Положение металлических элементов в периодической системе. Л.п.иванова, учитель химии новинской средней школы (астраханская обл.)

Цель урока: формирование системы знаний о положение металлов в Периодической системе и их общих свойствах.

Задачи урока:

Обучающая - рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева, познакомить обучающихся с основными свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены, познакомить с понятием коррозия металлов

Развивающая – уметь находить в таблице ПСХЭ металлы, уметь сравнивать металлы и неметаллы, объяснять причины химических и физических свойств металлов, развивать теоретическое мышление учащихся и их умение прогнозировать свойства металлов на основе их строения.

Воспитывающая - способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения : словесные и наглядные

Ход урока:

Хронометраж урока.

    Организационный момент (1 мин.)

    Актуализация знаний(3 мин)

    Изучение нового материала

    1.1. Положение в периодической системе. (10 мин)

    1.2. Особенности электронного строения атомов.(10 мин)

    1.3. Восстановительные свойства металлов. (10 мин)

    2.1. Металлическая связь. (5 мин)

4. Эмоциональная разгрузка 2 мин

    2.2. Физические свойства.(10 мин)

    3. Химические свойства. (17 мин)

    4. Коррозия металлов.(5 мин)

    Закрепление (15 мин)

    Задание на дом (3 мин)

    Итог урока (1мин)

    Организационный момент

(Взаимное приветствие, фиксация присутствующих).

    Актуализация знаний. В начале урока учитель акцентирует внимание учащихся на значимости новой темы, определяемой той ролью, которую металлы играют в природе и во всех сферах деятельности человека . Промышленность

Учитель читает загадку:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

    Изучение нового материала

План лекции.

1. Характеристика элемента-металла.

1.2. Особенности электронного строения атомов.

1.3. Восстановительные свойства металлов.

2. Характеристика простого вещества.

2.1. Металлическая связь.

2.2. Физические свойства.

3. Химические свойства.

4. Коррозия металлов.

1.1. Положение в периодической системе.

Условная граница между элементами-металлами и элементами-неметаллами проходит по диагонали В (бор) - (кремний) - Si (мышьяк) - Те (теллур) - Аs (астат) (проследите ее в таблице Д. И. Менделеева)..

Начальные элементы образуют главную подгруппу I группы и называются щелочными металлами . Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, - щелочей.

Из элементов главных подгрупп следующих групп к металлам относят: в IV группе германий, олово, свинец(32,50,82) (первые два элемента - углерод и кремний - неметаллы), в V группе сурьма и висмут(51,83) (первые три элемента - неметаллы), в VI группе только последний элемент - полоний(84) - явно выраженный металл . В главных подгруппах VII и VIII групп все элементы - типичные неметаллы.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они металлы.

Атомы щелочных металлов содержат на внешнем энергетическом уровне только один электрон, который они легко отдают при химических взаимодействиях, поэтому являются сильнейшими восстановителями. Понятно, что в соответствии с ростом радиуса атома восстановительные свойства щелочных металлов усиливаются от лития к францию.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу II группы, также являются типичными металлами, обладающими сильной восстановительной способностью (их атомы содержат на внешнем уровне два электрона). Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами . Такое название эти металлы получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли «землями», при растворении в воде образуют щелочи.

К металлам относятся и элементы главной подгруппы III группы, исключая бор.

к 3 группе относятся металлы называемые подгруппой алюминия.

1.2 Особенности электронного строения металлов.

Учащиеся на основе полученных знаний формулируют сами определение «металл»

Металлы - это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители. Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя, большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром. Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры (радиусы), поэтому и их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. И вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов, - это наличие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электронов.
Атомы металлов имеют сходство в строении внешнего электронного слоя, который образован небольшим числом электронов (в основном не больше трех).
Это утверждение можно проиллюстрировать на примерах Na, алюминия А1 и цинка Zn. Составляя схемы строения атомов, по желанию можно составлять электронные формулы и приводить примеры строения элементов больших периодов, например цинка.

В связи с тем, что электроны внешнего слоя атомов металлов слабо связаны с ядром, они могут быть «отданы» другим частицам, что и происходит при химических реакциях:

Свойство атомов металлов отдавать электроны является их характерным химическим свойством и свидетельствует о том, что металлы проявляют восстановительные свойства.

1.3 Восстановительные свойства металлов.

    Как изменяется окислительная способность элементов III периода?

(окислительные свойства в периодах усиливаются, а восстановительные – ослабевают. Причиной изменения этих свойств- увеличение количества электронов на последней орбитале.)

    Как изменяются окислительные свойства у элементов 4 группы главной подгруппы? (снизу вверх окислительные свойства усиливаются. Причиной изменения этих свойств является уменьшение радиуса атома(легче принять чем отдать)

    Исходя из положения металлов в Периодической системе какой можно сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах элементов- металлов?

(Металлы являются восстановителями в химических реакциях, т.к. отдают свои валентные электроны)

Учащиеся отвечают, что прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух факторов: величины заряда ядра и радиуса атома. .

(запись вывода в тетрадях учащихся)в периодах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства уменьшаются.

У элементов – металлов побочных подгрупп свойства чуть-чуть другие.

Учитель предлагает сравнить активность элементов побочной подгруппы. Cu , Ag , Au активност ь элементов – металлов падает. Эта закономерность наблюдается и у элементов второй побочной подгруппы Zn , Cd , Hg .Увеличение электронов на внешнем уровне поэтому восстановительные свойства ослабевают

У элементов побочных подгрупп – это элементы 4-7 периодов 31-36, 49-54 – с увеличением порядкового элемента радиус атомов изменятся мало, а величина заряда ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.

2.1. Металлическая связь.

Металлическая связь осуществляется посредством взаимного притяжения атом-ионов и относительно свободных электронов.

Рисунок 1.
Строение кристаллической решетки металлов

В металлах валентные электроны удерживаются атомами крайне слабо и способны мигрировать. Атомы, оставшиеся без внешних электронов, приобретают положительный заряд. Они образуют металлическую кристаллическую решётку.

Совокупность обобществлённых валентных электронов (электронный газ), заряженных отрицательно, удерживает положительные ионы металла в определённых точках пространства - узлах кристаллической решётки, например, металла серебро.

Внешние электроны могут свободно и хаотично перемещаться, поэтому металлы характеризуются высокой электропроводностью (особенно золото, серебро, медь, алюминий).

Химическая связь предполагает определенный вид кристаллической решетки. Металлическая химическая связь способствует образованию кристаллов с металлической кристаллической решеткой. В узлах кристаллической решетки находятся атом-ионы металлов, а между ними свободно движущиеся электроны. Металлическая связь отличается от ионной, т.к. нет анионов, хотя есть катионы. Отличается она и от ковалентной, т.к. не образуются общие электронные пары.

    Эмоциональная разгрузка

Отсутствие какого металла описал академик А. Е. Ферсман?

На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события (Ответ: Все люди бы погибли, лишившись железа в крови)

Назовите металл фальшивомонетчиков

Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились в Южной Америке (на территории современной Колумбии) с новым металлом, внешне похожим на серебро. Название металла буквально означает «маленькое серебро», «серебришко».

Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью металла, который не поддавался переплавке, долгое время не находил применения и ценился вдвое ниже, чем серебро. Они использовали этот металл для изготовления фальшивых монет.

На сегодняшний день, этот металл, используемый как катализатор и в ювелирном деле, является одним из самых дорогих.

В чистом виде ее в природе не существует. Самородная платина обычно представляет собой естественный сплав с другими благородными (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и неблагородными (железо, медь, никель, свинец, кремний) металлами. Для ее получения самородки разогревают в котлах с "царской водкой" (смесь азотной и соляной кислоты) и затем "доводят" многочисленными химическими реакциями, нагревом и плавкой.

Таким образом, кристаллическая решетка зависит и определяется видом химической связи, но в то же время является причиной для физических свойств.

2.2. Физические свойства.

Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются именно их строением.

а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло

б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см³) и тяжелые (меньше 5г/см³).

в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие.

г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.

Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при повышении температуры электропроводность возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.

д) металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Попадают на узлы кристаллической рещетки. Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо-белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый цвет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме Al и Mg , теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.

е) пластичность

Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

3. Химические свойства.

По своим химическим свойствам все металлы являются восстановителями, все они сравнительно легко отдают валентные электроны, переходят в положительно заряженные ионы, то есть окисляются . Восстановительную активность металла в химических реакциях, протекающих в водных растворах, отражает его положение в электрохимическом ряду напряжений металлов(Открыл и составил Бекетов)

Чем левее стоит металл в ряду электрохимическом ряду напряжений металлов, тем более сильным восстановителем он является, самый сильный восстановитель – металлический литий, золото – самый слабый, и, наоборот, ион золото (III) – самый сильный окислитель, литий (I) – самый слабый.

Каждый металл способен восстанавливать из солей в растворе те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него, например, железо может вытеснять медь из растворов ее солей. Однако следует помнить, что металлы щелочных и щелочно-земельных металлов будут взаимодействовать непосредственно с водой.

Металлы, стоящее в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из растворов разбавленных кислот, при этом растворяться в них.

Восстановительная активность металла не всегда соответствует его положению в периодической системе, потому что при определении места металла в ряду учитывается не только его способность отдавать электроны, но и энергия, которая затрачивается на разрушение кристаллической решетки металла, а также энергия, затрачиваемая на гидратацию ионов.

Взаимодействие с простыми веществами

    С кислородом большинство металлов образует оксиды – амфотерные и основные:

4Li + O 2 = 2Li 2 O,

4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 .

Щелочные металлы, за исключением лития, образуют пероксиды:

2Na + O 2 = Na 2 O 2 .

    С галогенами металлы образуют соли галогеноводородных кислот, например,

Cu + Cl 2 = CuCl 2 .

    С водородом самые активные металлы образуют ионные гидриды – солеподобные вещества, в которых водород имеет степень окисления -1.

2Na + H 2 = 2NaH.

    С серой металлы образуют сульфиды – соли сероводородной кислоты:

Zn + S = ZnS.

    С азотом некоторые металлы образуют нитриды, реакция практически всегда протекает при нагревании:

3Mg + N 2 = Mg 3 N 2 .

    С углеродом образуются карбиды:

4Al + 3C = Al 3 C 4 .

    С фосфором – фосфиды:

3Ca + 2P = Ca 3 P 2 .

    Металлы могут взаимодействовать между собой, образуя интерметаллические соединения :

2Na + Sb = Na 2 Sb,

3Cu + Au = Cu 3 Au.

    Металлы могут растворяться друг в друге при высокой температуре без взаимодействия, образуя сплавы.

Отношение металлов к кислотам.

Чаще всего в химической практике используются такие сильные кислоты как серная H 2 SO 4 , соляная HCl и азотная HNO 3 .

с HCl

Образующиеся в этом процессе ионы водорода H + выполняют роль окислителя, окисляя металлы, расположенные в ряду активности левее водорода . Взаимодействие протекает по схеме:

Me + HCl - соль + H 2

2 Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2

2│Al 0 – 3 e - → Al 3+ - окисление

3│2H + + 2 e - → H 2 – восстановление

«Царская водка» (ранее кислоты называли водками) представляет собой смесь одного объема азотной кислоты и трех-четырех объемов концентрированной соляной кислоты, обладающую очень высокой окислительной активностью. Такая смесь способна растворять некоторые малоактивные металлы, не взаимодействующие с азотной кислотой. Среди них и «царь металлов» - золото. Такое действие «царской водки» объясняется тем, что азотная кислота окисляет соляную с выделением свободного хлора и образованием хлороксида азота (III), или хлорида нитрозила – NOCl:

Реакции окисления золота протекают согласно следующим уравнениям:

Au + HNO3 + 4 HCl → H + NO + 2H2O

Если кислоты могут взаимодействовать с основаниями и основными оксидами, а ключевым элементом в их составе является металл, то возможно ли взаимодействие металлов с кислотами. Проверим это экспериментально.

Магний взаимодействует с кислотой при нормальных условиях, цинк - при нагревании, медь - не взаимодействует.

Ряд напряжений используется на практике для сравнительной оценки химической активности металлов в реакциях с водными растворами солей и кислот и для оценки катодных и анодных процессов при электролизе:

    Металлы, стоящие левее, являются более сильными восстановителями, чем металлы, расположенные правее: они вытесняют последние из растворов солей . Металлы, стоящие в ряду левее водорода, вытесняют водород при взаимодействии с водными растворами кислот-неокислителей; наиболее активные металлы (до алюминия включительно) - и при взаимодействии с водой.

    Металлы, стоящие в ряду правее водорода, с водными растворами кислот-неокислителей при обычных условиях не взаимодействуют.

    При электролизе металлы, стоящие правее водорода, выделяются на катоде; восстановление металлов умеренной активности сопровождается выделением водорода; наиболее активные металлы (до алюминия) невозможно при обычных условиях выделить из водных растворов солей.

4. Коррозия металлов – физико-химическое или химическое взаимодействие между металлом (сплавом) и средой, приводящее к ухудшению функциональных свойств металла (сплава), среды или включающей их технической системы.

Слово коррозия происходит от латинского «corrodo» – «грызу» (позднелатинское «corrosio» означает «разъедание»).

Коррозия вызывается химической реакцией металла с веществами окружающей среды, протекающей на границе металла и среды. Чаще всего это окисление металла, например, кислородом воздуха или кислотами, содержащимися в растворах, с которыми контактирует металл. Особенно подвержены этому металлы, расположенные в ряду напряжений (ряду активности) левее водорода, в том числе железо.

В результате коррозии железо ржавеет. Этот процесс очень сложен и включает несколько стадий. Его можно описать суммарным уравнением:

4Fe + 6H 2 O (влага) + 3O 2 (воздух) = 4Fe(OH) 3

Гидроксид железа(III) очень неустойчив, быстро теряет воду и превращается в оксид железа(III). Это соединение не защищает поверхность железа от дальнейшего окисления. В результате железный предмет может быть полностью разрушен.

Для замедления коррозии на поверхность металла наносят лаки и краски, минеральные масла и смазку. Подземные конструкции покрывают толстым слоем битума или полиэтилена. Внутренние поверхности стальных труб и резервуаров защищают дешевыми покрытиями из цемента.

Для стальных изделий используют так называемые преобразователи ржавчины, содержащие ортофосфорную кислоту (Н 3 РО 4 ) и ее соли. Они растворяют остатки оксидов и формируют плотную и прочную пленку фосфатов, которая способна на некоторое время защитить поверхность изделия. Затем металл покрывают грунтовочным слоем, который должен хорошо ложиться на поверхность и обладать защитными свойствами (обычно используют свинцовый сурик или хромат цинка). Только после этого можно наносить лак или краску.

    Закрепление (15 мин)

Учитель:

Теперь, для закрепления проведем тест.

Решите тестовые задания

1.Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:

А ) Al, As, P; Б ) Mg, Ca, Si; В ) K, Ca, Pb

2. Выберите группу, в которой находятся только простые вещества – неметаллы:

А ) K 2 O, SO 2 , SiO 2 ; Б ) H 2 , Cl 2 , I 2 ; В )Ca, Ba, HCl;

3. Укажите общее в строении атомов K и Li:

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

4. Металлический кальций проявляет свойства:

А) окислителя;

Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

5. Металлические свойства натрия слабее, чем у –

А) магния; Б) калия; В) лития.

6. К неактивным металлам относятся:

А) алюминий, медь, цинк; Б) ртуть, серебро, медь;

В) кальций, бериллий, серебро.

7. Какое физическое свойство не является общими для всех металлов:

А) электропроводность, Б) теплопроводность,

В) твердое агрегатное состояние при нормальных условиях,

Г) металлический блеск

8.Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:

а) окислительные;

б) восстановительные;

в) и окислительные, и восстановительные;

г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.

9.В периодической системе типичные металлы расположен

а) верхней части

б) нижней части

в) правом верхнем углу

г) левом нижнем углу

Часть В. Ответом к заданиям этой части является набор букв, которые следует записать

Установите соответствие.

С увеличением порядкового номера элемента в главной подгруппе II группы Периодической системы свойства элементов и образуемых ими веществ изменяются следующим образом:

1) число электронов на внешнем уровне

А) увеличивается

3) электроотрицательность

4) восстановительные свойства

Б) уменьшается

В) не изменяется

(Ответы: 1 –Г, 2 –А, 3 –В, 4-Б, 5-Г)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. Закончить уравнения практически осуществимых реакций, назвать продукты реакции

Li+ H 2 O =

Cu + H 2 O = Cu ( OH ) 2 + H 2

Ba + H 2 O =

Mg + H 2 O =

Ca + HCl=

2 Na + 2 H 2 SO 4 ( К )= Na 2 SO 4 + SO 2 + 2H 2 O

HCl + Zn =

H 2 SO 4 ( к )+ Cu= CuSO 4 + SO 2 + H 2 O

H 2 S + Mg =MgS+H 2

HCl + Cu =

    Задание на дом: записи в тетрадях, сообщения о применении металлов.

Учитель Предлагает создать синквейн по теме.

1 строка: Существительное (одно по теме) (Металлы)

2 строка: два прилагательных

3 строка: три глагола

4 строка: четыре слова объединённых в предложение

5 строка: слово выражающее сущность данной темы.

    Итог урока

Учитель : И так, мы рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Металлы составляют большую часть химических элементов. Каждый период периодической системы (кроме 1-го) химических элементов начинается с металлов, причем с увеличением номера периода их становится все больше. Если во 2-м периоде металлов всего 2 (литий и бериллий), в 3-м - 3 (натрий, магний, алюминий), то уже в 4-м - 13, а в 7-м - 29.

Атомы металлов имеют сходство в строении внешнего электронного слоя, который образован небольшим числом электронов (в основном не больше трех).

Это утверждение можно проиллюстрировать на примерах Na, алюминия А1 и цинка Zn. Составляя схемы строения атомов, по желанию можно составлять электронные формулы и приводить примеры строения элементов больших периодов, например цинка.

В связи с тем что электроны внешнего слоя атомов металлов слабо связаны с ядром, они могут быть «отданы» другим частицам, что и происходит при химических реакциях:

Свойство атомов металлов отдавать электроны явтяется их характерным химическим свойством и свидетельствует о том, что металлы проявляют восстановительные свойства.

При характеристике физических свойств металлов следует отметить их общие свойства: электрическую проводимость, теплопроводность, металлический блеск, пластичность, которые обусловлены единым видом химической связи - металлической, и металлической кристаллической решетки. Их особенностью является наличие свободноперемещаю-щихся обобществленных электронов между ион-атомами, находящимися в узлах кристаллической решетки.

При характеристике химических свойств важно подтвердить вывод о том, что во всех реакциях металлы проявляют свойства восстановителей, и проиллюстрировать это записью уравнений реакции. Особое внимание следует обратить на взаимодействие металлов с кислотами и растворами солей, при этом необходимо обратиться к ряду напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов).

Примеры взаимодействия металлов с простыми веществами (неметаллами):

С солями (Zn в ряду напряжений стоит левее Сu): Zn + СuС12 = ZnCl2 + Сu!

Таким образом, несмотря на большое многообразие металлов, все они обладают общими физическими и химическими свойствами, что объясняется сходством в строении атомов и строении простых веществ.

Введение

Металлы – простые вещества, обладающие в обычных условиях характерными свойствами: высокими электропроводностью и теплопроводностью, способностью хорошо отражать свет (что обуславливает их блеск и непрозрачность), возможностью принимать нужную форму под воздействием внешних сил (пластичностью). Существует и другое определение металлов – это химические элементы, характеризующиеся способностью отдавать внешние (валентные) электроны.

Из всех известных химических элементов около 90 являются металлами. Большинство неорганических соединений – это соединения металлов.

Существует несколько типов классификации металлов. Наиболее четкой является классификация металлов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов – химическая классификация.

Если в «длинном» варианте периодической таблицы провести прямую линию через элементы бор и астат, то слева от этой линии расположатся металлы, а справа от нее – неметаллы.

С точки зрения строения атома металлы под-разделяют на непереходные и переходные. Не-переходные металлы располагаются в главных подгруппах периодической системы и характе-ризуются тем, что в их атомах происходит по-следовательное заполнение электронных уров-ней s и р. К непереходным металлам относят 22 элемента главных подгрупп а: Li , Na , K , Rb , Cs ,Fr , Be , Mg , Ca , Sr , Ba , Ra , Al , Ga , In , Tl , Ge , Sn , Pb , Sb , Bi , Po .

Переходные металлы располагаются в побоч-ных подгруппах и характеризуются заполнени-ем d - или f -электронных уровней. К d -элементам относятся 37 металлов побочных подгрупп б: Cu , Ag , Au , Zn , Cd , Hg , Sc , Y , La , Ac , Ti , Zr , Hf , Rf , V , Nb , Ta , Db , Cr , Mo , W , Sg , Mn , Tc , Re , Bh , Fe , Co , Ni , Ru , Rh , Pd , Os , Ir , Pt , Hs , Mt .

К f- элементамотносятся 14 лантаноидов (Се, Рr, Nd, Рm, Sm, Еu, Gd, Тb, D у, Но, Ег, Тm, Уb, Lu) и 14 актиноидов (Тh, Ра, U, Np, Рu, Аm, Сm, Вk, Сf, Еs, Fm, Мd, No, Lr).

Среди переходных металлов выделяют так-же редкоземельные металлы (Sc , Y , La и лан-таноиды), платиновые металлы (Ru , Rh , Pd , Оs , Ir , Рt ), трансурановые металлы (N р и элементы с большей атомной массой).

Помимо химической существует также, хотя и не общепринятая, но издавна сложившаяся техническая классификация металлов. Она не так логична, как химическая, - в основе её лежит то один, то другой практически важный признак металла. Железо и сплавы на его основе относят к чёрным металлам, все прочие метал-лы - к цветным. Различают лёгкие (Li , Ве, Мg , Тi и др.) и тяжёлые металлы (Мn , F е, Со, Ni , Сu , Zn , Сd , Hg , Sn , Рb и др.), а также группы тугоплавких (Тi , Zr , Hf , V , Nb , Та, Сr , Мо, W , R е), драгоценных (Аg , Аu , платиновые металлы) и радиоактивных (U , Тh , N р, Рu и др.) металлов. В геохимии выделяют также рассеянные (Ga , Ge , Hf , Re и др.) и редкие (Zr , Hf , Nb , Ta , Mo , W , Re и др.) металлы. Как видно между группами четких границ не существует.

Историческая справка

Несмотря на то, что жизнь человеческого общества без металлов невозможна, никто точно не знает, когда и как человек начал впервые ими пользоваться. Самые древние дошедшие до нас письмена повествуют о примитивных мастерских, в которых выплав-или металл и изготавливали из него изделия. Значит, человек овладел металлами раньше, чем письменность. Раскапывая древние поселения, археологи находят орудия труда и охоты, которыми пользовался человек в те далёкие времена, - ножи, топоры, наконечники для стрел, иглы, рыболовные крючки и многое другое. Чем древнее поселения, тем грубее и при-митивнее были изделия человеческих рук. Са-мые древние изделия из металлов были найдены при раскопках поселений, существовавших около 8 тысяч лет назад. Это были в основном украшения из золота и серебра и наконечники стрел и копий из меди.

Греческое слово «металлон» первоначально оз-начало копи, рудники, отсюда и произошёл тер-мин «металл». В древности считалось, что су-ществует только 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Это число соотносилось с числом известных тогда планет -Солнцем (золото), Луной (серебро), Венерой (медь), Юпитером (олово), Сатурном (свинец), Марсом (железо), Меркурием (ртуть) (см. ри-сунок). По алхимическим представлениям, ме-таллы зарождались в земных недрах под вли-янием лучей планет и постепенно совершенст-вовались, превращаясь в золото.

Человек сначала овладел самородными метал-лами - золотом, серебром, ртутью. Первым ис-кусственно полученным металлом была медь, затем удалось освоить получение сплава меди соловом - бронзы и только позднее - железа. В 1556 г. в Германии была издана книга не-мецкого металлурга Г. Агриколы «О горном де-ле и металлургии» - первое дошедшее до нас детальное руководство по получению металлов. Правда, в то время свинец, олово и висмут ещё считали разновидностями одного металла. В 1789 г. французский химик А. Лавуазье в сво-ём руководстве по химии дал список простых веществ, в который включил все известные тог-да металлы - сурьму, серебро, висмут, кобальт, олово, железо, марганец, никель, золото, пла-тину, свинец, вольфрам и цинк. По мере раз-вития методов химического исследования число известных металлов стало быстро возрастать. В 18 в. было открыто 14 металлов, в 19 в. - 38, в 20 в. - 25 металлов. В первой половине 19 в. были открыты спутники платины, получены пу-тём электролиза щелочные и щёлочноземельные металлы. В середине века методом спектрального анализа были открыты цезий, рубидий, таллий и индий. Блестяще подтвердилось су-ществование металлов, предсказанных Д. И. Мен-делеевым на основе его периодического закона (это галлий, скандий и германий). Открытие радиоактивности в конце 19 в. повлекло за со-бой поиски радиоактивных металлов. Наконец, методом ядерных превращений в середине 20 в. были получены не существующие в природе ра-диоактивные металлы, в частности трансурано-вые элементы.

Физические и химические свойства металлов.

Все металлы - твер-дые вещества (кроме ртути, которая при обычных условиях жидкая), они отличаются от неметаллов особым видом связи (металлическая связь). Валентные электроны слабо связаны с конкретным атомом, и внутри каждого металла существует так называемый электронный газ. Большинство металлов имеют кристаллическую структуру, и металл можно представить как «жесткую» кристаллическую решетку из положительных ионов (катионов). Эти электроны могут более или менее передвигаться по металлу. Они компенсируют силы отталкивания между катионами и, тем самым, связывают их в компактное тело.

Все металлы об-ладают высокой электрической проводимостью (т. е. они про-водники в отличие от неметаллов-диэлектриков), особенно медь, серебро, золото, ртуть и алюминий; высока и теплопро-водность металлов. Отличительным свойством многих метал-лов является их пластичность (ковкость), вследствие чего они могут быть прокатаны в тонкие листы (фольгу) и вытянуты в проволоку (олово, алюминий и др.), однако встречаются и до-статочно хрупкие металлы (цинк, сурьма, висмут).

В промышленности часто используют не чистые металлы, а их смеси, называемые сплавами. В сплаве свойства одного компонента обычно удачно дополняют свойства другого. Так, медь обладает невысокой твердостью и малопригодна для из-готовления деталей машин, сплавы же меди с цинком, назы-ваемые латунью, являются уже достаточно твердыми и широ-ко используются в машиностроении. Алюминий обладает хо-рошей пластичностью и достаточной легкостью (малой плотностью), но слишком мягок. На его основе готовят сплав аюралюмин (дюраль), содержащий медь, магний и марганец. Дюралюмин, не теряя свойств своего алюминия, приобретает высокую твердость и поэтому используется в авиационной технике. Сплавы железа с углеродом (и добавками других металлов) - это известные чугун и сталь.

Металлы очень сильно различаются по плотности: у лития она почти вдвое меньше, чем у воды (0,53 г/см), а у осмия - более чем в 20 раз выше (22,61 г/см 3). Отличаются металлы и по твёрдости. Самые мягкие - щелочные металлы они легко режутся ножом; самый твердый металл - хром - режет стекло. Велика разница температур плавления металлов: ртуть - жидкость при обычных условиях, цезий и галлий плавятся при температуре человеческого тела, а самый тугоплавкий металл - вольфрам имеет температуру плавления 3380 °С. Металлы, температура плавления которых выше 1000 °С, от-носят к тугоплавким металлам, ниже - к легкоплавким. При высоких температурах металлы способны испускать электроны, что используется в электронике и термоэлектрических генераторах для прямого преобразования тепловой энергии в электрическую. Железо, кобальт, никель и гадолиний после помещения их в магнитное поле способны постоянно сохранять состояние намагниченности.

Металлам присуще некоторые и химические свойства. Атомы металлов сравнительно легко отдают валентные электроны и переходят в положительно заряженные ионы. Поэтомц металлы являются восстановителями. В этом, собственно, и состоит их главное и наиболее общее химическое свойство.

Очевидно, металлы как восстановители будут вступать в реакции с различными окислителями, среди которых могут быть простые ве-щества, кислоты, соли менее активных металлов и некоторые другие соединения. Соединения металлов с галогенами называются галогенидами, с серой - сульфидами, с азотом - нитридами, с фосфо-ром - фосфидами, с углеродом - карбидами, с кремнием - сили-цидами, с бором - боридами, с водородом - гидридами и т. д. Многие из этих соединений нашли важное применение в новой тех-нике. Например, бориды металлов используются в радиоэлектрони-ке, а также в ядерной технике в качестве материалов для регулиро-вания нейтронного излучения и защиты от него.

Под действием концентрированных кислот-окислителей на некоторых металлах также образуется устойчивая оксид-ная пленка. Это явление называется пассивацией. Так, в кон-центрированной серной кислоте пассивируются (и не реагиру-ют с ней) такие металлы, как Ве, Вi , Со, F е, Mg , и Nb , а в кон-центрированной азотной кислоте - металлы Аl , Ве, Вi , Со, Сг, F е, Nb , Ni , Рb , Тh и U .

Чем левее расположен металл в этом ряду, тем больши-ми восстановительными свойствами он обладает, т. е. легче окисляется и переходит в виде катиона в раствор, но зато труднее восстанавливается из катиона в свободное состояние.

В ряд напряжений помещен один неметалл - водород, по-скольку это позволяет определить, будет ли данный металл реагировать с кислотами - неокислителями в водном растворе (точнее - окисляться катионами водорода Н +). Например, цинк реагирует с хлороводородной кислотой, так как в ряду напряжений он стоит левее (до) водорода. Напротив, серебро не переводится в раствор хлороводородной кислотой, поскольку оно стоит в ряду напряжений правее (после) водорода. Аналогично ведут себя металлы в разбавлен-ной серной кислоте. Металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода, называют благородными (Ag , Pt , Au и др.)

Периодическая система Д. И. Менделеева подразделяется на... период (исключая первый) начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. Элементы 2 ...

  • Периодическая система элементов Менделеева

    Реферат >> Химия

    II. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона Структура Периодической системы а) ... - неметалл, а висмут - металл ). В Периодической системе типичные металлы расположены в IА группе (Li ...

  • Периодический закон Д.И. Менделеева (2)

    Биография >> Биология

    Соединений. Он определил, что металлам соответствуют основные оксиды и основания, ... и гидроксидов у некоторых металлов вносило путаницу. Классификация была... атомов химических элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева изменяются монотонно, поэтому...

  • Периодическая система и её значение в развитии химии Д.И. Менделеева

    Реферат >> Химия

    Периодов относятся к s-элементам (щелочные и щёлочноземельные металлы ), составляющим Ia- и IIa-подгруппы (выделены... научная основа преподавания химии. Вывод Периодическая система Д. И. Менделеева стала важнейшей вехой в развитии атомно...

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов, свойства.

    Цель урока: 1. на основе положения металлов в ПСХЭ прийти к пониманию особенностей строения их атомов и кристаллов (металлической химической связи и кристаллической металлической решетки). 2.Обобщить и расширить знания о физических свойствах металлов и их классификаций. 3. Развивать умение анализировать, делать выводы исходя из положения металлов в периодической системе химических элементов.

    МЕДЬ Иду на мелкую монету, В колоколах люблю звенеть, Мне ставят памятник за это И знают: имя мое-….

    ЖЕЛЕЗО Пахать и строить - все он может, если ему уголек в том поможет…

    Металлы – это группа веществ с общими свойствами.

    Металлами являются элементы I – III групп главных подгрупп, и IV-VIII групп побочных подгрупп I группа II группа III группа IV группа V группа VI группа VII группа VIII группа Na Mg Al Ti V Cr Mn Fe

    Из 109 элементов ПСХЭ 85 являются металлами: выделены голубым, зелёным и розовым цветом (кроме H и He)

    Положение элемента в ПС отражает строение его атомов ПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРОЕНИЕ ЕГО АТОМОВ Порядковый номер элемента в периодической системе Заряд ядра атома Общее число электронов Номер группы Число электронов на внешнем энергетическом уровне. Высшая валентность элемента, степень окисления Номер периода Число энергетических уровней. Число подуровней на внешнем энергетическом уровне

    Модель атома натрия

    Электронное строение атома натрия

    Задание 2. Составьте схему электронного строения атома алюминия и кальция в тетради самостоятельно по примеру с атомом натрия.

    Вывод: 1. Металлы – элементы, имеющие на внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона, реже 4-6. 2. Металлы – это химические элементы атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители. Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя, большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром.

    Металлическая химическая связь характеризуется: - делокализацией связи, т.к. сравнительно небольшое количество электронов одновременно связывают множество ядер; - валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла, который в целом электронейтрален; - металлическая связь не обладает направленностью и насыщенностью.

    Кристаллические решетки металлов

    Видеоинформация о кристаллах металлов

    Свойства металлов определяются строением их атомов. Свойство металла Характеристика свойства твердость Все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло. плотность Металлы делятся на лёгкие (плотность 5г/см) и тяжелые (плотность больше 5г/см). плавкость Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие электропроводность, теплопроводность Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток. металлический блеск Электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло пластичность. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

    Проверьте усвоение знаний на уроке тестированием 1) Электронная формула кальция. А) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 1 Б) 1S 2 2S 2 2 Р 6 3 S 2 В) 1S 2 2S 2 2 Р 6 3 S 2 3S 6 4S 1 Г) 1S 2 2S 2 2 Р 6 3 S 2 3 Р 6 4 S 2

    Задания теста 2 и 3 2) Электронную формулу 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2 3Р 6 4S 2 имеет атом: а) Nа б) Са в) Сu г) Zn 3) Электропроводность, металлический блеск, пластичность, плотность металлов определяются: а) массой атомов б) температурой плавления металлов в) строением атомов металлов г) наличием неспаренных электронов

    Задания теста 4 и 5 4) Металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют свойства а) окислительные; б) восстановительные; в) и окислительные, и восстановительные; г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях; 5) В периодической системе типичные металлы расположены в: а) верхней части; б) нижней части; в) правом верхнем углу; г) левом нижнем углу;

    Правильные ответы Номер задания Вариант правильного ответа 1 Г 2 Б 3 В 4 Б 5 Г

    Предварительный просмотр:

    Цель и задачи урока:

    1. На основе положения металлов в ПСХЭ подвести учащихся к пониманию особенностей строения их атомов и кристаллов (металлической химической связи и кристаллической металлической решетки), изучить общие физические свойства металлов. Повторить и обобщить знания о химической связи и металлической кристаллической решетке.
    2. Развивать умение анализировать, делать выводы о строении атомов исходя из положения металлов в ПСХЭ.
    3. Развивать умение владеть химической терминологией, чётко формулировать и высказывать свои мысли.
    4. Воспитывать самостоятельность мышления в ходе учебной деятельности.
    5. Формировать интерес к будущей профессии.

    Форма урока:

    комбинированный урок с применением презентации

    Методы и приёмы:

    Рассказ, беседа, демонстрация видео типов кристаллических решеток металлов, тест, составление схем электронного строения атомов, демонстрация коллекции образцов металлов и сплавов.

    Оборудование:

    1. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
    2. Презентация урока на электронном носителе.
    3. Коллекция образцов металлов и сплавов.
    4. Проектор.
    5. Карточки с таблицей «Характеристика строения атома по положению в ПСХЭ»

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент урока .

    II. Постановка и оглашение темы урока, его целей и задач.

    Слайд 1-2

    III. Изучение нового материала.

    Учитель: Человек использовал металлы с древних времён. Кратко об истории использования металлов.

    Сообщение 1 учащегося. Слайд 3

    В начале был век медный .

    К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом была медь.

    Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом , что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжелыми ударами молота. В начале медного века из меди делали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.

    Позже появилось литьё, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.

    Сообщение 2 учащегося. Слайд 3

    Бронза – сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э.

    Сообщение 3 учащегося. Слайд 4

    Третий и последний период первобытной эпохи характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и знаменует собой железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IХ века датским археологом К. Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами «каменный век» и « бронзовый век».

    В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного, почти не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется « небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны.

    И настоящее время продолжается железный век. Ведь в настоящее время железные сплавы составляют почти 90 % всего металлов и металлических сплавов.

    Учитель.

    Золото и серебро – благородные металлы в настоящее время служат для изготовления ювелирных украшений, а также деталей в электронике, авиакосмической промышленности, в судостроении. Где в судоходстве могут применяться эти металлы? Исключительное значение металлов для развития общества обусловлено, конечно, их уникальными свойствами. Назовите эти свойства.

    Продемонстрировать учащимся коллекцию образцов металлов.

    Учащиеся называют такие свойства металлов как электропроводность и теплопроводность, характерный металлический блеск, пластичность, твердость (кроме ртути) и др.

    Учитель задает учащимся ключевой вопрос: а чем же обусловлены эти свойства?

    Ожидаемый ответ: свойства веществ обусловлены строением молекул и атомов этих веществ.

    Слайд 5. Итак, металлы – группа веществ с общими свойствами.

    Демонстрация презентации.

    Учитель: Металлами являются элементы 1-3 групп главных подгрупп, и элементы 4-8 групп побочных подгрупп.

    Слайд 6. Задание 1 . Самостоятельно, используя ПСХЭ, в тетради допишите представителей групп, являющиеся металлами.

    VIII

    Заслушивание ответов учащихся выборочно.

    Учитель: металлами будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.

    Учитель подчеркивает, что в ПСХЭ металлами будут все элементы, расположенные ниже диагонали В - Аt, даже те, у которых на внешнем слое 4 электрона (Gе, Sn, Рb), 5 электронов (Sb, Вi), 6 электронов (Ро), так как они отличаются большим радиусом.

    Таким образом, из 109 элементов ПСХЭ 85 являются металлами. Слайд № 7

    Учитель: положение элемента в ПСХЭ отражает строение атома элемента. С помощью таблиц, которые вы получили в начале урока, охарактеризуем строение атома натрия по его положению в ПСХЭ.
    Демонстрация слайда 8.

    Что представляет собой атом натрия? Посмотрите на приближенную модель атома натрия, в которой видны ядро и электроны, движущиеся по орбитам.

    Демонстрация Слайда 9. Модель атома натрия.

    Напомню вам, как составляется схема электронного строения атома элемента.

    Демонстрация слайда 10. У вас должна получиться следующая схема электронного строения атома натрия.

    Слайд 11 . Задание 2. Составьте схему электронного строения атома кальция и алюминия в тетради самостоятельно по примеру с атомом натрия.

    Учитель проверяет работу в тетради.

    Какой вывод можно сделать об электронном строении атомов металлов?

    На внешнем энергетическом уровне 1-3 электрона. Мы помним, что вступая в химические соединения, атомы стремятся восстановить полную 8-электронный оболочку внешнего энергетического уровня. Для этого атомы металлов легко отдают 1-3 электрона с внешнего уровня, превращаясь в положительно-заряженные ионы. При этом проявляют восстановительные свойства.

    Демонстрация слайда 12. Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители. Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя, большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром.

    Рассмотрим простые вещества – металлы.

    Демонстрация слайда 13.

    Сначала обобщим сведения о типе химической связи, образуемой атомами металлов и строении кристаллической решетки

    1. сравнительно небольшое количество электронов одновременно связывают множество ядер, связь делокализована;
    2. валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла, который в целом электронейтрален;
    3. металлическая связь не обладает направленностью и насыщенностью.

    Демонстрация

    Слайд 14 « Типы кристаллических решёток металлов »

    Слайд 15 Видео кристаллической решетки металлов.

    Учащиеся делают вывод, что в соответствие именно с таким строением металлы характеризуются общими физическими свойствами.

    Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются именно их строением.

    Слайд 16 Свойства металлов определяются строением их атомов

    а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло (демонстрация).

    б) плотность - металлы делятся на лёгкие (5г/см) и тяжелые (больше 5г/см) (демонстрация).

    в) плавкость - металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие (демонстрация).

    г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

    При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.

    Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при повышении температуры электропроводность возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.

    д) металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают, как стекло.

    Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в равной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо – белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый свет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме АI и Мg, теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.

    е) пластичность . Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Учитель: мы рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Теперь для закрепления предлагаем выполнить тест.

    Слайды 15-16-17.

    1) Электронная формула кальция.

    1. а) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 1
    2. б) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2
    3. в) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2 3S 6 4S 1
    4. г) 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2 3Р 6 4S 2

    2) Электронную формулу 1S 2 2S 2 2Р 6 3S 2 3Р 6 4S 2 имеет атом:

    1. а) Nа
    2. б) Са
    3. в) Сu
    4. г) Zn

    3) Электропроводность, металлический блеск, пластичность, плотность металлов определяются:

    1. а) массой металла
    2. б) температурой плавления металлов
    3. в) строением атомов металлов
    4. г) наличием неспареных электронов

    4) Металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют свойства

    1. а) окислительные;
    2. б) восстановительные;
    3. в) и окислительные, и восстановительные;
    4. г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях;

    5) В периодической системе типичные металлы расположены в:

    1. а) верхней части;
    2. VI. Домашнее задание.

      Строение атомов металлов, их физические свойства


      Положение металлов в периодической системе

      Если в таблице Д. И. Менделеева провести диагональ от бора к астату, то в главных подгруппах под диагональю окажутся атомы-металлы, а в побочных подгруппах все элементы ― металлы. Элементы, расположенные вблизи диагонали, обладают двойственными свойствами: в некоторых своих соединениях ведут себя как металлы; в некоторых ― как неметаллы.

      Строение атомов металлов

      В периодах и главных подгруппах действуют закономерности в изменении металлических свойств.

      Атомы многих металлов имеют 1, 2 или 3 валентных электрона, например:

      Na (+ 11): 1S2 2S22p6 3S1

      Са (+ 20): 1S2 2S22p6 3S23p63d0 4S2

      Щелочные металлы (1 группа, главная подгруппа): ...nS1.

      Щелочно-земельные (2 группа, главная подгруппа): ...nS2.

      Свойства атомов–металлов находятся в периодической зависимости от их местоположения в таблице Д. И. Менделеева.

      https://pandia.ru/text/78/392/images/image002_81.jpg" width="298" height="113">

      а ― медь; б ― магний; в ― α-модификация железа

      Атомы металлов стремятся отдать свои внешние электроны. В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются, и этот процесс происходит непрерывно. Металлы имеют кристаллическую решетку, в узлах которой находятся атомы или ионы (+); между ними находятся свободные электроны (электронный газ). Схему связи в металле можно отобразить так:

      М0 ↔ nē + Мn+,

      атом ― ион

      где n ― число внешних электронов, участвующих в связи (у Na ― 1 ē , у Са ― 2 ē , у Al ― 3 ē ).

      Наблюдается этот тип связи в металлах ― простых веществах-металлах и в сплавах.

      Металлическая связь ― это связь между положительно заряженными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов.

      Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, но и некоторое отличие, поскольку металлическая связь основана на обобществлении электронов (сходство), в обобществлении этих электронов принимают участие все атомы (отличие). Именно поэтому кристаллы с металлический связью пластичны, электропроводны и имеют металлический блеск. Однако в парообразном состоянии атомы металлов связаны между собой ковалентной связью, пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных).

      Общая характеристика металлов

      Способность атомов отдавать электроны (окисляться)

      ← Возрастает

      Взаимодействие с кислородом воздуха

      Быстро окисляются при обычной температуре

      Медленно окисляются при обычной температуре или при нагревании

      Не окисляются

      Взаимодействие с водой

      При обычной температуре выделяется Н2 и образуется гидроксид

      При нагревании выделяется Н2

      Н2 из воды не вытесняют

      Взаимодействие с кислотами

      Вытесняют Н2 из разбавленных кислот

      Не вытесняют Н2 из разбавленных кислот

      Реагируют с конц. и разб. HNO3 и с конц. H2SO4 при нагревании

      С кислотами не реагируют

      Нахождение в природе

      Только в соединениях

      В соединениях и в свободном виде

      Главным образом в свободном виде

      Способы получения

      Электролиз расплавов

      Восстановлением углем, оксидом углерода(2), алюмотермия, или электролиз водных растворов солей

      Способность ионов присоединять электроны (восстанавливаться)

      Li K Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb (H) Cu Hg Ag Pt Au

      Возрастает →

      Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов

      Общие физические свойства металлов

      Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

      Ковкость, пластичность

      Механическое воздействие на кристалл металла вызывает смещение слоев атомов. Так как электроны в металле перемещаются по всему кристаллу, то разрыва связей не происходит. Пластичность уменьшается в ряду Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn, Fe . Золото, например, можно прокатывать в листы толщиной не более 0,001 мм, которые используют для позолоты различных предметов. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад поковали в фольгу из олова, которая так и называлась ― станиоль. Однако не обладают пластичностью Mn и Bi: это хрупкие металлы.

      Металлический блеск

      Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg . Самые блестящие металлы ― это Hg (из нее изготовляли в средние века знаменитые «венецианские зеркала»), Ag (из него теперь с помощью реакции «серебряного зеркала» изготовляют современные зеркала). По цвету (условно) различают металлы черные и цветные. Среди последних выделим драгоценные ― Au, Ag, Pt. Золото ― металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли замечательные пасхальные яйца Фаберже.

      Звон

      Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков (вспомните Царь-колокол в Московском Кремле). Самые звонкие металлы ― это Au, Ag, Cи. Медь звенит густым, гудящим звоном ― малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, где выплавлялись первые церковные колокола. В России потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. В некоторых русских ломбардах определяли подлинность принимаемых на комиссию золотых колец по звону золотого обручального кольца, подвешенного на женском волосе (слышен очень долгий и чистый высокий звук).

      При нормальных условиях все металлы, кроме ртути Hg, ― твердые вещества. Самый твердый из металлов ― хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие ― щелочные металлы, они режутся ножом. Щелочные металлы хранят с большими предосторожностями ― Na ― в керосине, а Li ― в вазелине из-за своей легкости, керосин ― в стеклянной баночке, баночка ― в асбестовой крошке, асбест ― в жестяной баночке.

      Электропроводность

      Хорошая электрическая проводимость металлов объясняется присутствием в них свободных электронов, которые под влиянием даже небольшой разности потенциалов приобретают направленное движение от отрицательного полюса к положительному. С повышением температуры усиливаются колебания атомов (ионов), что затрудняет направленное движение электронов и тем самым приводит к уменьшению электрической проводимости. При низких же температурах колебательное движение, наоборот, сильно уменьшается и электрическая проводимость резко возрастает. Вблизи абсолютного нуля металлы проявляют сверхпроводимость. Наибольшей электрической проводимостью обладают Ag, Cu, Au, Al, Fe; худшие проводники ― Hg, Pb, W.

      Теплопроводность

      При обычных условиях теплопроводность металлов изменяется в основном в такой же последовательности, как их электрическая проводимость. Теплопроводность обусловливается высокой подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры в массе металла. Наибольшая теплопроводность ― у серебра и меди, наименьшая ― у висмута и ртути.

      Плотность

      Плотность металлов различна. Она тем меньше, чем меньше атомная масса элемента-металла и чем больше радиус его атома. Самый легкий из металлов ― литий (плотность 0,53 г/см3), самый тяжелый ― осмий (плотность 22,6 г/см3). Металлы с плотностью меньше 5 г/см3 называются легкими, остальные ― тяжелыми.

      Разнообразны температуры плавления и кипения металлов. Самый легкоплавкий металл ― ртуть (tкип = -38,9°С), цезий и галлий ― плавятся соответственно при 29 и 29,8°С. Вольфрам ― самый тугоплавкий металл (tкип = 3390°С).

      Понятие аллотропии металлов на примере олова

      Некоторые металлы имеют аллотропные модификации.

      Например, олово различают на:

      · α-олово, или серое олово («оловянная чума» ― превращение обычного β-олова в α-олово при низких температурах стало причиной гибели экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, который потерял все горючее, так как оно хранилось в баках, запаянных оловом), устойчиво при t <14°С, серый порошок.

      · β-олово, или белое олово (t = 14 ― 161°С) очень мягкий металл, но тверже свинца, поддается литью и пайке. Используется в сплавах, например, для изготовления белой жести (луженого железа).

      Электрохимический ряд напряжений металлов и два его правила

      Расположение атомов в ряд по их реакционной способности может быть представлен следующим образом:

      Li, K,Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, Н2 , Сu, Hg, Ag, Pt, Au .

      Положение элемента в электрохимическом ряду показывает, насколько легко он образует ионы в водном растворе, т. е. его реакционную способность. Реакционная способность элементов зависит от способности принимать или отдавать электроны, участвующие в образовании связи.

      1-е правило ряда напряжений

      Если металл стоит в этом ряду до водорода , он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет.

      Например, Zn, Mg, Al давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до H ), а Cu нет (она после H ).

      2-е правило ряда напряжений

      Если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли.

      Например, CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

      В таких случаях положение металла до или после водорода может не иметь значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:

      Cu + 2AgNO3 = 2Ag + Cu(NO3)2.

      Общие химические свойства металлов

      В химических реакциях металлы являются восстановителями (отдают электроны).

      Взаимодействие с простыми веществами .

      1. С галогенами металлы образуют соли ― галогениды:

      Mg + Cl2 = MgCl2;

      Zn + Br2 = ZnBr2.

      2. С кислородом металлы образуют оксиды:

      4Na + O2 = 2 Na2O;

      2Cu + O2 = 2CuO.

      3. С серой металлы образуют соли ― сульфиды:

      4. С водородом самые активные металлы образуют гидриды, например:

      Са + Н2 = СаН2.

      5. с углеродом многие металлы образуют карбиды:

      Са + 2С = СаС2.

      Взаимодействие со сложными веществами

      1. Металлы, находящиеся в начале ряда напряжений (от лития до натрия), при обычных условиях вытесняют водород из воды и образуют щелочи, например:

      2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 .

      2. Металлы, расположенные в ряду напряжений до водорода, взаимодействуют с разбавленными кислотами (НCl, Н2SO4 и др.), в результате чего образуются соли и выделяется водород, например:

      2Al + 6НCl = 2AlCl3 + 3H2 .

      3. Металлы взаимодействуют с растворами солей менее активных металлов, в результате чего образуется соль более активного металла, а мене активный металл выделяется в свободном виде, например:

      CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

      Металлы в природе.

      Нахождение металлов в природе.

      Большинство металлов встречается в природе в виде различных соединений: активные металлы находятся только в виде соединений; малоактивные металлы ― в виде соединений и в свободном виде; благородные металлы (Аg, Рt, Аu...) в свободном виде.

      Самородные металлы обычно содержатся в небольших количествах в виде зерен или вкраплений в горных породах. Изредка встречаются и довольно крупные куски металлов ― самородки. Многие металлы в природе существуют в связанном состоянии в виде химических природных соединений ― минералов . Очень часто это оксиды, например минералы железа: красный железняк Fe2O3, бурый железняк 2Fe2O3 ∙ 3Н2О, магнитный железняк Fe3O4.

      Минералы входят в состав горных пород и руд. Рудами называют содержащие минералы природные образования, в которых металлы находятся в количествах, пригодных в технологическом и экономическом отношении для получения металлов в промышленности.

      По химическому составу минерала, входящего в руду, различают оксидные, сульфидные и другие руды.

      Обычно перед получением металлов из руды ее предварительно обогащают ― отделяют пустую горную породу, примеси, в результате образуется концентрат, служащий сырьем для металлургического производства.

      Способы получения металлов.

      Получение металлов из их соединений ― это задача металлургии. Любой металлургический процесс является процессом восстановления ионов металла с помощью различных восстановителей, в результате чего получаются металлы в свободном виде. В зависимости от способа проведения металлургического процесса различают пирометаллургию, гидрометаллургию и электрометаллургию.

      Пирометаллургия ― это получение металлов из их соединений при высоких температурах с помощью различных восстановителей: углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов (алюминия , магния) и др.

      Примеры восстановления металлов

      ZnO + C → Zn + CO2;

      · оксидом углерода:

      Fe2O3 + 3CO → 2Fe + 3CO2;

      · водородом:

      WO3 + 3H2 → W + 3Н2О;

      CoO + H2 → Co + Н2О;

      · алюминием (алюмотермия):

      4Al + 3MnO2 → 2Al2O3 + 3Mn;

      Cr2O3 + 2Al = 2Al2O3 + 2Cr;

      · магнием:

      TiCl4 + 2Mg = Ti + 2MgCl2.

      Гидрометаллургия ― это получение металлов, которое состоит из двух процессов: 1) природное соединение металла растворяется в кислоте, в результате чего получается раствор соли металла; 2) из полученного раствора данный металл вытесняется более активным металлом. Например:

      1. 2CuS + 3О2 = 2CuO + 2SО2.

      CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O.

      2. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.

      Электрометаллургия ― это получение металлов при электролизе растворов или расплавов их соединений. Роль восстановителя в процессе электролиза играет электрический ток.

      Общая характеристика металлов IА-группы.

      К металлам главной подгруппы первой группы (IА-группы) относятся литий (Li), натрий (Na), калий (K), рубидий (Rb), цезий (Cs), франций (Fr). Эти металлы называются щелочными, так как они и их оксиды при взаимодействии с водой образуют щелочи.

      Щелочные металлы относятся к s-элементам. На внешнем электронном слое у атомов металлов один s-электрон (ns1).

      Калий, натрий ― простые вещества

      Щелочные металлы в ампулах:
      а - цезий; б - рубидий; в - калий; г – натрий

      Основные сведения об элементах IА группы

      Li литий

      Na натрий

      K калий

      Rb рубидий

      Cs цезий

      Fr франций

      Атомный номер

      Степень окисления

      Основные природные соединения

      Li2O·Al2O3· 4SiO2 (сподумен); LiAl(PO4)F, LiAl(PO4)OH (амблигонит)

      NaCl (поварен-ная соль); Na2SO4· 10H2O (глауберо-ва соль, мираби-лит); КCl·NaCl (сильви-нит)

      КCl (сильвин), КCl·NaCl (сильвинит); K (калиевый полевой шпат, ортоглаз); KCl·MgCl2·6H2O (карналлит) ― содержится в растениях

      В качестве изоаморф-ной примеси в минералах калия ― сильвини-те и кар-наллите

      4Cs2O·4Al2O3·18 SiO2· 2H2O (полу-цит); спутник минера-лов калия

      Продукт α-распада актиния

      Физические свойства

      Калий и натрий ― мягкие серебристые металлы (режутся ножом); ρ(К) = 860 кг/м3, Тпл(К) = 63,7°С, ρ(Na) = 970 кг/м3, Тпл(Na) = 97,8°С. Обладают высокой тепло - и электропроводностью, окрашивают пламя в характерные цвета: К ― в бледно-фиолетовый цвет, Na ― в желтый цвет.

      https://pandia.ru/text/78/392/images/image005_57.jpg" alt="Растворение оксида серы (IV) в воде" width="312" height="253 src=">Реакция серы с натрием

      Взаимодействие со сложными веществами:

      1. 2Na + 2Н2О → 2NaОН + Н2.

      2. 2Na + Na2О2 → 2Na2О.

      3. 2Na + 2НCl → 2NaCl + Н2.

      Целлюлозно-бумажная промышленность" href="/text/category/tcellyulozno_bumazhnaya_promishlennostmz/" rel="bookmark">производства бумаги , искусственных тканей, мыла, для чистки нефтепроводов, в производстве искусственного волокна, в щелочных аккумуляторах.

      Нахождение соединений металлов IA группы в природе.

      Соли NaCl ― хлорид натрия, NaNO3 ― нитрат натрия (чилийская селитра), Na2СО3 ― карбонат натрия (сода), NaНСО3 ― гидрокарбонат натрия (пищевая сода), Na2SO4 ― сульфат натрия, Na2SO4·10Н2О ― глауберова соль, КCl ― хлорид калия, КNO3 ― нитрат калия (калийная селитра), К2SO4 ― сульфат калия, К2СО3 ― карбонат калия (поташ) ― кристаллические ионные вещества, почти все растворимые в воде. Соли натрия и калия проявляют свойства средних солей:

      · 2NaCl(тв.) + Н2SO4(конц.) → Na2SO4 +2НCl ;

      · КCl + AgNo3 → KNO3 + AgCl ↓;

      · Na2СО3 + 2НCl → NaCl + CO2 + Н2О;

      · К2СО3 + Н2О ↔ KHCO3 + KOH;

      · СО32- + Н2О ↔ HCO3- + OH - (среда щелочная, рН < 7).

      Кристаллы поваренной соли

      Соляная шахта

      Na2СО3 служит для производства бумаги, мыла, стекла;

      NaНСО3 ― в медицине, кулинарии, в производстве минеральных вод, в огнетушителях ;

      К2СО3 ― для получения жидкого мыла и стекла;

      Поташ – карбонат калия

      NaNO3, КNO3, КCl, К2SO4 ― важнейшие калийные удобрения.

      https://pandia.ru/text/78/392/images/image013_35.gif" align="left" width="278" height="288 src=">

      Морская соль содержит 90-95 % NaCl (хлорид натрия) и до 5 % других минералов: соли магния, соли кальция, соли калия, соли марганца, соли фосфора, соли йода и др. Все вместе свыше 40 полезных элементов таблицы Менделеева – все это существует в морской воде.

      Мертвое море

      Есть в нем что-то необычайное, почти фантастическое. В восточных землях даже самый крошечный ручеек влаги – источник жизни, там цветут сады, зреют злаки. Но эта вода убивает все живое.

      Многие народы побывали на этих берегах: арабы, иудеи, греки, римляне; каждый из них называл это огромное озеро на своем языке, но смысл имени был один: мертвое, гиблое, безжизненное.

      Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые, изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то-сила сорвала с них естественный покров, и обнажилась мускулатура земли.

      Мы решили искупаться, но вода оказалась холодной, мы лишь умылись густой, струящейся, как крутой рассол, водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться. В этом море нельзя утонуть: густая вода сама удерживает человека на поверхности.

      Иногда из Иордана в Мертвое море заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком солевом панцире.
      Это море может стать источником богатства для народа. Ведь это гигантская кладовая минеральных солей.


      Каждый литр воды Мертвого моря содержит 275 граммов солей калия, натрия, брома, магния, кальция. Запасы минерального сырья исчисляются здесь в 43 миллиарда тонн. Бром и поташ можно добывать чрезвычайно дешево, и ничто не ограничивает масштабов производства. Страна располагает огромными запасами фосфатов, которые имеют большой спрос на мировом рынке, а добывается их ничтожное количество.

      Общая характеристика элементов IIА-группы.

      К металлам главной подгруппы второй группы (IIА-группы) относятся бериллий (Be), магний (Mg), кальций (Ca), стронций (Sr), барий (Ba), радий (Ra). Эти металлы называются щелочноземельными, так как их гидроксиды Ме(ОН)2 обладают щелочными свойствами, а их оксиды МеО по своей тугоплавкости сходны с оксидами тяжелых металлов, называвшимися раньше «землями».

      Щелочноземельные металлы относятся к s-элементам. На внешнем электронном слое у атомов металлов два s-электрона (ns2).

      Основные сведения об элементах IIА-группы

      Be бериллий

      Mg магний

      Ca кальций

      Sr стронций

      Ba барий

      Ra радий

      Атомный номер

      Строение внешних электрон-ных оболочек атомов

      где n = 2, 3, 4, 5, 6, 7, n ― номер периода

      Степень окисления

      Основные природные соединения

      3BeO· Al2O3· 6SiO2 (берилл); Be2SiO4 (фенакит)

      2MgO·SO2 (оливин); MgCO3 (магне-зит); MgCO3· CaCO3 (доломит); MgCl2·KCl·6H2O (карнал-лит)

      CaCO3 (кальцит), СaF2― флюорит, СaO·Al2O3· 6SiO2 (анортит); CaSO4·2H2O (гипс); MgCO3·CaCO3 (доломит), Сa3(PO4)2 ― фосфорит, Сa5(PO4)3Х (Х = F, Cl, OH) ― апатит

      SrCO3 (строн-цианит), SrSO4 (целестин)

      ВaCO3 (батерит) ВaSO4 (барит, тяжелый шпат)

      В составе урано-вых руд

      Щелочноземельные ― легкие серебристо-белые металлы. Стронций имеет золотистый оттенок, значительно тверже щелочных металлов. Барий по мягкости напоминает свинец. На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.

      Кальций ― простое вещество

      Физические свойства

      Природный кальций ― смесь стабильных изотопов. Наиболее распространен кальций ―,97 %). Кальций ― серебристо-белый металл; ρ = 1550 кг/м3, Тпл = 839°С. Окрашивает пламя в оранжево-красный цвет.

      Химические свойства

      Взаимодействие с простыми веществами (неметаллами):

      1. С галогенами: Сa + Cl2 → СaCl2 (хлорид кальция).

      2. С углеродом: Сa + 2C → СaC2 (карбид кальция).

      3. С водородом: Сa + Н2 → СaН2 (гидрид кальция).

      Соли : СaСО3 карбонат кальция ― одно из самых распространенных на Земле соединений: мел, мрамор, известняк. Самый важный из этих минералов ― известняк. Он сам является прекрасным строительным камнем, кроме того, он является сырьем для получения цемента, гашеной извести, стекла, и др.

      Известковой щебенкой укрепляют дороги, а порошком уменьшают кислотность почв.

      Природный мел представляет собой останки раковин древних животных. Он используется как школьные мелки, в составе зубных паст, для производства бумаги и резины.

      https://pandia.ru/text/78/392/images/image040_7.jpg" width="250" height="196">

      Физические свойства

      Железо ― серебристо-белый или серый металл, твердый, с высокой пластичностью, тепло - и электропроводностью, тугоплавкий; ρ = 7874 кг/м3, Тпл = 1540°С. В отличие от других металлов, железо способно намагничиваться, оно обладает ферромагнетизмом.

      Химические свойства

      Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами.

      Взаимодействие железа с кислородом

      а) при нагревании (горение), б) при н. у. (коррозия)

      Химические свойства железа

      При н. у .

      При нагревании

      Реакция

      3FeSO4 + 2K3 = Fe32↓ + 3K2SO4 (турбуленова синь ― тёмно-синий осадок).

      1. 4FeCl3 + 3K4 = Fe43↓ + 12KCl (берлинская лазурь ― тёмно-синий осадок).

      2. FeCl3 + 3NH4CNS ⇆ Fe(CNS)3 + 3NH4Cl (роданид Fe кроваво-красный + нашатырь).

      Биологическая роль железа

      Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь, зависит цвет крови. В организме взрослого человека содержится 3 г железа, из них 75 % входят в состав гемоглобина, благодаря которому осуществляется важнейший биологический процесс ― дыхание. Железо необходимо и для растений. Оно участвует в окислительных процессах протоплазмы, при дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав. Железо издавна применяется в медицине для лечения малокровия, при истощении, упадке сил.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: