Какой пост в июне у православных. Календарь постов и трапез

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2017 году он длится 30 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Пост называется Петровым в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским.

Даты Петрова поста

Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), на следующий день после праздника Всех святых. Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. В 2017 году пост начинается 12 июня.

Заканчивается Петров пост всегда 12 июля (11 июля - последний день поста). Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.

Что можно есть в Петров пост

Петров пост - нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо, яйца и молочные продукты тем, кто постится по всей строгости, есть нельзя. При этом если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Праздник, которым завершается пост, - день памяти святых апостолов Петра и Павла - не входит в сам пост. Но если он попадает на среду или пятницу, то поститься нужно. В 2017 году 12 июля - среда, день постный, но разрешается рыба.

История Петрова поста

Мы знаем о Петровом посте с самых первых веков христианства. Впервые мы читаем о нем в в «Апостольском предании» святого Правда, тогда христиане не связывали этот пост с именем Петра и Павла. Он существовал для тех, кто по какой-то причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

В Константинополе и Риме построили храмы во имя апостолов Петра и Павла. В Константинополе храм освятили в день памяти апостолов - 12 июля по новому стилю.

С IV века многие святые отцы писали в своих трудах об Апостольском посте: например, Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский.

Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа - к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, - истинно. То есть пост - это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, - соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

12 июня у православных верующих начинается Петров (Апостольский) пост.

Начало Петрова поста

Какого числа будет Петров пост в 2017 году? В 2017 году Петров пост длится с 12 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2017 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто, значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.

Пост является неотъемлемой частью христианской веры. Это добровольный отказ от душевного и телесного насыщения. Другими словами, воздержание. В такое время человек ограничивает себя в удовольствиях, увеселениях, еде и напитках ради молитвы и богоугодных дел. В православном христианстве время проведения постов приравнивается к праздникам. Иногда количество постных дней доходит до двух сотен.

Основные сведения

Ежегодно все верующие христиане соблюдают 4 многодневных и 3 однодневных поста. Все одни приравниваются к великим торжествам церкви. Также до нашего времени сохранилась традиция поститься по пятницам и средам. Исключением стали дни сплошных седмиц, когда от пищи ограничивать себя нельзя.

Важной составляющей любого поста считается скромное питание, хотя на фоне духовного очищения это лишь некое дополнение к полной гармонии с собой. При этом очень часто переход на употребление более скромной пищи улучшает здоровье человека. Следует запомнить, что во время любого без исключения поста запрещается употреблять пищу животного происхождения: мясо, рыба и яйца. Ни в коем случае нельзя употреблять молочные продукты: сметану, кефир, масло, ряженку и тому подобное. Также во время поста нельзя питаться жирными десертами, фастфудом и сладкой выпечкой. Ещё неплохо ограничить употребление соли, специи в блюдах и сахара. А вот алкоголь в виде не креплёного вина допускается лишь по субботам и воскресеньям, или же в дни памяти святых.

Также в календаре можно отметить такой рацион, как сухоядение. Это означает, что человек должен отказаться от любой пищи, которая перед этим проходила тепловую обработку. Чаще всего в такой рацион входить хлеб, сухофрукты, мёд, орехи, сырые фрукты и овощи. Обычно сухоядение используется во время поста лишь старообрядцами, да монахами. В вот в миру подобное воздержание присуще священникам.

Период отдыха между постами называется мясоедами и лучше знать наперёд, какого числа он начинается. В это время разрешается использовать пищу животного происхождения. Мясоед человеку нужен в обязательно порядке, чтобы организм смог восстановить необходимый уровень белка в организме, и самых важных витаминов. Правда, не стоит относиться к тому слишком уж фанатично, и при любой подходящей возможности заниматься чревоугодием. После воздержания резкое переедание жирной и сладкой пищей может привести к резкому скачку сахара в крови.

Календарь постов

Великий пост – 27.02-15.04

Самый важный пост в 2017 году для всех христиан. Он предшествует празднику Пасхи и чтит собой память Иисуса Христа. В будние дни пищу можно принимать лишь один раз в день в холодном (понедельник, среда и пятница) или же тёплом виде (четверг, вторник). На выходных кушать можно два раза в день и даже употреблять не креплёное вино. Столь строгие правила воздержание необходимо особенно тщательно соблюдать в первую и последнюю неделю этого поста. 27 февраля, а также 14 и 15 апреля принимать пищу не разрешается вообще. Если вам нельзя голодать по состоянию здоровья, стоит просто использовать в пищу исключительно овощи, орехи и необработанные фрукты.

Горячую еду с маслом можно употреблять лишь в дни памяти великих святых, которые обычно припадают на понедельник, вторник или четверг. Если же подобные праздники приходятся на среду или же четверг, не стоит добавлять в еду масла, хотя вино пить можно. А вот рыбу можно кушать 7 апреля на день Благовещения, и 9 апреля, когда в 2017 году проходит Вербное Воскресенье.

1. Понедельник – сухоядение.

3. Среда – сухоядение.

5. Пятница – сухоядение.

Петров пост – 12.06-11.07

Главным отличием Петровского поста от Великого является возможность употребление рыбы. Этот пост посвящается памяти Петра и Павла – двух учеников Христа. Период воздержания должен начинаться через 7 дней после троицы, при этом само питание уже не будет такое строгое, как во время Великого поста. К примеру, в понедельник можно использовать горячую пищу с маслом. В день рождения Иона Предтечи 7 июня можно добавить в рацион рыбу. Подавать дары моря к столу лучше в отварном, запечённом или тушенном виде. А вот жареную рыбу церковь строго запрещает. По выходных можно выпить немного вина.


2. Вторник – блюда из рыбы.
3. Среда – сухоядение.
4. Четверг – блюда из рыбы.
5. Пятница – сухоядение.
6. Суббота – блюда из рыбы.

Этот пост установлен церковью в честь Девы Марии. В 2017 году верующие будут чтить память этой святой через ограничение в пище и развлечениях. В период проведения двухнедельного поста режим питания является довольно простым. В понедельник, среду и пятницу разрешается употреблять лишь холодную сухую пищу, тогда как во все остальные дни допускается горячая пища без масла.

19 августа – праздник Преображения Господня считается рыбным днём. Этот день именуют Спасом, которых в православном календаре всего 3.

1. 14 августа – Медовый спас или Происхождение Креста Господня. В этот день в церкви освящается продукция пасек, которую в этот день можно свободно употреблять.

2. 19 августа – Яблочный Спас или Преображение Господне. В этот праздник в церковь несут фрукты, которые обязательно должны быть в рационе.

1. Понедельник – сухоядение.
2. Вторник – горячая пища без добавления масла.
3. Среда – сухоядение.
4. Четверг – горячая пища без добавления масла.
5. Пятница – сухоядение.
6. Суббота – горячая пища с маслом.
7. Воскресенье – горячая пища с маслом.

Рождественский пост – 28.11-06.01

Зимний пост приурочивается к празднику Рождества Иисуса Христа. Период длительного воздержания начинается в Филиппов день и заканчивается на светлый Сочельник. В первую неделю поста меню полностью совпадает с Петровским постом. Правда, рыба в это время запрещается категорически.

4 декабря отмечается Введения во Храм Пресвятой Богородицы – великий праздник, в честь которого нас тол можно подавать блюда из рыбы, горячую пищу с маслом и вино. После Николая из рациона вновь исключается рыба. А вот после встречи Нового 2017 года, масло в пищу можно добавлять только по выходным. 6 января стоит воздерживать от пищи на протяжении всего дня, пока на небе не появится первая звезда. В этот день лучше молиться и пить воду. На праздничный ужин обычно готовится кутья, а в качестве напитка выступает узвар.

1. Понедельник – горячая пища без добавления масла.
2. Вторник – блюда из рыбы.
3. Среда – сухоядение.
4. Четверг – блюда из рыбы.
5. Пятница – сухоядение.
6. Суббота – блюда из рыбы.
7. Воскресенье – блюда из рыбы.

1. Понедельник – горячая пища без добавления масла.
2. Вторник – горячая пища с маслом.
3. Среда – сухоядение.
4. Четверг – горячая пища с маслом.
5. Пятница – сухоядение.
6. Суббота – блюда из рыбы.
7. Воскресенье – блюда из рыбы.


Со 2 января по 6 января

1. Понедельник – сухоядение.

2. Вторник – горячая пища без добавления масла.
3. Среда – сухоядение.
4. Четверг – горячая пища без добавления масла.
5. Пятница – сухоядение.
6. Суббота – горячая пища с маслом.
7. Воскресенье – горячая пища с маслом.

Пост по средам и пятницам

Как среда, так и пятница считаются еженедельными однодневными постами. Воздержание от пищи в среду приурочивается к предательству Христа Иудой, а по пятницам люди поминают мучения Христа на кресте. В эти дни строго запрещается употреблять любую пищу животного происхождения. Если же на любой из этих дней припадает день памяти какого-то святого, то запрет на вкушение пищи с растительным маслом снимается. В самые крупные христианские праздники также можно добавить в рацион рыбу. Ещё ограничение относительно питание снимается в период Сплошных седмиц:

  • 7-18 января – период Рождественских Святков;
  • 6-12 февраля – Седмица Мытаря и фарисея;
  • 20-26 февраля – Масленица или Сырная седмица, когда нельзя есть мясо;
  • 17-23 апреля – Светлая или Пасхальная седмица;
  • 5-11 июня – Троицкая седмица.

Однодневные посты

В православном календаре есть дополнительные 3 праздничных дня, когда также нужно поститься. Верующим в это время нельзя употреблять пищу животного происхождения и рыбу. А вот горячая пища с растительным маслом разрешается.

1. 18 января – сочельник перед Крещением. В этот день стоит готовиться к предстоящему празднику, не кушать и не пить до того момента, пока с церкви не вынесут свечу после утренней литургии. В этот день также принято варить кутью и узвар. Все остальные блюда на столе должны обязательно быть постными, тогда как общее их количество должно ровняться семи, девяти или же двенадцати.

2. 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день 2017 года все православные поминают смерть Иоанна Крестителя, которому по указу царя Ирода отрезали голову. В этот день нельзя ничего резать, поэтому любое блюдо стоит приготовить заранее. Также не следует ставить на стол пищу в посуде круглой формы. Обычно в эти дни предпочитают есть пироги, овсяные кисели и грибную юшку.

3. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня. В этот день христиане по всему миру поминают Иисуса Христа, которого подвергали пыткам на кресте. Также в это время 2017 года запрещается употреблять пищу животного происхождения.

Стоит отметить, что существуют некоторые группы верующих, для которых запреты во время поста могут быть немного послаблены. Это беременные женщины, кормящие матери и дети возрастом до 14 лет. Также на послабление могут рассчитывать пожилые и больные люди, а также все те, кто занимается тяжёлым физическим трудом. Правда, перед этим стоит всё равно заранее поговорить с вашим духовным наставником.

В завершение стоит отметить, что главным образом пост направлен на покаяние и смирение, поэтому даже если вы не можете отказаться от некоторой еды, просто молитесь. Поверьте, вас всегда услышат.

Православный календарь содержит два годичных круга событий: , все даты которого твёрдо установлены в , и , все события которого установлены относительно дня празднования .

День Пасхи вычисляется по (Александрийской ) и празднуется одновременно всеми Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются , который в XX-XXI веках на 13 дней отличается . Так, начало церковного года (), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают . Так, празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Календарь на вашем сайте

Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки):

Великий пост - одно из самых важных событий в православном церковном календаре. Он призван духовно подготовить человека ко встрече с самым светлым праздником, Пасхой.

Любой пост — это время строгого воздержания. Священнослужители выделяют 5 вещей, от которых необходимо отказаться в Великий пост . Это не только жирная и животная пища, но и развлечения, которые делают нас рабами телевидения, интернета. Это также и вредные привычки, которые губят нашу душу и тело. В Великий пост очищается внутренний мир, поэтому телом нужно заниматься в последнюю очередь.

Суть Великого поста

Некоторые исторические источники утверждают, что первые зачатки Великого поста были еще при жизни апостолов, которые молились в течении 40 дней Господу в честь чудесного Воскресения Господнего. Они, как никто другой, знали, что чувствует и испытывает Иисус Христос, который молился в то время в пустыне, будучи отшельником. На это у него ушло 40 дней и ночей.

Тот вид, который пост имеет сейчас, он приобрел сравнительно недавно. Около двухсот лет в православии пост соблюдается примерно по тем же правилам, что существуют сейчас. Его цель — повышение духовности, избавление от пороков и сближение с Богом. Многие ошибочно полагают, что строгой диетой они исполняют все законы Божьи, но этот пункт имеет самый низкий приоритет в списке того, нужно делать на Великий пост. Вообще, сначала идет подготовка в самому посту. Для этого есть 4 недели или, как их называют, седмицы:

  • Первая неделя : неделя о Закхее;
  • Вторая неделя: о Мытаре и Фарисее;
  • Третья неделя : о блудном сыне;
  • Четвертая неделя: о Страшном Суде.

Каждая неделя посвящена чему-то очень важному. Первые три проливают свет на грехи человечества, от которых никуда не деться. Последняя неделя напоминает нам о том, что наступит момент, когда каждый ответит за свои деяния перед Богом на Страшном Суде, который произойдет в конце времён. Подробности и предпосылки его описаны в книге Апокалипсиса.

Начиная с первого дня поста и заканчивая последним днем страстной недели, люди должны забывать все плохое и открывать свое сердце для добра. Помогайте близким, не ругайтесь с ними и не совершайте никакого зла. Молитесь чаще и, наконец, соблюдайте строгие правила питания.

Каждая неделя поста наполнена уникальным смыслом:

  • в первую неделю молятся о всех, кто умер за веру в Христа и о всех живущих христианах;
  • во вторую неделю вспоминают богослова Григория Паламу;
  • на третью седмицу поклоняются кресту как символу веры;
  • четвертая неделя — молитвы Пресвятой Богородице ;
  • пятая неделя посвящена Марии Египетской;
  • шестая — вход Иисуса Христа в Иерусалим;
  • седьмая неделя называется страстной, так как именно в конце этой неделе произошли самые страшные события — предательство Иуды, распятие.


Великий пост в 2017 году

Великий пост каждый год начинается в разное время. В 2017 году Великий пост начнется 27 февраля . Продлится он до 15 апреля.

За эти дни не забудьте сходить на исповедь и к причастию, чтобы встретить Пасху с чистой душой. Избавьтесь от вредных привычек и от того, что делает вас менее духовными. Творите добро и благодарите Бога за каждый день этого времени. Многие думают, что пост — время скорби, но это не совсем так. С 27 февраля не нужно быть подавленными и грустными, ведь уныние - это грех. Радуйтесь жизни и каждому ее мигу, не делая при этом никому зла, тогда все будет хорошо.

К 27 февраля стоит тоже готовиться, постоянно думая о том, что вы будете делать в Великий пост. Можно выкроить немного времени для того, чтобы посетить какое-то особое святое место . Это позволит вам сменить обстановку, набраться сил, отдохнуть. Физический и моральный отдых в Великий пост - это всегда хорошо. Это великолепное время для отпуска. Единственное, что может заставить вас перенести отпуск - ограничение на увеселительные мероприятия. Это не значит, что вам нужно будет пребывать в грустном настроении. Просто придется сторониться вечеринок и приема алкоголя, но каждый человек может хорошо отдохнуть и без этого.

Ибо это время покаяния и подготовки к празднику, который смело можно назвать символом христианства. Приближение Пасхи должно быть для вас спасением, чудом. Попробуйте пережить трудности, чтобы обрести великую радость в 2017 году. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2017 04:28

Великий пост - это не просто дни, когда человеку необходимо отказаться от животной пищи. В...

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: