Взаимодействие растений с условиями среды. Растения - связь растений с окружающей средой Связи растения и окружающей его среды

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Характеристика основных групп растений по отношению к воде. Анатомо-морфологические приспособления растений к водному режиму. Физиологические адаптации растений, приуроченных к местообитаниям разной увлажненности.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2002

    Общее описание царства растений, характеристика их органов: корень, лист, побег, цветок, плод и семя. Отличительные черты водорослей, лишайников, мхов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, их роль в природных сообществах.

    шпаргалка , добавлен 15.03.2011

    Земные и космические факторы жизни растений. Солнечная радиация как основной источник света для растений. Фотосинтетически и физиологически активная радиация и ее значение. Влияние интенсивности освещения. Значение тепла и воздуха в жизни растений.

    презентация , добавлен 01.02.2014

    Сущность понятия "фотопериодизм". Нейтральные, длиннодневные, короткодневные растения. Свет и его роль в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Адаптация растений к световому режиму. Локализация фотопериодических реакций.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

    реферат , добавлен 13.10.2009

    Определение понятий "засуха" и "засухоустойчивость". Рассмотрение реакции растений на засуху. Изучение типов растений по отношению к водному режиму: ксерофитов, гигрофитов и мезофитов. Описание механизма приспособления растений к условиям внешней среды.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Фитоиммунитет и его виды. Типы повреждений растений насекомыми и клещами. Связь между устойчивостью к вредителям и поражением растений возбудителями заболеваний. Основные факторы групповой и комплексной устойчивости растений к патогенным агентам.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2002

Растения влияют не только на человека, но и на жизнь нашей планеты: получая солнечную энергию, они путем химических реакций превращают ее в необходимые для жизнедеятельности живых организмов вещества. Свет обеспечивает жизнедеятельность и самих растений. Это же относится и к теплу. К примеру, понижение температуры до - ГС ведет к замедлению почти всех жизненных процессов, происходящих в живом организме,-дыхания, роста, размножения и др. Без воды жизнь растений также невозможна. Все жизненные процессы в растении происходят с участием воды. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой клетки. Для дыхания и образования органических веществ растениям необходим воздух. Минеральные вещества необходимы для их нормальной жизнедеятельности. Растения приспособлены к жизни в разных условиях. Одни живут при избыточной влажности (растения болот, водоемов), другие - при низкой влажности (растения засушливых мест, пустынь). Подобные приспособления выработались у растений и по отношению к теплу и свету. Так, например, растения севера приспособлены к суровым условиям полярного лета, где обилие света соседствует с резкими температурными колебаниями. Растения, растущие под тенью тропического леса, па-оборот, получают много тепла, влаги, но испытывают недостаток света. В гаком лесу сумрачно, и только вершины деревьев покрыты пышной листвой. Сезонные явления в жизни растений связаны со сменой времен года. Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в приполярных странах, почти полное отсутствие различия между летом и зимой в низких широтах также отражаются на жизни растений.

Растения могут жить и развиваться лишь при температуре от 0 до 50 градусов; впрочем, существуют и исключения: некоторые виды в арктической части Сибири не погибают даже при -70 "С, но их жизненный цикл при этом замедляется; и, напротив, растения раскаленных пустынь могут выдерживать дневные температуры порядком до +80 °С. В США, в районе Скалистых гор, произрастают секвойи на высоте 3000 м в очень холодном и одновременно постоянно сухом климате. Эти сосны могут себя нормально чувствовать в такой суровой среде только потому, что они сумели значительно замедлить свои жизненные процессы и свести к минимуму обмен с внешней средой. Маленькие, приземистые, сжавшиеся, они имеют короткие иголки, самые долговечные из всех известных: хвоя сохраняется на дереве 17 лет. Эти сосны живут до 5000 лет.

У растений очень высокая приспособляемость к выживанию. В аравийских пустынях роза Жсрико самейства крестоцветных высыхает и сжимается, образуя что-то вроде округлого клубка, но при малейшем намеке на влажность казалось бы мертвое растение пышно распрямляет свои веточки и снова возвращается к жизни. На обширных засушливых пространствах Техаса и Северной Мексики карликовую селаги-неллу называют «Воскрешающим растением». Для того чтобы выдержать засуху, она принимает округлую форму, похожую на апельсин, пригибает кверху ветви и может существовать в таком состоянии скрытой жизни долгие годы, вплоть до того дня, когда ливень пробудит ее от спячки и она выпустит полную розетку.

Кроме тепла, на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года). На ход сезонных явлений влияет также и свет. Продол-жи-тельность дня резко сказывается на процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня, например, в Московской области), в других - ускоряя его (растения долгого дня там же). На рост растений и их жизнь большое влияние оказывают не только влага, свет, но и цвет. Так, голубой цвет ускоряет рост растений, а желтый замедляет. Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни. Применение соли для ускорения таяния снега приводит к отмиранию корней у деревьев, и они перестают расти. Листьев на таких деревьях становится меньше, они желтеют, темнеют без времени и отмирают, утончаются годичные кольца. Клен, каштан и липа - наиболее чувствительные к соли породы деревьев, некоторые хвойные породы реагируют на это слабее.

Растения в чем-то очень похожи на людей, они относятся враждебно или дружелюбно не только по отношению к людям, но и друг к другу. Как и среди людей, в лес-пом сообществе растут несовместимые деревья, деревья-доноры и деревья-вампиры, отнимающие энергию у своих соседей. Несовместимые деревья как бы отталкиваются друг от друга: их стволы изогнуты в разные стороны, и при этом одно дерево цветет, а другое - сохнет. Вражда проявляется в захвате места под солнцем, в которой погибают более слабые. У растений имеется целый набор борьбы: ускоренный по сравнению с соседом рост и расположение ветвей и листьев для поглощение воздуха, воды и минеральных веществ. Адаптируясь к среде обитания, растения используют множество средств в целях самозащиты, в том числе и друг от друга. Ведь растения также подвластны правилу, в силу которого любое живое существо может жить лишь за счет других. Корни некоторых растений выделяют яды, подавляющие соперников. К примеру, под ореховым деревом нельзя ничего выращивать, поскольку его ствол и листья выделяют особый ореховый яд, который вместе с дождевой водой попадает в почву. Тогда как можжевельник, па-оборот, своим присутствием помогает дышать и расти другим растениям.

Гороху и землянике нравится соседство картофеля, который зато плохо переносит помидоры, хотя он и относится с ними к одному семейству. Если вокруг свеклы и гороха посеять коноплю, то это надежное средство от вредных насекомых, а, например, соседство полыни пагубно сказывается на посадках льна. Петрушка даст прекрасную урожайность, если растет по соседству с морковью. Хлеба лучше растут по соседству с маргаритками и маками, для здоровья злаковых также необходим василек. Кислоты, выделяемые корнями бобовых, способствуют росту злаковых, облегчая им поглощение азота из воздуха, находящегося в почве.

Растительный мир является неотъемлемой составной часть природы. Он насчитывает около 500 000 видов всевозможных растений, которые имеют различное строение и отличаются условиями произрастания. Животный мир и растения совместно формируют природную среду, которая необходима для жизнедеятельности человека. Растения — это основные продуценты органического вещества на Земле и первое звено в цепи питания. Различные растения можно встретить во всех природно-климатических зонах нашей планеты. В пустынях, составляющих почти треть суши Земли, где практически нет высших растений, в изобилии встречаются водоросли, лишайники, бактерии. Шестая часть суши покрыта лесами. Есть также возделанные земли, где растут культурные растения. Растительность встречается и на больших глубинах в морях, океанах или пресноводных водоемах. Даже в Арктике и Антарктика или на высоких снежных горных вершинах тоже встречаются растения.

Природно-климатические условия На Земле могут сильно отличаться. В зависимости от этого сформировались различные типы растительного покрова, которые характеризуются определенными фитоценозами .

Все существующие живые организмы подвергаются воздействию различных факторов: абиотических, биотических и антропогенно-техногенных. Экологическим фактором называется любое условие окружающей среды, которое оказывает прямое влияние на живые организмы во времени и в пространстве. Следовательно, существование и развитие любых организмов зависит от целого комплекса экологических факторов.

Хотя в природе экологические факторы действуют на организмы комплексно, нельзя исключать специфики отдельных факторов. Хорошим доказательством этого являются экотипы растений, выделенные по различным экологическим факторам: свету, температуре, степени увлажнения среды и т.п.

Роль воды в жизни растений

Из большого количества различных частных условий жизни рассмотрим воду. Хотя влажность по своему значению уступает температуре, ее вполне можно отнести к основным экологическим факторам. Влажностью называют количество водяного пара в воздухе. Вода и влажность — основа жизни. Все организмы на Земле сначала были водными, затем, хотя они и завоевали сушу, но свою зависимость от воды не утратили. Вода является составной частью всех живых организмов на нашей планете.

Основную массу воды растения получают из почвы. Практически полностью (97-99%) эта вода испаряется через листья. Такое испарение охлаждает листья, а сам процесс испарения называется транспирацией . Благодаря такому испарению происходит транспорт ионов: сперва через почву к корням растений, затем транспорт ионов между клетками растений и т.д. Вода является необходимой частью живого вещества, и потеря воды в в известных количествах приводит к неизбежной гибели.

Т.к. вода жизненно необходима для живых организмов, их местообитания зависит от их потребностей. Например, постоянно живут в воде водные организмы . Гидрофиты могут проживать лишь в очень влажных средах. Для мезофитов характерна умеренная потребность в воде либо в воздухе средней влажности. Такие организмы встречаются, как правило, в умеренном поясе. Ксерофиты в отличии от них проживают в сухих местах обитания. Главным образом, это пустынные регионы. Ксерофиты часто приспосабливаются при помощи морфологических изменений, например, редукцией вегетативных органов, в первую очередь листьев.

Влажность оказывает большое влияние и на жизненные функции организмов. К примеру, половое воспроизведение споровых растений возможно только при наличии капельно-жидкой среды (туман, дождь) в этот период жизни.

Вода относится и к экологическим лимитирующим факторам. А количество осадков, влажность, сухость воздуха и прочие категории являются основными экологическими факторами.

Таким образом, основой формирования любых свойств или признаков организмов всегда существовал или существует какой-то один либо несколько ведущих факторов, которые действуют через многосложный комплекс жизненных условий.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

Записывается тема: «Взаимосвязь растений с окружающей средой».

II. Опрос по предыдущему материалу

(§ 55. «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»*).

1. Рассказать о взаимосвязи корня, стебля и листьев растения.
2. Рассказать о взаимосвязи надземной и подземной частей растения.
3. Рассказать об обмене веществ в организме растения.
4. Рассказать о развитии и размножении растений.

Дополнительные вопросы

    Как называется процесс образования в растении органических веществ?

    Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

    Что выделяется и что поглощается при процессе фотосинтеза?

    В какое время суток осуществляется процесс фотосинтеза?

    Что называется обменом веществ?

    За счет чего происходит рост растения?

    Какие способы размножения растений вы знаете?

III. Изучение нового материала

1. Наука экология

Экологические факторы живой и неживой природы. Условия жизни растений определяются различными факторами. На их рост и развитие влияет количество света, температура окружающей среды, доступность воды и минеральных веществ. Растения взаимодействуют с другими растениями, с микроорганизмами, с животными, большое влияние на них оказывает деятельность человека.

Все эти процессы – предмет изучения экологии ,науки о взаимоотношениях живых организмов (растений, животных, человека) между собой и влиянии на них условий внешней среды. Само слово «экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» – учение. Такое название этой науке дал Эрнст Геккель в 1866 г., хотя изучением этих процессов ученые занимались с давних времен.

В настоящее время экология – это целый комплекс научных направлений. Схематично ее можно представить ее в виде «экологического цветка». (Рис. на доске – из учебника «Экология России» для 9-11-х классов, авторы – Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова.)

В центре «цветка» – Общая экология , наука о принципах взаимоотношений организмов и условий среды. А «лепестки» – это прикладные науки, изучающие конкретные проблемы (лесная экология, сельскохозяйственная экология, экология тундр, экология морей, химическая экология, медицинская экология,экология города и др.).

Это достаточно самостоятельные направления: специалист по экологии леса может не знать особенностей медицинской или химической экологии, а ученый, занимающийся проблемами экологии города, – лишь в общих чертах представлять себе то, с чем сталкивается специалист по сельскохозяйственной экологии. Но общую экологию должен знать специалист любого направления!

Сегодня мы рассмотрим влияние экологических факторов на жизнь и развитие растений. Все внешние факторы подразделяются на три большие группы:

– факторы неживой природы;
– факторы живой природы;
– факторы, возникающие в результате деятельности человека (антропогенные).

Схема на доске и в тетрадях

2. Свет и тепло

Свет необходим растениям – без него не может идти процесс фотосинтеза. При недостатке света побеги растения становятся бледными, длинными и тонкими (рис. 111 в учебнике).

Но не все растения требуют яркого освещения. Некоторые могут расти и в тенистых местах. Листья теневыносливых растений темно-зеленые, они содержат большее число хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Вспомним, какие растения растут в тени, под пологом леса? Это кислица, грушанка, ландыш, купена лекарственная (рис. 112 в учебнике). Из комнатных растений к теневыносливым относится узамбарская фиалка.

А какие растения светолюбивые ? Они растут на лугу, где много солнечного света. Это ромашка, василек, колокольчик, лютик. Из комнатных растений – бегония, колеус. (Показать гербарные экземпляры ромашки, колокольчика и др.)

Тепло тоже необходимо для жизни растений. Одни растения теплолюбивы, а другие - холодостойкие.

Теплолюбивые растения – это кукуруза, фасоль, дыня, арбуз, пальма, кипарис и др. Теплолюбивые растения – южане по происхождению. А большинство растений средней полосы и северных районов нашей страны холодостойки. Их семена способны прорастать при температуре 1–3 °С, а всходы переносят легкие весенние заморозки. Холодостойкие растения – это пшеница, рожь, горох, морковь, ель, сосна, лиственница и др.

3. Вода и минеральные вещества

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой живой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и усваиваться питательные вещества, не происходит фотосинтез. Благодаря испарению воды растения не перегреваются.

Потребность в воде у разных растений различна. Например, кувшинка живет в воде (рис. 113 в учебнике). Рогоз, камыш, осока живут в заболоченных местах или на болотах, где много воды. Культурное растение капуста растет на суше, но нуждается в большом количестве воды. Все это влаголюбивые растения .

Но есть засухоустойчивые растения , например кактусы, молодило (рис. 114 и 115 в учебнике). Они приспособились запасать воду в различных органах: кактус - в стебле, молодило - в сочных листьях. (Можно показать комнатные растения – кактус, алоэ.)

Из почвы с водой в растения поступают минеральные вещества . Из них растениям больше всего нужны соединения азота , фосфора и калия , в меньшей степени – бора, марганца, железа и многих других.

4. Растения и живые организмы, растения и окружающая среда

Растения и окружающие их животные, другие растения и микроорганизмы взаимно влияют друг на друга. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры (лианы). Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, возвращают в почву минеральные вещества, которые могут вновь поступать в растения. Другие микроорганизмы могут вызывать заболевания растений.

Растения влияют на состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они изменяют и состав почвы, поглощая из нее одни вещества и выделяя другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя их от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев.

5. Растения и человек

(Этот материал можно излагать в форме беседы с классом, предлагая ученикам самим приводить примеры влияния деятельности человека на растения.)

Деятельность человека по-разному влияет на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений; борется с сорняками и способствует распространению ценных растений.

Но деятельность человека может и отрицательно влиять на растения – в том случае, когда нарушается экологическое равновесие в природе. Так, неправильное орошение может вызвать засоление почвы и привести к гибели растения. Вырубка лесов часто приводит к разрушению плодородного слоя почвы и даже образованию пустынь. В результате снижается природное биологическое разнообразие: гибнут леса, болота, тундра. Каждый десятый вид растений и животных в настоящее время находится на грани исчезновения, и список этих видов растет.

Нарушить экологическое равновесие можно очень быстро, а для его восстановления зачастую нужны годы упорного труда, большие вложения средств и хорошо продуманная программа действий. Наше правительство разрабатывает специальную долгосрочную программу «Экологическая безопасность России». Экология в нашу эпоху переживает небывалый расцвет и становится одной из главных наук о биосфере, превращается в науку о выживании, об охране природных ресурсов и грамотном управлении в процессе их эксплуатации.

Итак, повторим. Мы рассмотрели влияние экологических факторов на жизнь растений. Вспомните, на какие три большие группы делятся эти факторы? Назовите экологические факторы неживой природы. Назовите экологические факторы живой природы. (Можно использовать вопросы для повторения, приведенные в § 56 учебника.)

* Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6–7-х классов средней школы.

Для жизни растений необходимы определенные условия. Условия жизни зависят от влияния различных факторов природы. Важнейшую роль в жизни растений играют факторы неживой природы: свет, вода, температура, минеральные соли. На растения влияют также и факторы живой природы: деятельность различных живых организмов, в том числе и человека.

Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл и не идет фотосинтез . Свет нужен для нормального роста растений: у затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше 111.

Но не все растения требуют яркого освещения. Например, кислица, грушанка, мятлик лесной и другие растения растут в тенистых местам 112 . Листья этих растений темно-зеленые. Они содержат большое число хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Тепло также необходимое условие жизни растений. Одни из растений теплолюбивы, а другие холодостойки. Теплолюбивые растения - южане по происхождению. Из культурных растений это кукуруза, фасоль, тыква, огурцы, томаты. Большинство растений средней полосы и северных районов нашей страны холодостойки. Семена их способны прорастать при температуре 1-3 °С, а всходы их свободно переносят легкие весенние заморозки.

Вода нужна растениям. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой живой клетки. Без воды не могут передвигаться по растению питательные вещества, не происходит фотосинтез; благодаря испарению растения не перегреваются.

Потребность в воде у разных растений различна. Например, кувшинка живет в воде 113 . Растения, подобные капусте , растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольших количествах воды 114 , 115 . Это объясняется тем, что эти растения накапливают запасы воды в различных органах: кактусы - в стебле, молодило - в сочных листьях, а хлорофитум - в особых вздутиях на корнях.

Из воздуха растения при дыхании поглощают кислород, а при фотосинтезе - углекислый газ.

Минеральные вещества поступают в растения из почвы, но из них растениям больше всего нужны те, что содержат азот, фосфор и калий. В очень небольших количествах необходимы растениям бор, марганец, железо.


Кроме того, на растения влияют окружающие их живые организмы - животные, другие растения и микроорганизмы. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры. Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами, которые доступны растениям.

В свою очередь растения влияют на окружающую среду. Они изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения изменяют состав почвы . Они поглощают из нее одни вещества и выделяют в нее другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев. Растения, испаряющие много влаги, например эвкалипты, могут быть использованы для осушения заболоченных территорий.



Деятельность человека оказывает многообразное влияние на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли.

Создавая благоприятные условия для выращивания сльскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек борется с сорняками и способствует распространению ценных растений.

Но деятельность человека может оказывать и отрицательное воздействие на природу. Так, неправильное орошение может вызвать заболачивание и засоление почв и привести к гибели растений. Вырубка лесов часто приводит к разрушению плодородного слоя почвы и даже образованию пустынь. Подобных примеров можно привести много, и все они свидетельствуют о том, что человек оказывает огромное влияние на растительный мир и природу в целом.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: