Практико ориентированное обучение в гуманитарных науках. Практико-ориентированный подход в обучении, как средство реализации современных целей образования детей с интеллектуальными нарушениями

Сценарий мастер-класса "Использование практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе"

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Меня зовут Зоря Наталья Робертовна. Я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему "Использование практико-ориентированных заданий на уроках в начальной школе".

"Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай мне действовать самому - и я научусь".

Конфуций

Цель мастер - класса: Создать условия для формирования навыка формулирования, распознавания и выполнения практико-ориентированных заданий.

По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Глобальная цель образования на современном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка лучше понимать жизнь, ориентироваться в обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий, самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе.
Современное занятие - это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют все 40 минут. Если при обучении систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество подготовки к предмету.

Преимущества выполнения таких заданий:

  • высокая мотивация,
  • энтузиазм и заинтересованность детей,
  • связь полученных знаний с реальной жизнью,
  • выявление лидеров,
  • самоконтроль,
  • лучшее закрепление знаний,
  • сознательная дисциплинированность,
  • компетентность.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Рефлексия индивидуальной цели работы

Мастер: Какова цель Вашего участия в нашей работе? Какие из перечисленных ниже целей наиболее значимы для Вас? Выберите не более трёх целей.

1.Практически познакомиться с практико-ориентированым подходом в образовании.

2.Научиться узнавать практико-ориентированные задания.

3.Научиться использовать практико-ориентированные задания в работе с детьми.

4.Научиться разрабатывать практико-ориентированные задания.

5.Получить в пользование дидактическую копилку материалов.

6.Получить материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7.Найти единомышленников среди коллег из других школ.

Постановка задач мастер-класса

Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
  • отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
  • формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
  • видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.

Сейчас я поставила перед вами задачи нашего мастер-класса. А ведь каждый из вас делает это каждый день и на каждом уроке. Давайте сейчас попробуем совместить задачную формулировку и результат образования.

Работа в группах (задания даются каждой группе)

  • Запомнить и ответить — это накопление знаний;
  • Поставить нужную букву или знак препинания — это реализация умений;
  • Узнать среди слов слова с чередующимися гласными — проявление навыков;
  • Применить свои знания и умения в жизненной ситуации — это компетентность.

Определите, какой результат образования проявляется учеником при выполнении каждого из предложенных заданий.

1.Найдите на карте Европы столицу Франции

Компетентность навык знание умение

2.Определите, сколько раз Вам придётся вскипятить двухлитровый чайник, чтобы напоить чаем весь свой класс из 25 человек. Емкость стакана - 180 мл.

Компетентность навык знание умение

3.Найдите все существительные в предложении: «Снежное покрывало зимой всю землю покрывало»

Компетентность навык знание умение

4.Назовите переместительный закон сложения.

Компетентность навык знание умение

  • Шаг первый. Что это такое?

Подытожим результаты выполнения наших заданий:

  • Знания - информация, которую необходимо получить и использовать для выполнения работы.
  • Умения — способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями.
  • Навыки - это действия, выполняемые автоматически
  • Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности, общении, жизни.

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый комплекс задач, представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Использование практико-ориентированных заданий является средством формирования ключевых компетентностей школьника.

Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных заданий - «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).

Практико-ориентированные задания:

  • являются интегрированными,
  • новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
  • позволяют формировать ключевые компетенции учащихся.

Задание 1

Мастер: Предлагаю Вам разные виды заданий по математике, русскому языку и окружающему миру. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения.

Шаг второй. Сформулируй по образцу

Задание 2

Мастер: Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы.

Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3

Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.

Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Современная притча «Нельзя научить всему»

У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:

— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?

— Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.

После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.

— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.

— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!

— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.

Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

Мастер: Уважаемые коллеги! В завершение нашей работы я хочу, чтобы каждый из вас нашел свое место на дереве Знаний.

  • Я чувствую себя на высоте
  • Я чувствую себя на высоте, но хочется узнать по этой теме ещё больше
  • Мне очень хочется узнать ещё больше
  • Я почти на вершине
  • Работать в паре (группе) было приятно
  • Я очень устала
  • Хорошо отдохнула
  • Ничего полезного сегодня не узнала
  • Я думала, что я на вершине; но чувствую, то падаю вниз
  • Никого не хочу видеть
  • Теперь могу помочь своим коллегам

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению сущности практико-ориентированного подхода к обучению учащихся, следует прояснить смысл понятий сущность, подход и практико-ориентированное обучение. Подход - совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела. Сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. И наконец, практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сфера массового высшего образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Основной мотив таких требований - молодой специалист должен быть подготовлен в ВУЗе таким образом, чтобы он мог без особых проблем и проволочек включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики - практико-ориентированное обучение, по поводу которого пока что нет определенности как со стороны общетеоретической базы, так и со стороны форм и технологий обучения. Пока только ряд утверждений не вызывает споров - такого рода обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций.

Существенным препятствием для перехода к практико-ориентированному обучению является отсутствие общераспространенных методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы.

Деятельностный подход (с его идеологией и технологиями) положен в основу практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

практический ориентированный подход обучение

Введение

ГЛАВА 1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сравнительная характеристика существующих технологий обучения учащихся 13

1.2. Оценка ситуации обучения учащихся химии в образовательном учреждении 26

1.3. Сущность и технологическая характеристика практико-ориентированного обучения учащихся 44

1.4. Из истории становления практико-ориентированного подхода к обучению учащихся 52

1.5. Критерии оценки образовательной эффективности практико-ориентированного обучения 65

Выводы по первой главе 88

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

2.1. Практико-ориентированный подход к формированию содержания учебного материала урока 92

2.2. Структурирование урока в соответствии с практико-ориентированным подходом к обучению 121

2.3. Методы диагностирования эффективности практико-ориентированного обучения учащихся 140

2.4. Экспериментальная проверка образовательной эффективности практико-ориентированного обучения 153

Выводы по второй главе 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

ЛИТЕРАТУРА 174

ПРИЛОЖЕНИЕ 193

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Цели обучения в современной российской школе предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые и новые технологии: программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Замков, Д.Б. Эльконин), лич-ностно ориентированного обучения (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская), а также ряд инновационных направлений, таких как витагенное обучение (А.С. Белкин), гуманный прагматизм, основанный на антропном принципе (В.Д. Семенов), этическая педагогика (М.Н. Дудина) и др.

Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях существуют творчески работающие педагоги, новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, далеко отстоит от живой практики и жизненного опыта учащихся, на учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни. Чаще всего это происходит из-за смешения задач и функций науки и учебного предмета, их неоправданного сближения. Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса учащихся к обучению.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гумани зации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, про- % блемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. На- ряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

Разработанная нами система практико-ориентированного обучения включает в себя элементы традиционного и проблемного обучения, с одной стороны, и личностно ориентированного и витагенного - с другой. При этом благодаря объединению в единое целое устраняются недостатки, присущие каждой системе в отдельности, так как недочеты одной системы уравновешиваются достоинствами другой.

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами: в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи; система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы. В психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные подходы к организации учебно-воспитательного процесса учащихся (В.В. Давыдов, М.В. Кла-рин, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова и др.).

На логику исследования оказали влияние работы по проблемам дидактики (И.Я. Лернер, В. Оконь, М.Н. Скаткин и др.), ряд теорий обучения, по-разному объясняющих сущность дидактического процесса и предлагающих различные способы его построения (А.С. Белкин, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, Э.Ф. Зеер, В.Д. Семенов, И.С. Якиманская и др.).

Существенный вклад в содержательный аспект исследования внесли работы, посвященные проблеме реализации в процессе обучения системы принципов современной дидактики, выступающих в целостном единстве и взаимодействии (B.C. Безрукова, О.С. Гребенюк, А.А. Кирсанов, И.Я. Ку-рамшин, Н.Н. Тулькибаева, Ю.С. Тюнников и др.).

Дидактические и методические подходы к отбору и структурированию содержания учебного материала отражены в работах О.С. Зайцева, Н.Е. Кузнецовой, Е.Е. Минченкова, СТ. Сатбалдиной, В.В. Сорокина, Е.В. Ткаченко, Л.А. Цветкова и др.

Исследованию различных аспектов проектирования урока, разработке его структуры с учетом специфики усваиваемого содержания посвящен ряд работ И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, Ю.Б. Зотова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, М.И. Махмутова, В.А. Онищука, A.M. Сохора, В.Ф. Шаталова и др.

В изученных автором публикациях не найдено разработок, раскрывающих сущность практико-ориентированного обучения, обладающего образовательными возможностями. Существующая система отбора и структурирования содержания обучения не позволяет большинству учащихся осознать социально-личностную необходимость приобретаемых ими знаний, не пробуждает познавательного интереса, не предполагает широкого использования в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся, что сказывается на эффективности учебного процесса и затрудняет практическое применение учащимися знаний для объяснения проблем, возникающих в процессе их жизнедея тельности. Такое положение объясняется возникшим противоречием ме жду необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.

Выявление данного противоречия позволило нам определить проблему исследования: каковы пути и средства эффективной реализации практико-ориентированного обучения?

Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы диссертационного исследования: «Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся».

В исследовании нами введено ограничение: рассматривая практико-ориентированное обучение учащихся, мы ограничивались исследованием проблемы на примере учебного предмета «Химия».

Объект исследования - процесс обучения учащихся.

Предмет исследования - пути и средства реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения учащихся.

Цель исследования - выявить пути и средства реализации практико-ориентированного обучения учащихся и его образовательные возможности.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза. Практико-ориентированное обучение учащихся будет эффективным, если: определить функции, разработать правила и содержание его реализации в учебном процессе; выявить образовательные возможности обучения, построенного на основе практико-ориентированного подхода.

В соответствии с поставленными целями и гипотезой исследования определены задачи:

Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

Определить функции, разработать правила и содержание реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Разработать и апробировать структуру практико-ориентированного учебного занятия.

Выявить образовательные возможности практико-ориентированного обучения.

Экспериментально проверить степень эффективности практико-ориентированного обучения учащихся.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области методологии психолого-педагогических наук (Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), теоретические положения индивидуализации обучения (Б.И. Вершинин, А.А. Кирсанов, И.Э. Унт), концептуальные работы в области теории и практики образования и обучения (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В.Д. Семенов, Н.Ф. Талызина), научные положения о сущности дидактических принципов в обучении (B.C. Безрукова, О.С. Гребенюк, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, В.Н. Максимова, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.В. Шапкин).

В ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы исследования включали в себя анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, рассмотрение учебно-программной документации, учебников, учебно-методических материалов по обучению в школе, анализ со- стояния проблемы обучения в системе общего среднего образования и личного педагогического опыта. Из экспериментальных методов использовались анкетирование учащихся и учителей, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, опытно-экспериментальное обучение, рубежный и итоговый контроль знаний, навыков, умений, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Основные этапы исследования

На первом этапе, теоретико-поисковом (1994-1995), основными задачами являлись изучение литературы и теоретическое обоснование исследования; были сформулированы его гипотеза, проблема и задачи. По результатам теоретико-поискового этапа исследования разработан практи-ко-ориентированный подход к обучению учащихся, обладающий образовательными возможностями и позволяющий учащимся овладеть системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1995-1998), опытным путем проверялось и корректировалось практико-ориентированное обучение учащихся, обладающее образовательными возможностями. На данном этапе исследования осуществлялось экспериментальное обучение химии учащихся 8-10-х классов муниципального образовательного учреждения № 173 Екатеринбурга - горно-геологического лицея, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы. В ходе формирующего эксперимента проверялись основные положения гипотезы.

На третьем этапе, заключительном (1998-1999), были проведены анализ и обобщение результатов исследования; коррекция выводов, полученных на первом и втором этапах исследования; внедрение в учебный процесс горно-геологического лицея практико-ориентированного подхода к обучению химии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Определена сущность, выявлены функции, разработаны правила и содержание реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Исследовано влияние практико-ориентированного обучения на отбор и структурирование содержания учебного материала урока, выбор методов, средств и форм обучения.

Разработана структура практико-ориентированного учебного занятия, отражающая как содержательную, так и процессуальную сторону обучения.

Выявлены образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся и экспериментально доказана эффективность его реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении функций и правил реализации практико-ориентированного обучения, закладывающего основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что при участии автора разработана и внедрена в учебный процесс система отбора и организации содержания учебного материала занятия, структура практико-ориентированного урока, осуществлен выбор методов, средств и форм обучения в соответствии с функциями и правилами реализации практико-ориентированного обучения; разработано и внедрено содержание практико-ориентированного процесса обучения на примере учебной дисциплины «Химия»: система проведения эксперимента в рамках практико-ориентированного подхода к обучению химии, учебно-познавательные задачи, содержащие проблемы, встречающиеся в повседневной жизни, диагностические задания для определения уровня мотивации, обученности, потребительской культуры учащихся.

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась в учебном процессе муниципального образовательного учреждения № 173 Екатеринбурга - горно-геологическом лицее. Результаты исследования были изложены и одобрены на научных и научно-практических конференциях и семинарах: международном семинаре по преподаванию химии в школе «Пу-щинская осень - 96» (Москва, 1996);

Российской научно-практической конференции «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (Екатеринбург, 1997); научно-практической конференции «Качество - во имя лучшей жизни» (Томск, 1997); научно-практических конференциях «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 1997, 1998); международной научно-практической конференции «Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности» (Красноярск, 1998); постсимпозиуме по химическому образованию в рамках 16-го Менделеевского съезда (Москва, 1998); научно-практической конференции «Профессиональная компетентность педагога и инновационные процессы в образовании» (Екатеринбург, 1999);

Всероссийской научно-практической конференции «Образова ние - основа устойчивого развития» (Екатеринбург, 1999).

На защиту выносятся:

1. Определение практико-ориентированного обучения как дидактического подхода к обучению учащихся, основанного на единстве эмоцио- нально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий.

Комплекс образовательных возможностей практико-ориентированного обучения: мотивированность обучения, познавательный интерес, обученность учащихся, потребительская культура как форма проявления экологического сознания.

Структура практико-ориентированного урока как учебного занятия, отражающая развитие содержательной и процессуальной сторон учебного процесса, включающая в себя блоки: мотивационный, синектический, внедренческий, алгоритмический, бинарный, моделирования, преемственности - и позволяющая максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико-ориентированного построения учебного процесса.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Сравнительная характеристика существующих технологий обучения учащихся

Процесс обучения, как направленное и организованное взаимодействие учителей и учеников, реализующее цели образования и воспитания, базируется на психолого-педагогических концепциях, представляющих технологии обучения. Их характеристика включает в себя описание целей, принципов, содержания, методов и средств обучения. Для того чтобы понять, как существующие теории обучения объясняют сущность дидактического процесса и по какой схеме предлагают его строить, рассмотрим имеющиеся системы и инновационные направления в обучении.

Традиционная, или объяснительно-иллюстративная система обучения связана с именем немецкого ученого И.Ф. Гербарта. Целью обучения является формирование теоретических знаний, интеллектуальных представлений, понятий, умений. Структуру образовательно-воспитательного процесса определяют формальные ступени, в соответствии с которыми он строится независимо от уровня и предмета обучения: изложение, понимание, обобщение, применение.

Данная технология обучения имеет свои достоинства - она упорядочивает, организует учебный процесс, позволяет рационально организовать деятельность учителя по ведению обучения от представления материала через его объяснение к усвоению и применению в учебных задачах. В настоящее время логика большинства уроков именно так и строится.

Однако данная система не лишена недостатков: книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, авторитарный характер деятельности учителя, приводящий к репродуктивной деятельности ученика. Данная модель обучения ставит целью передачу готовых знаний, что не способствует развитию мышления ребенка и не предполагает его вовлечение в умственную активность. На уроке преобладает деятельность учителя в виде прямого воздействия учитель - ученик, личностный статус ученика низкий, самостоятельность ученика подавляется.

На рис. 1 представлена схема обмена информацией между учителем и учеником в традиционной системе обучения.

На схеме хорошо видно, что в системе традиционного обучения устанавливается прямая связь учитель-ученик, однако обратная связь ученик-учитель практически отсутствует и появляется только эпизодически при опросах и во время контрольных работ. Данная теория обучения позволяет использовать только логическое (левополушарное) мышление учащегося, система же передачи информации по образному каналу: от правого полушария учителя к правому полушарию ученика - отсутствует, что является неестественным для двуполушарного человеческого мышления и сказывается на успешности обучения прочности закрепления знаний в памяти учеников.

В рамках педоцентристской дидактической концепции, согласно которой главная роль в обучении отводится деятельности ребенка, возникает система проблемного обучения. Данная модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи - обучение через делание, и Дж. Брунера - обучение через исследование.

Оценка ситуации обучения учащихся химии в образовательном учреждении

Химия, как общеобразовательная дисциплина, входит в число предметов федерального компонента Госстандарта образования и изучается в школе с 8-го по 11-ый класс. Анализ содержания образования и учебных планов в разные годы обучения показывает, что количество учебных часов, отводимых на изучение химии, постоянно уменьшается: в 1945-1946 учебном году предмету «Химия» отводилось 40 часов в месяц, 1968-1969 - 41 час, а 1998-1999 - всего 32 часа при практически неизменном объеме содержания естественнонаучного образования .

Программа курса химии для 8-11-ых классов средней общеобразовательной школы разработана научной лабораторией химического образования Института общеобразовательной школы РАО. Большое число школ работает именно по ней.

Курс химии включает основы неорганической (8-9 классы), органической (10-11 классы) и общей химии (11 класс). В настоящее время данная программа реализуется с помощью серии учебников .

Разрабатываются также новые программы и учебники по химии, в которых используются различные подходы к отбору и структурированию содержания курсов. Акцент сделан на развитие личности учащихся средствами предмета. Среди программ, соответствующих линейному построению курса можно выделить ряд программ по химии .

Представляет интерес «Программа деятельности учащихся при изучении неорганической химии для 8-9 классов», рассчитанная на 3 часа в неделю . В соответствии с данной программой изданы соответствующие учебники . Эти учебники представляют федеральный комплект для общеобразовательных учреждений. На начальном этапе изучения предмета учащиеся целенаправленно, посредством химического эксперимента, продвигаются от представления о химическом явлении к представлениям о молекуле и об атоме и пытаются объяснить явления окружающего мира.

В зависимости от интересов и наклонностей школьники изучают химию разного уровня сложности, при этом возможна дифференциация как по глубине усвоения научных основ химии, так и по овладению прикладными химическими знаниями . В основу структуры химического образования заложен уже не линейный, а концентрический принцип построения курса химии.

Интересный подход к изучению курса химии реализован в программе Е.Е.Минченкова, Т.В. Смирновой, Л.А.Цветкова для 8-9 классов базового уровня образования. Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (по 2 часа в неделю в каждом классе) . Она реализована в пробном учебнике по химии для учащихся 8 класса . Этот курс можно изучать как самостоятельный или после интегрированного курса «Естествознания» для 5-7 классов.

С одной стороны, он дает основы химических знаний, необходимых в повседневной жизни, тем школьникам, которые не выберут профессию, связанную с химией. С другой стороны, данный курс закладывает фундамент для дальнейшего совершенствования химического образования, как в старших классах общеобразовательной школы, так и в других учебных заведениях и реализует тоже концентрический принцип построения учебного материала.

Концентрический принцип построения курса химии реализован в программе и учебниках курса химии для 8-9 классов базового уровня образования . Аналогичный подход представлен в программе курса химии для 8-9 классов О.С. Габриеляна и реализован в учебнике этого же автора .

Практико-ориентированный подход к формированию содержания учебного материала урока

Сравнение организации учебного процесса в рамках традиционного и практико-ориентированного подходов показало, что цели и принципы, которыми руководствуются педагоги в работе с учащимися, различны.

В рамках традиционного подхода к изучению химии целью деятельности учителя является передача учащимся в «готовом» виде определенных знаний, навыков, умений и организация восприятия этих знаний. В процессе практико-ориентированного обучения химии деятельность учителя направлена на организацию поиска и приобретения новых знаний, формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем, воспитание потребительской культуры учащихся. Учебный процесс в рамках практико-ориентированного обучения связан с формированием внутренних мотивов учения, функционированием знаний в мышлении учащихся и использованием их в практической деятельности.

К важнейшим принципам традиционного обучения химии относятся: единство обучения и воспитания, логико-научная обусловленность содержания образования, систематичность и последовательность, наглядность, преемственность в обучении. Тогда как практико-ориентированное обучение основывается на принципах мотивационного обеспечения учебного процесса, проблемности, наглядности, доступности, прочности, связи обучения с практикой, сознательности и активности учащихся в обучении. Таким образом, при организации традиционного и практико-ориентированного процессов обучения химии, педагоги руководствуются разными целями и принципами, что влияет на формирование содержания учебного материала урока. Поэтому педагог приступает к отбору содержания обучения только после того, как определены цели и принципы в работе с учащимися. Отбирая содержание обучения в соответствии с поставленными целями развития учащегося, педагог создает практическую часть учебного процесса .

Отобранное в соответствии с целями и переработанное согласно принципам педагогики содержание начинает выполнять в практико-ориентированном педагогическом процессе определенные функции. Часть из них проявляется в рамках любого педагогического процесса. Так, в рамках традиционного, равно и в рамках практико-ориентированного подхода к обучению содержание выполняет следующие функции:

предмет познавательной деятельности педагога и учащихся;

средство практической деятельности педагога и учащихся;

средство управления развитием педагога и учащихся.

Однако в рамках практико-ориентированного обучения химии содержание выполняет ряд дополнительных специфических функций:

средство управления личным опытом и самообразованием учащихся и педагогов (организация поиска новых знаний в практико-ориентированном педагогическом процессе с использованием различных средств и методов обучения, позволяет учащимся овладеть методологией самостоятельного применения накопленных знаний и получить новые знания в процессе собственной деятельности);

средство реализации социальной функции в обучении, необходимой всем для гармонизации отношений со средой и позволяющей учащимся ориентироваться в жизненных нестандартных ситуациях (в результате широкого использования в обучении жизненных, мотивационно-проблемных ситуаций, учебно-познавательных задач, отображающих практический смысл изучения данной предметной темы, педагог вовлекает учащихся в процесс активного усвоения, а учащиеся учатся тому, что необходимо сделать, чтобы оградить себя и своих близких от воздействия опасных веществ и факторов в повседневной жизни).

Современное образование, в том виде, в котором оно существует в типичной Российской школе, представляет собой квинтэссенцию заучивания ретранслируемой учителем информации и натаскивания на типовые задания итоговых экзаменов в выпускных классах. При этом ученики школ не понимают, как применять полученные теоретические знания в повседневной жизни, в результате чего ценность такого образования падает в разы.

Какой должна быть хорошая образовательная система? И так ли важен практический аспект обучения?

Для получения более объективного представления по данной проблеме, при подготовке настоящей проектно-исследовательской работы, нами был проведён опрос. В анкете было представлено 4 вопроса с вариантами ответов. Респондентами явились работники общего образования и ученики школ 6 субъектов Российской Федерации.

В результате проведенной работы была подтверждена главная гипотеза: 92,86 процентов участников опроса подтвердили необходимость увеличения часов практических занятий. Соотношение теории к практике составило 48% к 52% соответственно. Также стоит отменить, что в рамках профильного обучения в школе, когда старшеклассники выбирают вариант подготвки по определенному направлению, многие респонденты высказались за получение основ начального профессионального образования. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся школ РФ.

Близкий к нашим «идеальным» представлениям опыт, был применен в Королевстве Нидерланды уже в 1848 году. Там была Законом установлена свобода образования, что означало создание школ в соответствии со своими собственными взглядами, в том числе педагогическо-дидактическими представлениями. Сегодня средняя школа Голландии – это три типа образования, одно из которых, позволяет помимо основных школьных предметов, овладеть той или иной профессией; два же других позволяют поступать в высшие учебные заведения. Объединяет же их то, что около 35-45% учебного плана составляют лекционные занятия, остальное время отведено под практическую и исследовательскую работу обучающегося.

Внедрение идеи практико-ориентированного обучения в РФ ведется с начала 2003 года, но в Российской массовой школе образовательный процесс и сейчас строиться в соответствии с триединством «знания – умения – навыки». Причем основное внимание, как упоминалось выше, уделяется заучиванию, переданных учителем, знаний. Поэтому для преодоления существующей проблемы необходимо уже сегодня создание практико- ориентированной образовательной среды учебного заведения.

Выбранный для реализации подход, представляет собой помимо приобретения

«ЗУНов» - организацию практической деятельности на основе решения реальных жизненных задач и проблем, которые будут активизировать знания и их поиск. Уроком должен становится весь окружающий нас мир.

Основная работа при разработке программ учебных дисциплин в рамках нашего подхода ляжет на учителей предметников. Здесь им придется решить какие способы и формы работы помогут реализовать принцип практико-ориентированного обучения в рамках их предмета. Общими для всех могут быть следующие: лабораторные, исследовательские и проектные работы, игровые практики, экскурсии, различные творческие задания, встречи с интересными людьми, а также междисциплинарная проектная деятельность; а частными: дебаты, полевые практики и наблюдения, производственные экскурсии, социальные эксперименты и другие.

Педагог должен осознать, что теперь перед ним стоит сложнейшая задача, а именно

создать условия для самостоятельного развития ученика, направляя и помогая ему, а не

ретранслируя знания, как прежде.

В рамках организации практико-ориентированного обучения очевидно возникнет препятствие, которое будет заключаться в нехватке урочного времени; особенного при осуществлении профильного обучения у учителей предметников непрофильного направления. Справиться с этой проблемой поможет известная во всем мире, и активно набирающая популярность в РФ модель «Перевернутого урока». Домашнее задание в данном случае будет заключаться в усвоении теоретического материала. А на учебном занятии в школе будет осуществляться закрепление пройденной дома темы, в течении 20- 30% от всего времени урока; и осуществление практической и исследовательской деятельности. Стоит отметить, что для проверки знаний следует отводить 1-2 урока в месяц предназначенных для проведения непосредственного контроля (тест, контрольная работа), или альтернативных методов оценки знаний (защита реферата, проекта, исследовательской или творческой работы).

Обращаясь к вопросу о начальном профессионально обучении в рамках школы, мы рассматриваем вариант введения дополнительных занятий, которые будут нацелены на получение профессиональной компетенции (практического значения) по выбранному профильному направлению. Правда актуальным и востребованным получение такого вида образования, можно будет считать только с применением дуального образования. Пилотный проект, которого, к сожалению, был закрыт в нашей стране даже на уровне среднего специального образования.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: