Чувство недостаточности, три вида человеческого мозга и три сигнальные системы. Мозг древний Мозг рептилии в человеке

Термин «Сигнальная система» был введён нобелевским лауреатом академиком Иваном Павловым. Павлов определил, что Сигнальная система – это система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира .
Позднее, когда нейробиология в своих исследованиях шагнула неизмеримо дальше, ведущий американский специалист по мозгу Пол Маклин (Paul D.MacLean) предположил, что человеческий мозг состоит из трёх слоёв, каждый из которых соответствует определённому этапу в эволюции человека. Эти три вида мозга насажены друг на друга как как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей, плотно взаимодействующих между собой ». Человеческий мозг, считает МакЛин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Итак, сообразно этой теории все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
1. ретикулярный (рептильный) мозг
2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
Рептильный мозг - это самый древний мозг, вернее его часть. Он сформировался более 400 миллионов лет назад. Он содержит в себе первобытные страхи и инстинкты, он реагирует первым и его задача- сохранить нам жизнь. Как ни странно, но учёные считают, что под действием именного этого мозга чаще всего принимаются решения. Убегать или драться, затаится или активно преследовать – «заслуга» именно рептильного мозга. Большинство поведенческих реакций также «произрастают» из него например: агрессия, безразличие, хладнокровие, желание властвовать и обладать. Здесь «живут» наши поведенческие шаблоны и привычки, то что мы соотносим с понятием инстинктивного. Кроме того, именно рептильный мозг отвечает за выживание и поэтому этот мозг отрицает все новое и неизвестное. Он восстаёт против любых изменений, не понятных ему. Запомним эту важную функцию в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.
Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг» . Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Обратим внимание этот мозг наделяет нас возможностью помнить - вот сразу и имеем фильтр и протест против изменений, нелёгкая это штука - переобуславливание нейронных электронов. Этот же эмоциональный мозг просеивает информацию на уровне «свой-чужой». Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, алкоголю и наркотикам
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго . Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто посылают сигналы, которые в последствие не всегда верно интепретируются.
Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс ). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку.
Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще. Что мы называем интеллектом. Это именно тот мозг, где «прописана» авторская программа. Исходя из общего размера мозга и его извилин - там есть где разгуляться! Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей. На этом этапе начинается анализ, выявление закономерностей, выделение различий. Это то. Что мы называем сознанием. Это та часть мозга, которая «хочет», «может», «должна» (и другие модальные глаголы), недовольна и пытается взять под «свой контроль».

Эта модель человеческого мозга по сути также моделирует (подчёркиваю здесь нет абсолютно прямой аналогии, поскольку концептуальные построения не могут быть абсолютно корректны, а границы между феноменальными мыслеформами - условны) индивидуальное сознание и соотносится с классификацией Сигнальных систем по Дракону.
Нулевая сигнальная система – здесь происходить лишь осознавание энергетических феноменов основы (наполненность, пустотность и осознание). Эти феномены не содержат информацию, поэтому мозг на неё не реагирует (отсутстсвуют сигнальные связи нервной системы и мозга), а осознование не индивидуальная функция тем более мозга, оно - имперсонально.
Первая сигнальная система. Первая реакция мозга на физические, психические и ментальные феномены. Их можно назвать энерго-информационными. Ментальная-нервная реакция происходит, сигналы поступают в рептильный мозг. Это проявленный мир, но в нём нет названий, нет описаний, нет регистрации и тем более анализа.
Вторая сигнальная система. В лимбическом (млекопитающем мозгу) появляется возможность регистрации мысли за счёт того, что происходит разделение на мысль и «что-то ещё» - ментальную пустоту. Как кадр в кинопленке ограничен прозрачной границей – отсутствием изображения, но именно это изображение позволяет выделить закрашенный кадр и зарегистрировать его. И поэтому он регистрируется, схватывается, осознается и удерживается. Именно в этом мозгу происходит регистрация ментального феномена - мысли. Нам представляется это словно мы «начали думать». В первой сигнальной системе мысли также присутствуют, но никто не знает ни про сами эти мысли, но рептильный мозг не осознаёт, что это мысли. Во второй сигнальной системе происходит регистрация, но и здесь млекопитающий мозг вовсе не претендует на то, что он автор мыслей и имеет отношение к их зарождению.
И только в третьей сигнальной ситстеме , что как понятно соответствует «венцу эволюции мозга» - неокортексу (коре головного мозга) происходит то пресловутое «заражение», ибо именно здесь появляется (обратим внимание не «зарождается», а именно контекстно интерпретируется) мысль о «я» или «авторская программа». И теперь вся интерпретация происходит через призму авторского контекста.

Но все 3 части головного мозга работают между собой очень связано, чётко и синхронно. Появление «авторской программы» тестируется обязательно лимбическим мозгом, а затем «спускается» в рептильный отдел. Естественно ни средний мозг, ни тем более нижний его отдел и слыхом не слыхивали ни о каких «Я-программах», поскольку зародились значительно раньше в эволюционном развитии чем кора головного мозга, где эта программа «прописана». И вот эти разделы мозга как могут информируют нас о «сбое», «вирусе», «самозванце». Отсюда и появляются чувственные отклики, реакции эмоционального мозга, которые, опять же неокортекс интерпетирует как чувство недостаточности , на самом же деле организм "просит синхронизации " между всеми тремя «взаимосвязанными биологическими компьютерами».

Пришло время написать о том, каких моделей функционирования и строения мозга я придерживаюсь, чтобы в дальнейшем мы с вами были на одной волне. Естественно, это только модели и их «всеохватность» ограничена рамками их же самих. Но мозг, товарищи, это такой Солярис, что если мы хотя бы приблизительно не будем представлять, как он работает, то мы утонем в ложных предпосылках относительно чужого и своего поведения. Потому что в том, что с нами в жизни происходит, доля осознаваемых действий и логического мышления ничтожно мала, а наше поведение постоянно находится под неосознанным влиянием эмоций. Америку я тут не открою, но иметь общую базу для дальнейшего общения будет полезно. Для начала:

Триединая модель головного мозга МакЛина

Центральная часть, или ствол мозга — это так называемаый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.

Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Вот комментарий gavagay по этому же поводу: "Прямой зависимости [между сознанием и эмоциями ] там нет - потому у нас нет выбора, скажем, пугаться нам, или нет. Мы пугаемся автоматически, в ответ на соответствующий стимул извне. А вот опосредованная связь возможна и для некоторых ситуаций она очень значима. Работа лимбической системы зависит от сигналов, поступающих в нее извне, в том числе и от коры головного мозга (через таламус). А в коре как раз гнездится наше сознание. Именно в силу этого мы испугаемся наставленного на нас пистолета - даже если в нас никогда не стреляли. А вот дикарь, который не знает, что такое пистолет, не испугается. И, кстати, именно в силу наличия этой опосредованной зависимости в принципе возможно такое явление как психотерапия."

И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга , отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 - 4 годам она утраивается.

Теперь понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Да и сами-то мы, взрослые, не настолько рациональные существа, как нам хотелось бы думать. Об этом замечательно написала Сью Герхардт (Sue Gerhardt, Why Love Matters: how affection shapes a baby"s brain):

«Можно с иронией отметить, что последние открытия нейрофизиологии обнаружили, что чувства играют в нашей жизни большую роль, чем разум. Вся наша рациональность, столь уважаемая наукой, постоена на эмоциях и не может существовать без них. Как указывает Антонио Дамасио, рациональные части нашего мозга не могут работать обособленно, но только одновременно с частями, отвечающими за базовые регуляторные функции и эмоции.«Природа построила рациональную систему (apparatus) не просто на верх системы биологического регулирования, но из неё и неразделимо с ней» (Antonio Damasio, Descarte"s Error)."

Картинка отсюда: Карл Саган «Драконы Эдема».

Неандерталец и кроманьонец жили в одном природном ландшафте совместно в течение 50-24 тыс. лет. Неандертальцы вымерли, а сапиенсы остались. У древнего человека размеры мозга составляли 1600-1800 см3. Средний объем современного человека составляет 1400 см3. И в итоге было потеряно 250 см3 за 25 тыс. лет, что очень существенно. Объясняется это социальной природой современного человека, и тем, что многое на себя берет социум из тех функций, которые выполнял в прошлом индивид.

Но, такое рассуждение нельзя признать очевидным. Во-первых, социальные отношения существовали всегда на всех стадиях эволюции человека, следовательно, должны были структурно реализоваться в развитии мозга ещё на стадии низших обезьян. Во вторых, социальные отношения только усложнялись, а, следовательно, должен усложняться мозг, который якобы их обслуживает. В третьих, может быть, такое снижение размеров мозга указывает на банальную деградацию некоторых структур мозга, развитых у наших достопочтенных предков, из-за ненадобности современному человеку?

Попробую описать гипотезу, объясняющую эволюцию наших мозгов. Начнем с того древнего человека, который ещё не умел пользоваться различными приспособлениями, а только приступил к их освоению. Каждый из нас проходит этот сложный период своей жизни от 1 года до 4 лет. В этот момент размеры мозга, отнесенные к размеру тела, самые большие. В процессе развития приобретаются умения использовать разнообразные предметы, и постепенно соотношение размеров мозга и тела изменяется в сторону тела. Нам кажется это естественно, так как все происходит в период роста тела.

Древний человек, не обладающий приспособлениями (обсидиановый нож, наконечники копий, стрел и т.д.), должен был отсутствие этих вещей замещать сложностью своего поведения, но в тоже время иметь потенциал для развития технологий. Следовательно, его мозг был более нагруженным информацией об окружающем мире. Более того, вся информация была жизненно важной.

Дальнейшее развитие сопровождалось изобретением более совершенных орудий труда и вооружения (копий и наконечников для них), использование огня для изготовления инструментов и приготовления пищи привело к деградации части мозга, ответственного за борьбу с хищниками голыми руками, ночного бдения, поиска пищи, которую можно употреблять без применения огня. Гибкая структура эволюционирующего мозга кроманьонца позволяла замещать утерянные структуры новыми, ответственными за ассоциации. Развитие шло в направлении развития творческих способностей, но на них по объему необходимо меньше затрат, чем на борьбу с объективными обстоятельствами жизни при отсутствии инструментов и оружия. Следовательно, при замещении происходило сокращение объема поступающей информации и размеров мозга.

Каждое новое изобретение замещало какую-нибудь функцию мозга, и вело к деградации одних отделов и развитию других. Поступающая из окружающего мира информация теряла свою жизненную важность, а приобретала важность социальную. Изобретение метания копья избавило человечество от необходимости близко подбираться к животному при охоте, что уменьшило мозг, к примеру, на 10 см3, а изобретение лука - ещё на 10 см3. Так как изобретения влияли на мозг комплексно по многим параметрам одновременно, то общий эффект оказался столь существенным (250 см3). Если предположить, что деградация мозга связана с этапами изобретений, которые брали на себя часть функций, компенсируемых ранее сложным поведением человека, то современная компьютеризация замещает вычислительные способности человека и в комплексе многие другие функции. Следуя логики гипотезы замещения, пройдет 2-3 поколения и человек потеряет ещё 200 г мозгов и приблизится к Homo erectus, от которого он произошел. Успехов вам!

Тезис – всякое появление нового инструмента для дела +, для мозгов -. Лень может быть и сделала нас человеками, но не сделала умнее.

Пятница, 28 Дек. 2012

Четыре? А почему четыре?

Дело в том, что я рассматриваю вместе все три его этажа, которые по традиции разделяются:

рептильный мозг , лимбический мозг и неокортекс , а в неокортексе я отдельно рассматриваю оба его полушария , каждое из которых выполняет совершенно разные функции.

Более того, я могу насчитать в мозге даже шесть структур, и если при этом представлю себе последний этаж состоящим как бы из двух квартир, то последняя, шестая, структура окажется как бы соединяющим их коридором (мозолистое тело ):

  • три уровня рептильного мозга (луковица, мозжечок, гипоталамус),
  • лимбический уровень (который, в свою очередь, можно разделить на две части),
  • два полушария на уровне коры .

Каждая область мозга выполняет отдельные специфические функции, но все эти области связаны между собой.

Похоже, речь идет о работе сплоченной команды, где каждый выполняет свою собственную роль и имеет особую специализацию, так что в любую минуту его партнеры могут рассчитывать на его помощь.

Традиционно выделяют три этажа, или уровня,— или три разных «мозга»— каждый из которых соответствует одной важной стадии в эволюции видов (филогенезе).

1. Рептильный мозг включает в себя ретикулярную формацию, управляющую бодрствованием и сном, а также гипоталамус, по величине чуть больший ногтя мизинца, руководящий всеми нашими жизненными функциями: голодом, жаждой, сексуальностью, терморегуляцией и обменом веществ.

Кроме того, он напрямую взаимосвязан с гипофизом, который при весе меньше одного грамма полностью отвечает за общий эндокринный баланс в организме.

Таким образом, речь идет о нашем центре инстинктов, который, в частности, управляет нашими агрессивными пищевыми и сексуальными реакциями (См. первую книгу Перлза: Эго, Голод и Агрессия).

Он непрерывно заботится о постоянстве гомеостатического равновесия и, значит, следит за тем состоянием нашей внутренней среды, которое возникает здесь и теперь.

Этот этаж существует уже у предшественников млекопитающих — рептилий , откуда и его название.

Он функционирует у новорожденных, а также начинает включаться в случае «измененных состояний сознания» или во время комы. Как правило, в процессе образования и становления наших эмоций он выполняет роль энергетического активатора. Это своего рода подвальный машинный зал — источник электрического тока и тепла, регулятор водоснабжения и канализации.

2. Лимбический мозг (От лат. limbus — край, граница) появляется у птиц и низших млекопитающих, позволяет им преодолеть сообщаемые рептильным мозгом врожденные стереотипы поведения (инстинкты), которые могут оказаться недейственными в новых, необычных ситуациях. Он, в частности, включает гиппокамп, играющий главную роль в процессах запоминания, и амигдальное ядро, управляющее нашими эмоциями.

Мак Лин выделяет шесть основных эмоций: желание, гнев, страх, печаль, радость и нежность.

Лимбическая система, придавая эмоциональную окраску полученному нами опыту, способствует обучению’, те способы поведения, что доставляют «приятное», будут усиливаться, а те, что влекут «наказание»,— постепенно отторгаться.

Итак, между памятью и эмоциями существует глубокая связь. Благодаря этой связи происходит регистрация результатов процесса обучения и выработка условных рефлексов. В ходе работы в Гештальте всякое эмоциональное проявление, как правило, влечет за собой связанные с ним воспоминания и, наоборот, любое значимое воспоминание сопровождается соответствующей ему эмоцией.

Лимбическая система позволяет нам интегрировать наше прошлое или, по меньшей мере, «переписать» его, включив туда восстановливающие, то есть способствующие его перепрограммированию, куски опыта.

Лимбическая система вырабатывает эндорфины (природные морфины организма), регулирующие боль, тревогу и эмоциональную жизнь. Однако если витальная тревога понизится слишком сильно, то наступит сладостная эйфория, влекущая за собой безразличие и пассивность: наш мозг сам по себе — головка мака .

Кроме того, он выделяет многочисленные нейромедиаторы.

Один из них — допамин (гормон осознавания ) — регулирует бдительность, внимание, эмоциональное равновесие и ощущение удовольствия. Он, таким образом, оказывается поливалентным возбудителем полового желания, лишенного всякой специфичности.

Некоторые биологи связывают шизофрению с избытком допамина, который активируется амфетаминами и подавляется некоторыми нейролептиками. ЛСД и допамин закрепляются на одних и тех же рецепторах. Оргазм — переживание, связанное с процессами, происходящими в мозге, и в основном — в его лимбическом отделе, может повлечь четырехкратное увеличение секреции эндорфинов (и, как следствие, чувство удовлетворения и затихание боли).

Этот гипоталамо-лимбический «центральный мозг», вероятно, соответствовал бы тому, что в просторечии зовут «сердцем». Оказывается, что наше сердце не в груди, а в голове!

Центрэнцефал несет ответственность за поддержание физиологического и психоаффективного равновесия, за ограниченный гомеостаз (внутренней среды), в то время как кора — наша главная опора в отношениях с окружающей средой — будет участвовать в общем гомеостазе (Лабори), поддержании равновесия между организмом и окружающей его средой. ...

3. Неокортекс представляет собой серое вещество коры головного мозга, возникающее у высших млекопитающих. Его толщина —от 2 до 4 мм , а его «разглаженная» поверхность могла бы занять квадрат с длиной сторон в 63 см .

Он служит опорой для тех видов деятельности, которые связаны с рефлексией и креативностью, а у человека еще связан с воображением и волей .

Именно там регистрируются и сортируются различные ощущения, приходящие из внешнего мира.

Затем здесь же (в ассоциативных отделах) они группируются в значимые перцептивные образы, что ведет к интеграции телесной схемы и волевому моторному акту (боковые доли).

Именно там строится наш образ окружающего мира, развивается устная речь и письменный язык, позволяющие нам освободиться от власти непосредственного, сиюминутного опыта и перейти от повторения к предвидению, а затем и к предсказанию (проспекции). Предвидение опирается на совокупность опыта, записанного в лимбической системе, и представляет из себя экстраполяцию того, что известно из прошлого, на вероятные события будущего; итак, в действительности предвидение будущего исходит из настоящего. Предсказание (проспекция, или футурология) действует в противоположном направлении.
Предсказание предвосхищает, предугадывает образ желаемого будущего и на этой основе делает вывод о том, какие действия в настоящем будут эффективны для подготовки такого будущего: оно направлено из будущего в настоящее.

В нашем кортексе существует также диссимметрия между его передней и задней частями (боковые доли/фронтальные доли), о которой в литературе упоминается намного реже.

Фронтальные доли, в особенности развитые у человека (30% поверхности кортекса против 17% у шимпанзе и 7% у собаки), являются основным органом сознательного внимания, воли и свободы : именно там вырабатываются наши самокритичные суждения, решения и планы.

Поражения лобных долей влекут за собой чрезмерную зависимость по отношению к внешней среде: граница исчезает в биофизиологическом «слиянии».

Больные приобретают почти автоматизированное поведение, сводящееся к потреблению или подражанию

(То есть к «бесстыдному» поведению (F. Lhermitte. Autonomie de l’homme et lobe frontal.- Bull. academic nat. medec, № 168, с. 224-228, 1984), и обусловленное их восприятием внешнего мира :

видят молоток — бьют, видят бутылку — пьют, а видят кровать — тут же спать; их собеседник делает жест — они ему подражают.

Фронтальные области — это антагонисты боковых областей, дающих нам информацию об окружающей среде: они их подавляют и этим позволяют нам осуществлять осознанный выбор при свободно избранном способе поведения. Они тормозят автоматические и слепые ответы — следствие внешних влияний и ранее испытанных нами воздействий.

Таким образом, наша автономия проявляется в способности сказать «нет» неподходящим для нас внешним запросам . ...

Память и забывание

Краткосрочная, нескладированная, лабильная рабочая память создается за счет кратковременных (от 30 до 40 секунд) интерсинаптических кортикальных связей, именно она позволяет мне, к примеру, удержать в голове номер телефона на то время, которое необходимо, чтобы набрать его.
Кратковременная память, способная сохраняться от многих минут до нескольких часов, видимо, закодирована и заложена в лимбических структурах (гиппокамп и т. д.).

Однако долговременная (нестираемая) память включает в себя процесс переноса информации в неокортекс, в разных участках которого и происходит ее последующее одновременное складирование. Запись в память — сложный процесс, происходящий в обоих полушариях головного мога.

В действительности воспоминания не хранятся в каких-то определенных материальных структурах (словно книги в библиотеке), а, скорее, представляют из себя как бы следы, просеку, оставленную информацией на нейронных путях: электрический ток — так же, как и люди,— лучше идет по специально проложенным путям (в широком смысле можно было бы сказать, что расправленный лист бумаги сохраняет память о складке).

Таким образом, мозг может привнести информацию в материю, придав новую форму (Gestaltung) молекулярной структуре ARN (рибонуклеиновой кислоты).

Долгосрочная память включает в себя прежде всего запись информации в мгновенную или кратковременную память на уровне лимбических структур головного мозга (гиппокамп и т. д.).

Можно было бы сказать, что я снимаю фотографии при помощи чувствительного и хрупкого слоя затылочного кортекса, проявляю их в химической лаборатории моего лимбического мозга, а после закрепления печатаю несколько экземпляров (для надежности) и рассылаю их с разными посланниками по коридорам моего кортекса.

Продолжая пользоваться метафорами, почему бы не упомянуть рабочую память — активную временную память с экрана моего компьютера, которую я могу в любой момент изменить или стереть, и внешнюю память с диска, на котором она сохранится, даже если я отключу свое внимание.

Все это, конечно же, функционирует по программе «мертвой » памяти, записанной в генетическом коде моих клеток (или прямо в самом компьютере) и управляющей инстинктами моего рептильного мозга ...

Некоторые авторы считают, что операции по кодировке и переносу с целью сохранения воспоминаний о событиях дня осуществляются каждой ночью во время «парадоксального» сна (работа сновидений) (так, например, исключение фазы парадоксального сна у крыс не позволяет им запомнить то, чему они научились днем. Guy Lazorthes. le Cerveau et l’Esprit. Paris, Flammarion, 1982).

Придерживаясь этой гипотезы, можно было бы сказать, что сны — это:

  • не только проявление бессознательного, прокладывающего себе путь в сознание,
  • но еще и проявление сознания, пробивающего себе путь к бессознательному (обработка нашего запаса информации).

Впрочем, известно, что непродолжительная кома может стереть воспоминания тех часов, что предшествовали несчастному случаю (посттравматическая кома). ...

ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рептильный мозг - палеэнцефал, гипоталамус: аппетит, сексуальность, ретикулярная формация: пробуждение + гипофиз: эндокринная регуляция, жизненная энергия (импульсы), врожденные автоматизмы, функции - жизненные(инстинкт) и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо- и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза, интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции), это «низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы).

Лимбический мозг - гиппокамп: память, амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями), эмоциональный субъективный опыт, память и эмоция, приобретенные навыки: условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность), интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям),«центральный» мозг.

Неокортекс - рептилии архэнцефол , сенситивные области, двигательные области, ассоциативные области, лобные доли (принятие решения), творческое воображение мышление, разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего, строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию), «высший» мозг.

Подкорковые структуры - центрэнцефал (совокупность рептильного и лимбического мозга), белое вещество (продолжение нейронов: аксоны и дендриты), сердце, ограниченный гомсостаз (постоянство состава внутренней среды), (врожденные \ стереотипные \ приобретенные) способы поведения (импульсы) - бессознательное \(автоматизмы)

Кортикальные структуры кора - неокортекс , серое вещество (клеточные тела нейронов), голова, общий гомеостаз (адаптция всего организма в целом к окружающей среде), свободное поведение, сознание. ...

По материалам книги: “Гештальт — терапия контакта” - Гингер С., Гингер А.

Древний

Средний мозг - Мозг: Средний мозг Латинское название Mesencephalon Средний м … Википедия

ГОЛОВНОЙ МОЗГ - ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга..... . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга............. 489 Bee головного мозга..............502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

РОМБОВИДНЫЙ МОЗГ - Во время эмбрионального развития в мозгу развивается три отдельных части: ромбовидный мозг, средний мозг и передний мозг. Первый из них эволюционно самый древний; он дифференцируется в задний мозг и продолговатый мозг. Задний мозг дальше… … Толковый словарь по психологии

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… … Энциклопедия Кольера

Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Кошка - У этого термина существуют и другие значения, см. Кошка (значения). Запрос «Кот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Кошка … Википедия

Ароматерапия - Аромалампа … Википедия

Обыкновенный бегемот - Запрос «Бегемот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Гиппопотам» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Обыкновенный бегемот … Википедия

Галилео (программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат (… Википедия

Книги

  • Как жили на Руси , Качур Елена. О книге Любознательный Чевостик и дядя Кузя отправляются в Новгород XIII века, чтобы узнать ответы на вопросы о быте на Руси. Они попадут во двор к приветливой семье, побывают на ярмарке,…
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: