Сообщение на тему тайны художественного творчества. Все интересное в искусстве и не только

«ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Учитель искусство Толкачёва Е.Ю.

Цель: Формирование у учащихся ключевых компетенций, в т.ч. понимания мировой художественной культуры как эстетической ценности, обладание которой является составляющей современной модели выпускника школы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ».

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Слайд 2.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев – Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

Да, победа была присуждена второму живописцу, так как «обмануть» художника гораздо труднее, чем птиц.

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершенства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, – гениально.Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

Слайд 3.

Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года – осень. Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

Слайд 4.

Многие философы, например Аристотель, считали, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе. Аристотель справедливо говорил, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать». Посмотрите на репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джаконда» и попробуйте доказать правоту слов Аристотеля.

(Ответы учащихся)

Слайд 5.

В более поздние времена немецкий поэт И. В. Гёте в статье «О правде и правдоподобии в произведениях искусства» писал: «Художник, признательный природе... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». Таким образом, художник ни в коем случае не должен стремиться к абсолютно точному воспроизведению действительности. В подтверждение этого мы видим на слайде работу Клода Моне. Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем правдиво и реалистично?

(Ответы учащихся.)

Слайд 6.

На слайде вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся).

Сегодня часто говорят, что художник мыслит образами, само же искусство определяют ставшей уже классической фразой В.Г.Белинского: «Искусство – это мышление в образах». Но в чем особенность художественного мышления? Где секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы людей? Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и отношении к нему.

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений искусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыслей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои переживания способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

Слайд 7.

В произведении искусства воедино слиты явления действительности и творческая фантазия художника. Он видит мир «сквозь магический кристалл» художественного восприятия. В его сознании рождается художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.

Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбрежный мир мыслей, чувств и представлений художника. Без его индивидуального отношения к жизни, личного настроения нет и художественного образа. Копия, даже очень точная, безжизненна и неинтересна. В отличие от нее художественный образ всегда немножко загадка, тайна. Перед вами несколько изображений одного и того человека – Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

Каким пред вами предстаёт образ великого гения? (Блиц-опрос) .

Каким должно быть соотношение вымысла и действительности в художественном произведении? Обратимся к комедии древнегреческого драматурга Аристофана «Лягушки».

Слайд 8.

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

(В ней приводится спор двух великих трагиков – Эсхила и Еврипида. На вопрос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» – Еврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, – за то, что мы (т.е. поэты) делаем лучшими людей в государстве». Еврипид упрекает Эсхила в том, что он выводит на сцену «страшилищ невозможных, неведомых и зрителю», показывает людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Сам же Еврипид предстает здесь грубым натуралистом, так объясняющим свои взгляды на искусство:

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я...) Ребята, на чьей же стороне Аристофан? Кто же из них более прав?

(Ответы учащихся).

Автор пьесы отдает предпочтение Эсхилу, который воспитывает нравственного человека, а «безнравственные вещи скрывает». От его «речей правдивых» город наполнился «своднями», «бродягами», «писаришками и шутами», «неверными женами». Относительно Еврипида Аристофан восклицает: «Каких только бед не причинил он!» Вывод таков:

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

Как видим, одна лишь неприкрытая правда не может быть главным критерием художественности. Но до каких пределов позволителен вымысел в искусстве? Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши: «Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Чересчур похоже – передразнивание природы, мало похоже – отсутствие уважения к ней».

Слайд 9.

В связи с этим нам необходимо познакомиться с таким понятием, как условность в искусстве, без которого невозможно понять сущность художественного образа. Условность в искусстве – это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность – это то, что не встречается в окружающем мире. Условно, например, деление пьесы на акты и действия. В жизни занавес не падает на самом интересном месте и смерть героя не дожидается конца спектакля. Давняя театральная шутка: «Отчего он умер? – От пятого акта». На балетном представлении нам не кажется странным, что перед лицом смерти или при объяснении в любви персонажи проделывают определенные ритмические движения, создают сложный хореографический рисунок. «Немота» танцовщиков позволяет лишь сильнее оттенить красноречивость их жестов.

А сколько увлекательных происшествий придумано писателями-фантастами! Полеты на другие планеты, встречи с несуществующими марсианами, войны с ними... Вспомните «Аэлиту» А.Н.Толстого или «Войну миров» Г.Уэллса. Реализм ли это? Конечно, нет. Но так ли далеки от жизни эти произведения? И в фантастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реальным. Вспомните слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!..» Иначе говоря, произведение искусства в деталях, в частностях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.

Слайд 10.

Приходилось ли вам видеть картину П. Брейгеля «Страна лентяев»? Поначалу она кажется далекой от реальности, но ее условный язык надо уметь расшифровать. Попробуйте сами сделать это.

(Примерные ответы: Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленивцев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующего студента). В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу. Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросенок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, сросшиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках... А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, продета сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами... Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплощают вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни).

«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или сужаться. Если она расширяется, встает резонный вопрос: «А не слишком ли нарушено правдоподобие?» Если, наоборот, сужается, возникает опасность скатывания к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для передачи мыслей автора. Художник не должен терять чувство меры в использовании условности, иначе оно может разрушить художественный образ.

Слайд 11 (на фоне музыки Сен-Санса «Лебедь»).

Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Слайд 12.

Домашнее задание (вариативное) :

1. Можно ли согласиться с утверждением Платона, что искусство, воспроизводящее предметный мир, является только «тенью тени», «копией копии» мира реального? Поясните свой ответ.

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Какое отношение эти слова поэта могут иметь к природе художественного образа? Поясните свой ответ.
3. Подготовьте реферат «Правда и вымысел в произведениях фантастики или народных сказках».

И.И.Шишкин «Рожь» ГТГ

Мышление в образах

Художественный образ –понятие ёмкое и многозначное.
В художественных образах раскрываются различные грани духовного
мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей
жизни.
Обычно образ ассоциируется с конкретным персонажем, героем
художественного произведения.
В.Серов «Похищение Европы»

Образ Христа

Романтический Образ героя-романтика

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» Лувр.

Образ разбушевавшейся стихии

И.К. Айвазовский «Девятый вал»

Тихого летнего вечера

И.Левитан «Вечер. Золотой плес.» 1889г. ГТГ

Образ тяжелого труда простых людей

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»»

Образ трагической потери

В.Г.Перов «Проводы покойника» 1865. ГТГ

Образ безудержного веселья народного праздника

В.И.Суриков. «Взятие снежного городка» 1891г. Русский музей Санкт-Петербург

Как же создается художественный образ?

Процесс этот зависит от индивидуальности художника, он может
носить объективный или субъективный, сознательный или
интуитивный характер.
Результатом наблюдений и размышлений, озарений и фантазий
творца Становится созданный им художественный образ, в
котором преломляются его собственные чувства, переживания,
фантазии и впечатления

Дальнейшая жизнь художественного образа связана с его
восприятием зрителями, читателями, слушателями. Не случайно
К.С.Станиславский утверждал, что есть не только талантливые
актёры, но и талантливые зрители.
Каковы характерные черты и свойства художественного образа?

Типизация

Художественное обобщение наиболее важных и существенных
черт, присущих многим людям, явлениям или предметам
действительности.
Древнеиндийская притча о слепцах.

Истинный художник всегда стремится увидеть самое
существенное, характерное в любом человеке, явлении или
предмете действительности.
Почему мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания,
читая вдохновенные лирические посвящения Пушкина,
Лермонтова, Блока, ведь в них говорится о чужих чувствах и
адресованы они людям, которых мы не знаем?

Это происходит потому, что в поэтических строках, в звуках музыки мы находим свое «Я», чувства и мысли, созвучные нашим собственным.

Каждый художественный
образ оригинален, конкретен и
неповторим.
Например, архитектурный
облик китайских
пагод никогда не спутаешь с
египетскими
пирамидами.

Театр эпохи Античности совсем не
похож на театр Шекспира, тем более на
современный театр.
Даже, когда несколько художников
обращаются к одному и тому же
сюжету или теме, они создают
абсолютно непохожие произведения.
И каждое из них по-своему
оригинально и неповторимо.
История театрального искусства дает
нам немало примеров, когда одна и та
же пьеса, сцена или роль исполняется
совершенно по-разному.

Известен факт, что Пьеса А.П.Чехова «Чайка» потерпела
грандиозный провал на сцене Александринского театра в 1898
году, но та же «Чайка» с триумфом прошла на сцене
Московского Художественного театра. А чайка стала его
символом.

Одну и ту же балетную партию можно так же станцевать поразному. В художественном образе, созданном великими
русскими балеринами Анной Павловой, Галиной Улановой,
Маей Плисецкой в «Умирающем лебеде» на музыку
французского композитора К.Сен-Санса, передана борьба за
жизнь до последней минуты, пока не иссякли силы. Другие
балерины, напротив, передают в этом танце обречённость и
неизбежность смерти.

Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того же человека. Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к

портрету
французской актрисы Жанны Самари. Но как не похожи эти портреты один на другой.

Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани
уже существующего художественного образа, дает собственную
трактовку произведению искусства и его новое прочтение.
Известно, что в 17-18 веках к готической архитектуре отношение
было резко отрицательное. Но уже в эпоху романтизма (конец
18 – нач.19 века) готический стиль обрел новую жизнь в
неоготике -0 в утонченности ее архитектурных форм, искусной
отделке фасадов, ажурности многоцветных витражей. Пример:
Здание Парламента в Лондоне.

В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного Гамлета, принца датского. В 18 веке он был воплощением пустослова и болтуна, в 19

в. Он представал перед публикой
возвышенным интеллигентом, а в 20в. В трактовках Пола Скофилда, Иннокентия
Смоктуновского и Владимира Высоцкого принц Гамлет стал непримиримым борцом со злом.

Характерными особенностями художественного образа являются
метафоричность, иносказательность,недоговорённость.
Не случайно Э. Хемингуэй сравнивал художественное
произведение с айсбергом, у которого видна лишь вершина, а
основная часть скрыта под водой. Возможности постижения
художественного образа не всегда лежат в плоскости логических
ассоциаций. Именно это обстоятельство и заставляет читателя,
зрителя и слушателя быть активным соучастником
происходящего.

Нередко автор ставит нас в ситуацию, когда нужно самим
додумать продолжение сюжета. Особенно интересны картины
великого голландского художника Рембрандта на библейские
сюжеты – «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение
блудного сына», «Ослепление Самсона».
Отсутствие эпилога, метафоричность, незавершенность рассказа о
судьбе героя заставляют нас додумать, дорисовать в своем
воображении художественный образ.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» Эрмитаж Санкт-Петербург

Рембрандт «Жертвоприношение Авраама»

Рембрандт «Ослепление Самсона»

Правда и правдоподобие в искусстве

Легенда о Зевксисе и Паррасие.
Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый
задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон
выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы
слетались и начинали клевать ягоды. Другой изобразил
занавес. Да так искусно, что соперник, пришедший взглянуть
на его творение, попытался сдёрнуть, нарисованный покров.
Какому живописцу была присуждена победа и почему?

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько произве

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства
художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько
произведение искусства похоже на жизнь. Если похоже – хорошо. Если
очень похоже – талантливо. А если так похоже, что невозможно
отличить – гениально. Однако, подобная оценка не бесспорна.
Аристотель считал, что от художника
нельзя требовать абсолютной правды в подражании
природе, « искусство частью завершает то, что
природа не в состоянии сделать»

И.В.Гёте «О правде и правдоподобии в произведениях искусства»

«…Художник, признательный природе…
приносит ей… обратно некую вторую природу,
но природу, рожденную из чувства и мысли,
природу человечески завершенную».
Должен ли художник стремиться к абсолютно
точному воспроизведению действительности?

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна.

Художественный образ – всегда тайна,
разгадка которой доставляет истинное
удовольствие.
И.К.Айвазовский:
«Живописец, только копирующий природу,
становится ее рабом, связанным по рукам
и ногам. Человек, не одаренный памятью,
сохраняющей впечатления живой природы,
может быть отличным копировальщиком,
живым фотографическим аппаратом, но
истинным художником – никогда!»
И.К.Айвазовский «Радуга»

Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию,
порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Сюжет
картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок
на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от
полотна, пока не выскажусь на нем кистью…». И.И.Шишкин «Рожь» ГТГ

Мышление в образах

Художественный образ –понятие ёмкое и многозначное.
В художественных образах раскрываются различные грани духовного
мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей
жизни.
Обычно образ ассоциируется с конкретным персонажем, героем
художественного произведения.
В.Серов «Похищение Европы»

Образ Христа

Романтический Образ героя-романтика

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» Лувр.

Образ разбушевавшейся стихии

И.К. Айвазовский «Девятый вал»

Тихого летнего вечера

И.Левитан «Вечер. Золотой плес.» 1889г. ГТГ

Образ тяжелого труда простых людей

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»»

Образ трагической потери

В.Г.Перов «Проводы покойника» 1865. ГТГ

Образ безудержного веселья народного праздника

В.И.Суриков. «Взятие снежного городка» 1891г. Русский музей Санкт-Петербург

10. Как же создается художественный образ?

Процесс этот зависит от индивидуальности художника, он может
носить объективный или субъективный, сознательный или
интуитивный характер.
Результатом наблюдений и размышлений, озарений и фантазий
творца Становится созданный им художественный образ, в
котором преломляются его собственные чувства, переживания,
фантазии и впечатления

11.

Дальнейшая жизнь художественного образа связана с его
восприятием зрителями, читателями, слушателями. Не случайно
К.С.Станиславский утверждал, что есть не только талантливые
актёры, но и талантливые зрители.
Каковы характерные черты и свойства художественного образа?

12. Типизация

Художественное обобщение наиболее важных и существенных
черт, присущих многим людям, явлениям или предметам
действительности.
Древнеиндийская притча о слепцах.

13.

Истинный художник всегда стремится увидеть самое
существенное, характерное в любом человеке, явлении или
предмете действительности.
Почему мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания,
читая вдохновенные лирические посвящения Пушкина,
Лермонтова, Блока, ведь в них говорится о чужих чувствах и
адресованы они людям, которых мы не знаем?

14. Это происходит потому, что в поэтических строках, в звуках музыки мы находим свое «Я», чувства и мысли, созвучные нашим собственным.

Каждый художественный
образ оригинален, конкретен и
неповторим.
Например, архитектурный
облик китайских
пагод никогда не спутаешь с
египетскими
пирамидами.

15.

Театр эпохи Античности совсем не
похож на театр Шекспира, тем более на
современный театр.
Даже, когда несколько художников
обращаются к одному и тому же
сюжету или теме, они создают
абсолютно непохожие произведения.
И каждое из них по-своему
оригинально и неповторимо.
История театрального искусства дает
нам немало примеров, когда одна и та
же пьеса, сцена или роль исполняется
совершенно по-разному.

16.

Известен факт, что Пьеса А.П.Чехова «Чайка» потерпела
грандиозный провал на сцене Александринского театра в 1898
году, но та же «Чайка» с триумфом прошла на сцене
Московского Художественного театра. А чайка стала его
символом.

17.

Одну и ту же балетную партию можно так же станцевать поразному. В художественном образе, созданном великими
русскими балеринами Анной Павловой, Галиной Улановой,
Маей Плисецкой в «Умирающем лебеде» на музыку
французского композитора К.Сен-Санса, передана борьба за
жизнь до последней минуты, пока не иссякли силы. Другие
балерины, напротив, передают в этом танце обречённость и
неизбежность смерти.

18. Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того же человека. Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к

портрету
французской актрисы Жанны Самари. Но как не похожи эти портреты один на другой.

19.

Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани
уже существующего художественного образа, дает собственную
трактовку произведению искусства и его новое прочтение.
Известно, что в 17-18 веках к готической архитектуре отношение
было резко отрицательное. Но уже в эпоху романтизма (конец
18 – нач.19 века) готический стиль обрел новую жизнь в
неоготике -0 в утонченности ее архитектурных форм, искусной
отделке фасадов, ажурности многоцветных витражей. Пример:
Здание Парламента в Лондоне.

20. В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного Гамлета, принца датского. В 18 веке он был воплощением пустослова и болтуна, в 19

в. Он представал перед публикой
возвышенным интеллигентом, а в 20в. В трактовках Пола Скофилда, Иннокентия
Смоктуновского и Владимира Высоцкого принц Гамлет стал непримиримым борцом со злом.

21.

Характерными особенностями художественного образа являются
метафоричность, иносказательность,недоговорённость.
Не случайно Э. Хемингуэй сравнивал художественное
произведение с айсбергом, у которого видна лишь вершина, а
основная часть скрыта под водой. Возможности постижения
художественного образа не всегда лежат в плоскости логических
ассоциаций. Именно это обстоятельство и заставляет читателя,
зрителя и слушателя быть активным соучастником
происходящего.

22.

Нередко автор ставит нас в ситуацию, когда нужно самим
додумать продолжение сюжета. Особенно интересны картины
великого голландского художника Рембрандта на библейские
сюжеты – «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение
блудного сына», «Ослепление Самсона».
Отсутствие эпилога, метафоричность, незавершенность рассказа о
судьбе героя заставляют нас додумать, дорисовать в своем
воображении художественный образ.

23.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» Эрмитаж Санкт-Петербург

24.

Рембрандт «Жертвоприношение Авраама»

25.

Рембрандт «Ослепление Самсона»

26. Правда и правдоподобие в искусстве

Легенда о Зевксисе и Паррасие.
Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый
задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон
выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы
слетались и начинали клевать ягоды. Другой изобразил
занавес. Да так искусно, что соперник, пришедший взглянуть
на его творение, попытался сдёрнуть, нарисованный покров.
Какому живописцу была присуждена победа и почему?

27. С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько произве

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства
художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько
произведение искусства похоже на жизнь. Если похоже – хорошо. Если
очень похоже – талантливо. А если так похоже, что невозможно
отличить – гениально. Однако, подобная оценка не бесспорна.
Аристотель считал, что от художника
нельзя требовать абсолютной правды в подражании
природе, « искусство частью завершает то, что
природа не в состоянии сделать»

28. И.В.Гёте «О правде и правдоподобии в произведениях искусства»

«…Художник, признательный природе…
приносит ей… обратно некую вторую природу,
но природу, рожденную из чувства и мысли,
природу человечески завершенную».
Должен ли художник стремиться к абсолютно
точному воспроизведению действительности?

29. Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна.

Художественный образ – всегда тайна,
разгадка которой доставляет истинное
удовольствие.
И.К.Айвазовский:
«Живописец, только копирующий природу,
становится ее рабом, связанным по рукам
и ногам. Человек, не одаренный памятью,
сохраняющей впечатления живой природы,
может быть отличным копировальщиком,
живым фотографическим аппаратом, но
истинным художником – никогда!»
И.К.Айвазовский «Радуга»

30.

Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию,
порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Сюжет
картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок
на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от
полотна, пока не выскажусь на нем кистью…».

Что заставило первобытного человека тратить силы на рисунок? Похож на реального? Похож, но не совсем. Останавливаемся на этих неточностях: рога явно длиннее, чем в реальности; грудь массивнее.... …утрированы те части тела, которые представляют опасность.... Выходит, что рисунок - это не копия реального животного, это символическое изображение, в которое включено предупреждение: внимание, угроза жизни!


«Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев» 1999–2000 Иванов Александр Андреевич. Явление Христа народу «Как вы думаете, что хотел до нас донести художник в этом произведении?» «Что мы можем сказать о героях картины?» «Где это происходит?» «Когда это могло происходить?» Это огромная, три на шесть метров, работа художника С.Бочарова. Она потрясает сложной композицией и громадной силой живописи в красном и охристо-золотом колорите, льющемся сочным дождем света на лица зрителей. Классический треугольник и овальная кривая составляют основу построения композиции картины. Художник возвращает нас к величайшему шедевру Александра Иванова Явление Христа народу. Как бы продолжая его тему из библейского сюжета, современное действие новой работы Сергея Бочарова переносится в Москву, на Софийскую набережную Москвы-реки, где роль Иоанна Крестителя выполняет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – до конца своих дней духовный пастырь православного патриотического движения России. Это он сказал, что в России есть две партии: партия патриотов и партия воров.Партия воров и изгнанных: Горбачев, Ельцин, Гусинский, Боровой, Новодворская, Юшенков, Березовской и др. Свечение на Васильевском спуске символизирует народ. Картина посвящена патриотам России и написана художником с целью собрать в кулак мужей Руси карающую силу в борьбе с антинародным режимом. Группу народной дружины в древнерусских кольчугах ведет за собой Георгий Победоносец, в образе которого узнаются черты полководца Г.Жукова. Лошадь щедро украшена чудотворной упряжью – символ необъятных духовных и сырьевых богатств России.


По освещенному пространству Манежной площади бежит закрыв голову руками маленький человек. Это русский народ, убегающий от черного облака лжи, закрывшей синее небо России. Я изобразил 500 журналистов, которые несут ложь и мерзость с экранов телевизоров и газет, оболванивая наш народ. Они изображены совершенно реально, здесь нет сарказма, они даны такими, какие они есть в жизни. Внизу идет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – образ силы духовной. Он - пастырь, ведущий за собой народ. А девочка, которая держится за его руку, тревожно смотрящая на нас с надеждой на помощь, символизирует Россию. Художник располагает на картине стаю ворон двумя треугольниками, пересекающимися между собой, нависшую над панорамой всей нашей страны. Она одета в платье красного цвета. Березка пробивает жуткую темную тучу ворон, и маленький луч вечернего света падает на древний Кремль.


Кинорежиссер Федерико Феллини на открытии персональной выставки Бочарова в Риме сказал о нем: «Встреча с прекрасным русским художником Сергеем Бочаровым произошла на вручении «Гран при» выставки «Пейзажи Венеции». Никогда раньше я не видел столь высокопрофессионально убедительной современной живописи. Как член комиссии, не колеблясь, отдал первое место его картине. Художник показал Венецию красавицей, в напряженном вечернем мажорном цвете заходящего солнца, плачущей, и это не могло меня не тронуть. Раньше Сергей учился у великих итальянцев Эпохи Возрождения. Теперь же итальянцы учатся у него. Он преподает живопись в Риме. И блестяще. После росписи им «Таверны Джованни» возле Ватикана, он стал великим итальянцем. За эту работу я подарил ему фрак моего деда, чтобы он до конца жизни открывал в нем все свои вернисажи, и эту клятву он выполняет». «Венеция. Белый канал» 1995


Художник работает в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, в станковой живописи. Его картины находятся в собраниях русских и зарубежных музеев, в частных галереях и коллекциях Германии, Норвегии, Японии, Кореи, Франции, США, Италии. «Машенька. Натюрморт с полевыми цветами» , Холст, масло. 100 х 100


Сибирь. Абалакский монастырь Недалеко от Тобольска над великим Иртышом стоит, как богатырь Земли Сибирской- монастырь. Картина написана во время выставки в Тобольске и находится в собрании Тобольской картинной галереи.





Роспись плафона в Тобольске "Никольский спуск. Выдающиеся люди дореволюционной России,


Преподавал живопись во ВГИКе. В качестве художника кино участвовал в создании 18-ти фильмов, среди которых «Сталкер», «Поездка в Висбаден», «Забавы молодых» и другие. В настоящее время - профессор живописи Итальянской и Австрийской академий художеств. Постоянно живет и работает в Москве. «Цветы» 1974 Холст, масло 108 х 96


27 сентября 1953 года в селе Баган Новосибирской области родился выдающийся русский художник нашего времени СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ БОЧАРОВ Сергей Петрович Бочаров – художник громадного темперамента и силы духа, владеющий даром колориста, чувством формы, точного рисунка, написания жанровой картины, портрета, пейзажа, натюрморта. Реализм, глубокая идейность, искреннее патриотическое служение своей Родине и Народу роднят его творчество с искусством художников- передвижников. Сергей Бочаров всецело принадлежит нашему времени и разделяет его мнения, чувства и даже ошибки. Его живопись отмечена глубокой печатью своей эпохи. Девиз творчества художника – слова Аристотеля: «Назначение искусства – очеловечивать человеческие чувства!»


«Я не знаю ни одного современного художника так мастерски пишущего портрет, как этот русский – Бочаров. У него не только блестящая техника живописи, но и характер философа. Меня Сергей Бочаров изобразил с выражением страстного душевного порыва. Он показал, каким я могу и должен стать. На картине гармоническая личность с полным воплощением чувств и раздумий. На портрете он поднял меня так высоко, что я всю жизнь буду стремиться к моему идеалу!» Паворотти


Из гостевой книги: Ольга Нелидова Живопись - это жизнь, и тот, кто создаёт, будет всегда жить! Сергей, Ваши картины светлые и несущие тепло, когда окунаешься в Вашу духовность, попадаешь в атмосферу, где веет вдохновением. Я полагала, что в наше время мало хорошего творчества, но Вы меня разубедили в этом.... Спасибо большое, творчество Ваше великолепно! Здоровья Вам и огромных творческих успехов! Марк Господин Бочаров, Вы очень смелый человек! Вы - патриот. Мастер! Настолько красиво, что сердце замирает!!! Когда смотришь на эти картины-не покидает ощущение, что ты все это видел когда-то! Талантливый художник! Вика Пейзажи художника настолько реалистичны, что создают иллюзию присутствия в изображенном пространстве: сидишь на берегу моря, у раскрытого окна в Венеции или в Москве, дышишь свежим воздухом,напоенным, такими, знакомыми с детства запахами, и всё такое узнаваемое, родное и милое сердцу! Сердечное спасибо Вам, Сергей, за Ваше талантливое творчество! Ольга Быстрова Хочу написать свое мнение. Я в восторге от его вкуса, его смелости,прекрасного и правдивого видения жизни. Такой любви к народу России хватит на всех нас! Здоровья Вам, долгих лет жизни на благо России………………..








Искусство не копирует жизнь, оно заостряет важные для жизни смыслы. Оно рассказывает нам, кто он, человек, это изобразивший? Ради чего он жил? Как он видел этот мир, и почему именно так? А затем "перекинем арку" на себя, ради чего живу я? Имеет ли для меня значение ценность жизни как таковой, и насколько важно для современного человечества продолжение жизни? Разговаривая об искусстве, мы присматривается к его творцу - Человеку и соединили в одной точке далёкое прошлое, современность и себя самого. "Я и не подозревал, что изучая художественную культуру, мы познаём и себя. Как личность и как продолжение культуры всего человечества" Ученик 10 класса




Притча о блудном сыне У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?». Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти, Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».


« Возвращение блудного сына» Олег Королев, 2008 Харменс ван Рейн Рембрандт Задание: Сравните разный подход к интерпретации Библейской притчи. Определите, как воплощена идея всепрощения в каждой картине «Возвращение блудного сына» это не только гениальная живопись, но и приглашение к размышлению над вечной темой прощения и покаяния. Легко ли просить прощения? Нужно ли прощать? Как отнестись к предательству?





Натюрморт –портрет Кто из учителей нашей школы изображен на этом слайде?



Ресурсы: "Искуство в школе" (2009, 5). Как раз по теме. К.Бросова (учитель музыки МОУ гимназии "УВК 1" г. Воронежа) "Зачем школьнику изучать МХК" (стр) Соломатина Г.Л., учитель МХК МОУ СОШ2 г. Каменки Пензенской обл.



Великие тайны известных картин.

Порой, даже всемирно известные предметы искусства таят в себе секреты, разгадать которые не удалось пока даже современным учёным. В нашем обзоре 10-ка произведений искусства с таинственной историей, что, впрочем, делает их ещё более притягательными.

1. Девушка с жемчужной сережкой

Девушка с жемчужной сережкой. Ян Вермеер.

Несмотря на все теории, никто не знает, кого именно изобразил Ян Вермеер в 1665 году на знаменитой картине "Девушка с жемчужной сережкой". Она выглядит так, будто не имеет ни малейшего понятия, что ее рисуют. Одни говорили, что это дочь Вермеера, другие, что это его любовница., а третьи заявляли, что это придуманный образ, и в реальной жизни она никогда не существовала.
Единственное, что можно утверждать точно, что на девушке очень недешевое украшение. Остается загадкой и личность самого Вермеера. О его жизни известно очень мало. Пожалуй, лишь то, что Ян всегда жил в городе Делфт и у него было 15 детей.

2. Две картины в одной


При восстановлении шедевра Роберта Рида, американского импрессиониста 20-го века, реставратор Барри Бауман был поражен, обнаружив, что под слоем краски реставрируемой картины скрывается другое полотно. Эта скрытая картина, получившая название "В саду", изображала молодую женщину. Она сидела за столом на открытом воздухе и что-то читала, потягивая чай. Многие художники рисуют поверх части картины, но Рид по абсолютно неизвестным мотивам сделал вторую картину поверх полностью законченной первой. Все, что известно о Риде, - он был заядлым игроком и умер до Великой Депрессии в Америке.

3. Любовь и предательство Уолли Нойзель

Любовь и предательство Уолли Нойзель.

В начале 1900-х годов Уолли Нойзель была таинственной музой австрийского художника Эгона Шиле. Она появилась в нескольких его картинах (в том числе эротических) и, как считается, была его любовницей. Нойзель была родом из бедной семьи в австрийском Таттендорфе и встретила Шиле, когда ей было всего 16 лет. Со временем их отношения переросли в сугубо профессиональные. Шиле внезапно бросил Нойзель в 1915 году, чтобы жениться на более респектабельной женщине.

4. Скрытое оружие Давида


Скрытое оружие Давида.

До сих пор идут споры нет ли у статуи Давида работы Микеланджело скрытого оружия в правой руке. Некоторые предполагают, что Давид держит в руке скрытый фустибал (метательное оружие, которое представляло из себя пращу, прикрепленную к палке, позволяющее бросать камни на расстояние до 180 метров). Согласно Библии, у Давида была только праща и пять камней, когда он вышел на поединок с Голиафом. С момента создания скульптуры Микеланджело все думали, что в руке у Давида именно праща. Но некоторые исследователи сегодня утверждают, что ремни пращи присоединены к чему-то находящемуся в руке Давида, что вполне может быть рукоятью от фустибала.

5. Статуя Иисуса с настоящими зубами


В маленьком мексиканском городке было случайно обнаружено, что у 300-летней статуи Иисуса настоящие человеческие зубы с корнями. Никто не знает, откуда взялись эти зубы, поскольку в религиозных традициях прежних времен было принято вырезать волосы и зубы у статуй из костей животных. Созданную в 18-м веке статую Христа собирались реставрировать, перед чем ее просветили рентгеном. Реставраторы были шокированы, обнаружив на рентгеновских снимках прекрасно сохранившиеся человеческие зубы.

6. Изображение мужчины под портретом гладильщицы


Изображение мужчины под портретом гладильщицы.

Благодаря использованию инфракрасной камеры во время реставрации, под портретом "Гладильщица" (Пабло Пикассо, 1906 год) была обнаружена совершенно другая картина. На этой второй картине было перевернутое изображение человека с усами. Ученым до сих пор неизвестно, кто был этим человеком и нарисовал ли его именно Пикассо. Выдвигались разные версии — от автопортрета до того, что это знакомый художника.

7. Учеба при свечах


Вокруг картины "Учеба при свечах" до сих пор ведутся споры - принадлежит ли она кисти Винсента Ван Гога, или же она является подделкой, как утверждает его племянник. Картина выглядит как автопортрет Ван Гога, но ее нижняя треть не завершена, а также содержит странное изображение, похожее на актера японского кабуки. Это изображение в нижней части автопортрета было дорисовано чернилами, а не красками. Картина была впервые приобретена Уильямом Гетцом, руководителем Universal Pictures в 1948 году. На то время была заверена подлинность работы. Но позже племянник Ван Гога объявил "Учебу при свечах" подделкой.

8.Пропавшая балерина


Пропавшая балерина.

Никто не знает, каким образом пропала картина балерины "Dancer Making Points" Эдгара Дега из квартиры ее бывшего владельца, миллионерши-затворницы Хьюгетт Кларк. Но когда эта картина появилась в доме Генри Блоха, коллекционера произведений искусства и соучредителя H & R Block, Кларк подала заявление в ФБР, утверждая, что картина принадлежит ей. Хотя Кларк никогда не заявляла о пропаже картины, а Блох утверждал, что приобрел ее законно, картина была возвращена Хьюгетт Кларк. После этого адвокат миллионерши сразу же передал картину Музею искусств Нельсон-Аткинс. Кларк получила изрядную компенсацию, в Блоху было разрешено повесить картину в своем доме до момента его смерти, после чего картина должна быть вновь передана музею.

9. Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер


Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер.

В 1990 году произошло самое большое ограбление в мире в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Два преступника, переодетых полицейскими, похитили картины Эдгара Дега, Рембрандта и Яна Вермеера общей стоимостью почти 500 миллионов долларов. За 25 лет следователи сотрудничали с десятками людей, которые якобы выступали от имени информаторов, имеющих данные о похищении. Но каждый раз дело заходило в тупик. Сейчас вознаграждение за информацию, которая приведет к возврату картин, составляет уже целых 5 миллионов долларов. Но ни одна из картин так никогда не была найдена.

10. Другая Мона Лиза


Другая Мона Лиза.

Многие люди считают, что существует только одна "Мона Лиза" — знаменитая картина в Лувре. На самом деле существует еще один портрет Моны Лизы в музее Прадо в Мадриде, который был написан или самим да Винчи или одним из его учеников. При этом картина не является копией той, которая размещена в Лувре. Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3-D эффект. Также мало кто знает, что существует еще одно изображение той же женщины авторства Леонардо да Винчи — картина "Айзелуортская Мона Лиза", которая некоторыми экспертами признается самой ранней версией полотна.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: