием собственника Т.Т.В.., проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в жилом доме, расположенном по адресу: о чем составлен соответствующий акт (л.д.). По результатам обследования установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Аналогичные выводы также были сделаны специалистами ОАО «ТГК № 14» при составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Вместе с тем, согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами ООО УК «Прогресс», техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей (л.д.).

Как установлено из технического паспорта, жилой дом, расположенный по адресу: построен в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.).

Доводы представителя истца о необходимости проведения капитального ремонта в доме по адресу: подтверждаются актом проверки ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при обследовании подвального помещения жилого дома по адресу: установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления (стояков, розливов, магистралей), сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами, неисправность запорной арматуры, коррозию элементов системы, негерметичность (капельная течь) на трубопроводе в месте установки прибора учета. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта (л.д.). Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля К.Н.Г. Из представленного ООО УК «Прогресс» журнала заявок, установлено, что жильцы данного дома в течение ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно обращались в управляющую компанию с заявками в отношении наличия течей на стояках ГВС и отопления (л.д.).

При проведении ДД.ММ.ГГГГ повторного комиссионного осмотра внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения данного дома, вывод об удовлетворительном состоянии внутридомовых сетей теплоснабжения и водоснабжения сделан главным специалистом Комитета ЖКХ и зам. начальника инспекции ПАО «ТГК № 14», тогда как другие члены комиссии: зам. начальника инспекторского отдела ГЖИ и гл. инженер ООО УК «Прогресс», указали о необходимости проведения капитального ремонта и замены оборудования (л.д.).

Также, неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО УК «Прогресс» в присутствии собственников жилых помещений, в связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ внутридомовых сетей на обслуживание управляющей компании, согласно которого элеваторный узел и водонагреватели требуют капитального ремонта, запорная арматура требует замены, на тепловом узле отсутствуют приборы для измерения давления и температуры, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены до 80 %, вентиля на стояках отопления требуют замены до 90 %, трубопроводы стояков горячего водоснабжения требуют замены до 90 %, при этом в отношении трубопроводов розлива отопления и горячего водоснабжения установлено удовлетворительное состояние (л.д.).

Указанный дом ООО УК «Прогресс» был указан в числе домов, которым необходимо проведение капитального ремонта (л.д.).

Кроме того, решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении исковых требований зам. прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ТГК № 14» об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета тепловой энергии, в том числе по адресу: При этом, как следует из решения, на момент рассмотрения дела, в отзыве представитель ответчика ОАО «ТГК № 14», ссылалась на то, что оснащение жилых домов приборами учета невозможно, в связи с отсутствием технической возможности (л.д.). Доказательств того, что с ДД.ММ.ГГГГ года и на момент рассмотрения дела в доме проводился капитальный ремонт, в том числе внутридомовых инженерных сетей представителями ответчиков суду не представлено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент установки в ДД.ММ.ГГГГ года ОДПУ ответчиком ПАО «ТГК № 14» был нарушен установленный действующим законодательством порядок, а именно прибор учета был установлен без проведения обследования технической возможности его установки. Обследование ответчиком было проведено ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, тогда как при рассмотрении дела в Центральном районном суде г. Читы в ДД.ММ.ГГГГ года представитель ПАО «ТГК № 14» ссылался на отсутствие технической возможности установки ОДПУ и доказательств обратного суду не представил. Внутридомовые инженерные сети многоквартирного дома по адресу: находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетеля. Установленные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о невозможности установки общедомового прибора учета, поскольку в данном случае для надлежащего функционирования прибора учета не обеспечено удовлетворительное техническое состояние внутридомовых сетей.

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: незаконными и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы.

Судья И.В. Куклина

Решение в мотивированной форме изготовлено 29.10.2015 года.

Суд:

Черновский районный суд г. Читы (Забайкальский край)

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627 “Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В.А. Токарев

Регистрационный № 23933

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в и настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291, № 30, ст. 4590, № 49, ст. 7061, № 50, ст. 7344, 7359, № 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Форма акта
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

г. __________________ «__» ______________ 20__ г.

1. ______________________________________________________________________

проводящего обследование)

адрес (место нахождения): _______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

контактный телефон: ____________________________________________________,

2. В лице _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица

(индивидуального предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании _______________________________________________

_________________________________________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на проведение

обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

_________________________________________________________________________

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений

в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

обследования)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника)

помещения, жилого дома, в котором проводится обследование)

_________________________________________________________________________

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия)

технической возможности установки _______________________________________

_________________________________________________________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета ___________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа,

тепловой энергии)

5. По адресу: ___________________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения),

в котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: ______________________________________________

(указать, каким образом проведено обследование: путем осмотра или

с применением инструментов/средств измерений)

с использованием следующих инструментов _________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межпроверочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: _______________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

прибора учета)

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: __________

_________________________________________________________________________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ______________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

______________________ (____________________________)

______________________ (____________________________)

Порядок
заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах. Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение - техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.


К.т.н. С.Н. Канев , доцент, генеральный директор Хабаровского центра энергоресурсосбережения, г. Хабаровск

Согласно российскому законодательству многоквартирные дома при определенных условиях должны быть оснащены индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии. Однако управляющие организации для снижения издержек прибегают ко всяческим юридическим уловкам и уклоняются от выполнения закона об энергосбережении № 261-ФЗ.

В соответствии с до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащения таких домов приборами учета использованных воды, электрической и тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии , а МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки .

При этом требовании в части организаций учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.

С 1 июля 2012 г. ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), прокуратура и жилищная инспекция.

Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) указан в . В данном письме указано, что собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета на основании счетов и в размере, указанном в п. 38(1) , за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

За несоблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов законом предусмотрены штрафные санкции.

Но как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и докладах, например, , в использовании данного закона не заинтересована ни одна из сторон - участников: ни РСО, ни УО, ни собственники квартир в МКД.

Поэтому закон об энергоресурсосбережении в части обязательной установки приборов учета энергоресурсов в МКД «пробуксовывает». А если для этого существуют хоть какие-то легальные способы его обхода, то они используются заинтересованными сторонами. Об этом речь пойдет ниже.

Что говорит законодательство

В соответствии с :

9.1. «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребленные при содержании общего имущества в МКД».

9.2. «Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего домового имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ».

Ст.157 (часть 1) «При расчете платы за КУ для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых энергоресурсов и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ».

Итак, в соответствии с новым ЖК РФ расходы за общедомовые нужды по воде, теплу и электроэнергии включены теперь в расходы на содержание жилого помещения в МКД . Управляющая организация оплачивает эти расходы ресурсоснабжающим организациям из статьи «содержание и ремонт», т.е. чем больше эти платежи, тем это невыгоднее управляющей организации.

Нормативы потребления энергоресурсов, в т.ч. на общедомовые нужды (ОДН) устанавливает уполномоченный орган субъекта РФ на основании .

В соответствии с этими документами уполномоченный орган субъекта РФ устанавливает нормативы потребления КУ по воде (холодной и горячей), тепловой и электрической энергии, а также нормативы потребления этих услуг на общедомовые нужды.

При этом для того, чтобы стимулировать установку приборов учета энергоресурсов вводится повышающий коэффициент на все виды нормативов одинаковый :

  • 01 - 30.06.2015 - 1.1;
  • 07 - 31.12.2015 - 1.2;
  • 01- 30.06.2016 - 1.4;
  • 07 - 31.12.2016 - 1.5
  • C 2017 - 1.6.

А что на практике

Все вроде бы логично: повышение нормативов должно подтолкнуть собственников помещений в МКД к установке приборов учета энергоресурсов. Однако, все это красиво выглядит только в теории. На практике же все происходит как раз наоборот.

Для того чтобы установить общедомовые приборы учета тепла управляющая организация должна провести собрание собственников, которое должно принять решение об установке таких приборов.

Но управляющей организации установка ОДПУ невыгодна, так как потом придется обслуживать эти приборы учета из «собственных» средств. Расходы на эксплуатацию приборов учета энергоресурсов входят в состав расходов на содержание и ремонт, которые УО считает «собственными» средствами . Расходы по установке и эксплуатации ОДПУ уменьшают эти «собственные» средства УО.

Поэтому УО ищет различные лазейки, чтобы уйти от установки приборов учета энергоресурсов и помогают ей в этом РСО, которые не заинтересованы в исполнении закона №261. Для этой цели используется документ , который я считаю «зловредным», так как он позволяет уйти от исполнения закона №261.

Выпустив этот документ Правительство РФ хотело как лучше, а получилось как всегда.

Рассмотрим подробнее этот документ, так как именно его используют УО г. Хабаровска для того, чтобы обойти закон №261 и не устанавливать приборы учета энергоресурсов.

В дальнейшем будем касаться только установки приборов учета на тепловую энергию и горячую воду.

В приводятся критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

В этом документе сказано:

  1. Критерии наличия технической возможности установки индивидуального и общедомового прибора учета энергоресурсов (воды, тепловой и электроэнергии) устанавливаются в целях определения возможности использования этих приборов при осуществлении расчетов за КУ.
  2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в МКД за исключением МКД, приведенных в п.5 , отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
  • Установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
  • При установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору, в т.ч. к месту и порядку его установки.
  • В месте, котором подлежит установка прибора учета, невозможно обеспечить условия эксплуатации, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в т.ч. из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопление помещений и невозможности обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания и замены.
  1. Техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует, если дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, за исключением МКД, указанного в п. 5 данного документа .
  2. Техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования будет установлено отсутствие критериев, указанных в п.2 и п.3.
  3. В отношении МКД, для которых законом №261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов имеется.
  4. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования, форма которого приведена в Приложении №2 к данному документу.

Прокомментируем данный документ, применительно к приборам учета тепловой энергии и ГВС:

  • П.2а Установка ОДПУ тепла и воды не требует реконструкций и капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем . Данный прибор при квалифицированной его установке не влияет на работу общедомовых систем отопления и ГВС.
  • П.2б. Практически в 95% случаев существует возможность обеспечения обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ тепловой энергии и ГВС.
  • П.2в. Данный пункт позволяет УО не проводить работы по улучшению состояния тепловых пунктов МКД (устранять течь, порывы, затопление и т.д.), а составлять акты о технической невозможности и не устанавливать приборы учета. Хотя существует приборы учета специальной конструкции, которые позволяют обойти данный пункт. Эти приборы могут работать при 100% влажности, в затопленных помещениях и т.д.
  • П.3. В соответствии с этим пунктом невозможно установить индивидуальные приборы учета тепла и воды в жилых помещениях МКД, если такой дом имеет вертикальную разводку. В РФ и, в частности, в г. Хабаровске таких домов насчитывается более 95% от общего числа МКД. Однако отметим, что существуют индивидуальные приборы учета тепла и воды, которые позволяют учитывать тепло и воду даже при вертикальной разводке.
  • П.5. Это наиболее интересный пункт, который зачеркивает П.2,3 и 4. В данном пункте говорится, что техническая возможность установки приборов учета в МКД существует, если данный МКД подпадает под действие закона №261 . А это, примерно, 95% МКД, кроме ветхого и аварийного жилья и МКД, потребление которых менее 0,2 Гкал/ч.

Рассмотрим на примере г. Хабаровска, как используют управляющие организации, чтобы снизить свои издержки и не исполнять закон №261.

Они составляют акты обследований на предмет отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепла и воды и передают эти акты в теплосетевую компанию. Теплосетевая компания выборочно (1-2%) проверяет эти акты, а затем они передаются в расчетный отдел, который корректирует нормативы потребления воды, тепла и ОДН для данного МКД. Таких актов поступило в ХТС уже более 100, и они продолжают поступать, так как работает «голубиная почта».


При этом УО ссылаются на тот факт, что в данном МКД капитальный ремонт не проводился и поэтому они подпадают под приказ .
Хотя ни в , ни в не говорится о том, что если в МКД не проведен капитальный ремонт, то данный дом подпадает под и поэтому можно не использовать . Юристы ХТС, как ни странно, не нашли никаких нарушений со стороны УО и поэтому ХТС корректирует нормативы в сторону уменьшения и тем самым снижает свои доходы от реализации.

Если учесть, что на сегодняшний день коэффициент возрастания нормативов составляет 1,4, то это значит, доходы ХТС от реализации тепла и воды уменьшаются на 40%.

Позиция УО понятна (она уменьшает свои расходы), а позиция ХТС непонятна с одной стороны (уменьшение доходов) и понятна с другой (есть легальная возможность уйти от исполнения закона №261).

А теперь рассмотрим форму акта обследования, приведенную в . В соответствии с этим документом, акт подписывают:

  • Представитель юридического лица, проводящего обследование
  • Представитель юридического лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в МКД при установке ОДПУ.
  • Представитель собственника жилого помещения в МКД, в котором проводится обследование.

В акте указывают, что проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета тепла и указано каким образом проведено обследование (с применением инструментов или путем осмотра).

Все!!! Более ничего в данном акте нет. В не указано:

  • В какой орган должен передаваться этот акт?
  • Кто должен проверить правильность сведений, указанных в акте?
  • Кто должен откорректировать нормативы потребления, если действительно отсутствует техническая возможность установки приборов учета?
  • Кто несет ответственность за неисполнение закона №261 и к кому должны быть применены штрафные санкции?

Как видим, вопросов больше чем ответов. Но из не следует, что ХТС должна принимать эти акты от УО, проверять их и принимать решения о корректировке нормативов потребления.

Вообще-то ответ дан в : п.9 «Установление нормативов потребления КУ производится по инициативе уполномоченных органов, РСО и УО. В случае, если установление нормативов потребления КУ производится по инициативе РСО и УО, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ».

По логике данного документа , УО , если она хочет откорректировать нормативы потребления для конкретного МКД должна представить необходимые документы в уполномоченный орган (для Хабаровска - это Правительство Хабаровского края). Этот орган должен рассмотреть эти документы и принять решения в каждом конкретном случае, для каждого МКД. Однако технически это невозможно сделать: данный орган не сможет проверить правильность составления актов, которых будет огромное количество и, следовательно, не сможет откорректировать нормативы для каждого МКД.

Понимая это, УО пошли другим путем: они передают акты в теплоснабжающую организацию, которая их принимает и выборочно проверяет. Хотя, еще раз оговорюсь, что в соответствии с существующим законодательством РФ она не обязана это делать .

Если она это делает, то это или юридическая неграмотность ХТС или она преследует другие цели, например, не исполнять закон №261.

Рассмотрим кому выгодна сложившаяся сегодня ситуация в данном вопросе на примере г. Хабаровска.

На сегодняшний день в г. Хабаровске существует два варианта расчетов за КУ между РСО и собственниками помещений в МКД:

Вариант 1 . Собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги УО, а та рассчитывает за потребленные ресурсы с РСО, в т.ч. за ОДН.

Вариант 2 . Собственники жилых помещений оплачивают за потребленный ресурс напрямую РСО, а УО рассчитывается за ОДН с РСО.

Рассмотрим оба варианта для тех МКД, которые не оснащены ОДПУ. Речь пойдет только о приборах учета тепловой энергии и ГВС.

Вариант 1.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данном МКД и передает его в Хабаровскую теплосетевую компанию, которая на основании этого акта корректирует нормативы потребления на общедомовые нужды по теплу и горячую воду для УО.

УО корректирует нормативы потребления для собственников на основании актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов учета , которые составляются собственниками и передаются в УО. А поскольку проконтролировать наличие таких актов РСО не может, то УО может собрать с собственников средства за КУ с учетом повышающего коэффициента, а рассчитаться с ХТС по не откорректированным нормативам. Это, конечно, криминал, но такой вариант отбрасывать нельзя .

Или при отсутствии актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов УО собирает с собственников по нормативам без учета повышающих коэффициентов и перечисляет эти средства вместе со средствами за ОДН в теплосетевую компанию.

В обоих случаях доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Вариант 2.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данный МКД и передает его в теплосетевую компанию. При этом автоматически понимается, что этот акт распространяется и на индивидуальные приборы учета . Теплосетевая компания корректирует нормативы по теплу и горячей воде как для собственников жилых помещений в МКД, так и по ОДН за тепло и воду для УО.

В этом случаи итог тот же, что и в первом варианте: доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Хотя отметим, что в данном случае, для того чтобы откорректировать нормативы потребления с учетом технической невозможности установки индивидуальных приборов учета тепла и воды, каждый собственник жилого помещения в МКД должен составить соответствующий акт и передать в теплосетевую компанию. И только на основании этого документа теплосетевая компания имеет возможность (но не обязана) откорректировать нормативы потребления тепла и воды для собственника индивидуально. Понятно, что это возможно только теоретически, но невозможно осуществить на практике.

Выводы

Подытожив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

  1. Сложившаяся сегодня ситуация по установке ОДПУ тепла и воды не содействует исполнению закона №261 и не соответствует нормативно-правовой базе.
  2. Данная ситуация, как ни странно, устраивает все стороны:
  • Нормативы потребления для собственников помещений в МКД не увеличиваются ни по теплу, ни по горячей воде; они не должны тратить свои средства на установку и эксплуатацию ОДПУ, т.е. их платежи за тепло и воду остаются без увеличения, если не увеличиваются тарифы;
  • УО снижает свои издержки за ОДН по теплу и горячую воду, так как нормативы на ОДН не увеличиваются, т.е. повышающий коэффициент не применяется. При этом УО не несет никаких издержек по эксплуатации ОДПУ.
  • Теплосетевая компания может не исполнять закон №261 и не устанавливать ОДПУ, так как для нее это дополнительная «головная боль», хотя ее доходы за тепло и горячую воду существенно снижаются: так в 2016 г. это снижение составит около 40-45% с одного МКД, т.к. не будут использоваться повышенные нормативы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 - ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Письмо Минстроя РФ № 5793-МС/04 от 9.04.2014 г. «Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2000 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
  4. Канев С.Н. «Почему не работает закон об энергосбережении. Новости теплоснабжения», № 6, 2013 г.
  5. Федеральный закон № 176 -ФЗ от 29.06.2015 г. «Об внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.»
  6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
  8. Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общедомового прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: