Стресс — что такое: факторы и виды. Виды стресса и его стадии 3 вида стресса

Современные взгляды на стресс

Стресс – это напряжение и реакция на отсутствие напряжения, цели. Отсутствие мотивации – это тоже стресс.

Понятие «Стресс» введено в науку канадским физиологом Г.Селье при описании общего адаптационного синдрома. Само слово «стресс» (в переводе с англ.) означает напряжение, в психологии оно используется для обозначения особого психического состояния.

В соврем. науке стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в различных экстремальных ситуациях. Стресс – состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее в наиболее сложных и трудных для человека условиях.

При этом эмоции человека могут быть различными:

* тревога

* раздражение

* депрессия

Нет единства взглядов на содержание понятия «стресс». Одни психологи считают, что стресс – это негативные эмоции, а другие – что это не только негативные, но и позитивные эмоции (вызывают у человека состояние экстаза, воодушевления и т. д.).

Отсюда эмоциональная трактовка стресса неоднозначна

До сих пор нет четкого различения между стрессом и конфликтом, кризисом и фрустрациями. Но фрустрация и кризис не всегда переживаются как стресс.

Эмоциональный стресс – более общее понятие. Наиболее разработана проблема стресса в прикладных дисциплинах.

Неоднозначны представления и о причинах стрессовых состояний.

Причины возникновения стрессовых состояний (классификация Леви)

Причины возникновения – это стрессоры (или стрессовые ситуации).

Стрессоры

1. Кратковременные:

● опасные ситуации, представляющие угрозу для человека, для его жизни, самооценки

● ситуации с неопределенным исходом; человек не знает, чем грозит ему эта ситуация ==> тревога, волнение

● дефицит времени

● физический дискомфорт (холод, жара и т.д.)

● некоторые особенности выполняемой человеком деятельности (сложность, ответственность, значимость результата)

2. Долговременные :

● оказывающие длительное воздействие: войны, тюремное заключение и любые другие ситуации, связанные с нарушениями контактов между людьми

● военная служба

● экономический или политический кризис в стране

● тяжелые хронические или травматические заболевания

● профессиональная деятельность человека, связанная с чрезмерными умственными или физическими нагрузками

Все эти ситуации могут привести к эмоциональному напряжению ==> влияние стресса на поведение и деятельность человека неоднозначно.

Стресс и деятельность

В психологии установлено 3 типа влияния стресса на продуктивность выполнения работы.

1. Мобилизация деятельности – человек способен показать лучшие результаты в стрессовых условиях, чем в обычной ситуации.

Пример: спортсмен, студент (лучше соображает, сосредоточен на проблеме, улучшение памяти, внимания) ==> высокая продуктивность деятельности.

2. Демобилизация (когда снижается уровень выполнения деятельности). Стресс оказывает негативное влияние на протекание психических процессов:

* сужается объем памяти, ее нарушения

* плохая переключаемость внимания

* нарушение мышления ==> хаотичность мыслей

● неспособность принимать решения

● необдуманность, нерациональность

● действия принимают импульсивный характер

3. Деструкция деятельности – отказ от деятельности. Человек не предпринимает никаких усилий для выполнения деятельности. Состояние ступора.

Пример: студент во время экзамена берет билет и отказывается на него отвечать.

От чего зависит влияние стресса на деятельность?

Что влияет на характер этой зависимости?

Разные реакции человека на стресс:

1) стресс «льва»

2) стресс «кролика»

или у Селье:

аустресс (мобилизующий)

дистресс (диструктивный)

I. В основе тип нервной системы:

Сила нервной системы

Уравновешенность нервной системы

Подвижность нервной системы

Если присутствуют сила нервной системы и уравновешенность, то происходит мобилизация.

При неуравновешенной и слабой нервной системе? демобилизация, деструкция.

Инертная нервная система ==> ригидный человек (флегматик) может работать в условиях стресса (сила + уравновешенность), если работа не связана с необходимостью быстро переключаться.

II. Тип темперамента

Лучше работают сангвиники (если деятельность не требует переключения с одного ее вида на другой) и флегматики.

Холерики – негативное влияние (неуравновешенность + сила)

Меланхолики – слабость + неурановешанность ==> дистресс

III. Степень эмоциональной неустойчивости личности

Нетревожные люди в стрессовых ситуациях работают лучше и продуктивнее, чем тревожные. Эмоционально неустойчивые и тревожные люди понижают уровень выполнения деятельности, ее продуктивности.

IV. Уровень притязаний личности (УП)

Если высокий уровень притязаний, то стресс будет более сильным.

Если низкий уровень притязаний (т.е. все равно как сделать), то стресса не будет.

V. Интеллектуальность человека (обратная пропорциональность)

Между эмоциями и интеллектом есть зависимость: чем выше интеллект, тем ниже эмоциональность.

Интеллект позволяет человеку справляться с трудной ситуацией ==> повышается стрессоустойчивость. Там, где человек с высоким интеллектом начинает думать и действовать, человек с низким интеллектом начинает волноваться.

Стресс – это еще и физиологическая реакция ==> оказывает влияние на здоровье.

Стресс и здоровье человека

Любая сильная эмоция сопровождается различными физиологическими изменениями в организме (в пищеварительной системе, в выделительной, в системе органов дыхания и др.), но когда эмоция угасает, человек возвращается в прежнее состояние.

Если мы переживаем стресс часто и ежедневно (стресс носит долговременный характер), то физиологические изменения в организме становятся необратимыми. Длительный стресс – источник соматических заболеваний и психических нарушений.

Именно подавление эмоций, их блокировка на поведенческом уровне приводит к усилению реакции на физиологическом уровне.

В последнее время в медицине возникало особое направление - психосоматика (болезни на нервной почве) серьезные органические изменения

Какие заболевания связаны со стрессом и каков механизм их приобретения?

* соматические заболевая (см. ниже);

* болезни желудочно-кишечного тракта (см. ниже);

* кожные (нейродерматиты);

* ревматические (4 причины артрита):

Крах супружеской жизни;

Одиночество и беспокойство;

Длительная обида;

* сердечно-сосудистые заболевания: на основе стресса возникают: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз.

Любые отрицательная эмоции сопровождается: сужением кровеносных сосудов, повышением артериального давления, повышением частоты пульса, повышением свертываемости крови ==> закупорка кровеносных сосудов ==> инфаркт или инсульт.

Высокое артериальное давление – признак гипертонии.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще возникают у людей, деятельность которых связаны с эмоциональным напряжением (администратор, врач, учитель и т. д.).

Люди, заняты в сельском хозяйстве, заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями реже.

Болезни желудочно-кишечного тракта: язвы, колиты , т.к. при стрессе увеличивается секреция желудочного сока, повышается его кислотность. Нарушение баланса кальция ==> артриты, кариес.

Эндокринные заболевания возникают тоже из-за стрессов .

Почему фактор один – стресс, а болезни разные?

Существуют разные гипотезы:

1) страдают слабые органы в организме;

2) характер переживаемых человеком эмоций - в зависимости от того, какие эмоции переживаются, возникают разные болезни.

Пример: гнев? сердечно-сосудистые заболевания;

депрессия? болезни желудочно-кишечного тракта, психические заболевания.

3) характер заболеваний связан с психологическими особенностями личности.

Сердечно-сосудистые болезни возникают чаще у честолюбивых людей, с высоким уровнем притязаний.

Болезни желудочно-кишечного тракта – у людей с гиперответственностью ==> тревога, беспокойство, страх, опасения ==> язвы.

Вывод: стрессовые состояния могут стать источником соматических заболеваний. Жалобы на болезни – это частично жалобы на характер.

Почему стресс далеко не всегда приводит к болезни?

Общие механизмы возникновения соматических заболеваний

(2 теоретические модели)

1-ая принадлежит Александеру - психологу, основателю психосоматики.

Его концепция : основная причина возникновения соматических заболеваний – подавление возникающих в стрессовых ситуациях негативных эмоций:

* страх (на 1-ом месте)

* тревога

Три базовые эмоции, порождающие болезнь.

Это отрицательные эмоции, которые приводят к определенным физиологическим сдвигам в организме. Они имеют биологическое значение. Физиологические изменения приводят к мобилизации энергии организма, которая реализуется в поведении.

Пример: у животных бегство или борьба ==> адаптивное поведение.

У человека – он живет по другим законам социума, нельзя избежать или проявить агрессию. Человек должен подавлять в себе агрессивное поведение, блокировать его,

Подавлять (сдерживать) возникающий страх или гнев, скрывать от других чувство тревоги.

Если на поведенческом уровне эти негативные эмоции блокируются, подавляются, то они «выливаются» в болезни. Освобождение от негативных эмоций, их проявление (отреагирование) в поведении – отсутствие болезней.

2-ая теория принадлежит Ротенбергу и Аршавскому.

Их концепция: не всегда отрицательные эмоции приводят к болезням, а наоборот, стрессовые ситуации иногда заглушают болезни.

Пример: в концлагерях люди забывали про гипертонию и другие соматические заболевания.

Пример: человек иногда заболевает на «гребне успеха», когда напряженно работал – он не болел, но когда достигнута цель – человек заболевает или кончает жизнь самоубийством – это «феномен Мартина Идена».

Не эмоции и не их подавление вызывают болезни, а то, как ведет себя человек в стрессовой ситуации.

Тип поведения человека в стрессовых ситуациях

1) активно-оборонительное поведение (реакция, борьба);

2) пассивно-оборонительная реакция на стресс (т.е. человек смиряется с ситуацией и ничего не предпринимает, чтобы ее победить).

Болезни возникают при пассивно-оборонительном поведении. Это основная причина возникновения соматических заболеваний. У тех, кто ведет себя активно, болезни не возникают.

Концепция «поисковой активности» Ротенберга и Аршав

Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или на изменении отношения к этой ситуации.

Различные формы поисковой активности могут осуществляться на психологическом и на поведенческом уровнях . Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения человека и снижает подверженность человека психосоматическим заболеваниям.

Вывод: стресс – источник не только соматических, но и психических заболеваний (хроническая тревожность – это невроз). Но, если мы научимся управлять своими эмоциями, болезни нам не страшны.

2 пути управления эмоциями (стрессом).

1. Профилактика эмоций.

2. Управление возникшими эмоциями:

* ослабить тревогу;

* устранить.

1. Профилактика эмоций. Основные способы:

1) удовлетворение всех своих потребностей, или их ограничение, что или нереально, или нежелательно;

2) избежание трудных ситуаций;

(пример: переход от сложной работы к более легкой)

3) включить интеллект, т.е. подготовиться к трудной ситуации:

* повысить информированность (разведка)

(пример: узнать любимые вопросы учителя перед экзаменом)

* отработать стратегии поведения (пример: буду вести себя так в одних случаях и иначе в других)

Пример: придумать причины своего опоздания.

* снизить значимость (ценность) данной ситуации.

2 Управление возникшими эмоциями.

Основные способы:

1. Вытеснение (обычное забывание).

Пример: при обиде мысленно забыть и простить.

2. Включение интеллекта (рациональные приемы управления эмоциями):

а) самооправдание;

б) снизить ценность труднодостижимого объекта;

в) повысить ценность того, что имею;

г) сравнить с достижениями других людей (с теми, у кого еще хуже).

3. Эмоциональная разрядка (проводится по механизму психологической защиты):

* сублимация (найти канал для агрессии или гнева)

* смещение (на другого человека)

* двигательная активность (уборка, аэробика), разрядить эмоцию на двигательном уровне

4. Эмоциональное ослабление (слушание музыки, чтение книги и др):

* выговорится (устно или письменно)

* выплакаться

* «заспать» ситуацию

* аутогенная тренировка (мышечная релаксация), переключение сознания на какую-то деятельность, трудотерапия.

ТЕМА: ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Психология воли

Программа курса:

1. Понятие Воли в современной психологии:

а) история учения о воле в современной науке, т.е. теории Воли;

б) понятие воли в современной психологии (воля, как психологическая реальность, специфика воли и ее функции);

в) значение воли в жизни человека.

2. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.

а) понятие волевого действия в современной психологии;

б) структура волевого действия (основные этапы);

в) анализ отдельных этапов волевого действия;

г) волевое усилие как главный специфический элемент волевого поведения (природа волевых усилий, психологические механизмы волевых усилий, характеристики и виды волевых усилий);

д) волевые усилия и основные этапы волевых действий;

е) волевые состояния и их анализ;

ж) соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения.

3. Волевые качества личности:

а) сущность и специфика волевых качеств (чем отличаются от других свойств личности);

б) структура волевых качеств;

в) классификация волевых качеств;

г) характеристика отдельных волевых качеств.

4. Индивидуальные особенности волевой сферы личности.

а) индивидуальные характеристики волевой сферы;

б) патология волевой сферы;

в) возраст и половые особенности волевой сферы;

г) развитие (воспитание и самовоспитание) волевой сферы.

Литература

1. Ильин Е.И. Психология воли. – С-Пб., 2001.

2. Эмоционально–волевая регуляция поведения и деятельности. Сб. статей. 1986.

3. Иванников В.А. Психол. механизмы волевой регуляции. – М., 1992.

4. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. 1976.

5. Шульга Ф.И. Психологические основы формирования воли. 1993.

Понятие воли в современной психологии

Психология воли является наименее разработанной проблемой в психологии, т.к. до сих пор нет серьезных практических наработок по этому вопросу, нет единства взглядов. Нет единой методики ==> разные точки зрения.

В житейском сознании воля также трактуется по-разному. С одной стороны, воля понимается как «свобода» («Вольному воля»), с другой стороны, как «желание» (изъявление желания народа), с третьей стороны, как свойство личности (волевой человек).

Тот же разброс и в психологии. Некоторые ученые вообще отказываются от понятия воли. В зарубежной психологии – это особенности мотивационного процесса (так понимается воля). Начиная с 70-х г.г. понятие «Воля» у западных психологов заменяется понятием «самоконтроль», которое отождествляется с самоуправлением.

Некоторые отечественные ученые придерживаются этой же точки зрения.

Теории воли

Они отражают отсутствие единства взглядов на волю. В конце 19 в. первые психологи активно изучали волю – это была центральная проблема. Но постепенно это понятие заменяется другим, или от него отказываются. Пытаясь обобщить и систематизировать материал, накопленный при исследовании данной проблемы, Ильин в своей монографии выделяет несколько научных направлений по-разному трактующих волю:

Основные теоретические позиции:

1) воля как волюнтаризм;

2) воля как свободный выбор;

3) воля как произвольная мотивация;

4) воля как особая форма психической регуляции поведения;

5) воля как механизм преодоления препятствий и трудностей на пути достижения цели;

6) воля как долженствование.

Характеристика теорий.

1. Воля как волюнтаризм

* Волюнтаризм – это особое направление идеалистической философии. Само слово было введено в науку в 1873 Теннисом, немецким социологом для обозначения данного направления. Идеи волюнтаризма нашли отражение и в психологии.

Сущность этого направления: воля рассматривается как сущность, первооснова всех других психических процессов. Это некая космическая сила, носящая недетерминированный характер, но зато она обуславливает все другие психические процессы. Воля – это основа основ. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют другие психические процессы.

Наиболее полно это направление нашло отражение в работах Шопенгауэра, Вундта, Мюнстенберга: сознание и интеллект есть вторичное проявление воли.

Сразу же были и критики волюнтаризма: Кант считал, что у воли должны быть причины для ее возникновения. По Канту свобода воли – это подчинение нравственному закону истоки которого коренятся в личности.

Критика шла и со стороны физиологов: в основе волевых актов то же лежат рефлекторные процессы.

На основе этой критики возникают другие теории.

2 Воля понималась как свобода выбора действия. Выбор действия – сущность волевого акта. Исходя из этого, была построена первая схема основных этапов волевого действия:

1 этап * возникновение разных влечений

2 этап * задержка влечений и выбор одного из них (принятие решения)

3 этап * переход желания в действие (волевой импульс) ==> переход в поступок

Возражение против этой теории.

В рамках этой теории воля понималась как борьба мотивов, а. сущность заключается в принятии решения.

Но 1) не всякая борьба мотивов решается участием воли;

2) конфликтность мотивов волей не определяется, главное – участие мышления человека, его интеллект.

3. Воля как произвольная мотивация.

Воля здесь понимается широко и связывается с мотивацией в целом. Предпосылкой являются работы Аристотеля. Объяснение природы разумных действий человека. С его точки зрения само знание не обладает решающим, побудительным значением к действию. Знание лишено побудительной силы, а воля имеет этот побудительный характер. Воля – некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

Именно с помощью воли человек управляет своим поведением.

Воля рождает разумные желания.

Отсюда идет отождествление воли с мотивами, желаниями человека.

Отечественный психолог Ланге: «Желание – это деятельная воля». Таким образом, воля = мотив.

Такое равенство привело в западной психологии к отказу от понятия воля, но в отечественной психологии эта теория видоизменена. Не отождествление воли и мотива, а принятие связи между волей и мотивом:

1) воля рассматривается как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.

2) упор делается на роль мотива в волевом акте мотив – это неизбежный компонент волевого поведения, то есть все волевое поведение всегда мотивировано в отличие от непроизвольного (реактивного) поведения.

Разные взгляды на связь между волей и мотивом

4. Воля как особая форма психической регуляции.

Воля – высшая форма психической регуляции поведения. Суть этой теории полно отразилась в работах Л.М. Веккера.

Основные положения: воля – высшая функция произвольной регуляции поведения, осуществляемая на основе критериев интеллектуальной, нравственной, эмоциональной общественной ценности того или иного действия.

Психическая регуляция поднимается на уровень личности: воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

5. Воля как механизм преодоления препятствий.

Именно так понимают сущность волевых процессов многие современные ученые. Волевое усилие является механизмом преодоления возникших трудностей. Эта позиция представлена в работах Симонова. С его точки зрения, такое понимание воли позволяет определять ее биологические предпосылки, которые есть и у животных: рефлекс свободы (наличие препятствия порождает у животных активность с точки зрения Павлова). Рефлекс свободы – самостоятельная форма поведения, для которой адекватным стимулом является препятствие.

С точки зрения Симонова, препятствие порождает у человека потребность преодолеть препятствия, эта появляющаяся потребность является волей. Воля – потребность преодоления препятствия.

Критика: Роль разума не менее важна в преодолении препятствий, чем сила воли.

6. Воля как долженствование.

Эта теория наиболее разработана у грузинских психологов. Основной принцип – Я должен ==> возникновение волевого поведения. Но это «должен» связано с моралью человека, а не с личными желаниями. Посредством воли человек освобождается от плена актуальной потребности. Воля – нравственное свойство личности.

Критика: нельзя отождествлять волю и мораль, так как и моральный поступок может быть и без воли, и наоборот, аморальный поступок.

Вывод: нет единства взглядов на сущность воли ==> отказ от воли, как психического понятия или интеграция отечественной и западной теорий.

Понятие воли в современной психологии. Воля и волевые процессы:

Некоторые психологи вообще отрицают самостоятельность воли как психического явления. Другие считают наоборот. Это идет от Аристотеля, который разделял: Разум, Чувства, Волю. Те ученые, которые считают волю независимым, самостоятельным психологическим процессом отождествляют волю с произвольным управлением поведением и деятельностью.

В психологии сложились 2 представления о воле:

1. В широком смысле, волевое действие – значит произвольное (то есть целенаправленное, сознательное, преднамеренное).

Волевой поступок – сознательное действие. Воля (произвольность) как самоуправление.

2. Воля в узком смысле – преодоление препятствий и трудностей. Таким образом, волевое поведение является частной разновидностью произвольного поведения.

Основные функции воли:

1. Побудительная функция (к началу волевого акта) – сознательное определение (выбор) цели.

2. Тормозная функция (подавление с помощью воли ненужных желаний, поведенческих актов).

Регулирующая функция – основная функция воли.

Волевая регуляция поведения

Всякое волевое поведение – произвольное.

Волевое действие – это частный вид произвольных действий. Отличаются от произвольного действия наличием препятствий на пути к достижению цели. Волевые действия – разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия, связанного с продолжением препятствий (трудностей) и требующего больших затрат энергии, сопровождающегося переживанием внутреннего напряжения.

Основные этапы волевых действий (выделяются разными учеными по-разному).

Селиванов и многие другие выделяют 3 этапа:

1) постановку цели действия,

2) планирование,

3) исполнение волевых действий, связанное с реализацией цели.

Рубинштейн С.Л. выделяет 4 стадии:

1) возникновение побуждений (потребностей и мотивов) и осознание цели,

2) обсуждение цели и борьба мотивов,

3) принятие решения о действии,

4) исполнение действия.

Ильин считает, что в выделенных Рубинштейном этапах не хватает:

5) контроль,

6) результат действия.

Но Рубинштейн включает их в 4 этап, в исполнение действия.

Удельный вес каждого этапа различен в разных волевых действиях.

По своей структуре волевые действия делятся на 2 вида: простые Включают в себя первое и последнее звено) и сложные (эти действия включают в себя все этапы, в развернутом виде).

Характеристика этапов.

1. Постановка цели, эта фаза, с точки зрения Рубинштейна, начинается с зарождения потребности, осознания ее, которое приводит к возникновению мотива желания. Оно

приводит к постановке цели. Но возникновение желания – это только начальный этап волевого действия Þ обсуждение цели, оценка вероятности ее достижения.

2. Обсуждение цели. Если цель одна, то этот этап сводится к обсуждению цели: взвешиваются все «за», «против», затем происходит выполнение действия. Поэтому волевое действие превращается в интеллектуальное действие – «человек размышляет».

Но если целей несколько, возникает конфликт мотивов – «что выбрать?». Этот конфликт переживается человеком внутриличностно Þ возникновение серьезных эмоциональных переживаний. Конфликт мотивов решается выбором одной из целей.

3. Принятие решения. Оно проявляется в 2-х формах.

Если цель одна, то это результат обдумывается.

Если несколько целей, то принятие решения – это выбор чего-то одного.

С точки зрения Рубинштейна, принятие решения принимается по-разному:

· без колебаний (волевое усилие отсутствует), чисто интеллектуальное принятие решений,

· мучительные колебания (интеллектуальное + волевое усилие). Конфликт мотивов полностью разрешен,

· конфликт полностью не разрешается, сомнения остаются.

Но во всех 3-х случаях, человек чувствует облегчение, новое позитивное эмоциональное состояние. Это зависит и от интеллектуальных возможностей человека, а не только волевых. Но иногда последнее слово принадлежит Воле.

Принятие решения – выбирается окончательная цель.

4. Планирование волевого действия – выбираются средства достижения цели Þ конфликт между ними (простые, но не нравственные и сложные, согласованные с моралью – что выбрать?) Þ волевые усилия человека. Иногда на этапе планирования у некоторых людей все завершается. Поэтому очень важен этап использования действия.

5. На этой стадии также возникают трудности:

а) внешние препятствия (конкуренция, моральные законы),

б) внутренние (лень, некомпетентность).

Человек должен преодолеть эти препятствия усилиями воли. Таким образом, все этапы волевых действий связаны с волевым усилием.

Что такое волевое усилие? (существуют разные определения волевого усилия)

Ильин: Волевое усилие – сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил, мобилизация на преодоление трудностей.

Платонов: Волевое усилие – обязательный субъективный компонент волевого действия, проявляющийся в переживании усилия (напряжения).

Волевое усилие – это загадка для психологов, особенно физиологическая его природа. Несколько гипотез в отношении природы волевого усилия:

1. Волевое усилие связывается с обычным мышечным напряжением

Пример: нахмурил брови, сжал кулаки.

2. Волевое усилие связывается с эмоциональным состоянием человека. Þ Волевое усилие – это особое эмоциональное состояние, это форма мобилизующего стресса, который порождается «хочу» и «могу», их конфликтом. В этом случае происходит мобилизация всех сил, энергоресурсов, переживаемая как состояние значительного напряжения.

3. Волевое усилие определяется природой или содержанием возникшего препятствия. Наличие препятствия может привести к усилению мотива. Исходный мотив становится более сильным. Само препятствие порождает волевое усилие; волевое усилие – одно из следствий фрустрации.

4. Волевое усилие сводится к переосмыслению ситуации. То, что было значимо, теряет свое значение.

Психологические механизмы волевого усилия.

Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия осуществляется в речевой форме:

· самоодобрение («ты молодец»);

· самоубеждение;

· самоприказ («надо»).

Все эти речевые сигналы вызывают активизацию работы коры головного мозга.

Волевые усилия отличаются интенсивностью (силой) и длительностью. Эти две характеристики определяют то, что принято называть силой воли.

Сила воли зависит от

● значимости цели;

● отношения к деятельности;

● локуса-контроля (степень ответственности).

Но природа волевого усилия до сих пор до конца не изучена.

Волевые состояния и их анализ.

Волевое состояние – это временное психическое состояние, которое сопровождает волевое действие и выражает специфику этих действий.

Волевые состояния носят временный характер.

Впервые это понятие ввел Левитов. Но перечень волевых состояний у него широкий, мы их сузим:

1. Состояние мобилизационной готовности (проявляется в самонастраивании на полную мобилизацию своих возможностей для достижения цели).

2. Состояние сосредоточенности. Основа этого состояния – произвольное внимание. А внимание является базой для протекания других психических процессов, внимание улучшает их работу. Функция воли – тормозная.

3. Решимость, как волевое состояние, более ярко проявляется на этапе «Решение, его принятия». Способность быстро, без колебания принять решение. Решимость – скорость перехода к реальному действию.

4. Сдержанность – это особое психологическое состояние, благодаря которому поведение человека подчиняется разумному контролю Þ умение подавить ненужные эмоции и желания («хочу, но вынужден отказаться»). Отражает соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения. Часто Воля и Эмоции выступают как антиподы в регуляции поведения. Сильная эмоция часто подавляет волю Þ безрассудные поступки. Но в то же время воля может оказать давление на эмоцию. В этом случае, поведение приобретает позитивный характер.

Пример: Тревога чаще всего мешает деятельности: блокируется решительность. Страх также мешает настойчивости.

Вмешательство воли улучшает нашу деятельность.

Для характеристики волевых усилий говорят о силе воли , отражающей длительность и интенсивность волевых усилий.

Сила воли – слабая или сильная. В это понятие вкладывается разное содержание. Существует 3 подхода к его трактовке:

1 точка зрения: сила воли = сила мотива (у человека сильная мотивация поведения).

Но это не так, так как воля – это не столько проявление мотива, волей мотив подавляется или усиливается.

2 точка зрения: сила воли = борьба мотивов связывается силой воли, иногда воля требуется в ситуации, когда нет борьбы мотивов, но на пути достижения цели возникают серьезные препятствия. Влияние интеллекта.

3 точка зрения: сила воли = свойство личности, волевое качество.

Но сила воли для современной психологии – пустое слово, так как воля м. проявляться различными качествами человека. Нужно говорить о конкретных волевых качествах личности. Þ Нужно говорить об отдельных волевых качествах. Нет силы воли, а есть отдельные волевые качества.

Волевые качества личности.

Волевые качества – это конкретные и устойчивы проявления воли, обусловленные содержанием преодолеваемых препятствий на пути достижения цели.

Основная проблема – в умении отделить волевые качества от других свойств личности. Критерий волевых качеств – это успешность выполнения деятельности. Но успешность зависит не только от волевых качеств.

Общая характеристика всех волевых качеств – это структура волевых качеств.

Каждое волевое качество имеет 3-компонентную структуру, которая напоминает 3-слойный пирог:

Нижний слой – это нейродинамические характеристики свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Они влияют на интенсивность и проявление волевых качеств.

Второй слой – волевое усилие.

Верхний слой – социально личностные качества, которые стимулируют, активизируют волевое усилие: особенности мотивационной сферы личности, интеллектуальные проявления человека, нравственные качества человека.

Такая многокомпонентность затрудняет выделение волевых качеств.

Пример: ссора в семье: один орет, другой невозмутим, обладает самообладанием

Но у них может быть разная эмоциональная активность, а не разная воля. Эти разные компоненты в структуре разных волевых качеств имеют разную обусловленность, вес: настойчивость (связано в большей степени с мотивацией, в меньшей степени – с особенностями нервной системы), упорство (нервная система + мотивация), терпение (особенности нервной системы).

Анализ отдельных свойств волевых качеств . (выделяют от 10 до 30 и более волевых качеств).

Их классификация.

В основу классификации кладется 3 основных критерия

I Каждое волевое качество выделяется на основе соответствия определенных качеств основным функциям воли – функции волевых процессов.

II Структура волевого действия в соответствии с этапами волевого действия.

III Cложность самого волевого качества.

I Этот критерий используется Гоноболиным, Селивановым:

1. Функция воли – повышение активности. Эту функцию воли выполняют несколько волевых качеств: упорство, настойчивость.

2. Функция воли – торможение: терпение, выдержка, самообладания.

II Рубинштейн (выделяет 4 группы волевых качеств) Þ 4 этапа действия:

– Инициативность (самостоятельность) – постановка цели.

– Решительность – принятие решения.

– Настойчивость, упорство.

– Принятие решения о действии + исполнение действий.

III Ильин, Калин разделяют волевые качества на

· базовые (первичные);

· вторичные (системы, производные) – они включают в себя несколько волевых качеств. Это синтез первичных волевых качеств.

Ильин делит волевые качества на простые (волевые качества, которые являются проявлением целеустремленности, и волевые качества, которые обусловлены самообладанием) и сложные (морально-волевые) качества. Мы будем придерживаться

этой точки зрения.

I Целеустремленность и ее основные проявления

Это важно! Стремление к цели Þ проявляется в ясности и четкости цели, которую ставит перед собой человек. Стремление к цели связано с преодолением препятствия.

Целенаправленность как волевое качество выделяется в 3-х видах:

– Настойчивость.

– Упорство.

– Терпение.

Многие психологи отождествляют их как синонимы. Другие психологи находят тонкие различия между ними. Сходство: целеустремленность.Различие: настойчивость связана с отдаленной, перспективной целью; упорство связано с достижением близкой цели, несмотря на неудачи в ее достижении.

Настойчивость.

Настойчивость является самым сильным волевым качеством (этим понятием западные психологи заменяют понятие воли).

Как формируется стресс: стадии Стресс – это ответная реакция психики человека на переживаемые им сильные эмоции, которые могут быть как отрицательными, так и положительными.

Как формируется стресс: стадии

05.03.2018

Пожариский И.

Стресс – это ответная реакция психики человека на переживаемые им сильные эмоции, которые могут быть как отрицательными, так и положительными, […]

Стресс – это ответная реакция психики человека на переживаемые им сильные эмоции, которые могут быть как отрицательными, так и положительными, а также на перенапряжение, с ними связанное. Считается, что стресс в небольшой степени должен присутствовать в жизни любого человека, ведь в момент стресса вырабатывается адреналин, который нужен для того, чтобы решить проблему. Это дает возможность двигаться вперед и совершенствоваться.

Но если стрессов слишком много, человек начинает чрезмерно уставать, терять силы и способность находить решение повседневных задач. Накопившееся напряжение выливается в хронический стресс, опасны тем, что он провоцирует различные нарушения систем и органов, подрывающие здоровье.

Стрессам в равной степени могут быть подвержены как мужчины, так и женщины, любого возраста, народности, социального положения и финансовых возможностей.

Причины возникновения стресса

Причины, по которым появляется стресс, могут быть как внутренними, так и внешними. Первые – это острые или хронически протекающие болезни, которые ослабляют организм, а внешние – утрата чего-либо или кого-либо значимого, в частности, кончина близкого человека, потеря работы, перемена места жительства и др. Причиной сильного стресса может являться хроническое нервное напряжение, которое накапливается как результат нерешенных конфликтов с близкими или коллегами по работе.

Причинами стресса, от которого могут страдать дети, являются:

  • слишком большие учебные нагрузки;
  • конфликты с родными или отсутствие близкого человека, который смог бы выслушать их и понять;
  • необходимость заниматься хобби, которое навязали родители;
  • смена места жительства либо учебного заведения;
  • проблемы в общении с ровесниками;
  • перемена климата;
  • фильмы или компьютерные игры, в которых показывают откровенные сцены;
  • утрата домашнего питомца;
  • нахождение в больнице, санатории без присутствия родителей;
  • плохая психологическая семейная обстановка.

По сути, любые события, которые случаются с человеком, могут являться для него стрессом. Но реакция каждого конкретного человека на них строго субъективна и зависит от крепости его нервной системы. Для некоторых людей психоэмоциональные потрясения могут являться причиной формирования тяжелых психосоматических патологий, а для других они пройдут незамеченными или же станут хорошим стимулом к самосовершенствованию.

В большой мере устойчивость к стрессу зависит от устойчивости психики человека к действию на нее неблагоприятных обстоятельств, которая, в свою очередь, зависит от типа нервной системы (принадлежность ее к сильному либо слабому, уравновешенному или неуравновешенному типу) и совокупности житейского опыта, помогающего противостоять стрессу.

Вероятность стресса намного выше у тех, кто:

  • истощен после изнурительного труда либо после болезни;
  • не ощущает поддержки близких;
  • перешагнул рубеж в 50 лет;
  • морально не готов к данной ситуации;
  • имеет психические заболевания.

У таких людей стресс развивается быстрее и проявляется более интенсивными симптомами, а значит, требует обязательного лечения.

Как формируется стресс

При стрессе бывают задействованы одновременно нервная, гормональная и сердечно-сосудистая системы. Стресс – тяжелое испытание для организма и оно негативно сказывается на здоровье (падает иммунитет, появляются болезни хронического типа, развивается депрессия).

На физическом уровне последствия стресса выглядит следующим образом. После действия на психику человека психотравмирующих факторов, сила которых превосходит внутренние ресурсы, которыми располагает организм (так называемая стрессоустойчивость), начинают развиваться такие реакции:

  • кора надпочечников вырабатывает кортизол;
  • их внутренний слой выбрасывает в кровь 2 гормона норадреналин и адреналин;
  • происходит повреждение слизистых желудка, а также 12-перстной кишки, на них появляются язвы;
  • увеличивается уровень глюкозы, а это ведет к понижению восприимчивости тканей к инсулину, что, в свою очередь, становится причиной развития диабета 2 типа;
  • происходит задержка натрия, и, соответственно, жидкости в тканях, а калий, который нужен для нормальной работы нервной и сердечной ткани, наоборот, выводится быстрее;
  • происходит распад клеток, в которых образуется глюкоза;
  • повышается содержание липидов в ткани, составляющей подкожную клетчатку;
  • нарушается ритм и частота биения сердца;
  • поднимается давление.

В результате таких нарушений, вызванных стрессом, страдает здоровье человека, снижается иммунитет, развиваются разнообразные нарушения в функциональности внутренних органов. Это и есть негативные последствия мощного стресса, который не проходит незамеченным для организма.

Виды стресса

Термином стресс называется физиологический отклик организма, когда воздействие внешних факторов на психику приводит в активное действие надпочечники. Стресс в одинаковой мере может появиться от воздействия отрицательных факторов (в этом случае данный вид стресса называется дистресс) и от влияния положительных (название этого вида — эустресс). Положительные эмоции, какой бы силы они не были, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье человека, что нельзя сказать об отрицательных. Именно они и становятся причиной всякого рода нарушений психического и физического здоровья.

По «происхождению» стресс, вызванный отрицательными эмоциями, может быть психологическим либо нервно-психическим. Данный отдельный вид в свою очередь принято делить еще на 2 вида: стресс психоэмоциональный, развивающийся на почве гнева, сильной обиды либо ненависти и информационный, возникающий из-за переизбытка разного рода информации. Данный вид стресса в большинстве случаев присутствует у тех, чье занятие связано с обрабатыванием огромного объема информации. Бывает также и физический стресс, который принято делить на 4 вида:

  • световой стресс , появляющийся у человека вследствие вынужденного продолжительного нахождения в освещенном месте, например, в условиях севера (полярные дни);
  • болевой , развивающийся после сильной травмы или повреждения;
  • пищевой – следствие голодания либо, наоборот, питания пищей, которая не нравится человеку;
  • температурный , формирующийся при длительном воздействии на человека пониженных либо повышенных температур.

Еще один вид отрицательного стресса – это результат нахождения человека в экстремальных ситуациях (наводнения, боевые действия, катастрофы, ураганы и др.). Такой вид бывает вызван сильными переживаниями за свою жизнь либо жизнь близких людей. Он настолько мощный, что нередко оставляет отпечаток на все оставшиеся годы человека.

Стадии стресса

Стресс, как считается, проходит 3 стадии. Скорость их развития и смены зависит от того, с какой силой действует стресс на психическую сферу человека и в каком состоянии она находится. Стадии включают:

  • Тревожную стадию. Когда она наступает, человек не может контролировать свои мысли и действия, его поведение меняется в противоположную сторону и становится крайне отличным от того, какое было ранее.
  • Резистентную стадию. В этой стадии идет аккумуляция жизненных ресурсов организма и его мобилизация на борьбу со стрессом. Это необходимо, чтобы человек смог найти правильное решение и предпринять нужные меры для выхода из сложившейся ситуации.
  • Стадию истощения. Эта стадия сменяет предыдущую и развивается как результат длительного стресса, по причине того, что организм больше не в состоянии выдерживать нагрузку. Именно на данной стадии происходят повреждения висцеральных органов.

По более современной классификации отмечают 4 стадии стресса:

  • Мобилизация или усиление внимания и двигательной активности человека. На этой стадии внутренние силы человека тратятся бережно, и если процесс в этот период прекращается, то стресс не повреждает организм, а закаляет его.
  • Возникновение сильных отрицательных эмоций: ярости, гнева и агрессии, которые нужны организму для того чтобы достичь поставленной цели.
  • Возникновение отрицательных эмоций пассивного типа . Они возникают по причине неэкономной траты организмом сил на предшествующей стадии, что сильно истощает организм. Человек делается апатичным, больше не надеется на собственные силы на возможность выхода из сложившейся ситуации. В результате пессимистического настроения может возникнуть депрессия.
  • Последняя стадия – абсолютная деморализация. Эта стадия наступает, когда фактор стресса воздействует на психику человека постоянно и не снижает своей интенсивности. Больной примиряется с тем, что сделать ничего нельзя, делается безучастным и не желает решать никакие задачи. Может отказываться от лечения.

Последняя стадия может длиться долго и делаться причиной полного упадка психо- физических возможностей организма.

Симптомы стресса

Симптомы острого стресса появляются уже спустя короткое время после того, как произошла стрессовая ситуация. Это такие симптомы как помрачение сознания, дезориентация в текущих событиях. По причине этих тяжелых состояний человек может делать необычные и глупые поступки, которые сторонним наблюдателям будут казаться слишком неадекватными.

Бредовые идеи, разговор с самим собой – еще один симптом острого стресса. Но он длится недолго и обрывается также резко, как и начался. Человек, пребывая в остром стрессе, может не понимать, что ему говорят. Он может впасть в ступор и не быть готовым выполнить даже самую простую просьбу или сделать ее неверно.

Заторможенность в речи и движениях – это также симптомы острого стресса. Такое состояние может оказаться настолько тяжелым, что больной просто замирает в одной и той же позе и почти не реагирует. Иногда возможна и противоположная реакция: человек становится суетливым, много разговаривает. У него может появиться желание причинить себе вред или обратиться в бегство.

Симптомами острого стресса также могут быть покрасневшая либо побледневшая кожа, расширенные зрачки, тошнота, рвота, диарея, резкое падение АД . Если вышеописанные симптомы отмечаются свыше 1-2 дней, то нужно срочно прийти на прием к врачу для установления подлинной причины стресса и назначения соответствующего лечения.

Даже после того момента, как острый стресс прошел, напряжение и воспоминания о нем могут беспокоить человека еще некоторое время. У него может нарушаться сон, аппетит, надолго пропадать желание что-либо делать. Он может жить и работать, как говорится, на «автомате».

Лечение и профилактика стресса

Нужно не забывать, что следствия стресса могут быть как несущественными, так и серьезными, потому, чем раньше человек получит квалифицированное лечение, тем скорее он вернется к прежней жизни.

Лечение любого вида стресса, а также его профилактика может осуществляться с помощью таких методов:

  • психологического лечения (рациональная терапия, медитация, аутотренинг);
  • физического лечения (упражнения и массаж);
  • физиологического лечения (водные процедуры, сауна, закаливание);
  • биохимического лечения (медикаменты, травы).

Какое лечение будет выбрано, зависит от индивидуума и тяжести его состояния.

Профилактика стресса общеизвестна – это здоровый образ жизни, сбалансированное питание, умеренные телесные и психические нагрузки, полноценный сон, свежий воздух. Отказ от вредных привычек также считается хорошей профилактикой стресса.

Путешествия, встречи с друзьями, посещения культурных мероприятий – еще один способ профилактики стрессов. Они помогут быстро снять усталость и подзарядиться жизненными силами. Любимое увлечение, занятие которым доставляет удовольствие, также можно назвать отличной профилактикой появления стрессов. Но самой лучшей профилактикой стрессовых состояний является жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, позитивный настрой, а также умение расслабляться, освобождаться от отрицательных эмоций и накапливать позитивные эмоции.

Если в вашей жизни часто случаются стрессы, и вы не знаете как избавиться от них самостоятельно, обращайтесь в центр психологии Ираклия Пожариского. Он проведет консультацию и подерет для вас самый лучший вариант лечения.


Новое Популярное

Синдром самозванца – довольно интересное и распространенное явление. Оно встречается повсеместно: и в крупных городах, и в глухой деревне. Основной […]

Некоторых людей буквально начинает охватывать паника, когда предстоит посетить кабинет врача. Даже мысли о встрече с медицинским персоналом вселяет ужас […]

Иногда нас преследует настоящая фобия потерять дорогих сердцу людей. Не обязательно с ними действительно случается что-то трагическое или из ряда […]

Эргофобия представляет собой такое состояние, при котором человек может длительное время отказываться от активных действий в поиске работы. Окружающим кажется, […]

Психические расстройства относятся к числу обратимых состояний, которые причиняют личности множество эмоциональных неудобств. Создается впечатление, что человек страдает настолько сильно, […]

В условиях современной действительности психическая организация человека часто подвергается испытаниям. В жизни иногда так много стресса, что мы едва успеваем […]

Заниженная самооценка – это проблема многих людей. Она не позволяет в полной мере радоваться жизни, предпринимать смелые шаги. Истинной самореализации […]

Многие люди называют его периодом тревоги и отчаяния. Именно эти чувства выходят на первый план, когда ощущается общая неудовлетворенность прожитыми […]


Кризис

Стресс (англ. stress – давление, нажим, напряжение) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” (англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия . Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический . Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Эустресс Дистресс

Физиологический Психологический

Информационный Эмоциональный

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ] . В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма . В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение , поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 - фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов , либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

    Фаза мобилизации – стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивностьи креативность мышления. Наблюдаетсяфеномен гиперактивации мышления и других процессов. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения.Результаты деятельности улучшаются.

    Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

    Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа:этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс– перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдаетсяфеномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкции характеризуетсяполным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, па мяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуаль ные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок) [по Карпову, с. 459].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Интенсивность работы

Предельные возможности

«Стресс вола»

Условный предел стрессовых нагрузок


ее общим срывом (что соответствует крайним значениям нисходящей ветви графика на рис. 19).

.«Стресс льва»

10 Время работы

Рис. 19. Основные типы личностной резистентности к стрессу по

Другим важным условием стрессоустойчивости является общая мотивационная направленность личности, её доминирующая ориентация – либо личностно-карьеровая («на себя »), либо социально-профессиональная («на дело »). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как преобладание мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает её. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса – так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления опасной ситуации, а через это – и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя – вообще единственно приемлем.

Объективные характеристики стресса [Айсмонтас]

Физиологический уровень:

    двигательная скованность или беспокойство;

    изменение порога чувствительности в различных пределах;

    нарушение двигательной координации;

    зевота, беспричинные слёзы или смех, гиперемия или бледность лица, гипергидроз, тремор пальцев, зуд тела и т. д.

Психологический уровень:

    расстройства всех видов памяти в различных сочетаниях;

    внимание – рассеянное и легко отвлекаемое;

    мышление – затруднённое или ускоренное;

    речевая затруднённость или активность;

    восприятие – неадекватное;

    ускоренное переживание времени;

    расстройства сенсорики.

Социально-психологический уровень:

    снижение качественных и количественных показателей деятельности;

    срыв деятельности;

    реагирования по крайним точкам шкалы «возбуждение – торможение» (паника – ступор);

    неадекватность поведения.

Виды стрессов по длительности

1. Кратковременный

2. Эпизодический

3. Хронический

Виды стресса в зависимости от причины возникновения

1. Стресс рухнувшей надежды

2. Стресс предстартовых состояний

3. Стресс потерянного времени

4. Стресс перемен

5. Стресс монотонности

6. Стресс пассивности

7. Стресс недостижимости совершенства

8. Стресс внезапности

9. Стресс пресыщения

10 Стресс достижения.

Основные стрессоры

1. Информационная перегрузка

2. Информационная неопределенность

3. Ответственность

4. Дефицит времени

5. Межличностные конфликты

6. Внутриличностные конфликты

7. Многофункциональность деятельности

8. Внешняя среда

9. Вынужденная бездеятельность

10. Неудовлетворенность трудом, зарплатой, должностью

11. Ощущение свое ненужности, бесполезности и беспомощности

12. Тревога о карьерном росте

13. Трудности в отношениях с руководством, коллегами, родственниками

14. Раздвоенность между работой и семьей

15. «Погода в доме»

16. Плохое самочувствие

17. Отсутствие самостоятельности, нахождение в положении иждивенца

18. Несправедливость.

Что делать с этими стрессорами? Разделите все стрессоры на три группы:

1. Те, которые вы можете устранить

2. Те, которые вы можете ослабить

3. Те, с которыми ничего нельзя поделать.

«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение вынести то, что я изменить не в силах, и ума, что бы отделить первое от второго».

И ведите себя соответственно: боритесь; смиритесь и терпите; или уйдите в конце-концов.

Активная социальная жизнь, постоянное нахождение в круговороте событий, семья, работа, — всё это вместе является причиной сильного напряжения и переживания. Вследствие неправильного образа жизни, а также воздействия негативных ситуаций, человек может испытывать стресс, который сам по себе обладает разрушительным воздействием на эмоции и здоровье.

Что такое стресс: понятие

Прежде чем искать способы избавления от негативного воздействия внешних факторов, необходимо узнать, что такое стресс, по каким причинам он возникает и по каким признакам можно судить о его наличии. Стресс можно определить как реакцию организма на различные раздражители. Величина и длительность действия этих раздражителей бывает разной, а их влияние и последствия во многом зависят от индивидуальных особенностей личности и способности справляться с негативными факторами.

Стрессом также называют состояние повышенного напряжения и сильной нагрузки на психику человека. Известно, что вызывать стресс могут не только негативные факторы, хотя они являются наиболее распространенной причиной, но и положительные. Например, перемены в семье, рождение ребенка тоже могут стать причиной, хотя для большинства людей подобные события являются положительными.

Таким образом, стресс определяется как ответ организма на действие стрессоров. Это те факторы и элементы в жизни человека, которые могут непосредственно влиять на его состояние.

Причины

Для того чтобы иметь возможность избежать влияния негативных раздражителей на организм, важно знать причины стресса. Большое значение имеет устойчивость человека к внешним раздражителям. На одно и то же событие разные люди реагируют по-разному, соответственно, у одного человека может появиться стресс, а у другого нет. Основные причины:

  • Хроническая усталость, когда остается мало времени на полноценный отдых.
  • Внутренние установки и убеждения человека, не позволяющие адекватно и спокойно реагировать на некоторые раздражители.
  • Травмирующие жизненные ситуации: болезнь родственников и своя, смерть, резкие перемены в жизни.
  • Длительные финансовые проблемы.
  • Несоответствие жизни собственным ожиданиям.
  • Давление со стороны близких людей, особенно в семье.
  • Внутрисемейные разногласия.
  • Проблемы на работе, невозможность найти общий язык с коллегами, конфликты с начальством, невозможность продвижения по карьерной лестнице, если человек ожидает этого.

Большое значение имеет тип нервной системы человека и его восприимчивость к раздражителям. Слабая нервная система, страхи усугубляют воздействие факторов стресса и приводят к его усилению.

Как определить наличие стресса: симптомы и признаки

Теперь необходимо выяснить основные признаки и симптомы стресса, чтобы вовремя начать его профилактику и выведение человека из негативного состояния. Все симптомы можно разделить на несколько категорий:

  • Эмоциональные;
  • Когнитивные;
  • Физиологические;
  • Социальные.

Эмоциональные признаки

Человек, находясь в состоянии стресса, ощущает раздражительность, агрессивность, плаксивость, чувство одиночества. Возможны внезапные и плохо контролируемые вспышки гнева, что ведет к конфликтам с окружающими людьми. Стресс зачастую становится причиной развития депрессивного расстройства, поэтому так важно свести его влияние к минимуму. Наблюдается перемена настроения от хорошего до резко негативного.

Когнитивные признаки стресса

Воздействие стрессовых факторов, особенно продолжительное, приводит к ухудшению мышления, памяти, внимания. Человек, находящийся в этом состоянии, хуже решает текущие задачи, ему становится сложнее воспринимать новую информацию, выполнять свои профессиональные обязанности.

Физиологические симптомы

Стресс является причиной нарушения многих функций организма. Появляются головные боли, боли в области сердца, повышается кровяное давление. Часто у человека в состоянии стресса наблюдается бессонница, ухудшение аппетита или его увеличение, что провоцирует изменение в весе. Может наблюдаться сильная усталость и слабость в организме, снижаться половое влечение.

Социальные признаки

Человек, находящийся в стрессовой ситуации, может идти на конфликты с другими людьми, не всегда отдавая отчет в собственных действиях. Воздействие стресса на работе люди могут переносить на близких людей, вымещая на них свой гнев. Стресс в семье, в свою очередь, может влиять на эффективность в профессиональной деятельности, а постоянные негативные мысли провоцировать появление ошибок в работе, а иногда и травм. У человека, длительно находящегося в стрессе, могут нарушаться социальные контакты, так как люди начинают избегать его агрессии.

Виды стрессов

В медицинской и психологической практике его делят по способу действия: положительная форма и негативная.

Эустресс — это стресс, вызванный положительными событиями. Его делят на две группы:

  • Вызванный эмоциями.
  • Мобилизирующий.

Первый тип возникает, когда человек осознает, что с ним происходит, он понимает стоящие перед ним задачи и видит способы решения. Второй тип предполагает небольшой выброс адреналина, помогающий настроиться и быстро переключиться на решение текущей задачи. Мобилизирующий стресс мы испытываем утром, когда требуется быстро собраться на работу. Это легкие виды стрессов, помогающие бороться с текущими проблемами и активно действовать в окружающем мире.

При низкой сопротивляемости организма и психики человека к воздействию внешних факторов эустресс может перейти в деструктивный.

Дистресс — этот вид стресса действует разрушающе на организм человека. Нарушается умственная деятельность, ухудшается физическое здоровье, снижается работоспособность. Его также можно поделить на несколько подтипов.

  1. Физиологический . Такой стресс появляется при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды: температуры, погоды, а также внутренних факторов – голода, жажды, болей в различных частях тела.
  2. Эмоциональный . Возникает во время ситуаций, когда человек испытывает сильные эмоции, причем они могут быть не только отрицательные, но и положительные. Постоянное испытывание одних и тех же эмоций может вызвать усталость, моральное и психологическое истощение. Этот вид возникает и при наличии сильного воображения, фантазий, которые способны вызвать реальный стресс.
  3. Кратковременный . Возникает при внезапном воздействии некоторых факторов, например, резкого испуга. Часто связан с инстинктом самосохранения. Проходит обычно быстро и не имеет после себя последствий. Однако при возникновении сильно травмирующей ситуации стресс может переживаться несколько дней и быть глубоким.
  4. Хронический . Это самый опасный тип. Человек ежедневно и систематически подвергается воздействию определенных стрессоров. При этом он привыкает к их присутствию, перестает замечать, однако, они продолжают действовать. Дистресс способен привести к нарушению деятельности организма, различным заболеваниям, нервным срывам. Часто заканчивается развитием в тяжелой ее форме, вплоть до суицидальных наклонностей.
  5. Нервный стресс . Часто наблюдается у людей, предрасположенных к нервным заболеваниям, но может возникать и на фоне сильнейшего напряжения. В данном случае многое зависит от типа нервной системы и то, как человек обычно реагирует на раздражители.

Стадии развития стресса

Развитие проходит в несколько стадий. Может наблюдаться как состояние возбуждения, когда сложно контролировать свои эмоции и действия, так и состояние торможения и безразличия к происходящему. Выделяют 3 стадии стресса:

Первая стадия — тревога

Это начальная реакция организма на воздействие раздражителей. Появляется тревога, опасения, настороженность. На этой стадии человек может мобилизировать свои силы для решения ситуации. Длится стадия от нескольких минут до нескольких недель, всё зависит от индивидуальных особенностей психики. В итоге человек может потерять самоконтроль, его поведение изменяется на противоположное от обычного для него, нарастает напряжение, могут нарушиться отношения с близкими людьми и коллегами.

Сопротивление

На этом этапе происходит активация ресурсов организма и сопротивление стрессорам. Находясь на этой стадии, человек способен наиболее эффективно справиться с воздействием раздражителя. Сопротивляемость организма завышена, человек способен к анализу и поиску наиболее эффективного решения.

Третья стадия стресса — истощение

Если решение и выход из ситуации не найден, а человеку не удалось справиться со своими эмоциями, то стресс переходит в фазу истощения. Начинает ощущаться сильная усталость, безразличие, отсутствие сил и желания что-либо делать и менять. Большая вероятность возникновения соматических и психологических заболеваний.

Если человеку хватает собственных ресурсов или он нашел методы борьбы со стрессом, то он выходит из-под его воздействия.

Психика и сопротивляемость каждого человека к неблагоприятным факторам индивидуальны. Один человек испытывает небольшой стресс и с легкостью находит выход, тогда как другой реагирует на аналогичную ситуацию бурно и агрессивно. Важно научиться вовремя определять наличие стресса и его вид и принимать соответствующие меры. Отдых, смена деятельности, положительные социальные контакты, спорт помогут снизить влияние неблагоприятных факторов и не допустить переход легких форм стресса в .

Стресс сопровождает нас ежедневно. Начиная с утренней, суетной спешки, продолжая в переполненной маршрутке или на производственном совещании, выливается в ссору с родными или коллегами по работе — стресс до самого сна не оставляет нас в покое, чтобы следующим утром все повторилось вновь.

К сожалению, многие привыкают к такому ритму и стресс становится нормой жизни. Эти люди отлично знакомы с постоянным чувством тревоги, потерей душевного равновесия, не удовлетворены личной жизнью и собой, как правило, имеют низкую активность и работоспособность. Следствием постоянного стресса может стать развитие невроза или психоза, либо их производных.

Понятие стресса

Понятие стресса, как оказывается, включает в себя много сторон. Оно многогранно.

Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, называется — стресс.

Невозможно избежать данной реакции организма в течение всей нашей жизни. Небольшая доза стресса заставляет человека думать, быстро принимать решения в проблемной ситуации. Стереотипно мы понимаем стресс, как негативную реакцию. Это далеко не так. Стресс помогает внутренней среде организма иметь постоянную и неизменную величину. Если вдуматься, то окажется, что без минимального стресса жизнь становится вялой, статичной и, как это не удивительно, безрадостной. Одновременно, другая грань, где стресс постоянный и максимальной величины, приводит к резкому ослаблению организма, снижению иммунитета, развитию многих заболеваний, потере силы и умения принимать разумные решения в проблемных ситуациях. Поэтому, очень важно соблюдать баланс и стараться воспринимать жизнь в позитивном ключе.

Концепция стресса берет свое начало в работах всемирно известного французского физиолога К. Бернара. Понятие, которое использовалось сугубо профессионально и имело глубокую естественно-научную основу, легко стало «общедоступным». Оригинальная концепция, классификация данного понятия, отражающая суть общего адаптационного синдрома, получила название — стресс. Журнал «Nature», в 1936 году, опубликовал первые статьи посвящённые данной теме. Их новизна оказала значительное влияние на развитие данного направления в научном мире.

В частности, учёными доказано, что стрессовое состояние оказывает особое влияние на психологию людей, их поведение и состояние их организма. Это проявляется следующим образом:

  • Неадекватная реакция на малейшее затруднение.
  • Повышенная возбудимость, которая выражена раздражением или беспричинным смехом.
  • Активность снижается, в результате человек не успевает выполнить то, что запланировал.
  • Люди начинают беспричинно вступать в споры, их поведение становится не контролируемым.
  • Проявляется критичность.
  • Происходит изменение вкусовых предпочтений.
  • Нарушения аппетита.
  • Нарушения сна.
  • Возможно возникновение потребности в алкоголе.
  • Постоянное состояние жалости к себе, хандры, уныния.
  • Нарушения в работе половой функции.
  • Потеря контроля над ситуацией.
  • Происходит ослабление иммунной системы человека.
  • Частые случаи различных заболеваний.
  • Желудочная боль.
  • Головная боль.
  • Язвенная болезнь.
  • Человек объясняет все эти проявления сложной жизнью, говорит о невозможности их урегулирования, фактически, не пытается контролировать ситуацию.

Стресс и его виды

1. Стресс полезный, известный, как понятие —

  • вызванный позитивными эмоциями;
  • стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями. Данное понятие подразумевает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека , является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

2. Стресс вредный, известный, как понятие — :

  • физиологический
  • психологический
  • кратковременный
  • хронический
  • нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов, рассмотрим их подробнее.

  • Дистресс физиологического характера

Физиологический дистресс, возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен осознавать причиняемый вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

  • Дистресс психологического или эмоционального характера

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.

Причины фантазийного, иллюзорного характера, не имеющие реального основания вызывают абсолютно реальный, с точки зрения организма и всех последствий, психологический дистресс.

  • Дистресс кратковременного характера

Кратковременный дистресс — стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

  • хроническ ого характера

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.

  • нервн ого характера

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у кого угодно, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

Фазы развития стресса:

1 фаза — Реакция тревоги

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной ситуации и, как следствие, мобилизация защитных сил организма.

2 фаза — Сопротивление

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза — Победа либо истощение организма

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем. В противном случае организм истощается, что приводит к депрессии, различной тяжести заболеваниям и, возможно, к смерти.

Классификация стрессов

Классификация стрессов:

  1. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические)
  2. Физиологический (соматический, средовой)психоэмоциональный

Стресс физиологический

  • механический
  • физический
  • химический
  • биологический

Стресс психоэмоциональный

  • информационный
  • эмоциональный

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Вроде бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

2. Кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические)

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

3. Физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние.

Физический стресс — вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.

Чаще всего, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий.

Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение.

Описанное выше деление стрессов на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует множество вариантов других классификаций.

Целью данной статьи являлось не показать сложность и разномастность тематики стресса, а объяснить важность правильного понимания конструктивного или деструктивного влияния стресса на организм человека. Возможно, ознакомившись с предложенной информацией, заинтересованный человек сможет отыскать причину своего плохого самочувствия. Иногда, осознания проблемы бывает достаточно, для изменения своей жизни в лучшую сторону.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: