Можно ли приватизировать служебную квартиру медицинскому работнику. Особенности приватизации служебного жилья

Жилищный кодекс РФ гласит, что приватизация служебного жилья недопустима. Однако, при наличии определенных факторов и соблюдении условий, получить этот вид жилья можно.

Служебная квартира предоставляется по трудовому договору

Служебным жильем называется отдельная квартира или дом, которые предоставляются сотруднику для проживания на период существования трудовых отношений между ним и предприятием. Такое проживание является временным и ограничивается сроком действия между работодателем и наемным работником.

Если квартира в муниципальную собственность не передавалась, то также необходимо узнать насколько законно произошло присвоение жилью статуса служебного и зарегистрировано ли оно в этом статусе в Росреестре. Также необходимо помнить, что статус служебного жилья может быть присвоен ему только до момента вселения гражданина.

Если вышеуказанные условия не соблюдены, то жилье может считаться таким, что занимается по договору социального найма и может быть приватизированным. Сам процесс передачи в частную собственность служебного жилья состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе происходит передача жилья с баланса организации на баланс органов местного самоуправления. После этого жилплощадь приобретает статус муниципальной и может быть передана частному лицу. Этот процесс происходит с подписанием двухсторонних актов приема-передачи.
  • На втором этапе гражданин подает заявление на приватизацию вместе с необходимыми документами. Перечень этих документов следующий:
  1. договор найма;
  2. согласие на приватизацию все зарегистрированных членов семьи, в том числе достигших 14-летнего возраста детей;
  3. выписка из ЕГРП;
  4. документы на квартиру ( и др.);
  5. справка, содержащая информацию о зарегистрированных в данной квартире гражданах;
  6. личные документы жильцов;
  7. отказ от приватизации (если имеется);
  8. квитанция, подтверждающая .

Местные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами приватизации, в течении двух месяцев после подачи заявления с документами принимают решение. В случае предоставления всех необходимых документов и информации в них с наемником заключается договор о приватизации. В случае, если решение принято не в пользу заявителя, то оно должно иметь письменную форму с обоснованием отказа.

Если отказ связан с недочетами или ошибками в предоставленных документах, заявление можно подать повторно после устранения всех недостатков.

Что можно требовать в суде?

В судебном порядке приватизировать квартиру получается очень редко

В каких случаях возможно судебное урегулирование вопроса приватизации служебного жилья? Чаще всего причиной, по которой невозможно передать служебную квартиру в собственность , является несогласие предприятия-собственника. Решение такого вопроса в судебном порядке возможно, но обоснование иска – очень трудная задача, с которой не каждый юрист может справиться.

Неудовлетворенными остаются иски о признании отказов в приватизации служебных жилых помещений. Чтобы увеличить вероятность позитивного для истца исхода дела иск должен содержать требование к предприятию, которое выступает по делу ответчиком, передать квартиру на баланс местных органов. Это делается для того, чтобы вывести жилье из категории служебного.

Удовлетворяются такие иски в очень редких случаях. Так, суд может стать на сторону истца если:

  1. в Росреестр не внесена информация, что квартира является служебной;
  2. произошла реорганизация или полная ликвидация организации и принадлежащую ей служебную жилплощадь
  3. предано на баланс населенного пункта.

На практике сложилось так, что суды крупных городов в приватизации служебных квартир отказывают, дабы не повлечь чреду подобных прецедентов. Но если вы уверенны в своих силах, собственной правоте и компетенции представляющего ваши интересы юриста – смело можете направляться в . Шанс выиграть есть всегда.

Как получить служебное жилье в пользование? В каких случаях гражданин имеет право на проживание в служебной квартире, и что делать, если ее не выделяют? Реальна ли приватизация, или как получить служебное жилье в собственность? Получение жилья - животрепещущая тема многих поколений бюджетников, госслужащих, военных и членов их семей, а также для тех, у кого нет жилья или есть, но не в том городе, где такие граждане трудоустроены.

Отличия служебного жилья и порядок его получения

Что такое служебное помещение? Помещение специализированного жилого фонда, которое может предоставляться собственником или балансодержателем для граждан, связанных трудовыми отношениями, службой, наймом по контракту, выборной должностью или назначением на службу, является служебным. С момента принятия на работу, поступления на службу до заселения в квартиру проходит от 3-х месяцев до нескольких лет, что обусловлено ограниченным количеством жилого фонда.

Ожидание сопровождается арендой квартир у граждан и организаций. Такое наёмное жилье не является служебным даже при компенсации стоимости арендной платы гражданину. В подобном случае решение об аренде альтернативного помещения принимает сам гражданин, он же и занимается поиском арендодателя. Жильё выделяется после принятия решения собственника или уполномоченного органа о выделении служебного жилья конкретному человеку на срок, не превышающий срока службы, действия контракта.

Следует сразу отметить, что служебная квартира предназначена как для гражданина, имеющего право на жилье, так и для членов его семьи. Их данные вносят в один договор с главным нанимателем. Основным критерием при определении наличия или отсутствия права на служебное жилье является, соответственно, наличие или отсутствие у человека трудовых отношений с собственниками имущества.

Следующим параметр: человек обязательно должен быть нуждающимся в таком жилье. Это значит, что в населенном пункте по месту работы или несения службы у гражданина отсутствует зарегистрированное право собственности на жилую площадь. Последним критерием является непосредственно род его деятельности, вид выборной должности. О наличии или отсутствии права на квартиру по этому критерию можно делать вывод из норм права, регламентирующих конкретный вид деятельности.

Единый нормативный акт, содержащий весь перечень профессий и служб, предопределяющий право на служебную квартиру, законодателем не предусмотрен. Например, законы об определенном статусе предусматривают, что такое право имеют: депутат Государственной Думы и член Федерального собрания; военный, в том числе бывший, в соответствии с отдельными правительственными программами, и военнослужащий по контракту также может претендовать на служебное жилье. Еще это могут быть: работник ЖКХ, учитель, доктор, сотрудник правоохранительных органов, налоговой и таможенной служб, судьи, работники прокуратуры и МЧС.

Список документов для претендентов на получение служебного жилья

Перечень основных и дополнительных документов, предоставляемых при оформлении служебной жилплощади, регулируется законодательством субъекта Федерации. Это, как правило, постановления правительства и приказы министерств. В общий перечень входят:

  • паспорт гражданин РФ;
  • сведения о составе семьи;
  • договор (контракт) с работодателем - балансодержателем специализированного жилого фонда;
  • сведения о прохождении воинской службы (для военнослужащих);
  • справки БТИ и выписки из госреестра о наличии/отсутствии зарегистрированных прав на жилое недвижимое имущество на территории соответствующего населенного пункта или в месте прохождения службы;
  • заявление установленного образца.

Обращаться необходимо в Департамент жилищного обеспечения - по вопросу получения служебного жилья военнослужащим, в администрацию поселения - по вопросу получения жилья работниками госучреждений, госструктур, в управление делами Президента РФ - если нуждающийся является депутатом Госдумы и членом Совета Федерации. Как правило, документы подаются лично заинтересованным лицом. Однако направление заявления с приложениями почтой законом не запрещено.

По результатам рассмотрения заявления гражданину присваивается статус нуждающегося в служебном помещении, о чем он получает уведомление. По факту наступления очереди собственником выносится решение о предоставлении жилья и заключении соответствующего договора. Предоставление служебного жилья - обязанность государства. В случае отсутствия свободного помещения, гражданину выплачивается компенсация за аренду альтернативного.

Служебные помещения предоставляются в пределах административной территории. Право проживания предоставляется заявителю и членам его семьи на период службы или на время действия контракта. Служебное жилье для военнослужащих по контракту выделяется на первые пять лет службы. Исключение и обеспечение жильем на весь срок ее несения относится к тем, кто:

  • поступил по контракту до 01.01.1998 года;
  • поступил по контракту после 01.01.1998 года в звании офицера, прапорщиком, мичманом, солдатом, матросом,
  • служит в закрытом городке.

Расторжение договора до истечения трудового контракта, окончания срока службы, периода назначения возможно по желанию сторон или по решению суда по основаниям нарушения условий проживания нанимателем. Договор прекращается при уничтожении имущества или смены собственника жилья. Такие обстоятельства (кроме приведения в полную непригодность) обязывают нанимателя освободить служебное жилье. Нарушение этого правила приводит к выселению в судебном порядке.

Как расслужебить квартиру

Прямая приватизация служебных помещений запрещена в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 года № 1541. Обеспечение служебным жильем государство заменяет действием системы накопительного фонда и дальнейшее его расходование через ипотечное кредитование. Шансы на расслужебливание есть у тех, кто более 10 лет является нуждающимся и все это время работал на собственника имущества специализированного жилого фонда.

Такие лица могут получить служебное помещение в собственность, подав заявление, ордер на квартиру, выписки из домовой книги о проживающих лицах, заявления членов семьи о приватизации, договор и кадастровый паспорт. Расслужебить квартиру возможно с согласия собственника или в судебном порядке. При этом согласие представляет собой решение о передаче имущества на баланс муниципалитета. А непосредственная передача в собственность происходит в момент заключения договора о передаче имущества гражданину.

Результатом рассмотрения должно быть решение о возможности приватизации и передаче жилья из специализированного фонда в муниципальную собственность. Обеспечиваемый минимум по квадратуре на 1 члена семьи составляет 18 м2. Положительное решение о передаче в собственность - это право собственника, а не обязанность. Вместе с тем, отказ является основанием для разрешения вопроса в суде.

Подобный вопрос рано или поздно начинает беспокоить подавляющее большинство пользователей служебным жильем. Т.к. служебное жилье предоставляется гражданину на определенный срок, то логично, что по истечению этого самого срока данный вопрос, как говорится, встает ребром. Плюс, если поверхностно изучить законодательную базу относительно правил предоставления служебного жилья, и его использования, то становится ясно, что окончание оговоренных сроков далеко не единственная причина, по которой обычно выселяют из служебной квартиры.

В данной статье мы подробно разберемся в процессе предоставления служебных квартир гражданам, в правилах пользования таковыми, а также опишем ситуации, при которых гражданина могу выселить из занимаемой квартиры.

Порядок предоставления служебных квартир гражданам

Для начала следует объяснить разницу между жильем из муниципального фонда и служебным жильем . Хотя, и в том и в другом случаях речь идет о так называемом государственном жилье, разница в этих двух понятиях все же имеется, и, причем существенная. Во-первых, служебное жилье предоставляется гражданину в силу его служебных обязанностей. Т.е. если вы являетесь сотрудником бюджетной организации, и не имеете собственного жилья в регионе осуществления вашей деятельности, то вы имеете полное право на получение служебного жилья, по распоряжению начальства. Как правило, речь в таких случаях идет о сотрудниках силовых структур и военнослужащих. Реже встречаются случаи предоставления служебного жилья врачам или работникам сферы образования.

Во-вторых, если граждане могут проживать в квартире, занимаемой по социальному найму бессрочно, и, впоследствии ее приватизировать, то в случае со служебным жильем все далеко не так, т.к. оно обычно предоставляется на определенный срок (обычно это срок службы в ведомстве/организации), и без права на приватизацию. Это объясняется тем, что кадрам свойственно постоянно обновляться, и завтра на службу может поступить еще один сотрудник, нуждающийся в ведомственном жилье. Поэтому «раздаривать» квартиры из фонда организации обычно не принято.

Плюс, для того чтобы квартира все-таки была предоставлена, сотрудник и его семья в первую очередь должны в таковой нуждаться. Если, к примеру, договор на пользование служебным жильем был заключен на 3 года, а пользователь служебной квартирой (либо челны его семьи) приобрел в собственность жилье, отвечающее обязательным требованиям и пригодное для проживания, то служебная квартира должна быть сдана раньше срока. Данное условие обычно оговаривается в договоре. Хотя нормы ЖК РФ в данном случае становятся на сторону жильцов, и не рекомендуют обязательное расторжение договора найма, если сотрудник по-прежнему продолжает работать на данном предприятии.

Естественно у многих возникает вопрос, откуда берутся эти самые служебные квартиры ? За счет чего формируется жилой фонд конкретного предприятия или ведомства?

Дело в том, что в собственности у государства имеется так называемый муниципальный фонд, который распределяется на условиях найма или поднайма между гражданами, не имеющими возможность приобретения жилья в собственность, а также между государственными бюджетными ведомствами. Получается, что если гражданину А., работающему на предприятии была выделена служебная квартира, то, скорее всего она является собственностью не предприятия, а государства. Т.е. предприятие, скорее всего, является нанимателем, а не собственником. Значит, первичный договор найма между предприятием и государством может завершить свое действие, и гражданин А. будет вынужден освободить помещение.

Срок предоставления служебного жилья

Как мы уже сказали, служебные квартиры предоставляются гражданам на определенный срок. Если гражданин работает в организации не по срочному трудовому договору, то данный срок обычно составляет 3-5 лет. При этом, ввиду большого количества претендентов на служебное жилье, предпочтение отдается семейным сотрудникам, которые имеют несовершеннолетних детей.

Если квартира принадлежит государству, то гражданин, проживающий в ней, заранее знает, можно ли будет ее впоследствии приватизировать или нет. Обычно, так называемые ведомственные квартиры не подлежат приватизации, и после выселения перераспределяются уже новым жильцам.

В виде небольшого пояснения следует отметить, что если речь идет, к примеру, о военнослужащих, то служебное жилье им предоставляется не позднее, чем через три месяца после поступления на службу. При этом, право на приватизацию подобного жилья исключается автоматически.

Встречаются ситуации, когда служебное жилье предоставляется сотруднику на неопределенный срок. Проще говоря, он может проживать в квартире 10 лет, а может быть выселен спустя год. Т.к. в договоре не прописывается срок пользования жильем, получается, что жильцы могут потерять право пользования квартирой в любой момент. Но с одной оговоркой, что жилец должен быть предупрежден о выселении за 3 месяца до такового.

Кого и в каких случаях выселяют из служебной квартиры

Говоря об основной теме нашей статьи, следует обратиться к положениям ЖК РФ на данный счет, которые в виде главной причины выселения называют окончание трудовых отношений между сотрудником, и организацией (ведомством/предприятием). Т.е. пока гражданин трудился на благо учреждения, он мог пользоваться служебной квартирой. Но, после увольнения (сокращения, перевода) подобное право утрачивается, и квартира должна быть сдана.

Тоже самое, касается и тех случаев, когда сроки действия договора найма вышли. Если жилье предоставлялось, к примеру, на 3 года, то при невозможности пролонгации договора, жилец должен освободить помещение. Но обычно такие случаи имеют место, когда квартира находится либо в собственности предприятия, либо оно пользуется таковой на правах хозяйственного ведения. Хотя, случаи, когда само государство оставляет работников бюджетной сферы на улице, также не редки.

Вместе с этим, следует очертить круг лиц, которые не могут быть выселены из служебных квартир ни при каких обстоятельствах, если им не предоставляется альтернативное, соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры, не могут быть выселены из служебной квартиры:

Инвалиды военных конфликтов и другие инвалиды из числа военных, ставшие инвалидами по причине ранения, контузии или же травмы, полученных при защите государства или при исполнении других заданий относительно воинской службы, либо по причине заболевания, связанного с пребыванием на войне;

- участники ВОВ , бывшие в рядах регулярной армии;

Семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно военной службы;

Члены семей военных;

- инвалиды из числа служащих рядового и начальствующего звена органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами по причине ранения, контузии или какой-либо травмы, полученных при выполнении своего долга по службе;

Сотрудники, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, выделивших таковым служебную квартиру, не меньше десяти лет (кроме тех, кто живет в ведомственных квартирах, числящихся за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, где федеральным законодательством установлена воинская служба), и не имеют положенного права на обеспечение квартирами для бессрочного пользования в процедуре и на условиях, описанных в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Граждане, освобожденные от занимаемого поста, в силу которого им была положена квартира, но не прекратившие рабочего сотрудничества с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими эту квартиру;

Граждане, уволенные по причине ликвидации предприятия, учреждения, организации либо же по сокращению численности или штата сотрудников (кроме граждан, которые живут в ведомственных квартирах, числящихся за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, где федеральным законодательством установлена военная служба), и не положенного имеют право на обеспечение квартирами для бессрочного пользования в процедуре и на условиях, описанных в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Пенсионеры по возрасту, персональные пенсионеры;

- члены семьи умершего человека, кому была выделена служебная квартира;

- инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа армейских и приравненных к ним граждан;

Одинокие граждане с живущими вместе с ними малолетними детьми .

Как видно, в данный список включены наиболее не защищенные категории населения, которые не смогут после выселения самостоятельно обеспечить себя жильем.

Специализированное жилье - это жилые помещения, режим предоставления и пользования которым отличается от обычного жилья, предоставляемого по договору социального найма. К специализированному жилью относится служебное жилье, общежития, маневренный жилой фонд (предоставляемый на время, например, проживания граждан, в доме которых проводится капитальный ремонт), временный фонд (для беженцев, вынужденных переселенцев), жилищный фонд системы социального обслуживания (дома престарелых, хосписы).

Наиболее распространенные виды специализированных жилых помещений - это общежития и служебное жилье. В таких помещениях проживают миллионы граждан, поэтому вопросы пользования такими помещениями для многих являются насущными.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вопрос решается законодательством по-разному.

Служебные жилые помещения согласно закону приватизации не подлежат (без согласия собственника). Однако после 1 марта 2005 года многие служебные помещения поменяли свой статус. Для того, чтобы считаться служебным, жилое помещение должно быть внесено в специальный реестр. Работа по внесению таких помещений в реестр по всей стране еще не закончена, и статус многих, ранее являвшихся служебными, жилых помещений, в настоящее время неясен. Очень часто такие помещения передаются на баланс города, что автоматически превращает их в жилье социального фонда, то есть жилье, подлежащее приватизации. Поэтому если вы проживаете в квартире, предоставленной когда-то в качестве служебной, нелишне будет выяснить ее теперешний статус.

Наниматели служебного жилья, желающие его приватизировать, часто обращаются к юристам с просьбой помочь «расслужебить» квартиру. Конечно, такого понятия законодательство не содержит. Обычно под этим термином понимается возможность заключить вместо договора служебного найма договор социального найма, что дает гражданам приватизировать квартиру, бывшую ранее служебной.

Как ​можно это сде​лать?

Самое простое- это получить согласие собственника служебного жилья на его приватизацию. Но это процесс непредсказуемый, поэтому согласия можно дожидаться дол тех пор, пока и сам срок приватизации, установленный законом, не закончится.

Второй способ (действующий в Москве) подходит для тех, кто проработал в организации, предоставившей жилье, более 10 лет.

То же правило действует, если граждане проработали менее 10 лет, но имеется одно из следующих условий:

1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;

2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;

3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;

4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.

Можно говорить о сложившейся судебной практике по приватизации служебного жилья в городе Москве. История этого вопроса довольно интересна.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП (ред. от 26.04.2011)

"О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений"

1. С гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:

1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

На основании изложенного выше положения закона граждане обращаются в департамент жилищной политики города Москвы в заявлением о приватизации полученного ими (или их членами семьи) служебного жилья. Однако нередки отказы Департамента на том основании, что семья обеспечена жильем свыше нормы предоставления. При этом Департамент жилищной политики города Москвы ссылается на п. 1.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", поскольку именно этот пункт вводит ограничения, ссылаясь на ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

В соответствии с указанной двадцатой статьей (а именно пунктами 4, 6)

Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения.. не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Таким образом, если супруги, например, получили когда-то двухкомнатную квартиру общей площадью 36 кв.м., то заключить на эту квартиру договор социального найма им не разрешит Департамент жилищной политики города Москвы, поскольку супругам положена квартира хоть и до 44 кв.м., но однокомнатная.

Между тем Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП).

Как установлено Верховным Судом РФ, при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора.

Также, как указал Верховный Суд РФ, анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

Действующее законодательство с учетом Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 года предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для заключения договора социального найма лишь одно условие - стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет.

Именно с таким судебным делом пришлось столкнуться автору этой статьи.

К нам обратилась супружеская пара, которая получила отказ в заключении договора социального найма на служебную квартиру, несмотря на то, что супруг, получивший когда-то эту квартиру в качестве служебной, проработал в организациях города Москвы почти 20 лет. Основанием для отказа явилось именно то, что занимаемая ими квартира является двухкомнатной.

Мы обратились в Кунцевский районный суд города Москвы с иском об обязании Департамента жилищной политики и жилого фонда города Москвы заключить с нами договора социального найма. Однако решением суда в иске было отказано.

Мы не согласились с этим решением и обжаловали его в Московский городской суд. Апелляционным определением решение Кунцевского суда было отменено, наши требования- удовлетворены.

Судья: Заковоротный В.И.

Дело №33- 13215

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Расторгуевой Н.С.,

Судей Севастьяновой Н.Ю. и Харитонова Д.М.,

При секретаре Агальцовой О.Ю.,

Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Севастьяновой Н.Ю. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истца А. - Кузнецовой П.В. на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 декабря 2013 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании права на заключение договора социального найма отказать.

УСТАНОВИЛА:

А. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о возложении обязанности заключить с ним и его семьёй договор социального найма жилого помещения на двухкомнатную квартиру по адресу: ***.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Исполнительного комитета Кунцевского районного Совета народных депутатов от 9 марта 1983 г. №8/11 спорное жилое помещение было предоставлено истцу и его семье в составе трех человек: истец, его супруга А.З. и дочь А.А., в качестве служебного жилья, в связи с работой истца в Аварийной службе РЖУ Кунцевского района. В данной организации истец проработал 24 года, с 1979 г. по 2003 г., уволен по сокращению штатов из правопреемника Аварийной службы РЖУ Кунцевского района - Аварийно-ремонтное предприятие «Кунцево». В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП истец обратился к ответчику с заявлением о заключении с ним и его супругой договора социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру, однако ответчик письмом от 4 апреля 2013 г. отказал истцу, указав, что истцу может быть предоставлено только право выкупа.

Истец считает незаконным отказ ответчика в заключении договора социального найма на жилое помещение, поскольку согласно п.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, истец более 10 лет проработал в организации, предоставившей жилое помещение в качестве служебного.

В судебное заседание истец А. не явился, о слушании дела извещен, его представитель Кузнецова П.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы - Захаров А.А. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснил, что спорное жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда, пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Третьи лица З.А., Э.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца А. - Кузнецовой П.В. по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционных жалобах оспаривается вывод суда об отсутствии оснований для заключения с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение. Указывается, что истец с супругой обеспечен жилой площадью менее нормы предоставления, истец проработал в организации, предоставившей ему спорное служебное жилое помещение, более 10 лет, что является основанием для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя истца А. - Кузнецовой П.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы - Захарова А.А., полагавшего решение суда законным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Исполнительного комитета Кунцевского районного Совета народных депутатов от 9 марта 1983 г. №8/11 спорное жилое помещение было предоставлено истцу и его семье в составе трех человек: истец, его супруга А.З. и дочь А.А., в качестве служебного жилья, в связи с работой истца в Аварийной службе РЖУ Кунцевского района. В данной организации истец проработал 24 года, с 1979 г. по 2003 г., уволен по сокращению штатов из правопреемника Аварийной службы РЖУ Кунцевского района - Аварийно-ремонтное предприятие «Кунцево». На момент рассмотрения дела судом спорное жилое помещение является муниципальным и относится к специализированному жилищному фонду г.Москвы. Указанные обстоятельства ответчик не оспариваются.

Истец дважды обращался к ответчику с заявлениями о заключении с ним договора социального найма на жилое помещение, предоставленное по служебному ордеру, однако ответчик в своём ответе от 4 апреля 2013 г. отказал в этом по тем мотивам, что площадь служебного жилого помещения превышает норму предоставления, а также что спорное жилое помещение не исключено из числа служебных.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения.

При этом в пункте 1.1 названного Положения предусматривалась возможность заключения договора социального найма только в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Однако указанный пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17 апреля 2013 г. №5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения.

При этом в своём определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам указала, что анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. Соответственно обеспеченность жилыми помещениями более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьёй 20 Закона города Москвы №29, не влияет на заключение договора социального найма на жилое помещение, предоставленное ранее по служебному ордеру и занимаемое на законных основаниях.

Также не является основанием для отказа в заключении договора социального найма то обстоятельство, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду г.Москвы. В соответствии с пунктом 3 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, служебных помещений и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Таким образом, жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах и на основании пункта 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. №711-ПП, условием для заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, предоставленного в качестве служебного, является наличие стажа работы в организации, предоставившей жилое помещение, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет.

Поскольку истец проработал в организации, предоставившей спорное жилое помещение в качестве служебного, более 10 лет, имеются основания для заключения с истцом и членом его семьи супругой А.З. договора социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру.

Вследствие этого решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным, оно подлежит отмене, ввиду неправильного применения норм материального права. Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым возложить на ответчика обязанность заключить с истцом и его супругой А.З. договор социального найма жилого помещения на спорную двухкомнатную квартиру.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Отменить решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 17 декабря 2013 г. и принять по делу новое решение:

Возложить на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы обязанность заключить с А. и А.З. договор социального найма жилого помещения на двухкомнатную квартиру по адресу: ***.

Председательствующий

Судьи:

Полезная литература:

1) "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ

2) Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"

3) Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17.04.2013 г. N 5-АПГ13-8 .

4) Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 года N 158-ПП).

5) Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу N 11-26875;

6) Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2013 по делу N 11-37726;

Помещение, которое выделяется работнику на период выполнения ним трудовых обязательств, называется служебным. Владеет таким жилищем не муниципалитет, а конкретная организация. Согласно нормам закона, служебное жилье не может быть приватизировано. Сделать это удастся только в том случае, если его статус будет изменен, и оно будет поставлено на баланс местных органов государственной власти.

Можно ли в 2019 году

Жилищное законодательство разделяет помещения на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, служебные квартиры. Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта. После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.

Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.

Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.

Если руководство ведомства дает согласие на проведение приватизации служебной квартиры, она должна быть переведена на баланс муниципалитета и только после этого можно будет выполнить приватизационную процедуру

Основания

Приватизация служебного жилья имеет всего несколько оснований правового характера, которые закреплены законодательными актами. Так в основном законе про приватизацию закреплены положения, запрещающие приватизацию таких помещений. Этот закон оставляет право выносить решения про предоставление права на приватизацию служебного жилища за владельцем.

Важно определиться в понятиях и разобраться в том, какие же жилища относятся к служебным, и в результате не могут быть приватизированы. Верховный Суд дал разъяснения по данному поводу. В правительственном постановлении №1301 от 1997 года зафиксировано, что на госучете должны состоять общежития, приюты, отели, служебные и другие помещения, которые пригодны для того, чтобы в них жили люди.

Учитывая вышесказанное, после принятия решения про включение определенного помещения в категорию служебных, его нужно зарегистрировать в таком качестве в органах государственной регистрации.

Запрет, который установлен на приватизацию такого жилья, имеет некоторые условия для его применения. Выработаны они на базе правоприменительной практики.

Решения Высшей судебной инстанции России предусматривают, что ограничение прав лиц на приватизацию служебного жилья должно быть обосновано законодательными нормами. Суды имеют возможность решать, насколько обосновано было ограничение прав человека на приватизацию.

Судебная практика

Конституционный суд в своем решении от 18 апреля 2006 года №119-0 определил, что право на участие в приватизации должно обеспечиваться возможностью соблюдения определенных гарантий человека в ходе передачи в собственность открытых акционерных обществ имущества. Среди таких гарантий право на жилье, которое закреплено Конституцией, позволяющее особам приватизировать его.

Исходя из этого, можно прийти к заключению, что передача помещений служебного характера в собственность коммерческих структур не может ограничивать право особ, которые в них проживают, проводить приватизацию подобного помещения. В случае же перехода собственнических прав от государства или муниципалитета к коммерческой организации, это не может привести к корректировке или расторжению контрактов найма жилья.

В таком случае указание в документах статуса помещения «служебное» является формальным фактором, который не может ограничивать права граждан на приватизацию. Подобное утверждение подтверждает решение суда от 26 августа 2010 года под № 33-9579. Спор по делу состоял в том, что гражданин Пархоменко получил отказ от ОАО про передачу ему квартиры в собственность по процедуре приватизации.

Ответчик обосновал свой отказ тем, что истец был заселен в служебное помещение, которое согласно нормам законодательства не может быть приватизировано. Заявитель же утверждал, что квартиру ему предоставили по контракту соцнайма и ему не было ничего известно о том, что она имеет статус служебной.

В материалах дела есть информация о том, что данная квартира была зарегистрирована на Открытое Акционерное Общество, о чем внесена запись в Единый госреестр прав на недвижимость.

Суд вынес решение в пользу истца, обосновывая это тем, что свидетельство про госрегистрацию квартиры подтверждает, что она не принадлежит ни к государственной, ни к муниципальной собственности. Собственнические права на нее принадлежат ОАО, в связи с чем заявитель не может приватизировать ее согласно нормам закона про приватизацию.

Однако в тот момент, когда жилище было предоставлено заявителю, оно находилось в государственной собственности. После перехода в собственность ОАО не был подписан никакой документ, который бы закрепил за ней статус служебной. Учитывая позицию по этому вопросу Верховного и Конституционного Суда, факт перехода собственнических прав не может привести к изменению или расторжению контракта найма. В связи с этим на нового наймодателя распространяются условия старого договора.

Существует еще одна возможность для приватизации служебного жилья, которая описана в решении судебной коллегии по цивильным вопросам Верховного суда России от 26 марта 2013 года №5-КГ13-14. В нем сказано, что служебное жилье, которое ранее находилось в государственной собственности, и то, которое закреплено за ведомством на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а позже передавалось в собственность муниципалитета, может быть приобретено человеком в собственность по процедуре приватизации.

Процедура

Приватизация служебной квартиры может быть произведена исключительно в разрешительном порядке. Это означает, что данная возможность не закреплена за человеком, как его право, это шаг навстречу, который делает работодатель. Не нужно относится к этой процедуре, как к нереальной: на многих предприятиях действует социальная программа, по которой для привлечения квалифицированных работников после 10 лет работы предоставляется жилье.

Первый шаг, который следует сделать сотруднику для осуществления приватизации – подать заявление на имя руководителя организации, которой принадлежит служебная квартира. Обычно такое заявление рассматривается не больше двух месяцев. Решение может быть вынесено как в пользу сотрудника, так и противоречащее его интересам.

Для приватизации служебного жилищного фонда нужно сделать так, чтобы жилье потеряло свой статус служебного.

Какие же шаги нужно пройти, чтобы стать собственником такой квартиры:

  1. Организация должна передать помещение на баланс местного муниципалитета. Вопросы передачи должны решаться на основании договора между двумя структурами, который составляется с учетом всех законодательных и нормативных требований.
  2. После окончания процедуры передачи квартиры и оформления всех документов человек, который хочет приватизировать квартиру, обращается в муниципалитет с соответствующим заявлением.
  3. Заявление и поданные с ним документы рассматриваются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. По результатам рассмотрения органом власти принимается решение про возможность приватизации.
  4. Если гражданин получил отказ в приватизации по той причине, что подал неполный пакет документов или в них была обнаружена какая-то неточность, он имеет право до 1 марта 2019 года устранить все проблемные моменты и вновь обратиться с заявлением.
  5. Если же человек получил добро на проведение приватизации, он заключает договор с местной администрацией, который после этого регистрируется в Росреестре.

Особенности приватизации служебного жилья

При приватизации служебного жилья следует учитывать некоторые особенности процесса. Например, в случае отказа администрации организации на приватизацию жилья, можно подать в суд на руководство, выдвигая требование обратиться в органы муниципалитета для передачи жилья, или на муниципалитет, требуя, чтобы жилье было передано гражданину на правах приватизации. Такой путь будет непростым, более того добиться решения в свою пользу удается далеко не всем гражданам, которые хотят защитить свои права.

Кроме этого, перевести служебную квартиру в частную собственность можно не только через приватизационную процедуру. Законом не запрещено заключение договоров дарения или купли-продажи.

Не удастся приватизировать служебное помещение, если человек уже использовал свое право и приватизировал жилье ранее. Например, проживал в муниципальной квартире по контракту социального найма и приватизировал ее, потом устроился на другую работу, где и получил служебное жилье.

Для военнослужащих

Получить бесплатное жилье могут такие категории военнослужащих:

  • уволенные в результате реорганизации штата;
  • те, кто был уволен по выслуге лет;
  • уволенные в запас по состоянию здоровья;
  • члены семьи.

Жилище, которое получено таким образом, можно приватизировать на общих основаниях, которые предусмотрены процедурой приватизации. Со служебным жильем ситуация обстоит иначе. Такое право не закрепляется прямыми законодательными нормами, однако, из каждого правила есть исключение.

Служебное жилье, которое предоставляют военным, принадлежит к жилищному фонду Министерства обороны России и предназначается оно для тех особ, которые защищают безопасность российского государства, а приватизировать такую квартиру можно при наличии согласия ее собственника, в качестве которого выступает Министерство обороны

Военнослужащий не может приватизировать жилище, которое:

  • признано аварийным;
  • находится в общежитии;
  • располагается в военном городке закрытого типа.

Можно приватизировать квартиру, с которой снят статус служебной.

С этой целью нужно:

  1. Подать рапорт командиру части про передачу квартиры на баланс муниципалитета. У данного документа нет конкретной формы, главное, чтобы были четко изложены требования и присутствовали ссылки на действующее законодательство.
  2. В случае получения отказа, принятое решение можно обжаловать в судебном порядке. В иске нужно изложить основания, требования и перечислить документы, которые к нему прилагаются. Не стоит пренебрегать необходимостью оплаты государственной пошлины.
  3. В случае принятия положительного решения и переведения квартиры на баланс муниципалитета, следует подписать контракт социального найма.
  4. После этого можно производить приватизацию на общих основаниях.

Военнослужащий должен предоставить такие документы для приватизации:

  • заявление про передачу жилья в собственность;
  • документ про право нанимателя на проживание в объекте недвижимости;
  • информация о другом недвижимом имуществе, которое есть у человека в собственности;
  • справка про неучастие в приватизации ранее для нанимателя и членов его семьи;
  • паспорт;
  • выдержка из домовой книжки;
  • паспорт кадастровый;
  • контракт социального найма;
  • выписка из приказа про увольнение со службы.

Чтобы жилье было лишено статуса служебного, должно быть признано, что военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

Для бюджетников

В Государственную Думу России был внесен проект закона, который предусматривает возможность бессрочной приватизации служебных квартир бюджетниками. Многие сотрудники, которые работают в данной сфере, имеют единственный вариант постоянного проживания – служебное жилье.

Особы, которые трудятся в интересах общества, наделены правом на получение в собственность служебных помещений жилого фонда, однако, подобное право будет предоставлено не всем. Проект закона вводит ограничение на категории претендентов, которые смогут произвести приватизацию служебного жилья.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: