Контрольная работа "экономическая сфера". Экономика и ее роль в жизни общества К прямым налогам относится

Часть 1

А1 . Что свойственно и человеку, и животному?

А2 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

А3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

А4 . Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

А5 . Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

3) льготы общественным фондам

2) дотации предприятиям

4) таможенные пошлины

2) право жить в семье

4) избирательные права

А18 . Президент Российской Федерации является главой

2) дисциплинарный проступок

4) уголовное преступление

А20 . Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

4) создает правовую базу для развития конкуренции

В2 . Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________________

В3 . Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

1) демократический

Б) власть единой массовой партии

2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

С5 С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

С6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Ключи Вариант 3

№ задания

№ задания

№ задания

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей;

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

Задания ГИА линия «ЭКОНОМИКА»

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономика - это область знаний, изучающая

1) природные процессы и явления

2) поведение человека

3) методы рационального хозяйствования

4) способы защиты окружающей среды

Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1) потребление духовных ценностей

2) распределение материальных благ

3) создание правовых норм

4) обмен культурными достижениями

Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, об­мена, распределения материальных благ вклю­чает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика изучает действие объективных законов истории.

Б. Экономика изучает законы развития хозяйства.

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность

1. Существование проблемы экономического выбора об­условлено

1) безграничностью потребностей человека и ограни­ченностью производственных возможностей

2) изменчивостью человеческих потребностей

3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов

4) ограниченностью природных ресурсов

2. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

А. Проблема ограниченности ресурсов существует толь­ко для бедных стран.

Б. Производители и потребители вынуждены совер­шать экономический выбор в условиях ограниченности ре­сурсов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о проблеме ограничен­ности ресурсов в экономике?

А. Существование проблемы ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хо­зяйственной деятельности человека.

Б. Проблема ограниченности ресурсов заключается в том, что потребности людей всегда превосходят имеющиеся для их удовлетворения ресурсы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресур­сов?

А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.

Б. Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетво­рения потребностей общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Экономические системы и собственность

1. В государстве Н. производственные ресурсы рас­пределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

В рыночной экономике, в отличие от командной

1) свободно продаются и покупаются ресурсы про­изводства

2) устанавливается твердый курс официальной ва­люты

3) ведущие позиции занимает государственная соб­ственность

4) складываются хозяйственные пропорции

4. Верны ли следующие суждения о частной собст­венности?

А. Передача государственной собственности в ча­стные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой ко­мандной экономики.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется

1) приватизацией

2) национализацией

3) модернизацией

4) социализацией

В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

Фирма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу фирмы относится(-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) произведенная продукция

4) теплицы и оборудование

Обмен, торговля

Рынок и рыночный механизм.

Деньги

К прямым налогам относится

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог с продаж

Косвенным налогом является

1) подоходный налог

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог на прибыль

3. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

4. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия прямых налогов от косвен­ных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядко­вые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые но­мера черт отличия.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Вариант 1

1. К основным факторам (ресурсам) производства относится:

а) капитал б) торговля в) цена г) спрос

2. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы

производства. Такая ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) командной в) кризисной г) рыночной

3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

а) зарплата 1) земля

б) прибыль 2) труд

в) рента 3) капитал

4. Верны ли следующие суждения о сферах экономической жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей

общества

5. К косвенным налогам относится:

а) налог на прибыль б) акциз в) подоходный налог

6. Доход в государственный бюджет приносит:

б) дотации предприятиям

в) льготы общественным фондам

г) таможенные пошлины

7. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые

8. К расходной части государственногобюджета относится:

а) обслуживание государственного долга

б) государственная пошлина

в) акцизный сбор

г) подоходный налог

9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и

мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики:

а) традиционной б) рыночной в) командной г) смешанной

10. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-

гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства.

В этом проявляется процесс:

а) приватизации б) национализации в) монополизации

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в

каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между

работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы.

Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится

в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием

«фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это

возникает из- за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую

силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками,

оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад

высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения

станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной.

Число безработных растет и в определенной фазеэкономического цикла, в условиях кризиса

производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется

безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы

при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда,

когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу

превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С

другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой

ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и

социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и

стимулирующее развитие экономики в целом.

озаглавьте каждый из них.

на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций,

при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного

С5. В 80- е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно

10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной

группе 16- 19 лет –23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на

обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь

высокого уровня безработицы среди молодежи.

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как

положительное явление. Согласны ли выс такой точкой зрения? Приведите два аргумента в

обоснование своей точки зрения.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 2

а) объемы промышленного производства б) расходы и доходы

в) народнохозяйственные пропорции г) показатели роста экономики

2. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.

Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

3. В рыночной экономике, в отличие от командной:

а) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

б) устанавливается твердый курс официальной валюты

в) ведущие позиции занимает государственная собственность

г) складываются хозяйственные пропорции

4. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы –

357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о:

а) сохранении плановых начал в экономике б) увеличении налоговых поступлений

5. Что из перечисленного относится к факторам(ресурсам) производства:

а) труд б) товары в) обмен г) спрос

6. Отличительной чертой рыночной экономики является:

а) централизованное распределение ресурсов б) свободное ценообразование

в) введение подоходного налога в) товарный дефицит

7. К прямым налогам относится:

а) акциз б) таможенная пошлина

в) налог на имущество г) налог с продаж

8. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных

условиях возрастет:

а) цены снизятся б) цены останутся неизменными

в) цены возрастут г) произойдет инфляционный скачок цен

9. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления

материальных благ включает:

а) создание духовных ценностей б) обмен культурными достижениями

в) распределение материальных благ г) сохранение традиций и обычаев

10. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь:

а) снижение налога на прибыль

б) увеличение размеров государственной пошлины

в) расширение финансирования образования

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или

отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные

эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для

формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции,

равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение

традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему…

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных

ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды

потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна

полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях

производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной

суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле

свойственнаограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и тоже

время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей

промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по- разному.

Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической

моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки.

Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где

рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный

транспорт, оборона и др.).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой

вид ресурсов не упомянет? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида

ресурсов.

национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной

экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость.

Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той

экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30 - е годы XX века.

С6. Втексте ук азывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе

серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и

обществоведческие знания приведите два аргумента в защиту своей позиции.

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера»

Вариант 3

1. Что свойственно командной экономической системе:

а) многообразие форм собственности в) свобода предпринимательской деятельности

б) преобладание сельского хозяйства г) централизованное ценообразование

2. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относится:

а) ковры, которые чистит фирма б) руководство фирмы

в) оборудование и чистящие средства г) налоговые отчисления

3. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционной экономической систем свойствен высокий уровень развития

товарно- денежных отношений

Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение

факторов производства

а) верно только А б) верно только Б

в) верно оба суждения г) оба суждения неверны

4. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к

экономике как науке:

а) производство экономических средств в) продажа объектов недвижимости

б) прогнозирование цен на энергоносители г) постепенное обесценивание денег

5. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других

фирм в стране М.осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги.

Какое экономическое явление отразилось в данном примере:

а) спрос б) безработица в) инфляция г) монополия

6. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивают саженцы плодовых деревьев и

кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право

сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности

представляет данная фирма:

а) акционерную б) частную в) кооперативную г) государственную

7. Как потребитель человек выступает, когда:

а) покупает продукты б) сочиняет музыку в) пишет книгу

8. Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они

оплачивают:

а) косвенный б) акцизный в) прямой г) федеральный

9. К косвенным налогам относят:

а) налог на прибыль предприятия б) таможенные пошлины

в) подоходный налог г) налог на имущество

10. В государственный бюджет доходы поступают от:

а) акцизных сборов б) обслуживания государственного долга

в) дотаций предприятиям г) проведение социальных программ

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Конкуренция и монополия

несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством

производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества.

Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции

является редким исключением (рынок сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). Он

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Экономика 8 класс

Вариант 1

1. Такая организация производства, когда отдельный человек занимается производством отдельного блага, называется

1) производительностью труда

2) разделением труда

3) средством труда

4) трудовым участием

2. К основному инструменту денежной политики относится (-ятся)

1) регулирование ставки банковского процента

2) социальные пособия малообеспеченным

3) введение плановых показателей по выпуску продукции

4) контроль за соблюдением ГОСТов

3. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной

2) рыночной

3) командной

4) смешанной

4. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработица является закономерным следствием рыночного регулирования экономики.

Б. В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение многих десятилетий уровень безработицы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Непосредственным негативным последствием инфляции может стать

1) ослабление конкуренции между предприятиями

2) уменьшение ассортимента производимых товаров

3) падение реальной стоимости личных сбережений

4) ослабление государственного регулирования экономики

6. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать за труд их работникам, называется

1) прожиточным минимумом

2) потребительской корзиной

3) заработной платой

4) дивидендами

7. Предприниматель Z, изучив ситуацию на рынке, выяснил, что на товар, который он производит, существует высокая цена, спрос превышает предложение; в результате он, чтобы увеличить прибыль, решил

1) увеличить заработную плату наёмным рабочим

2) отправить часть работников в неоплачиваемый отпуск

3) сократить объёмы производства

4) расширить производство

8. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?

А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.

Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. На протяжении длительного времени в нашей стране существовала административно-командная плановая экономика. В приведённом списке указаны преимущества и негативные стороны данной экономической системы. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера преимуществ, а затем - негативных свойств экономики этого типа.

1) полная занятость населения

2) отсутствие производственной и коммерческой самостоятельности производителя

3) стабильность цен

4) преобладание административных способов в управлении экономикой, недооценка материальных стимулов.

Ответ_______________ 1324

Часть 2.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) основные типы безработных;

2) естественный уровень безработицы;

3) оценка безработицы как экономического явления.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Должны быть указаны следующие виды безработицы:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) циклическая.

28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

В ответе указываются следующие категории людей:

1) те, кто сам оставляет работу;

2) те, кто был уволен администрацией;

3) те, кто впервые выходит на рынок труда. Категории людей могут быть названы иначе.

Могут быть указаны другие категории людей .

29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих ра[боту равно числу свободных мест;

2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим:

- экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов XX века;

- радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы.

Могут быть приведены другие примеры.

30. В 80-е годы XX века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»;

2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например:

- недостаток опыта;

- низкая квалификация;

- активные поиски лучшей работы;

- завышенные ожидания.

Могут быть указаны другие причины.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: