Психиатрия. Ф.Пинель – основоположник общественной и клинической психиатрии во Франции

20 апреля — важная дата для всего психиатрического сообщества. В этот день в 1745 году на юге Франции родился Филипп Пинель — человек, с именем которого связывают начало крупной реформы в психиатрии. Реформы, впервые создавшей предпосылки научной клинической психиатрии и гуманного отношения к людям с особенностями психики.

Кто такой Филипп Пинель

«Эпоха Пинеля» — это словосочетание стало символом времени, когда в душевнобольном был узнан страдающий человек, а не опасное животное; когда были сняты цепи с несчастных узников «сумасшедших домов». А «сумасшедшие дома» наконец-то стали не тюрьмами, а клиниками, где лечили (по мере сил), а не репрессировали больных самыми жестокими способами. Больные стали объектом внимания медицины и научной психиатрической мысли. Все это связывают с именем Филиппа Пинеля.

Пинель был человеком разносторонне образованным: учился сначала в семинарии, затем в университете в Тулузе, впитывал философские веяния эпохи Просвещения. В 1778 году тридцатитрехлетний Пинель приходит в Париж пешком и без денег, но с надеждами и широкими планами. Он и не предвидел, какую роль предстоит ему сыграть в психиатрии конца 18 века и начала века 19-го…

Какими были психиатрические больницы до Пинеля

Но чтобы оценить масштаб инициативы Пинеля, сначала обратимся к тому, в каких условиях содержались душевнобольные до «эпохи Пинеля». Вот что, например, говорит Мишель Фуко, философ и историк, представитель направления антипсихиатрии:

«Создаются (и это происходит по всей Европе) крупные изоляторы, которые дают приют не только безумцам, но и целому ряду чрезвычайно несхожих, — по крайней мере на наш взгляд, — между собой индивидов; в них помещают бедных инвалидов, несчастных стариков, нищих, убежденных тунеядцев, венерических больных, различных либертинов, тех, кого семья или королевская власть стремятся оградить от общественного наказания, расточительных отцов семейства, беглых священников — одним словом, всех тех, кто по отношению к законам разума, морали и общества проявляют признаки повреждения. Именно по этим соображениям правительство открывает в Париже Общий госпиталь, Бисетр, Сальпетриер; чуть раньше подобного рода тюрьму из бывшего лепрозория в Сен-Лазаре создает св. Винсент де Поль, и вскоре Шарантон… Эти учреждения не имеют никакого медицинского предназначения…»

Эти «приюты», где были перемешаны преступники, бродяги, неизлечимые сифилитики и душевнобольные, предстают в исторических описаниях одинаково мрачно и безысходно. Каменные стены и окошки с решетками, люди, лежащие на гнилой соломе, прикованные цепями, жестоко избиваемые надзирателями за любую «провинность». Голод и холод, крысы, крики и стоны людей, обезумевших от истязаний, колодок и цепей, мрачных каменных казематов… Естественно, тут никто не признавал «безумных» больными и не занимался вопросами их лечения. Более того, как замечает Юрий Каннабих в своей книге «История психиатрии», в этот ад любила наведываться праздная публика и за умеренную плату развлекаться зрелищем страдания и безумия, будто бы в зверинце. Да, Филиппу Пинелю предстояло начинать свое дело в такой обстановке…

Лечебница в Лондоне, известная как Бедлам

Освобождающий от оков

Дальше история и легенда, факты и красивые домыслы — неразделимы. Назначенный в 1793 году в больницу-каземат Бисетр, Пинель приступает к реформе и начинает освобождать людей с психическими расстройствами от цепей. Слухи о таком новшестве вызывают подозрения властей, и в Бисетр приезжает организатор революционных трибуналов Жорж Кутон, подозревая, что между «помешанными» могут скрываться политические враги. Кутон был парализован, и его огромное тело несли двое, подводя его к закованным в цепи несчастным. Грозный паралитик пытался их допрашивать, но кроме дикой ругани и воплей ничего не добился. Его унесли, а Филиппу Пинелю он бросил: «Сам ты, вероятно, помешан, если собираешься спустить с цепи этих зверей».

Как только Кутон уехал, Пинель освободил несколько десятков больных. Одичавшие и озлобленные узники вдруг стали вполне тихими и благодарными больными. Есть, конечно, в этом рассказе оттенок красивой легенды, есть и сомнения историков, что Кутон посещал Бисетр, однако и легендарное в этой истории лишь акцентирует огромную значимость (в том числе и символическую) дела Пинеля, боровшегося за человеческое отношение к душевнобольным, что почти не находило широкого понимания и признания. В Сальпетриере, женской больнице, Пинель также начал освобождение узников, что несколько мелодраматично запечатлела известная картина Р. Флери «Пинель в Сальпетриере». Так или иначе, но даже аура легенды не умаляет, а подчеркивает все значение его инициатив, всю весомость реального и символического жеста, указывающего на начало новой психиатрии. Ведь легенды появляются только тогда, когда событие несет особую смысловую нагрузку.

Р. Флери. Пинель в Сальпетриере

Моральный садизм — на смену оковам

Конечно, история сложнее, медлительнее и не так театрально-красива, как предания (даже внутри научного сообщества). Пинель не пришел вдруг, как мессия, на мрачную землю. Его реформы исторически долго созревали и назревали. Еще до «эпохи Пинеля» существовали гуманные подходы к страдающим психическими недугами. Достаточно вспомнить пансионы при больницах Шарантон и Санли во Франции, открытые орденом иоаннитов. Или Йоркское «убежище» в Англии, основанное Тьюком, принадлежавшим секте квакеров. В этой больнице было и хорошее отношение к больным, и добротное питание, уход, чистая и приятная обстановка. Были тут и помещения для занятий и игр больных, сады для прогулок. В общественной и медицинской мысли много лет уже обсуждалось то, что составило славу Пинелю. Удивительно, что о Йоркском убежище в мире почти не было известно. Все местные инициативы не меняли общего положения дел. Весть о реформах, конечно, могла идти только оттуда, где есть профессорская кафедра, из крупного культурного центра. Центром тогдашней Европейской культуры был Париж, наличие кафедры и научного сообщества — эти счастливые обстоятельства помогли Пинелю оказать влияние на весь тогдашний цивилизованный мир, хоть и не сразу. Вовсе не сразу…

Кстати, критически настроенные историки психиатрии обращают внимание на тот факт, что в психиатрии эпохи Пинеля (и позднее) люди с психическими заболеваниями, освободившись от железных оков, попали в плен оков моральной оценки и моральных наказаний. Грубые псевдомедицинские методы «лечения» применялись теперь в нравственном контексте. Мишель Фуко пишет:

«Душ больше не охлаждал, но наказывал — его нужно было теперь использовать не тогда, когда больной «разгорячен», но если он совершил проступок; еще в середине XIX века Лёре будет направлять на голову своих больных ледяной душ и попытается в этот момент установить с ними диалог, требуя признать, что их вера является лишь бредом».

«В новом мире лечебниц, в этом наказующем мире морали, безумие стало, главным образом фактом человеческой души, ее виновности и ее свободы. (…) Но эта психологизация является лишь внешним проявлением более потаенного и глубинного процесса — процесса, посредством которого безумие оказывается погруженным в систему моральных ценностей и репрессий. Оно обволакивается карательной системой, где безумец, молодея, приближается в своих правах к ребенку, и где безумие с внушенным ему чувством вины оказывается изначально связанным с пороком» .

Мишель Фуко утверждает, что именно «моральный садизм» нового типа клиник создал всю известную нам «психологию» безумия с его тайными душевными закоулками и муками. Думается, что это все-таки крайне одностороннее утверждение, хотя и основанное на верном указании порочной связи психиатрии и обывательского морализма, не имеющего медицинского смысла. Но с морализмом в психиатрии приходилось бороться и в XX веке.

Итоги работы Пинеля и принципы психиатрии

Между тем, то, что было сутью дела Филиппа Пинеля, оставлено им как завещание будущим поколениям, продолжившим гуманизацию психиатрии. Представлю вкратце итог его дела, следуя главным образом указаниям историка психиатрии Юрия Каннабиха:

— Тюремный режим с оковами и цепями подлежит решительному изгнанию из больничного обихода. Необходимо создание благоприятной обстановки для лечения психозов.

— Меры стеснения больных, например, «буйных», должны быть мягкими и всегда медицински обоснованными (допустимы только временное привязывание к койке, смирительная рубашка, в крайних случаях изолятор).

— Понимание того, что обстановка и психологическая атмосфера клиники имеют решающее значение в деле исцеления страдающей души.

— Необходимость научной деятельности в клинике, как благоустроенном учреждении, в том числе ведение записей наблюдения над состоянием пациентов, истории болезни. Необходимо выяснение причин заболевания, поиск эффективной терапии.

— Психиатрия должна строиться на объективных наблюдениях и естественно-научной основе, избегая метафизики и зависимости от туманных философских гипотез.

Это первые и необходимые принципы клинической психиатрии. Именно при таком подходе, как отмечают историки, впервые человек с психическим заболеванием предстает в своем подлинном образе, не искаженном унижениями, страхом побоев, озлобленностью и полной отчужденностью от человеческого общения и понимания. К сожалению, история показывает, что светлые идеи одних наталкиваются на предрассудки и косность других, так что осознанное в 18 веке далеко не везде реализовано в полной мере и поныне… Эпоха Пинеля, конечно, не устранила всех противоречий в практике содержания и лечения душевнобольных. Борьба с еще остающимися мерами насильственного стеснения больных связывается с именем Джона Конолли, но это уже иная эпоха и иная тема.

Школа Пинеля

И еще: существенно то, что Пинель не был одинокой кометой «в кругу расчисленном светил», но создал школу психиатров, научную традицию. В числе его учеников был знаменитый Жан-Этьен Доминик Эскироль, итогом деятельности которого стал «Закон о душевнобольных» 1838 года. Это первый законодательный акт, учитывающий права душевнобольных и, в частности, требующий для помещения в психиатрическую клинику обязательного акта врачебного освидетельствования.

Жан-Этьен Доминик Эскироль

Эскироль возглавил и первую в мире кафедру психиатрии, ставшей с тех пор отдельной отраслью медицинской науки. Если систематика болезней, созданная его учителем Пинелем, еще мало разработана и архаична, то систематика Эскироля — существенный шаг вперед. Все большее накопление точных клинических наблюдений и их анализ — все это фундамент новой науки. Следом за Эскиролем появляются те, кто были его учениками и основоположниками психопатологии всего 19 века: Жорже, Бейарже, Моро, Морель…

То, что мы называем современной психиатрией, едва ли было бы возможно без эпохи Пинеля, без его смелой и человечной реформы психиатрии на рубеже 18 и 19 веков, когда мысли о подобной реформе не только обывательскому большинству, но и многим врачам казались безумием, а то и просто глупостью.

Жизнь и творчество

Первоначально готовился к профессии священника и лишь на тридцатом году жизни занялся изучением медицины. В 1792 году был назначен врачом парижского заведения для умалишённых Бисетр. В Бисетре Пинель совершил акт гуманности, ставший знаменитым: выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Пинель предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения.

Акт гуманности Пинеля увенчался успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. В самочувствии многих людей, находившихся десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были выпущены на свободу.

Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также пациенты других учреждений (в частности, парижской больницы для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер), и в Европе получил распространение принцип их гуманного содержания, с предоставлением свободы и жизненных удобств. Это достижение, стойко ассоциировавшееся с именем Филиппа Пинеля, принесло ему признание во всём мире.

Пинель получил широкую известность также как автор научных трудов в области психиатрии . Его трактат о душевных болезнях (1801) считается классическим трудом; во Франции Пинель является основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии , работал также в области внутренней медицины и в 1797 году издал сочинение «Nosographie philosophique», в котором утверждалось, что метод исследования в области медицины должен быть аналитическим, как в естественных науках. Этот труд в течение двадцати лет выдержал 6 изданий (в 1797, 1803, 1807, 1810, 1813 и 1818 гг.), переведен был на немецкий язык и сыграл большую роль в развитии рациональной медицины. На протяжении многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультетекафедру гигиены, а впоследствии - внутренних болезней.

Оценки

Матт Муиджен, говоря о процессе преобразования психиатрической помощи в Европе, отмечает, что в этом процессе, очевидно, решающую роль сыграло влияние специалистов, главным образом психиатров , которые выступали борцами за перемены, таких как Пинель во Франции в XIX векеи Базалья в Италии в XX веке. Они предложили концепции новых моделей гуманной и эффективной помощи, революционные для их времени, вытесняющие неудовлетворительные и негуманные традиционные службы. Их реальным достижением было умение побудить политиков поддержать эти концепции и убедить коллег внедрить их, тем самым открывая возможность реальных и стойких изменений.

По словам Ю. С. Савенко, психиатрия состоялась как наука и научная практика лишь после реформы Пинеля - после снятия с больных цепей и устранения полицейского чина в качестве начальника больницы. Как отмечает Ю. С. Савенко, эти два принципа (принцип добровольности и частичного разгосударствления) остаются в психиатрии актуальными до сих пор; без их соблюдения резко падает объективность диагностики и экспертных заключений и эффективность лечения.

Научные труды

  • Pinel Ph. Traité médico-philosophique sur l’aliénation mentale, ou la Manie. Paris: Richard, Caille et Ravier, an IX/1800 («Медико-философский трактат о мании»).
  • Pinel Ph. Observations sur le régime moral qui est le plus propre à rétablir, dans certains cas, la raison égarée des maniaques // Gazzette de santé. 1789 («Наблюдения по поводу душевного обращения, могущего в некоторых случаях восстановить помраченный разум маньяков»).
  • Pinel Ph. Recherches et observations sur le traitement des aliénés // Mémoires de la Société médicale de l’émulation. Section Médecine. 1798 («Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных»).

Имя Филиппа Пинеля (Pinel, Philippe), основоположника общественной, клинической и научной психиатрии во Франции, широко известно, главным образом благодаря его усилиям, изменившим содержание умалишенных и саму ситуацию с домами для душевнобольных. Главная акция Пинеля заключалась в том, что он впервые в истории медицины снял цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

Судьба этого человека складывалась удивительным образом. Он родился 20 апреля 1745 года в Сент-Андре д"Алерак, местечке департамента Тарп, на юге Франции, в семье потомственного врача. Отец и дед его были врачами. Мать умерла, когда ему было 15 лет. Из семерых детей он был старшим. Среднее образование Филипп получил в иезуитском коллеже и готовился к сану священнослужителя. В то время среднее образование основывалось главным образом не на точных науках, а на древней и современной литературе, философии и языках. Пинель вырос на трудах сенсуалистов Локка и Кондильяка, а впоследствии увлекался Руссо и Вольтером, став последователем их философии. Окончив в 1767 году коллеж, Филипп перебрался в Тулузу. Желая исправить перекос в своем образовании, он поступил в университет на физико-математический факультет. Его диссертация «О достоверности, которую математика дает суждениям в науках», защищенная на степень магистра, предоставляет нам интересы Пинеля в ту пору.

Успешно окончив в 1770 году Тулузский университет, Пинель работает преподавателем в коллеже и даже не помышляет о карьере врача. Однако, как говорится, пути Господни неисповедимы. Испытывая сострадание к больным, немощным людям, Пинель принял неожиданное решение, идущее вразрез с его текущими планами, — поступил на медицинский факультет. Цель его была предельно ясна - помочь страждущим. Защитив 22 декабря 1773 года докторскую диссертацию в Тулузском университете, через год он переходит в университет Монпелье. Пинель много занимался зоологией и даже конкурировал со знаменитым Кювье, претендуя на вновь открытую в 1795 году в Париже кафедру сравнительной анатомии. В Монпелье он подрабатывал тем, что писал диссертации на заказ, что говорит о его медицинской эрудиции и уме. Там же он подружился с будущим известным химиком и министром Наполеона I Шапталем, которому советовал изучать Монтеня, Плутарха и Гиппократа. В жизни Пинеля особую роль сыграло знание им английского языка, что позволило познакомиться с богатой и оригинальной медицинской литературой Англии; в частности, он перевел на французский язык сочинения Куллена.

Завершив медицинское образование, Пинель в 1778 году перебирается в Париж. Живет там молодой врач скромно, снимает меблированную комнату, усердно работает и частенько подрабатывает частными уроками по математике. Кстати, в своих поздних работах Пинель о математике не забывал. Например, в 1785 году он сделал в Академии наук доклад «О применении математики к человеческому телу вообще и к механике вывихов». Философией он также активно интересуется: посещает салон вдовы Гельвеция, где собираются Лавуазье, Кондорсе, Кабанис, Франклин и Деланбер. Высшей медицинской степени того времени «docteur rеўgent» (доктор регент) он не смог получить, хотя многие из тех, за кого он писал диссертации, получили. Тема, на которой он «провалился», была курьезной, она называлась «О верховой езде и гигиене всадника».

Филипп Пинель основал и редактировал с 1784 по 1789 год «Gazette de Santеў» («Газету о здоровье»), которая издается по сей день. В ней он публикует статьи по гигиене и психиатрии. В 1787 году он написал статью, которая явилась предтечей новой науки - геопсихологии. Статья называлась «Не являются ли приступы меланхолии в первые зимние месяцы более частыми и более опасными». В этой статье он указал связь некоторых душевных расстройств с сезонностью и климатом. В 1790 году появляется его статья «Медицинские рассуждения о состоянии монахов»; в 1791 году - «Указание наиболее верного метода для лечения душевных болезней, наступивших до старости». Многие поколения врачей зачитывались его «Аналитическими методами, применяемыми в медицине» (1798 г.). Но большую известность ему принесли работы, посвященные содержанию психиатрических больных, за которые главным образом в 1803 году его избрали членом Французской академии.

Необходимо подчеркнуть, что только в 80‑е годы, когда Пинелю было почти 40 лет, он стал интересоваться психиатрией. Он усердно изучает все, что писали по этому вопросу древние и новые авторы, благо его языковая подготовка выше всяких похвал. Работая психиатром в частной лечебнице доктора Бельома, у Пинеля зародилась, как потом ее назовут, «великая идея гуманного обхождения с душевнобольными и лечением их не насилием, а убеждением». В 1792 году он был избран на муниципальную должность, обзавелся собственной квартирой и женился. Пинель был невысокого роста, крепкого сложения. Его умное и живое лицо, покрытое сетью морщинок, напоминало лицо, вылепленное античным скульптором. Своим обликом Пинель напоминал людям греческого мудреца.

25 августа 1793 года Пинель был назначен на должность главного врача больницы Бисетр (Bicetre), что под Парижем, предназначенной для престарелых инвалидов и психических больных. Здесь разыгрались известные драматические события, которые привели к тому, что имя Пинеля было вписано на скрижали истории психиатрии.

Старые дома для умалишенных овеяны дурной славой: лондонский Бедлам, венский Норрентурм, парижский Сальпетриер стали именами нарицательными. Но всех зловещее и ужаснее был Бисетр. Основан этот замок в 1250 году при Людовике Святом. Несколько веков он переходил из рук в руки, меняя своих хозяев. Неоднократно в смутные времена он разрушался; в его развалинах селились разбойники и воры, место это считалось пруклятым. В 1632 году Людовик XIII привел его в относительный порядок и устроил в нем госпиталь для инвалидов, вскоре к нему присоединил воспитательный дом для детей сирот. Однако дети в нем не выжили, все умерли. В 1657 году Бисетр стал частью Генерального госпиталя. Для экономии средств он одновременно служил богадельней, сумасшедшим домом и государственной тюрьмой. В первый же год в богадельню набралось до 600 человек: старики старше 70 лет, инвалиды, неизлечимые больные, паралитики, эпилептики, идиоты, чесоточные и больные венерическими заболеваниями, сироты, которые ни по полу, ни возрасту не разделялись. Условия их содержания были ужасны: они лежали в неотапливаемых помещениях по 8-13 человек в одной кровати из соломы; пища была скверная, но и той многим недоставалось; грязь, насекомые, телесные наказания - все это было обычным делом. Персонала в Бисетре не хватало. Так, на 800 человек было 83 служителя (один специально для уничтожения вшей) и 14 сиделок. В наихудшем положении были венерические больные, которых нещадно били и истязали, видимо, за то, что они посмели заболеть позорной болезнью. В конце концов распоряжением Конвента их перевели в другую больницу.

Надо сказать, что прогрессивные деятели медицинской науки и правоведы выступили с осуждением порочной практики содержания людей в таких домах. Генеральный инспектор больниц и тюрем всей Франции Жан Коломбье (1736-1789) должен по справедливости быть причислен к идейным предшественникам Пинеля, поскольку в 1785 году на 44 страницах представил доклад: «Инструкция о способах обращения с душевнобольными». В этом докладе содержатся слова: «…избиение больных надо рассматривать как проступок, достойный примерного наказания». За два года до смерти Коломбье аналогичный доклад был представлен (в 1787 г.) комиссией, которую возглавлял академик Ж.-С. Байи (1736-1793). В комиссию входили Лавуазье, Лаплас и Жак Р. Тенон (1724-1816) - известный хирург, анатом и окулист. Однако все эти декреты, инструкции и доклады так и остались в шкафах министерства внутренних дел. Грянувшая во Франции революция не позволила обратить внимание на положение душевнобольных и облегчить их участь. В 1791 году правительство формирует новую больничную комиссию. В нее назначаются: Кабанис, Жак Кузен (1739-1800), профессор физики в Коллеж де Франс, покровитель Пинеля с момента его приезда в Париж, и Мишель Туре (1757-1810), член Медицинского общества, первый директор вновь созданной медицинской школы Парижа (Ecole de Santеў), также один из близких Пинелю людей. Необходимо особо подчеркнуть, что никакие комиссии с их расследованиями и рапортами к практическим результатам не привели.

В тюрьме Бисетра в 1792 году находилось 443 заключенных. Наряду с преступниками там пребывали и жертвы королевского произвола, среди которых были священники и эмигранты; в этой разношерстной среде пышным цветом процветала педерастия. В одном из отделений находились дети от 7 до 16 лет со следами растления, подвергшиеся сексуальному насилию. Более сотни заключенных сидели в восьми карцерах, находившихся на глубине 5 метров под землей, куда не пробивались лучи дневного света; 33 двери отделяли этих несчастных, прикованных к стене, от внешнего мира. Национальное Собрание, к своей чести, потребовало закрытия этого чудовищного узилища, но постановление не успели выполнить. В сентябре 1792 года Бисетр, как и другие парижские тюрьмы, стал ареной кошмарного самосуда; толпа парижан, одурманенная революционным угаром, пересмотрев дела заключенных, убила 166 из 443 человек, в том числе 33 детей. Освобожден был 51 заключенный. Такова вкратце история Бисетра, где находилось психиатрическое отделение, возглавить которое был приглашен Пинель.

Отделение для душевнобольных, изолированное от эпилептиков и идиотов, состояло из 172 камер, в среднем не больше двух квадратных метров каждая, окон не было, свет проникал только через отверстие двери; местами кровати были прикреплены к стенам, но чаще это были корыта с гнилой соломой. Больные были прикованы не только за руки и за ноги, но и за шею. Персонал состоял из 17 человек. Если тихие больные лежали по 6 человек на одной «кровати» в больших палатах и репрессиям не подвергались, то в обращении с беспокойными душевнобольными и преступниками различий не было, их считали вредными, опасными и ненужными, обращались с ними жестоко. О лечении говорить не приходится, так как его еще просто не существовало.

Доктор Пинель являлся ежедневным свидетелем неудовлетворительного положения душевнобольных и варварского к ним отношения, что не могло, конечно, оставить его равнодушным. Он не мог мириться с тем, что к больным людям относятся более сурово, чем к заключенным убийцам; что их содержат, как собак, привязывают цепями к крюкам, сцепляют руки наручниками, содержат в темных сырых помещениях, не оказывают никакой медицинской помощи. Пинель постоянно обращался в Парижскую Коммуну за разрешением снять цепи с душевнобольных.

Одним из главных противников реформаций Пинеля был параплегик1 Кутон, председатель Парижской Коммуны, главный поставщик жертв на эшафот. Кутон - близкий друг Робеспьера, казненный вместе с ним, жестоко подавивший восстание в Лионе, предложивший Конвенту прериальный закон, чрезвычайно упростивший судебную процедуру: давший возможность революционному трибуналу осуждать на смерть по 40-50 человек в день. Тот самый Кутон, который казнил не только людей, но и здания. Злодея носили по городу на руках или носилках жандармы, и он бил молоточком по стенам домов, и эти дома должны были разрушить, а то он ездил на трехколесном деревянном велосипеде, выискивая жертвы. Кутон страдал сильными головными болями, тошнотой, тем не менее это не помешало ему быть одним из наиболее активных членов Конвента. Принцип замещения или компенсации: если парализованы ноги, надо укреплять волю - можно проследить на Кутоне. Паралитик Кутон обладал железной волей, он сделал то, что не смогли сделать министр Неккер, академик Байи и др. Когда Кутона внесли в отделение Бисетра, где находились прикованные к стенам буйные больные и его взору открылось страшное зрелище, он сказал Пинелю: «Гражданин, делай, что знаешь, но ты сам, должно быть, сошел с ума, если хочешь спустить с цепей этих безумных».

В тот же день Пинель приказал расковать 12 больных. Первый из них был прикован 40 лет, он считался особенно опасным, т.к. убил кандалами служителя. Получив свободу, он весь день бегал по «палате», и с того момента приступы буйства у него прекратились. Вторым был освобожден прикованный цепями на протяжении 36 лет, ноги его были сведены. Он умер, не заметив своего освобождения от пут. Третий был скован в течение 12 лет. Он скоро поправился и выписался. Но бедолаге не повезло: он вмешался в политику и был казнен. Четвертый, Шевенже, был прикован 10 лет. Человек этот обладал необыкновенной физической силой, был грозой отделения. После освобождения и общения с Пинелем он вскоре переменился и спустя некоторое время стал помогать Пинелю в больнице. Известно, что он несколько раз спас жизнь Пинелю. Однажды на улице толпа набросилась на Пинеля с криком: «На фонарь!» Доктор был спасен Шевенже, который его сопровождал.

Кроме снятия цепей, Пинель добился введения в практику содержания душевнобольных больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур и много другого, в чем нуждались больные. В 1798 году были сняты цепи с последних больных Бисетра, так был положен конец ужасной несправедливости, противоречащей элементарным принципам человеческой гуманности.

В Конвенте не разделяли революционных действий Пинеля. Он был на дурном счету у революционных властей; думали, что Пинель держит под видом душевнобольных врагов народа. Доктор Пинель систематически отказывался выдавать революционному трибуналу тех, кто по случаю душевного заболевания находился у него в больнице, хотя в глазах тогдашней власти они были политически неблагонадежными. На обвинения в сокрытии преступников Пинель отвечал, что эти подозрительные на самом деле душевнобольные люди. Хорошо известно, что противодействие властям в то время требовало немалого гражданского мужества, любого могли отправить на эшафот без суда и следствия. Кутон как-то сказал Пинелю: «Гражданин, я буду завтра у тебя в Бисетре, и если ты скрываешь у себя врагов революции, то горе тебе». На следующий день его принесли в больницу, и он пытался выявить «преступников». Ничего не добившись, он ретировался на руках жандармов.

По инициативе Кутона Пинеля сместили с должности. Спустя два года, 13 мая 1795 года, его назначили старшим врачом в госпиталь Сальпетриер, где он провел реформы, аналогичные реформам Бисетра. Примечательно, что надзиратель Пюссен, бывший помощник Пинеля в Бисетре, перешел с ним в Сальпетриер, где впоследствии ему и Пинелю поставили памятники. В 1794 году Пинель издал свою «Философскую нозографию», которая была отмечена Парижской Академией наук как одно из произведений, делающих честь французской науке. Монография Пинеля была переведена на несколько иностранных языков и в течение 25 лет служила настольной книгой для студентов. Ее значение признавал Биша. В Сальпетриере Пинель продолжил свои клинические наблюдения, которые были использованы в его «Трактате о мании» (1801). В том же году он был избран профессором и с 1795 по 1822 год заведовал кафедрой внутренних болезней и психиатрии в Парижской Медицинской школе (Ecole de Sante). Его лекции были популярны у студентов. К этому времени относится названный его именем симптом, наблюдаемый при активном туберкулезе легких: резкая боль в грудной клетке и верхней половине живота при незначительном надавливании пальцами на шею в области прохождения блуждающего нерва.

Не обнаружив при вскрытии в мозге психически больных никаких патологических изменений, Пинель выдвинул теорию «моральной» детерминированности психических расстройств. Здесь имеется в виду, что, вследствие таких травм, как, например, огорчение, неудовлетворенность своей жизнью, потеря близкого человека и др., психика может существенным образом пострадать. Истерия, этот оселок, на котором издревле оттачивали свое мастерство психиатры, также не осталась без внимания Пинеля. Он причислял истерию к группе неврозов, рассматриваемых в категориях физических и (или) моральных расстройств нервной системы, что более или менее соответствует современному разделению на функциональные и органические расстройства. Он находил истерию как у женщин, так и у мужчин, и полагал, что нимфомании (или «бешенству матки») у женщин соответствует сатириазис (болезненно повышенное половое влечение с чувством постоянного полового неудовлетворения) у мужчин. Таким образом, Пинель возобновил старые представления о значении сексуальных факторов в этиологии истерии. Его основной заслугой в области исследования истерии были отказ от английских неврологических теорий более чем двухсотлетней давности и создание теории, допускающей возможность истерических расстройств без органических изменений нервной системы.

В 1803 году Пинеля избрали в Академию на место Кювье, по секции зоологии и анатомии. Пинель приобрел небольшое имение, где занимался садоводством и с меньшим успехом разведением мериносов. До конца жизни он оставался либералом и левым, за что в 1822 году попал в списки уволенных со службы профессоров. Через три года он вторично женился.

Великий человек и врач Филипп Пинель умер от воспаления легких 26 октября 1826 года в Сальпетриере. Ушел из жизни один из гуманнейших людей, составивший гордость французской и мировой психиатрической науки. Пинель был чрезвычайно скромным человеком, он не придавал какого-то особого значения тому великому делу, которое он совершил. Он не был ни честолюбив, ни тщеславен, лишен был всякого корыстолюбия. Пинеля похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез; у входа в больницу Сальпетриер стоит его бронзовая статуя. Дело, которому отдал жизнь доктор Пинель, продолжил его ученик Эскироль.

ПСИХИАТРИЯ

Психиатрия (от греч. psyche - душа; iatreia - лечение) - наука о психических заболеваниях, их лечении и предупреждении.

В глубокой древности психические болезни понимались как результат воздействия «сверхъестественных сил, как одержимость злым или добрым духом.

Позднее с развитием натурфилософии древних сформировались естественные представления о причинах болезней тела и мозга.

Первые приюты для душевнобольных стали появляться при христианских монастырях в Византии (IV в.), Армении и Грузии (IV- VI вв.), странах ислама (IX в.).

В Западной Европе в период средневековья отношение к психически больным определялось религиозной идеологией. Душевнобольных обвиняли в добровольном союзе с дьяволом. Начиная с XIII в. их стали заточать в специальные учреждения (не больницы) для изоляции умалишенных. Там больных содержали в наручниках, без элементарных удобств, приковывали цепями и подвергали пыткам, морили голодом. Случалось, что психически больных сжигали на кострах инквизиции под предлогом борьбы с ведьмами и ересью.

Отношение к психически больным, как к одержимым злым духом, сохранялось в Западной Европе вплоть до конца XVIII в., когда развитие наук испытало мощное влияние французского материализма XVIII в. и французской буржуазной революции.

Реорганизация содержания и лечения психически больных связана с деятельностью Филиппа Пинеля (Pinel Philippe, 1745-1826) -основоположника общественной и клинической психиатрии во Франции. Во.время революции он был назначен главным врачом психиатрических заведений Бисетр (Bicetre) и Сальпетриер (Salpetriere) в, Париже. Возможность прогрессивных преобразований, проведенных Ф. Пинелем, была подготовлена всем ходом общественно-политических событий. Пинель впервые создал для психически больных человеческие условия содержания в больнице, снял с них цепи (рис. 141), разработал^ систему их лечения, привлек к "труду, определил основные направления изучения психических болезней. Впервые в истории психически больные были восстановлены в их человеческих и гражданских правах, а психические заведения стали превращаться в лечебные - больницы.

Идеи Ф. Пинеля развивал английский психиатр Джон Конолли (Conolly, John, 1794-1866), который боролся за ликвидацию мер механического стеснения больных в психиатрических лечебницах.

В начале XIX в. психиатрия стала развиваться как самостоятельная естественно-научная клиническая дисциплина. В психиатрических больницах, а затем на медицинских факультетах университетов началась подготовка кадров врачей-психиатров.

В Российской империи первое психиатрическое заведение было открыто в Риге в 1776 г. После земской реформы 1864 г. строительство благоустроенных психиатрических лечебниц значительно расширилось. В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Петербурге (1857), Казани (1866), Москве (1887) и других городах страны.

Большое влияние на успешное развитие психиатрии с середины-XIX в. оказали эволюционная теория Ч. Дарвина и учение о рефлексе, разработанное русскими: физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

В то же время психиатрия, более, чем какая-либо другая область медицины, испытала влияние идеалистических течений в философии. Наиболее "ярко это проявилось в Германии, где" феодализм долгое время не сдавал своих позиций. В немецкой философии начала XIX в. преобладали идеалистические течения. В психиатрии они проявились во взглядах школы «психиков», которые определяли психические заболевания как результат злой воли или греховности человека. В середине XIX в. выдвинулась другая идеалистическая школа «соматиков». Полагая, что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т. е. материальной оболочки души.

В конце XIX столетия идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России большое влияние на развитие психиатрии оказали революционеры-демократы, что определило преобладание естественно-научных тенденций как в этой, так и в других областях медицины в нашей стране.

К числу крупнейших психиатров мира принадлежит Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900), один из осно-новоположников нозологического направления в психиатрии, заложенного, в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (Kraepelin, Emil, 1856-1926), в противовес существовавшему ранее симптоматическому направлению.

С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание - алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887, докторская диссертация «Об алкогольном параличе»), которое уже при жизни автора было. названо «корсаковским психозом». Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его «курс психиатрии» (1893) считается классическим и многократно переиздавался.

Большой вклад в развитие психиатрии также внесли Ж. Эскироль, Ж. Шарко и П. Жане (Франция), Г. Модели, Дж. Джексон (Англия), Б. Раш (США), В. Гризингер, Э. Кре-пелнн (Германия), В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, П. П. Кащенко, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин (Россия).

Philippe Pinel by Anna M. Merimee

Цитаты : 1. Очень продолжительный опыт учит нас, что это есть самое верное и действительное средство к восстановлению у больных правильного мышления, и что благородное дворянство, относящееся с презрением к физическому труду и отвергающее для себя самую мысль о нем, к сожалению, через это навсегда остается в своем бреду. 2. «…однако, при первой возможности надо освобождать больных из заключения и держать их целыми днями на воздухе… не нужно насиловать и торопиться».

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Французский психиатр и врач.
Основной вклад (чем известен): Филипп Пинель, предложил более гуманный подход к психологической опеке и уходу за психическими больными, который был определен как «моральное лечение». Пинель много сделал для выделения психиатрии в отдельную отрасль медицины. Он внес значительный вклад в классификацию психических расстройств и был признан как «отец современной психиатрии». Пинель был также одним из первых клиницистов считающих, что медицинская истина должна быть получена из клинического опыта.
Вклады:
Психиатрия. Пинель отказался от преобладающего популярного мнения, согласно которому, причиной психического заболевания было вселение демонов.
Он утверждал, что психические расстройства могут быть вызваны целым рядом факторов, включающих психологические или социальные стрессы, врожденные заболевания, физиологические травмы, физические состояния и наследственность.
Пинель внимательно наблюдал и подробно описывал все тонкости и нюансы человеческих переживаний и эмоций. Он определил предрасполагающие к душевным болезням психосоциальные факторы, такие как несчастная любовь, внутреннее горе, преданность своему делу доведенная до фанатизма, религиозные страхи, насилие и несчастные страсти, высокие амбиции, финансовые неудачи, религиозный экстаз, а также вспышки патриотизма.
Он отмечал, что состояние любви может превратиться в ярость и отчаяние, может привести к мании или психическому отчуждению». Он также говорил о связях душевных болезней с такими человеческими проявлениями как жадность, гордость, дружба, нетерпимость, тщеславие.
Моральное лечение. Пинель предложил новый ненасильственный подход к уходу за психически больными, который получил название «моральное лечение», являющееся скорее социальным и психологическим по своему содержанию.
Он решительно выступал за гуманное обращение с психически больными, в том числе дружественные отношения между врачом и пациентом.
Его метод обращения с больными отмечался мягкостью, пониманием и доброй волей. Он выступал против насильственных методов, хотя, когда это было необходимо, он не колеблясь, применял ограничительные меры или насильственное кормление.
Пинель выражал теплые чувства и уважение к своим пациентам: «Я не могу не сообщить своих восторженных впечатлений о их моральных качествах. Нигде, кроме романов, я не видел столь желанных супругов, более нежных отцов, страстных любовников, чистых, великодушных патриотов, чем я видел в больницах для душевнобольных «.
Пинель посещал каждого пациента, зачастую по несколько раз в день. Он вел с ними длительные разговоры и все тщательно записывал.
Он рекомендовал заботливое медицинское обслуживание в период выздоровления, подчеркивал необходимость гигиены, физических упражнений, а также программы целенаправленной продуктивной работы для психически больных.
Кроме того, он способствовал развитию психиатрии путем внедрения в практику ведения и сохранения подробных историй болезни целью лечения и исследований.
Пинель также добился введения больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур.
Снял цепи с душевнобольных.
Пинель обратился в революционный комитет за разрешением снять цепи с некоторых пациентов в качестве эксперимента, а также дать им возможность гулять на открытом воздухе. Когда эти меры оказались эффективными, он смог изменить условия в больнице, и прекратить традиционные методы лечения, которые включали кровопускания, чистку слабительными и физическое насилие.
В 1798 году французский врач Филипп Пинель в парижском сумасшедшем доме Bicêtre, снял цепи с пациентов, которых называли «сумасшедшими».
Психотерапия. Его практика индивидуального взаимодействия с пациентами в гуманистической и понимающей манере представляла собой первую известную практику индивидуальной психотерапии.
Медицина. Пинель был известен главным образом за его вклад во внутреннюю медицину, в особенности за его авторитетную классификацию заболеваний приведенную в учебнике «Философская нозография» (1798). Он разделил заболевания на пять классов: лихорадки, phlegmasias, кровоизлияния, неврозы, а также заболевания, вызванные органическими поражениями.
Кроме того, Пинель работал как врач-консультант в больницах и с пациентами в частном порядке.
Вклад Пинеля в медицину включает также данные о развитии, прогнозе и частоте возникновения различных заболеваний и экспериментальные оценки эффективности лекарственных средств.
Работа Пинеля по клинической медицине, Философская нозография (1798), служила стандартным учебником для 2 декад, при этом несколько школ клинической медицины 19-го века, основывались на изложенной в нем теории..
Администрирование. Кроме того, Пинель заботился о надлежащем управлении психиатрическими учреждениями, в том числе ввел практику обучения персонала.
В 1799 году в Сальпетриере Пинель создал клинику, в которой делали прививки и провел первую вакцинацию в Париже в апреле 1800 года.
Почётные звания, награды : Кавалер Ордена почетного Легиона (1804).
Основные труды: Nosographie Philosophique (Философская нозография) (1798), Recherches et observations sur le traitement moral des aliénés (Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных) (1798), Traîte medico-philosophique de l’aliénation mentale (Медико-философский трактат о психическом отчуждении или мании (1801).

Жизнь:

Происхождение: Пинель родился в Сент-Андре, в департаменте Тарн на юге Франции. Он был сыном Филиппа Франсуа Пинель врача хирурга. Его мать, Элизабет Дюпюи, происходила из семьи, в которой было много фармацевтов и врачей. У него было два брата Карл и Пьер-Луи, который также стал врачом.
Образование: Начальное образование Пинеля, в начале в Коллеже де Лавор, а затем в Коллеже де L’Esquille в Тулузе, было в области литературы. Во время своей учебы он испытал сильное влияние энциклопедистов, в частности, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Позже решившись на карьеру в области религии, он в июле 1767 года поступил на факультет теологии в Тулузе. Однако в апреле 1770, он оставил его и перевелся на медицинский факультет университета в Тулузе. 21 декабря 1773 он получил MD степень и с 1774 года продолжил свое медицинское образование в Университете Монпелье, ведущей медицинской школе Франции. Там он в течение четырех лет он посещал медицинскую школу и больницы.
Оказали влияние: Пинель был учеником аббата де Кондильяка, а Гиппократ был для него образцом служения в медицине.
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1778 году Пинель переехал в Париж, где он начал работать, как издатель, переводчик научной литературы и преподаватель математики.
Он провел 15 лет зарабатывая себе на жизнь как писатель, переводчик и редактор, потому что факультет Парижского университета не признавал степень полученную в таком провинциальном городе, как Тулуза. Он дважды проигрывал в конкурсе, который мог бы предоставить ему средства для продолжения учебы. Во время второго конкурса жюри подчеркнуло его посредственные знания во всех областях медицины. Данные оценки, настолько сильно не совпадали с его будущими достижениями, что могли быть вызваны политическими мотивами.
Разочарованный, Пинель даже собирался эмигрировать в Америку. Пинель сочувствовал революции и в 1780-е годы Пинель был приглашен в салон мадам Гельвеций. После революции, друзья с которыми он встречался в салоне мадам Гельвеций, пришли к власти.
В 1784 году Пинель стал редактором не очень престижного издания «Газета о здоровье», в котором он опубликовал ряд статей, главным образом связанных с гигиеной и психическими расстройствами.
Примерно в это же время, он начал демонстрировать повышенный интерес к изучению психических заболеваний. В основе этого интереса лежали личные мотивы. Его друг впал в состояние «нервной меланхолии», которая переросла в манию и в результате привела к самоубийству.
На 25 августа 1793, по протекции его друзей Пьера Жан Жорж Кабаниса и Мишель-Августина Thouret, Пинель был назначен главным врачом и директором сумасшедшего дома Бисетр в Париже.
Он работал там до революции, собирая наблюдения о психических расстройствах и разрабатывая свои радикальные взгляды на природу лечения. Там же он начал претворять в жизнь свои радикальные идеи лечения психически больных, которые в то время были еще закованы в цепи и пребывали в подземелье.
13 мая 1795 г. он стал главным врачом хосписа Сальпетриер, который представлял в то время, большое село, с больницей общего профиля на 5000-пациентов и 600-местной больницей для женщин, с бюрократизмом, огромным рынком и лазаретами.
Там он продолжал свою политику «режима нестеснения» и провел многие важные реформы в области лечения психически больных аналогичные тем, которые проводил в Бисетре. Пинель оставался в Сальпетриере до конца своей жизни.
C 1794 до 1822 года Пинель также был профессором гигиены и патологии в Парижском университете, где он обучал новое поколение специалистов в области психических заболеваний, в том числе и своего сына, который стал ведущим экспертом по этому вопросу.
После 1805 года Пинель в течение нескольких лет был личным врачом Наполеона Бонапарта, но отклонил предложение стать придворным врачом, так как это отвлекло бы его от работы в качестве клинического врача, ученого и педагога.
Он стал кавалером Ордена почетного Легиона в 1804 году.
В 1804 году Пинель был избран в Академию наук и являлся членом Академии медицинских наук с момента ее основания в 1820 году.
В 1822 году он был снят правительством с должности профессора университета из-за его прошлых связей с лицами, участвующими в революции.
Основные этапы личной жизни: В 1792 году Пинель женился на Жанне-Винсент. Из их двоих сыновей, один, Чарльз (р. 1802), был юристом, а другой Сципион, стал специалистом в области психических заболеваний. Пинель вдовел в 1811 году и в 1815 женился на Мари-Мадлен Джаклин-Лавалле.
Он умер от пневмонии в Париже 25 октября 1826 года. На момент своей смерти, Пинель по-прежнему активно работал в Сальпетриере.
Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, Франция.
Статуя в его честь стоит в Сальпетриере в Париже.
Изюминка : Снятие цепей с душевнобольных широко освещалось в средствах массовой информации и было представлено в живописи. Именно это сделало его национальной знаменитостью. Однако некоторые исследователи считают, что Пинель только последовал примеру Pussin и итальянского врача Vincenzo Chiarugi. На самом деле, они освободили психиатрических пациентов из цепей еще до Пинеля. Как профессор медицины, Пинель был обязан присутствовать на казни Людовика XVI. Этот шокирующий опыт, он сообщил в письме к брату Людовика в тот же день, 21 января 1793 года. Пинель встречался с Бенджамином Франклином, когда известный американский ученый приезжал во Францию. Пинель был невысокого роста и крепкого сложения.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: